Годовщина исторической
встречи в Тегеране

Богатый событиями год прошёл с тех пор,
как в Тегеране состоялась историческая
встреча руковолителей трёх союзных дер-
жав— Предселателя Совета Народных Вомис-
саров СОСР И. В. Сталина, президента (о-
единённых Штатов Америки Ф. Рузвельта и
премьер-министра Великобритании У. Чер-
чилля. дн раскрыл всё огромное значение
принятых на Тегеранской конференции ре-
шений, предопределивших дальнейший побе-
хоносный для союзников ход войны и зало-
живших основу для послевоенного сотруд-
ничества великих союзных держав в целях
организации и сохранения прочного мира
между народами.

В Тегеране были выработаны планы раз-
грома и уничтожения германских вооружён-
вых сад путём одновременных сокрупитель-
ных ударов, ваносимых ссюзными армиями
со всех сторон, была достигнута полная ло-
говорённость относительно масштаба и сро-
вов операций. которые должны были быть
предприняты е востока. замада и юга. Эти
планы были осуществлены ев исключитель-
ной точностью.

«Мало найдётся в истории планов боль-
ших военных операций о совместных лей-
ствиях против общего врага, которые были
бы осуществлены с такой полнотой и точ-
ностью, с какой был осуществлён план 0
совместном ударе против Германии, выра-
ботанный на Тегеранской конференции»
(И. Сталин).

Реальность планов, разработанных на
конференции в Тегеране, определялась воен-
ной обстановкой, которая сложилась в м0-
мент исторической встречи, волей к един-
ству действий, силами и ресуреами, которы-
ми располагали союзные державы. В ре-
зультате исторических побед Красной Ар-
мии, сумевией сломить мощь врата в едино-
борстве, которое продолжалось три года, в
результате успехов союзных войск был 0-
злан перелом в войне. К тому времени Крае-
ная Армия уже отброенла немцев за Днепр,
наносила им улар за уларом, один сокруши-
тельней другого, гнала немцев всё дальше
и лальше на запал. В свою очередь войска
союзников очистили от гитлеровцев Афри-
канский континент, Сипилию, Корсику 8
пачали борьбу за очищение от немцев Ита-
Лии.

Год, отделяющий нас от Тегеранской кон-
ференции, был тодом решающих успехов
Ирасной Армии. Десять сокрушительных
ударов нанесли советские войска врагу, раз-
бив и выведя из строя 120 дивязий немцев
п их союзников. Красная Армия вышвырну-
ла гитлеровцев из советской земли. начала
освобождение Польши, Чехословакии, Норве-
гии, перенесла военные действия на терри-
торию Германии, разгромила гитлеровекий
блок, из состава которого выпали Финлян-
лия, Румыния, Болгария. Красная Армия
совместно с Народно-освободительной ар-
уъией Югославии освободила Белград, ona
стоит у ворот Будапешта, продолжая грэ-
мить вражеские войска.

Союзные войска в течение этого года, про-
извели вторжение во Францию, освободили
почти вею Францию, Бельгию, начали 0ево-
бождение Голландии и перенесли военные
действия на территорию Германии.

Немцы оказались вынужденными воевать
‘на два фронта. В этом — крупнейшее воен-
вое значение решений, принятых на Теге-
ранской конференции. Товарищ Сталин в
своём докладе 6 ноября 1944 года сказал:

«Новым моментом за истекший год в
войне против гитлеровской Германии нужно
считать тот фавт, что Красная Армия вела
свои операции в этом году против немец-
ких войск не в одиночестве, как это имело
место в предыдущие годы, а совместно с вой-
`сками наших союзников. Тегеранскал копфе-
ренция не прошла даром. Решение Тегеран-
ской конференции о совместном ударе по
Германии с запала, востока и юта стало
осуществляться с поразительной точностью».

