] 9 ДЕКАБРЯ 1944 г., № 28

SR a eae ee TY

Наступление в

(От военного корреспондента «Нравды»)

Перед городом Михальовце, освобожденном
песколько дней нгзад, — скопление машин,
повозок, солдат. Мутные воды реки Лаборец
бурлят со странгной силой, увлекая за, собой
бревна, корни леревьев, доски от каких-то
ветхих построек. № шуму потока ло-
бавляется завывание холодного ветра с
торных вершин. Понтоны раскачиваются на
Bole, H кажется, что раз’яренные волны
вот-вот сорвут мост и унесут его в туман-
ную даль.

В стороне от переправы изредка с трее-
ком разрывается шралтнель, но никто не об-
ращает на нее внимания: все собравшиеся
здесь слишком заняты своим делом. Пере-
права решает успех дальнейшего движения
вперёд. Вот почему каждая новая машина,
перешелшая © большим трудом на ту ето-
рюну, словно прибавляет силы людям. Шол-
ступы к понтонному мосту очень тразны.
(зперы подносят на носилках камень, тащат
бревна, подталкивают буксующие машины.

Советские части уже подошли к следую-
щему, еще более тяжёлому водному рубе-
жук реке Ондаве. На Ондаве немцы месяц
назад спешно поетроили оборону; чтобы в
случае наступления наших войск задержать
их на этой большой реке и не допустить
к жизненно важным центрам Чехословакии.
(лнако. это не принесло им успеха. Вчера
наши войска форсировали реку и с боями
заняли на, западном берегу город Требишов.

Немцы всячески стараются использовать
осеннюю распутнпу. Они взрывают мосты и
минируют местность там, где сухо.

Каждый пройденный километр — подвиг
тысяч советских солдат. *Но в этом трудном
походе на запад их согревает горячая, лю-
бовь свободолюбивого словацкого народа.
Когда в’езжаешь в Чехословакию, то сразу
попадаешь в обстановку какого-то особого
уважения, которое окружает советского
воина на каждом шагу. Раненым здесь
буквально не дают прохода, их затаскивают
в дома, ухаживают, как за родными, пере-
вязывают раны, уступают лучшие постели.

Слишком мното пережили словаки за по-
следние голы, чтобы терпимо относиться к
трабителям-немцам и мадьярам. В не-

Имя, влохновляющее

В один из августовских дней 1941 года
недалеко от Таллина совершил вынужден-
ную посадку подбитый нангими зенитчиками
фатистекий бомборлировиик. Пленные не-
мецкие летчики заявили:

— Нашу эскадрилью прислали сюда,
чтобы уничтожить самый сильный корабль
русекого флота — «Киров». В случае успе-
ха командование обещало нам большие на-
грады.

Гитлеровцы на весь мир трубили о по-
топлении крейсера «Киров». А на деле —
ив дни обороны Таллина, и в тяжелое вре-
мя ленинградекой блокады, и при оконча-
тельном разгроме немцев у стен великого
города «Киров» громил врага метким и со-
крушительным огнем. Моряки корабля, но-
сящего имя пламенного трибуна. революция,
были верны заветах Сергея  Мироновича
Аирова. ;

го образ вдохновляет моряков-кировцев
на беспощалную борьбу © немецко-фашист-
скими захватчиками. Ty

Крейсер был той ударной силой, которая
позволила. задержать немцев на подступах к
Таллину и основательно их измотать. При-
крывая отступление наших войск, крейсер
«Киров» уходил из Таллина последним.
Море было насыщено минами. Высокий
образец героизма проявил краснофлотец Ка-
шуба. Спокойно и деловито он спускался за
fopr H отрывал от корабля его страшных
спутников.

Краснознаменного Балтийского флота п
шел в Кронштадт целым и невредимым. Во-
ма фашистские полчища, заняв Прибалти-

SESS HS Zo ЕЕ
Знна— секретарь комсомольской организа-
ции. Все оБи независимо от их возрагта,
положения в деревне, образования высту-
пали как общественкые люди. как граж-
дане своего отечества. Они видели связь их
уда с общим делом страны. У них был
широкий горизонт.

