СРЕДА, 13 ДЕКАБРЯ 1944 г. № 293 (8595)

; ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ CCcr
— Аи enone rn i ning

x

Создадим высокоурожайные
сорта картофеля

Совет Народных Комиссаров СССР
принял постановление 0б улучшении
семеноводства картофеля. Вводится в
жизнь важное государетвенное мероприя-
тие.

По данным  отьутных учреждений, за-
мена рядовых посевов картофеля сорто-
выми повышает урожай и валовые сборы
не менее чем на 30 проц. Низкая
урожайность картофеля во многих обла.
стях Союза об’ясняетея прежде всего
незначительными размерами  софтовых
посевов и неудовлетворительной агротех-
никой, Сортовые посевы картофеля наи-
больших размеров достигли в Московской,
Ленинградской, Тульской и Рязанской
областях. Но и здесь они не превышают
пятидесяти-—шестидесяти процентов. В
остальных же областях и в целом по
СССР даже в довоенные годы удельный
вес сортовых посевов картофеля колебал-
ся в пределах десяти—пятнадцати про-
центов.

У нас не существовало организации,
которая занималась бы планированием
производства и распределения сортового
семенного материала и которая обеспечи-
вала бы дальнейшее размножение его. Да-
же „Институт картофельного хозяйства,
наиболее широко развернувиий работы по
селекции и семеноводству картофеля, са-
мостоятельно планирует площади. посева.
В 1943 г. он запланировал к сдаче 250
тонн чистосортного посадочного материа-
ла, а сдал только 22 тонны.

Сейчае, в период войны, крайне необ-

обязательным применением на юге летних
посадок для раннеспелых сортов.

Для руководства всей работой по семе-
новодотву картофеля в Наркомземе СССР,
Наркомнищепроме и Наркомеовхозов

Р, & также в наркомземах союзных
республик создаются сортоводно-семено-
водческие отделы. На них возлагается пла-
нирование производства сортового мате-
риала. В штал Овопитосо управления облзо
вводится агроном по картофелю.

Выращенный чистесортный картофель

поступает на базы Сортсемовощь, а or-

сюда распределяетея между  «семен-
ными  фрассадниками», которые opra-
низуются в каждой области при опьег-
ных учреждениях, техникумах и т. д.
Из семенных рассадников сортовой мале-
  риал будет поступать на семенные участ-
ви колхозов, совхозов и подсобных хо-
зяйств. Если окажется затруднительным
единовременный завоз семенного материа-
ла во все колхозы, следует наибольшее ко-
личество его размножить в олном из хо-
рошо оснащенных колхозов района, а на
следующий год передать всем остальным.

Дая того, чтобы ежегодно выращивалея
высококачественный семенной материал
картофеля, Наркомзему СССР совместно с
научно-исследовательскими учреждениями
необходимо в ближайшее же время разра-
ботать единую схему его выращивания,
а также повысить стандартные требования
Е выпускаемому материалу.

В постановлении СНЕ СССР указано,
что переход на сплошные сортовые посе-
вы должен быть осуществлен не более как

ходимо — особенно в освобожденных от  в три четыре года. Поэтому, не ожидая

немецкой
дочить семеноводство картофеля, быстро
расширить сортовые посевы и таким
образом значительно

сборы этой ценной продовольственной и  бащии. Ароме того,
Это тем более! методы ускоренного размножения — по-

технической культуры.
необходимо сделать, что даже в наших

оккупации районах — упоря- Поступления сортового семенного материа-

ла с опытных станций и из раюсадников,
надо размножать имеющиеся в колхозах

повысить валовые   семена, выявленные в результате апро-

следует применять

садку глазками или ростками, резку

опытных учреждениях по картофельному клубней и т. п.

постановлении СНЁ СССР большое

хозяйству до сих пор не было единой
схемы выращивания чистосортного семен- ВНИМание уделено выведению новых, более
ного материала и таким образом исклю- УРожайных и устойчивых к болезням сор-
чалась возможность резко улучшать по- ТОВ картофеля. За это селекционеры полу-

В Одесский норт прибывает оборудование
одесских предприятий, которое было выке-
зено румынами во время оккунании. На,
снимке: выгрузка имущества завода «Ки-

нап».
Фото В, Котелина.