Немцы почувствовали на своей шкуре,
что означают тегераневие репения в лейет-
вии, что представляет собой взаимодействие
двух фронтов. Мощные наступательные
операции Красной Армии приковали к се-
бе ло 200 немецких дивизий, в результа-
те наши союзники смогли быстро оправить-
сл с0 своими задачами по разгрому немец-
ких войск во Франции, Бельгии и Италии.
С лрутой стороны, второй фронт на запале
сковал 75 лививий немецких войск, что
дало возможность Краеной Армии ускорить
выполнение её стратегических залам.

Год действия историчесжих решений Те-
теранской конференции показал, какой мо-
гучей силой является 0б’единённая страте-
TWA союзных лержав. Враг не вынее сокру-
пгительных 0б’елинённых уларов союзных
армий. фн вынужден был отетушить к свэ-
им границам, Он зажат в тисках межлу
двумя фронтами, и ключ победы находитея
в руках союзников.

«Совместные удары Красной Армии и ан-
тло-американеких войск по гитлеровекой
Термашии приблизили час  побелоносного
окончания войны. Завершается окружение
гитлеровекой Германии. Логово фаптистско-
то зверя обложено со всех сторон, и ника-
кие ухишрения врата не спасут ето oT He-
минуемого полного разгрома» (И. Сталин).

Конференция в Тегеране похоронила рас-
чёты врага на взрыв противогерманекой
коалитии. Она явилась ярким свидетельет-
вом роста боевого содружества Советекого
Солоза, Великобритании и США. В vo же
время она  продемонотрировала прочность
военного и политического сотрудничества
между союзными державами и заложила

основу для организации млра и безопасно-
ети после победоносного завершения войны.
В декларации трёх держав, принятой в Теге-
ране, было сказано:

«Что касается мирного времени, то мы
уверены, что существующее между нами с0-
гласие обеспечит прочный мир. Мы полно-
стью признаём высокую ответственность,
лежащую на нас и на всех 0б’единёнкых
нациях, за осуществление такого мира, ко-
торый получит одобрение подавляющей
массы народов земного шара и который
устранит бедствия и ужасы войны на многие

` поколения».

Таким образом, великие союзные держа-
вы — СССР, США и Англия — признали,
что на них лежит главная ответственность
3a сохранение мира. И это вполне естествен-
но, ибо именно они располагают необходимой
силой дла предотвращения агрессии.

Истеклгий год был свидетелем дальнейше-
го упрочения фронта 0б’единённых наций,
роста сотрудничества уежлу тремя великими

‚союзными державами. Вее попытки гитлеров-

цев и их пособников разобщить союзные
державы потернели полный крах. Наглядны-
ми примерами упрочения фронта 0б’единён-
ных наций являются такие факты, как пе-
реговоры г-на Черчилля в Москве, как кон-
ференция в Думбартон-Оксе, где обоужда-
лись вопросы междунаролной организации
безопасности.

Вопрос 0б организации прочного мира и
безопаености стал актуальным потому, что
война в результате успешного осуществле-
ния решений  Тегеранской конференции
приближается к своему победоносному кон-
цу. Конференция в Думбартон-Оксе  доби-
лась значительных успехов. Фалтистская
печать и её подпевалы из числа  перекра-
сившихся и замаскировавитихся гитлеровцев,
которые притаились кое-где не только в ней-
тральных, но и в союзных с нами странах,
пытались и пытаются всячески преувели-
чить разногласия, возникитие в Думбартон-
Оксе. Этих безналёжных банкротов высмеял
товарищ Сталин в своём докладе от 6 но-
ября 1944 года. Он подчеркнул: «Характер-
ным для этой конференции является не то,
что там векрылиеь некоторые разногласия,
& то. что девять десятых вопросов безопас-
ности были разрешены на этой конференции
в духе полного единодунгия».

Действительно. жизнь показала, чт при
наличии доброй воля и стремления к взаи-
мопониманию нет непреодолимых разногла-
сий между союзниками, которых об’единяют
жизненно-важные общие интересы. Эти
коренные интересы и составляют тот проч-
ный фундамент, на котором зиждется могу-
чая противогерманская коалиция. Они-то и
слелали возможными и нужными и COBETCKO-
английский с0ю3, ий советско-американокое
соглашение, они об’единили великие  дер-
жавы — СССР. Великобританию и США —
в противотерманекую коалицию.

