Ma.
Xd

rea
Ni
те-
АЙ,

).

M-

Ю-
-
10-
да
Ю-
\-
де

mee!

\-

ty
i
‘As
ую

ch

)B,

ра роты капитана Синицына боевое при-

13 ДЕКАБРЯ 1944 г., № 298 (9755)

ЕЕ ре

Гвардейцы идут вперёл

fF «От военных корреспондентов «Правдыь)

Сутра бой разгорелся с новой силой.   тались прегостацоякнть переправу. Но чув-

Hew заняли оборону на высотах, укре- ствовалось, что эти места у них пе были
пялись на западном берегу небольнюй реч- пристреляны, наряды ложииниеь вразброс
уп. От`осенних дождей речка вздулась, раз-   Наши батареи разделились. Одни подавляли
зитась и превратилась в серьезное препят-   вражескую артиллерию, другие перенесли
  авие на пути нашей наступающей гвар-   огонь в глубь обороны противника.

дйской части. Вее мосты через реку были А в это время справа, вдали от мостов

зорваны противником, а подступы к водной   хругие батальоны начали форсировать ре-
  переправе заминированы. ку. Чтобы видеть развернувшееся ераже-
  Вю ночь не спали саперы. Они ощулью   ние, мы перебрались на наблюдательный
  бнзруживали мины, обезвреживали их, от-   пункт командира дивизии. Немцы, сжимае-
  кывали проходы для назначенной на утро   мые с двух сторон и теснимые артиллерий-
атаки. Заранее были затотовлены матерна-   ским огнем в л0б, отошли от взорванных
1ы мя паводки легких мостов, чтобы пере-   мостов к нахеленному пункту.
бренть на западный берег пехоту, легкую Повеюлу, на широком участке, гремела
артиллерию и 0бозы. Ho работа саперов не   канонала и неумолчно трещала ружейно-
ираничивалась подготовкой к переправе   пулеметная стрельба. Противник яростно
ей части. Дяя развития дальнейшего на-   сопротивлялся. Сало являлось ключом к Уз-
чупления они должны были подготовить   лу шоссейных дорог. Немпы тотовились
переправу и для танков. Ночью саперы по-   здесь к нашему штурму и ощетинились, но
бызали на взорванном птоссейном мосту я   штурм ещо не начинался. У рации ‘беспре-
выяснили, что ето можно будет восстано-   рывно кричал в микрофон связист. Рядом
вить, как только противника отбросят от бе-   с ним стоял генерал, командир Дивизии, И
pera. Под покровом темноты к этому месту   спокойно прислушивался к звукам, разда-
были доставлены бревна и балки. взвшимея в трубке. Рация работала безот-

Бессонную ночь провели и разведчики.   казно, в любой момент отыскивая в эфире
Переправившись через реку, они пробра-  возывные полков, специальных подразде-
  джь к высотам и развехали растюложение   лений и соседних частей. К тенералу
неприятельских сил на берегу. Намерения   условным кодом шли донесения, запросы.
противника быми лены: он рассчитывал во   Саперы сообщали, что мост для артиллерии
что бы то ни стало задержать наше наступ-   готов,
ление на этом выгодном рубеже обороны. — Передайте Аккорду,— сказал  гене-
(собенно сильно были укреплены узел шос-  рал, обращаясь к радисту. — Работой до-
йных дорог и железнодорожная станция.   волен, быстрее готовьте дорожку лля Сло-
(владев этим узлом, наши войска получили   на.
бы возможность для широкого маневра пехо- — Всё понятно. Мост усиливаем, — по-
ты и танков. слышалось в трубке.

Густой утренний туман еще плыл нал ре- Через восстановленный мост двинулась
ой, когда начался наш артиллерийский   перекатами зртиллерия. Танкнеты ©006-
обстрел. Десятки орудий различных   Щали,-что они вышли на исходную и ждут
залибров били по расположению врага, па   моста. Командир дивизии стоял У малень-
ео артиллерийским и минометным пози-  Кой рации, как у пульта управления ог-
циям. Одновременно небольшая группа гвар-   ромной машаны. Каждое его слово приво-
хйцев предприняла демонстративную атаку   ДИло в действие полки и дивизионы. Пе-
‹ фореированием реки в районе посеейного и   Вед ним на раскладном столике лежала
железнодорожного мостов, взорванных нем-  Карта, в которую он почти не смотрел,
пахи. Немецкие артиллерийские и миномет-   ЗНая еэ на память до мельчайших подроб-
пые батареи открыли ответный огонь, ео-   Ностеи. &

