oe, ee ee ине, ов

=> >> т.

a =~

igs 7Se tPF Ke eas

Gah
‚1
ony
ri

в
ЭГО,
бр
кого

y Hi
ЮГ
gti
пр
att
one

ук
oho

и

СУББОТА, 9 ДЕКАБРЯ 1944 г, № 290 (8592)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Совежское строительство

Депутаты пришли‘ к избирателям

В канун Дня Конституции большая
групна депутатов Новосибирского город.
ского Совета вотретилась со свонмн из.
бирателями. В тот морозный вечер позд-
но горели огни в районных библиотеках.
клубах и школьных помещениях, которые
в памятные дни избирательных кампаний
являлись центрами кипучей общественно-
политической жизни. Теперь депутаты
горсовета пришли в свои избирательные
округа. чтобы ознакомить население с
замечательными сталинскими мыелями и
идеями, содержащимися в докладе о 27-й
годовщине Великой Октябрьской социали-
стической революции, и побеселовать о за-
дачах местного Совета, о думах избирате-
лей и их нуждах.

В районной библиотеке им. Саттыкова_
Щедрина собрались зкители окрапнных
улиц — Свободы, Кропоткина, Деповской,
Пехотной, главным образом женщины,
мужья и сыновья которых сражаютея на
фронте или работают на заводах и заня-

ты сегодня в вечерней смене. Депутат
Григорий Терентьевич Шиков, директор

Новосибирского медицинокого института,
живои и доходчивой беседой увлек собрав-
шихея. Говоря о большой и плодотворной

деятельности советской интеллигенции в
теды воины, депутат особенно подробно
остановился на работе людей медицины
на фронте и в тылу.

Аудитория состояла из людей. которых
з период выборов именовали «неорганизо-
занным населением». На вопрос депутата.
зе хи читали или слушали сталинский
доклад, большинство ответило утверди-
тельно. Одна из женщин как бы про себя
сказала: <Я эту газету берегу». После вы-
стунления депутата присутетвующие го-
рячо говорили об общественных и быто-
вых делах. Было высказано пожелание,
чтобы т. Шиков чаще вотречался со сво-
ими избирателями. ; :

Перед избираяелями окраины Красная
Горка, собравшимися в помещении сред-
ней школы, выступил депутаг Михаил
Ефимович Золотарев, председатель посто-
SHHO действующей школьной комиссии го-
редекого Совета. Сообщение © том. что
депутат Золотарев придет вечером к из-

На-хнях на автозаводе имени Молото-
за состоялиеь собрания избирателей, на
хотерых депутаты Советов отчитывались
В 080ей работе. eres

На собрание, на котором отчитывался
депутат Верховного Совета РОФСР ди-
ректор завода т. Лоскутов, собралось свы-
ше 250 чел. Пришли рабочие, мастера,
свободные от работы на заводе, служащие
учреждений и домашние хозяйки.

Это первое за время войны  отчетное
собрание депутата вызвало у избирателей
большой интерес. В своем отчетном докла-
х т. Шоскутов затронул изиболее важ-
ные вопросы, близкие сердцу каждого со-
зеткого гражданина. Прежде всего он
подробно рассказал о работе завода, о ге-
рончесвих усилиях его коллектива.

7з.Автозаводцы, е честью выполняют
вой холг перех родиной, — сказал т. 1ос-
хумв. — Ha заводе тысячи  стаханов-

Сессии областных Советов

СТАЛИНГРАД, 8 декабря. (По телеф.
от’ соб. корр.). Состоялась: очередная, ХУ
сессия областного Совета депутатов тру-
дящихся.

С докладом о работе МТС. высту-
пил заведующий облзо тов. Краснов. До-
кладчик отметил, что в этом Году MTC
Сталинградской области работали значи-
тельно лучше, чем в прошлом. Сотни кол-
хозов  благодаря ‘помощи МТС получили
высокий урожай.

Лучше стали работать тракторный в
комбайновый парки МТС. Сотни трактори-
стов и бригадиров дали в этом году высо-
кую выработку на своих машинах.

Докладчик отметил также и ряд серьез-
ных недостатков в работе МТС.

По вопросу о состоянии культурно-про-
светительной работы в области сессия за-
слушала и обсудила доклад заведующего
облОНО_ тов. Агринского. Тов. Агринский

бирателям, передавалось из дома в дом.
Избиратели стали собираться раньше уе-
човленного времени, и догадливая дирек-
ция 30-й школы показала собравшимся
художественную: самодеятельность уча-
щихся. В прениях по докладу депутата
выступили 24 человека, В полночь жители
Брасной Горки проводили своего депута-
та до центра города.

