Uk
У

№
1%
Ц.

и
iby

~

`»позорная старость, . когда, роспитав

яв АЕ

6 СЕНТЯБРЯ 1937 г., № 246

Страна, где юность
нашла себя

: Недавно, во время моего пребывания
за границей, встретился мне на улице одной
из столиц Прибалтики молодой и здоровен-
нейший монах. Рядом с ним шли крестья-
нин в старой шляпе и заплатанном пиджаке
и женщина в темном платке. Позади
шагало несколько односельчан. Монах был
очень доволен и не без гордости поглядывал
на встречных. Возможно, что он окончил
школу, возможно, что получил назначение
и чин священника, но как бы то ни было
сопровождающие его крестьяне смотрели
на него с почтением и даже восхищением.

Странное довольство, подумал я, стран
ная я позорная молодость; странная и
сына
’ во лжи и обмане, люди признают этот о5-

ман естественным и даже нужным делом:

И как же счастлива та страна, которая из-

бавлена от таких унылых, унижающих не-

обычайно человеческое достоинство, картин:
страна, где молодость нашла себя.

И среди поучительнейших и удивитель-
нейших картин нашей жизни мне ярко
вспомнилась одна. Это я видел год назал,
в станице подле Алма-Ата. Колхозники
подписывали письмо Сталину. Был густой
и пахучий вечер. Над станицей нависли
горы. Медленно колыхалось пламя в лам-
пе; «Молния». Стол, на котором лежало
письмо, был вынесен на площадь, и кол-
хозники’ веселой и густой толпой тезни-
лись возле стола.

Положив большую  узловатую руку на
стол, стоял, зорко глядя во тьму, седой ши-
рокоплечий казак. Несколько минут назах

‚ он сказал замечательную речь о своей
‘жизни и своем счастье—0 том, как он
`«износил три седла царю» и получил за это
«куриную слепоту... в душе, значит. Не
считая ран и зуботычин, к которым каза-
ки привыкли». И в конце речи он добавил:
«А теперь седло мое—школа», взял перо
и чрезвычайно искусно вывел имя свое,
фамилию. Он стоял, держа перо в руках, а
затем сказал:

— Надо бы и станицу обозначить.

Ему сказали, что станица уже обозна-
чена. Тогда он об’яснил, что обозначить
надо для других целей, все должны знать,
что счастье ее среди других станиц, свое
050б0е счастье. «Какое же?» — спросил я.

— Ребята у нас славные, — сказал ка-
зак, — дружные и все почесть одинако-
вего росту.

И он, улыбаясь, по-особому, многозначи-
тельно посмотрел на меня. Ясно, что рост
он понимал духовный, заместо которого он
в прошлом получил «куриную слепоту ду-

ши». И он слегка подтолкнул меня, указы- ;

вая на улицу.

С полей шли бригады молодежи. Поля
находились далеко, да и назло было закон-
чить кое-какие спешные работы, — моло-
‚дежь поэтому несколько запоздала. Они
шли торопливо, но быстрый топот их ног ий
высокая пыль не ломали строя их легких
и нежных песен. Над ними расстилалось
сиреневое небо, высокие тополя, как свер-

нутые знамена, упирались в него, и мощ-
ная степь трепетно уносила их песню.

Мы невольно притихли. Молодежь по-
допгла в столу. Разговаривавший со мной
сделал легкий знак рукой, — и молодой,
стройный казах в белой блузе и кепке по-
дошел к нам. Они, эти два друга, не были
родственниками, да и национальности у нах
были разные. Но какой верой друг в
труга сияли их глаза; какая и огромная и
веселая работа связывала их, этого, уже се-
дого, казака, который «изноеил три седла
царю», и этого двадцатилетнего казаха,
который о царе, о капитализме, о нагайке,
00 уряднике читает только в книгах да
изредка слышит в рассказах своих стар-
ших.