“редоточив всё свое внимание на этом участ-   -— Передайте Тесленко, — сказал гене-
хе. Наша пехота залегла, начала снижать   ат связисту. — Лесочком и рытвинками,
(eM стрельбы, и противник, полагая, что   ЧТО спраза от вас, обходите населенный
наша атака вдоль шоссе и железной дороги   ПУНЕТ. Оставьте одну роту на месте. На-
сорвана, в свою очередь оелабял огонь. Вре-   Встречу вам пускаю слева Макуху, — он
у от времени наступёли паузы, и казалось,   УФ хостиг кватрата -7. Двитатьея по-
что сегодня здесь уже ничего не произойдет.   ГВаРдейски! К 15.00 мешок завязать, быть

(вернув влево, мы добрались лю безмолв-   В ЭТ0 врема у аппарата и доложить.
отующих зарослей кустарника и увидели,   `` Веб понятно, — И Е
что там, в стороне, уже всё было готово к  — Выполняйте, желаю успеха! ss

; ; Подразделение Макухн, кроме основной
фороярованию роки. Ha берегу лежали
рытые в кустах пустые бочки, бревна,   Задачи To обходу населенного пункта, по-
  юкя и салгый разнообразный попручный
узтериал для переправы. Повсюду видне-
еь ручные и станковые пулеметы, гото-
вые с минуты на минуту отерыть огонь по
зрагу. Через зфясину к берегу был пролю-
ден настил для орудий, искусно samacka-
ванных мокрым сеном и ветками. Ни охно
  знжение не выназало присутствия в этом
№юсте людей. Всё затаилось в ожилания.
\фицерьы нетерпеливо поглялывали на часы.

И влрут снова во весь голос затоворила
пална артиллерия, и разрывы опять появи-
ись над вражеским берегом возле птоссе. С
иметвой отороны поельшналиюь. ответные
иииные выстоелы. В этот мюбгент. залиа-

рев

роту автоматчиков в тыл соседней дерев-
ни, занятой немцами. Автоматчики долж-

ного маневра.

ет, и на поле боя усиливаетея канонада.

внимание противника,
твардейцы по бездорожью, по вязкой грязи
и чаше мелколесья неутомимо движутся
в намеченной цели.

Еще не было и 14 часов, а Уже далеко

an  13a селом  соединившиеся подразделения
НЕ НЫ aa leben ee ae крепко-накрепко «завязали мешок». Не-
ETERS SRST S  eee en “+l vennne войска,  оборонявшие опорный

меь началась
  переправа.
Неприятельские пулеметы, стоявшие нз
фланге, не успели еще открыть’ огонь, как
  вардейцы перемахнули через реку и ворва-   тилась.
1 в траншеи противника. Трещали ворот-  ‘Задача выполнена, — одновременно
ле очереди автоматов, бухали разрывы РУЧ-   отладывали по радио Тесленко и Макуха.
вых гранат, перекатами неслось моно  ррзтеский опорный пункт и узел дорог
‹ра». А на раке уже появоьлиюь легюме сли захвачены, по восстановленному мо-
  тики, и 110 ним бестрерьвяьим отюклим сту прошли наши танки. Гвардейцы при
  итремлялиеь новые и новые заводы. На поздержке могучих бронированных машин
котах подтягиважиеь канатами ПУШЕЯ И   устремились дальше на запал.
MEROMETEI.
Немецкие артиллеристы, спохвативтись, A. АКУЛЬШИН, В. КУПРИН.
перонесли огонь на этот участок и попы-} Вентрия, 12 декабря. (По телеграфу).

Разведчик Саипназаров

(От военного корреспондента «Правды?)

Синевато-молочный рассвет встает над
скованной крепким декабрьским морозцем
землей. В низине, кажется, нет ни души;
  тажется, замерла изрытая снарядами земля.
  № почему это из пробитого дна ржавого
  ведра змеится дымок? Курится дымок и из
тонсервных банок, поставленных одна на
ругую. t

В землянках кипит солдатская жизнь.
Треншей и ходы сообщений ведут в огневым
рубежам, соединяют блиндажи и землянки.
  бни знакомы здесь, как улицы далеких
  мхных городов, как милые сердцу тропы
  вонх деревень. Пусть ветер’ и холод, пусть
  вьюга, —соллатское сердие согрето дыханьем
близкой победы. Lae

дружная, стремительная п осазались обойденными со всех сто-
рен. Налиа артиллерия усилала огонь и
вярут стихла. На окраинах села потнялась

сильная перестрелка. Вскоре и она прекра-

тяжелое дыхание, пошел против течения,
натягивая изо всех сил кабель. Он

крепким узлом затянул конец кабеля и,
не отдыхая, поплыл обратно к своим.

Облегченно вздохнули друзья, услышав
тихий всплеск у берега. Заботливо помогли
они старшему сержанту переодеться в теп-
лое сухое обмундирование. Стопка водки
окончательно согрела застывшего в воде
Райнакашана. Он отдал короткую команду:

— Всё готово, в лодку!

