НОВ
Ekg,

у

i

ит
Hey
а

Th

kel

1 СЕНТЯБРЯ 1937 г., №

ЕТУ

Библиотека

Школа еще не построена, а в книжном
коллекторе на Плехановекой улице, в да-
лекой и тихой комнате, уже готовят для
нее библиотеку.

Поначалу библиотека не слишком бога-
тая: табурет — и на нем несколько книг.

Но в июле и августе, по мере того, как
стены будущей школы поднимаются ввысь,
груда ЕНИГ Тоже с каждой декадой растет
и понемногу превращается в гору. Табурет
тля нее уже мал. В ней триста четыреста
ЕНИГ. :

Таких книжных гор (или, скажем скром-
нее, холмов} в этой комнате — сорок, по-
тому что в нынешнем году в Ленинграде
строится сорок школ. К началу учебных
занятий все эти сорок библиотечных
«комплевтов» перекочевывают в новые
школьные здания. Ибо задача Наркомпроса.
заключается в том, чтобы нн одна новоот-
крытая школа ня одной минуты не остава-
лась без княг. А школ в Ленинграде по-
строено за последние три тода сто восемь-
десят.

Я брожу средн этих книжных холмов,
читаю имена и заглавия: «Сказки» Грим-
уов, Андерсен, «Жизнь животных» Брэма,
Герцен, Чехов, «Цусима», «Поднятая цели-
на», — неплохой фундамент для школьных
библиотек СССР!

Прошлой осенью Детиздат, по заданию
правительства, приступил к напечатанию
обширной серии наиболее  замечатель-
ных книг для детей и подростков, чтобы
создать стандартные библиотеки для всех
школ. <

Задача колоссальная. № нынешнему
учебному году кое-что уже сделано, но да-
леко не достаточно. В книжном коллекторе
я насчитал всегр лишь двадцать названий
этой новой серии, вышедших под маркой
«Школьная библиотека». Все книги высо-
кого качества: Горький, Гоголь, Грибоедов,
Дюма, Джованьоли («Спартак»), Арсеньев
(«Дерсу Узала»), «Детство Темы», «Улен-
шпигель», Вальтер Скотт, Марк Твен, Мя-
клуха Маклай и т. д., но из двадцати на-
званий библиотеки не сделаешь. Впро-
чем, хорошо уже то, что дело это, хоть
и с запозданием, налаживается:

Врэмовекую «Жизнь животных» ленин-
традекие школы (не новостройки) получа-
ют как дефицитный товар: по 12 книг на
80 школ. То-есть, но 0,15 книги на
школу!

ВЫРАСТИМ ГРАМОТНЫХ ЛЮДЕЙ

Неполноценная грамотность учеников —
отна из главных причин второгодничества.
Поэтому кажлый преподаватель русского
языка должен задуматься нал тем, как по-
строить вое преподавание, чтобы ликви-
дировать неграмотность.

Нечего скрывать, что за летние канику-
лы школьники многое порастеряли из GBoe-
то багажа. Свою работу преподавательницы
русского языка и литературы я начну с
выявления этих потерь. И, только восета-
новив их, мы перейдем к изучению нового
программного материала.

Многие привыкли думать, что грамма-
тика — сухой, неинтересный предмет, и
старательно его еще’ более засушивают
скучными, мало понятными учащимся по
смыслу, фразами и примерами. Таков в гро-
мадном большинстве материал в граммати-
ке Шалтиро. на что уже неоднократно ука-
зывалось, но по вине Наркомпроса и в этом
тоду школам придется пользоваться этим
учебником. Между тем в руках опытно-
TO педатога, при правильном методическом
подходе, грамматика — живой, интересный
прелмет, обучающий детей правильно гово-
рать и писать.

Для этого надо лишь вести грамматиче-
ские работы на литературном материале
произведения. которое в это время изучают
учащиеся, или на примерах знакомых де-
тях рассказов и стихов. При этом условии
у учащихся незаметно развивается пред-
ставление. что все интересные повести и
поэмы построены по всем правилам грам-
затики.

Если педагог проникнут сознанием необ-

ay a

SS ee ВА

Как я учился

(ОКОНЧАНИЕ)

дули я в Горный институт. Поэтому я одно-
временно держал экзамены и ® электро-
технический институт. Мне посчастливи-
лось попасть в горный, но ведь я мог по-
паеть и в электротехнический; даже до-
бившись высшего образования, я стал бы
тогда лишь посредственным электриком...
(колько таких неудачников я перевидал в
старое время! С большим напряжением, те-
ряя еилы п годы, они, казалось, достигали
цели, но неутомимое течение уносило их Е
противоположному берегу...

