т

_Дипломатичесние увертин

ПР
”ТЕЛЕГРАММА ЗАСЕДАНИЯ.
`АРМЯНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БОСТОНЕ-—

фашиетсних пиратов

Итальянские пираты и их германские
союзники дали новое доказательство своей
безусловной вины и ответственности за
морской разбой, ставший повседневным яв-
лением на Средиземном море. Германия и
Италия ответили отказом на `англо-фран-
цузское приглашение участвовать в KOH-
ференции  средиземномореких держав B
Нионе. Е
-. Отказ германского правительства был бы
вполне, естественным, если бы оно указало,
что Германии не место на средиземномор-
ской конференции, так как она не являет-
ся ни: средиземноморской, ни черноморской
державой. Но было бы, конечно, верхом
наивности ожидать такой аргументации со
стороны Берлина. Германская аргументация
отличается совсем иным, она проникнута
цинизмом разоблаченных агрессоров.

‘Берлин, видите ли, изверилея в «кол-
лективных действиях». В германской ноте
так н подчеркивается, что позиция Англии

и Франции несколько месяцев назад по
отношению к «подобной же инициативе»

Термании подорвала ее веру в «новые
коллективные соглашения». Нота напоми-
пает; что во время инцидента с германским
крейсером «Лейпциг» английское и фран-
цузское правительства не проявили «в от-
ношении германского правительства мини-
мума солидарности».

Стоит напомнить, в чем состояла «по-
добная же инициатива» Германии. Она
заключалась в том, что Германия после
зверского расстрела мирного населения
Альмерии пустила версию о мифическом
напалении на крейсер «Лейпциг» с тем,
чтобы под прикрытием «соглашения четы-
рех ‘держав» добиться санкции Англии и
Франции на дальнейшее расширение ин-
тервенции. Этот трюк не удался фашист-
ским интервентам, и они сейчас с горечью
вепоминают свою жестокую «обиду».

Второй аргумент, выдвигаемый в гер-
манской ноте, гласит, что «при определении
своей позиции германское правительство
не могло оставить без внимания то, что
Советское правительство сочло возможным
в эти дни в связи с известными инцилен-
тами в Средиземном море выдвинуть недо-
казанные обвинения против итальянского
правительства и выставить при этом дале-
ко идущие требования».

Не трудно понять озлобление Берлина
п Рима по поводу советской ноты проте-
ста. №роме голословного отрицания обви-
нения, ‹ выдвинутого против пиратов и
основанного на фактах и неопровержимых
доказательствах, фашистские интервенты
не имеют в своем распоряжении . никаких
аргументов; из которых они могли бы со-
ставить себе хотя бы видимость какого-
Либо прикрытия. Руководители германской
внешней политики, чувствуя всю шаткость
своих позиций, трусливо избегают писать
9 потоплении итальянцами «Тимирязева»
по «Благоева», называя открытый разбой
«известными инцидентами в Средиземном
море». —
^_ Современные морские разбойники трус-
ливо регут от ответственности и с бесстыд-
ным цинизмом предлагают рецент, почер-
пнутый из известной крыловской басни.
Они предлагают передать вопрос... в ко-
митет по невмешательству, то-есть, иначе
товоря, бросить щуку в реку. Вместо созы-
Ba 0с0б0й конференции германское прави-
тельство. предлагает передать’ весь ком-
плекс вопросов на обсуждение Лондонеко-
то комитета по невмешательству, «область
работы которого теснейшим образом свя-
зана. с. поставленными здесь вопросами и
организация которого дает возможность
при всесторонней доброй воле быстро прит-
ти_к соглашению».

