ПОЖЕЛАНИЕ

МОЛ

МОЕЙ РОДИНЫ

Что бы я хотел пожелать молодежи моей
родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего — поеледовательности. 06
этом важнейшем условии плодотворной
научной работы я никогда не смогу гово-
рить без волнения. Последовательность, по-
следовательность и последовательность!

( самого начала своей работы приучите
себя к строгой последовательности в нако-
плении знаний.

Изучите азы науки, прежде vem Mbt
таться взойти на ез вершины.

Никогда не ‘беритесь за последующее,
не усвоив предыдущего.

Никогда неё пытайтесь прикрыть недо-
статок своих знаний хотя бы и самыми
смелыми догадками и гипотезами. Вак бы
ни тешил ваш взор своими переливами этот
мыльный пузырь, он неизбежно лопнет,
и ничего, кроме конфуза, у вас не оста-
нется.

Приучите себя к сдержанности и терпе-
нию. Научитесь делать черную работу в
науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляй-
те.факты!

Как ни совершенно крыло птицы, оно
никогла не смогло бы поднять ее ввысь,
не опираясь на воздух. Факты —- это воз-
дух ученого, без них вы никогда не смо-
жете взлететь. Без них ваши «теории» —

пустые потуги.

Но изучая, экспериментируя, наблю-
дая, старайтесь не оставаться у поверх-
ности фактов. Не превращайтесь в архива-
риусов фактов. Пытайтесь проникнуть в
тайну их возникновения. Настойчиво ищи-
те законы, ими управляющие.

Второе — это скромность. Никогда не ду-
майте, что вы уже все знаете. И как бы

высоко ни оценивали вас, всегда имейте
мужество сказать себе — «я невежда».

Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за
нее вы будете упорствовать там, где нужно
согласиться, из-за нее вы откажетесь от
полезного совета и дружеской помощи,
из-за нее вы утратите меру 0б’ективности.

В том коллективе, которым мне прихо-
дится руководить, все делает общая атмо-
сфера. Мы все впряжены в одно общее де-
ло, и кажлый двигает его по мере своих
сил и возможностей. У нас зачастую и
He разберепть, что «мое» и что «твое», но
от этого наше общее дело только: выигры-
вает.

Третье — это страсть. Помните, что
наука трёбует от человека всей его жизни.
И если у вас было бы две жизни, то и их
бы нехватило вам. Большого напряжения
и великой страсти требует наука от чело-
века.

Будьте страстны в вашей работе и в
ваших исканиях!

Наша родина открывает большие про-

сторы перед’ учеными, и нужно отдать
должное — науку щедро вводят в жизнь в
нашей стране. До последней степени
щедро!

Что ж говорить о положении молодого
ученого у нас? Здесь ведь ясно и так. Ему
многое дается, но с него и многое спровит-
ся. И для молодежи, как и для нас, вопрос
чести — оправдать те большие ‘упования,
которые возлагает на науку наша родина,

Акад. И. П. ПАВЛОВ.

Письмо И. П. Павлова было опублино-
вано в журнале «Техника—молодежи»
№ 2—3, 1936 год.

ГОРЖУСЬ

ЗВАНИЕМ

СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ

Мы получили сталинский подарок —
«Краткий курс истории СССР» для треть-
их и четвертых классов. В нашей совет-
ской школе все преподавание подчинено
одной цели — коммунистическому воспита-
нию’ юных патриотов нашей родины,
всесторонне образованных и кБультурных
строителей социалистического общества.
Однако истории принадлежит 0с0б0 важное
место в системе коммунистического воепи-
тания школьного юношества. Вот почему
nope учебник по истории СССР и указа-
ния, сделанные Жюри ПравитёлБетвенной
Комиссии,  являютея  путеводителем не
только для педагогов-историков, но и для
всего. советского учительства.