Война близится © kK своему успешному
концу. Гитлеровские заправилы знают, что
их игра безнадёжно проиграна. Их усилия
сейчас направлены к тому, чтобы затянуть
войну, чтобы создать. условия, которые дали
бы возможность гитлеровекому разбойничье-
му иипериализму пережить эту войну, как
пережил германекий империализм
упровую войну, и подготовить новую миро-
вую бойню. Они находят поддержку со сто-
роны некоторых элементов в нейтральных
й даже союзных странах. В их интересах
действуют остатки «пятых колонн», пере-
красивитиеся сторонники сотрудничества с
гитлеровской Германией. Немцы с надеждой
воспринимают сообщения 0 возникающих
различного рода планах,  предусматриваю-
щих возрожление довоенных комбинаций, о
попытках добиться снисходительного отно-
шения к агрессорам, о стремлениях возвра-
титься к тому старому порядку, который
породил смертельно опасный для свободо-

любивых народов гитлеровский «новый
порядок». —
Гитлеровцев ждёт жестокое  разочарова-

nue. He для того подняли свобололюбивые
народы знамя непримиримой борьбы против
злейшего врага человечества — против гит-
леровского разбойничьего империализма, что-
бы лопустить осквернение завоёванной побе-
ды грязными руками приспешвиков немец-
ко-фалнистеких бандитов.

Успешное выполнение тегеранских ре-
‘шений говорит о том, что поотивогерман-
ская коалиция победоносно завершит вой-
ну против гитлеровской Германии.

«Можно не сомневаться в том, что если
боевой союз демократических держав вы-
держал испытания более чем трёх лет вой-
ны и еели он скреплён кровью народов,
полнявшихся на защиту своей свободы й
чести, то тем более этот союз выдержит
испытания заключительной стадии войны»
(И. Сталин).

Свобололюбивые народы хотят не только
побелы. Они хотят прочного мара и безопас-
ности. Тегеранская конференция, которая
вселила в народы уверенность в победе,
раскрыла перед ними и перспективу дли-
тельного п прочного мира. Плолотворные
итоги Тегеранской конференции, годовши-
HY которой мы отмечаем, дают все основа-
ния надеяться, что великие союзные дер-
жавы, на которых лежит главная ответст-
венность как за достижение победы, так и
за организацию послевоенного мира, спра-
вятся со своей исторической задачей и в
содружестве и сотрулничестве со всеми cBO-
ботолюбявыми народами добъютея длитель-
вого и прочного мира и безопасности для
всего свободолюбивого человечества.

Я. ВИКТОРОВ.

er

К празительственному
кризису в Италии

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Диплома-
тнческий обозреватель агентства. Рейтер
Рендел Нил передает, что авторитетные ан:
глийские круги 29 ноября подтвердили, что
граф Карло Сфорца был бы персона нон гра-
та (нежелательным) для английского прави-
тельства, как министр иностранных дел или
премьер-министр Италии. Назначение графа
Сфорца на какой-нибуль другой правитель-
ственный пост‘не встретило бы подобного
отрицательного отношения.

——-

Назначение Французского посла в США

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Агентство
АФИ сообщает из Парижа, что француз-
ский совет министров постановил назначить
Анри Боннэ послом Франции в США.

Заявление Стеттикиуса
на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 29 ноября. (ТАСС). Отв.
чая на пресс-конференции на вопросы кор-
респондентов о том, участвовали ли США в
действиях англичан, которые, по имеющимся
сообщениям, протестовали против назначе-
ния Сфорца министром иностранных дел, и
одобрили ли США эти действия, Стеттиниус
сказал, что государственный департаменг
узнал об этих сообщениях из газет и теперь
изучает вопрос:

В ответ на вопрос, когда государственный
департамент опубликует сведения по пово:
ду доклада Явоопейской консультативной
комиссии об участии различных европейских
правительств в управлении Германией, Стет-
тиниус заявил, что он не может указать, ко-
гла государственный департамент сможет

Г опубликовать эти сведения.