Надо действительно не только дойти до
пределов, цинизма, но и окончательно по-
терять. чувство смешного, чтобы говорить

ЕКВ ee КИ ЕЕ

Kani:

0 «быстрых» решениях Лондонского коми-
тета. я “

Тяга фашистских интервентов. к Лондон
скому комитету никого не удивит. В при-
вычной обстановке Комитета по невмеша-
тельству, давно превратившегося усилия-
ми поошрителей агрессии в удобное уб6-
жище для интервентов, Германия и Ита-
лия нашли бы возможность выйти сухими
из воды. Во всяком случае они могли бы
затянуть надолго дискуссию и похоронить
в бесконечных словопрениях вопрос о пи-
ратстве. Германия и Италия почувствовали,
что сейчас встал реально вопрос о практи-
ческих мерах против морских разбойников,
поджигателей новой войны. Именно этого
больше всего боятся. разбойники из-за угла
и убегают в кусты, пытаясь сорвать кол-
лективные действия держав.

Отказ Германни и Италии участвовать
в конференции ередиземноморских  госу-
дарств представляет собой явную попытку
уклониться от ответственности, ‹ сорвать
конференцию, сорвать организацию борьбы
против пиратства. Эти очевидные цели
фашистских интервентов не прикрыть ни-
какими дипломатическими увертками.

Само собой разумеется, что и без уча-
стия Италии и Германии имеется полная
возможность принять меры, которые поло-
жили бы конец разбойничьей практике
итальянских военных кораблей.

Отказом от участия в конференции Гер-
мания и Италия по сути дела бросили вы-
зов ee инициаторам — Англии и Франции.

Совершенно понятно, почему инициати-
ва созыва конференции исходила от Ан-
глии и Франции. Именно эти страны боль-
ше всего заинтересованы в безопасности
средиземноморских путей, связывающих
Англию и Францию с их колониальными
владениями. :

Инициатива Англии и Франции сразу
же не понравилась ни Италии, ни_ Герма-
нии. Когда возник проект созыва средизем-
номорской конференции, в Риме. серьезно
встревожилиеь. Италия пыталась сделать
все, не брезгуя и фальшивками, чтобы с90-
рвать англо-французоков сотрудничество.
Ибо нет никакого сомнения, что страны,
стремящиеся к сохранению безопасности,
в состоянии очистить Средиземное море от
пиратов. Когда в Риме и Берлине убеди-
лись, что конференция все же будет со-
звана, они пустили в ход последние сред-
ства: они сделали попытку «торпедировать»
конференцию в Нионе, как торпедируют
итальянские пираты мирные пароходы.

Отказ Германии и Италии участвовать в
средиземноморской. конференции ставит во
весь роет перед демократическими государ-
ствами Запада вопрос о том, будет ли ими
и впредь продолжена политика попусти-
тельства агрессии. От ответа на этот во-
прос, бесспорно, зависит исход конференции
в Нионе: приведет ли она к принятию мер,
способных прекратить морской разбой на
Средиземном море, или, наоборот, приведет
K тому, что поджигатели войны смогут и
впредь действовать в атмосфере полной
безнаказанности. Перенесение методов Лон-
донского комитета по невметательству на
средиземноморскую конференцию было бы
роковым для ее исхода. А этого явно доби-
вается дипломатия Рима и Берлина.

CCCP заинтересован в безопаености мо-
реплавания в Средиземном море. Он может
обеспечить неприкосновенность своих ко-
раблей. Советский Союз согласился принять
участие в конференции, ибо, исходя из
своей последовательной политики мира, он
готов содействовать любому мероприятию,

_Б. ИЗАКОВ

товарищу В. М. МОЛОТОВУ

Совместное: заседание Американского’ ко-   все это, а’ также за отеческую. заботу об

митета помощи Армении и других армян-  армянских иммигрантах.