ЕЕ

Радостная судьба советской молодежи
ничем, даже в самой отдаленной степени,
не похожа на страшную участь молодого ра-
бочего или крестьянского паренька до ре-
волюции. В Сталинской Конституции ог-
ненными словами записано одно из вели-
чайших завоеваний социалистической ре-
волюции: граждане СССР имеют право на
образование. Зайдите весной. перед оконча-
нием учебного года, в десятые классы с9-
ветокой средней школы. Вы  усльниите
оживленные разговоры, смелые _ проекты
юных граждан, идущих к науке. Перед со-
ветской молодежью открыты все пути В
технику, медицину, математику, филоео-
фию, педагогику, в искусство. Предетави-
тели высших учебных заведений ездят B
тоети в будущим студентам советекои стра-
вы, организуют творческие встречи и на-
учные экскурсии, знакомят учеников CO
своими институтами, помогают молодежи
найти себя, безошибочно определить свое
призвание. Так уже со школьной скамьи
советский юноша, советская девушка чув-
ствуют отеческую заботу партии, государ-
ства, призывающих в мир науки новые и
новые пополнения.

Дети рабочих и крестьян всех угнетен-
HEX паризмом национальностей, до револю-
ции обреченных на невежество и вымира-
ние, сейчас не только овладевают наукой,
HO H двигают ее вперед. Много. тысяч,
Десятки тысяч молодых советских людей
не только овладели знаниями своего века.
в обогатили современную науку, внесли
свой щедрый вклад в научный прогресс.

ат 5 МАЕ

при школе

В Приморском районе Ленинграда — 29
школ. В Петроградском районе — 20. И оба
эти ранона получили теперь 15 экземпля-
ров Короленко. На 49 школ — 15 книг.

«Рожденные бурей» Николая Островско-
го (издание Гослитиздата) те же 49 школ
получили в количестве... 10 экземпляров.
По 1% экземпляра на школу!

Сейчас вышла увлекательная повесть о
подводных работах Эпрона («Капитан Ja-
це» Золотовского), но в Ленинграде только

школ из каждых восьмидесяти могут
получать эту книгу, да и то по одному
экземпляру. А что такое один экземпляр
на вею школу! ;

— Деньги на покупку книг у нас
есть! — говорит заведующий городским от-
делом народного образования. — Да купить
на эти деньги зачастую нам нечего.

Если так обстоит дело в Ленинграде: что
же говорить о районах! В Ленинградской
области, например, есть немало районог
(Устюженский, Парголовский, Ораниенба
умекий и другие), которые до сих пор не
удосужились обратиться в Ленинградекий
коллектор за книгами. В Красносельский
район из Ленинграда был послан епеци-
альный консультант, который долго дока-
зывал тамошнему районо, что библиотеч-
ная детская книга — небесполезное посо-
бне в работе учителя. В районо соглаша-
лись, поддакивали. Но заказа на книги до
сих пор не прислали, и все 38 начальных
школ, входящих в этот обширный район,
рискуют нынче остаться без книг.

Впрочем, и в Ленинграде случаются
странности.

Была на улице Рентгена, в Кировском
районе, одна из лучших библиотек для де-
тей, обслуживавшая тысячи школьников.
Но некая зубоврачебная клиника позари-

лась на ее помещение, и вот в ночь на  ,

8 марта (в одну ночь!) сваливают в кучу
все книги и ударным порядком перевозят
их в две тесные к&морки, где вообще ни-
какая библиотечная работа немыслима.

Конечно, это не характерно для нашего
быта, но даже в качестве единичных слу-
чаев не должно быть терпимо такое чудо-
вищное неуважение к детям, к их насущ-
нейшим потребностям и нуждам.

К. ЧУКОВСКИЙ.

Ленинград.

ходимости пользоваться каждым подходя-
щим моментом для воспитания учащегося
в духе коммунизма. то в литературных про-
изведениях он найдет для этого самые раз-
нообразные моменты. Умело пользуясь про-
изведениями наших классиков и современ-
ных советских писателей, мы должны раз-
вивать в детях чувства советских патрио-
тов — людей прямых, смелых. культурных,
любящих свой народ, партию Ленина —
Сталина.

