%

Донская молодежь

(От специального корреспондента «Правды»)

Всадники появились неожиданно, точно
разведчики. И сельская тихая площадь
сразу ожила.

— По одному! — раздался голос коман-
лира. Он поскакал на середину площади и
остановился. Гнедой конь под ним горя-
чился, гарцовал, переминался, но повода
сдерживали порыв. Вомандир следил за
трупцой всадников. Они, соблюдая интер-
вал, рысью шли друг за другом, делая круг
по четырехугольнику площади. Командир
смотрел зорко за каждым из них. Он вре-
мя от времени делал указания то одному,
те другому.

Опять соединились строем и останови-
лись в конце площади, тде собралоеь мно-
гс любопытных. С площади был виден Дон,
широкий и полноводный.

Было чудесное утро. За Доном в легком
тумане, как под вуалью, синел горизонт.
Такой туман — признак ранней осени,

— На джигитовку!

— На джи-ги-тов-ку! — откликнулись
слова командира эхом за’ рекой.

Кони рванулись талопом. Кавалеристы
бзлетро соскакивали < коней и мгновенно
опять прыгали в седло. Они перекидыва-
лись то на одну сторону, то на другую,
не задевая седла. Это была тренировка
мускулов. Джигиты закаляли тело.

Пока шла джигитовка, на другой сторо-
пе площади появились препятствия. Опять
раздалась команда, и всадники брали пре-
пятетвия. Кони прыгали через «колоду»,
барьеры. Вдруг по команде всадники
положили лошадей и CaM скрылись 34
пими. Это был урок боя разведчиков за
прикрытием коней.

— К рубке! По врагам!

Джигиты преобразились. Сверкнули на
саблях блики солнца. Полным талопом по-
мчались всалники. Перед ними мелькали
лозы. Они рубили направо и налево. Ру-
били отлично. Ни одна лоза не уцелела.

Потом по команде всадники неслись В
отаку с обнаженными саблями над головой,
готовые рубить. Кажется, что вот сейчас
они встретят врага...

Кавалеристы удалились с песней. Пло-
щадь опустела.

Гле это происходит?

Это ча площади рыбацкого села Кагаль-
ник закончились строевые занятия моло-
THX JOHHOB, членов клуба ворошиловских
кавалеристов. Командир— начальник клуба
Нестеров-— неутомимый человек, любитель
лошадей, прекрасный наездник. Он выво-
дил своих учеников на площадь для прак-
тических занятий. Кавалеристь-—донская
молодежь, двалцатилетние юноши-——колхоз-
ники из станиц и сел, расположенных на
Дону. Они обучаются уменыю ухаживать за
конем, искусству  наездника, рубаки и
стрелка. Лихо рубил лозы Буланов Фео-
фан- юноша из колхоза «Революционный
путь». Ему не уступал однолеток Янков-
ский Тихон из колхоза «Ильич». Пожилые
колхозники одобрительно отзывалиеь (а они
знают толк в этом) о джигитовке Повля-
тинко Николая. _

Мололежь Дона хранит славные тради-
ции Конной Армии.

В Азовском районе-—два клуба вороши-
ловских кавалеристов: в селе Катальник и
зв станице Елизаветинской. Влубы содер-
жалея на средства колхозов. Влубы имеют
свонх лошадей, обмундирование и оружие.
В кагальницком клубе сейчас обучается
30 колхозников. Пятнадцать человек че-
рез два месяца станут инструкторами
кавалерийских кружков в своих колхозах,
остальные пятнаднать колхозников — д0-
призывники. Они пойдут в Врасную Армию
подготовленными.

На Дону конь и искусство наездника в
почете. На состязания джигитов собирают-
ся тысячи «болельщиков». Конным спор-
том интересуются чрезвычайно. В клубах
молодежь советского казачества стано-
BUTCH джигитами, хорошими конюхами, в
чем хозяйственно колхозы заинтересованы.
Вместе с этим молодежь учитея стрелять
без промаха — ‘по-ворошиловеки и лихо
рубить.

Казачья мололежь с большой охотой от-
дает свой досуг конному спорту. Почти в
каждом колхозе организованы кружки ка-
валеристов.

П. МАНУЙЛОВ.

г. Азов.

ЭКСПЕДИЦИИ АКАДЕМИИ

НАУК

Многочисленные экспедиционные отряды
Академии наук СССР работают сейчас в
различных районах страны. Ученые 0б’ез-
лили на автомалпинах и прошли пешком
тысячи километров в степях, пустынях и
торах. Поступают сведения об интересных
открытиях.