Казак указал на письмо и сказал моло-
Дому: р

— Вот здесь я тебе место рядом оста-
вил. Подпишиеь! — И, глядя на меня
искоса, продолжал свое: — Нет, надо бы
нашу станицу подробно обозначить.

Места нехватит, если всех подроб-
HO обозначать.

— Й то правда. Страна большая, а бу-
маги для обозначения всех нехватит. Го-
ре-то оно, верно, боле уемисто, его в ку-
лак спрятать можно...

— Ну, трудно.

„— Чего трудно, прятали. Слеза велика
ли, а пригоршня слез——вот тебе и год на-
щей жизни казачьей. А теперь, смотри-ка,
парень-то пишет!

И он указал на казаха, который on-
сал свою фамилию совсем рялом с фамилией
своего друга. Подписавшись, казах в белой
блузе и кепке отошел. № столу двигались
другие. Песня утихла.

Седой  широкоплечий казак тихонько
хлопал себя по бокам, ласково вздыхал,
глаза его сияли. Он наклонился и сказал
мне на ухо: «Смотри-ка, как пишут-то.
Каждый может любое заявленье написать,
каждый в науке по пояс стоит».

Я понимал этого седого казака и радо-
валея вместе с ним. Счастье может быть
выра разными словами и разными
поступками, разными песнями и разными
почерками, но нет веселее и ладнее
счастья, чем видеть выражение его в неис-
сякаемой молодости. Ведь подумать только,
как надо было страдать этому казаку, что
«износил три седла», чтобы выбросить из
своей избы бога, так же как перед этим
он выбросил капиталиста и лавочника и
офицера, как надо было для этого «про-
ехать три войны — японскую, мировую и
гражданскую».

Вокруг нас расстилалась замечательная
сиренезая осень Казахстана. Горы сияли
в дремоте. Поднималась луна, и пухлая до-
рога засверкала среди тополей. На краю
станипы взвился женский  нежный-пре-
нежный голос и вдруг затих, и показа-
лось, что через всю станицу донесся к нам
поцелуй. Небо страны, где молодоеть на-
шла себя,

ВС. ИВАНОВ.

BPAT SA BPATA

Над. лесом туман подымался седой,
И тучи закрыли луну...
На дальней границе боец молодой
Погиб за родную страну.
Товарищи пишут в далекий колхоз
0 жизни и смерти бойца.
И старая мать захлебнулась от слез,
Й руки дрожат у отца.
«...Не плачьте о нем — он погиб, как
т герой,
Не бросив поста’ своего...
Вечерней порой под высокой горой
Бойцы схоронили его»...
Печальная весть, как суровый набат,
Прошла по колхозным дворам,
И вышел героя погибшего брат

НИЕ р И ЕЦ А ЩЕ:

еее $ о.

И так он сказал землякам:
— АЛюбимого брата убили в бою,
Нас трое сынов У отца,
И кажлый за землю родную свою
Готов постоять до конца!
Клянусь я за брата врагу отомстить!
Пиптите наркому письмо
И к службе лосрочной меня допустить
Всем миром просите его!..

Над лесом туман подымалея седой,
Дозор за кустами притих..,

На дальней заставе боец молодой
Один задержал четверых!

ВАС. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ.

ОЕ АН

PSA eS В ЧЕ ПР ЕТО: АЯ

Комсомольцы — слушатели первого курса ордена Ленина Военно-воздушной

академии РККА имени Жуковского.
„Л. С, Лавров-Аверин и К. И. Козлов.

Слева направо: Н. К. Атанадзе,

Фото С. Коршунова.

ЭКСПЕДИЦИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
тов. ШЕВЕЛЕВА — СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В день праздника молодежи мира участ-
ники экспедиции шлют горячий привет мо-
лодежи Советского Союза — авангарду мо-
лодого большевистского племени, славному

ленинско-сталинскому комсомолу.

Молодежь Советского Союза  вписала
не одну героическую страницу в историю
революционной борьбы за строительство с0-
пиализма в нашей стране. Неисчислимы
подвиги отдельных бойцов и коллективов
многомиллионной молодежной армии на ле-
сах сопиалистической стройки, в цехах,
в шахтах, в глубинах морей, в облаках,
во льдах, на полях, на тысячекилометро-
вых линиях наших границ.