В другой части Новосибирска, в Кага-
новичеком районе, в тот вечер состоялось
пять десед депутатов с избирателями.
Кольше 150 чётовек присутствовало в
клубе нервого лесозавода на встрече е де-
нутатом Александрой Ивановной Дуленко.
В подготовке собрания тут проявили 0со-
бую заботливость: вывееили  об’явления.
усрали. помещение; организовали после co-
орания демонетрацию кинофильма.

На улице Лермонтова в одном из домов
встретился с избирателями депутат Петр
Аввакумович Пантюхин. Депутат принее
с собой географическую карту и пока-
зал своим собеседникам. как логово фа-
нгистекого зверя обложено со всех сторон.
Беседа денутата с избирателями носила
оживленный характер.

- Избиратели дороворилиеь с тов. Пам-
тюхиным, что им надо ветречалься хотя
бы раз в месяц: мно дел в районе
ждет вмешательства депутата. А один
вопросе. поднятый избирателями  Курче-
евой. Сошниковой и другими, потребовал
неотложного разрешения, В ближайшей
водоразборной будке часто не бывает во-
ды. Депутат позвонил по телефону руко-
водителю Водоканалтреста, и тот обещал
завтра же прислать рабочих и исправить
повреждение.

...Немало существенных. претензий
пред’явили в тот вечер избиратели ис-
полкомам городского и районных Советов,
Уже теперь. в самом начале сибирской
зимы, обнаружилось, что городские орга-
низации своевременно не позаботились 0
педвозе топлива. При первой же встрече с
депутатами избиратели заинтересовались:
почему-де так получилось? Депутаты со-
общили: 27 тысяч тонн угля лежат на
шахте горисполкома. заготовлены десятки

тысяч кубометров дров, но большой сне-

На отчётном собрании депутата

yes. Героически работает колодежь. На
заводе создано 884 фронтовых молодеж-
ных бригады. Широко  развернувшееся
социалистическое сбревнование 33 вы-
полнение годовой программы помогает
заводу добиваться серьезных производ-
ственных успехов.

Большое внимание районный Совет и
заводские организации уделяют культур-
0-бытовым запросам трудящихся.
одиннадцать месяцев текущего года в
автозаводеком. городке отремонтировано
508 зданий, приведеты в порядок я
нормально. работаю? школы и Jet
ские учреждения, выпохнея  плам  за-
кладки овощей и картофеля. Большая за-
бота проявляется в семьях фронтовиков.
Для них отремонтировано сзыше ты-

сячи квартир, выхано.05020.. тысячи. ку-

бометров дров, около. пяти тысяч тонн
торфа.

0<0бо оставовилея на результатах прове-
денного в области месячника смотра изэб-
читален. .

С докладом о работе зайпромкомбинатов
выступил ` заведующий облместпромом
тов. Репин.

По всем вопросам повестки дня сессия
приняла соответствующие решения.

МОЛОТОВ, 8 декабря. (По телегр. от соб.
корр.). На состоявшейся ХТУ сессии Моло-
товского областного Совета депутатов тру-
дящихся первым обсуждался вопрос о со-
стоянии и мерах укрепления общественно-
го животноводства в колхозах. Доклад-
чик — заместитель председателя исйолко-
има областного Совета т. Соколов—подроб-
во проанализировал положение дел. Хотя
передовые колхозы я районы Молотовской
области за годы войны достигли серьёзного
под’ема в развитии общественного жи-
вотноводства, в целом по области

г. Новосибирек

(По телефону)

гопад и еильные морозы в поенедние AHH
ноября сказались на доставке топлива,
Тенерь меры приняты, He шахту носланы
группы рабочих, чтобы усилить отгруз-
ку... Избирателя Анну Бунькову это об’.
яененив не удовлетворил.

— Топливо, — сказала она, — HAO
было подвезти ло морозев. Время быхо.
0 чем раньше думали в гориснолкомо?

Жители 370-го избирательного округ
° том же говорили депутату Королеву:

— А все-таки упустил время гориснол-
ком... Если трудно, надо было к населе-
нию обратиться, мы бы всегда помогли.

Депутату Нине Михайловне Митнико-
вой избиратели высказали пожелание, что-
бы исполком районного Совета повсе-
дневно вниках в жизнь школы. Справедли-
вые ‘нарекания раздавалиеь в ряде мест
пе поводу плохой работы радиосети.

