ЮВ

} ра-
ей,
ЮТСЯ
fare.
1ро-

слу.
Тов,

Ong
{1B
NTA
hati
ine,
BOI-
I,

Ко-
LOH

ТИ
УИ.
DH
ла
НЫ

Л

a=
а!

3-

Бой

Нашим наступающим подразделениях
цестояло захватить  полукилометровый
лозобетонный мост, перекинутый через
пирокую реку. Это была трудная задача.
фуцы прилагали все усилия, чтобы улер-
дать мост в свонх руках. Сюда, к еднн-
венной переправе, рвалась большая грун-
ga немецких войск, обойленная нашими
gem в районе горкой гряды. Мост яв-
икя также единственным путем отхода
pa рой группы неприятельских войск,
зиевшей в старой югославской крепости,
Пемецкое командование стянуло к пред-
yorTHONY укреплению лва пехотных полка.
Ё западном берегу было сосредоточено
бльшое количество артиллерии, минометов
 т резервы прикрытия. Противник оказы-
ал бешеное сопротивление nam гвар-
‚ вйщам. вырвавииимея в предмостному ук-
nx. Мост наз этом участке фронта
piel исключительное значение, и его захват
начал окончательный разгром лвух групи
рмецких войск на правобережье и обеспе-
  чщвал быстрое развитие дальнейшего натиего
  вступления.

Гвардейцы-еталинтралцы, — проводившие
иу операцию, действовали искусно и ре-
пительно. Подразделение гвардии майора
Ященго начало наступать Ба прелмостное
уепление в 100. Немцы соередоточили всё
ве вниМоние на этом участке, прехпола-
м, 90 ‘именно здесь наносится главный
yap. А тем временем второе похразлеление
101 командой гвардии майора Волоттук лви-
нулеь к мосту вдоль берега. Это решение
ло весьма удачно. Улар по побережью
иекал от реки всю труппу немцев. кото-
11 обороняла мост. Но вместе с-тем манезр
7 дерзкии, так как наступающее потраз-
рление риоковало попасть под флантовый
ioe вражеских батарей, расположенных

п западном берегу. Успех рептала, стремя-
вльность атаки. При малейшей задержке
варлейцы могли быть прижаты к реке не-
`ацкой пехотой, оборонявшей мост,

Атака началась ранним утром под при-

за

(От военных ворреспоздентов «Правдью)

мост

Завязалея жестокий бой. Немцы, стисну-
THO в трех сторон, рвались к переправе,
HO гвардейцы Волошука, захватив насыпь
У моста, не пускали их. Со своей сторо-
ны и гвардейцы не могли вырваться ка
мост: им преграждал дорогу огонь немец-
EUX пулеметов, установленных за мостовы-
мн фермами.

Наблюдением было
средний арочный пролет
пахной сторовы в переправе спешили ре-
зервные батальоны противника. Нельзя бы-
то терять ни минуты. Командир роты гвар-
dim старший лейтенант Хохуч во главе
твеналцати смельчаков бросился вперед,
навстречу  шквалу ружейно-пулеметного
огня. :

Короткими перебежками и ползком, по-
яластуневи, герои-гвардейцы упорно про-
двигалиеь в цели. Еще рывок —и вот
они у арки моста. Впереди всех был гвар-
дии ряловой Кучеренко. Из-за фермы . бил
немецкий пулемет, програждая лальней-
шин путь. Меткай бросок гранаты —
и пулемет замолчал. Три уцелевших немпа
кинулись к бикфорлову шнуру. Олин из
них изловчилея, поджбг. Но в ту же се-
вунлу на него и на остальных гитлеровцев
набросились гвардейцы Асваров и Каркин,
& гвардии сержант Финаилов быстро пере-
резал ropa шнур.

Гвардейпы вихрем помчались по мосту,
разя бегущих немцев, сбрасывая их в ре-
ку. На плечах врата ови выскочили на
запалный берег и ворвались в ближайшие
дзоты. Пулеметчик Иван Босый. заняв
утобную позицию. косил вражеских сол-
дат, бросившихся в кочтоатаку. Три pasa
устремлялаеь вперед немецкая пехота и три
раза была вынуждена отступить.

