ЗА ПРАВО НЕСТИ
СТАЛИНСКУЮ ВАХТУ

УКРАИНСКИЕ ПОГРАНИЧНИКИ
ПОДХВАТИЛИ ПРИЗЫВ
ГРОДЕКОВНЕВ

ВИЕВ, 10 сентября. (Норр. «Правды»).
Инициатива знатных людей Гродековского
краснознаменного имени 1. М. Кагановича
пограничного отряда, об’явивиих социали-
стическое соревнование за честь нести
сталинскую вахту в день ХХ годовщины
Великой социалистической революции (см.
«Правду» от 4 сентября), ¢ энтузиаз-
мом подхвачена украинскими погранични-
ками. Нет ни одной заставы в погранич-
ных отрядах Украины, где бы не обсужда-
лось письмо гродековцев.

Митинг бойцов и командиров третьей за-
ставы Олевского отряда в принятой резо-
TOUGH заявляет:

«Сейчас, когда фашистские державы бе-
шено готовят войну против нашей родины,
когда десятки и сотни японо-немецких и
других шпионов стремятся пробраться в
наш тыл, когда внутри страны троцкист-
ско-бухаринские мерзавцы пытаются подо-
рваль мощь нашего отечества, границу
надо охранять как никогда бдительно, надо
сделать ее неприступной крепостью для
происков врагов народа».

Митинги и собрания происходят и в Сла-
БУТском  краснознаменном имени Н. И.
Ежова пограничном отряде. На, заставе лей-
тенанта тов. Шалимова во время митинга.
командир отделения тов. Терентьев обязал-
ся вместе со всем своим отрядом добиться
права нести сталинскую вахту и вызвал
на соревнование отделение тов. Мухина.

Призыв гродековцев вызвал у многих
младших командиров, закончивших срок
службы в пограничных войсках, желание
остаться на сверхерочную службу. Так ре-
шил на заставе лейтенанта Алтеева млад-
ший командир тов. Якимов. На всех заста-
вах, во всех подразделениях отряда оформ-
ляются обязательства, ‘заключаются. до-
товоры социалистического соревнования.

Пограничники Советской Украины твердо
решили не отстать от своих братьев даль-
невосточников и усилением боевой и по-
литической подготовки завоевать себе право
нести почетную сталинскую вахту.

ОТВЕТ ПОГРАНИЧНИКОВ
БЕЛОРУССИИ

МИНСК, 10 сентября. (Корр. «Правды»).
Призыв пограничников Гродековского крас-
нознаменного имени Л. М. Вагановича отря-
да включиться в социалистическое соревно-
вание на право несения почетной боевой
сталинской вахты в день 20-летия Вели-
кой социалистической революции (ем.
«Правду» от 4 сентября) встречен погра-
ничниками Советской Белоруссии © боль-
шим энтузиазмом.

Во всех пограничных отрядах БССР со-
состоялись митинги и собрания актива пар-
тийных и непартийных большевиков, на
поторых зачитывалось и обсуждалось обра-
щение тродековцев. Между комендатурами,
заставами и отдельными бойцами заклю-
чаются договоры на социалистическое со-
ревнование.

На митинге бойцов пограничного отряда,
которым командует полковник Гречкин,
единогласно принята резолюция, в. которой
говорится:

— Мы с исключительным под’емом при-
нимаем вызов наших славных боевых со-
ратников по оружию, за героизмом которых
всегда следим с большим вниманием. Мы
тоже у себя развернули социалистическое
соревнование в честь 20-летия Октября и
имеем в своих рядах таких отличников,
боевой и политической подготовки, как
тт. Кабатчиков, Якушин, Медведев и другие.
‚ Обязуемея еще шире. развернуть борьбу
за наилучшие показатели боевой и полити-
ческой подготовки, чтобы добиться права
стать на боевую сталинскую вахту в дни
ХХ годовщины Великой социалистической
революции.

ПРАВДА.

PETS a es ee ea Se

Тактические учения частей Московского военного округа. На снимке—переправа «красных» через реку.
Фото специального фотокорреспондента «Правды» М. Калашникова.