Инженер-стреитель Лавров на ветрече

© депуталом Нраековьей Анхреевной Го-
ловневой говорил о недопустимо плохой
эксплоатации жизищного фонда в Ново-
сибирске, Присутствующие внесли пред-
ложение, чтобы отдел коммунального хо-
зяйства ознакомих население с состояни-
ем жилбго фонда и теми мерами, котерые
принимаются, чтобы его лучше бохра-

НИТЬ. $ ‘s
Инвалих Сизиков сказал депутату:

— От нас хо ноликлиники шесть кихо-
метров. Еели взрослому туда нелегко хо-
дить, т0 как быть с ребенком. сели его
необходимо показать врачу... Надо отделу
здравоохранения устроить гле-нибудь по-
ближе амбулаторный прием

0 многом говорили в тет день ushapa-
тели во своими депутатами. 0 помощи CH-
ротам и контроле над снабжёнием детей в
школах; о ремонте моста и работе баня;
о торговае топливом и запозханиях в хо-
ставке газет читателям...

Исполкому городекого Совета и его от-
делам следует тщательно разобрать все з8-
мечания и предложения избирателей, бы-
стро откликнуться на критику. А обще-
вие с избирателями должно стать поето-
янной обязанностью всех депутатов город-
екого и районных Советов.

О. ГОТЛИБ,
4 co6. Kopp. «Известий». ©

„>

г. Горький
(Чо телефону)

Не. обошёл молчанием т. Лоскутов и
упущения, имеющиеся в культурно-быто-

вом обслуживании трудящихся, — нехо-

статочную медицинскую помошь в районе,

перебои с отоплением домов, недочеты в

работе торговых учреждений.

Пе докладу развернулась оживленная

беседа. Депутату ТЛоскутову было задано

За большое количество вопросов. Избиратели

интересовались, как т. Лоскутов выполня:
ет свои депутатские обязанности, как он
связан с избирателями, как помогает им.
Большое внимание избиратели, выступив-
шие в прениях, уделили культурно-быто-
вому обслуживанию населения автозавох-
свого городка и тем недочетам, кажие в
этом обслуживании имеются.

в Г. ФЕДОРОВ,
. 606. корр. «Известий».

животноводство находится в совершен-
но неудовлетворительном состоянни.

С докладом о ремонте к содержании авто-
гужевых дорог в области выступил предсе-
датель облисполкома т. Швецов. Вопрос
этот поставлен был на. обсужденне сессии
в связи с тем, что во время войны многие
исполкомы районных н городских Советов
перестали заботиться о ремонте и содержа-
вии в порялке авто-гужевых дорог,

Сессия заслушала и обсудила также до-
клад заведующего областным финансовым
отделом т. Михайлова о выполнении плана
мобилизации средств в третьем и четвертом
кварталах 1944 года. ;

В связэн е переходом бывшето
седателя облисполкома т. Кочергина на дру-
гую работу сессия избрала председателем
исполкома областного ‘Совета тов. У. И.
Швецова.

В чугунолитейном цехе Кировского орде-
моносного завода (Ленинград). На снимке:
работает вагранщик т Калистратов, вынол-

няющий нормы ина 309 процентов.
Фото М, Грачева.

Подготовка учителей

СНК РСФСР разрешил Народному ко-
миссарнату просвещения РСФСР органи-
зовать 10-месячные ‘курсы для. подготовки
учителей. Будет обучено 20.310 учителей
для 1—4-х классов начальных, семилетних

H средних школ, 16.470 — для 5—7-х клае-
сов. f

Одновременно Наркомпросу предложено
вомочь учителям, окончившим 8—10-месяч-

ные курсы в истекшем году, пополнить
свои знания путем заочного обучения.

Перед выставкой картин
художников трёх областей

ЯРОСЛАВЛЬ, 8 декабря. (По телеф. от
с0б. корр.). Ярославские художники дея-
тельно готовятся к открывающейся в блн-

жайшее время в Москве выставке картнн ху-
дожников Ярославской, Ивановской и
ковской областей.

Большинство полотен посвящено жизни
Ярославля и области. Художники А. Чур-
кин, А. Шиндыков и М. Владыкин в своих

картинах отобразили чудесные волжские
просторы i окрестности
Ю. Дружинина представила картину «С

тюр-мортов, В.
«Мать» и другие работы, Б.

написали картины о своем городе.
работ. Для выставки отобрано 86.