Комплексная экспедиция в Ойротии
установила наличие золота по берегам трех
местных рек. В верховьях одной из них
пайдено крупное месторождение пестрых и
полосатых яшмы. В моренных отложениях
обнаружены минералы, заставляющие пред-
полагать о наличии в Ойротии полиметал-
лических руд. Фобопытно, что в одном ме-
сте иселедовалели столкнулись с явлением
сильной магнитной аномалии. Место, где
наблюдались отклонения магнитной стрел-
ки,  предетавляет полосу шириной в
10 метров.

Олин из отрядов экспедиции обследовал
9.000 гектаров пустошных земель в УЙ-
MOHCKOM стени с целью выяснить пригод-
пость их для развития животноводства.
Здесь найдены массивы дикорастущих кор-
мовых трав.

Южноуральская экспедиция обнаружи-
ла, хромоносные руды в трех местах в так
называемом Актюбиноком массиве. Место-
рождение имеет промьниленное значение.
Продолжаются работы по выяснению его
размеров. Найдено также несколько новых

ЕЕК sae ee es

Конст. Федин

Eo Sa

СССР

месторождений никеля. На некоторых из

‚них местными органами начаты дополни-

тельные разведки. В двух местах выявле-
ны вольфрамоносные руды. Все эти метал-
лы имеют большую ценность для народного
хозяйства.

Одна из групи научных работников изу-
чала соляные отложения на территории
Западно-Казахстанской области, примыкаю-
щих к ней районов Саратовской и Орен-
бургской областей и в Кустанайской обла-
сти. В Красноярском и Капровском соля-
ных месторождениях установлено наличие
калия. :

В 40 километрах к востоку от Kyera-
ная было обследовано одно озеро. Здесь
под небольшим слоем рапы (соляной рас-
сол) найдены мощные отложения сульфа-
та натрия. Пласт слежавшегося вульфата
оказался очень плотным. Ломом и лопа-
той удалось пробить его до глубины в
один метр. Однако полная мощность зале-
тания не установлена. Озеро имеет площадь
в 2,5 квадратных километра. По предвари-
тельным подсчетам, запасы сульфата опре-
деляются в 1,5—2 миллиона тонн. Соля-
ная группа закончила свои маршрутные по-
ездки. Сейчас производится отправка в Мо-
скву многочисленных материалов. Р

Многие отряды Академии ‘наук СССР
продолжают еще свою работу.

ВАСИ РЕАЛИИ Dc Se

Заброшенный сад

— Ах, Васильсурек! Ну, как же, наша
дачная местность!—товорят торьковцы, до-
вольно улыбаясь. 3

— Наша здравница! Яблочное царство...

Но Васильсурек-—не только дачное ме-
сто. Это—повелок, маленький городок ©
четырьмя тысячами жителей, промышля-
ющих яблоками, немного— хлебом и рыбой
да немного бондарным рукомеслом.

Как же живут четыре тысячи  василь-
сурцев?

Злесь дни полноводно текут, как и В
других городах и поселках. Но есть тре-
вожные из’яны, о которых мы и поведем
разговор.

На торе двухэтажный дом украшен све-
кей вывеской: «Поселковый совет депута-
тов трудящихся Воротынского р-на, Горьк.
обл.».

— Что же-—спрашиваю председателя
совета значит, вас выбрали по-новому?

— Нет, отвечает, —выбирали  по-ста-

` рому...

Я показываю на доску, красующуюся
перех фасадом совета:

— И лоска-то, пожалуй,
от етарого?

— Это конечно. Не успели убрать.

Доска разделена пополам. Слева она кра-
шена в рыже-кирпичную краску и навер-
ху имеет надпись: «Привет  ударникам.
Наименование организаций». Справа впол-
не симметрично начертано: «Позор лоды-
рям. Наименование организаций».

—_ Писалось ли что-нибудь на доске?

— Ла когда-то писалось.

Козы мечтательно щиплют мураву под
доской, мимо взбирается в гору тучное ва-
сильсурское стадо. Насколько хватает гла-
за—уходят в недвижную синюю даль пой-
мы, луга изогнутой Суры, желтеют косы
тяжких волжеких песков, дремлют необ’-
ятные заросли бледнозеленого курчавого
тальника, и все эти щедрые пространства
туго охвачены широкой подковой черно-
лесья.