Мне приходится преподавать в 5, би 7-х
классах историю древних стран и раннего
средневековья: Наша школа — на хорошем
счету в Ленинграде. Неплохо поставлено у
вас и преподавание истории. Дети с увле-
чением занимаются, обнаруживают хорошие
успехи. В прошлом году в трех шестых
классах, где я преподаю, был только один
неуспевающий по истории ученик. Такое
же положение было по трем седьмым клас-
сам.

Эти показатели меня не успокаивают. В
свете указаний Жюри Правительственной!
Комиссии отчетливо вижу сейчас много не-
дочетов в своей работе. Я получила в свои
руки ключ к правильному толкованию ието-
ричезких событий. В самом деле, мы не от-
решились еще окончательно от попыток
беспредметного и абстрактного «еоциологи-
зирования». А это мешает детям иметь пе-
ред глазами всю захватывающую панораму
развертывания и нарастания исторических.
событий с действующими в них лицамн.

Освещая такие важнейшие исторические
процессы, как распространение христиан-
ства, влияние эллинской и византийской
культуры, нашествие германских вандалов
и тевтонов, колонизаторские устремления
немцев-«рыцарей», получивших  свокру-
шительный отпор от русских воинов, —
надо помнить, что указания Жюри Прави-
тельственной Комиссии имеют непосред-
ственное отношение и к преподаванию исто-
рии общеевропейской и мировой.

Мои пожелания, чтобы возможно скорее
были налисаны высококачественные учеб-
ники гражданской истории и для других
классов средней школы. *

Надо также обеспечить детей художе-
ственной исторической литературой, чтение
которой дополняло бы школьное преподава-
ние. Увлекательные исторические кино-
фильмы, отражающие быт, обстановку и
жизнь людей далеких времен, принесли бы
огромную пользу юношеству.

Велики и ответственны задачи, стоящие
перед советской школой на рубеже третьей
пятилетки. Еще много в нашей работе не-
достатков и упущений. Но я горжусь сво-
им званием советского учителя. Я горжусь
тем, что наша советская школа воспиты-
вает в молодежи качества нового человека.
Она вырастила миллионы молодых людей,
беззаветно преданных своей родине, смелых
мечтателей, претворяющих свои мечты в
действительность, —— людей, которые по
первому зову партии встанут на защиту
своей любимой родины.

М. ПОВОЛОЦКАЯ.

‚Учительница истерии средней
школы Петроградского района
Ленинграда.

ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

АРХАНГЕЛЬСК, 31 августа. (Kopp.
«Правды»). Вчера в Архангельске состоял-
ся массовый праздник школьников. 35.000
учащихея е утра собрались в своих шко-
лах. После беседы о начале учебного года
выступали кружки школьной художествен-

ЕЕ ЖЕН ЕЕ ee

> Недавно я прочитал 0 TOM, Kak кор-
респондент одной газеты встретил в сте-
пи подростка-—колхозного пастуха, у ко-
тброго лежала в сумке пачка книг. Оказа-
лось, что летом мальчик пасет колхозное
стадо, а зимой учится в средней школе.
Но и летом он не расстается с любимыми
книгами.

Эта картинка— украинская степь, кол-
хозное стадо,  подросток-пастух, ученик
советской средней школы (по-старому го-
воря, гимназии) — глубоко меня взволновала.
Будто солнечный луч осветил в памяти мое
бобетвенное детство, дететво и юность всех
моих сверстников, детей таких же горемык-
белнякюв. какими были мои родители.

Вартинка, о которой я говорю, далека
от тех «идиллий», в которых с приторной

слащавостью и лживостью изображали
дворянские и буржуазные Художники
«пейзан-пастушков» на лоне природы.

Я прекраено знаю жизнь детей и подро-
стков забитой и нащей деревни дореволю-
ционной России. И рассказ о школьнике—
колхозном настухе так радостно и по-но-
вому прозвучал в моем серлце потому, что
даже мы, люди старших поколений, начи-
наем постепенно забывать, какие гран-
диозные пласты в человеческом сознании,
в социальных отношениях взрыхлила и
оплодотворила Великая Октябрьская рево-
люция. Колхозный пастух г сумкой книг—
у нае не исключение из правила, а само
правило; вся детвора. вее подростки совет-
екой страны учатся, и сегодняшний пастух
будет завтра агрономом или летчиком.
врачом или учителем, инженером или уе:
ным. знатным комбайнером, орденоноснем-
тразтористом.