АДРЕС РЕДАКПИИ п ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское птоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕ
Л 3-35-82; Иностранного — Д 3-37-60; Писем — Д 3-15-59; Местной сети — Д 3-15-47; Митературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений

Г541731.

первую.

ПРА

IMULPAHIMCKOLO

правительства 4

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). После
провала попыток Квапинского сформиро-
вать новое эмигрантское польское прави-
тельство, эмигрантский «президент» Рачке-
вич назначил премьер-министром Томаша
Арцишевского. Последний сформировал
правительство, в состав которого в числе
других вошли Кукель в качестве министра
обороны и Квапинский — в качестве мини-
стра промышленности, торговли и судоход-
ства. Три министерских поста не замещены,
так как они предназначаются для предста-
вителей крестьянской партии (к которой
принадлежит Миколайчик), о отказавшейся
участвовать в правительстве.

о

Мероприятия румынских
властей

БУХАРЕСТ, 29 ноября. (ТАСС). В ру-
мынских газетах опубликовано распоряже-
ние министерства” просвещения, запрещаю-
mee, B соответствии с 16-Й статьей согла-
шения о перемирии, распространение гео-
графических карт Румынии в границах, су-
ществовавших на 28 июня 1940 года, вклю-
  чающих в состав Румынии Северную Буко-
вину и Бессарабию. Учреждена комиссия
для просмотра школьных учебников. Поль-
зование старыми учебниками, He просмо-
тренными комиссией, воспрещено. Воспре-
шено также использование и распростране-
ние литературы, направленной против Об’-
единенных наций. Это распоряжение рас-
пространяется на школьные и университет-
ские библиотеки.

—O—

Выступление Черчилля

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, Черчилль сообщил в
палате общин, что в результате перегово-
ров, происходивших в Вашингтоне между
английской миссией, возглавляемой лордом
Кейнсом, и американским правительством,
поставки на основе ленд-лиза (закона о пе-
редаче взаймы или в аренду) в Англию из
США сократятся после разгрома Германии
почти наполовину. Эти поставки будут огра-
ничены материалами, необходимыми для ве-

дения войны.
—о—

Печать Голландии
о положении в стране

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Печать
освобожденных районов Голландии, выхо-
дящая с первых дней вступления в Гол-
ландию союзных войск, оживленно обсуж-
дает проблемы будущего ‘своей страны.
Газеты отмечают необходимость установле-
ния в стране новой здоровой демократии,
в деле создания которой должны играть
видную роль грушпы сопротивления. При
этом ряд газет критикует голландское пра-
вительство, находящееся в Лондоне, обви-
няя его в`том, что оню оторвалось от стра-
ны и стремится пойти по старой д :

Газета «Эйндховени дагблат», сообщая
о выходе в о-вобожденных районах быв-
ших нелегальных групп из подполья, пол-
черкивает, что происходящие события не
соответствуют чаяниям этих групп. «Ради
будущего нашего народа и нашей стрз-
ны, — пишет газета, — члены этих групп рис-
ковали жизнью. Они имеют возможность
лучше понять нужды народа, сумеют пове-
сти родину к новому будущему».

Намекая на лондонское голландское пра-
вительство, газета «Эйнлховенш дагблат»
критикует тех, кому «удалось остаться вне
опасных зон в годы германской оккупации
и непосредственно не соприкасаться с нуж-
дами широких масс голландского .населе-
ния». «Эти люди, — пишет далее газета, —
стремятся продолжать свою деятельность в
‚старом стиле»,

не

Положение в Бельгии

ПАРИЖ, 30 ноября. (ТАСС). Как перз-
дает парижское радио. бельгийское прави-
тельство продолжает принимать резкие ме-
ры для того, чтобы заставить оргазизации
сопротивления сдать оружие. Многочислен-
ные полицейские отряды патрулируют в
Брюсселе, производят обыски и конфискуют
обнаруженное оружие. Полицейские, встре:
тив колонну, направлявшуюся из Монса з
Брюссель, разоружили ее и произвели мно-
гочисленные аресты.