Несльцино погрузились н отчалили. Две
пары дюжих рук стали подтягиваться по
кабелю к той стороне Нарева. На вражеском
берегу заняли боевой порядок и по-пла-
стунски поползли вперед. Саперы перереза-
ли проволочное заграждение, обезвредили
от мин узкий проход, и Санпназаров провел
всю группу к первой линии немецких тран-
шей.

Лальше Раймакашан пополз один. Впе-
реди вспыхнула спичка, ‘и едва заметный
отонек сигареты, движущийся в темноте,
приковал внимание старшего сержанта.
Подтягиваясь на локтях, Саипназаров сле-
довал за огоньком. Вдруг руки нащупали
обрыв. Это был хюд сообщения, ведущий
в землянку боевого охранения. Спустившись
вниз, старший сержант подобрался к входу.
По отоньку он определил, что немец лег
отдыхать. Еще, несколько движений, и Саип-
назаров, готовый к схватке, устроился ря-
дом с немцем. Он слышал его тяжелое ды-
хание, приглушенный кашель и ждал
только условного срока, когда должны были
потойти товарищи. ;

Наконец, чувство охотника подсказало:

— Пора.

Руки потянулись в темноту, рывок, и—
они сдавили горле гитлеровца. Затем Саип-
назаров поволок полузадушенного немца из
землянки. Одного не мог предусмотреть
храбрый воин-—— враг оказался чуть не вдвое
крупнее Раймакашана. Опомнившись, немец
зубами вцепился в руку разведчика. Завя-
залась борьба. Дремавшие у пулеметного
гнезда гитлеровцы  всполошились. Но
товарищи Саипиззарова уже были близко.
Они бросились на боевое охранение и,
уничтожив его, захватили оружие...

Скоро старший сержант Раймакашан
Саипназаров докладывал капитану Синицы-
ну о выполнении боевой задачи,

Павел КУЗНЕЦОВ.

Действующая армия.

+ =

Раймакашан Саипназаров — участник и
терой взятия Ломжи — получает от коман-

казание. Огонек искрится в темных глазах
  лодого воина, снискавшего в роте
щую любовь своей отвагой, сноровкой и
Хитростью в борьбе с фашистами.

‚ Полный кавалер ордена Славы всех трех
  мепеней, Раймакашан получил крепкую
бозвую закалку и вместе со своими друзья-
\и—сержамтами Михаилом Винокуровым,
(ергеем Пастовым и друпими остро пережи-
  вал, если в опасную разведку командир
посылал солдат другого взвода.

Особенно не терпелось старшему сержанту
celiuac, Поэтому так рада была вся группа
1азведчиков, когда получила боевое приказа-
ie капитана Синицына.’ Два дня, екры-
  1155 в прибрежных ямах и кустарниках,
‘зрпеливо высматривали они вражеский
Coper,

В темноте декабрьской ночи на бесшум-
гых катках подтянули разведчики лодку.
 Нарев широх, течение его стремительно,
  ху может далеко отнести, будет потеряно
время, да и немцы могут обнаружить группу
в0 время переправы на веслах.

Сзипназаров призадумалея. Риск без
ума не годится. Г

— 0й, Сережа, аркан надо, большой ар-
кан — девяносто аршин, не меньше. Ползи
& связистам.

Сержант Сергей Пеетов быстро пополз
ВЫПОЛНЯТЬ приказание. Расторопный
Пестов скоро вернулся с об’емистым кругом
телефонного шнура.

— Ну, солдатушки, поплыл Раймакашан,
пошли ему аллах удачу и новый граммо-
{он— полушонотом бросил Саипназаров и
стал тихо входить в студеную, нрихвачен-
ую иорозом воду.

лучило дополнительную задачу — вывести

ны поднять там шум и вынудить против-
ника бежать из деревни. Левый фланг нем-
цев не должен мешать выполнению обход-

На некоторое время рация почти затиха-

Наши артиллеристы приковывают к себе
a тем временем

Переплыв реку, Саипназаров, сдерживая

нашел корягу, глубоко вросшую в берег,

Обелиск

В Карпатах.
Русске, установленный в честь войск
Красной Армии, форсировавших перевал.

Фото военного корреспондента «Правды»
. Устинова.

на перевале

Снова на Родине

МИНСК, 11. (ТАСС). Трудящиеся Минска,
Барановичей, Бреста и других городов BCCP
тепло встречают белорусских граждан, на-
сильно угнанных гитлеровцами и освобож-
денных Красной Армией на территории
Польши. Со слезами благодарности говорят
люди, вырвавншеся с немецкой каторги,
о своей освободительнице-— Красной Армии,
о том, что Родина не забыла о них.

Местные советские органы окружили
прибывающих тёплой заботой и вниманием.

их распоряжение предоставлены дома,
выделен земельный фонд. Нуждающимся
выдаются денежные пособия, одежда н
предметы первой необходимости.