Нынче в черных васильсурских лесах с0-

сохранилась

блазнительный урожай орехов, а это—дело
не простое. Один из двух  васильсурских
колхозов-—деревня Хмелевка-—бросил в по-
лях неубранным созревший хлеб и ринул-
ся почти вкупе, кроме нескольких стаха-
новцев полевой уборки, в леса да рощи-
цы по-орехи, Чвя здесь проруха—— сказать
не трудно. .

— И моя вина тут есть, сознается
председатель совета—я чаще в другой
нат пахотный колхоз, в ваеильсурский, за-
тлядывал: он поближе... ,

В результате ореховой «эпидемии» В
Хмелевке не только задержалась уборка,
но пятнадцать тектаров снятого и не за-
скирдованного хлеба очутилось под дож-
дем. Урожай хлеба огромный, и отчасти,
пожалуй, в нем об’яснение хмелевской не-
рачительности: зерна сколько хочешь, хва-
тит всем, а за орешками не поторопишься,
они мимо тебя и уплывут.

В совет бегут и хмелевцы, и васильсур-
пы за справочкой, что, мол, орехи—соб-
ственной заготовки и подлежат беспрепят-
ственно вывозу. Это уж — в пику коопе-
раторам, которые нынешний год не так-то
много возьмут из Васильсурска, потому
что нынче совсем не родилось яблоко, в
0б этом особый большюй разговор.

На протяжении десятков верст вверх и
вниз от Василья-на-Суре по берегу Волги
тянутся яблоневые сады. Ни загородок, ни
плетней,
бор. А подойдешь к берегу — целые крепо-
сти из ящиков, набитых яблоками, и 0б’-
едки и отбросы нескончаемо плывут по
Волге, и все пронизано кисло-сладким аро-
матом аниса — «с кваском», пряностью
украинки. И вот нынче повыше Василья,
хотя бы в Разнежье, или вниз к Козьмо-
демьянску, уродилась тажая сила яблока,
что пароходы не справляютея— грузят день
ий ночь, а ящикам, мешкам, ворзинам нет
конца— везут и везут.

И вот в сафй гуще этого былинного
обилия выдалась полоска решительного,
полного неурожая: ни яблочка He сняли

посмотришь с парохода—дикий

ТЕАТРЫ
ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА

ХАБАРОВСК, 15’ сентября. (Корр. «Прав-
ды»). В Дальне-Восточном крае имеется
пятнадцать тезтров: на Сахалине, в Нико-
лаевске-на-Амуре, на Камчатке, в Благо-
вещенске,  Комсомольске, Биробиджане,
Владивостоке, Хабаровске, на Амурской и
Дальне-Восточной железных дорогах и др.
Срели них— театр музыкальной комедии,
драматические, детские, колхозные, Ky-
кольные, напиональные — нанайский, ки-
тайский, корейский и еврейский — театры.
В них —— около 900 артистов и оркестран-
тов.

В репертуаре ‘дальне-восточных тват-
ров — лучшие классические и советские
пьесы. В наступающем театральном сезоне
зрители увидят произведения Шекспира,
Мольера, Шиллера, Грибоедова, Гоголя,
Островского, Горького и других.

В первых числах октября открывается
осенне-зимний сезон. Владивостокский дра-
матический театр имени Горького начинает
сезон пьесой «Последние», Хабаровский
театр музыкальной комедии ставит «Нище-
го студента», Александровский-на-Сахалине
драмтеатр — «Любовь Яровую» ит. д.

Театр ОКДВА ожидает приезда артистов
московского театра Центрального дома
Красной Армии. В частях ОБДВА широко
развита краснеармейская самюдеятельность,
во многих войсковых соединениях имеют-
ся большие драматические кружки.

—o—
ЛЕТО РАБОЧИХ

ОДНОГО ЗАВОДА

БАКУ, 15 сентября. (Корр. «Правды»).
За лето среди бакинских нефтяников про-
ведена огромная оздоровительная работа.
На нефтеперегонном заводе имени Сталина
работает, например, 1.383 рабочих и слу-
жащих. Из них до 1 сентября побывали
на различных курортах Союза 57 человек,
а до конца года на курорты будет отпра-
влено еще 33 человека. В двухнедельных
домах отдыха побывали за счет государства
310 человек. Поедут в дома отдыха еще
190 человек. В однодневные дома отдыха
рабочие и служащие завода получили
2.286 путевок. Многие отдыхали вместе со
своими женами.