Нам, авиационным работникам, особенно
радостна любовь и тяга молодежи в совет-
ской авиации. Фучших представителей
посылает молодежь в воздушные школы,
усаживает за штурвалы самолетов. Во мно-

ласково колыхалоеь над нами.   гие детали наших воздушных кораблей вло-

жена талантливая конструктивная мысль
молодых. ‘инженеров, техников, многие.
‘ответственнейние детали кораблей: сделаны
руками молодых рабочих.

В дни приближения двадцатой годовити-
ны Октября Hama молодежь вместе со
всей страной подводит итоги многолетней
борьбе и труду. Расцветают молодые та-
ланты, широко раскрыты двери универеи-
тетов, консерваторий и школ миллионам
молодых строителей нового мира, преобра-
зователей земли.

Наша молодежь, овлалевающая высота-
ми социалистической техники, претворяет
в жизнь мечтания многих поколений, pac-
крывает вековые тайны природы, застав-
ляет служить ее новому человеку. Взоры
молодых трудящихся за рубежом, задав-
ленных гнетом подневольного труда, безра-
ботицы, . фалтистско-полицейского террора,

Пт

«Молодежь -—— наша будущность, наша надежда, товарищ».
(Сталин).

В те дни, когда имя молодого, скромного
лонбасского: шахтера Алексея. Отаханова
прогремело на весь мир, оп получил, среди
множества писем от друзей и товарищей
по труду, два письма из-за границы.

Одно было из Америки, из штата Теннеси.
Писал директор университета Линкольна.

«Мой дорогой сэр!

Несколько времени тому пазад универси-
тет памяти Линкольна организовал камеру
собственноручных актов, которая содержит
теперь много фотографий с автографами a
подлинными письмами великих людей наз
ших современных и прошлых поколений.

Мы сочли бы за чееть присоединить
Вашу фотографию. ве собственноручной над-
писью в нашу коллекцию и были бы бла-
тодарны за ев присылку...» 2

Второе письмо было из Австрии. Венский
историко-биографический архив включал
фотографию забойшика из шахты «Цен-
тральная-Ирмино» в. постоянную выставку
портретов. великих людей. Стаханова по-
чтительно запрашивали, были ли ранее в
его семье великие люди и не состоит ли
он в родстве с великими личностями эпохи,

Молодой человек сталинской эпохи—
смелый, бесстрашный, пытливый, ищу-
щий — плоть от плоти своего народа, он
состоит в родстве с великой партией боль-
шевиков, которая закаляет и воспитывает
в современном поколении замечательные
гтоловеческие качества. Советекая моло-
дежь — самый ценный капитал Великой
социалистической революции—это золотой
фонд большевизма, Пророчески сбываются
ленинские слова о том, что они — юноши
и девушки -—— в полной мере воспользуют-
ся плолами трудов и жертв, понесенных
революционерами. Волнующе _ звучит 3а-
инсь речи Ленина на Красной площади.

Это было 1 мая 1919 года, В неисто-
BOM напряжении страна рвала железное

вольцо блокады. Голодные, суровые, пол-
ные непреклонной решимости победить,
проходили трудящиеся мимо гениального
мастера пролетарской революции. На пло-
щади строились, готовые уйти на Фронт,

рабочие батальоны. Ленин говорил © буду-
шем, о расцвете коммунизма. Он указал
на детей, которых отцы держали на своих
плечах.

— Внуки наши, — сказал Ленин; —
как диковинку, будут рассматривать доку-
менты и памятники энохи капиталистиче-
‘ского строя... До сих пор, как о сказке,
говорили 9 том, чтб увидят дети наши, но
теперь, товарищи, вы ясно видите, что
заложенное нами здание социалистическо-
га общества — не утопия. Еще усерднге
будут строить это здание наши дети.