—_—O—
Началась эвакуация

поляков из Белоруссии

БАРАНОВИЧИ, 11. (ТАСС). Сюда, какив
другие гороха Белоруссии, прибыли прел-
ставители Польского Комитета Националь-

хину польских граждан. Из Барановнчей,

Гродно, Столбцов и Волковыска уже от-
правлены первые эшелоны.
Много молодых патриотов,  возврашаю-

щихся на родину, просят принять их в ря-
ды Польского войска.

— Мы хотим, — ropopat onz,— плечом
к плечу с Красной Армией бороться за
полное освобождение родной земли, за окон-
чательную побелу над нечавистной титдё-
ровской Германией.

Ее Е

Новый украинский журнал

В Киеве вышел первый номер нового ук-
раинского ежемесячного литературно-худо-
жественного и общественно-политического
журнала Центрального Комитета ЛКСМУ
«Днтро». В редакционную коллегию жур-
нала входят В. Бичко, С. Крыжанивский,
А. Малышко, Л. Новиченко, С. Сеген.

Первый номер журнала открывается Ука-
zom Президиума Верховного Совета СССР
о награждении Маршала Советского Союза
товарища Сталина орденом «Победа», при-
ветствием Центрального, Комитета ВКП(б)
комсомолу Украины в день его 95-летия,
Указом Президиума Верховного Совета
СССР о награждении орденом Красного
Знамени Ленинского комсомола Украины,
В журнале напечатан доклад секретаря ЦК
ЛКСМУ тов. Костенко на заседании, по-
священном 25-летию ЛКСМУ.

В номере помешены. стихи П. Тычины,
В. Сосюры, М. Рыльского, П. Воронько,
И. Неходы, П. Дорошко, Н. Нагнибеды,
С. Крыжанивского, М. Стельмаха, В. Тка-
ченко и образцы фольклора Отечественной
войны. Проза представлена произведениями
А. Шияна, С. Скляренко, О. Донченко и
других. Читатель найдет также в этом жур-
нале очерк Д. Косарика «На поле Корсун-
ском...», статьи кандидата исторических
наук В. Дядиченко «Разгром шведов под
Полтавой» и А. Малышко «Украинская <о-
зетская литература в дни Отечественной

войны».
——_-—

СМОТР МОСКОВСКИХ
ФРОНТОВЫХ ТЕАТРОВ

В Москве во Всероссийском театральном
обществе начался смотр московских фрон-
тсвых тейтров. В смотре выступают фрон-
Topple филиалы Малого театра и театра им.
Вахтангова, Московский фронтовой драмати-
ческий театр, 1-й и 2-й фронтовые театры
Всероссийского театрального общества,
Таджикский театр и театры миниатюр.

В их репертуаре — пьесы русских класси-
ков и современных советских драматургов.
Всего дано около 15 тысяч спектаклей.

Концерт славянской музыки

В Московском Доме ученых 10 декабря
состоялся концерт славянской музыки
в исполнении солиста Большого театра Сою-
за ССР И. Назаренко, лауреатов междуна-
родного и всесоюзного конкурсов Ю. Брюш-
кова и Ю. Реентовича, солистки Московекой
филармонии А. Пазовской и пианиста
Н. Миронова. :

В программе концерта — произведения
русских, украинских, белорусских, польских,
чешских, словацких и югославских компо-
зиторов.

Вступительное слово сделал вице-предсе-
датель Всеславянского комитета профессор
Московского и Пражского университетов
Зденек Неедлы.

Концерт прошел с большим успехом.

ни re
По следаи материалов «Правды»

«Есть о чём говорить»

17 ноября в «Правде» был опубликован
под таким заголовком фельетон о незакон-
ных действиях некоторых руководящих
работников Издешковского и других рай-
онов Смоленской области.

Бюро Смоленского обкома ВКП(б) отме-
тило, что факты, приведенные в фельетоне,
полностью подтвердились. Председателю
Издешковского райисполкома т. Гусеву и
секретарю Издешковского РК ВКП(б)
т. Клименкову об’явлен вытовор за неза-
конное приобретение коров с колхозных
ферм и сзиней с модеобного хозяйства
райпотребсоюза. Тт. Гусеву и Клименкову
предложено вернуть обратно незаконно
взятых с ферм коров ин незаконно взятых
в подсобном хозяйстве райпотребсоюза по-
росят.

Зам. председателя Смоленского райис-
полкома т. Дьякову за использование
служебного положения, за поборы об’явлен

‚строгий выговор, и с работы он сият.