Тактические учения

Частей Московского военного округа
жжж

(По. телефону от специального корреспондента «Правды»)

Закончилея Колхозный день, полный
радостного труда. Наступает прохладная
ночь. Земля покрылае густым туманом.

— ЛДвадцать-ноль-ноль, — сказал  на-
чальник штаба, — эскадрон ‘уже должен
ВЫЙТИ.

Лейтенант ‘ Невольниченко, командир
эскадрона, молодой, энергичный, неутоми-
мый. Он строг к’ себе, подтянут и весь со-
бран. Когда быстро меняется учебно-боевая
обстановка и он должен немедленно же
принять решение, тогда видишь, какой это
смелый и дерзкий и в то же время вдумчи-
вый и выдержанный тактик. Когда всад-
ники скрываются от «противника» в овра-
ге, чтобы незаметно повернуть и обрушить-
ся на «врага» сверкающей атакой, тогда
видишь, что и весь эскадрон, как и его
командир, предельно выдержан и смел.

Эскадрон выслан вперед с тем, чтобы
не дать «красным» нереправиться через
реку и задержать их наступление. Задача
нелегкая. «Красные» превосходят «синих»
вдвое, если не больше. Им помогают ночь
и туман, под покровом которых можно
организовать классическую переправу.

Пришлось разделиться. Один взвод под
командой лейтенанта Шугаева пошел к из-
лучине реки—туда, где более всего вероят-
на переправа «противника». Остальными
силами эскадрон занял три деревеньки. Пу-
леметчики подготовили ‘свои «максимы» и
тачанки к действиям в условиях ночи.
Прошли дозорные, стали секреты — и все
как будто замерло.

Тишина казалась’ мертвой, межлу тем’

в одной из рощ на противоположном берегу
реки все было полно жизни и действия.
В рощу стягивалиеь подразделения. Молча
готовили саперы переправочные средства.
Надо было предусмотреть все связанное
с переправой, начиная от.скорости течения
реки и кончая решением сложных такти-
ческих задач она берегу «противника».

Только-только начал рассеиваться Ty-
ман, — в 5 часов утра, — по долине ре-
ки прокатилось громкое эхо первого пушеч-
ного выстрела. Через 15 минут лейтенант
Шугаев получил донесение, что слева из
кустов, что обрамляли речную  лутовину,
показался «противник».

«Противник» начал переправляться на
соседнем участке, но он быбтрой, неудержи-
мой лавиной захлестывал ‘весь берег. За-
трещали с тачанок пулеметы. .Гулко откли-

кался лее- на выстрелы пушек. Спешив-
шиеся всадники вели частый огонь из вин-
товок. Но «красные» обходили. с фланга.
Отстреливаясь до последней возможности;
кавалериеты «синих» стремительно бежали
к лошадям, чтобы ускакать из железных
клещей.

..Эекадрон уже оставил село Н., только
пулеметные тачанки притаились в лесу
под горой, чтобы прикрыть отход всадни-
ков. Вот показались наступающие бойцы
«красных». Горячим огнем встретили их
тачанки, заставили залечь, а сами вскачь
пронеслись по околице. «Врасные», видя
это, устремляются в село с винтовками на-
перевес, бегут на гору.

Здесь, на горе, на площадь возле церкви.

высыпал стар и млад. Колхозники привет-
ствуют бойцов, молодежь” смотрит на них

с завистью, дети машут ручонками. «Врас-

ные» бегут в гору, рубашки их мокры от
пота, но они улыбаются. Весело, открыто
смотрят они в лицо своему народу, кото-
рый радуется их успехам. Они улыбаютея
маршалу Советского Союза С. М. Буденному,
своему командующему, который наблюдает
за их действиями. . 5

...dCKaIpOH летит по равнине. Под ко-
пытами свистит жнивье. Поле кажется
бесконечным. «Противник» тлубоко зашел
во фланг, пожалуй, даже и в тыл.  Нако-
нец, разгоряченные люди и кони влетают
в сосновый бор. Лейтенант Невольниченко,
не теряя ни секунды, тут же отдает при-
казание, и взводы опять спеншиваются, что-
бы занять очередную:— которую уже по
счету? — позицию и снова‘ открыть огонь.
Прохолит не более пяти минут. № лейте-
нанту подскакивает на взмыленном коне
евязной и кричит:

— Товарищ лейтенант, «противник»
возле самых коноводов!
Громко звучит команда, взводы сры-

ваются с места и бегут выручать. коней,
чтобы ускакать на ‘новый, удобный для
обороны рубеж.