Тогда противник ввел в лействие артил-
лерию, пытаясь ев огнем разрушить моет.
Отновременно немецкие минометы. взяли под
жестокий обстрел гореточку гварлейнев. Но
как ни было трудко, бойны старшего лей-
тенанта Хохуч, оторванные oF своих, лер-

установлено, что
минирован. С за-

пытием тумана, затянувшего реку и бере- or
в. Вкезанным ударом гвардейцы смяли   Жались стонко. Вскоре Е нии на номотть

пивофланговую 0борону немцев и. ломая   пришли «Ильютщины». А затем подостеля
(противление врага, начали продвигаться  и наши батареи. Открыв огонь © восточ-
;уоту, Он был уже совсем близко, котла   ного берега, они вступили в артиллерий-
юр внезатно разогнал туман. Немецкие   скую дуэль с немпами.
(рен открыли ураганный огонь по на-  Шесть часов длился перавкый бой. Гвар-
ие Создалось то положение.   ейцы выдержали беспрерывные контрата-
и дымовые шалики! — прозву- то врага, к о Прах пои 0:
: 3 ery. Ha т
  №088 поррольво савужх веппонитаема ворвался батальон гвардии капитана Гер-

‘юлена дыма заволокла восточный берег и  .

арыла тварлейцез от тлаз противника.   МаНа © артиллеристами гвардии капитана
Туцы прололжали вести огонь. Ho теперь Пестревова. Бойцы под сильным зражеским
п старялы рвались уже в боевых поряд-  огнем на руках прокатили пушки через
их немецкой пехоты. оттесненной от бе-  мост и, достигнув запалного берега, начали
pera. бить по Бемцам в упор. Саперы гвардии

Тех временем  подразлеление гвардии   старшего лейтенанта Силоренко, несмотря

бора Кузнецова усилило нажим с фронта.
} немецких частях, оборонявитих прелмост-
1№ укренлевие. началась паника. Их ла-
или с двух сторон, и они стали пятиться
} мосту, попадая здесь под огонь гварлей-
№в Волошука. Это заметил немедкий гар-
зон, засевитий в крепости, и бросился на
ручку тесниным частям. Но ему напе-
{3 ударил энский гвардейский пол вме-
р. ¢ ютославекими бойцами.

«Поликарповы»

па сильный обстрел, лобрались ло ящиков
в взрывчаткой и полностью обезопасили
мост. 5

На западный берег хлынули Hamm 2
югославские войска и стали теснить нем-
цев от реки. расширяя плацдарм для но-
вого удара.

Д. АКУЛЬШИН, В. КУПРИН.

_ 3-й Украинский фронт, 7 декабря,

`(По телеграфу).

над немецкими

позициями

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ 7 декабря.

Фен, Kopp. «Правлы»). Легкие машины
Шликарпов-2» пользуются большой и
 илуженной любовью наших войск.
Тетая в одиночку и мелкими группами,
Шоликарповы»\ с вечера и до рассвета на-
inet бомбовые удары по живой силе и
нике врага. Всю ночь они «висят» над
аициями противнифа, лержа немцев в по-
ланнох напряжении.

На 3-м Украинском фронте «Поликарто-

eae

советской
i

(ветская наука, всемерно развивая луч-
и традиции русской дореволюционной
LYRE, пгироко открыла двери молодым си-

ЕТ ЕЕ ВЕНЕ

вы» своими систематическими ударами по
Живой силе и технике врага содействовали
нанким наземным войскам в их ночных оне-
рациях, связанных © форсированием Ду-
Ная и расширением плацлармов на запад-
ном берегу реки.

Большую помощь оказывают самолеты
«По-2» частям Нарохно-освоболительной
армии Югославии. (ни систематически
бомбят войска и военные 0б’екты против-
ника, транспортируют всевозможные грузы

и являются незаменимым средством связи. серый волк» и другие.

SEITE

Академик Н. Н. БУРДЕНКО
Е ерой Социелистического Труда

Исторический этап в развитии

р = т
медицины
тетного научного органа, полводящего итоги
работы во всех частных ее разделах, синте-
зирующего их, могущего ‘давать новые
концепции, направляющего научную мысль,
во-время  подмечающего творческие цен-

Boon tena ep

Сталинград. Полностью восстановлен консервный ‘зазод. Коллектив рабочих уже

почти вдвое перевыполнил годовой план

На снимке: у закаточного аггрегата

лучшая, регулировщица Е. П. Спиридонова (справа).

Фото 3, Неверовой. (Т&АСО).

ое о

НА ГОРОДС

КИЕ ТЕМЫ

Куда записать жалобу?