ного Освобождения для эвакуации на ро-

К итогам с’езда социал-демократической
партии Финляндии

В конце ноября с. г. в Хельсники co-
стоялея с’еэт социал-демократической пар-
тии, который по требованию многих членов
должен был заниматься переемотром преж-
ней политики партии. Вель руководство
этой партии во время войны глубоко завяз-
ло в болоте «братства по оружию» е гитле-
овцами и финскими фаптистажи. Среди co-
циал-демократов всех стран финекая ©0-
циал-лемократичеекая партия оказалась
единственной, представители которой откры-
то поддерживали захватническую войну
гитлеровской Германии и всячески стара-
лись содействовать успеху войны герман-
ских и финских фашистов. Эту политику
возглавлял лидер партии и празая рука быв-
шего президента Рюти и премьера Линко-
wueca — министр В. Таннер совместно с та-
вими «энтузиастами» гитлеровской войны,
kak министр Саловаара (прелеелатель ис-
полкома с.-л. партии) и Хаккила (социая-
демократический председатель сейма).

Среди финеких еоциал-лемократов были,
конечно, и противники позорной политики
Таннера, но эти социал-лемлюкраты во время
войны либо сидели в тюрьме, как и комму-
ниеты, либо молчали. После же провала Bo-
енной авантюры финского правительетва и
заключения перемирия между Финляндией
a Советским Союзом в рялах финекой co-
циал-лемократии потняла свой голос оппо-
зипия. В зачвлении 43 социал-демокра-
тических деятелей подчеркивалось, что
«лица, поддерживавшие официальную поли-
тику Финляндии, соверитили крупную отиб-
ку», и вылвигалоеь требование, что «прел-
стоящий партийный с’езд должен предло-
жить им уйти с ответственных постов».

Таннер и его сторонники в партийном
руководстве не могли отказаться от требуе-

мого оппозицией созыва парте’езда, но опа-/

саясь, что избрание делегатов парторгани-
зациями в данный момент дало бы боль-
шинство оппозиции, они решили созвать на

с’езл делегатов, избранных еше в апреле’

1944 г., когда обстановка в стране была
совсем иная, чем ныне. Этим простым спо-
с0бом Таннеру обеспечили благоприятно на-
строенное большинство на с’езде, и он по-
лучил возможность выступить на с’езде не
в качестве обвиняемого, а в качестве глав-
ного докладчика.

Так же лживо, как и во время войны,
Таннер в своем докладе старался оправдать
политику финского правительства за голы
войны. Обвинения в неправильной полити-
ке, заявил он, не соответствуют лейетви-
тельности. Официальная политика. Финлян-
дии, по его словам, «систематически стре-

милась к сохранению нейтралитета»! И Тан-
нер, который еще весною 1941 года (соглас-
но сведениям, опубликованным депутатом
Еето) не только знал о подготовляемой не-
мецко-финской войне против Советского (0-
юза, но и дал презиленту Рюти заверения
о поллержке этой войны социал-демократа-
ми,—он теперь на ю’езде нагло солгал, за-

явив, что «главным образом воздушные на-
падения с0 стороны Советского Союза при-

вели Ев тому, что Фниляндия попала в эту
войну». :

По поводу этого утверждения лаже тахая
крайне правая газета, как «Парьяла», ©
удивлением отметила, что Таннер «ни сло-
вом не упомянул о том, что в моменту на-
падения Германии на СССР на территория
Финляндии уже находились  терманские
войска и что Гитлер в день нападения 00’-
явил 0б участии Финляндии в ето походе».
И газета добавила: «Возникает вопрос; по-
чему в Финляндии ло сих пор можно вы-
ступать < докладами, подобными локладу
Таннера, построенному на столь ложной
основе».

На с’езде с.-д. партии Таннер выступил
как явный рупор всех шовинистических и
фашистских кругов Финляндии. Он надмен-
но восклицал: ;

«Финлянлия с честью вела свою тяже-
лую борьбу... Нам пришлось покориться и
заключить тяжелый мир... не потому, что
Финляндия якобы сама проиграла войну»,
& потому, ЧТо «положение во всей Европе
изменилось». «Нашим утешением в данном
случае может быть сознание тото, что мы
не добровольно пошли на уступки...»

Для большей ясности этот воинствую-
щий барабанполк белофинского пювинизиа
еще добавил, что «тяжелый мир переносить
труднее, чем тяжелую войну». Но так как
ясно, что нынешняя обстановка не благо-
приятствует возобновлению «тяжелой вой-
ны», то даже этому ретивому специалисту
по антисоветской травле приходится «не доб-
ровольно итти на уступки» и притворять-
ся лойяльным. И он (точно так же, как ив
1940 г.) требует от советского правитель-
ства «доверия» к себе и другим финским
нелругам мира и противникам сотрудниче
ства с Советским Сотюзом. Он даже имел наг-
лость в своем докладе выдвигать инсинуа-
ций 0 якобы недостаточно «добросовестном
выполнении» соглашения о перемирии с Co-
ветским (Союзом.

У Таннера не нашлось ни одного слова
критики по адресу гитлеровской Германия.
Настолько сильна в нем даже после
сожження сотен финских деревень ето не-
мецкими «братьями по зружню» — вае-
сальная верность термазскому фашизму.