Так, не зная отдыха, бился эскадрон це-
лый день. ЁВго бойцы и командиры отету-
пали и переходили в наступление. Устре-
млялись в атаку вместе с танками, кото-
рые были приданы их части, выслежива-
ли «противника» и уходили  незамечен-
ными от его авиации. Эскадрон не знал
покоя...

И. ВОЛОЦКОЙ.

Район учений,

В ЧЬИХ ИНТЕРЕСАХ
ТАКОЙ «КОНТРОЛЬ»?

ХАРЬКОВ, 10 сентября. (Корр. «Прав-
ды»). В Харькове происхолит комеомоль-
ская конференция Кагановичекого района.
Делегаты конференции узнали о ряде фак-
тов; политически компрометирующих ce-
кретаря обкома комсомола тов. Бессонова.
Они попросили у Бессонова об’яснения,
но уловлетворительного ответа не получи-
ли. Делегаты отказались избрать его в
президиум конференции и потребовали,
чтобы немедленно были расследованы связи
Бессонова с врагами народа.

Областная комвомольская тазета «Ле-
ннська 3MiHa» дала небольшой от-
чет 0. конференции. Утром 8 сентября,
когда уже были отпечатаны первые 700
экземпляров газеты, в типографию явился
заведующий особым сектором обкома комсо-
мола Волчек и предложил остановить печа-
тание газеты, так как там имеются поли-
тические ошибки.

Информация о конференции не была
снята. Тогда Волчек в отсутствие редакто-
ра и его заместителя добивается, чтобы из
полосы была выюрошена следующая стро-
ка: «Вомсемольцы требовали ‘немедленно
расследовать вопрос о Бессонове».

С благословения уполномоченного 0бл-
лита Евтушенко эта строка была выбита
из полосы. Читатель получил газету с
«лысиной». Газета опоздала на 3 часа.

Возмутительное безобразие творилось по
указке самого Бессонова и при поддержке
представителя ЦК ВАКСМ Когана.

А. КРАШАНЫЦЯ.
—O—

ОТКРЫТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА

В РОСТОВЕ

РОСТОВ-на-ДОНУ, 10 сентября. (Hopp.
«Правды»). Спектаклем «Очная ставка» в
Ростовском драматическом” ‘театре имени
Горького открывается второй зимний сезон
театрального коллектива под
заслуженного артиста республики Ю. А.
Завадского.

Наряду с возобновлением ряда поста-
HOBOK прошлого сезона («Слава», «Любовь
Яровая», «Враги» М. Горького, «Стакан
воды») в этом сезоне будут поставлены
пьесы: К. Тренева—«На берегах Невы»,
«Мещане» Горького, «Разбойники» Шил-
лера, «Гамлет» Шекспира, «Семья Оппен-
гейм» Фиона Фейхтвангера и др.

В крупнейших ‘городах  Азово-Черно-
морья — Таганроге, Новороссийске, Шах-
тах, Краснодаре, Новочеркасске, Майкопе,
Армавире и в станице Вешенской в прел-
стоящем сезоне будут работать стацио-
нарлые драматические театры.

П. Павленко

Человек без заслуг.

самой, в которой потом, по окончании учи-.

В одном из приволжеких домов отдыха
недавно проводил свой отпуск Михаил Ива-
нович Астахов—на вид человек лет ше-
стидесяти. Всегда с книгой в руках, ожи-
вленно беседующий в кругу отдыхающих,
исправный читатель газет и знаток всех
последних новостей, он казалея носителем
полного; гордого прожитой жизнью счастья,
которое сообщает человеку по-детски непо-
седливую- восторженность.

Счастливый старик! — думалось, глядя:
на него. Прожил человек жизнь, отмечен-
ную, наверно, незаурядными событиями, п
теперь, окруженный всеобщим почетом,
живет себе без забот, не думая о’ годах, а

как все счастливые старики, покоряясь
лишь одной страсти — как можно полнее
пересказать, раскрыть всего себя окру-
жающим.