Восстанавливаются плантации
эфиро-масличных
культур

КИЕВ, : 8 декабря. (По телеф. от соб.
корр.). До войны Украина снабжала почти
весь эфирными, ароматическими ма-
слами. Колхозы и совхозы УССР засевали
мятой, кореандром, тмнном, лавандой и дру-
гими ароматическими культурами свыше
27 тыс. га земли. Заводы республики выра-
батывали более 300 тонн эфирных и около
700 тонн жирных масел.

_ Немцы во время оккупации уничтожили
посевы ценных эфнро-масличных культур
= семена, разрушили н сожгли перерабаты-
вающие заводы, Теперь украинские колхоз-
ники начали заново восстанавливать эту ин-
тересную отрасль хозяйства. Сотни гекта-
ров земли Полтавщины, Сумщины, Червя-
говщины, Киевшины в этом году были
вновь засеяны мятой, в Каменец-Подоль-
ской, Винницкой, Киевской областях снова
стали расти душистый тмин, кореандр. Вос-
становлены и уже дают продукцию все ра-
ботавшие до войны  эфиро-масличные
заводы,

Весной будущего года в Измаильской об-
ластн на берегах Дуная будут посажены
плантации лаванды и розы для производства
ценнейшего розового масла.

х

Горь-

Ярославля.

индивидуального огорода» и несколько на-
Дружинин — портрет

Ефремов —
картину «Дружинница на фронте» и порт-
рет заслуженной артистки РСФСР А. Чу-
диновой, орденоносец Н. Кирсанов — ce-
рню фронтовых работ. Рыбинские худож-
ники В. Тулин, А. Веденеев, М. Грачева

Областное жюри рассмотрело около 200

ХЕЛЬСИНКИ, 6 декабря. (ТАСС). 6 де-
кабря в Хельсинки по случаю Дня незави-
симости Финляндии премьер-министр Пааси-
киви выступил с речью, в которой заявил:

«Каждый народ нмеет свои реальные
факты, свои политические проблемы исвон
жизненные вопросы. Мы также должны
теперь выявить и разрешить собственные
persis Kak внешнеполитические, так и
внутриполитические. Мы должны призна-
вать подлинные факты, которые оказывают
влияние на развитие нашей жизни и Ha

‘наше будущее. В данный исторический мо-

мент, когда наш народ после многолетней
войны достиг мира, мы должны уяснить
себе как постоянные, так и особые про-
блемы настоящего времени.

Во внешней политике Финляндии перво-
степенное и определяющее значение имеет
наше отношение к нашему великому восточ-
ному соседу — Советскому Союзу. Это на-
ша основная внешнеполитическая пробле».
ма, от которой зависит будущее ‘нашего на-
рода и решение которой мы должны най-
тн. Мы недавно подписали соглашение с

Советским Союзом о перемирии, которое в  П

настоящее время выполняется. Нет рас-
хождений в отношении добросовестного
выполнения этого соглашения, Но, помимо
выполнения условий этого соглашения,
следует также добиваться в будущем хо-
роших, основанных на доверии отношений ©
нашим великим соседом. Подозрения долж-
ны быть устранены. Необходимо осуще-
ствить дружбу.

Но моему убеждению, основные интере-
сы нашего народа требуют, чтобы руковод-
ство внешней политикой Финляндии осу-
ществлялось таким образом, чтобы эта по-
литнка не была направлена против Совет-
ского Союза. Мир, дружба и добрососед-
ские, основанные на доверии отношейия с
великим Советским Союзом представляют
первую задачу нашей государственной
деятельности.

Нет ничего удивительного в том, что в
современный. период переворотов и насилий
малые народы охвачены опасениями и ео-
мнениями относительно своего будущего,

ельзя также скрыть того факта, что при

ЛЮБЛИН, 8 декабря. (ТАСС). Газета
«Глос люду» публикует сообщение о звер-
ском убийстве, совершенном бандой ‹Ар-
мин крайовой». В Замойском- уезде, пишет
газета, бандиты из «Армин крайовой» зало-
жили мину на июоссе, по которому ехала ма-
шина с отрядом польской милиции. В ре-

этом быстро облетела предприятия и орга-
низации Замостья, Погребение жёртв дивер-
сии, пишет газета, вылилось в мощную де-
монстрацию общественности против дея-
тельности польского эмигрантского прави-

тельства, как вдохновителя диверсий и
убийств на освобожденной территории
Полыши.

Газета публикует резолюцию  траурно-

На быто

услугами рынка.

торговли, — говорят колхозники.