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Специаль‹
ный корреспондент агентства Рейтер в
Брюсселе сообщает, что вчера продолжа:
лась забастовка трамвайшиков. В городе со-
стоялись политические демонстрации.

Обыски с целью из’ятия оружия произво-
дятся по всей стране. Вчера утром в различ-
ных районах Брюсселя двигались автомаши-
ны с вооруженной полицией. Полагают, что
конфисковано много винтовок и патронов.

— Oo =

Французские газеты
о положении в Бельгии

ПАРИЖ, 29 ноября. (ТАСС). Француз-
ская печать продолжает обсуждать поло-

ение в Бельгии.   Е

В газете «Паризьен либере» помещена
статья вернувшегося из поездки в Бельгию
Блок-Маскарта, который воздает должное
бельгийскому сопротивлению и заявляет,
что в период немецкой оккупации Бельгии
правительство Пьерло не помогало органи-
зациям сопротивления, не ободряло их. Ав-
тор пишет, что позиция Пьерло не благо-
приятствует участию бельгийского народа в
войне.

Газета «Фран-тирер» помещает статью пол
большим заголовком: «Отныне Пьерло пред-
ставляет только реакционеров».

&

oe

Английская газета
о патриотической милиции
во Франции

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС), Газета
«Ньюс кроникл», касаясь в передовой статье
вопроса о статуте патриотической милиция
во Франции, заявляет, что, как показали со-
бытия, возражения милиции против ее разо-
ружения были обоснованными.

«Немцы, отстулая из Франции, — пишег
газета, —- оставили после себя много «полч-
тических бомб замедленного действия» наря-
ду с обычными. Теперь они взрываются.
Царнановская фашистская полиция попреж-
нему активна, как и оставшиеся во Фралции
агенты гестапо, число которых еще очень
велико. Согласно достоверным сообщениям,

немцы сбрасывают своим людям во Франция

вооружение и даже подкрепления. Мы об-
ращаем на это внимание, желая вновь под-
черкнуть, что члены организаций сопротиз-
ления, которые по требованию сдали свое
оружие и страдают из-за этого, были во
многом правы».

ЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Спразочное бюро — Д. 3-15-68;

BHA

EEE hilt hk dee ee oie. rates nae

Hoowit coomae залюни   ВУД НАД УЧАСТНИКАМИ ЗПОДЕЯНИЙ В MAAMANEKE

ЛЮБЛИН, 30 ноября. (ТАСС). После
открытия заседания суда над гитлеровски-
ми палачами — участникама злодеяний B
Майданеке — адвокаты сделали суду заяв-
ление о том, что они отказываются от за-
щиты подоудимых, так как считают для
себя позором защищать врагов польского
народа — убийц мирных жителей.

Выступивший волед за этим прокурор
`Чеслюк указал, что мотивы защитников
следует признать заслуживающими внима-
ния. Тем не менее он настаивал, чтобы в
соответствии с законами Польской демо-
кратической республики была обеспечена
защита обвиняемых. Суд постановил оста-
вать присутствующих на судебном процез-
се адвокатов в качестве официальной 33-
щиты, :

Первый день судебного разбирательства
был посвящен допросу обвиняемых. Всяче-
ски стараясь преуменьшить свою непосрел-
ственную ответственность, подсудимый

Тернес показал, что за время его пребы-
вания в Майданеке только путём улуше-
ния газами было убито сзыше 60 тысяч
человек.

Подсудимый Отальд, не спеша, с холод-
вой педантичностью рассказывает о суще-
ствовавшей на Майданеке системе уничто-
жения заключённых.