Профессией его я посчитал почему-то
бухгалтерию.

Но М. И. Астахов оказался не бухгалте-
ром, а учителем с. Ветлянки, Енотаевского
района, Сталинградской области, и He
60 лет, а 75-ти, и не столь безмятежно
счастливым, как думалось.

Обманывал здоровый, ясный вид его,
крепкая, бодрая фигура, живой и деятель-
ный характер, говоривший о хорошей
трудовой жизни. Все это, конечно, подска-
зывало вывод, что итог такой жизни тоже
должен быть хорошим и радоетным.

Да они был бы таким уже давно, если
бы не случилось е М. И. Астаховым тя-
желого события, худшего, чем болезнь, чем
несчастье в быту. 70-летняя жизнь его
оказалась, по решению одного учреждения,
лишенной всяческого смыела.

Резолюция о жизни, начертанная рукой
бездушного бюрократа, заставляет М. И.
Астахова робко и недоумевающе pac-
сказывать о себе. Он так подавлен резолю-
цией, что рассказывает о своей жизни как
бы со стороны.

Родился он в. 1862 году в той самой
Зетлянке, в которой живет и поныне.

Он училея в ветлянской школе, в той

тельской семинарии, стал и преподавать.
Произошло это в мае 1886 года и с тех
пор продолжалось без перерыва в течение
полувека. 4 5

Двухкласеная станичная школа превра-
тилась в неполную среднюю. Учитель
Астахов стал ее заведующим. Лишь недав-
но, по старости лет, снова превратилея он
з рядового учителя русского языка, лите-
ратуры, естествознания и рисования.

Три дочери его тоже стали, по примеру
отпа, учительницами и, кто знает, —быть
может, выдвинут еще и третье поколение
педагогов из своей семьи потомственных
учителей, Е?

Бедная и бессодержательная, по- мнению
сталинградеких профсоюзных бюрократов,
жизнь Астахова вся прошла в родной Вет-
лянке. Он продолжал учительствовать п
в дни гражданской войны, не покидая
школу ни на ‘один день. Вирочем, вепоми-
вает он, был один такой «выходной» день
в 1919 году, когда на соседнюю станицу
напали белогвардейские банды; и Ветлян-
ский сельсовет вынужден был веледетвие
этого срочно. эвакуироваться. Кулачье
толной повалило избирать свою власть,
угрожая истребить семьи коммунистов.
Учитель Астахов бросил тогда школу, вы-
ступил перед толпой и убедил ее разой-
тись, не чинить погрома. Никто из род-
ственников коммунистов и сочувствующих
коммунистам не пострадал.

Долго, долго, по мелочам вспоминает
Астахов события своей жизни.

Организовал в 1919 тоду в своем
селении первый народный суд и был его
первым председателем. Создал ‘культурно-
просветительный ‘кружок и руководил им
до 1926 года, т. е. читал лекции, ставил
спектакли для моряков Каспийской воен-
ной флотилии, открывал пункты ликбеза;
проводил «недели фронта», «недели ребен-
ка», вообще делал все то, что мог и дол-
жен был делать каждый грамотный актив-
ный человек. Такие мелочи, как работа
в чрёзвычайной комиссии по ликвидации
неграмотности, в нарсуде и сельсовете, он

i

и сам не ставит. себе в актив. Сотрудни-
чество в газете -== тем` паче.

Правда, Астахов написал интересную по
мысли книгу «Историю ветлянской пко-
лы», но не напечатал ее и сам не энает—
заслуга ли это, хотя настаивает на том,
что «такой матержал необходимо иметь в
каждой. школе: История школы есть. исто-
рия людей, ею выпускаемых».

Когда человек учительствует в своем ее-
ле в течение полустолетия, само собой ра-
зумеетея, что рабочий день его не ограни-
чивается - положенным сроком. На исходе
51 года учительства Астахова Ветлянка
превратилась в сообщество бывших, ны-
нешних и будущих учеников его. «Я учил
дедов, отцов, а теперь учу внуков», —го-
ворит он, разыскивая в своей памяти еще
какие-нибудь заслуги. «Из моих учени-
ков, считает он—уже 31 человек учи-
тельетвуют, как я, 15 стали врачами, 9—
инженерами, 5— летчиками, 15—техника-
ми, 21 кооператорами, 5—агрономами,
5—командирами РАКА, а председателей
колхозов, писымоноецев, советских служа-
щих, бригадиров и не упомню. Много!».