ских организаций в Бостоне (США) при-
слало на имя председателя’. Совнаркома
СССР тов. В. М. Молотова телеграмму, в
Боторой говорител:

«От имени 150 секций, десятков тыеяч
членов и сочувствующих приветствуем и
поздравляем Вас, а через Вае и весь ве-
ликий советский народ с вашими изуми-
тельными достижениями и в особенности
с самой демократической Сталинской Кон-
ститудией. Мы счастливы и горды тем,
что Армения принимает участие в борьбе
и победах Советского Союза во качестве
равного чаена, Советское правительство
спасло армянский народ от окончательного
уничтожения, подняло его до состояния ра-
венства и открыло ему путь к счастью,
культуре, прогрессу. Мы благодарим за

КУРОК, 10 сентября. (ТАСС). В. области
развертывается работа по подготовке пар-
тийных кадров.

На-днях в Старом Осколе пачали работу
20-дневные курсы, на которых будут
учиться 55 заместителей секретарей парт-
комов и парторгов. В. программе курсов
большое место занимает изучёние опыта
работы первичных партийных организаций.
Такие же курсы организуются и в других
районах Курской области.

Курский ropkom партий организует
8 семинаров для заместителей секретарей
парткомов и парторгов.

По решению обкома ВКП(б), в районах
области создаются  пятидневные. курсы,

Мы счастливы
знать, что предателя Советского Союза и
вссобщего мира не смогли и не смогут
осуществить свой цели благодаря бдитель-
ности советского правительства и’советско-
го народа, благодаря ленинеко-сталинской
национальной политике и благодаря креп-
кой дружбе братских народов. Мы с
возмущением узнали, что троцкистские и
националистские агенты империалистов
стремились оторвать Армению от Советеко-
го Союза и сеяли семена ненависти к орат-
ским народам.

Долой шпиовов и предателей мира, 1ро-
грееса и демократии!

Да заравствует великий Советский Co-
юз— передовой борец за дело свободы, про-
тресса и мира!

Председатель Саркис М; КАСПАРЯН».

УЧЕБА ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ОЕКРЕТАРЕЙ ПАРТКОМОВ

через которые будет пропущено 5.200 аги-
таторов. На курсах агитаторы будут изу-
чать Сталинекую, Конотитуцию и новый
избирательный закон. ©

В помощь райкомам для провеления этих
курсов обком ВКП(б) командирует в 20
районов инструкторов’ обкома, работников
института массового заочного обучения и
других товарищей из областного партий-
ного актива.

Райкомы партии организуют вечерние
партийные школы. В вечерней школе при
Сосковском райкоме партии учится 28 чле-
нов и кандидатов партии. В этой школе
изучают историю ВВП(б), русский язык,
теографию, математику.

ААА алое

На тактических ученнях частей Московского военного округа. Установка
орудия на огневой позиции (часть тов. Сорокина).
Фото специального фотокорреспондента «Правды» М; Калашникова.

Бесславный путь.

Итальянские фашистские пираты бесчин-
ствуют на Средиземном море. Их подводные
лодки и самолеты топят мирные торговые
суда, расстреливают из пулеметов тонущих
в. волнах моряков. Жертвами вероломных
пиратских нападений стали советские суда
«Тимирязев» и «Благоев». Пираты изле-
ваются над элементарными основами гу-
манности и международного права, над су-
‘ществующими договорами. :

’ Фашистский диктатор Муссолини 0б’яв-
ляет Средиземное море «внутренним» морем
«Второй Римской империи». И чтобы ни
y ROMO He оставалось сомнений на этот
счет, он пытается распространить на это
море режим беззакония и бесчеловечного
насилия, господствующий па Апненинеком
полуострове. : $

Итальянские фашисты играют с огнем.
В век, когда свобода мореплавания является
важнейшим устоем мирного сожительства
народов, подводная война служит ‘одним из
вернейших средств взорвать всеобщий мир:
Германские империалисты могли бы рас-
сказать кое-что по этому поводу своим све-
женспеченным союзникам. В 1914 —
1918 тг. германский империализм широко
прибегал к морскому разбою, стремясь па-
рализовать мировое моренлавание, разоб-
щить отдельные страны, блокировать це-
лыё континенты. Пиратские действия гер-
манских подводных лодок возымели, одна-
ко, совсем иной эффект, чем 00 этом мечта-
ли в Берлине. Эти действия побудили
` международное общественное мнение 0б’еди-
ниться против организаторов подводной
войны и ускорили вступление Соединенных
° Штатов Америки в мировую войну против
Германии. р
„Сейчас, двадцать лет спустя, итальян-
ские Фашисты, Bockpemaa германский
опыт, бросают вызов всеобщему миру.
Можно ие сомневаться, что эта опасная
игра окончится для Муссолини столь же
плачевно, как она окончилась для Виль-
гельма.