«Товарищ Сталин обращается в нам,
денщинам, и мы ответим ему натриотиче-
ими делами, — говорила Лукина. —
Мы же понимаем, что Сталин и Красная
Армия спасли вас от фашистского нашест-
вня. Мы очень ‚благодарны... Нет работы,
корой мы не сделали бы!» Й Мария
Аукьянова вторила своим подругам: «Да,
Ia, все сделаем. Я как доярка в настоя-
Щем году за 10 месяцев от своей группы
88 фуражных коров надоила по 3.100 лит-

`[в молока. Обязуюсь корову-рекордистку

«Марусю»” раздоить до 6 тысяч литров и,

Мест

a ea ee ee

Чехословакии

большюм словацком селении Ревеште жена
крестьянина Анна Борза с возмущением
рассказывала нам, как немцы взяли y неё
лошаць, корову, свиней, поели гусей и кур,

захватили © собой почти весь запас ишени-

цы. Тысячи молодых словаков угнаны на
каторжные работы в Германию. Многие т9-
мятся в концлагерях ‘и тюрьмах, a те, кто
не выдержал фаптистекого произвола и на-
силия, ушли в леса и горы, чтобы метить
поработителям. :

В селе Великие Залужцы мы ночевали в
бедной крестьянской хате. Пожилой хозяин
дома, рабочий пивоваренного завода, его же-
на и дети, приняв нае, как родных, расска-
зали 0 том, скодько бессонных ночей они
провели вне своей хаты, спасаясь от немец-
ких солдат. Целую неделю просидели муж-
чины в стоге соломы, не показываясь на гла-
за гитлеровцам, не видя света, питаясь
сухим хлебом. Немецкое командование изда-
ло приказ—угонять местное населенйе в
глубь страны. Словаки не хотели выполнять
этого приказа, их взоры были обращены на
восток. Они уходили в леса, прятались дома.

С неподдельной глубокой радостью Berpe-
чают советских бойцов словаки, всячески

помогают они в нашем трудном походе. Во.

время боя в каменном подвале одного селе-
ния укрывалось больше ста жителей. Узи-
дев первых советских автоматчиков, ворваз-
шихея в центр села, все скрывавшиеея в
подвале вышЛи наверх и радостно привет-
ствовали освоболителей. Женщины, старя-
ки и дети были грязны, утомлены долгим
сидением в темноте, но*на груди у каждого
из них была аккуратно олота нацио-
нальная ленточка. Сколько лет пряталиеь
эти ленточки за иконами, в тайниках сун-
дуков, у самого сердца.

По дорогам навстречу военному потоку
идут сотни людей с узлами, с детьми, ‚ из-
мученные, посиневшие or холода. После
долгих скитаний они возвращаются в горола
и села, чтобы строять новую, свободную

ЖИЗНЬ.
А. РОСТКОВ.
Действующая армия, 30 ноября.
{По телеграфу). —

на боевые подвиги

ку, двинулиеь к «воротам» Ленинграла, их
снова встретил мощный огонь корабельной
артиллерии. Ратисты корабля Марков и 3a-
порожченко вышли на берег и с исключи-
тельной точностью  корректирювали огонь
орудий главного калибра, уничтожавитих
немецкие танки, артиллерию и батальоны
фаттистской пехоты. При поддержке артилле-
рии «Кирова» наша морская пехота не-
сколько раз переходила в контратаку и отби-
вала у немцев населенные пункты. В те
смертельно-опасные дни 112 моряков крей-
сера пошли добровольцами на сухопутный
фронт, чтобы враг не мог ворваться B город
енина.

Немцы прилагали все усилия, чтобы
потопить крейсер «Киров». Корабль по
шести раз в день атаковывали вражеские
самолеты. Налеты совершались волнами с
трех— четырех направлений. Но налти зе-
нитчики работали с исключительной энер-
гией и создавали такую завесу отня, сквозь
которую прорывались только отдельные
самолеты. :

_ Врейсер’ «Виров» внес немалую лепту
в героическую оборюну великого города, за
что был удостоен ордена Красного Знамени.

При разгроме немецких войск, осаждав-
ших Ленинграя, и в лни летнего наступле-
ния налтих войск на Карельском перешейке
моряки «Кирова», стреляя с закрытых пози-
ций.

В жестоких боях с врагом корабль, кото-

Крейсер «Киров» во главе боевого ядра   РЫЙ начал создаваться при непосредствен-
при-   80м участии Сергея Мироновича

Вирова,
выдержал вое испытания. .
Капитан 2-го ранга С. БАРАБАНОВ.

Bee SS eee

они говорили, что животноводство в Заруд-
не «еще не початый край» и что с полей
в будущем году они соберут уже не 19 с
половиной центнеров зерна, & 23, товери-
лось, что они в состоянии претворить лю-
бой план, любую мечту в живое, больше-
вистекое дело.

Сила коллектива

- Атмосфера товарищества и душевной
теплоты была в просторном, светлом,
украшенном портретами вождей и нла-
катами, говорившими о народном героизме,
зале колхозного клуба. Люли в этом зале—
коммунисты и беспартийные, руководителя
и рядовые, старики и молодежь-——являли с0-
бой как бы одну семью, сплоченную, друж-
ную, работящую, переживающую вместе
горе и радости каждого ее члена.