Моснозский шахматный
чемпионат

ТРЕТИЙ ТУР

Вчера первое поражение потерпел гросс-
мейстер Лилиенталь. Играя белыми с Ко-
товым, он получил многообещающую игру,
но одним’ неосторожным ходом сразу её
испортил. ‘Фигуры Котова *° ворвались на
ферзевый фланг противника, и после недол-
гого сопротивления, на 37-м ходу Лилиен-
таль сдался.

Камышев проиграл Рагозину. Хорошо
провел острую комбнинационную атаку Си-
магин против Верлинского, который в тяже-
лом положении просрочил время.

Вечным шахом после больших осложне-
ний добился ничьей Загорянский в партии
с Константинопольским.

О все более накаляющейся атмосфере

турнирной борьбы свидетельствует увели-   ZO масштабу дом усадьбы — один из ше- является основоположником и представи-
чение количества партий, отложеннйх даже   ДеВРОВ зодчего — цел до сих пор и восхи- телем раннего русского классицизма. Ста-

после напряженной пятичасовой игры.
Хорошо провел партию Смыелов, но и он

Тодность картофеля.

Выращивание сортового картофеля
возложено теперь на сорок институтов и
опытных  растевиеводческих if
тогда как этим делом занимались всего
шесть специальных учреждений. Основ-

ное, что необходимо для получения здо- ма СССР.

рового. высококачественного
материала, — постоянный
отбор (покустный и массов

семенного

чая семенным участком колхоза или сов-
х0за, и высокий уровень агротехники с

НА БЫТОВЫЕ ТЕМЫ

станции, малериая

чают премии (до 50 тыс. рублей), а учре-  далеко не сразу сломил сопротивление про-
ждения — премиальный фонд директора.  тивника — молодого мастера Фридштейна.
Выпускаемый селекционными опытными! Потребовалось много
станциями и семрассалниками сортовой Clintioey ормиь о а сы. нар.
ее rue: ranol Ba победу. В отложенной пози-
ценам, & научные сотрудники за лучшие   ции у него лишияя пешка при более защи-

При материальном равенстве отложены
Постановление СНЕ СССР поднимает  партии Алаторцев — Флор, Живцов —

улучшающий хартофелеволетво в нашей стране на но- Бондаревский и. Панов — Поляк. С мате-
ый) на всех  вую ступень, что должно позволить в бли-
этапах семеноводства, начиная с питом-  жайшие годы значительно повзлеить уро- 4
ников в селекционном учреждении и кон- жай картофеля.

риальным преимуществом Араманович от-
ложил партию против Люблинского.
После трех туров впереди гроссмейстер
Смыслов, имеющий два очка и одну неокон-
ченную партию.
Сегодня, в четвертом туре, наиболее ин-
тересными обещают быть встречи Смысло-
S ва с Алаторцевым и Флора с Симагиным.

Мастер В. ПАНОВ.

Доктор биологических наук
А. КРУЖИЛИН.

Забытая

На территории Ленинского района г. Че-
лябинска сосредоточена большая группа
промышленных предприятий. Вокруг заводов
выросли рабочие посёлки и городки. Только
за`последние четыре года население района
увеличилось более чем в 3 раза.

Реконструкция
Ленинградского нтгоссе

окраина

— Не смущайтесь, всё урегулируем, —
сказал, успокаивая районных работников, за-
меститель председателя горисполкома т. Са-

В Москве началась реконструкция Ле-
нинградского шоссе. Центральный проезд

моховед.
— Доложите вашим рабочим, — заявил ®Го расширяется до 18 метров, а аллея, ве-
главный инженер трамвайно-троллейбусного   дущая к стадиону «Динамо», — до 20 мет-

эффектных ударов

Великий

зодчий

(К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И. Е. СТАРОВА) :

13 декабря 1944 года исполняется 200-ле-
тие со дня рождения гениального русского
зодчего Ивана Егоровича Старова. Один
из основоположников русской классиче-
ской архитектуры, И. Старов создал ряд
замечательных архитектурных произведе-
ний, которые и доныне восхищают архитек-
торов и учат их трудному творческому
процессу в зодчестве.

И. Е. Старов — уроженец Москвы. В
Москве прошли и его ранние годы. Здесь
он начал своё образование, продолженное
в петербургской гимназии и Академии ху-
дожеств. Побывав за границей, И. Старов
в 1768 г. приезжает в родной Петербург.
Здесь благодаря большому таланту и зна-
ниям он скоро избирается в академики и
далее в профессора Академии. Быстрое воз-
вышение 26—27-летнего человека говорит
о высокой одаренности русского зодчего.