У итальянских империалистов короткая
память: они, видимо, забывают, что путь
войны никогда не дородил их в прошлом
до добра. Зато этот путь неолнократно ста-
вил империалистическую Италию на грань
непоправимой катастрофы.

: жж

Во всех войнах, в которых итальянским
империалистам приходилось сталкиваться
со сколько-нибудь серьезным противником,
они неизменно были биты.  Причина этому
кроетея отнюдь не в личных качествах
итальянского солдата, —как известно, бой-
цы батальона имени Гарибальди показы-
вают на испанских фронтах образцы высо-
кого героизма. Причина многократных воен-
ных неудач итальянских империалистов
заключается в том, что народ Италии не
желает драться за чуждые ему интересы,
а итальянское хозайство не в состоянин
выдержать длительного напряжения, сопут-
ствующего современной войне.

Всем памятно  бесславное поражение
итальянского тенерала Баратьери под Адуа,
в Абиссинии, 1 марта 1896 года. Итальян-
ская армия была разбита иа-голову фео-
лальными  абиесинскими  ополчениями.
4.600 итальянцев сложили головы в этом
сражении, 2.000 были ранены, 1.500 no-
пали в плен. Абиссинны захватили вею
артиллерию, весь обоз армии Баратьери...
Правда, сейчас в Адуа высится прислан-
ный Муссолини памятник, долженствую-
щий символизировать конечную «победу»
итальянского оружия. Однако вряд ли кто
может усомниться в том, что эта победа
по праву принадлежит не войскам фашист-
ского диктатора, а братьям Райт — изобре-
тателям самолета, а также Даймлеру и
Бенцу — изобретателям ‹. автомобиля. He
Италия победила в наши дни Абиссинию,
аз двадцатый век — век десятый. Поэтому
разглагольствования фашистской печатн
0 «победе под Адуа» звучат более чем
двусмысленно.

Наибольшим позором итальянский имие-

ггальянского империализма

рчализм покрыл себя в мировую войну.
Ввязавшиеь в Войну на стороне Антанты
поеле длительного торга в мае 1915 года,
итальянские имперчалисты подняли крип-
ливую пювинистическую кампанию.

Однако итальянская «помощь», которую
купили ценой щедрых посулов и обещаний
в Лондоне, на деле оказалась немалой обу=
зой для Антанты. Два года подряд верхов-
ное англо-французское командование нянъ-
чилось с итальянским союзником, войска
которого сразу же показали свою неспособ-
ность устоять против неприятеля. Наконец,
это надоело. В январе 1917 г. англичане
и французы поставили ребром вопрос 06
активизации итальянского фронта. На кон-
ференции в Риме итальянскому командова-
нию было предложено получить необходи-
мое количество тяжелой артиллерии для
подготовки наступления в лолине реки
Изонцо. Но когда итальянское командование
узнало об этом предложении, елучилось не-
что весьма странное и непонятное: почтен-
пый генерал Кадорна, главнокомандующий
вооруженными силами Италии, стал упор-
10 отказываться от пушек. расценивавитих-
ея тогда Ha вес золота. Возмущенный бри-
танский премвер Ллойд Джордж бросил тут
ие на заседании конференции замечание:

— Этот старичок отказывается oT пу-
шек! *). 3

В свонх роенных мемуарах Ллойд
Джордж пишет: «Кадорна побоялся при-
нять предложенные ему орудия, словно
жерла их были направлены против его гру-
ди» °).