— Вам жалобную книгу? Зайтате через

полчасика. Врита хранится у меня дома, —
предупредительно отвечает заведующая па-
вильоном фрубтовых вод Калинкина нело-
вольным нокупателям. — А пока прогуляй-
TECH.
- Расчет простой. Пока будут доставлять
жалобную книгу в магазин, неловольство у
потребищеля остынет, Да и у многих ли
хватит досуга, чтебы зыжилать!

Добитьея жалобной енигя в магазинах и
палатках Рязани не так-то легко. Прода-
вец не выдает книги, Только поеле очень
настойчивых требований потребителя mpo-
давец образцается к завелующему магазином:

— Выгляни нз минутку. Тут какой-то
тражданин недоволен, жаловаться хочет.

Заведующий долго и с пристрастием 40-
пытывается, о чем хотят написать жалобу.
Лишь при его одобрении можно получить
кчигу. В магазине № 1 инвалиду Отече-
ственной войны тов. Фролову только © по-
молью милиционера удалось записать свою
жалобу. о

На деятельность магазина, обслуживаю-
Hero доиоров, мното нареканий. Но запи-
вать свои претензии ‘тотребители -не могут.
В магазине совсем нет жалобной книги.

—= Конечно, книга была, совсем недаз-
но была, — уверяет завмаг Селезнева. — А
сейчас репгительно не знаю, куда она за-
пропастилажь...

Нет жалобных книг и в палатках горпи-
где жалобные книги
имеются, хранят их небрежно, п запиеан-
ным жалобам относятся безразлично. Вот

щекомбината. А там,

HOBBE

В Государственном издательстве дет-
ской литературы вышли новые книги.

И. А. Крылов. Басни. В книге поме-
щено 149 басен, среди них: «Ларчик», «Ля-
гушка и Вол», «Волк и Ягненок», «Ворона
и Курица», яВолк на псарне», «Стрекоза и
Муравей», «Лжец», «Щука и Кот», «Олов
и Моська», «Тришкия кайутган», «Мышь и
Крыса», «Крестьянин и Змея», «Волки
Кот>. Издание иллюстрировано рисунками
В. Серова. 1

В сборник «Русские сказки» в обработ-
ке А. Толстого вошли популярные рус-
окие народные сказки: «Кот и лиса», «Зи-
мовье зверей», «Сестрица Алёнушка и бра-
Tex Изанушка», «Морозко», «Но шучьему
велекью» и другие, :

В обработке А. Толстого выпущен и
другой сборник русских народных сказок.
Здесь напечатаны «СОкавка о мололильных
яблоках и живой воде», «Иван-царевич и

я

Цинской науки в соответствии с нуждами
советского здравоохраненяя и задачами
медико-санитарного обеспечения обороны
страны. Академия будет готовить кадры
высококвалифицированных научных работ-
ников в области медицины.

Академия медицинских наук мыслится
как об’едннение ряда иоследовательсках
институтов, разрабатывающих  пранин-
пиально важные проблемы медицины ни
возглавляемых творческими работниками
наиболее высокого уровня. Академия, в лице
своего Нрезилиума, должна ставить и пла-
нировать общие проблемы и иметь мощные
научные базы для разрешения их в KOM-

ЕЕ РЕЕТЕВЕЕЯ

образец реагирования па жалобу покупа-
тетя. В магазине № 38 заместитель заве-
дующей Оленчева записала тажой ответ на
протеет в жалобной юниге: «Сестра пришла

й получила хлеб. Жалобщик стоял в 098-
реди и возмущалея, почему я продала хлеб.
Я об’яенила, что сестра. Он не поверил и
‘написал жалобу».

Какая, подумаешь, строптивость покупа-
теля! Раз пришла сестра завехующей —— не
стоять же ей в очерели..

Нехитрая философия. Но некоторые ря-
занские работники торговли по-фамусовски
продолжают «радеть» кумовьям п сватьям,
родным и знакомым.

- Пол праздник зашла за продуктами в ма-
тазин № 61 заведующая торготделом. горсо-
вета тов. Лагутина. Вотретили ее, ‘скажем
прямо, весьма Гостепранмно. Не то что за
прилавок, се прямо в клалдовую поовели.
Завмаг Рощина распорятилась, чтобы лля
именитой гостьи был выделен продавец, об-
служивавший покупателей. Потом послали
друтого из промтоварного отдела. Множество
покупателей томилось в очереди, a продав-
цы обслуживали только Латутину.

Но записывать <вои жалобы люди не счи-
тали нужным. Дз и к чему? В рязанских
торговых организациях и в магазинах на
жалобы потребителей смотрят, ках на досал-
ную формальность. И предпочитают че пу-
мать 0 них.