По заданию императрицы Старов плани-
рует постройку грандиозной усальбы в
Бобриках 6. Тульской губернии. Усальба с
парком красиво расположена на нагорном
берегу реки. На противоположном берегу
спроектирован новый городок Богородицк.
Зодчий смог блестяще увязать главные
улицы города с архитектурной доминантой
всего комплекса, с дворцом, расположен-
ным наверху горы. Каждое окно циркуль-
ного выступа дома смотрит вдоль одной из
аллей парка и улиц городка.

При взгляде с улиц на дворец и из окон`
дворца на городок получились превосход-
ные перспективы. Парк Богородицка пред-
ставлял изумительную композицию. Старов
гениально использовал здесь все возмож-
ности, представленные топографией и пла-
ном местечка. В парке — ряд павильонов,
гротов и храмы «миловиды» соревнуются
с красотой - древесных насаждений. Гитле-
ровские захватчики зверски разрушили пре-
Красный шедевр великого мастера — глав-
ный дом-дворен Богородицка.

Заведывавший строительством дворца
князь Гагарин, пленивштись талантом И. Ста-
рова, поручает ему постройку собственной
подмосковной виллы в селе Никольском,

русский

знаменитый колонный зал — величайший
архитектурный шедевр Европы, его зимний
сад были изумительной сказкой, блестяще
воспетой Державиным. Все во дворце «по-
ражает взор и удивляет» — и печи из дра-
гоценного лазоревого камня, и превосход-.
ный зал под куполом, и целый лес строй-
ных и пышных ионических колонн; и зала
«пять тысяч человек вместить в себе удоб-
ная», и роскошные цветники зимнего сада,
и стеклянные водоёмы. Перед фасадом
дворца на Неву — торжественный парадный
двор. Сзади дворца мастер разбивает заме-
чательный парк.

Влияние этой постройки Староза на рус-
скую архитектуру было огромно. По всей!
тогдашней России появляются сотни до-
мов с колоннами и куполом, переходами и
боковыми флигелями, с парадным двором и
парком. Много таких усадеб сохранилось
и поныне под Москвой. До сих пор они
говорят о могучей одаренности русского ге-
ния, решившего блестяще целый ряд слож-
ных архитектурных проблем.

Гению Craposa принадлежит и лучший
проект «Дворца искусств», заказанный ему
одним из тогдашних меценатов гр. Н. П.
Шереметевым. «Дворец искусств» не был
построен, но замечательный архитектурный
образ ero отразился частично в дворце
Останкина.

После постройки таврического шедевра,
грубо испорченного впоследствии, И. Старов
делает большое число проектов городских
и усадебных зданий.

Кроме огромной художественной
ренности, Старов великолепно
искусством ‘строителя-конструктора. Весь
строящийся Петербург прибегал к его
мудрым советам по строительной части.

Этим особенно хорошо об’ясняется пол-
нота старовского мастерства. Ни одна из
его построек, дошедитих до наших дней, не
дала даже сколько-нибудь заметных де-
формаций. Нельзя не отметить Старова и
как прекрасного профессора Академии ху-
дожеств. Он отдавал всего себя архитек-

ода-
владел

под Рузой.
Великоленный, радостный по архитекту-
ре, необычайно гармоничный по массам и

щает нас замечательной своеобразной ком-
позицией. Это прекрасный образец здания,
все линии которого, вся его планировка рас-
полагают к отдыху, к радостям жизни. Зод-
чий и здесь гениально связывает архитек-
туру дворца с архитектурой антуража и
уютнейшего парка. По заказу того
же Гагарина мастер строит красивое зда-
ние церкви и колокольни. Особенно эф-
фектна была последняя. Немцы не поща-
дили колокольни, на месте шедевров рус-
ского зодчества — труда обломков.

Старов явился автором грандиозного со-
бора Александро-Невского монастыря. Его
проект собора был утвержден, как выдаю-
щийся среди других проектов лучших ма-
стеров архитектуры того времени.

Здание собора имеет отлично разработан-
ный план с замечательной и единственной
алтарной композицией, целой «колонной
поэмой». Необычайно величествен, метри-
чески совершенен и архитектурно строг
весь интерьер. Величаво уразновешенный в
об’&ме с общей массой собора, купол спо-
койно подчиняет себе весь состав мощного
в своей архитектурной простоте собора. Со-
бор — одно из лучших зданий мирового зод-
чества.