С 1933 года началась у Астахова поло-
са наград за прожитое. Дали ему прежде
всего путевку в лом отдыха. В следующем
году райком и райисполком премировали
его на учительской конференции почетной
грамотой и путевкой в Кисловодск. Правда,
путевкой на этот раз не улалось восполь-
зоваться, так как ‘в профеоюзе отдали ее
Кому-то другому, не из учителей, но все
же было приятно внимание.

В 1935 году—опять сюрприз: районный
исполнительный комитет премировал овцой.
За ударную работу с молодыми учителями.
И в том же 1935 году обнадеженный вни-
манием, которое ему оказали, М. И. Аета-
хов попробовал написать робкое заявление
в крайпрофеоюз о персональной пенсии.
Да, он претендует не только на нормаль-
ное материальное обеснечение по старости,
которое ему, как и всем старикам, социали-
стическое государство гарантирует. Все-
таки, думал он, составляя свое заявле-
ние, — все-таки — полвека в школе! Это
не с каждым случается.

И хотя нет у меня, мог рассуждать он,
ни больших,
масштаба, но прожил я жизнь честно,
ясно и стоял у своего’ станка всегда ве-
село и бодро.

На заявления Астахова скоро появилась
резолюция: «Но постановлению президиума

ярких дел явно мирового”

~*~

от З0/ХИ 1935 г. отказано за отсутствием
особых заслуг». И с тех пор жизнь: его
стала гораздо менее радостной, чем прежде.

Здравый смыел диктовал необходимость
взять да и написать в обком партии или
в Наркомпрос лично товарищу Бубнову,
скажем, но старые люди самолюбивы. Он
подумал, поискал в своей жизни особых
заслуг и, не найдя их (ведь нельзя же, —
говорит он, ечитать заслугой, что я дол-
го жил), примирилея с резолюцией о ее-
бе, начертанной рукою какого-то явного
влиота.

Я видел эту резолюцию:

«Отказако за отсутствием
слуг». Вее!

Выпали и 50 лет работы в школе, и
нарсуд, и кружки, и те многие тысячи гра-
мотных, которые сами стали учителями,
врачами, инженерами, как будто не было
всей его жизни, как будто это он только
вылумал ее в своей автобиографии. А ее,
надо полагать, легче легкого можно было
бы проверить в родной станице Астахова.

Я советовал Астахову написать наркому
просвещения, но он отвел мой совет.

< Если меня, область не знает, так
нарком тем более, —не без основания ro-
ворит он.

— Да вель и правда, особых заслуг у
меня и не было, добавляет он печально.

Так вот и идет теперь его жизнь.
Оталинградекие профеоюзники ищут, долж-
но быть, носителей бессмертных дел, 90-
ластной отдел образования, наверно, вторит
им, и простая, без великих ни громких дел
трудовая жизнь оказывается вне круга их
забот.

Проработать 50 лет в школе — это в
сущности проблема долголетия, — наверно,
думают они от большого ума.

И Астахов по-своему прав, не желая ни-
кого просить, никому писать, потому что,
действительно, это ему должны писать, им
должны интересоваться. Не много людей,
полвека работающих в школе! Наркомпрос,
любящий больше всего на свете разные
анкеты, давно бы мог учесть, еколько у
него таких подлинных будничных героев,
если бы он когда-нибудь поинтересовался
ИМИ.

Проблема Астахова — конечно, трудная
проблема для иных профсоюзных чиновни-
ков и Наркомпроса. Ее решение требует
любви к людям, знания их работы.

особых за-

руководством

937 г., № 251

АзитФфурзон

Стуколова воюет.с клопами. Эта моло-
лая девушка ликвидировала за нынешнее
лето столько клопов, что никакой стати-
стикой не учесть!