— Попробуй разберись в этом хаосе и
толчее, — возмущаются горожане, __

— Не хотят людн соблюдать порядок!
Сколько ин бьёмся с рынком, а всё ниче-
го не получается, — сетует председатель
горисполкома т. Иванов.

очему же нет порядка на рынке? Рынок
расположен на самой большой площади
Тамбова. Тут есть где развернуться, рас-
планировать торговые ряды. Но рынок не
огорожен, вся его территория в выбоинах,
усеяна камнями, о которые то и дело
спотыкаются люди. ‘Территорию рынка
редко подметают н убирают, _

Колхозники и колхозницы, приехав на
рынох, устремляются к контрольным буд-
кам проверить и проклеймить продукты.
Ждать очереди приходится долго, а поло-
жить тяжелую ношу некуда. И в ожида-
нин люди кладут мясные ‘туши, масло и
другие продукты прямо на землю.

Но вот процедура осмотра продуктов
окончена, уплачены все сборы. Колхознина
направляется к единственному на рынке мо-
лочному павнльону. Но он уже переполнен.
В. павильоне тесно, прилавок не огорожен
хеткой, Какне уж тут удобства! Волей-не-
волей приходится располагаться с продук-
тамн прямо на земле. Не лучше и в других
павильонах. =
Нельзя сказать, что горисполком не’‘за-

зультате взрыва убито 12 человек, Весть об

poem 10000 1

— Никаких удобств нет на рынке для

Выступление Паасикиви

]современных неустойчивых условиях такие
настроения и опасения, обоснованные или
нет, имеются среди финского народа.
Государственная самостоятельность и не-
зависимость представляют собой  пред-
посылку, без которой наш народ не сможет
быть счастливым и довольным, не сможет
жить и выполнять свои задачи. Весь народ

Финляндии, все его партии придерживаются.

этого мнения.

Мы с удовлетворением отмечаем, что
ки, явно признает государственную  само-
стоятельность Финляндии и право финскога
народа на самоопределение. Таким образом,
налицо имеются необходимые предпосылки
для хороших, добрососедских, основанных
на доверии взаимоотношений между нашей
страной и Советским Союзом, а также
предпосылки для занятия Финляндией сво-
бодной позиции в той международной сн-
стеме, которая предназначается для обесне-
чения мира после этой войны».

Остановившись на сотрудничестве Фин-
ляндии со Швецией, Норвегией и Данией,
аасикиви перешел к проблемам внутрияо-

«события последних лет и заключенное пе-
ремнрие ставят перед внутренней жизнью
народа трудные задачи, требующие неслы-
ханных усилий». Отметив, что в военное

сказал:
«Основные трудности внутреннего по-
рядка все же не связаны се вопросами полз
ного восстановления основанной на кон-
ституции демократии. Vix следует искать
в первую очередь в экономической обла=
сти, в необходимости устранения послед-
ствий войны. Когда мы снова займемся мир-
ной работой, наши усилия, какие бы за-
труднения нам ни пришлось испытать, улуч-
шат со временем условия нашей экономи:
ческой жизни. У нас возникнут растущие
возможности укреплять и расширять осно-
ву нашего будушего благосостояния, в
особенности после того, как мы преололеем,
первые затруднения и пустим свою произ-
водственную машину полным ходом»,

Преступная деятельноеть польских реакционеров

го митинга за подписями городской и уезд-
ной рады народовой, совета профессио:
нальных союзов; демократических партий,
духовенства, товарищества польских куп-
цов, ремесленников и других организаций
ни лиц. Отмечая большую плодотворную
работу деятелей демократической Польши,
резолюция клеймит презрением и позором

Советский Союз так же, как и его союзни- =

литической жизни Финляндии, указав, что“

время в Финляндии был сделан ряд исклю__
чений из принципов демократии, Паасикиви

предателей родины — агентов врага. Ком- -

ментируя это событие, «Глос люду» пишет:
«Пан Арцишевский в роли эмигрантскога
премьера, видимо, вдохнул жизнь в банды
«Армин крайовой». Надо, чтобы эти бан-
ды прекратили свое существование. Народ

требует покончить с подлыми убийцами из
«Армии крайовой» и «Народове силы
збройне»,

вые темы

Почему на рынке нет порядка?

Тамбовским центральным колхозным рын-
ком недовольны ни колхозники, привозящие
свои продукты, ни горожане, пользующиеся

нимается рынком. Но делает он это по-
верхностно, несерьёзно. Иначе не получи-
лось бы так, что, отпустив минувшим летом
на благоустройство рынка около четырехсот
тысяч рублей, горсовет. не получил ощути-
мых результатов.