И. Старов же является творном грандиоз-
ного ансамбля Ленинграда — Таврического
дворца. Пять лет строился Старовым
огромный дворец — строгий и торжествен-
ный снаружи и чарующий своими архитек-

турной молодежи, делясь с нею своими
познаниями.
Старов вместе с великим Баженовым

рову принадлежит честь быть одним из пер-
вых творцов русских усадебных парков и
парковых построек.

Планировка и ансамбль русской усадьбы
в свою очерель дают возможность золчему
решить чрезвычайно актуальную сейчас
проблему усадьбы, дома отдыха, лечебной
усадьбы, народных парков и их архи-

ка. даёт, однако, представление

БИБЛИОГРАФИЯ

Ннига о В. Л. Комарове

75-летие со дня рождения и 50-летие на-
учной, педагогической и общественной дея-
тельности крупнейшего учёного нашей стра-
ны — В. Л. Комарова широко отмечено всей
советской общественностью. В связи с юби-
леем президента Академии наук СССР
опубликовано значительное число статей
в общей и специальной прессе, а также вы-
шло несколько книг. р

Несомненный интерес представляет не-
большая книга, выпущенная Сельхозгизом.

«Владимир Леонтьевич Комаров»).

Авторы в сжатой форме
о разносторонней деятельности
учёного. Не являясь биографией, эта книж-
о
В. Л. Комарова, начиная с периода пребы-
вания в университете и кончая плодотвор-
ной деятельностью его на благо родины в
дни Отечественной войны.

Недавно постановлением Совнаркома
СССР в системе Академии наук создан но-
вый научный центр — Институт истории
естествознания. Директором института на-
значен В. Л. Комаров. Отдельная глава
в рецензируемой книжке — «Историк есте-
ствознания» — наглядно показывает, что
важнейшие вопросы истории этой науки все-
гда интересовали В. Л. Комарова. Они орга-
нически входят почти во все его труды. Они
глубоко и всесторонне изучены автором
«Учения о виде», «Происхождения расте-
ний» и многих других выдающихся ‘работ.

В. Л. Комаров. посвятил истории естество-
знания немало статей и специальных иссле-
дований.

В книжке приводится афоризм академика
Комарова: «Чего мы не знаем; то мы будем
знать». Верой в прогресс науки проникнута
вся его многолетняя деятельность.

Литературные портреты
крупнейших хирургов

i Научно-Исследовательский институт ско-
рой помощи им. Склифосовского издал в ви-
де отдельной книжки вступительную лек-
цию академика С. С, Юдина, прочитанную
им в госпитальной хирургической кли-
  нике Мединстнтута Наркомздрава РСФСР
(«Образы ‘прошлого и силуэты некото-
рых военно-полевых хирургов». Медгиз).
В небольшой книжке даны яркие лите-
ратурные портрёты крупнейших деятелей
русской военно-полевой хирургии — Н. И.
Пирогова, В. А. Басова и Н. А. Вельямино-
ва, а также ныйе здравствующего академи-
ка Н. Н. Бурденко, олицетворяющего собой,
как отмечает автор, «полномочного руково-

ствующей армни». Книжка С. С. Юцика

тектурного содержания. Опыт Старова
поможет решить вопрос о колхозных и
совхозных планировках, проблему взедения
«воляных» красот в нейзаж усадьбы, про-
блему введения древесных, кустарниковых
и цветочных насаждений, проблему плани-
ровки центра усадьбы и увязки его с анту-
ражем приролы и т. д.

Большое наследство мастера нашло и

найдет полное признание и использование.

Необходимо всемерно изучить и восстано-
вить такие парки, как Таврический, парк
Пеллы, Сивориц и Тайц, Бобриков или Ни-
Кольского, пока еще есть эта возможность,
сделать их заповедниками, как подсобно
учебный материал архитектора.

Старов с юных лет отличался громадной
трудоспособностью и особой, отлинающей
гения, влюбленностью в архитектуру. Со-
ветская общественность будет хранить все,
что осталось нам. в наследие от этого истин-
но русского мастера, обогатившего русское
зодчество образцами мирового значения.

Профессор С. А. ТОРОПОВ,

представляет интерес не только для медн-
цинских работников. Её с удовольствчем
прочтёт самый широкий . читатель, желаю-
ший _ познакомиться с историей русской

науки.
———O-——

Концерт елавянекой
музыки

В Московском Доме учёных 10 декабря
состоялся концерт славянской музыки в ис-
полнении солиста Большого театра Союза
ССР И. К. Назаренко, лауреатов Междуна-
родного и Всесоюзного конкурсов Ю. Брюш-
кова и Ю. Реентовича, солистки Москов-
ской филармонии А. `Пазовской и пианиста
Н. Миронова.