Многие века стремился народ к знаниям,
$ образованвю. Когла меня спрашивают, о
м я, выхелеп из семьи крепостного кре-
стьянина. мечтал в детстве, я отвечаю
кратко: мечтал об образовании.

Помню, как в восьмидесятых  голах
прошлого столетия мы с двоюродным бра-
том, другом детства Алексеем Наумовым,

ae)

ной самодеятельности. Из школ дети на-
правились в театры и. зоопарк.

На стадионе «Динамо» происходили
детские спортивные ‹ состязания. Юные
спортсмены демонстрировали свою лов-
кость и силу.

a es

Акад- И. М. ГУБКИН

оглушительно шлепая. босыми ногами по
деревенской грязи, мечтали велух 0 TOM,
как вот мы, ученики сельской школы, бу-
дем учиться дальше: сперва в уездной
школе, а там, глядишь, и в школе, откуда
выходят «образованные люди». Заманчи-
вые фантазии! Утопия! Уже одно то, что
мы с Алексеем попали в вельскую школу,
казалось нам неиз`яснимым блаженством.

Я попал в школу благодаря настоянию
бабушки Фелосьи Никифоровны, неграмот-
ной, но умной и энергичной старухи. Она
хотела, чтобы ‘хоть один ее внук да был
грамотным. Помню, сельский учитель Ни-
Kota Флегонтович Сперанский разбудил во
мне огромную любознательность. Я с ужасом
думал: ‘

«Что будет, если
учиться?»

В сельской школе я занималея с таким
рвением. что к моменту ее окончания п0-
могал уже учителю обучать самых Ma-
леньких. Несколько лет назал я получил
письмо от своего старого учителя. Он пи-
гал, что в газетах встречает имя академика
Губкина. —не его ли это ученик? Я отве-
тил, что академик Губкин и крестьянский
мальчик в рваном армячке и лаптях— одно
И то же лицо, и добавил. что я всегда е
благодарностью вепоминаю старого учителя,
который ‘помог мне найти путь к знаниям.

Путь этот, к›елову сказать, был епяошь
усынан шипами. Сколько унижений, oc-
корблений. материальных невзгод пришлось
вытерпеть маленькому трудовому человеку!
Бабушка и отец поиветливо отнеслись к
моему желанию пойти в уездное училище.
Впрочем. отца мало интересовала «илеоло-
гическая» ‘еторона лела. ему нужен был
не обэззованный сын, a  сын-грамотей,
который помог бы ему своей «пыфирью»
в отхожих промыюелах. Семья разбилась на
два враждующих лагеря. с одной сторо-
ны-я и поддерживавшие меня отец с
бабкой, с другой— все остальные. 0бе сто-
роны пускали в ход различные  аргумен-
ты, но наиболее сильным из них нужно,

i>
=
О

мне не удастся

КРИ Е pean

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА
В ЦИФРАХ —

Школа! Сколько поколений трудящихся
в царской России  мечтало, а за рубежом
мечтает и поныне о высотах науки!

В советской стране обучение детей ста-
ло ‘не только возможным, но и обязатель-
HBIM.

Чтобы осуществить эту колоссальную
задачу культурной революции, советское
государство выстроило тысячи новых школ.
За 20 лет советской влаети фонд школь-
ных помещений увеличился на 110 мил-
лионов кубометров. 3a 20 лет наша стра-
на выстроила больше школ, чем русское
самодержавие за 200 лет.

Из года в год растет число учеников
наших средних, неполных средних и на-
чальных” школ. В 1936—1937 учебном
году в них обучалось 27,4 миллиона де-
тей, а в новом учебном Тоду советские
школы будут обучать свыше 30 миллио-
HOB школьников: в городских школах— 8,8
миллиона и в сельских свыше 21,2 мил-
Лиона.