Более ста тысяч рублей потрачено на”

устройство изгороди вокруг площадки для
торговли промышленными товарами. А что
это дало посетителям рынка?’ Только тол-
чею и давку. (За изгородью не позаботи-
лись построить ни столов, ни скамеек.
Построили три новых павильона, но не-

дооборудовали их. И немудрено, что охот» _

ников пользоваться павильонами находится
мало.

Присмотрись руководители гориспол-
кома к рынку побл ‚ они повели бы
благоустройство его по другому, более
рациональному пути. Они отвели бы и
оборудовали места, где колхозник мог бы
поставить лошадь, на которой приехал на
базар. Они построили бы в достаточном
количестве столы, скамейки, отремонтиро-
вали бы весы, заставили бы владельцев
государственных и кооперативных мага-
зинов и ларьков, расположенных на рынке,

почистить торговые помещения от много- _

летней грязи.

Нет, не правы руководители Тамбовско-
го горисполкома, ищущие причины непо-
рядков на колхозном рынке в его посети-
телях.

А. ЧЕРНЫШЕВ,
с0б. корр. «Известий».

Гор. ТАМБОВ. (По телефону).

_Конеи одиночества

В-боях за Сталинград погиб гвардия
лейтенант М. Сатановский. Товарищ ero
сообщил 66 этом родителям погибшего.
В Москву пришёл листок бумаги, вестник
горя. Он вошёл в московскую квартиру,
116 гвардии лейтенанта называли Мари-
Еом. Там были его книги, письма, коллек-
ции марок, там в шкафу Визела его школь-
ная курточка и под столом лежал волей-
больный мяч. Там мальчик вырос, прочёл
первую книгу, впёрвые ощутил линию,
цвет, форму, нарисовал первый рисунок,
восхитился блеском и музыкой стихотвор-
вой строки. И вот в этот мир уют-
ных и добрых вещей, в мир тепла, неж-
ности, труда и надежд вошёл вестник
горя.

Вслед за первым письмом пришло вто-
poe, rome от товарищей сына. Е письму
был приложен план. С точностью афртиа-
леристов товарищи указывали все коорди-
наты могилы, все ориентиры, по’ которых
можно будет её найти. Военные люди, они
знали, как может война изменить мест-
ность. Участок, где находилась могила,
сильно обстреливалея, но план был со-
ставлен методично и обстоятельно; каж-
дый пригорок, каждая балочка были на-
несены Ha Hero с точностью. До сознания
изтери это холо не сразу, вначале она
видела только глухой железнодорожный
раз’езл, непоголу, одинокий холм в степи,
865 это стояло у неё перед глазами, и она
повторяла слабо, монотонно: .

— Марик, — и такой глухой раз’езд...
Совсем один, совсем один в стёпи...

шла на работу, делала своё обычное дело.
Целый день она казалась  слокой-
ным, ушедшим только в работу человеком;
она не хотела
чужих людей. Но день кончался, мать вы-
ходила из учреждения на улицу, в сырую,
холодную темноту и оставалась сама с
собою. И здесь начиналась её реальная

клочья, лишённые живой ткани, лишённые

которой раньше строилась жизнь. День,
наполненный болью и воспоминаниями,   МОГИЛУ,
был пуст: Осталось только одно: одинокий
холм в степи, мать думала о нём и видела
его. во сне и непрестанно обращалась Е
нему мыслью, как если бы он был живым
домом сына.

отолвигалась веё дальше от Сталинграда.
Над раз’ездом Паншино уже стояла мир-
ная тишина. Мать решила написать нисъ-
мо начальнику раз’езда. Она просила ра-
зыскать могилу сына и посадить там цве-
ты. Мать не знала даже фамилии началь-
ника и писала, почти ие ожидая ответа
и не веря в него. «Если у вас есть дети,
вы поймёте ‘моё горе...>, — писала она. перь уже навсегда. То была вторая раз-
® письму был приложен план, по которо-
му можно было найти могилу.

занном месте находятся пять холмов. И
жена его убрала, все пять могил цветами.
Наверное, лейтенант Сатановский лежит
подо одним из холмов, пусть же мать 24.
знает, что холм этот убран и чужая жен-
Каждый день мать выходила из дому,   щина приходит к её сыну посидеть на MO-
гилке.

нему.