В программе концерта — произведения
русских, украинских, белорусских, поль-
ских, чешских, словацких и югославских
композиторов.

треста тов. Трояновский, — что мы в долгу   РОВ. Будут проложены новый проезд для
не останемся. Трамвайное движение будет Одностороннего движения троллейбуса, гру-
восстановлено. зового и пассажирского — автотранспорта,

Однако ни горсовет, ни работники трам- Широкие тротуары, пешеходная и велоси-
вайного треста не выполнили этих обещаний.   педная дорожки. Вся  реконструируемая

Ещё до войны сюда от центра города был
проложен трамвайный путь. Он сохранился
до настоящего времени, но трамвайное дви-
жение не организовано. В утренние и вечер-
ние часы дороги к новым посёлкам букваль-

Вступительное слово сделал вице-предсе-
датель Всеславянского Комитета профес-
сор Московского и Пражского университе-
тов Зденек Неедлы.

турно - сказочными выдумками внутри. Его доктор архитектурных  наук.

но запружены народом.

Летом текущего года в городских органи-
зациях заявили секретарю Ленинского
райкома ВКП(б) т. Булгакову и председа-
телю райисполкома т. Караваеву:

— Надо налаживать трамвайное движе-
ние. Нельзя мириться с тем, чтобы люди
в такую даль ходили пешком... .

Району предложили помочь в ремонте
трамвайных вагонов. Работники предприятий
района с охотой принялись за дело. В тече-
ние четырёх месяцев они выпустили из ка-
питального ремонта 28 вагонов.

Когда ремонт был закончен, к посёлкам
пустили 4 поезда. Но уже на третий день
трамвайное движение вновь прекратилось.

~

Трамваи в отдалённые от центра города
районы не курсируют.
Работники городского Совета любят по-

посёлков, расположенных в Ленинском
районе. Они мечтают о строительстве театра,

трасса озеленяется.
_В связи с переустройством Ленинградско-
го шоссе решено переделать

подземные
водопроводную,

Таракановка,
телефонную,

водосточную Криворожье восстановлена шахта,
говорить о перспективах развития рабочих  сеть в бассейнах речек Пресня, Ходынка и руководит тов. Таран. Это

Восстановление Криворожья

КРИВОЙ РОГ, 12 декабря. (ТАСС). В
которой
— одна из круп-

сооружения —   нейших шахт железорудного бассейна, да-   пёр, машинные и другие надшахтные зда-
канализаци-  вавшая в мирное время два миллиона тонн   ния.

клубов, больниц. И вместе с тем не прила- онную сеть и т. д. Начнется строительство! руды ежегодно. Восстановительные работы

гают никаких усилий, чтобы построить баню
для рабочих трубопрокатного завода, хотя
на её строительство правительством отпу-
щены значительные средства.

ных рабочих посёлках.
А. СЛАВУТСКИЙ,
соб. корр. «Известий».
ЧЕЛЯБИНСК.

В зорах Верхней Рачи

горах наших. Ищите его хорошо, ищите,  крытием в минувшем году месторождения   новой фабрики перебросить на противо-
киновари, которое, судя по разведкам похожную сторону горы было тоже, по-

1. По пути аргонавтов

opora на Рачу все время идёт вверх
по Риони, по ее вековечному глубокому
ложу, стиснутому с обеих сторон круты-
ми берегами, поросшими нетронутым ле-
сом. В Грузии говорят: «Хочешь дойти до
сердца гор — иди по реке».

В среднем течении Риони можно ещ
увидеть, как по мутной воде мчался с
скоростью быстрого катера плоты. Люди
на плотах балансируют шестами, причуд-
ливо изгибаясь, прыгают с бревна на
бревно.

За перевалом Риони круто меняет

е  вестил Маргалитадзе. — Старый учитель
  Obl праз, когда опровергал легенду. Уже

и вы обогатите родную Грузию»...
Маргалитадзе умолк перед очередным
поворотом Риони. Из ущелья открылся
вид на Главный Кавказский хребет. Яр-
кая белизна снега на миг ослепиха, глаза.