Тем более — о жалебных книгах.

_С. ДЕНИСЬЕВ.

2 (Корр. «Правды»).

_ тг. Рязань. :

вниги

Изданы две книжкм произведений А. С.
Пушкина. В’одной из них — «Стихи» —
помещены стихотвобекия «Казказ», «Об-
вал», «Песнь о вещем Олеге», «Бесы», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...>
и другие, отрывки из поэм и романа «Ез-
гений Онегин». Во второй’ книжке поме-
щены замечательные скавки великого рус-
ского поэта.

`Отделыным‘ изданием вышло стихотво-
рение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

«Данила Кузьмич»—так называется книж-
ка С. Михалкова — стихотворный рассказ
© юном рабочем.

В серию «Военная библиотека школь-
ника» включен рассказ В. Кожевникова
«Март—апрель».

Об отважных советских моряках-лесант-
никах рассказывает Герой Советского Со-
юза майор С. Борзенко ‘в своей книжке
«Десант в Крым». (Из записок военного
корреспондента). С. Борзанко — участник
описываемых событий.

Doe oe rete EE ЕТУ
практические мероприятия в широком мас-
mrade на базе углублевных теоретических
обобщений. Повышается санитарно-гигие-
ничесвая культура накеления, проводятся
общие оздоровительные мероприятия е уче-
том особенностей природных условий, изу-
чаются переносчики, ликвидируются очаги
заражения путем дезинфекции, гоопитали-
зации, а в воинских частях — путем про-
веления специальных мероприятий.

Для успеха противоэпидемичеекой Gopb-
бы требуется ранняя диагностика болезни,
выявление Фациллоносительства, устране-
ние условий развития эпидемий, уничтоже-

Сказы 3

Фольклорная экспедиция научно-иселедо-
вательского института культуры Карело-
Финской ССР записала народные сказы в
освобожденном от немецко-фашистских за-
хватчиков Заонежье, на родине знаменитых
певцов и сказителей, хранителей сокровити
русской народной поэзии,

В самом начале ХХ века сказитель Иван
Трофимович Рябинин ездил отсюда в  Cep-
бию, Чехословакию и Болгарию. Одна из
сербских газет 9 мая 1902 г. писала: «Мы
публично выскавываем нашу` искреннюю
благодарность крестьянину Рябннину за
его труды, которые дали возможность гра-
жданам сербской столицы услышать русские
народные былины в исполнении русского
крестьянина. Мы ‘искренне желаем, чтобы
подобные братские встречи, как 8 мая в
Белграде, содействовали тесному оближе-
нию двух братских славянских народов».

В Заонежье родилась знаменитая Ирина
Федосова, которую с восхищением слушал
А. М. Горький.

Участники экспедиции побывали на роди-
не Рябининых и Ирины Федосовой, об’ез-
дили все деревны -и села прославленного.
Заонежья и собрали около 200 плачей о тя-
желой жизни народа в оккупации. Первый
плач о фашистской неволе записан от. ше-
стидесятилетней Александры Ильиничны
Шаториной:

Ты, удалый добрый молодец,

Ты, разумна буйна головушка,

Не расстрайвай горюхи = горе горькоей,

Не давай тоски на ретиво. сердечунеко,

Не печаль кручинную головушку,

Во ‘огне мое сердечко разгорается,

Без великоей зазнобы зазнобляется,

На моем. ках на ретивоем сердечунже

Много множество великоей обидущки,

В буйной младой во головушке

Много множество великоей кручинушки.

Я бы три поля кручинушкой посеяла,

Я бы три моря зазнобой зазнобила.

Мне-ка вешним днем кручинушки не вы-

: сказать,

Во осенню темну ноченьку не выплакать...

Ачна Дмитриевна Романова из перезни
Кривоногово в своей причети рассказывает
© том, ‘как фашистские изверги пытали
женщин за отказ от работы: :

Приходили эти звери лютые,

Открывали двери крепкие,

Говорили звери лютые, поганые:

«Вы идите, бабы, во полюшко

На трудную да на работушку».

А как приступали ко мне фашисты ока-

янные,

Они били меня да без жалости,

А по моей груди па по белоей,

Отломали они мне да белы рученьки,

Помутился свет во ясныих во онченьках,

Помешался ум во младой во головушке,

«Красовитое Заонежье» фанистские за-
хватчики превратили в груду развалин. Сов-
сем опустела Кузаранда—родина Ирины
Федлосовой, без «косивчатых окошечек»
стоят заонежские дома.