Итальянские империалисты, безмерно
бахвалившиеёся на словах, на деле пред-
почитали отеиживаться в хорошое укреп-
ленных позициях, предоставляя своим со-
юзникам добиваться развязки войны на
других фронтах.

*) Давид Ллойд Лжордж — «Военные ме-
муаты». Огиз. Соцэктиз, Москва, 1985 г.,
т, Ш, стр, 267.

*) Там же, т. Г\, стр: 356,

`лействовал их контрреволюционной

11 СЕНТЯБРЯ 1

т сс - ИЕ т ЕЕ Sh a a a=
wo ee)” eee

Пражесиие гнезда

в воветеном аппарате Марелия

(По телеграфу от корреспондента «Правды» по Карелии)

С. большим. удовлетворением встретили
воммунисты и все трудящиеся Карелии 06-
зор «Правды», в котором разоблачаются
буржуазные националисты — агенты фин-
ской и германской разведок и их сообщни-
ки из обкома партии и редакции тазеты
«Красная Карелия».

Иначе реагировала на 0бзор сама редак-
nua «Красной Карелии». Заместитель ре-
дактора Градусов с нескрываемой злобой
процедил сквозь зубы: «Разгромили газе-
ту... Теперь повесим замок; навкленм 00 яв-
ление, что «Красной Карелии» больше
нет». Этот обанкротившийся редактор по-
лагает, видимо, что очистить газету от
вражеского охвостья, значит её погубить.
Такова логика перерожденца! Tor самый
редактор, который совсем еще недавно
предоставлял страницы газеты распоясав-
шимся буржуазным националистам и аген-
там фашистских разведок, попытался за-
молчать выступление «Правды». Он упор-
но не хотел перенечатать обзор о «Красной
Карелии». Вынужденный все же перепеча-
тать обзор, Градусов не удосужился сопро-
водить его редакционной статьей. На такой
саботаж он мог решиться только с благосло-
вения секретаря обкома Никольского.

Секретарю обкома Никольскому хорошо
известно, что председатель ЦИ Карелии
Архипов еще недавко проводил в Карел-
лесе враждебную политику в угоду буржу-
азным националистам. Архипов. собирал
вокруг себя националистов. пиоионов, со-
дея-
тельности, всячески притеснял трудящихся
карелов. Финским националистам удалось
с его помощью многое сделать во вред ка-
рельскому народу. Занимая сейчас высокий
и почетный пост председателя ЦИК Карелии,
он продолжает поддерживать врагов, засо-
рять советский аппарат националистами.
При его содействии был направлен в Ре-
больский район враг народа Пейппо-Гурь-
еви в район Калевалы буржуазный нацио-
налист Сонни. Секретарем ЦИК Карелии
работает Хейкконен. Недавно он возглав-
лял областной совет Осоавиахима и органи-
зовал там группу буржуазных национали-
стов и шиионов.

Обком партии с большим опозданием
снял сейчас с работы секретаря парткома
Кондопожского бумажного комбината Саа-
ри, несомненного врага. Вместе с бывшим
директором комбината, главарем национа-
листической банды Ярвимяки, он проводил
фашистскую политику. А обком лишь снял
его с работы, сохранив ему партийный би-
дет... Это явное укрывательство врага вы-
зывает законное возмущение рабочих ком-
бината.

Нынешний нарком здравоохранения Ва-
релии Заводов работал председателем 04л0-
нед райисполкома и не мог не знать
0 раскрытом сейчас, вредительстве в этом
районе. Бывший секретарь Олонецкого рай-
кома, теперь секретарь обкома Никольский,
разумеется, не станет разоблачать Заводова,
так как и он погрешен в олонецких делах!
В частности непонятно, как избежал Ни-
кольский уголовной ответственности 32
участие в загадочном убийстве ‹председате-
ля Сармяжекого сельсовета Захарова—его
утопила в реке выехавшая на охоту пья-
ная компания.