—=- Вот мы ив Верхней Раче, — воз-

десять лет я хожу по этим горам и могу
подтвердить, что недра их очень богаты.
Здесь трудятся десятки моих товарищей-
геологов, и если, говоря в переносном
смысле, нам еще не удалось отыскать
«золотое руно», то и найденное уже на-

подземного перехода от станции
«Сокол» на противоположную
шоссе.

` Первая очередь работ

предусматривает  менщиков, плотников.
Так в Челябинске «заботятся» об окраин-   переустройство шоссе на участке от путе- на рудниках детали разбитых механизмов,   ди, 9 пекарен,

метро  производились силами шахтёров, которые в лия к тому, чтобы быстрее вернуть бас-
сторону  исключительно короткие

сроки овладели
профессиями строителей, бетонщиков, ка-
Шахтеры собирали

провода железной дороги до площади Раз-  изготовляли из них оборудование, обесне-

вилки. Реконструкция
шоссе должна быть закончена к 1
1945 года.

6 на Раче Маркозия вместе с геоло-
гом Акавием Курцикидзе ознаменовал от-

этого сезона, вполне себя оправдывает.

Ленинградского  чили быструю
августа  немецкой оккупации.

ликвидацию последствий

‚ Вступила в предпусковой период мощ-

прафокий камень. Начало своей ра- тащихли на плечах тяжелые части тране-

п — раесказывает Думбадзе. —
лектропроводву от Каробской молибде-

жалуй, нелегко, но мы это все преололе-

Но все же наиболее удачным было ны-  ли и теперь бурим!

нешнее лето. Нужно было шаг за шагом
обследовать район длиной в двадцать нять
и шириной в пятнадцать километров.
Маркозия с помощниками изучили геоло-
гическую структуру, нарушения земной
коры, разломы, антиклинальные складки
и было очевидным — здесь должна быть
руда. Но где?

Дорогой к открытию для разведчика
опять же служит река, один из особенно
быстрых притоков Риони, на берегу ко-

3. Орлиное гнездо

В Дидвельской долине геолог Мальвина
Шалвовна Ломтатидзе, молодая, хрункая
на вид женщина, показывала, нам образцы
медно-перотиновых руд, добытых непода-
леку в штольнях. Партия, в которой ona
работает, досрочно выполнила план глубо-
ких и мелких горных работ, произвела гео-
логическую и литологическую Фемки, взя-
ла множество проб.

Концерт прошел с большим успехом.

ная шахта имени Кирова, которая при вос-
становлении подверглась значительной ре-
конструкции. Здесь заново построены ко- Академик Б. Д. Греков—президент

исторической секции ВОКС
Горняки Криворожья прилагают все уси-

я Во Всесоюзном обществе культурной свя-

сейну его довоенную go 27 Шахт  зи с заграницей (ВОКС) организована исто-

И ев Кот? рическая cox, » обета которой шли
ь В rll

20 столовых, насколько  ВИДНЫе ученые — академики, руководители

клубов, 12 бань, Б прачечных, 9 больниц, Научных учреждений и другие.

17 детских садов, 10 яслей. В десяти шко- Президентом секции избран академик
лах ФЗО готовится около 4 тыс. квалифи- Б. Д. Греков.
цированных горняков.

(ТАСС).

вели к‚ощутимым результатам. Ныне же сит пока еще кустарный характер, яв-
Тогонидзе сдает промышленное месторож-  ляется опытной, но уже сейчас неболь-
дение. У Зопхито есть и другое будущее,   шие фабрики, — их можно вотретить в
правда, пока мало обоснованное, — вольф-   ущельях по берегам рек, являются пред-
рам. Он найден в годы войны в одной из  вестниками будущей горной промышлен-
соседних гор, у границы вечных снегов.   ности,

свой характер, 9760 Уже Ревущая, сольно значимо, что позволяет надеять-
неукротимая река. Тут Начинается   сз ца промышленный расцвет этого края.
Нижняя Paya. На склонах невысоких ру, и молибден, сурьма и вольфрам,
пока гор виднеются убранные винограл- 51 и мышьяк обнаружены во многих
ники, в селениях колхозники закончили ест И слава Колкиды, о которой го-
давить вино знаменитых рачинских с0- ворит зогенда, оправдывает себя.

Тов «хванчкара» и <тетра». Риони, уже
своенравная и шумная, напоминает о
близости снежных вергин.