Наш приезл в Заонежье совпал с момен-
том возвращения освобожденного из тяж-
кой неволи народа в родные края.
Собирались спорядовые соседунки,

Как во эту во деревню во Лисицыно.
Порасплакались горохи — горе горькие:
Нозапушщены поля да хлеборолные,
Нету на дзоре ступистымх лошадушек,
Нету на дворе любимыих коровушек,
Заросли пути — широкие дороженьки,
Как во вашу деревеньку красовитую,
Опустели все хоромные строеньица,
Бсе поломаны. косизчаты окошечка,
Порасшиблены хрустальные стеколышки,
Порастрепана киртична бела, печенька,
Порассвистаны двери наши дубовые,
Приувезены хоромные строеньица,

Или пожганы дворы наши колхозные.

a МИР ?
аонежья

Крестьячки поют о том, как возродить
хлебородные поля, проложить «путь широ=
ку дороженьку» в Москву-матушку. Их заду-
евные думы с безыскусственностью и Tels
лотой народной поэзии передают: сказителья
ницы. Вот что записано нами у А. Ф. Ста»
фейковой:

Тут решили спорядовые соселушки

Выйти гуртом на поля да хлебородные,

Как на эти на лужки да сенокосные,

Как ходили до фашистов до прохлятыих;

Как до этих до злодеев супостатыих.

Закипела У час трудная работункса,

`Подымать стали поля ‘да хлебободные,

Стали скашивать лужка да сенокосные,

Протоптали все пути-чиирокие  доро-

‘ . _— женьки,

Как во эту во любимую деревенку;

А из нашей-то дерезенки Лиснныно

Поведет эта широкая дороженька .

В Москву-матушку великую,

К дорогим сыночкам, красным

Ко родному соляну: Сталичу.

токие женщины проклинают захват“
чикоз, которые принесли нынему народу
горе и слезы:

Бульте прокляты, злодеи супостатые,

Трижды прокляты фашисты окаянные!

Матери и жены обращаются к мужьям
(«замонноей семеющке»)} и сыновьям («сказ
ченыим жемчужинкам») < просьбой отом-
стить врагу за все его надругательства,

Анна Лукинична Тихонова из деревни Тявз
зня, оплакивая свою жизнь в фашистской
чеволе, обращается к мужу-воину:

Как наехали фашисты суностатые,

Приужахнулось ретивое сердечуитко.

Они сделали ведь обыски позальные,

Ирнобидели роженых малых детушёк

И приюотняли кусок последний хлебушка,

И раздумалась кручинная головушка,

Наконилося обидноей кручинушки.

Напишу ‘я скорописчатую: грамотку

Своей миленькой закозноей семеющке:

«Уж ты бей врага проклятого —

Отомсти ему за эти за три голушка,

Как держали нас в плену да в окаянноем.. я

Боли й гзеза полны слова народной exop-
би. Они зовут к справедливому возмезлию.

Героическая Красная Армия освободила
Заонежье. Вспоминая 0 пережитом, народ-
ные поэтессы несут слова благодарности
Красной Армии и великому (Сталину за ос-
вобождение от фашистского гнета и раб-
ства. :

Ездокия Федоровна Герасимова (из дерев-
ни Палтега) так выразила эту общенародз
ную благодарность;

Белый светушко на улице, рассветился,

Красно солнышко с залесулика позыстало,
`Буйны ветрушки теплешенько зазеяли..:

Уж вы послушайте, спорядовые соседуш-

KH,
матушку-Москву
; широкую,

Своему отцу родному Сталину,

Всем бойцам своим ‘удалыим, _

Как за ихнюю великую заботушку!

За годы Отечественной войны собрано
множество произведений устного народного
творчества. В ‘них нарол выразил свои думы
и Чаяния, горячую любовь к Родине и не-
нависть к немецким захватчикам. В 1942
году экспедиция работала на Печоре и пол-
ностью записала народный, обряд, связан:
ный с проволами в Красную Армию. Свою
работу по собиранию фольклора Отечествен-
HOH войны экспедиция продолжила в Océ
вобожденном Заонежье. Одновременно про-
изводились записи фронтового и партизана
ского фольклора. В настоящее время-затиси
народной поэзии, рожденной в годы Отече+

*
gz

Отнесем поклон во

ственной войны, готовятся к печати,

В. БАЗАНОВ.
Руководитель фольклорной экснедиции.