И, может быть, в дни войны особенно

Ероме ее, пять коров-—до Б тысяч. И вызы-
ваю на соревнование лоярку Кунову Ha-
талью». И Анна Колосова говорила’о’ том,
10 е6 звено уже начало собирать золу пох
будущий урожай и отвезло`в кузницу в
ремонт плуги и что партийной организации
Ee надо мешкать с зимней агротехнической
учебой. А энергичная, резкая на слово и
ест Анна Кондрашекина начала речь изда-
1ека. Она говорила о Тамаре Крутовой из
артели «Пятилетка в четыре года», Кож-
менского района. Тамара Крутова получила
6 каждого гектара 83 тонны картофеля.
«...Вон в читальне лежит свежая газета.
Газета пишет о звене’ Тамары Ёрутовой.
Свершила подвиг трудовой,}— говорит га-
зета. Мы могли бы с рекордного участка
собрать картофеля не меньше. чем Тамара,
8 собрали только 34 тонны. Зачем нам от-
ставать от соседей? У меня в бригаде ость
прекрасные работницы — Дуня Вуманева,

весомо и зримо. проявляется сила коллекти-
ва. Она не только помогает людям произ-
водительно работать на земле. Она помогает
им переносить невзгоды военной поры и го-
речь утраты любимых и близких людей.
Видимо, поэтому нет сегодня в деревенской
жизни тех свинцовых тонов печали и горя,
нет того гнетущего фона, которые были
раньше в годы суровых испытаний. «Преж-
де— праздник деревенский, нынче осень го-
лодна; нет конца печали женской...» —писал
о военных днях в деревне Некрасов. Светла
нала печаль о неизбежных утратах, и нет
отчаяния в нашей памяти о погибших на
поле брани. Велика сила народного коллек-
тива, и в этой силе находят поддержку и
матери, линившиеся сыновей, и жены, поте-
рявшие мужей, и дети, оставшиеся сиро-
ami. :

Воскресным утром мы уезжали из Заруд-

Влавлия Кунова, Большакова Татьяна, Ра-
зумова Ольга. Видимо, я виновата, не все
зозможности учла. Но виноваты и наши
‘таршие товарищи. На картошке меня под-
вел агроном —— указал завышенную дозу

ни. Над крышами, покрытыми снежком, в
морозном воздухе кудрявились пахнувшие
свежим‘ хлебом дымки. Над крыльцом кол-
хозного правления струилось пламя красного
флага. Мальчишки звонко резали коньками

Три прибрежных страны: Эстония, Лат-
вия и Литва. Глаз встречает позеюду поля,
болота и жееа. По берегам Балтийского ма-
ря тянутся дюны — сыпучие холмы MOD-
ского песка, местами поросшие соснами и
жесткой голубоватой остролиетной травой.
Часты рыбацкие селения с ботами, сетями и
рыбокоптильнями... На полях— валуны, or-
полированные ледниками, которые тысячи
лет тому назал сползали с гор Скандинавии
и покрывали Восточную Европу.

Осенний ветер свистит над приморской
равниной. Величавы руины русекой крето-
сти Ивангород на реке Нарве... В дыму и
копоти стены. Юрьева (Тарту), возведенного
Ярославом Мудрым в 1030 году. Величе-
ственно стоит Выниорол в Таллине— евиде-
тель великон «Юрьевой ночи» 1343 гола,
когда нолднялась вся Эстония против немец-
ких захватчиков-рыцарей. Молчаливо стоят
остатки старинных построек и мемориальные
кресты у окраин  КВолывани-Таллина; где
воины Ивана Грозного изрубили немцев—
«черноголовых».

Край, где все дышит стариной и непре-
кращавшейся борьбой русских, эстов, латы-
шей и литовцев против немецких зазоева-
телей. Край, где веюду саелы более чем ты-
сячелетнях связей с Россией. Вы нахолиге
их в старинных корнях названий, в совнз-
дениях и одинаковых звучаниях слов... У
эстов до сих пор сохранилиеь древние руз-
ские слова: «лодиа» — лалья: «раамат»—
  книга, от русской «грамоты» и т. д. У pye-
ских крестьян Печорекого края в Эетонии
вы услышите интересное старинное прела-
ние о том, как вместе, по отражении напа-
дений первых «пришельцев»  немиев,
стреилиеь эстонцы и русские. Главный
эстоневий богатырь Валеви-поэг (еын Ва-
лева) пришел тогда в Шеков за досками. On
получил у русских доски и, нагруженный
двенадцатью дюжинами их, пошел обратно
Чудеким осером, к себе в Эстотию. Шел он
вброд. Вода ему доходила только до пояса...