На горной дороге люди знакомятся бы-

2. Успех разведчика

Теби — последнее селение Верхней
Рачи у гор, где коренные жители запяты
cape, Mar woe Ме Pelxamy FO     armen ish awe Селение расположе-
В и а HO на высоле полутора тысяч метров над
таятся большие драгоценности, где в го- уровнем моря, хотя глазами этой высоты
рах живут лишь туры да геологи. Наш   у не ощущаешь: дома стоят у подножья
хозяин и спутник — геолог Аполлон Вла- крутых вершин.
димирович Маргалитадзе. Тицо его 060- у Геби теперь новое назначение —
жжено горным солнцем, ноги о о0уты В   грузинские геологи называют селение
ухобные для хождения по камням ботин-  своей столицей. Сюда тянется. телефон-
ви, и по всему чувствуется, что в этих ный провод, с трудом, но доходят авто-
местах он старожил. машины, здесь расположены продоволь-
— Когда я ищу металл, — говорит   СТвенные базы большинства разведочных
=   партий, имеются лаборатории н зимние
он, — мне часто вепоминается старый С ОЕ
школьный учитель, рассказывавиий нам   Вартиры. oe
древнюю легенду об аргонавтах, upmmeg-  MONCKH, B passexky- о
ших в оные времега в Колхиду, чтобы  В начале лета ушел со своей партией
отнять у царя Ээть шкуру диковинното в горы на поиски киновари руды рту-
златорунного барана. По легенде им, ка- ти — Илья Маркозия. 3a ним, хотя он
жетея, удалось при помощи волшебницы работает на Раче всего лишь второй се-
Медеи похитить «золотое руно». Но учи- зон, укрепилась прочная слава удачливо-
тель наш всякий раз, когда говорил 0б го поисковика. До этего, в течение не-
аргонавтах, неизменно добавлял: «Это  скольких лет, Маркозия не без успеха
только в легенде смогли завистники   искал в Сванетии вольфрам и сурь-
украсть у нае золотое руно, нз самом му, полиметаллы, в Кахетии — медь,
деле оно и сейчас где-нибудь сокрыто в в Азербайджане и Армении — мрамор и

торого мы и познакомились ¢ Маркозия.   __ Конечно, всем нам приньюсь крепко
in шел вместе CO своими сотрудниками. иотаботать, — говорит Мальвине Шал-
ервые десятки лотков при промывке НИ-зовна, — но когда думаешь, от каких слу-
чего не дати, но вот по мере того, Как чайностей зависит иной раз наш услех, то
разведчики шли вверх по течению, стали   повесдневный, обычный труд кажется лег-
попадаться сначала единичные зерна ЕИ-  тим. Вееной, вот, разлилась река, & на том
новари, а потом все больше и большие, на   берегу остались приборы и оборудова-
каждом пелихе. ние партии. Ожидать, когда спадет вода, —
У места, где в воде уже не было пес-  значит потерять полмесяца работы. Нални
чинок киновари, разведчики полезли на  мужчины — старший геолог Герсамия,
гору. Они трудились много дней с расеве-  горный техник Угрехелидзе и начальник
та до темна, чтобы открыть коренное ме-   партии Читая обвязались веревками и по-
сторождение. В твердом камне скал гео-  лезли в эту быструю, глубокую и студеную
логи прорыли десять линий глубоких ка-  воду. Река могла раз людей о камни,
нав. Пробы содержали три-четыре про- но они ее перехитрили. Да разве таких
цента киновари, что во много раз превы-  случаев мало?..
шает требования, пред’являемые место-  И все же, рассказывая © своей жизни,
рождению при его оценке, но что глав-  геологи из различных партий, где мы но-
ное — это открытие еще раз подтверди-  бывали, неизменно советовали повстре-
ло, сколь велики масштабы орулнения гор чаться в Георгием Илларионовичем Того-
Верхней Рачи ртутью. 1нидзе, старейшиной горных разведчиков,
06 успехе Маркозия быстро, как здесь  открывшим ряд месторождений и обучив-
говорят—«по устному телеграфу», узнали  шим многих своему искусству.
и в других геологических партиях. В  Зопхито, где работает Тогопидзе,— наи-
группе молодого геолога Михаила Дум-  более отдаленное становище  рачинских
бадзе, третий год работающего на северо-  геологов. До этого местечка, расположен-
восточном склоне хребта Кароби, успех  ного на высоте двух тысяч метров, легко
товарища вызвал новый прилив энергии.   можно добраться верхом. 3& годы разведки
Партия эта работает на высоте 2.600 мет-  тут появились удобные для жилья дома,
ров, в нескольких десятках шагов от электростанция, небольшая обогатитель-
мощного ледника. Из долины Чанчахи до ная фабрика. С тех пор, когда Тогонидзе
палаток геологов нужно подниматься по-  открыл первые 20 жил с весьма богатым
чти целый день. содержанием сурьмы, прошло десять лет,
— Пять дней по тропе, по которой но разведка ее до войны шла медаенно, ©
две ноги но всегда могут разминуться, мы   перерывами, и лишь последние годы‘ при-