Концерт Обуховой

В Болышом зале Московской консерва-  умеет найти в каждой. арии, в каждом роз

тории состоялся концерт народной артист-

ки СССР Надежды Андреевны Обуховой.
Больше четверти века имя Обуховой тес-

но связано с русской оперной сценой. Ею

созданы замечательные образы Любаши
(«Царская невеста»), Любавы  («Садко»},
Марфы (<«Хованшина»), Кармен. Десятки

партий мастерски спеты ею за это время.
Часто выстунает артистка по радио.
Голос Обуховой является исключитёль-
ным по теплоте тембра, по красоте, сочно-
сти и богателву красок. Владеет им артист-
ка в совершенстве. Вкегда насыщая свое
исполнение глубокой образностью, Обухова

ЕЕ

мансе или песне чдушу» произведения.

В первом отделении концерта артистка
исполнила романсы Чайковского и Глинки.
Глубокое впечатление в ее трактовке произ
вели романсы «Примирение» и «Нет, толькд
тот...» и другие.

_Во втором отделении Обухова спела арию
«Далилы» из оперы Сен-Санса «Самсон и
Далила», арии из оперы Бизе «Кармен» и
мелкие произведения эстрадного жанра,
также с большим вкусом и тонким мастер-
ством исполняемые артисткой.

Георгий ПОЛЯНОВСКИЙ.

Be ЕЕ

ЕТ

обеспечили свои войска назлежащими проти-   блением аскорбиновой кислоты. Блатодаря
воэпидемическими средствами. Среди весьма   витаминизации ленинградекие врачи вели
разнообразных и многочисленных трофеев,   раненых в исключительно трудных уеловие

захватываемых нашими частями,
ма редко встречались дезинфекционные
камеры или предметы  прачечного отря-
да. Вшивость получила громэтное раепро-
странение среди полчищ  набильликов,
грабителей и убийц.

Нашим войскам, доблестно освободивиим
родную землю, приходилось вступать в
сстатки селений и пользоваться жильем,
которое немцы оставляли в невероятно за-
гаженном виде. Известны случам. когда
немцы свозили большое количество еышно-

,

весь-   ях в удовлетворительными результатами.

Перед нашими институтами и лаборато-
риями стоят неотложные задачи изыскания
новых источников питания и заменителей

1 дефицитных пищевых продуктов © физиоло-

гической и гигиенической опенкой их. .

ГУ
Главные наши усилия сосредоточены н&
проблеме травмы (анатомические и функ-
циональные нарушения, местные и общие
реакции).

№, культивируя среди наших ученых

ные искания, гинотезы, предположения и

вие инфекционного вируса в организме
а a Учение © ране еще не возведено в степень

‘увство нового».
та наука имеет в настоящее время
и твердо сложившиеся характерные 0с-
ные установки:  хиалектико-материали-
ческий метод, тесная связь е запросами
ани государства, комплексный способ pe-
ия словных проблем, об’единеняе на-
Пвнальных научных сил союзных  брат-
би республию на основе единства миропо-
anna.

ув основные свойства присуши и совет-
№1 медицине, которая и в дни Отечествен-
№ войны интенсивно двигалась вперед и
билась немалых успехов в научно-иселедо-
Утельской работе, в лечении раненых, в Pe-
№ти ряда профилактических вопросов.

ия войны многие ранее неременные про-
мы медицины, а также новые, вновь вы-
Знутые войной вопросы нашли свое ило-
Иворное разрежение. Z

ветская медицина и ее деятели всегда
Мазовались и пользуются 0с0б0й заботой
зниманием великого Сталина,
[уличительной особенностью  современ-

з

ПИ советской медицины является ее стрем-
116 к широким обобщениям фактов и за-

Зиерностей, собранных разными  меди-
Тклуи науками. Частные достижения

Чти опенивалотея нами в свете основных
Плановок современной теории медицины,
№ немало способствует успешному движе-
  =.

to зперех научной мысли. Потребность в
Эданни смелых и широких обобщений вы-
вается еще и тем, что в процессе развития
Ициыских наук неизбежно возникает все
Яаытее и большее количество специальных
Чстных дисциплин, в каждой из которых
ет возникнуть опаеная тенденция стать
Чтоховлеющей, замкнутой в себе, оторвать-
Мог понимания роли и места отдельных
 Чных явлений в проблемах более широ-
№0 порядка и более глубокого значения.