20 работников завода выезжали в дать-
ние экскурсии. В экскурсию в Крым было
отправлено восемь детей рабочих—отлич-
ников учебы. 276 детей работников завода
отдыхали на берегу Каспийского моря В
лагере-здравнице. 100 воспитанников 3a-
водского детского сада все лето жили на
даче в Мардакянах, 40 воспитанников
детских яслей—на даче в Малитатах.

На все эти мероприятия было отпущено
из средств социального страхования
313.365 рублей.

им. Кирова («Сергоуголь»)

нынче со своих неисчислимых яблонь ва-
сильсурцы. Что за чудо? Уж ие переменил-
ся ли климат? Или, может, вредитель напал?

Какое там климат! Просто, видите ли,
прошлый тод был аховый урожай, уйму
яблонь раскололо тяжестью плодов, с ма-
ленького сада — и с того на три — четы-
ре тысячи рублей сняли, ну, а нынче пу-
сто, вот и все.

— А чо же‹рядом с Васильсуреком не
пусто?

— А кто его знает? Так оно всегда бы-
вало: иной раз и два и три лета подряд не
родится, а потом сразу как уродит—ника-
ких рук нехватает справиться.

Выходит —так было, так будет. Попь-
тался ли кто-нибудь поколебать василь-
сурцев в этой дедовской премудрости?

Я спросил девчурку-— почему не сажают
мололых садов, она мне в ответ:

— Пока молодые принесут яблоки, мы
умрем.

Ну, думаю, милая, ты-то не умрешь, а
вот с чьего голоса ты переневаешь похо-
ронную песню? Поверить ли, что в этом
мире яблонь на версты кругом не суще-
ствует ни одного питомника молодых де-
ревьев? Поверить ли, что за многие тоды
в Васильсурске не посажено ни единой
новой яблони, не еделано ни одной при-
вивки? Я много бродил по садам и за ие-
ключением четырех хозяйств‘ домов OTABI-
ха не увидал ни одной окопанной и ни
одной обмазанной яблони. Это вее старые-
престарые деревья, явно вырождающиеся
в дичок, теряющие сорт. Огромная масса
знаменитого аниса выротилась в четвертый
сорт, годный только на фруктовое тесто,
повидло, мармелад и подобные нехитрые
изделия,

Поселковый совет владеет богатейшей
площадью садов, около ттестидесяти гекта-
ров. Больше полутораста тектаров принал-
лежит населению. Сады ничем не отлича-
ются друг от друга: и у поселкового сове-
та, и У обывателей все заросло крапивой,
лебедой, лопухами, сорняк подымается ло
грузно свисающих дряхлых яблоневых вет-
вей, иногда плотно закрывая стволы де-
ревьев. Никаких следов культурного ухо-
да, присмотра, заботы. Бесславные садов-
ники живут в этом сказочном поселении,
жалко и больно смотреть на сплоптной не-
охватный заброшенный сад—Васильсурск!

В санатории горняков в Алупке (Крым) отдыхают знатный стахановец шахты
Алексей Рябцев (слева) и камеронщик шахты
им. Кирова («Советскуголь») Иван Семенович Варников (справа). Оба они
участники оркестра, организованного отдыхающими.

РАСЦВЕТ
НАРОДНОГО

ТВОРЧЕСТВА

РОСТОВ-на-ДОНУ, 15 сентября. (Керр.
«Правды»). По всей Ростовской области
и Краснодарскому краю в казачьих ста-
ницах и рыбацких поселках создаются
драматические кружки, народные хоры,
духовые, струнные п симфонические
оркестры. В колхозах уже сейчас насчи-
тывается свыше 30 тысяч народных
музыкантов, артистов, эстрадников и ху-
дожников. И это. число растет с каждым
месяцем. 1 января 1937 г. было 146 драм-
кружков, а теперь — 1.170, хоров
насчитыралось 199, теперь их 723. Из сел
в Ростов-на-Дону приходят письма с прось-

бами прислать режиссеров, дирижеров,
капельмейстеров. Эти профессии стали

остродефицитными на Дону и Кубани.

Коллективы ведут серьезную творческую
работу. Драмкружов села «Красное» поста-
зил «Мешане» Горького. В кружке совхоза
«Кубань» некоторые артисты настолько
творчески выросли, что их приняли на ра-
боту в профессиональный театр. Возникамлот
десятки коллективов песни и пляски.

В Альтее вырос прекрасный  музы-
кальный ансамбль. Растет слава констан-
тиновского казачьего хора. Некоторые на-
родные певцы-—казак-тракторист Андро-
con, колхозница Бачкала, механик Носов,
выдвинутые  самодеятельным движением,
поступили в музыкальные учебные заве-
дения. За ними последуют еще десятки и
сотни певцов, музыкантов и художников.