Для десятков Жиллионов наших школь-
ников требуется все большее количество
школ. В прошлом учебном году в СССР
имелось 163.729 школ, в том числе свы-
ше четырех с половиной тысяч новостроек.

В 1937 году в городах и рабочих посел-
вах должно быть построено еще 900 Школ
на 518.950 ученических мет и 177
Школ-——для детей железнодорожников на
35 тысяч мест.

В сельских местностях только на госу-
дарственные средства, не говоря о само-
обложении, строится 2.536 школ на
663.740 мест.

Правительство ассигновало за два по-
следних года на строительство школ около
1 миллиарда 385 миллионов рублей.

Ассигнования на все остальные школь-
ные расходы по CCCP (заработная плата
учителям, школьное оборудование и проч.)
составляют в 1937 тоду 6 миллиардов
179 миллионов против 5,3 миллиарда руб-
лей в прошлом году.

Армия советских учителей средних, не-
полных средних и начальных школ дости-

тает. более 900 тысяч человек. Школа по-
лучает в нынешнем году до 65 тысяч но-
вых учителей.

Количество школ и учащихся в отдель-
ных союзных республиках следующее:

В прошлом году в РОФОР было вее-
го 107.435 школ; в этом году в городах
строится еще 561 школа. Вместо 16.900
тысяч школьников будет обучаться 18.587
тысяч (без железнодорожных школ).

На Украине будет обучаться почти пять
с половиной миллионов детей вместо 5.023
тысяч обучавшихся в прошлом году.

В школах Белорусской ССР ныне будет
1.021 тысяча детей — на 80 тысяч”боль-
ше, чем в прошлом году.

В Казахстане — 7.630 школ. В шко-
лах республики в этом году будут обучать-
ся 9952 тысячи школьников, из них 197
тысяч новичков. Учителей в школах -Ва-
захстана 27.816. В нынешнем году асси!г-
новано на просвещение 430 миллионов руд-
лей, из них на новое школьное строитель-
ство 18 миллионов.

Кроме того, в железнодорожных школах,
раскинутых на территории всего Советекого
Союза, будет обучаться 1.103 тысячи уча-
щихся.

5 миллионов 200 тысяч новичков впер-
вые переступают порог школы. Многие из
них придут в школы из детского сада.

Общая сумма расходов по говударетвен-
ному бюджету на нужды народного mpocBe-
щения увеличивается в нынешнем году до
18.269,8 ° миллиона  пдублей против
13.915,7 миллиона в прошлом году.

Наряду co школьным обучением все
больше внимания Флделяется  внешколь-
ному развитию и досугу детей. Ини-
циативу московских большевиков, 09-
здавших в каждом из районов сто-
лицы детский парк, подхватили MHO-
гие города. В 166 городах РОФСР со-
зданы детские парки. Детских водных и
лыжных станций и стадионов лишь В
РСФСР — 164. Имеется 600 детских тех-
нических станций и десятки Домов худо-
жественного воспитания детей.

Yi
Yy

yj Uy yyy Uy

y
Uy

й

«Пионерка за книгой». Картина художницы И. Бржеской (5-я выставка мо-
сковских живописцев).

ЧИЛСЯ

конечно, считать... ремень, которым поро-
ла меня покойная тетка, резко возражав-
шая против «порчи» племянника в школе.
Лишь после того, как я решительно взбун-
товалея, мне удалось сломить ее сопроти-
вление. Осенью 1884 года меня отдали в
муромекое уездное училище.