Политика финских буржуазных нацио-
налистов проводилась открыто в Институте
культуры. В учреждениях Карелии не го-
ворят по-карельски. В. Карелии нет ка-
рельского театра, карельской газеты. Бур-
жуазные националисты, окопавшиеся в
Научно-исследовательском институте, в
Наркомпросе, ЦИК Карелии, делали все,
чтобы затормозить культурный рост ка-
рельекого народа, лишить его алфавита,
литературы, газет на родном языке. До сих

пор не организовано еще преподавание ка-*

ee

SSS Ee Oe ee

Совнаркоме — один, в 09!
три, в Наркомате местной промышленио-

рельского языка в школах, нет ни одного
карельского учебника. Со времени приня-
тия карельской конституции прошло два
месяца, но все ее

преподавания В I
языке, введения карельской письменности,

намеренно мар инуютея в
возглавляемом

пункты, касающиеся

школах на карельском

ЦИК Карелии,
Архиповым. Обком партии п
ЦИК Карелии издевательскя пренебрегают

выдвижением карелов на руководящую pa-
боту. Есть десятки учреждении и организа-

ций, где совершенно нет сотрудпиков-ка-
релов. Во всем аппарате ЦИК на ответ-
ственной работе находятся два карела, в
обкоме партии —

сти — три, в прокуратуре — ни одного.

Аппарат редакций «Красной Карелии» н
«Комсомольца Карелии» возглавляется люзь-
ми, не заслуживающими политического 19-
верия. Гралусов ведет себя как обнагаез-
птий самодур и глушитель  самохритики,
Антипартийную позицию занимает и ре-
дакция «Комсомольца Карелии», ечитаю-
щая, что обзор «Правды» ее вообще не ка:
саетея. Эта газета поныне остается три-
буной буржуазных националистов.

В Кандалакшеком районе многие работ-
ники прокуратуры и суда пъянствуют, бе-
рут взятки. Некий Гроша, проходимен и
темный делец, сумел взятками расположить
Б себе прокурора Власова и пародного
судью Еричева, который имеет обыкнове-
ние после суда отправляться © подеу-
димыми  пьянствовать. Берет взятки п
судья Васин. В Тунгудеком народном с}-
де работает секретарем Кондратьев, тер-
роризирующий колхозников. Брат его осух-
лен как враг народа. В Сорокеком районе
народвым судьей работает Баженова,
исключенная из партии за связь с кула-
ками. В Олонецком районе — крупнейшем
районе Карелии— все судебные дела вверены
Стойкину. Он служил у белых и известен
как поборник интересов врагов.

Бывший прокурор республики Тетнер
(он переброшен. теперь прокуратурой Сом-
за в лругую область) знал о засорениости
прокуратуры разложившимися людьми п
врагами, но занимал явно примиренческую
позинию. Непонятно, почему прокуратура
(Союза при переводе Гетнера из Карелин
не поинтересовалась его _ деятельностью.
Непонятно также, почему Наркомюст Con-
за отгородилея китайской стеной от ка-
рельского Наркомюста и не очищает er
аппарат от врагов.

Партийный актив, рабочие и служащие
Петрозаводска возмущаются поведением
многих ответственных работников Карелин,
участвующих в попойках, широко практи-
куемых в так называемом доме отдыха
«СайНаволок». Этот дом отдыха был отдав
в распоряжение финских пиионов, 0бур-
жуазных националистов, которые совмест-
но с троцкистами и правыми устраивали
здесь нелегальные сборища и открытые по-
пойки. На этих пьяных банкетах старались
обработать, втянуть в контрреволюционные
дела побольше ответственных работников.
Вина, дорогие закуски обильно предоста-
влялись ‘банде. перерожденцев за. счет
средств, предназначенных на строитель-
ство домов отдыха дая рабочих и служа
щих Карелии. `Выдавал деньги секретарё
горсовета Зайцев. Участвовали в пьянкат,
помимо  разоблаченных врагов Народа,
председатель ЦИК Варелии Архипов, быв-
ший заместитель председателя Совнаркома
Лесков (теперь работает в ‘республике
Коми), секретарь партколлегии Полин.