(оветекая медицинская наука настоя-
мно пуждаотся в создании автори-

Народных Комиссаров СССР 30 июня 1944
тода постановил учредить при Народном
комиссариате здравоохранения Союза Ака-
демию медицинских наук СССР. А 14 ноября
правительство утвердило в: звании действи-
тельных членов первого состава Академии
60 лучших, наиболее выдающихся предста-
вителей медицинской мысли нашей страны.

В состав Академии вошли ученые, имею-
щие оригинальные труды, основанные на
новых концепциях, новых 06 eRTHBHEIX
фактах, как на экспериментальных, тав и
клинических наблюдениях. это — ученые,
которые закладывают основы новых напра-
влений в профилактике, в теоретических и
клинических дисциплинах, организуют но-
вые учреждения, школы, вырабатывают
новые методы, способствующие дальнейшему
прогрессу теоретических и клинических
дисциплин. В состав Акалемии вошли уче-
ные, известные своими ценными научными
экспедициями, обогативитими современную
меди новыми данными,

aca медицинских наук должна
стать высшим научным учреждением в 0д-
ласти мелинины в Советском Союзе, об’еди-
няющим наиболее выдающихся учёных
страны. Академия подчинена нетпюсред-
ственно народному комиссару здравоохра-
нения СССР, которому она ежегодно прел-
ставляет отчет о своей деятельности.

Задача Академии-—научно разрабатывать
вопросы теории и практики медицины, 60-
действовать дальнейшему развитию меди-

j

практические предложения. Жизнь показа-
ла, что Всесоюзный институт эвсперимен-
тальной медицины имени М. Горького
(ВИЭМ), а также Ученый медицинский co-
вет Наркомздрава COCP лишь . частично
могли удовлетворить эту потребность в
углубленном научном синтезе. Так логически
родилаеь мысль о созлании Академии меди-
цинских науЕ. В целях дальнейшего разви-
тия отечественной медицинской науки Совет

государственном масштабе. Война со всей

плексном плане силами квалифицирован-
ных ученых, являющихся специалистами
в своей области. Акалемия должна оказы-
вать 806 руководянее влияние и на
исследовательские институты, не входящие
В её состав, и на научно-исслеловательскую
деятельность медицинских вузов.
‚ При решении коренных проблем меди-
цины мы сталкиваемся сейчас с иножест-
вом предложений индивидуального характе-
ра, основанных на ограниченном . личном
опыте и нередко на прелвзятом мнении от-
дельных авторов, что особенно ярко видно
хотя бы в отношеная лечения шока.

Военные травмы требуют от нас ео-
‘вершенно по-новому поставить вопросы
изучения физиологии ‘человека, вопросы,
поставленные в 0808 время перед Всесоюз-
ным институтом экспериментальной мели-
цины товарищем Сталиным и Максимом
Горьким. Изучить эти вопросы на ‘военном
_И послевоенном материале — исключитель-
но серьезная задача, могушая быть выпол-
ненной только в тесном! творческом сохру-
жестве эрудированных клиницистов, компе-
тентных физиологов и других специали-
CTOB.

Многое в дни войны слелала советская
медицина: она поставила pax больших
проблем и чаеть из них ренила в обще-

остротой поставила перед медицинской нау-
кой задачу дальнейшей разработки серьёз-
нейших вопросов эпидемиологии, проблемы
лвижения населения, неотложные вопросы
питания, изыскания повых пищевых
средств, широкого использования в мели-
цинских целях местных приролных ресур-
сов и, наконец, вопросы военной травмы.

Идея профилактики давно стала поминя-
рующим принципом наших руководящих
органов, которые шроводят организапионно-

время,
военно-санитарное управление Врасной Ap-
мии широко поставили профилаютиву.

ветекие ученые положили началю разработ-
ке краевой паразитологии. Главная заслуга
В, этом отношении принадлежит академику
Павловекому и проф. Смородинцеву.

стика, заболевания, выявление нетипичных,
невыявленных форм. Начатые до ~BOHHEE
исследования позволили во-время предло-
жить эффективные методы — так называе-
мую срочную диагностику, особенно важ-
ную для выявления сыпного тифа. Предла-
гаемый проф. Смородинцевым метод, повиди-
мому, удачно разренает проблему. ~

да существуют условия передачи возбуди-
телей болезни, возникает. вопрое о мероприя-
тиях общетигиенических и индивидуаль-
ных, а также специально биологических —   Палладин, Энгельгардт, Збарский—и их
вакцинации. В этом вопросе, давно принци-
пиально решенном, советские ученые созда-

больного. В военное время опаеность эни-
демических заболеваний возрастает. Бывают

В связи с развитием эпидемий такие траги-

ческие положения, когда «или армии при-

ходится защищаться от тыла, или стране
от армии». В период гражданской войны и
интервенции наша страна была охвачена
эпидемией разного рода тифов, и в первую
очередь сыпного и возвратного.