было сожжено. В степи стоял маленький
вагон,

жизнь, когда она больше не прятала го-
ря; она шла по тёмным улицам и звала
сына, и шопотом разговаривала с ним,
плакала, не стыдясь, не вытирая своих
слёз, плакала горько, страстно, содрогаясь
всем телом.., =

Ей казалось, что вместе с сыном умерла
и она. Из того, что у нее осталось, нельзя
было сделать жизни, это были обрывки,

той дорогой, счастливой основы, вокруг

Военные события развивались, война

„Начальник раз’езда писал, что в ука-

И снова мать ощутила, что на воём све-

там и жил начальник paa’ed x4

Добрые аюди помогли ей; пох ледя-
ным ветром, в степи они вместе с нею
копали мёрзлую землю. Гроб вынули и от-

ее сыну, он лежал в гробу, как спящий,

сталинградекой степи.

лука. Нахло было возвращаться в Москву.
Чужие люди старались разделить с ма-
Спустя некоторое время пришёл ответ. терью ее горе, помочь ей, ободрить ее.
Но ‘она видела их словно сквозь туман.
Ее приютили,
семье П.С. Ажимова, начальника раз’ез-

завода, для нее многое сделал  замести-
тель начальника дороги. Только спустя
долгое время она поняла, что ати люди
тогда первые отогрехи ее душу, как ото-
тё у неё остался только вот этот послед-  гревают в т иззябшего  человека. Она

нова вошла в свой

орем  ний дом сына. Она решила ехать туда, к вернулась в Москву, с

и . re : опустевший дом. На столе зазвонил теде-
На. раз’езде Паншино здание станции  фон.. Она сняла трубку, — добрый и от-
зывчивый человек спрашивал, здорова ли
она, благополучно ли хоехала. Это был го-  дом ребенка, усывовить его и воспиты-

< семьёй. На жехезной печке что-то ши-
пело, под окном сидела жена начальника
и шила. Нахло борщом, нелёнками, -горя-
чим железом, ‘но WAL BOOM STEM веяло ды-
хание уюта и тепла. Туда и вошла мать,
окруженная свонм горем, как ледяным
облаком. В вагоне собрались отрелочники,
обходчиви, простые, добрые люди. Они
раессказахя, что один из этих пяти хозмов
вырос в степи раньше всех другик. В ту
пору шёл оботрел, небо было красным от
пожара, вое здешние люда сидели в ще-
лях, но тут в степи появились военные
и принесли на нлечах гроб. Они не боя-
лись ни обстрела, ни грохота, выкопали
сказали над гробом речь, произ-
вели салют из многих ружей и только
тогда ушли, И все, кто сидел в щелях,
подумали: «Видно, хороший был человек,
если его даже пех обетрелой хоронят с
такой честью...»

_..Мать решила расколать могилу.

крыли крышку. Прироха ‘была милостива к
оберегаемый холодной сухой землей

Сын был найден и вновь утерян, Te-

как родного человека, в

Ей помог директор Сталинградекого

нею об этом, кто на свете может заме-
нить ей сына? Она продолжала держать
руки перед своим лицом, словно отодви-
гая от себя даже самую мысль об этом,
HO старая женщина все смотрела на нее
и говорила мягко, спокойно,
голосом, каким говорила с детьми. Н
она не предлагает матери взять к себе в

отранства, — теплый,
ловечесвий голос.

от всех людей. Из чужого тепла, из чужо-
го внимания нельзя построить жизнь.
ре было испепеляющим, оно выжгло все,
это была пустыня, выжженная солью слез.

Однажды к матери пришах Любовь
Георгневих Багдаезрова, старый человек,
директор школы, зв которой учился сын.
Мать вынула карточки сына, школьные
его тетради. Старая женщина рассказы-
вала ей о том, как хорошо училея сын,
как любили его в школе, какой это был
тонкий, внимательный, даровитый yue-
ник. Она рассказывала о многих других
детях, об их уме, повадках,  с10с0бно-
стях, доброте. Школа, которую когда-то
окончил сын, сейчас была школой для
девочек. Осенью туда впервые пришли
семилетки. Директор школы рассказыва-
18 матери о новых учебных реформах,
изменениях з преподавании, они вмес
„обсуждали все это, горячо, увлеченно.
Знакомый мир снова открылся матери.
«Аттестат
всплёскивая руками. — Скажите, пожз-
луйста! Наверное, трудно им вначале,
бедняжкам...» И опять шла речь о каких-
то Наташах и Женях, о способной Гале,
© незадачливой Верочке, — мир был по-
лон чужих детей, их голосов, их шагов и
смеха.