Сергеев танцует. Наибольшим успехом
пользуется «русская» в исполнении Серге-
ева. Правда, ничего не скажешь плохого
и насчет его топака. Отиенный гопак!

Воробьева, Рубцова и Большаков стри-
гут и бреют. Бреют на удивление хорошо.

Петрова обладает приятным голосом. Но
она не поет. Свой голос Петрова, использу-
ет для громких читок. Читает она Чехова,
Горького, Толстого и веселый рассказ Чу-
ковского о локторе Айболите.
„» Емельянова-—на редкость строгий чело-
век. Еще издали завидев ее, друг дружке
кричат: «Доктор!» Это значит: скорей под-
метай избу и сени, а то «нагорит» за грязь
и беспорядок. Строга медсестра Емельянова,
HO ее любят — в особенности за умелые
перевязки.

Филиппов—тут бы сподручней стихами
выразиться, а не прозой. Этот парень —
душа общества и любимец публики. Cra-
жем прямо—баянист! Когда Филиппов са-
дится на табурет и настраивает баян, чтоб.
сыграть «Веселый ветер» или рязанские
«страдания», сотни радостных глаз обра-
щаются к нему.

Буданов, Кудрявцев и Васильев—Школь-
ники-пионеры. Молодые музыкальные да-
рования. Играют нз балалайках, гитарах
и мандолинах. Вместе с Филипповым и
Сергеевым они образуют «струнный музы-
кальный ансамбль», как сказано в афи-
ше, расклеенной в деревне.

Нагибин—конферансье и актер. Вместе
с Матвеевой и Сергеевым они исполняют
водевиль. Декорации рисует сам Сергеев.

Рее они (конечно, кроме трех пионеров)—
комеомольцы и комсомолки, рабочие и ра-
ботницы преднриятий Вышнего Волочка.
Но состав этого коллектива будет непол-
ным, если не скажем о его руководителях,
о товарищах, выполняющих главные роли
в коллективе. Это—Кузнецова, комсомолка,
заместитель председателя райисполкома, и
Кулюшин, работник районного отдела на-
родного ` образования. Они оба выступают
докладами о новом избирательном законе.

Вот и все обитатели интересного ко-
чевья, о котором мы собираемся  здееь ко-
ротко рассказать. Иногда еще присоеди-
няется в ним работник вышневолоцкого
книжного магазина со своим толстым че-
моданом. «Книжник» бойко торгует книж-
ками, тетрадями.

Раз’езжают эти молодые кочевники на
грузовике-полутонке под брезентовым бал-
дахином: Таков агитфургон, организован-
ный Вышневолоцким горкомом партии и
райисполкомом.

Таких агитфургонов в районе два. Их
залача-—-раз’яснять населению Ноложение
о выборах в Верховный Совет СССР. А
попутно вести живую культурно-просвети-
тельную работу.

‘Сегодня с утра комсомольский агитфур-
гон № 1 остановилея в колхозе «Возрож-
дение», в колхозе, находящемся в тридца-
ти с лишним километрах от районного
центра. Здесь он пробудет два-три дня.

За день бригада успела многое сделать.

Библиотекарь Петрова побывала в жен-
ской бригаде на гумнах. Здесь во время
обеденного перерыва она читала колхоз-
ницам рассказ Чехова «Спать хочется» —
рассказ о маленькой девочке-няне. Слу-
‘шали. с большим вниманием. После читки
завязалась оживленная беседа-—0 детях, 0
матерях, о положении женщин в нашей
стране, о Сталинской Конституции.

В это время Отуколова с большим успе-
хом проводит ¢ колхозницами беседу 0

парикмахера агитфургона.
лись на вольном воздухе,
жайке у клуба. А когда стемнело, парик-
махерская перекочевала В

‘цлубе. За сегодняшний

санитарно-гигиеническом режиме в быту,
С утра до поздней ночи работают три
Днем устрои-

на зеленой лу-

комнату при
день побрито и по-
стрижено 100 человек.

Все члены бригады заняты по горло.
Охни помогают местной молодежи наводить
порядок в клубе писать цитаты из нового
избирательного закона, другие занялись
стенной газетой.

Медсестра тоже не сидит сложа руки.
В одной избе она сделала мальчугану пе-
ревязку. В другой прочла лекцию о са-
нитарии и гигиене.