Такова вненшеполитическая позиция,
изложенная Таннером в его докладе. Свою
же позицию в области внутренней поли-
тики он выразил в излияниях, характер-
ных для самых ярых реакционеров.

«После войны, — заявил он,— большая
часть Европы будет охвачена беснорядка-
ми и волнениями... Поэтому необходимо
устроить в каждой стране преграды для
распространения анархизма... Сильной ру-
кой можно укрепить предпосылки усмире-
ния... Первым условием для этого является
прочное государство, но прочного государ-
ства не может быть там, где нет сильного
правительства».

Вот платформа отолтелого полицейского
насилия для усмирения бесправного наро-
ла, требующего себе демократических и
человеческих прав. Таннер особенно во
время войны, в расчете на победу Гитлера,
вошел во вкус свиретых методов прави-
тельства, которое «сильной рукой» (т. е.
C помощью охранников и тюремщиков,
шюцкоров и военных трибуналов) добива-

лось усмирения и подчинения недоволь-
ного варода. Поэтому эн злится, что теперь
в стране нет подобного «сильного прави-
тельства». Правда, многие и многие фа-
пистсзие охранники и тюремщики нахо-
дятея, Bee еше. на’ своих постах, и
вообще ° администрация Финляндии  по-
прежнему засорена лапуаскими заговер-
щиками и ‘другими агентами — гитле-
ризма. Но народные мавсы требуют теперь
демократизации режима, требуют в то же
время и привлечения к судебной ответет-
веннасти. главных виновников войны и во-
енных преступлений, Это демократическое
движение Таннер клеймит «анархизмом»
и хотел бы придуптить ето «сильной ру-
кой»...

Rak moe отнесся <‘езл с.-д. партии к этой
линий Таннера?

Он ее не принял, но ин не отверг. Он
не выразил ни одобрения, ни осужления
пювинистической внептней политики Тан-
Hepa. С’езд также не выразил нн одобре-
ния, ни осуждения таннеровекой антиде-
мократической платформы внутренней но-
литики. Большинство с’езла явно боялось
и избетало всякой яености в основных во-
просах линии партии. Оно старалось зату-
шевать разницу между шовинистической
и добрососедекой вкешной политикой, ме-
жду реакционной и демократической вну-
тренней политикой. _

С целью затушевать конкретный вопрос
о виновниках военной авантюры Финлян-
дии авторы декларации, принятой с’езлом,
пустились в общетеоретические рассужде-
ния такого рода: «Главным виновником
войны являются подозрения, существую-
щие между народами, и вызванная кали-
талистической системой империалиетиче-
ская, захватническая политика». Правда,
декларация признала, что «некоторые бур-
жуазные круги нашей страны... также нё
мотли освоболиться от указанных етремле-
ний к захватам». Но авторы декларании
постарались избежать признания, что фин-
ское правительство начало и вело захват-
ническую войну. Вместо этого в деклара-
ции выдвигается старая увертка: «Нашему
народу было чрезвычайно трудно остаться
в стороне среди этото хаоса» (т. е. евро-
пейской войны). Да, народу это было в са-
мом деле трудно, когла правители Финлян-
дии уже. ввергли народ в войну. Но ведь
эти правители могли бы отказаться от пре-
стулной войны. Дело именно в том, что
они не хотели оставить и не оставили Фин-
ляндию в стороне от гитлеровской войны.
Поэтому народ имеет основание считать их
‘ответственными за все жертвы и все поелел-
ствия войны.

Явно сознавая слабость своих аргумен-
тов в пользу финеких виновников войны,
авторы декларации с‘езда в конце концов
отмахнулись от этого’ неприятного вопроса
Траздраженным заявлением: «У нас нет
времени, чтобы заниматься раздорами и по-
исками виновников войны». Понятно.

Большинство ¢’e3ya не согласилось ©
требованием оппозиции признать официаль-
ную политику Финляндии за голы войны
неправильной и поддержку этой политики
социал-демократами оптибочной. В преннях
один из сторонников Таннер Маненер за-
явил, что «критиковаль политику в голы
войны еще рано». Другой таннеровец Рай-
ло выразил «еомнение» в том, была ли
внешняя политика Финляндии вообще оши-
бочной, так как, по его мнению, нужно
учесть, что «в Европе почти совершенно
не оказалось таких мудрых политиков, ко-
торым удалось бы спасти свою страну от
войны»... Это характерная для таннеров-
нев подтасовка фактов: они знают, что
большинство европейских стран стало
жертвами гитлеровской  захватнической
войны, a Финляндия стала сообщнинем
Гитлера в этой войне, но они умышленно
затушевывают эту коренную разницу. Та-
кой политический трюк безусловно требует
много... выражаясь деликатно,  хладно-
кровия. : :

Некоторые делегаты из оппозиции тре-
бовали вынесения порицания исполкому
партии за то, что он в евое время заклю-
чил пакт с шюцкором. Но большинство
езда не признало, что заключение пакта
с такой вооруженной фатистской организа-
цией заслуживает порицания. Ряд делега-
тов критиковал участие социал-демокра-
тов (таннеровцев) в обществе «Братья по
оружию», которое проводило явно проне-
мецкую политику. Но большинство с’езда
отвергло и эту критику.