Прокурор спрашивает Отальда — видел
ли он в лагере детей? :

Подсудимый отвечает, что он видел там
детей всех возрастов, до грудных включа-
тельно,

— Расскажите, как дУушили детей? —
спрашивает прокурор.

К газовым камерам,— говорит подсу-
димый Отальд,— детей подвозили на авто-
машинах а здесь же ux сгружали. Дети че
хотели итти в камеру смерти, они о чём-то

догадывались. Приходилось уговаривать
петей: «Там будет лучше, там будет хо-
ротно».

Нередко к крематорию привозили для
сожжения живых людей. По этому поводу
подсудимый Отальд показал, что он Bu-
дел людей, привезённых к крематорию в
кандалах. Их собирали в специально ого”
роженном колючей проволокой месте возле
крематория и оттуда партиями по 59 че-
ловек отправляли поочередно в печи кре”
матория. По заявлению подсудимого, сре-
ди привозившихся для сожжения люден
были и советские военнопленные.

Подсудимый Герстенмайер показал, что,
когла он прибыл на Майданек, то ему ска-
зали, что в печах лагеря уже было истрео-
лено около 200 тысяч человек. В этом от-
пошении, гозорит подсудимый, Майданек
походит на Jlaxay.

По делу привлечено 12 свидетелей из
числа тех немногих оставшихся в Живых
заключенных в Майданеке, которых немцы
не успели расстрелять, спасаязь бегством
от наступающих частей Красной Армии и
Гольского Войска. Десятки людей обрати-
лись к суду с просьбой допросить их для
азобличения преступной деятельности гит-
леровских палачей, сидящих Ha скамье

подсудимых.

Военные действия

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). В сего-
дняшнем сообщении штаба верховного ко-
мандования экспедиционных сил союзни-
ков говорится:

«Войска союзников предприняли атаку в
районе Гейленкирхен—Юлих, западнее Лин-
ниха (Германия). Войска союзников очч-
стили от противника Кослар и продвину-
лись в других местах в этом секторе. ›

В районе Дюрен—Гюртген (Германия)
войска союзников отбили конгратаки про-
тивника у Индена и Ламмерсдорфа, се-
вернее Френца. В обоих горолах продол-
жаются бои. Неприятель прекратил сопро-
тивление в Юнгерсдорфе. После ожесто-
чённых боез очищен от противника Лая-
гервее. Атакуя в районе Мероде, западнее
Дюрена, войска союзников добились ус.
пехов. Южнее этого района союзники пЭэ-
должали вытеснять противника из леса
Гюртген. Заняты Клейнгау и Гюртген.

Средние бомбардировщики совершали на-
лёты на скопления вражеских войск севе-
ро-западчее Дюрена, а также в Эльсдорфе
и  Пире, На

В долине Саара войска союзников закре-
пились на занятых позициях и продвину-
лись на восток. Части войск союзников
находятся вблизи Карлингена (Лотария-

в Западной Европе

rua), a другие части подошли к Сааруниэ-
ну, где удерживают высоту.

Войска союзников добились успехов во
многих местах западнее Гагенау, в районе
Вогез и на Эльзасской ‘равнине, западнее
Рейна. Подразделения, которые прошли че-
рез Вогэзы, зачяли Андлау, несмотря на
сильное сопротивление противника. В ре-
зультате продвижения .на юг от Страсбур-
га занят Эрштейн. Части войск союзников
подошли к Матнценгейму. Достигнуты ус-
пехи также на высотах в южном районе
Вогез».

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). В сообще-
нии штаба вооружённых сил союзников на
средиземноморском театре военных дейст-
вий говорится, что на фронте в Италии
шли бои местного ‘значения.

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Офици-
ально об’явлено, что английские самолёты
«Спитфайр» совершили 29 ноября налёт на
ряд германских стартовых станций ракет-
ных снарядов «Ф-2» в Голландии. В не-
скольких пунктах возникли пожары.