Советскому юношеству покажется дикой
борьба крестьянского мальчика за далыней-
шее образование. Но так оно было, и
тысячи, десятки тысяч людей гибли в этой
борьбе, а миллионы рабочих и крестьян
даже не могли и бороться за знания. Друг
усего детства Алексей Наумов, столь стра-
стно мечтавший о науке, дальше сельской
школы не пошел. Он так и. осталея мало-
грамотным. Мне удалось выбиться, а вот
двум моим младшим братьям — людям
чрезвычайно даровитым— путь к знанию
был заказан. Не только потому, что у от-
ца-бедняка не было решительно никаких
средств, чтобы учить троих детей, поку-
ath BM обувь, одежду, учебники и содер-
жать столько ртов в городе, Дело в том,
что крестьянская семья не могла в ‘старое
время отдавать работника.  Подрастет в
семье мальчик — он уже работник.

И со мной было трудно семье раеста-
ватьея, именно как с живой рабочей си-
лой. Оттого-то тетка, изнуренная безысход-
но-тяжелой жизнью, и пускала в ход ре-
мень. Оттого-то братья мои не попалали в
школу, а сызмала уходили с отцом Ha \за-
работки— рыбачить на Волгу, на Каспий.
Нужда гнала люлей далеко от дома, от
семьн. Нужда уводила ватаги рыбаков за
Аствахань, в Каспий. Но и на изнуритель-
но-тяжелых рыбных промыслах братьев
моих—особенно ерелнего, Даниила Михай-
зовича—не покидала далекая и чарующая
крестьянского мальчика мечта о книге.

Урывками одолевал брат грамоту, читал
на-холу, училея и, поборов нестернимые
для человека средней энергии трудности,
стал бухгалтером. Я часто возвращаюсь к
мысли: если в таких диких условиях брат
Даниил сумел так много сделать, то что

= : SSeS ee ee a

стало бы с ним, родись он в счастливое ео-
ветское время! Каким замечательным изо-
бретателем или’ врачом, или ученым мог
он быть... И таких, как он, были тысячи,
десятки тысяч, миллионы. ° Владимир
Ильич Ленин выразил думы и настроения
народа, когда образно говорил, что капита-
лизм давил, мял, уничтожал народные та-
ланты.

Иные суб’екты, е теплотой вспоминаю-
щие старое, проклятое время (а в стране
нашей есть еще притаившиеся в щелях
любители буржуазно-помещичьей старины),
прочитав мою статью, вполголоса скажут
(громко не посмеют): вот-де,  проклинает
старое, а ученым ведь стал до революции.
Но я нишу не для тех, кто притаился в
змеиных норах, а для советского читателя.
Да, я начал ученую деятельность еще до
революции. Но много ли среди академиков,
приближающихся к семилесятилетнему воз-
расту, людей, пришедших к науке из са-
мых «низов» народа?

Только советское время, социалистиче-
ский строй открыл народу шлюзы для науч-
HOH мыели, открыл ему просторы науки.
И, когда рассказывают о недавнем беспри-
зорнике Байдукове, ныне покорившем трас-
су Москва — Северный полюс — Америка,
или о сыне крестьянина Лысенко, ставшем
видным ученым и революционером сельеко-
хозяйственной науки, то вель все знают:
это совётекая власть, моя власть сделала
такими этих людей! Да и я, ученый стар-

шего поколения, по-наетоящему стал зани-  .

маться наукой— свободно и творчески, в
полную меру своих сил — лишь после Ве-
ликой социалистической революции. А
сколько лет было до того потеряно в раз-
дражающей борьбе с негодяями, тупицами,
невеждами, которые отравляли жизнь, глу-
мились над народом, над наукой...
Насметки, издевательства, оскорбления
сопровождали человека с самого раннего
детства. В Муроме, в уездной школе, я,
крестьянский мальчик. завоевал первое ме-
сто в учебе” Но мой деревенский выговор:
рваная подлевка и волосм, подстриженные
в скобку, давали повод маменькнным сын-
кам изводить меня насмешками. К счастью,
кроме хорошей головы природа наградила
меня крепкими нервами и еще более креп-
кими кулаками, и вскоре я поставил ма-
менькиных сынков на место. Фигурально
выражаясь, все годы’ до феволюции мне

%

СИ ЕЕ СЕ РЕ

КАЧЕСТВО ПКОЛЬНОГО.