Острое столкновение на c’ésie вызвал
вопрос 0б отношении к труппе 6 депу-
татов. Эти вилные и влидтельные сопиал-
демократические депутаты, как известно,
были несколько лет назад исключены из
социал-демократической партии за то, что
они в 1940 г. выступали за сохранение
мирных отношений с Советевнм Союзом и
боролись против шовинистической политики
Таннера. В связи с вступлением Финляндит
в гитлерововую войну финское правитель-
ство, при закулисном  солействии Тан-

Hepa, арестовало этих  депуталов; их
присудили к длительным срокам тю-
ремного заключения. Осенью 1944 г.

финские властл, в соответствии с условия-
ми перемирия, вынуждены были выпустить
из тюрьмы этих, как и многих друтих но-
литзаключенных. На в’езде с.-л. партий
оппозиция требовала отмены неправильного
решеняя 0б исключении группы шести из
партии и особенно осулила содействие тан-
неровцев (депутата Эрихз п хр.) различ-
ным мероприятиям властей, предприняты
с целью уморить политзаключенных голо-
дом. 5

Однако большинство с’езда приняло ре-
золюцию, которая в вызывающем тоне .за-
являет, что исключение шестерки из пар-
тии было вполне обосновано, но «мило-

стиро» разрешаст членам шестерки возвра-
THTBCA B партию, если они обязуютея вы-
полнять любые решения партийных орга-
нов. Очевилно, приверженцы Таннера таким
решением с’езда хотели вынудить группу
шести депутатов отказаться либо от возвра-
щения в с.-л. партию, либо of всякого
сотрулничества с коипартией в деле демо-
кратизации страны и обеспечения дружест-
венных отношений е Советским Союзом.
Выборы ‘членов’ исполкома с.-д. партии

закончились компромиссом межту большин-
ством и омнозицией. Большинство 6’е31%
вынуждено было для предотвращения рах-
вола партии отказаться от кандидатуры
Таннера, вернее, Таннер выаужден был
снять свою кандидатуру. Прежний прежсе-
латель пополкома Салозаара также полу-
чил отставку. В новый состав исполкомз
вошля 6 человек из большинсчва с’езла:
Уильтунен (председатель), Варъенен (сэк-
ретарь),  Аальтонен,  Сальмела-Ярвинен,
Скуг, Туоуинен, и 3 из меньшинства;
Вуори, Пеккала, Фатерхольм. (Хильтунен,
Вусри и Пэзкала являются членами ны-
нешнего правительства). Трудно сказать,
сколько членов большинства исполкома
выне принадлежит к оруженосцам Танз
нера, но во релком случае тря из них в т6-
чение ряда лет проявляли себя, как непод-
дельные таннеровцы. Это Аальтонен, кото-
рый в прежнем составе исполкома был ces-.
этарем, Иорма Туоминен. прославивитийся
своим усердием в обществе «Братья по
оружию»; и Марта Сальмела-Ярвинен. ко-
торая поощряла женщин сончал-демократов
оказывать помощь прогитлеровской Боенной
потятике Таннера. Канлилатами исполкома
были избраны дга из большинства с езла
и отин из оппозиции: Kero. з

Интересно отметить, как оценивает pe-
зультаты с’езда с.-л. партии газета «Ууси
Суоми» — главный орган Коалиционной
партии, ведущей антидемократической пар-
тии Финляндии. Газета считает результаз
ты в’езда «свидетельством зрелости партии»
й констатирует с удовольствием: «С’езд
доказал, что партия продолжает быть фах-
тором, который выполняет евой долг на
ответственном посту в качестве созида-
тельной и охраняющей права страны поли-
тической CHI,

Для больлней ясности «Уусн Суоми» до-
бавила к этому следующее об’яснение:
«Коммунисты и их демократические опор-
ные организации начали страстную борьбу
за душу трудящихся ин всего нашего наро-
да. От этой борьбы завиеит, в основном,
булущее нашего’ народа».