В заключение хочу указать на два об-
стоятельства, которые являются. несомнен-
ным залогом успеха в школе.

Это-— чработоспособность учащихся и лю-
бовь к делу, любовь к детям со стороны
педагога.

Перед учителем проходят дети самых
разнообразных способностей. Но преданный
своему делу педагог всегда сумеет найти
приемы, которыми он и малоспособных уче-
ников доведет до полной успеваемости.
Нужно только развивать в детях работо-
способность.

Товарищи родители! Мы = педагоги, и
вы — родители учащихся, будем совмест-
но внимательно слелить за тем, как рабо-
тают наши ученики: исполнительны ли
они п дисциплинированы? Чаще будем со-
вещаться 9 TOM, что надо предпринять,
чтобы наши дети хорошо учились. Это
также залог уничтожения второгодничества,
воспитания смены, достойной нашей пре-

красной родины.

М. КРЫЛОВА.
Учительница 327-й школы Краено-
гвардейского района, г. Москва.

ЕЕ ee eed =

За примерами не далеко ходить. Москов-
ская горная академия— первый советский
втуз, образовавшийся еще в годы граждан-
ской войны,— заняла помещение бывшего
мещанского училища. Оторож этого учили-
ша Семен Васильевич Ильичев стал швей-
царом академии. На что до революции могли
рассчитывать дети школьного сторожа? А
теперь сын этого старичка Ильичева—про-
фессор института, того самого института,
в здании которого и поныне работает сто-
рожем его отен. Свое образование молодой
профессор Ильичев получил при советской
власти и только благодаря советской власти.

В памяти всплывает еше много имен
моих учеников, которых революция выве-
ла на широкий путь творчества. Замести-
тель наркома тяжелой промышленности
А П. Завенягин, заместитель наркома
оборонной промьниленности И. Тевосян (для
нас, его учителей, он все еще юный Ваня
Тевосян) и еще бесчисленное множество
профессоров, научных работников, инжене-
ров. хозяйственников—вот те люди, кото-
рых советекая власть вывела на широкую
дорогу жизни. С каждым голом в науку
вливаются новые пополнения, и © кажлым

тодом их будет все больше и больше, ибо.

девиз нашей социалистической страны:
вперел и вперед! 3

Й этот левиз— стремление вперед—ста-
повится уже органическим качеством,
привущим всем юным советским гражла-

нам. С самого раннего возраста привыкли,

они видеть, что все богатства страны—ее
недра, поля, леса. заволы, школы, музеи.
парки. библиотеки, — все силы государ-
ства поставлены на службу человеку, че-
ловек у нас живет сегодня лучше, чем вче-
ра, а завтра будет жить лучше, чем се-

годня.

И вот, когда я вспоминаю детство и
юность своего поколения, мне хочется ска-

зать советским детям и юношам:

— Наши маленькие друзья! Любите

советскую власть и нените все то, что она

дала нам всем! Цените отеческую заботу о
человеке. каждодневно проявляемую вели-
кой партией коммунистов, нашим отцом и

другом товарищем Сталиным!

Ученицы 7-го класса 183 школы Коминтёрновского района (Москва). Слева направо: Женя Кокорина,

YW)

Мария Устинова и Аня Наумова.

ШКОЛЬНАЯ _
ЖИЗНЬ
(Xpownrra)

OMCK

Неполная средняя школа в Ачаиреком
свиноволческом совхозе в этом году будет
иметь рекордное число учеников—350 че-

левек. За три года число школьников уве-

личилось в четыре раза.
1 сентября состоится детский утренник.

В присутствии родителей ученики седьмого

класса вручат подарки —— тетради, каран-
даши, книги вновь поступающим ученикам
первого класса. Учителя ознакомят детей с
классами, укажут каждому свое место,
раз`яснят расписание уроков.

Школа готова. Произведен ремонт, за-

куплены учебники, тетради и другие уче-

нические принадлежности. Заново обстав-

лены физический, химический, биологиче-

ский и географический кабинеты. „Чистые,
светлые классы, выкрашенные столы ‘и
парты готовы к приему учащихся.

Классы учительнии Люсиной, Тупики-
ной, Абакумовой закончили учебный гот

без единого ‘второгодника.

Свыше 160 ребят состоят членами

кружков военного, музыкального, физкуль-
турного, хорового. Самодеятельность ребят
имеет исключительный успех у населения
совхоза.