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Как перз-
заёт агентство Рейтер, английские само-
лЕты «Москито» совершили вчера во вто-
рой половине дня налёт на об’екты в райо-
не Дуисбурга (Германия).

Член конгресса США
о наказании военных
преступников

НЬЮ-ЙОРК, 29 ноября. (ТАСС). В связи
с заявлением Управления по делам бежен:
цев о зверствах нацистов член юридической
комиссии палаты представителей Селлер
{демократ, от штата Нью-Йорк) опублико-
вал в <Конгрешнл рекорд» специальное
заявление, в котором резко критикует
неэффективность работы союзной комиссии
по расследованию военных преступлений,
нзходящейся в Лондоне, и призывает к 60-
лее быстрому расследованию, составлению
списков военных престуйников и провозгла-
шению принципа неограниченного наказания
виновных в военных преступлениях.

Несмотря на то, говорится в заявлении
Селлера, что обдуманное систематическое
истребление миллионов людей и необуздан-
ные зверства нацистской клики возлагают
высокую ответственность на лондонскую
комиссию по расследованию военных пре-
ступлений, последняя не достигла серьбз-
ных результатов ни в составлении списков
военных преступников, ни в расследовании
военных преступлений. Вместо этого комис-
сия превратилась в запутавшуюся органи-
зацию, занимающуюся поисками легальных
прецедентов из юридической практики.

Предостерегая против повторения ошибок
прошлой войны, когда список из 900 воен:
ных преступников сократился до 12, Сел-
лер указал, что, если комиссия по рассле-
дованию военных преступлений посвятила
свою деятельность выполнению пустых
формальностей, пренебрегая своей основ:
ной задачей, нацистские преступники, в том
числе Гитлер, Гиммлер и их сообщники,
могут избегнуть наказания и таким образом
будут вновь угрожать ‘миру и безопасности.
Преступники из стран оси должны быть
судимы в соответствии с принципами циви-
лизации. Однако справедливость не допуска-
ет, чтобы им была предоставлена возмож-
ность избегнуть наказания из-за акздемиче-
ских диспутов по поводу юридической про-

Бои в Югославии

БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). Верхов-
ный штаб Народно-освободительной армии
Югославии сообщает, что части Народно-
освободительной армии, наступающие в
Сербии, очищая долину реки Западная Мо-
рава, приблкжаются к городу Чачак.

В Черногории части Народно-освободи-
тельной армии освободили Ульцин и пре-
следуют разбитые немецкие части, отсту-
пающие к Скадар. Новые попытки окру-
женной в районе Подгорица немецкой
группировки пробиться в Санджак отбиты
с болыними потерями для немцев. Актив-
ность окруженных в секторе Даниловград
немецких частей все более слабеет. В этом
районе за 10 дней убито и ранено более
3 тыс. немецких солдат и офицеров, захваче-
но свыше 1.000 винтозок и много другого
военного имущества. .

В Восточной Боснии югославские части
заняли город Яня и очищают долину реки
Дрина, преследуя отступающих к Биелина
и Зворник немцев. Идут сильные бои с не-
мецкой колонной, пытающейся пробиться
из Соколаца к Власенице. На дороге
Рогатица—Вишеград разгромлена -HeMell-
кая моторизозанная колонна, отступавшая к
Сараево. Уничтожено 117 автомашин,
истреблено более 500 немцев.

В Далмации продолжаются операции по
уничтожению окруженной в секторе Книн
немецкой группировки. За три дня здесь
убито и ранено более 1.000 немецких,
усташских и четнических солдат и офице-

ров.
—O—

Назначение Нельсона
экономическим советником
при правительстве Китая
ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Чунцин:
ский корреспондент агентства Рейтер сооб-

щает, что личный представитель президен-
та Рузвельта в Чунцине Дональд Нель-

цедуры. Провозглашение принципа нака-
зания военных престунников и суд над нимч
не должны быть: задержаны.

сон, по сведениям из хорошо информиро-
ванных кругов, занял пост экономического
советника при правительстве Китая.