Тажил обравем, похоже на по, что тлав=
ный орпан Коалинуионнюй порте раесчиты-
вает на с.-д. партию, как на основной по-
литичеюний  фавтор в реаконеониной борьбе
протиз демократического долржения трудя-
щихкя и общества «Финляндия Советский
Coos», B котором учаетвуют и козгуниюгьг,
Было время (около 1930 года), когда ны-
непгние руководители Коалиционной партии
Тинвомиес и др: в евоей борьбе против’ ра-
бочего класса холели опираться иоключи-
тельно на фаптиетекое (лапруающое) лвиже-
ние, ив 10 же время газета «Ууси Суоми»
требовала даже роспуска с.-д. партии. Но те-
нерь, когиа почти все фантистсвие органи-
зации, отазавлииеся агентурой Гитлера в
Финляндии, распущены, газета «Ууси Cyo-
ии» нацеетея, что с.-л. партия, под. заку-
жленым руковомствох Таннера, булет «вы-
полнять свой долг» в жетательном лля Лич-
комиеса омыеле.

Нем кажется, однако, что. подобные вы-
воды из оценки результатов с’езла с.-л.
партии несколько односторонни и сде-
даны поспешно. Правда, если обратить вни-.
мание только на резолюдий и деклатацяи
в’евха, мою подумать, что в Флнекой со-
цил-пемовратяи ничего ‘нового не появи-
1065 и что она неспособна похитикески: рао-
виваться. Но нельзя не учесть и признаков”
новых тенденций в финском  социал-
демократическом движении. Уже появле-
ние такого течения, какое предетавляет с0-
бой труппа 6 депутатов, свидетельство
вало о серьезном стремления июправнть па-
‘пубную тавнерювокую лилино партии. И раз-
ве в поклелние месяцы втутри партии ни-.
чего не изменталюсь?

Самое важное состоит в тем; что из-
менилось отнопюение больпнинетва членаз
партии к Таннеру и танеерювюкой политике.
Правда, это изменение еще мало отрази-
лось на с’езде. Но вто может оказать, что
этот с’езт обязательно ооначал конечный
этаи в развитии ° социал-пемократической
партии? И не означал ли он скорее нача-
ла новото расвиникя?

Таннер, которому притолось уйти из ‘©0-
cTaba руковощетва партии, наверно надеет-”
ся, что сумеет и © стороны руководить. _
партией. Удастся ля это ему, покажет толь-.
ко будущее. Уже сегодня мы не можем про-
сто отождествить руковолетво с.-д. парти
или даже больтинютво этого руководетво,
вликой Таннера. Фогика вещей может за--
ставить мнотих работников партии, которые
до сих пор были сторонниками Tanmepa,
отойти от него. Почему? Потому что в про-
тивном случае рабочие окончательно новер-
нутся спиной к ним и к партии.  .

‚ Большинство социал-демократических ра-
бочих в нынешней ситуации врях ли
примирятся © тем, что хотя Таннер ушел,
Но партия продолжает прозолить таннеров-
скую политику. Ибо эта политика окон-
чателыно обанкротилась. (а оказалась. па-
губной и самоубийотвенной политикой для
страны, и точно такой же она является н
для в.-д. партии, Либо партия быстро ‘от=
Кажется от татнеровской политики (на ла-°
ле, не только на словах) и спасет себя,
либо она от нее не откажется и превратитея
в политического мертвеца.

Следовательно, спорные вопросы, воэних-
шие в связи с ©’ездом в рядах с.-л. партия
Финляндии, — это не пустые «раздоры», &

решающие вопросы, касающиеся той поли-

тики, которую партия отныне должна проро-
дить. И если Таннер в интересах тех реак-
ционных кругов, которые впутали Финлян-
дию в гитлеровскую войну, старался на
с’езде ввести партию в заблуждение своими
лозунгами (0 «прочном государетве», «силь-
HOM правительстве» и «защите  евамо-
столтельности страны»), то, очевилно, со-
циал-демократические рабочие начинают уже
салгоотоятельно разбтратьюя в этих ROINO-
сах. И они ответят ему, во-первых. что.
прочное государство — это не полицейское
или тюремное тосуларстве, а демократиче-
ское госуларктво: и во-вторых, что для са-
мостоятельноети GUCKOTO Hapoma прежетав=
IMT OWACHOCTh He лрузья, а враги 10000:
босодеких олнотений и сотруичества, мел-
ly Флнебим и созетелсям нарюлалеи.. -2
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ:

Требования о высылке Сеид-Зия-эд-Дина из Ирана

ТЕГЕРАН, 7 декабря. (ТАСС). (Задер-
жано доставкой). В тегеранских газетах
our ованы поступившие из Решта, Ар-
дебиля, Лахиджана и других городов Ира-
на телеграммы с требованием выслать
Сеид-Зия-эд-Дина из Ирана;

to?

Газета «Дад», публикуя эти телеграм-
мы, пишет, что, хотя она и не примыкает
ни к какой партии, но считает своим дол-
гом предать гласности эти требования на-
рода.

Фермирогание армии в Люксембурге

ЛОНДОН, И декабря. (ТАСС). Как éo-
общает ‘дипломатический обозреватель
агентства Рейтер, правительство Люксем-
бурга решило впервые на протяженни почти
80 лет провести мобилизацию и создать

‚лебольшую армию.