мен: ЗНОРВЕЫУРЕ

Завтра 324 тысячи ребят заполнят
2.325 начальных и средних школ области.
Семьдесят тысяч перзокласеников впервые
придут в школы.

Областной отдел народного образования
плохо начинает учебный год. Для средних
и неполных средних школ недостает около
шестисот преподавателей — русокого язы-
ка, литературы, истории, математики, фи-
зики. Для начальных школ нехватает 520
преподавателей.

Неприглядная картина с учебниками.
Из заказанных 82.300 букварей получено
18 тысяч. Такая же картина с учебником
грамматики, правописания.

В облаети 147 татарсоких школ с 15.700
учащимиея, и до сих пор для них нет про-
трамм; неизвестно, какие учебники для
них остаются. Нет учебников и для 86
мордовских школ.

Ё началу учебного года в Оренбурге бу-
лет готова только одна новая школа из
пяти, в Орске вместо трех — одна. Нар-
компрос только в августе стал высылать
наряды на лесоматериалы для нового
строительства, а облоно и облисполком ва-
ми ничего не предприняли. Даже ремоят
школ во многих районах нё закончен.

Новые руководители областного отдела
народного образования тов. Ильин и заме-
ститель его тов. Громов ссылаются на то,
что работают здесь недавно.

КУЙБЫШЕВ

Во многих районах области проводится
работа по повышению политических зна-
ний учителей. :

В Чапаевске 300 учителей начальных
школ прошли 6-дневный общеполитический
семинар, на котором изучали Сталинскую
Конетитупию, Положение о выборах в Вер-
ховный Совет CCCP, доклад товарища
Сталина на февральско-мартовском Пленуме
ЦЕ ВКП(б). На этом же семинаре учителя
подробно ознакомились с метоликой антире-
лигиозной пропаганды, ©. задачами мар-
ксистеко-ленинского воспитания и между-
народным положением.

По такой же программе была построена
работа семинара учителей Сергиевекого
района. Учителя Куйбышевского района
слушают на семинаре лекции о междуна-
родном положении, об учении Ленина о го-
суларстве, беселы о Сталинекой Конститу-
ции; о выборах в Советы, об уроках ди-
версий и шпионажа.

Общеполятические семинары учителей
проволятея во многих районах области. За-
HATHA проходят при ‘высокой активности
учителей.

СТАЛИНО

Ежедневно с утра до позднего вече-
ра в магазннах «Культкнигторга» толпят-
ся сотни школьников. Но в магазинах
учебников нет, нет и тетрадей.

Нерадивые работники «Культкнигторга»
ничего не сделали, чтобы закупить подер-
жанные учебники, наладить их продажу.

Около магазинов идет спекуляция учеб-
никами. Отчаявшись найти их, родители
детей с радостью соглашаются переплачи-
вать вдвое.

He

pce пути

=
is

Академик В. ОБРУЧЕВ

Для лучшей оценки. современной учащей-
ся молодежи и предоставленных ей возмож-
ностей не мешает оглянуться на прошлое.
При старом режиме большинетво студентов

‚составляли дети дворянства, духовенства,

купечества, чиновников, вообще более со-
стоятельных классов, и сравнительно немно-
го  было детей так называемых разночинцев,
ремесленников, крестьян. Циркуляр мини-
стра Делянова о «кухаркиных детях» почти
преградил доступ в школы детям .мелкого
мещанства, рабочих, крестьян. Особенно тя-
жело режим давил на евреев, ограничивая
их прием процентной нормой, в которую,
естественно, попадали только дети буржуа-
зии.

Совершенно иные условия мы видим в
настоящее время. Согласно нашей Конети-
туцин, все граждане Советского Союза име-
ют право на образование, и двери высшей
школы ‘открыты для всех без исключения,
без ограничения национальности, пола и
даже возр”ота. Единственная ограничитель-
ная мера — поверочные испытания, необ-
ходимые для того, чтобы получить контин-
тент студентов с достаточной подготовкой
для высшего образования.

Резко изменился состав учащейся моло-
дежи. Исчезли паразитические классы и их
привилегии на образование. Рабочие и кре-
стьянё составляют большинство населения
Союза, и естественно, что их дети преобла-
дают в выешей школе. Широко представле-
ны в ней и наниональные меньигинства,
освободившиеся от гнета царских чиновни-
ков, от-кабалы торгавей; 0% вяняния своих
богатеев и духовенства. Учащаяся моло-
дежь обеспечена. стинендиями, общежития-
Ma и может Bee свое время отдавать
учению. :

Глубоко проникло: в сознание молодежи
значение науки, как могучего средства длЯ
социалистического строительства, для под -
емг благосостояния всего народа и его куль-
турного развития. Для большинства поэто-

yy
_

Фото М. Озерского.