к

РАДИОСТАНЦИИ
В РЫБАЦКИХ
КОЛХОЗАХ

ГУРЬЕВ, 15 сентября. (Корр. «Прав-
ды»). Связь между рыбацкими колхозами
и Рыбакколхозсоюзом играет в условиях
путины чрезвычайно важную роль. Нередко
косяки рыбы уходят от эыбаков только но-
тому, что последние поздно узнают о них
и не успевают подтануться к месту
лова. В целях улучшения связи гурьев-
ский Рыбакколхозсоюз устанавливает в ря-
де колхозов приемно-передаточные радио-
станции. В этом году будут установлены
четыре колхозные станции. Из них’ две
уже оборудованы и действуют. Установлены
также радиостанции на колхозных мотор-
ных судах «Колхозник», «Памяти Кирова»
и «Имени Кагановича».

__ С.
_

COU
о

Фото Е. Комма.

Нынепние руководители поселкового с0-
вета избраны совеем недавно. Одна из глав-
ных забот их в том, чтобы поскорее разо-
браться в запутанном хозяйстве и в 6ез-
отчетных делах, доставиихся им от пред-
шественника— председателя совета Засори-
на. Подвиги этого человека сейчас зани-
мают областную прокуратуру и в Горьков-
ской области стали известны, как пример

беззастенчивого, грубого нарушения эле-.

ментарных прав советской демократии.

С большим запозданием мутная практи-
ка Засорина сделалась достоянием газет.
«Горьковская коммуна» назвала его «тра-
доначальником№», насчитав около  семиде-

сяти «приказов», которыми сей правитель

осчастливил поселок, единолично законо-
дательствуя и насаждая полезное для се-
бя повиновение среди депутатов совета
ий самих васильсурцев.

Но зассринское управление Васильсур-
ском по методу единоличных «приказов»
приходилось по нраву как булто не одному
Засорину, влияние которого не избыто. 3а-
нимая огромный, по поселковым масшта-
бам, дом, в`восемь комнат, Засорин не пла-
тил за него и все еше не платит ни гро-
ша, & суд не решается потревожить быв-
шего поселкового председателя. Само собою,
безденежно пользовался Засорин и садом
(не яблони же, в самом деле, считать в
Васильсуреке), и огородами (земли-то BBO-
лю!), и кто знает? — может, некоторые
васильсурцы допускалот, что все эти тихие
земные блага полагалотся Засорину по ка-
ким-нибудь советским законам?

— On, собственно, ничего такого He
сделал,——мягко товорил мне один василь-
суреп.— Это у него больше бытовое разло-
жение.

— А приказы?

— Приказы — это больше у него в ха-
рактере...

Какие следы оставило по себе в Василь-
сурске шестилегнее руководство Засорина,
кроме любопытного рукописного собрания
приказов? Кино в Васильеуреке нет, един-
ственная библиотека не достроена и едва
  добивается в год не более четверти ассиг-
  нованных денег. Нынешним летом библио-
тека получила из районов нз все имевшие-
ся у нее деньги такую «литературу», ко-
торая вовсе не дошла до полок из-за сплоп-
ной своей политической негодности,

Самое замечательное в жизни этого му-
зея — дата его возникновения. Музей воз-
ник в Орле в сотую тодовщину 60 дня
рождения великого русского писателя.
тодовщина эта совпала с первой годовщи-
ной существования власти советов. Не бы-
ло более грозного периода в истории рево-
люции. При поддержке международного
империализма  вооружалась  белогвардей-
щина. Только-что об’явил себя «верховным
правителем» Колчак. Белыми взяты Пермь,
Краснодар. Английские интервенты — В
Архангельске. Ширится вызванная импе-
риалистической войной хозяйственная раз-
руха. Грозит голод. Bee силы страны мо-
билизуютея на оборону, нз укрепление
Краеной Армии.

И вот в эти дни пролетарская диктату-
ра находит время подумать 06 увековече-
нии имени’ писателя. Пролетариат береж-
но, по-хозяйски относитея к культурному
наследству, в непоколебимой уверенности,
что он берет власть окончательно и На-
всегда.