Покровители буржуазных — национал:
стов, сообщники антисоветской шайки

шпионов и предателей поныне занимают
ответственные посты.

Б.

Золотов,

Е

Однако войска центральных держав по-
мешали Кадорне, они нарушили его 1по-
кой. В конце октября 1917 тода неприя-
тель ударил по итальянскому фронту под
Капоретто. Армия итальянского имперна-
лияма не выдержала такой серьезной бое-
вой проверки. Она дрогнула и, попросту
говоря, пустилась на-утек. В беспорядке
бежали целые дивизии! За короткий
сок итальянская армия откатилась на 10
миль (это в условиях позиционной вой-
пы!). Ее потери исчиелялись в 600 тысяч
человек убитых, раненых, взятых в плен,
пронавигих без вести. Неприятель захва-
тил 3.152 орудия.

Паническое отступление итальянской ар-
мии после Капоретто не знает равного в
истории мирозой войны. Предоставим слево
трем. свидетелям: британскому премьеру
Шлойд Джорджу, поспешившему после cpa-
жения при Капоретто в Италию: итальян-
сгому офицеру и публициету Л. Виллари
я; наконец, американскому писателю Эрне-
сту Хэмингузю, служившему в ‘итальян-
ской армии.

«Целые дивизии рассыпались на блуж-
дающие атомы, гонимые бурей по равнинам
Ломбардии. Сколько дивизий было уничто-
жено и сколько перёжило эту катастрофу,
какие это были дивизни в том и в друтом
случае, никто не мог сказать © точностью
и уверенностью. Некоторые дивизии без
артиллерии и 0боза еле сохраняли связь
между собой. Какие дивизии? Вто мог ска-
зать ato? Во всяком случае не итальян-
ский генеральный штаб» °).

«Огромные мазсы людей, лошадей, ору-
дий и 000308 всех родов устремились те-
перь через равнину Фриуля в направлении
на Тальяменто... Другие части преврати-
лись в толпы распущенного сброда, поте-
ряли всякое подобие дисциплины и всякое
чувство волнекого долга, требовали заклю-
чения мира или всячески ругали вообра-

жаемых предателей. Вместе с войсками
шли толпы граждан — мужчин, женпи

я детей... Эти беженцы сносная в ряды от-
ходивших еще больший беспорядок» *).

«В темноте под дождем, прокладывая се-
бе путь вдоль края дороги, я видел, что
у многих соллат еще остались винтовки.
Они торчали над плащами.

— Какой бригады? — окликнул офицер.

3) Там же, т. iV, стр. 376.

*) Л. Виллари-—«Война на итальянском
фронте 1915 — 1918 гг.». Государственное
военное издательство Наркомата обороны
Союза ССР, Москва, 1936 г., стр. 135.

‚германским фашиетом,

— Brigata di Pace!—saxpnuaa кто-то:—   ства после разгрома у Капоретто, описан-

Бригады мира!» °).

После Капоретто Италия смотла опра-
виться от разгрома лишь благодаря энер-
гичной франко-английской помощи. Пока
итальянское правительство расправлялось в
тылу с нараставшим революционным дви-
жением рабочих и крестьян, спешно пере-
брошенные на итальянский фрокт француз-
ские и английские войска заняли наиболее
угрожаемые участки в’долине Пьяве.

Если после поражения у Капоретто
итальянский империализм все же очутил-
ся в лагере стран-победительниц, то он
добралея туда «зайцем», буквально на
штыках французских и английских солдат.
Именно поэтому в ходе мирных перегово-
ров союзники не сочли нужным пойти 060-
бенно далеко навстречу итальянским тре-
бованиям. Впрочем, итальянским народным
массам мировая война обошлась недешево:
654 тысячи убитых, свыше 1 миллиона
тяжело раненных и 570 тыеяч взятых в
плен — таков список потерь’ итальянской
армин за время войны...