Вы путешествуете по краю, делая одну
сотню километров за другой. Вы прохоляте
по трем старинным русским волным чутям.
Первый: из Невы, мимо сетрова Котлин, на
Нарву и Колывань-Таллин и дальше на
Запал в Европу. Второй: из древнего Пеко-
Ba, по озеру и по рекам, вилеть до Риж-
ского залива, и третий: из старого Нолоцка
по Западной Двине — вилоть 20 взморья,
вплоть до тех мест, гле еше ло появления
немцев стояло русское укрепленле Куко-
HOC. р

И вы обращаете, вольно и невольно, вни-
мание на 19, что все оснозные дороги и в
Зетония, и в Латвии, и в Литве идут в co-
ответетвии с этими старинными путями:
они ведут © Востока на Запад — из Руся
к морю, в Западную Европу...

Поля, поля, холмы, золотые леса, стада
на лугах, — но очень часты черные мерт-
вые проетранетва, ге с июля пахнет гарью
й нестерпимым трутных запахом. Злесь бы-
ли немцы. Это его, Гитлера, кровавая ра-
бота. Это он в 1924 голу писал: «Мы
останавливаем вечное движение германцев
на юг и запал Европы и обращаем свой взор
на земли Воетока». Это он предвещал вой-
пу: «И когда мы сегодня в Европе говорим
0 новых землях ——мы в первую очередь
думаем о Росспи и о странах, зависящих от
нее».

Здесь, в путевых заметках, булут опи-
саны результаты и следы этих «восточтых
раздумий» Гитлера, а также дела его залге-
стителя—рейхскомиесара «Остланла» Аль-
фреда Розенберга и других; у них были и
предшественники!..

Розенберг — и иже с ним — прошли
основательную школу еще у своих отцов.
В 1905 голу, откликаясь на пример Рос-

В Венгрии. Наступающей Красной Армии
нужны хорошие дороги и прочные мо-
сты. На строительстве переправ отлично
поработали бойцы инженёрных войск.
На снимке: лучшие мостостроители стар-
шие сержанты Н. Прудченко (слева) и
А. Сарсаров.

Фото военного корреспондента «Правды»
. Рюимкина.

*

На родную землю

ЛЬВОВ, 1 декабря. (ТАСС). В соответз
стзии с соглашением, заключенкым между
Правительством Советской Украины и
Польским Комитетом Национального 0ево-
бождения о взаимной эвакуации  населе-
ния, в Львовскую область прибыла из
Польши первая группа украинцев. Местные
эганы власти оказывают им всяческую
помощь в переезде, в доставке их. имуще-
ства на постоянное местожительство. пре-
доставлении жилья.

Bee прибывшие заявляют % авоби горя-
чем желании поскорее закончить все лела,
связанные с переездом, и приняться за ра-
боту. внести свой вклад в героическую
борьбу советского народа за окончательную
победу нал немецко-фашистскими захватчи-
ками.

62-летний украмнеп Иван Семенович Ку-
лиш. возвратившийся на Укранну вместе
co своей женой, 3 дочерьми и 8 внуками,
с волнением говорит:

— Когла я приехал на границу, то опу-
стился ка колени и поцеловал родную зем-
лю. Для меня. старого человека. много ви-
левшего на своём веку и много пережив-
шего, это осталось Saleen на вею
жизнь. Моя мечта. мечта мбих летей и вну-
ков сбылась. Я у себя лома! И хоть мне
пошёл седьмой десяток, но руки мои вреп-
кие, и я ещё сумею хорошо послужить сво-
ей Родине.

Большинство приехавших украинцев рас-
селены в Львове и в Городокском районе.

—_—O-—-

Советские граждане возвращаются
из Румынии в СССР

КИШИНЕВ, 1 декабря. (ТАСС). Около
8 тысяч советских граждан, насильетвезно
эвакуированных во время оккупации рее-
публики, вернулось из Румынии в Киши-
нев. Среди прибывших в столицу  Совет-
ской Молдавии — много врачей, учителей,

латвийский и

инженеров. Теперь  освобождённые  совзт-

ские гражлане направляются в свои родные

города и сёла.

сии, поднялись эстонский,
литовский рабочий клаез и крестьянство.
Двинулась Краеная гвардия. Двинулись ре-

волюционные отряды латвийских кресть-
ян — «лесные братья». Немецкие бароны,
державлгие край в своих руках. не замел-
лили 6 карательными мерами. Генерал-гу-
бернатор фон Бекман, граф Граббе и пр9-
ane прошли п Прибалтике «огнем и ме-
ч0м», повторяя ужасные дела. пеов-рыцарей
ХИ--ХУ веков. :

Вот запись из протокола заседания дум-
екой комиссии от 6 апреля 1907 тода от-
носительно действий немца Швабе, немец-
кого палача Грегуса и др. в Рижекой поли-
ции: «18-летнего Лапса, от которого никах
не могли добиться никакого признания, по-
валили на пол: один из помощников пря-
става вскочил ногами на грудь его и пры-
гал до тех пор, нока грудная клетка и
ребра у Лащеа не были проломлены. После
этого Даша, вилоть до свеего расстрела, не
мог ничего принимать, кроме воды. Страздь-
ня, поваленного на юл, били во икрам ног
10 тех пор, пока те не распухли и мясо не