©
1 СЕНТЯБРЯ 1937 г., № 241 (7207)

= = = Baty Se

ОБУЧЕНИЯ

Недавно мне пришлось беседовать с мои-
ми бывшими учениками, весной этого го-
да закоичившими  зарайскую среднюю
школу.

Из семнадцати — пятнадцать успешно
выдержали испытания в вуз. Исполнилась
их заветная мечта о высшем образовании.
Многие мои питомцы утверждали, что
удачнее всего прошел у них экзамен по
литературе.

Меня радостно волнует тот факт, что
сохраняется крепкая связё со вчерашними
учениками, что они наперебой спешат
именно мне, своему учителю, рассказать 00
удачах и трудностях первых шатовив выс-
шей школе.

Первое полугодие в вузе—серьезная про-
верка знаний, полученных в Школе, а
главное — способности учащихся к само-
стоятельной работе. Как на самое большое
зло, мешающее буквально каждому студен-
ту, жалуются первокуреники на свое He-
уменье записывать содержание лекций. Не
умеют выделить главное.

— Это и’наша беда, — признаются вы-
пускники, речь у нас стала богаче, а за-
писываем мы еще неумело. Да и культуре
речи надо еще крепко поучиться.

Действительно, помочь школьникам
овладеть всеми богатствами языка — пер-
вейшая обязанность педагога и школы в
целом.

Преподаватель литературы в школе боль-
ше других учителей отвечает за чистую,
образную, выразительную речь учащихся,
за правильное, логическое построение мы-
сли, за стиль ученика, за глубокое осмы-
сливание темы.

Какими средствами доститается культу-
ра речи учащихся? Время от времени я от-
вожу на исправление речи целый урок.
Речь многих наших старшеклассников пе-
стрит «паразитическими» словами (значит,
ну вот, так вот) или особенностями” меет-
ного говора (он идеть, он говорить, ча-
стичка та в конце слова: куда идешь-та,
что читаешь-та и другими диалектизмами).
Чтобы отучить учалцихся от таких слов,
заставляю какого-нибудь ученика расска-
зать, к примеру, содержание последней про-
читанной книги. Замеченные учениками
недостатки речи тут же разбираются, ино-
тда довольно придирчиво, но всегда очень
оживленно. Практикую самостоятельные
доклады учащихся на заданную тему; до-
клады эти обогащают лексикон детей.
В опенке доклада участвует весь класе.

Зная, как трудно первокуреникам запи-
сывать лекции, поручаю ученикам соста-
влять конспекты прочитанных статей, пи-

сать короткие тезисы. Я приучил их так-  .

же затисывать содержание моих обобщаю-
щих бесед и лекций. Это не диктовка, а
самостоятельное изложение учевиком мыс-
лей лектора. В таких записях исключает-
ся утомительное однообразие стиля. Раз-
вивается логическое мышление, дается
простор индивидуальности ученика.

Учебный год мы закончили со многими
положительными результатами. Уменьши-
лось количество второгодников, развилось
здоровое соревнование между классами за
успеваемость, за дисциплину. это ведь
не только у нас.

Однако Наркомпрос и органы народного
образования не сумели устранить кос-
ноеть в работе многих школ, помочь учи-
телю полностью применить свое педаго-
тическое мастерство..

Что снижает качество школьного обу-
чения?

Это прежде всего плохие учебники
литературы для 7-го—10-го классов. На-
писаны они тяжелым языком... Длинней-
шие периоды, масса ненужных иностран-
ных слов, много трафаретных фраз; язык
учебников не соответствует развитию уча-
щихся: он один и тот же для всех классов.

По содержанию своему учебники часто
расходятся с программным материалом:
много лишнего, но многого и недостает,
как, например, в учебниках по русской ли-

Е

приходилось пускать в ход кулаки, чтобы
пробиваться вперед. Я бился, как рыба
06 лед —всем своим существом я стремил-
ся проломить стену, за. которую вогнали до
революции детей рабочих и крестьян, «ку-
харкиных детей». Но что могут сделать ку-
лаки одного человека против произвола и
хамства, царившего во всей стране?