Учитывая опасность эпидемий в военное
Наркомздрав СССР a Главное

Помимо общих эпидемических работ, со-

Большое значение имеет ранняя диагно-

Далее, о предохранении от эпидемии. Ког-

дача, они разрешили ее,—за последние годы
та. Все руководители школ —

сотрудники
разрешение этих вопросов.

тифозных больных в один поселок, кото-
рый потом оставляли. При занятии его на-
шими частями, естественно, возникала
опасность дальнейшего  распроетранения
сыпного тифа. Вс это созхавало множество
возможностей перехода вшивости и сып-
ного тифа на наши войска. Поэтому
перед командованием,  политр ЛЕЙ,
санитарной и интенданяекой службами вета-
ла чрезвычайная по своему значению
задача — охранять войска от вшивости п
от сыпного тифа при занятии и дальней-
ших действиях на территориях, освобождае-
мых от врага. С этой задачей мы с yene-
хом справились.

Ш

При разработке научных вопросов в 0б-
ласти питания внимание наше особенно
привлекли витамины. От наших советеких
учреждений потребовался   интенсивный
Тфуд по усвоению методики и техники их
изготовления, а также изысканию новых
источников сырья. Разрабатывалиеь спо-
собы добычи различных витаминов из жи-
вотного сырья, изучались свойства витами-
нов и методы применения их по различ-
ным показаниям. На долю советских yue-
ных выпала чрезвычайно ответственная за-

советская биохимия достигла ig HBe-
Xx, UD

°

вложили много энергии в

исчерпывающего синтеза. Шо природе эта
проблема очень трудна. Если позволено го-
ворить языком еравнения, то эту проблему
можно уподобить географической карте,
пнестреющей белыми пятнами. Мы лолжны
рассматривать рану, как явление не только
местного повреждения, но «сигнализирую=
щее» всему организму и вызывающее ту
или другую степень реакции, по общему за-
кону физиологических явлений.

Совершенно необходимо поэтому прежде
всего сказать об общефизиологических проб- *
лемах, выдвинутых И. П. Павловым, J. A.
Орбели, Сперанским, Разенковым, Быковым
и другими и имеющих важное значение
в разрешении современных вопросов меди
Цинской теории и практики.

Учение о роли нервной системы в работе
организма и главным образом о роли сим-
патической нервной системы, в значи-
тельной мере созданное трудами совет
ских физиологических школ (Павлов, 0р-
бели и другие), является теоретических
фундаментом в понимании основных меха-
Низмов патологии, так и в созидании, ут
верждении и об’яснении лечебных приемов,
обладающих значительной степенью уни-

версальности.

Чтобы показать примеры переноса теоре-

тических концепций на практику, укажем
на влияние работ Орбели (исследования оте-
ка мозга) на изучение происхождения болей,
на опыты по ускорению пропесса восстано-

вления ‘нервов.

Нужно отметить очень интересные и
Блассические по технике исполнения рабо-
ты покойного Лаврентьева и многообещало-
щие исследования Анохина в области уско-
рения процесса восстановления нервов и
наши оныты в том же направлении путем
воздействия на симпатическую нервную
систему.

ли много оригинальных работ. Ими в совер-   Советским врачам пришлось бороться ие
шенстве освоен метод вакцинации против   кишечными заболеваниями, © осложнения-
брюшного тнфа, паратифов, дизентерии и ми их в трудные лни осажденных городов.
холеры. Особенно надо отметить важную   Приходилось заново пересмотреть определен-
роль прививки против сыпного тифа.   ные взгляды на эти заболевания и на течение

В дни войны весьма остро стала задача   ран. Обнзружилось огромное значение ви-.
противоэпидемической защиты  Ёрасной   тамина «С» на течении ран даже при пище-
Армии. вом общем нарушении. Ленинградокими това-

В расчете на молниеносное течение вой-   рищами разработан метод лечения цынги пе-
ны © Советским Con гитлеровцы не реливанием крови с планомерным употре=

«Окончание еледуе ).