Присуждение учёных
степеней и званий
выдающимся деятелям
искусства

Высшая аттестационная комиссия Комите-
та по делам высшей школы при Совнаркоме
СССР удовлетворила ходатайство Москоз-
ской государственной консерватории имени
Tl. И. Чайковского © присуждении степени
доктора искусствоведения без защиты дис:
сертации народной артистке СССР А. В.
Неждановой—выдающемуся мастеру вокаль.
ного искусства. А. В. Нежданова выступает
на русской оперной сцене свыше 40 лет, сей-
час принимает активное учабтие в обучении
студентов-вокалистов. Ей также присвоено
звание профессора по кафедре сольного пе-
НИЯ. ее =

Звание доцента по кафедре скрипки при

стало  отваливаться от костей. На голой
г Я
суждено — py ae талантливой   ин, Карлсона `езиновыми палками
ЕТО ре искромеали написанный им самим и н®

Высшая аттестационная комиссия присвои-
ла звание профессора по кафедре актерско-
го мастерства артисту и режиссеру Лениз-
градского государственного академического
театра драмы имени Пушкина Б. Е. Жуков-
скому. Как педагог Ленинградского  теат-
рального института, он подготовил около 209
актеров советской сцены и несколько кол-
лективов для национальных театров. (ТАСС).

понравивигийся полиции протокол дознания,
тыкали пальцами и карандашами в глаза,
били».

Это ведь из средневековья... Такие же и
еще худшие дела творило розенбертовекое
гестапо в той же Рига в 1941—44 rr.

Баронекие «почетные полицейские отря-
ды» выступили против народов Латвии,
Эстонии и Литвы. Разнузданные баронеюие

а сынки — состоявшие, кстати, на парокой

та -   службе — творили у себя в поместьях па-

Пбпвека педагогической лаческие дела: рвали латышеким крестья-
деятельности нам погли и волосы, ломали кости, бросали

связанных людей ва стекло и гвозди... На-
TMBINTCh, ЭТИ молодчики пели над потеряв-
шими сознатие арестованными; «Ветавай,
подымайся, рабочий народ...»

Но все это была, так оказать, лишь пора
отрочества и юности у Розенбергов. Для рас-
ширения и углубления их деятельности в
будущем необходимы были  «теоретиче-
ские» изыскания и обобщения. Германский
«Ффатерланд» (отечество) не замедлил их
дать. Ученых холопов у терманеких баро-
HOB, юнкеров и промышленников всегла бы-

АРЗАМАС {Горьковская область). 1.
(ТАСС). Общественность города отметила
50-летие педагогической работы и 70-летае
го дия рождения учительницы, ныне дирек
гора средней школы, орденоносца Татьяны
Ивановны Бабайкиной.

За полвека педагогической работы тов.
Бабайкина воспитала и обучила свыше ты-
сячи человек. Многие бывшие её ученики—
врача, педагоги, офицеры Красной Армни,

Татьяна Ивановна—активный обитествен-
ный деятель: 15 лет ола работает депутатом
городского совета, шестой год-—=депутатом
областного совета.

x

Крах «Ocmaanoa»

лю лестаточно. Их обуревала жажда «на-
тиска», они хотели доказать извечную на-
циональную раздробленность человечества и
мистическую ‘первородность и избранность
германцев. Одна з& другой. появляются
«конценция» 0 «северной неменкой душе»,
0 «темной пешерной душе восточного чело
века». Устанавливаются «духовные» при-
знаки высшей расы: овиреный взор голу-
бых глаз, выпяченная грудь, светлые воло-
сы. В десятках книг все эти новейшие «ис-
следователи» и «ученые» разводили бред
о разных формах черепов и о разных фор-
мах ноеов... Лекларировалось, что русские,
украинцы, эстонцы, латыши и другие явля-
ются представителями «низшей, несеверной
расы», а «человек несеверной расы прел-
ставляет собой переходную ступень от че-.
ловека к животному».

Вся эта «теоретическая» работа, начатая
немепиим фаюиетом Ратцелем еще в 80-х
годах прошлого века, определенным обра-
зом сочеталась с лихорадечной военной пол-

< готовкой, направленной к захвату новых

repprrepa лля Германи.

Суммарное выражение немецкие расиет-
окие, империатистические устремления по-
лучили в «трудах» Гитлера и Розенберга,
а затем в их людоелокой практике.