открыты

му ученье не средство для получения ди-
плома, для карьеры, а необходимое условие
собственного развития и участия в общей
работе на пользу родины. Поэтому измели-
лось и отношение к науке в высшей школе,
началось соревнование в успеваемости, по-
явилось желание знать все больше и
больше.

Человек работает с наибольшим успехом
В той области, которая наиболее соответ-
ствует его природным наклонностям. В нз-
стоящее время выбор наиболее соответству-
ющих специальностей в будущей деятельно-
сти очень облегчается уже в средней школе
пионерскими кружками изобретателей, 300-
логов, туристов и т. п. Там подросток зна-
комитея с разными отраслями техники и
естествознания и обнаруживает свои на-
клонности.

Эти условия, невозможные в капитали-
стическом государстве, ведут к необычайно
широкому распространению образования на
всей территории Союза и в недалеком булу-
щем, когда процент людей © высшим обра-
зованием повсюду сделается достаточным,
приведут к пышному расцвету науки, к ро-
сту культуры и общего благосостояния.

Повышенный интерес молодежи к науке
и знанию можно было наблюдать уже: 10—
12 лет назад, когда впервые в высшей
школе появились дети рабочих и крестьян,
подготовленные рабфаками, и когда социа-
листичеекое строительство делало первые
шаги. С тех пор высшие школы уже выпу-
стили десятки тысяч инженеров, врачей,
естествоиспытателей. В 1911 г. в России
насчитывали всего геологов, минералогов,
почвоведов, палеонтологов, петрографов и
ученых близких специальностей менее 600
человек. На Международный  геологиче-
ский конгресе в Москве одних советских
геологов записалось более 2.000, а запи-
сались, конечно, далеко не все. В 1915г.
горных инженеров на государственной и
частной службе числилось 1.209; и эту
цифру нужно теперь также помножить.

Счастливая

Молодежь Советского Союза —— это по-
истине самая могучая позиция в стране.

Для молодежи делается все, что могут
сделать люди. Повсюду организованы мно-
точисленные, превосходно оборудованные
детские ясли и сады, вся гигантская стра-
на покрыта сетью школ, количество кото-
рых растет с невероятной быстротой, име-
ются летские стадионы, кино, кафе, рос-
кошные детские театры. 0 более взрослых
заботятся университеты, бесчисленные куП-
сы при предприятиях и колхозах, а также
просветительные учреждения Красной Ар-
Мини. Условия, в которых воспитывается
советская молодежь, благоприятнее, чем
где бы то ни было.

Большинство писем, которые я получал
от молодежи буржуазных стран, были кри-
ками «50$». Множество молодых людей на
Западе не знает, кому и чему оно принад-
лежит — ни внешне, ни внутренне. Эти
люли не только не имеют никаких видов
получить работу по душе, — у них вообще
нет надежды получить работу. В некоторых
странах им даже запрещено говорить и
мыслить. Они не знают, что им делать, ка-
кой смысл имеет их жизнь. Все пути ка-
жутся им бесцельными.

Какое счастье, имея столь печальный
спыт, встретиться с молодежью, которой
суждено сорвать первые плоды советского
воспитания, с молодой интеллигенцией из
крестьянской или пролетарской среды. Как
прочно, спокойно, уверенно стоят они в
жизни. Они чувствуют себя органической
частью целого, которое полно смысла. Бу-
дущее лежит перед ними, как ровная до-
рога посрели красивой местности. Выету-
пают ли они на собрании, или ‘ведут дру-
жескую беселу с ‘тлазу на глаз, радостная,
наивная‘ горячность, с которой они говорят
0 своей «счастливой жизни», всегда ис-
крення; они, действительно, не могут пе
говорить 0 том, чем наполнены их сердца.
Если, например, молодая студентка поли-
техникума, которая еще несколько лет
назал была неквалифицированной работ-
ницей, говорит мне: «Два года на-
зад я не умела правильное написать по-
русски фразу, а сегодня я могу беседовать
с вами на сносном немепком языке по во-
просу об организации американского авто-
завода», или когда деревенская девушка,
BCA пылая от радости, заявляет на собра-
нии: «Четыре гола назад я была не-
трамотна, а сегодня могу рассуждать
с Фейхтвангером о его книгах», я знаю—
такая горлость вполне законна: она возни-
кает из столь глубокого удовлетворения
советской действительностью и собствен-
ным положением этих людей в этом мире,
что ощущение счастья передается Jame
слушателю.