С высот социализма молодое поколение
сталинской эпохи оглядывается на прой-
денный путь. С трудом оно представляет
себе, как могли принадлежать наши фаб-
рики и заводы отдельным лицам, как мог
один человек эксплоатировать другого, как
могли господствовать люди, не занимав-
шиеся трулом,

Острейшая проблема в мире капитализ-
ма — проблема молодежи. За кем пойдет
молодое, поколение, каковы идеалы у юно-
шества, которое бесцельно бредет к зрелому
возрасту, — вот что волнует интеллигён-
цию Европы и Америки. Рушатся старые
иллюзии, почва становится все более зыб-
кой, воздух, которым дышит молодое пока-
ление, отравлен. И «молодые старички»,
которых подло и жестоко обманул волчий
строй капитализма, с ненавистью и т0-
речью восклицают:

— Несчастье быть молодым!

— Мне двадцать лет, я молод и нена-
впжу жизнь, ту, какая мне’ уготована, ту,
какая мне дана *).

Всегла, во все времена молодежь искала
героя своего времени, ведущий образ, ко-
торый зажигает и волнует сердце.., Кто их

бог? —с тревогой спрашивает амерякан-’”

ская’ писательница МэБсин Дэвис в книге
«Потерянное поколение». — Вто владеет
умом, сердцем, воображением молодого по-
коления?.. «Требуется герой. Если бы по-

1) Из книги французского
Р. Белалыже — «Мне 20 лет»,

писалеля

добное об’явление было помещено в газе-
тах, то вряд ли нашелея бы кандидат, ко-
торый мог бы оправдать ожидания амери-
канской ‘молодежи. Наше молодое поколе-
ние осталось без героев. У нас ощущается
недостаток в людях, которые могли бы
своим героизмом пленить воображение мо-
лодежи».

Советская молодежь живет полнокровной
жизнью, она уверена в завтраптнем дне.
Герой нашего времени не шШествует где-та
над толпой с мрачным челом и гордой, прё-
зрительной усмешкой... Нет. он вышел из
народа, он воспитан партией, он живет с
нами и среди нас. Сын века — это
человек сталинской эпохи— целеустремлен-
ный, волевой, рвущийся к новому обще-
ственному строю—к коммунизму, проникну-
тый духом партийности.

Молодой человек страны социализма от-
личается глубиной взгляда на окружалощий
мир, он видит смысл всей своей жизни B
том, чтобы жить и бороться за счастье на-
рола, за коммунизм. Он связывает вв010
сульбу с сульбой ролины. Ему чумлы
стяжательство и ячество — мелкие черты
старого мира. Но ничто человеческое ему
не чуждо: любовь, стремление к славе,
горечь неудач, радость побед... Он обуре-
ваем жаждой жизни, большими и  сложны-
ми чувствами. И срели них ведущее чув-
ство—хозяина страны, чувство, которое
влохновляет его в любой работе, открывает
ему глаза на тысячи явление...

Корни жизни молодого человека эпохи
социализма — в неустанном трудех. в пре-
ололении трудностей. Героическое требует
воли, упорства, характера, строгости и
требовательности к себе, преданности пар-
тии и народу. Брат за брата, комсомолец
за комсомольца, = это становится вну-
тренне осознанным законом жизни пере-
довой молодежи.

Сто © лишним лет назад. двое русских
романтически настроенных юношей—Тер-
цен и Огарев — мечтали о революции, “о
социализме. Поднявшись на Воробьевы го-
ры, они долго молча смотрели на город,
который расстилалея перед ними. И, опер-
шись друг на друга, юноши поклялись по-

=. сны С

устремлены ‘к нашей счастливой молодежи,
живущей и работающей в стране, где
Сталинская Конституция предоставляет
каждому гражданину право на труд, от-
дых, образование. За эту счастливую
жизнь наша молодежь будет драться до
последней капли крови, если озверевший
фашизм осмелится напасть на Советский
Союз — оплот мира и труда.