Как известно, летом 1940 гола народы
Эстонии, Латвии и Литвы установили 00-
ветский строй. Жизнь этих наролов нанол-
нилась творческим, созидательным трудом.
Батражи, безземельные и малоземельные по-
лучили землю. Это был акт колоссального
значения. Господетву баронов и местных
помезиков и кулаков был положен конец.
Был положен конец и пекусственной за-
держже развития инлуетрии. Лидеры феак-
ции в Ирибалтике упорно, с 1919 roaa,
тормозили развитие крупной промыпетен-
ности. Они боялись роста рабочего клаоса.
Былые крупные заводы Риги и` Таллина
пришли за период 1919—1940 тг. в запу-
стение. Поотрялиеь зато спирто-водочная,
табачная и другие отрасли промышленности.
Процент пролетариата в Латвии упал ло
20, в то время, как до 1914 г. пролетарское
и городское население доходило до 66 проц.

Установление латышеким народом coBeT-
ской власти резко изменило всю картину.
В дружной семье советских народов страна
стала расцветать под солнцем Сталинской
Конституции. В короткий срок были пуще-
ны в хол заводы и фабрики. Безработица,
ушла в протилое. Стремительно стал возрас-
тать грузооборот железных дорог и портов.
Десятки новых крупных и средних прел-
приятий находилиеь в процессе строитель-
ства. (Лишь в одной Латвии ‘на 1941 г.
былое ассигковано 150.000.000 рублей на
строительство, реконструкцию и распеирение
промышленных предприятий).

Десятки тысяч юношей и девушек полу-
чили доступ в знаниям, к творческой ра-
боте. -

23 июня 1941 г. началось немецкое
вторжение. Немцы пытались навеегла унич-
тожить самостоятельное ‘государственное
существование Латвии, Эстонии, Литвы, хо-
тели превратить их в свою бесправную ко-
лонию — «Остланх». В июле 1941 г. Гит-
лер ©б’явил Розенберга главой «Остланда»
$ пребыванием его штаба в Риге. Здесь про-
верялись методы колонизационного унрав-
ления в России — Розенберг считалея зна-
током России. 3

«Теоретик» приступил к практике.

Расскажем 0б одном, наиболее мрачном,
лагере Розенберга в Латвии — о лагере в
Салаютилсе. В «Остланле» —= он лишь
олин из десятков.

Саласпиле... Холмы и леса. Места эти
прозваны «Долиной смерти»... Уходя 0a
стремительными и яростными ударами Крас-
‚ной Армии, в том числе знаменитого TBaDp-
дейского корпуса латышских стрелков,
‘немцы ме успели уничтожить свое «строи-
тельство».

Двойные ряды проволочных заграждея
полевого типа. Между ними — мотки епи-
ралей «Бруно». Прямоугольники лагерей.
Пс углам вышви, где стояли пулеметы. Шо
ночам лагери обшариваляеь прожектораля,
лучи которых насквозь пробивали не толь-
во окна, но, казалось, и тонкие фанерные
стены. Не ловольствуясь и этим —в свозв
мании слежки,— немпы по ночам беспре-
станно пускали ражеты.

Сюда, в Саластиле, Розенберг направлял
тех, кто был измотан и обескрувлен на Da-
ботах, в болотах, в лесах. на «Тодтовеких»
военных строительетвах.

Blech, wa каторге, были лучшие люди
Прибалтики: рабочие, интеллигенты, кре-
стьяне, партизаны, подрольщики... Латы-
ши, литовцы, эстонцы, русокие, поляки...
Привозили сюда и военнопленных.

Вы ошеломлены вилом лагеря. Черная
толая земля. Вея трава, все. коренья-——все,

шительно в66 выщипано заключенными.
Они умирали от голода. Теоретик Розенберг
распоряхилея вылавать здесь только травя:
ной суп и 10 2 стакана воды в день. Хлей
пз суррогатной муки пололам с опилками.
Олин кусок на 10 человек, Это был суточ-
ный паек. Люхи сначала пухли, потом вы-
гыхали.

При нашем прихоле было произведено
вскрытие могил. Свежие трупы были 10106-
вы мумиям, У трупов не было икр, на ру-
ках не было мускулов, 3

Это—г-н Розенберг избавлял «Остланл»
от представителей «низшей расы»... Зато он
ввозил сюда колонистов из Германии, кото-
рым вручались заводы, мастерские, квар
тиры, ‘земли и Фермы латышей и эстон-
цев. Вароны и графы: Граббе, фон Бекма-
ны, фон-щер-Ропны и десятки тысяч их
челяти и их агентов рассаживалиеь в горо-
дах и имениях.

В Салаепиле отвозили тех, кто получил
баронекую землю, тех, кто работал в МТС,
TeX, кто хотел быть вольным латышекям
крестьянином. В Саласпилее людей mopman
голодом, как 700 -лет назад морили голо-
дом латышей же примелитие пеы-рыцаря.
Если заключенные забирались на деревья,

Гчлобы поесть листьев, — часовые сбиваля
их очередями из автоматов. По лагерю иро-
гуливалея иногда шеф-повар Арнольл. Фа
любил развлекаться. Как-то раз он заметил,
ч10 олин заключенный пинает разу. Шеф-
повар, не торопясь, пошел за косой, не то-
ронясь, подошел к заключенному п ударил
его по животу. Заключенный упал мезт-
вым — У него вывалилиеь внутренности,
в тем числе и трава, прелетавляюная col-
ственность Германской империи.