МОЛОДОСТЬ

Согласно статистике западных стран,
процент студентов крестьянского или про-
летарского происхождения там очень низок.
Невольно напрашивается вывод, что в за-
падных странах больнтинетво‘ одаренных
людей осуждено на невежество, потому что
их родители не обладают состоянием. В то
же время многие неспособные вынужде-
ны учиться только потому, что у их роди-
телей есть деньги. Какое возвышающее
чувство испытываешь при этом в `Совет-
ском Союзе; где миллионы, еще двадцать
лет назад погрязавшие в крайнем неве-
жестве, теперь, когда перед ними откры-
лись двери, с восторгом ринулись к источ-
никам знания!

Подобно тому, как Советский Союз ло-
бывает из недр неиечислимые богатетва,
которые прежде оставались неиспользо-
ванными, он теперь превраткает в полез-
ную силу массы интеллигенции, лежавшую
panee под спудом. И эта мера обеспечивает
Союзу такое развитие, которое недоступно
другим странам.

Веселая жадность, с которой рабочие и
крестьяне впитывают молодыми, свежими
мозгами новую для них науку, та свежесть,
¢ какой их юные глаза смотрят на куль-
туру трех тысячелетий, с какой они от-
крывают в ней все новые и новые сторо-
ны, способны вселить веру в будущее че-
ловечества даже в тех, кто, после опыта
мировой войны, готов был притти в пол-
ное отчаяние...

Я был приятно поражен, что многие мо-
лолые студенты Советского Союза товорят
по-неменки, по-французски и по-англий-
ски, а иногла на двух из этих языков...

Для писателя представляется огромной
радостью знать, что его книги находятея
в библиотеках советской молодежи. Почти
во всех странах мира имеется большой
круг интересующихся читателей, и из всех
стран мира автор получает запросы. Но
на Западе чтение книг— это только утон-
ченное времяпрепровождение, роскошь.

Для читателя Советского Союза как бы
не существует грани между действитель-
ным миром и миром его книг. Молодые
советские читатели обращаются с героями
книг, как с живыми людьми из своего
окружения. Они спорят с ними, отчиты-
вают их, они ощущают, как реальность,
события и персонажей книги.

От советской молодежи исходит эмана-
ция силы и счастья, которая невольно за-
ражает вас. Видя эту молодежь, начи-
наешь понимать глубокую веру советского
гражданина в свое будущее.

‚ ЛИОН ФЕЙХТВАНГЕР.
(Из книги «Москва 1937 г.»).

ЛЮБИМЫЙ
ПРЕДМЕТ

За двадцать пять лет учительской рабо-
TH никогда я < таким нетерпением не ждал
первого урока, не чувствовал в себе тако-
го под’ема. И не только у меня одного та-
кое настроение.

С бодьшим под’емом учительетво ветре-
чает новый учебный год. У каждого сегод-
ня думы, — они-то и волнуют, чем бы от- -
плалить партии и правительству, товарищу
Сталину за то внимание и заботы, кото-
рыми окружен советский учитель. В самом
деле, сколько исключительных по своему
значению событий произошло в жизни учи-
теля за последние год—два! В Сталинской
Конституции записано право трудящихся
на образование, — какое поле для работы
учителя! Шедро повышена заработная пла-
та, учителю присваивается славное, почет-
вое звание. Под неослабным вниманием ^
советского правительства, Центрального
Комитета партии и лично товарища Сталина
издаются новые учебники, выстроены нэ-
вые школы. Успехи советской молодежи,
окончившей среднюю школу, на испыта-
ниях в высших учебных заведениях, — все
это свидетельствует о под’еме советской
школы. На конференции я встретил изящно
одетых учителей и учительниц. Так они
одеваются обычно. Мог ли мечтать об этом
поселковый учитель старого, дореволю-
ционного Донбасса?