Против поджигателей войны-— агентов
мирового фаптизма, предателей-троцкистов,
правых бухариноких бандитов, ведущих
свою контрреволюционную, вредительскую,
шпионскую и диверсионную работу по
прямым директивам фаптистских охранок и
иностранных генеральных штабов, заостря-
ет мощное оружие революционной бдитель-
ности вся наша страна, вся наша моло-
Tews.

Под руководством ‘испытанной в боях
коммунистической партии, под  рукозвод-
ством великого Сталина наша страна не
остановит своего победоносного шествия,
умножит ©вои достижения. Социализм по-
бедит во всем мире.

Да здравствует многомиллионная армия’

молодых ‘строителей человеческого счастья!

Да здравствует авангард социалистиче-

ской молодежи ленинско-сталинский ком-
comon!

Да здравствует  непобедимое знамя
Маркса— Энгельса Ленина Сталина!

Да здравствует лучший друг революци-
онной молодежи, мудрейший вождь миро-
вого пролетариата—великий Сталин!

По поручению  энспедиции —

ШЕВЕЛЕВ, ВОДОЛЬЯНОВ, СПИРИН,

MORCKCB, АЛЕКСЕЕВ, МИТРОЩ-

КИН.

Мыс Желания (передано по радио).

ЕЕ ТА лы SES.

SF CPST ES,

жертвовать своей жизнью для избранной
ими борьбы.

Они были на десять голов выше окру-
жающего их равнодушного общества, в. бой
с которым они ветунали. Но они были оди-
ноки в стране, скованной жандармекими
тисками царского строя. 3

Мир безграничных возможностей и ши-
роких горизонтов раскрывается перед. на-
шей молодежью. В этот мир, завоеванный
отцами и братьями, молодой человек вхо-
 дит как наследник всей человеческой
  культуры. Герой наших дней — активный
строитель социализма, обладающий полно-
ценными качествами — мужеством, благо-
родством, илейностью, принципнальностью,
ненаристью к врагам парода и рептизмостью
отдать свою жизнь,—канля за каплей, —-во
имя революции.

Когла Василий Торкунов, молодой чело-
век 23 лет, впервые прочел сталинекие
слова, характеризующие жизнь Феликса
Дзержинского, — горение и геройская отвага
в борьбе с трудностями,—эти слова пора-
зили его своей сконцентрированной прав-
дой и глубиной мысли. ;

Именно таким должен быть человек, до
конна преданный революции, человек с го-
рячей кровью, который не умеет наполо-
рРинУ любить или налюоловину ненавидеть.
Молодой человек должен быть внутренне
собранным и в политическом, и в быто-
вом отношении. Вея его деятельность про-
низана коммунистической моралью, подчи-
ненной классовой борьбе пролетариата, ин-
терегам родины. Это и есть высший закон
нашей жизни. Для него не существует гау-
хой стены, отделяющей личную, жизнь от
общественной. Нельзя быть чистеньким в
политике и грязненьким в личной, якобы
никого * не касающейся частной жизни.
Ч]ичное неотрывно от общественного.

Мастер сборки на главном конвейере за-
вода имени Сталина — Василий Торкунов
неотделим OT жизни своего завода.
Куда бы он ни уходил—в армию Han Ha
учебу, — он веегда Вновь возвращался на
завод, который стал’ для него источником
жизни и творчества, -

Хавактер его воспитывался и оттачивал-
ся в комсомоле, в партии. Отиль жизни вы-
рабатывалея в борьбе с трудностями, в твер-
дом стремлении всегла итти вперел. И в
армии, и на заводе—в окружающей его
среде он искал своего героя. Скромные,
порою внешне незаметные люди—больше-
вики служили для него образцами челове-
ческого поведения.