В Муроме я жит в подвале. В Киржаче,

Владимирокой губернии, где мне случайно
удалось устроиться в учительской семина-
рии, я жил в грязной кишевшей наеекомы-
ми, казарме. Ровно в шесть утра нас веех,
как солдат, гнали на молитву. Семинарию
я, несмотря на полуголодное существова-
ние, окончил с круглыми пятерками, но с
четверкой по поведению: не становись в
оппозицию к казарменному режиму!
‚ Казалось, цель близка — екоро я учи-
тель. Но четверка по доведению— волчий
билет для народного учителя. Такая отмет-
ка отдавала меня под наблюдение жандар-
мерни.

Только случай помог мне устроитьея
сельским учителем. Нынешний молодой
учитель не представляет, какими оскорби-
тельными процедурами обставлялась рабо-
та народного учителя в царской России.
Меня вызвали к «попечителю»— мезтному
купцу—богатею Быкову, Он сразу дал мне
понять, что учитель — не больше, чем хо-
лоп. Я стоял у дверей, как последний из
его приказчиков, а он пил чай и, не гля-
дл в мою сторону; «тыкал» мне:

— Ты должен почитать старших и по-
читать святую церковь неукоснительно!
Я— церковный староста. и мне ВИДНО, ЕТО
в церкви бывает и кто не бывает. В цер-
ковь божию надо ходить и детей к тому же
приучать!

Так с первых дней приучали молодого
учителя раболепию перед «старшими». т0-
есть богатыми, заставляли затемнять голо-
вы детей перковной мутью. Как и многие
другие учителя, я переживал  мучитель-
ную душевную трагедию. В учителе я ви-
дел человека. несущего просвещение в де-
ревню. Высокое призвание! А меня, атеи-
ста, принуждали вколачивать в толовы
ребят религию. 8

В селе Жайском, а потом в Карачарове,
куда меня перевели, было среди моих уче-
ников МНОГО одаренных, даже талантливых
детей, Вспоминаю четырнадцатилетнего са-
моучку-рисовальщика. Он удивительно

тературе С. Флоринского и Н. Трифонова
или Г. Абрамовича и Ф. Головенченко,
Биографии писателей изложены в зиде To-
служных списков — сухо, схематично.

Многие страницы учебников непонятны
даже лучшим ученикам и ученицам. Учи-
телю-словеснику приходится прибегать в
«об’яснительному чтению».

Не все благополучно и © программами
по литературе, в которых имеются досад-
ные пропуски. Так, например, в 8-м клас
се после изучения «Слова о полку Игоре-
ве» мы прямо переходим к Державину.
Выпала литература ломоносовекого периода.

Бедность школьной библиотеки ослод-
няет работу учителя. Достаточно сказать,
что при изучении «Анны Карениной» у
моих учеников 9-го класса на руках быт
только один экземпляр романа.

Времени на изучение литературы отво-

дится очень мало. Возможно ли при двух
часах занятий в шестидневку основательно
пройти обширный программный материал
в девятом или восьмом классе? В райо-
ном отделе народного образования обещали
прибавить один час в шестидневку. Хо-
рошо бы от разговоров перейти к делу.
Тогда можно будет изучать и критические
статьи. Ведь никак нельзя, знакомясь с
Пушкиным, обойти молчанием Белинского;
изучая Гончарова и Островского, не знать
Добролюбова.

Пробелы в программах и учебниках Нар-
компроса ложатся тяжелым бременем на
плечи учителя.

Учащиеся ни в коем случае не должаы
страдать от этих погрешностей. Поэтому
самим педагогам придется в нынешнех
году на ходу исправлять их. Во всяком слу-
чае от искусства педагога, от его macrep-
ства будут в значительной мере зависеть
успехи нашей средней школы.