А потом, под вечер, члены бригады
вместе с колхозной молодежью затевают
игру в волейбол: для этой цели в агит-
фургонё имеется и сетка и мяч.

Вечером —— собрание в клубе. Народу
пришло много. Тут можно увидеть не толь-
ко молодежь, но и седовласых стариков.

Сначала заводят патефон. Воцаряется
тишина. С огромным интересом елушают
колхозники пластинки с речами товарища
Сталина и товарища Молотова на Чрез-
вычайном УШ Всесоюзном С’езде Советов.

Потом с кратким докладом о новом из-
бирательном законе выступает тов. Куз-
нецова. Доклад неплохой. Одно только
следовало бы посоветовать докладчику: не
так сильно злоупотреблять словами «де-
тально», «ценз» и тому подобными звуч-
ными, но. еще мало понятными колхозни-
ку словами.

Докладчику задают ряд вопросов:
Сколько должно быть человек в из-
бирательном участке?

Как выбирается избирательная ко-
миссия?

— А что, если попа изберут? (Этот во-
прос вызывает смех среди собравшихся).

— Как будут проходить выборы в на-
шем селе? ’

— Почему выборы будут тайными?

— Что означает — равные выборы?

Докладчик подробно отвечает на все эти
вопросы. После этого какая-то старушка,
сидящая на боковой скамейке, говорит:

— Ну, спасибо. Теперь все понятно.

Но было бы ошибкой думать, что уже
«все понятно». Чувствуется, что многие
усвоили только азы. Новый избирательный
закон еще нало раз’яснять и раз’яснять...

Начинается художественная часть вече-
ра— музыка, пляски, веселые номера.

А затем короткий антракт. Время уже
близится к полуночи. В клубе остается одиз
мололежь. Сейчас будут танцы.

В антракте знакомлюсь с дневником,
который ведет агитбригада.

«Колхоз имени Молотова. Политинфор-
мация по текущему моменту (слушало 35
чел.). Громкая читка детской литературы
(30 чел.). Работа парикмахерской (obcay-
жено 36 чел.). Вечером доклад © новом
избирательном законе (100 чел.). Созданы
красный уголок и библиотека». _

«Колхоз «Смена». Работал киоск Когиза
(продано литературы на 50 руб.). Работала
парикмахерская. Медосмотр санитарного
состояния деревни, детских яслей, екотного
двора. Громкая читка художественной ли-
тературы. Вечером — доклад о выборах в
Верховный Совет. Художественная Часть».

... Перерыв окончен. Начинаются танцы.
Баян играет «краковяк». В первой па№—
председатель сельсовета Суханов и член
бригады Воробьева.

; Г. РЫКЛИН.

—_—

Колхоз «Возрождение»,
Вышневолоцкой район,
Калининской области.

ТОРТАЩИ

И МУЛИКИ

ПОД КРЫЛЬШИКОМ МОСГОРВНУТОРГА

(Письмо группы р

Нет нужды говорить о том, что торговое
дело у нае налаживается. Это видно каж-
дому: товаров стало больше, магазины
принарядились и почистились, продавцы
подтянулись и внимательнее относятся в
покупателям.

Но есть запущенный участок, на кото-
рый руководители торговли обращают ма-
ло внимания. Речь идет о том, что мы,
советские потребители, часто чувствуем
произвол, царящий в магазинах и палат-
ках: цены нарушаются, сорта подменива-
ются, товар недовешивают.

Это не голословное утверждение. 5 сен-
тября мы, группа рабочих-стахановцев за-
вода «Динамо» им. Кирова, в порядке об-
щественного контроля проверили несколько
магазинов и палаток в районе нашего за-
вода. Картина получилаеь самая  непри-
глядная: обманывают покупателя.

Москва сейчас завалена фруктами и
овощами. Торгуют ими буквально на каж-
дом шагу. Но ведь никто не следит за тем,
чтобы лотошники и продавцы в магази-
нах торговали правильно, по ценам, кото-
рые установлены. В магазине «Гастроном»
№ 35 мы купили яблоки’по Тр. 70 кои.
килограмм. Это—цена первого сорта. А на
самом деле вместе с первосортными нам в
пакет положили немало яблок второго н
третьего сорта. Не меньше 20—30 копеек
за килограмм взяли с нас, таким образом,
лишних.