В последнее время международная пе-
чать вспомнила Капоретто в связи с раз-
громом итальянских интервенционистеких
войск в Испании, под Гвадалахарой.

История боев под Гвадалахарой еще све-
жа у всех в памяти. Встретив организо-
ванный отпор реепубликанеких войск цен-
трального фронта, наступавшие легионы
Муссолини откатились с тяжелыми поте-
рями на свои исходные позиции в секторе
Сигуэнсы. З5-тысячная группа войск
итальянских интервентов и непанских мя-
тежников потеряла за десять дней боев
около 10 тысяч человек убитыми, ранены-
ми и взятыми в плен. Республиканские
войска захватили свыше 50 орудий, около
250 пулеметов, около 50 танков и не-
сколько сот грузовиков.

Лондонская газета «Ньюс кроникл» опу-
бливовала беседу своего корреспондента с
свидетелем боев у
Гвадалахары. «Я находилея в тылу, —рах-
сказывал он,—вогда  началея разгром
итальянских войск под  Гвадалахарой.
Я видел, как итальянцы бежали, бросая вее
на своем пути, даже разувались, чтобы
быстрее улепетывать. Итальянские офице-
ры, пытавшиеся приостановить отступле-
ние, сметались с пути». Разве эта карти-
на не напоминает сцены повального бег-

5) Эрнест Хэмингуэй—«Прощай, о
4 $ : ry SAIL
Гослитиздат, Москва, 1936 г. стр. 530. ne

ные Тлойд Джорджем, Лунджи Виалари,
‚Эрнестом Хэмингузем?

Разумеется, между разгромом у Капорет-
то в 1917 тоду и поражением под Гвада-
лахарой в 1937 году — дистанция п6\ало-
го размера. Ме поддаются сравнению на
масштабы, ни стратегическое ` значение
итальянского фронта в мировую войну и
гвадалахарского сектора центрального
фронта в нынешней войне в Испанит.
И все же Капоретто и Гвадалахара—явае-
ния одного и того же порядка, свидетель-
ствующие о том, что итальянекий наро
не желает итти на убой во имя интересов
господ империалистов.

# ++

Как указывал Ленин, «итальянский п
периализм прозвали «империализмом бе-
HakoB» (l’imperialismo della povera gente),
пуея в виду бедность Италии и отчаяняую
нищету массы итальянских эмигрантов» °).
Ленин. язвительно издевалея над аргумен-
тациеи эпигонов итальянского «империа-
лизма бедняков». «До триполитанской вой-
ны, Италия не грабила—по крайней мере в
больших размерах — других народов. Разве
это не нестерпимая обида для националь-
ной гордости? Итальянцы — в угнетении и
в унижении перед другими нациями»  ).

Опоздав к всеобщей  дележке мира,
итальянский империализм с остервенениех
рвется к внешним захватам. Агрессивные
аппетиты фашизма далеко превосходят
устремления довоенного итальянского импе-
риализма. Вслед за войной в Абисеннии
пришла интервенция в Испании. Далее по-
следовали пиратские действия на Среди-
земном море. Фашиестские провокаторы де-
лают ставку на новую всеобщую войну в
расчете на новый передел мира.

Но современной Италии серьезная война
менее по силам, чем когда бы то ни было.
Фашизм довел страну до небывалого р830-
рения, далеко. превзошедшего нищету в
довоенной Италии. Нищие итальянские мас-
сы не желают сражаться во имя грабежа
других народов господствующими классами

талии.

Муссолини пренебрегает уроками исто
рии. Гвадалахара была предостережение,

за которым неизбежно последует HOBO
Капоретто.

_

°) В. И. Ленин — Сочныения, т. ХУШ,
стр. 290.

*) Там же, стр. 591.

ая i 937 r., Ne 251 (7217) —

rn

f