Кто-нибудь, может быть, иреднололейт,
что в Саласпилее люлей только морнли го-
подом. 0, нет! Г-н Розенберг требовал и от
этих мумий работы, работы и работы. Люди
жили в бараках; нары в три ряла. Барака
никогла не отаплувались, даже в январе.
У заключенных отбирали всю их ож
Ч обувь. Взамен выдавали снятую © мерт-
вых арестантекую рвань и деревянные ко-
лотки.

Я видел в Риге — в штабе организа-
ции «Тодта» — списки заключенных, нор-
мы выработки и списки умеритих. Окт 1009-
прессивно росли. Можно установить. чт
зимой на работах ежедневно умирало до
50°/ работающих. Их бросали на сзнвл,
й уцелевшие везли их к кладбищу. С тру-
пов снимали арестантские куртки и иетаны,
снимали деревянные колодки... Олежду aa-
правляли в барак, Tie ожидала новая паз-
THA прибыватих... -

Через этот конвейер г. Розенберга про-
шло несколько десятков тысяч воветекях
людей. (Не забудем, что Саласниле только
один лагерь, а в «Остланде» было не мень-
не 30 латерей!). На стенах лагеря много от-
чаянных натииеей;, смелых лозунгов, заве-
щаний. Вот одно: «Неправла! Это вапвар-
ство кончится. Советокий народ ©вою пра-
зоту докажет»...

Сопротивление немцам было постоянных,
упорным и героическим. Пусть Розенбер:
расстрелял в Риге 80.000 человек. Пусть
в Либаве он расстрелял 10.000 человек, в
Режице (Резекне) 7.000... Пусть пали ты-
вячи в Двиноке, Иелгаве.. Нарол убить
нельзя!

Немцы пробовали подчинить себе созна-
ние, душу народа. Они наволняли «0сл-
ланд» своей литературой. Опя насильно
прививали немецкий язык. Они внушали
  людям ложь. Они клеветали на Pocenn.
Они натравливали нацию на нацию. Оня
вербовали предателей... Успеха немщы но
добились. С восточных снежных полей
несся клич бойцов России: «За советевую
Латвию, Эстонию и Литву!», нееся клич
эстонских, латвийских и литовеких стрез-
ков: &Да здравствует СССР! Ла здраветву-
ет братство народов!» В Рижском цент-
рале плевали в лицо гестаповцам пойман-
ные подпольники: «Смерть немецелм за-
хватчика!»... Партизаны Jaren, Латвы
и Эстонии стреляли в немцев и в лесах, и
на улицах городов... И Розенберг сидел за
толетьшии стенами своей резиденции, —по-
казываяеь возможно реже.

Напрасно вся страна, весь край были поз
крыты немецкими налписями,. Натраоно
«Улицу Сзоболы» в Риге Розенберг нере-
именовал в «Улицу Адольфа Титлера»...
Напрасно латвийских, эстонеких и литов-
ских детей, юлошей и девушек учили нез
мецкому «военизированному» языку и 3а-
ставляли вытягивать вверх правую руку...
Край жил мечтой и верой в побелу Красной
Армии. Там, на Востоке была Красная
Армия, там были боевые стрелки Эетонии,
Латвии и Литвы.

И они пришои!—0, этот неописуемый
день в Риге. Я помню его. Сорок месяцев
висели над городом тряпки со свастикой и
тишина, тюремная тишина... Они исчезли
разом — и тряпки, и тишина... Схлынула
вся немецкая колонистекая сволочь. Загро-
хотали ленинградские танки у Межларке и
в центре — на улице Свободы... Полетели.
в чертям все эти чемепкне вывески, ука-
залели и дощечки... Й пол гул артиллерии
в Ригу вошли русские бойцы и гварлейны
Латвии, сыны смелых отцов 1905 года, сы-
ны «лесных братьев»... Ударяя в старые
стены, гремела песня латьнпевих стрелков:

«Чтоб Рига расцвела пышней,

Рази, рука моя, сильней.

Пусть тот, кто рабство нам несет,

0т пули в л0б падет!..»

Она поразительно звучала, эта песнь...
Убитые неуцы валялись по обочинам
Псковекого шоссе, которое и сливается с
«Улицей Свободы»... Народ высыпал нэ
улицы... Смотрите, сколько знамен и цве-
тов! Откуда ж сразу эти знамена? Боевая
Рига хранила их в подполье. Она полыма-
ла их в день победы высоко, над За-
палной Двиной, над всей страной...