добывают металл. Правда, эта добыча но-

Зопхито— центральная база партии.
Здесь работают помощники Тогонидзе —
Теловани, одна из первых женщин-геоло-
тов Грузии, и женщина-геолог Егадзе.
Нробы, взятые в горах, изучаются в ла-
боратории Зошхито.

В пятиетах метрах вверх по тропе
находятся  сурьмяные месторождения.
Вот тут-то, на крохотной, в десять мет-
ров длиной и четыре метра шириной пло-
щадке, где примостились прикрытые вы-
ступом склады и два барачных домика,
начинаенть по-настоящему понимать, что
такое труд геологов. Петр Владимирович
Цилосани, производитель работ, уже три
года живущий на этой площадке, встре-
тих нас словами:

— Мы очень рады гостям, но советуем
долго у нас не задерживаться: можете
не вернуться...

Смысл его слов оказался весьма простым.
Справа от площадки — глубокое ущелье,
в дальние штольни мы шли по протло-
годнему, сочащемуся водой снегу. Но про-
раб ждал уже нового снега. Вогда он вы-
падет и занесет тропу в Зопхито, четыр-
надцать человек во главе с Цилосани oc-
танутся на полгода отрезанными от мира.
Как и во все эти последние годы, они ив
эту зиму будут пробивать корилоры-
штольни, забираясь все выше в гору. Не-
сколько метров перед домами — это вся
площаль под открытым небом, где можно
ходить, не опасаясь снежных лавин, ос-
тальные дороги — только под землей. Ас
людьми, живущими внизу, останется
только одно средство связи — овчарка
Теква.

— Видите вот`тот выступ в скале? —
говорит Тогонилзе, указывая куда-то
вниз. — Горцы назвали ero орлиным
гнездом. Налти люди, как видите, забра-
Ich BEIM.

4. Фабрики в ущельях
В Верхней Раче не только ищут, но и

Среди этих небольших фабрик Кароб-
ская, молибденовая фабрика кажется са-
мой крупной, хотя в ряду подобных пред.
приятий в стране удельный вее ее неве-
ТИК.

Ущелье — дикое, как и вся природа.
Ничто, на первый взгляд, не говорит
о присутствии здесь современного про-
изводетва. Ho вот у подножья  снеж-
ных гор неожиданно вырастает по-
селок, залитый светом.  Слышится
шум машин и подемника   канатной
дороги. По стальному тросу, перекинутому
через ущелье, можно подняться в «люль-
ке», в которой возят руду, на 800 мет-
ров выше на гору. Там, в Зопхито, идет
добыча молибдена.

Здесь вечно дуют холодные ветры и
мороз забирается в штольни. Олнако та-
кие мастера добычи, как Георгий и Вано
Чогишвили, Чиквиладзе и Ланчава, уже
по многу лет отлично работают на горе, а
весь горный цех, возглавляемый молодым
инженером Вобахидзе, из месяца в месяц
выполняет план. Грузинский молибден,
добытый в Кароби, попав на Урал, приме-
пгивается к стали, из которой делают тан-
ковую броню.

В годы войны в Раче началась стара-
тельская добыча ртути и вольфрама.
Инициатором ее был Аполлон ` Маргали-
тадзе, человек неутомимой энёргии. Сей-
час по его примеру строит обогатительную
фабрику Геронтий Евариани, ведущий
разведку Водис-Лзирекого ртутно-мытштья-
кового месторождения. Все больше ста-
новитея в ущельях подобных фабрик.

— Но это еще только начало, — го-
ворит Маргалитадзе. — Пройдет немного
лет, и Верхняя Рача станет центром гор-
ной промышленности Грузии.

Н. ВНУК,
соб. корр. «Известий».
ТБИЛИСИ.

(Академик И. И. Мещанинов и А. Г. Чернов.

рассказывают
маститаго

ЖИЗНИ ‹

дителя всей военной хирургии нашей дей- _