Сливы, среди которых были совершенно
гнилые и раздавленные, продавались в ма-
газине вторым сортом. Нодгнившие поми-
доры продавались по 30 коп. килограмм,
а рялом—на лотке, принадлежащем тому
же самому «Гастроному» № 35, такие же
полгнившие помидоры, наполовину смо-
шанные с хорошими, продавались по 1 руб.
28 коп. Сколько се покупателей берут при
этом лишних денег, нетрудно подсчитать.

Смешивание фруктов и овощей низших
сортов с первосортными, повидимому, —
обычная система. Мы столкнулись с этим
также в магазине № 16 Пролетарского пи-
щеторга.

Немалая доля вины за преступные ком-
бинации © ценами на овощи и фрукты
ложится Ha базу  Мосплодоовощторга
Пролетарского района. Мы побывали. на
ней. Там при нас отпустили палатке
№ 73 десять ящиков помидоров первого
сорта. Когда эти ящики вскрыли и про-
верили, оказалось, что к первосортным
помидорам база подмешала 40 проц. вто-
росортных. Разницу в цене должен был
оплатить потребитель.

С еще более ярким примером обмана по-

абочих-стахановцев)

требителя мы столкнулись на лотошной
базе. База получила соленые огурцы не
станлартные по качеству. Розничная ценз
их— 58 коп. за килограмм. Огурцы были
отпущены лотку № 245, как Bropocopr
ные—за 72 копейки килограмм. Jorom-
ник, 60 своей стороны, продавал уже их
как огурцы первого сорта по 90 коп. 38
килограмм. Так, пройдя базу \и лотов,
огурцы вместо 58 коп. стали стоить
90 коп.

Мало кто знает, что качество капусты
определяется весом кочна. Капуста, ко-
чан которой весит меньше полукилограм-
ма, считается нестандартной. (Стоит она
20 коп. за килограмм, в то время как ка-
пуста первого сорта—30 коп.

Мы купили капусту в палатке № 205.
Кочан весил 250 граммов. Но с нас взяли
за нее по цене первого сорта. И вообще
всю капусту, какую мы видели, магази-
ны и лотки продавали как первый сорт.
Сколько лишних денег переплачивает Ha
этом потребитель!

Обманывают не только при продаже
фруктов и овощей. В молочной палатке
№ 73 соленое масло первого сорта про
дали нам по цене высшего сорта. Прода-
вец Малахов берет при этом лишних 1 руб.
0 коп. с каждого килограмма маела.

В магазине № 10 Пролетарского пище-
торга было сделано 7 контрольных заку-
пок. Вогда их проверили, в пяти случаях
обнаружился недовее, правда небольшой,
по 5—10 граммов. Но ведь из граммов
составляются килограммы.

06 этом мы хотели написать в жалоб-

ную книгу. Без разрешения заведующего
кассирша выдать ее не согласилась. Когд®
мы обратились к заведующему магазином
Щербакову, тот учинил нам допрос с
пристрастием :— Зачем нужна вам книга,
что вы будете писать в нее, кто вы та-
кие ит. д.
‚ Торгашеским духом повеяло на нас от
магазинов и ларьков, в которых мы п9-
бывали. Нельзя дальше мириться с 66с-
контрольностью и произволом в нашей тор-
говой сети. Дело Моссовета, дело Нарком-
внуторга добиться того, чтобы с этими
безобразиями было покончено.

Когда мы приходим в магазин или ла-
рек, мы должны быть уверены в том, что
здесь нас не обманут, не возьмут лишнего,
не подсунут дряни,

Рабочие-стахановцы завода «Динамо»
им. Кирова: В. Ф. НОВИКОВ, А. И.
АНДРИЕНКОВА, М. И. КОЛЬЦОВА,
Л. П. МУРИНА, Н. Я. КИРДЯШОВ,

Е. В. ПЕТИНА, И. П. БЕЛЫХ, А. $.
ЛЕВЦОВ, М. П. ПЕТЕЛЬЦЕВ.”

(1217)