Успешность классных занятий в боль-
шой степени зависит от уровня диецип-
лины учащихся. 3& последние годы вопро-
сы воспитания и дисциплины в школе 00-
бенно волнузот учителей, родителей, кох-
сомол. Ho что бы ни товорили о причи-
нах недисциплинированности учащихся,
в школе решающая сила— преподаватель.
У хорошего преподавателя ‘и дисциплина
хорошая. Педагогу жаловаться на учени-
ка значит расписаться в своем ‘бессилии.

Скука порождает  недисциплинирован-
пость в классе. От педагогического мастер-
ства учителя зависит внимание учащихся
в течение всего урока.

Преподавание литературы играет отром-
ную роль в формировании марксистского
мировоззрения и в воспитании большевиет-
ской идейности учащихся. Поэтому я 0бя-
зательно знакомлю учащихся на уроках со
взглядами и учением Маркса, Ленина,
Оталина.

В старших классах, в особенности, тде
учатся уже полувзрослые люди, художе-
ственная литература— воспитательный фак-
тор огромной важности. Изучая художеет-
венное наследство прошлого, я всегда cpa-
ьниваю героев прошлого с современностью.
Анализируя, папример, рассказ 1. Н. Тол-
стого «После бала», нельзя не противопо-
ставить военной службы при Николае
службе в Врасной Армии. Часто привле-
каю богатейший антирелигиозный материал
из лучших творений наших писателей.

Сейчас пошел уже пятьдесят первый тол
моей педагогической работы. Годы дают
себя чувствовать, но никогда еще не за-
крадывалась в мою голову мысль — оста-
вить школу и моих учеников. Как можно
уйти из нашей советской, прекрасной,
увлекательнейшей школы!

М. ДРОЗДОВ.

Учитель литературы средней школы
в г. Зарайске, Московской области.

= Poa

точно давал в рисунке портретное сходство,
краска под его кистью оживала на полот-
не. Какой чулесный художник вышел бы
Из этого мальчика и сколько других та-
лантливых детей перебьтвало в моих клае-
Bax...

«hak вытащить их в жизнь? »— задавал
Я себе вопрос. А жизнь отвечала сама, су-
рово отвечала. Она швыряла  даровитых
людей обратно в деревню, нищую, обирае-
мую , помещиками, кулаками, попами, по-
лицейскими. А малоспособные сынки кула-
ков, торговцев, судопромышиленников шли
в реальное училище и оттуда в институты
и университеты.

Я много лет был сельским учителем.
Много прочитал книг писателей, философов,
экономистов. Случайно набрел на «Геоло-
THIO» фон-Котта, и эта довольно поеред-
ственная книжка определила мои научные
стремления. Я в мечтах своих видел уже
не просто высшее образование, & именно
геологическое образование. Но до него бы-
10 еще очень далеко.

В Петербург я приехал с несколькими
рублями в кармане. Судьба бросала людей
в разные стороны самым удивительным
и непостижимым образом. Я хотел стать
геологом, а попал зв учительский инетитут.
Меня страстно увлекало желание изучать
недра земли, а вместо этого, чтобы про-
жить и прокормить семью, я вынужден
был писать глупую, никому не нужную
историю царской охоты, заполнял архивные
карточки в_ департаменте земледелия, пре-
подавал в кошмарном приюте имени принца
Ольденбургского, где самодур-директор и3-
бивал \детей до крови. ^

Высшая школа для лиц «подлого 69--

стояния», к которым я принадлежал, была
почти недоступна. Тогда еще действовал
школьный устав 1828 года, и в нем зна-
Чилось, что «для лиц подлого состояния
учреждаются приходские училища». Лишь
в 1903 году, будучи уже взрослым челове-
Kom, отцом семейства, имея почти пятна-
дпатилетний учительский стаж, я сдал эк-
замены за куре средней школы, чтобы по-
лучить официальный «аттестат зрелости».
необхолимый для поступления в высшее
учебное заведение.

Жизнь была столь ъоварна и жестока,
Что я до последней минуты не верил, попа-

(ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3-й СТР...