В дни профсоюзных выборов, когда мас-

ВЕ ЗРЕНИЕ

Советскому читателю уже известно кле-
ветническое выступление турецкого жур-
налиста Юнуса Нади, редактора газеты
«Лжумхуриет». Юнус Нади в своей статье
жульнически притворялся, что он «об’ек-
тивно» разбирает вопрос: кто топит паро-

ходы в Средиземном море? В припадке
пеудержимого словоблудия Юнус Нади раз-
мазывал 0 своей газете фашистскую
грязь, с ужимками и прыжками преподно-
сил читателю продиктованную его фаптист-
скими хозяевами гнусную клевету о том,
что пароходы топят... Советы.

Фашиствующий клеветник получил то-
гда достойную отповель со страниц совет-
ской печати, Теперь Юнус Нади пытается
оправдаться перед своими читателями.
Изображая из себя оскорбленную невин-
ность, он пишет:

«Мы искренне заявляем, что по сей
день пе знаем марки пиратского орудия.
Серьезность вопроса не позволяет нам
высказывать гипотезу сгоряча, и если
мы высказались, то это лишь для очер-
чения границы неизвестного».

Оказывается, Юнус Нади не просто кле-
ветал гнусно и трусливо, а «очерчивал
границы неизвестного». Мы не знали, что
клевета именуется столь изысканно.

Юнус Нади желает знать марку разо-
рвавшейся торпеды. В таких деликатных
вопросах он хочет быть точным, этот. гос-
подин. Вот ежели ему положат на стол
добытые со. дна морского осколки торпелы
и на осколках будет стоять падпись «сде-
лано в Италии» да еще к сему будет
приложена собственноручная справка Мус-
солини «с подлинным верно», то тогда, мо-
жет быть, господин Юнус Нади и поверят.

Но пока сдержанный темнерамент Юнуса
Нади не позволяет ему «высказывать ги-
потезы сгоряча». Исключение делается
только для Советов.

Марка разорвавшейся торпеды известна
всему честному миру. Она известна и нам.

Нам известна также и марка, красую-
щаяся на лбу Юнуса Нади. Это — свасти-
ка берлинской штамповки. Но, говоря о
марках, мы должны признаться, что нам
неизвестно, сколько марок постунило в кар-
ман господина Юнуса Нади. Может быть,
господин Юнус Нади скажет нам — сколь-
50... «для очерчення границы неизвест-
ного»?! :

Изворотливый шулер, пойманный 3a py-
ку, пытается, однако, нырнуть в глубины
большой политики. °

— Гневный тон советской печати, —пи-
шет он, — вызван тем, что Турция че ста-
новится открыто во враждебный фронт.
против германского и итальянского фа-
musMa.

Юнус Нади скромно отожествляет себя
со всей Турцией и к тому же пытается
уверить, что он ни в каком <фронте» не
состоит. Он-де выше веего этого.

Бессовестный клеветник уже порядочное
время выступает в роли наемного фалтист-
ского адвоката: Виляя продажнымо пером,
как хвостом, он рабодепно стоит на’ зад-
них лапах, «во фронт» перед своими бер-
лино-римскими хозяевами.

Фаниствующий лажей из газеты «Джум-

хуриет» нашел себе защитника в лице
журналиста Ялмана из другой турецкой га-
зеты-—«Тан». Господин Ялман по профос-
вии — миротворец, а по призванию — 1п0-
ередник. Он желает служить и богу и мзм-
моне. Подняв очи горб, он сладенько про-
поведует:

— Друзья, к чему весь этот шум! Оду-
майтесь, стоит ли ссориться, стоит ли 0би-
жаться!

Если верить Ялману, то Юнус Нади в
сущности добряк и миляга. Он, видите ли,
всего только допустил «поспешность и не-
брежность в выражениях». Но зато ведь
и советская печать, уверяет нелицеприят-
ный Ялман, тоже допустила «чрезмерную
резкость».

— Гипотеза Юнуса Нади о том, что СССР
топит испанские пароходы, — пишет Ял-
ман,— конечно, чудовищна.,. СССР чужд
авантюризма... Мирная политика является
основой внешней политики Советского
Союза... крепость советеко-турецкой друж-
бы... общность идеалов в борьбе за мир...

Хорошо поет Ялман!