прямо в глаза. Та подняла руки, как бы
защищаясь, — разве можно говорить с

азасковым

Ге-   РИ
сохранить только в живой душе, в живой  Жен

тот час, когда она нашла в себе для это-
го силы, в час, когда она поняла, что вот
она, такая, как есть, усталая, нережив- У.
шая столько горя, может кого-то согреть,   Сердце, — тревоги, которой она незиспы-
кому-то помочь, — жизнь ее наполнилась, ТЫвала так давно: не жар ли у девочки?
новым смыслом.

ет,   войдет в ее жизн

206 самой дружбы, летящий чефез ипро- вать, — сейчае, быть может, еще рано не
благословенный че-Гтолько говорить, но

и думать об этом. Но
ей кажется, что надо сделать так, чтобы

приятно, как дорого это будет для мате-
Имя мальчика можно ‘по-настояще

маленькой жизни. Надо найти для этого
празильное решение.

Маль уже не возражала, она опустила
РуБи и сейчас смотрела на концы своих
взхрагивающих изльцев. «Да, — сказала
она робко. — Это дейстзительное было бы
очень хорошо. Но что для этого надо
сделать?» Они вместе начали думать,
предязагали какие-то решения и вами же
отвергали их, и, наконец, остановились
на одном. Было решено, что мать возьмет
на свое попечение одну из лучших ма-
леньких учениц, установив для нее как
бы етинендию имени М. Сэтановекого,
которую будет вноситр на текущий счет
школы,

Bee Aum, покуда решалея этот вопрос,
мать находилась в ненрестанном, не по-
кихающем ее волнении. Она ощущала,

сильно, как никогда нельзя было предно-
ложить. Преграда горя, отделяющая ее
от мира, начала рушиться. Чужое участие,
чужое внимание и тепло не могли про-
биться к ней скзозь эту преграду, чув-

терянности онх ощущала, что стоит на
пороге новых чуветв, новых событий, и
старая женщина, воспитавшая 6вё сына,

`Но ей казалось: несчастье отделило ее сохранить имя ев сына в школе. Как бережно Ш лдасЕкозо подводит ее к этому

порогу.

Решение было принято. Выбор пал на
to Серегину, семилетнюю первовлахс-
сницу. Девочка была круглой сиротой:
мать ее умерла, отец был убит на фронте.

И вот наступил день, когда в дом при-
шла Женя. В

EY, привела и оставила в передней. ед
за Женей вкатился шарик в губе и капо-
ре, — оказалось, что у девочки есть ещё
младшая сестра, Надя. Девочки пыхтя
раюстегивали петли, тоготали галотшкалеи :
наконец, вошли в комнату, розовые, хо-
лодные, с примятыми мягкими ‘волосика-
ми. Они оглядели комнату, потянулись за
какой-то книжкой, побежали по натёрто-
му полу. 0бе девочки были доверчивыми
и очень ласковыми, какини бывают толь-
ко сироты. Надя захотела пить, у Жени
оторвалась пуговица, девочки требовали
внимания, действенной заботы; в тихом

зрелости! = говорила она, что жизнь 6е изменяетея так полно и доме зазвучали громкие детские голоса;

Девочкам дали яблок, Надя выбрала себе
самое маленькое и сказала солидно: «Мне
полагается поменьше, я младшая...» Когла
ей дали второе, она ужасно обрадовалась,
но ничего не сказала и <’ела его с серьёз-

ным выражением лица, как будто делала

ство душевного одиночества не покидало   важное дело. Девочки гладили маленькими
— Вам нельзя жить без детей, — вдруг   ве. Очевидно, для того, чтобы уйти от  руками двух немолодых людей, рассказы-

. вали им свои истории, бегали по дому; са-
сказала собеседница и посмотрела матери   Того чувства, было мало чужого участия Е б
дни отре р Надо было не брать, а отдать самой. И в дились в старые кресла, играли в кубики

С волнением жхала она —

на полу. У Жени раскраснелись щёки,
мать взглянула на это пылающее детское
личико и вдруг ощутила укол тревоги в

Она подошла к Жене и потрогала губа-

кавую же   ми нежный и круглый детский лоб, чтобы
девочку зыберут, какое живое существо  УЗНАать, нет ли у девочки температуры, —
№. Она и He прехполага- нотрогала точно так, Rak касалась Rorga-
ветерпением зодать этого pemesus. B pac-

Татьяна ТЭСС.

Её привела тётка, приютившая девоч-