Много работы задали учителю теографии
Герои Советского Союза Громов, Чкалов,
Шмидт, Водопьянов, Леваневский, Папанин.
Чувствую сейчас, что первый вопрос на
уроке ко мне будет о полетах героев. 0 том,
как летели, над чем летели, кто летел —
ученики знают и без меня. Где летели?
Первое знакомство ¢ глобусом, наверное,
начнется с показа великих маршрутов, ме-
ста, гле в данный момент живет Папанин.
География становится любимым предметом
учащихся.

Школьники поселка Буденновка дети
угольщиков и заводских рабочих— слушают
ралио, читают газеты, следят по карте за
событиями, и, естественно, растут их требо-
вания к географу. В прошлом учебном году
у меня работал географический кружок.
Там мы изучали Испанию. Теперь в про-
грамму географии специальной темой вклю-
чена Испания. Представляю, какое удовле-
творение вызовет это у школьников.

Тюобознательность школьника не знает и
не хочет знать рамок программы географии.
Школьники пред’являют огромный спрос на
художественную литературу по географии.
Путешествия, описанные сто——двести лег
назад, читаются с упоением. С каким во-
сторгом прочли бы школьники описания ©
путешествии в наши дни. Каким замеча-
тельным и › неоценимым подарком для
школьника и учителя-географа было бы из-
дание серии книг о путешествиях напих
современников по воздуху, воде, земле. To-
варищи Громов, Чкалов, Шмидт, Байдуков,
Беляков, Водопьянов, наши советские ка-
питаны, водящие суда вокруг света, едела-
ли бы большое дело, рассказав школьникам
0 своих замечательных путешествиях. Мно-
гое могли бы сделать писатели, путеше-
ствующие по стране,

0 глобусах. Было время, когда один гло-
бус делили на три класса. Нынче на моем
уроке на кажлой парте должно быть по
глобусу. Конечно, вместе со школьниками
мечтаю о том, чтобы земной шар был у них
дома. Пора организовать выпуск дешевых,
качественных и небольших глобусов. Как
географ, все еще мечтаю о топографических
ящиках. Нет немых карт. Хотелось бы в
часы досуга прочесть журнал по своей спе-

циальности.
А. ПОПАЗОВ.

Учитель географии средней школы
в поселке Буденновка, Донецкой
области.

РАДОСТНЫЙ
ТРУЛ

Лето минуло. Вновь открылись двери
школы,

Я учительствую в средней птколе четвер-
‘тый год. Работая прежде в комсомоле, сре-
ди пионеров, я глубоко заинтересовался пе-
дагогикой. А сейчас хочется как можно
лучше обслужить растущие запросы наших
нытливых учеников.

Моя специальность — преподавание гео-
трафии и истории.

Один из моих любимцев — Ахтем Муста-
фл. Сын: чабана-колхозника, Ахтем соби-
рается стафь географом. Он очень прилежен
и не довольствуется только учебником,
а берет с с000й на дом еще много
книг, пособий, помогающих хорошо усвоить
тему. Увлекаясь географией, мальчик не
забывает и о других науках. Вот уже вто-
рой год, как он отличник.

Радуют меня и успехи Ракии Расимо-
вой. Не особенно занимают проблемы ми-
роздания и авиация. Ракия мечтает стать
летчицей.

Дети любят искусство, особенно музыку.
В прошлом году мы организовали в школе
изучение музыки и живописи, создали дра-
матический кружок. Теперь есть у нас за-
то неплохой ансамбль национальной музы-
ки, песни и танца. Школа становитея про-
водником национального искусства в Бай-
дарах.

В течение послелнего года мы трижды
с участием родителей и всего паселения Бай-
дарской долины проводили художественные
олимпиалы. Через неделю (это будет 8 сен-
тября) школа отпразднует яачало учебного
года традипионным праздником искусства я
спорта. К этому дню мы приурочиваем от-
крытие выставки наших юных художни-
ков. Среди них особенно выделяется Халиль
Алимов.

Его тематика весьма разнообразна, HO
особенное предпочтение мальчик отдает лю-
бимому морю. Во время каникул Халиль
ездил в Феодосию, в галлерею Айвазов-
ского...

Мы понимаем, что нам, советским педа-
гогам. доверена большая работа — воени-
тание лостойных граждан страны социализ-
ма. Сознание важности этой задачи нае
вдохновляет в нашем славном, радостном

труде.
ХАЙБУЛЛА АСАНОВ.
Учитель татарской неполной средней
школы в селении Байдгры,  Бала-
клавского района, Крымской АССР.