Олнако елейный тон этого заступника и
миролюбца об`ясняется лишь желанием при-
крыть истинные намерения Юнуса Нади.

Мироточивый Ялман не хочет осудить
клеветника. Он также не считает возмож-
ным точно и ясно сказать свое собствен-
ное мнение: кто же все-таки пиратствует
в Средиземном море, пускает ко дну торго-
вые суда, нагло ‘попирает международные
законы, нарушает неприкосновенность ту-
рецких территориальных вод, провоцирует
войну? я

Подозрительный миротворец что-то мям-
лит о традиционной дружбе,  расшарки-
вается, делает «политес». Но и он п сути
дела льет воду на мельницу фашистских
пиратов, предавая интересы республикан-
ской Турции.

Упражнения господина Ялиана оплаче-
ны из того же кошелька, что и «гино-
тезы» Юнуса Нади.

Мы глубово убеждены, что Юнус Нади
и Ялман нисколько не отражали подлин-
ного общественного мнения Турции. Между-
народная общественность, правительства,
многочисленных заинтерессванных держав
серьезно озабочены сейчас угрожающим
положением на Средиземном море, ‘создав-
имея в результате пиратских действий
итало-германских бандитов. Юнус Нади,
по указке своих хозяев, пытается жульни-
ческими литературными упражнениями на-
вести тень на ясный день, воспрепятство-
вать принятию коллективных мер против
морского разбоя фашистов.

Во имя советско-турецкой  дружбы мы
даем отпор тем фашистским лакеям, кото-
рые злобной пачкотней на страницах га=
зет мешают укреплению . сотрудничества
Советского Союза и Турции. Пособники
фашистских пиратов, какой бы миролю-
бивой личиной они ни прикрывались, р3-
ботают на итальяно-германских  arpecco-
ров, продают им интересы, честь и неза-
висимость республиканской Турции, сры-
вают ее дружеские отношения с теми стра-
нами, которые борются за мир.

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ СССР
В СГАРШИХ КЛАССАХ

Как известно, Совнарком CCCP обязал

„  наркомпросы союзных республик впредь до
  появления другого,

более пространного,
учебника по истории СССР ввести препо-

давание «Краткого курса истории СССР»

Шестакова не только в третьем н четвер-
том, носи в пятом, шестом и седьмом клас-
сах. На изучение всего курса истории

са отбирала лучших и достойнейших кан-
дидатов, двадцать с лишним тысяч рабо-
чих тайным голосованием оказали доверие—
выбрали в заводской. комитет молодого че-
ловека Василия Торкунова.

06 этом он написал своим армейским
друзьям — танкисту в Валугу и радисту в
Куйбышев, Переписка трех комсомольцев
приоткрывает краешек их богатой внутрен-
ней жизни. Личное и общественное, думы
и замыслы, неудачи и размышления, успе-
хи и планы — все отражается в этих
письмах. Так воплыла в переписке друзей
тема о героизме. Затронул ее Василий. Он
писал Алексею — радисту. Привычка де-
литься в товарищем самым сокровенным
отразилась в письме:

«... Хороший, запомнившийся день —12
августа. В Зеленом тватре, на общем со-
брании рабочих, мы обсуждали, как лучше
встретить 20-ю годовщину Октябрьской ре-
волюции. (Ты знаешь, что с выполнением
плана у нас неважно). Выли у нас в го-
стях ‘герои-летчики Водопьянов и Головин.
Павел Головин — совсем молодой по виду,
наших с тобою лет.

Известно, что это люди храбрые, герой-
ские, Я слушал их, и меня занимал во-
прос об их внутренней сущности, об их ог-
ветственности перед партией, родиной. Это
те люди, на которых надо равняться.

Не знаю, может быть, после армии, но
у меня выработалась привычка оценивать
человека, примериваться к нему с точки
зрения того, как он поведет себя в боевой
обстановке.