Конец «Остланду»!

...Тетели цветы в ряды гварлейской ли-
визии... «Янис!» —<«Сестра!»...— «Где Пе-
Tepe?» — «Карлис!» — «Здраветвуй, отец!»
Нарол встречал своих детей...

Была ночь, когда мы вошли в рёзилен-
цию Розенберга. В разбитые окна врывалея
ветер с Запалной ... Два пустых эта-
жа, грязь и холот... Какая-то семья искала
убитого сына... Третий этаж... Хаютически
разбросанные вещи, женские чулки, туф-
ли... Обрывки бумаг, шуритащих на полу,
разбросанные книги...

Мне попалась «Мейн кампф»... Я перели-
стал главу о Востоке... «Держава-веля-
кан на Востоке (Россия.— Вс, В.) созрела
для краха... И это будет конпом России, ках
государства»... И не в силах сдержать ли
хоралочно-иоступленного восторга meper ca-
Mum 00б0й, Гитлер дальше хвастливо ве-
щал, что падение России «подтверхит пра-
вильность расовой теории...»

Все это интересно читать в кабинете па-
нически бежавиего Розенберга — в момент,
когда огромные танковые колонны Красной
Армии под окнами его «резиленции» пере-
правляются через Западную Лвину, неук-
лонно устремляясь к границе Германии, не-
ся справедливое возмездие немцам-литалям,
а мир своей «расовой теори-
ей»...

Всеволод ВИШНЕВСКИЙ.

Открытие украинского

внесения сульфат-алмония, в итоге ботва sb
была в два, метра, а е клубнем получилось лёд. Старик Семен Гуляев, человек гвардей-
Ho то... Лук, говорят, трудоемкая культу-   ского роста, рассказывавший вчера в клуб-
ра. Если бы во время пикировки‘ лука на-   пом коридоре о своей былой службе в «лету-
шей бригаде помогли рабочей силой из дру-   чем парке», пришел к Георгию Дымову:
тих бригад, мы бы луку собрали больше... — Когда, секретарь, будешь принимать
Еще выступали Виноградов Георгий — ть
колхозный зоотехник и Степан Коротков—=   НоВОСТроику: \
председатель правления. Они говорили о  И показывал; за ветлами, на пригорке
резервах, которые еще не приведены в дей-   белел, сверкал, радовал глаз общественный
ствие, о недостатках и трудностях, кото-   скотный двор.
рые надо преодолеть в борьбе за разверты- \ И. РЯБОВ,
вание военного потенциала деревни. Они—   Деревня Зарудня, Коломенского района,
люди дела, знатоки, коммунисты, и когда! Московской области.

Иа

Представители советских профсоюзов выехали

на заседание Подготовительного Комитета APBMEIMICEROTG -TeaTpa

Выставка художников Поволжья

САРАТОВ, 1. (Корр. «Правды»). Здесь
открылась выставка работ художников По-
волжья. В залах музея имени Радищева раз- M as i р
мешено до 200 произведений художников Мировой Профсоюзной Конферзнции. В сэ-
Саратова, Куйбышева, Казани, Горького,   Став делегации входят тт. Е. Я. Силорен-
Ярославля, Иванова’ и Чувашской АССР. ко — секретарь ВИСИС (руководитель де-
Болынинство работ посвящено темам Вели- легации), М. Е. Ивстратов — председатель

кой отечественной войны. В музее открылся   ь
также отдел русского искусства второй по- ЦЕ профсоюза рабочих Е АИ ЕЯ

ловины ХПХ в: Выставлены картины Сури-   Центральных районов, М. И. Кузнецов —
коза, Серова, Левитана и других мастеров. ! заведуюний Международным = отделом

На-днях в Англию выехала лелегация 59-
ветских профсоюзов для участия в работе
Полготовительного Комитета ‚ та подготовке

ВЦСПС и А. Г. Юзэян — секретарь’ делега-
ЦИИ.

Представители советских профеоюзов со-
вместно с представителями британеких трел-
юнионов-и профсоюзов Соединелных Штатов
Америки обсудят на Подготовательном Ё2-
митете вопросы, касающиеся везыва Миро-
вой Профсоюзной Конференции, определят
процедуру её работы и наметят практиче-
ские мероприятия для обеспечения наиболь-
шего успеха Конференции. (ТАС).

ЛЬВОВ, 1. (Корр. «Правды»). Во Львове
начал свою работу театр имени Марии Зань-
ковецкой, возглавляемый художественным
руководителем народным артистом CCCP
Романицким. Театр показал пьесу «Генерал
Брусилов». Роль генерала Брусилова испол-
нил Романицкий,

Открытие театра превратилось в яркий
праздник советской театральной культуры.
Артистов тепло приветствовала обществен-
ность Львова.