ИСПАНСКИЙ «НЕЙТРАЛИТЕНОР»

Рис. Кукрыниксы.

КУКРЫНИКСЫ- 39 с

— Я здесь пою так тихо и смиренно...

Типография газеты «Празда» имени Сталина. /

Нартайной жизни — Д 3-35-42; Пропаганды — Д 8-38-83;

—Д 3-30-23. О недоставке га

Сельскохозяйственного — ДЛ 3- 3 г
зет в срок сообщать по м rhe

Крысы тонущего
корабля

У крыс фашиетских зреют планы,
Иные крысы уж в пути:
Упаковавши чемоданы,

через моря и океаны

Они спешат в такие страны,

Где б и следов их не найти.

Но подлым крысам быть в ответе
Будь это остров, или мыс,
Иль Аргентина на примете,
Такого места нет на свете,
Где б не нашли немецких крыс,

Природа что-нибудь да значит,
Зря крыса тем себя дурачит;

— ТГмыгну в кусты или под мост! -
Где крыса голову упрячет,

Там крысу выдаст-— длинный хвост

Демьян БЕДНЫЙ,
———

‚Болгарский деятель в США
о болгарском празительстве
НЬЮ-ЙОРК, 30 зоября. (ТАСС). Са
тарь «Болгаро-американского конгресс»
США Шаренков, выступая на пресс-кон
ренции, охарактеризовал болгарское приз
тельство, как подлинно народное, Он зая;
что это правительство выполняет усл»
соглашения о перемирии, и призвал все цу,
грезсивные демократические силы под
жать болгарское правительство, так како»
является важным фактором установлеь
мира и демократии на Балканах. Шарень
подробно рассказал о деятельности Отек
ственного фронта. Он натюмнил, что нына
нее болгарское правительство состоит изв
теранов борьбы против гитлеровского гост
ства в Болгарии.
Аб

Открытие памятника
бойцам Красной Армии
° в Белграде

БЕЛГРАД. 30 ноября. (ТАСС). В №
граде состоялось открытие памятника в
ветским воинам, павшим в боях за 0свобу
дение Белграда. Задолго до открытия
мятника на плошади собрались жи
Белграда — старики, молодёжь, женщ
и дети. Многие принесли с собой буи
цветов.

На открытии памятника присутствовь
представители верховного штаба Народе
освободительной армии Югославии, Анти
шистского Веча Народного Освобождее
Сербии, об’единенного союза антифаши
ской молодёжи Югославии и другие.

Представитель организации антифашиз
ской молодёжи Симич, обращаясь К ми
рям и сёстрам советских героев, павших:
освобождение Белграда, заявил: «Наши и
тери и сёстры будут, как родные, берез
охранять могилы ваших бессмертных и
новей».

Газеты поместили подробное  описае
торжественного открытия памятника. Га
та «Политика» пишет: «Великая любов!
свободе привела красноармейцев в нп
края. Борясь за свободу всех угнетёни
фашизмом, они прошли тысячи‘ километр
преодолели многие горные хребты, гл}
кие реки, широкие равнины. Неоценимыг
жертвы, беспримерна их борьба».

—O-——
Война на Тихом океан

Налёт американской авиации на Токио

ВАШИНГТОН, 30 ноября. (ТАСС). Ве
ное министерство США опубликовало соб
щение о том, что в ночь на 30 ноября ак
риканские бомбардировщики <«9 мин. вечера, утреннего — в 12 зас, ди
МХАТ ООСР им. ГОРЬКОГО — 1/ХП -
следние дин (Путихин). Начало в 7 чае. 307
вечера,
О ры

Изд. № 658.

в са ИМ ма а о ке а г

Dewees ees Ss

Tap
Чек
Som
HOR
Bono
1a,
Cty
Been
Doe
Kya
Teng

К
ВА
Ty
Teer
аи
мн
ТУ
Ton:
Bika

тЫ
a4
ta §
Bolt
Dafoe
Hb
Mon

=
=

M