Il Bor я перехожу к самому главному. Я
не люблю горлопанов. Есть у нае такие
пошумят, поговорят, я да я, а чуть что—
ив кусты... Пустые это люди. Мне больше
по душе люди упорные, молчаливые и дель-
ные. По складу моего характера мне ближе
такой стойкий парень, как пограничник
Василий Баранов, Он не выходит у меня
из головы. Он стоит у меня перед глаза-
ми—маленький, вроде незаметный погра-
ничник, дух которого японцы не могли по-
боероть. Помню, когла я читал рабочим на
главном конвейере о жизни и смерти этого
Василия Баранова, было так тихо, словно
каждый с уважением думал: откуда у него
взялись силы, какой это был человек!..»

Юноши и девушки ищут образцов в
жизни. Порою это происходит смутно и бес-
сознательно. Й комсомол и пионерские ор-
ганизацпии, к сожалению, не улавливают
всех тонкостей внутренних явлений в фор-
мировании характера. Воздействию подвер-
гаются только внешние, бросающиеся в

eae ЕЕ

СССР в каждом из этих классов Нарком-
прое РСФСР отводит 80 часов.

Сейчас, по указанию Наркомпроса
РСФСР, в ряде краев и областей началась
подготовка учителей пятых, шестых и
седьмых классов к преподаванию истории.
Организуются соответствующие семинары и
коллективное слушание радиолекций про-
фессора Шестакова. ‚ (ТАСС).

глаза явления. Вглубь же не идут. А слож-
ный и длительный процесс выработки ка-
честв высоконравственной коммунистиче-
ской личности, освобожденной от. груза
старых привычек, не может протекать без
активного воздействия комсомола как силы
организующей.

Молодое поколение обдумывает свою бу-
дущую жизнь, пытливым, острым взором
вплядывается в многообразную, яркую дей-
ствительность, выискивает своего тероя.

Весной этого года в одной из москов-
ских школ вепыхнул спор о героизме. Но-
водом послужила короткая заметка в. степ:
газете, автор которой, семикласеник, писал,
что его идеал— погибнуть, сражаясь за ро-
дину. В этих словах кое-что не понрави-
лось ребятам. Какой же ‘это терой, кото-
рый заранее знает, что он умрет?.. Вов-
вать ‘и побеждать надо малой кровБю;
«Победить надо, & не погибать, — так от-
вечал товарищу другой пионер, Алеша
Шибалин.—\ если погибнуть придетея, то
умирать не просто, а геройской смертью.—
Ты умер, ноты победил врага.—Жаким же
должен быть герой? На это я отвечаю так:
очень просто, герой должен быть храбрым;
отважным, он должен знать, за что он бо-
рется. Тогда легче побеждаль».

Но, видимо, не все так просто. С большой
страстью ребята выклалывали свое затаен-
Hoes — 0б отваге, о счастье, об ихеалах.
Один из пионеров признался, что его му-
чает частая смена идеалов, которые возни-
кают в его воображении. «Сколько я себя
знаю, — писал он, — у меня почти каж-
дый год меняются идеалы, Меня одолеваат
жажда все знать, я завистлив Е людям, ко-
торые прославили себя н страну навеки,
То я хотел быть, как Стаханов, забойщи-
ком-инженером, то кривоносовцем, то ми-
чуринием, а то Водопьяновым... Девизом
академика Павлова было; «Наблюдение,
наблюдение и наблюдение». Тенерь я зна,
что мой идвал—свершить великие откры-
тия в биологии, итти новыми путями в
науке, Сбудутся ли мои мысли?» В одном
я твердо убежлен: кем бы я ни был, я
веегла буду большевиком».

Многообразие индивидуальностей и еди-
ное в решающем—во взгляде на жизнь!
Быть достойным эпохи — вот что двигает
поступками молодого поколения, В чертах
лучших людей современности юноши и де-
пушки ищут и находят сталинские черты, ..
раз Сталина владеет умами нашей моло-
дежи, образ человека, большевика, у кото»
рого нет иной жизни, чем жизнь для дела,
чем жизнь для борьбы за счастье народа,