Музей открылся в доме, принадлежавшем
орловскому вице-губернатору Галахову, 2же-
на которого волею случая оказалась Ha-
следницей усадеб, принадлежавших И. С.
Тургеневу и А. Фету. Еще ло революции
Галаховы вывезли в Орел ценную обета-
новку обелх усадеб. Вскоре после этого
тургеневский дом в с. Спасском-Лутовинове
сгорел со всеми службами при подозритель-
ных обстоятельствах, наводящих на мысль
о поджоге с целью получения страховой
премии. Первыми хранителями возникщего
в 1918 г. музея были литературовед Пор-
тугалов, тонкий знаток Тургенева, но TH-
личный эстет, и 6. княжна Оболенская.
Посетителями музея были почти исключи-
тельно представители старой буржуазной
интеллигенции.

Резкий перелом в жизни музея обозна-
чилея с приходом в него нового руково-
лителя, комсомольца и рабочего Орловского
матиностроительного завода им. Медведева
тов. В. А. Ермака. Тов. Ермак застал му-
зей в плачевном состоянии: дом не ремон-
тировалея много лет, крыша протекала, за-
боры были расхищены. Но самое главное:
в стенах музея был чуждый и враждебный
дух.

В. А. Ермак приступил вы рекон-
струкции музея. А уже через три года, в
1933 г., преображенный музей был при-
знан имеющим всесоюзное значение и по-
лучил первую премию на всероссийском
конкурсе, в котором участвовало четыреста
музеев. Дом был отремонтирован, весь уча-
сток и прилегающая улица благоустроены.
Число экспонатов с 743 выросло до 2.800
(не считая книг). Бюджет вырос в двадцать
четыре раза, а персонал — в шесть раз
(с двух человек до двенадцати). Посещае-
мость возросла в десять раз, дойдя до
20.000 чел. в год. ,

Музей развернул больптую политико-про-
светительную работу в школах и на пред-
приятиях, создал передвижные и стацио-
нарные выставки, посвященные не только
Тургеневу, но и Пушкину, Горькому,
Н. Островекому и др. Обслуживая школь-
ников, музей применяет оригинальные и
живые формы работы: детям читается лек-
ция о Тургеневе, затем показываются от-
рывки из собранных музеем кинофильмов
на тургеневские сюжеты, проводится худо-
жественное чтение отрывков из произведе-
ний писалеля, после чего ребята отдыхают
во дворе музея, играя в волейбол и пр. По
инициативе музея в орловских школах в03-
никли литературные стенгазеты.

Основную, наиболее ценную массу экс-
понатов музея составляют предметы быта.
Помимо лвух превосходных ансамблей уса-
дебной обстановки, среди которых можно

Cee Se: oa ae Е астжьио

Тургеневский музей

15 СЕНТЯБРЯ 1937 г., № 256 (7222)

видеть и знаменитый диван «самосон», и
овальный стол из карельской березы, 33
которым Тургенев в ‘детстве учился, &
впоследетвии проводил долгие часы 3a
чтением, — сохранены такие уникальные
вещи, как охотничья бричка, шляпа, по-
роховница, фляжка, любимое перо писа-
теля. Часть этих вещей поступила в музей
от наследников Полины Виардо, прочие—
из других музеев, в порядке обмена.

Огромный интерее представляют книж-
ные богатства музея. В принадлежавших
И. С. Тургеневу шкафах собраны лично ему
приналлежавитие книги на девяти языках,
многие — с пометками писателя, a кроме
того, приобретенная в свое время Турге-
невым библиотека Виссариона Белинского
и книги бр. Киреевских. В одной из книг,
принадлежавигих Белинскому, недавно 0б-
паружены заметки последнего о К. Марксе.
Имеются в библиотеке книги, принадлежав-
шие Герцену и Станкевичу. Кроме музей-
ного библиотечного фонда, насчитывающего
3.620 томов, имеется около трех тысяч
книг вспомогательного, научно-исследова-
тельского характера.

Наиболее: слабым местом музея является
иконография Тургенева и литературный
архив. Как’ ни странно, в музее, посвя-
щенном Тургеневу, нет ни одного хорошего
подлинного портрета великого писателя.
Прмак обнаружил такой портрет . средя
невыставленных экспонатов Толстовекого
музея в Москве, но этот музей не желает
передать портрет, имеющий к нему лишь
побочное отношение. Рукописи Тургенева
также сосредоточены в других хранилищах,
и Тургеневский ‘музей лишь в последнее
время ценой больших затрат сумел при-
обрести ‘несколько фотокопий. Сам он pac-
полатает в подлиннике только шестью
письмами Тургенева, несколькими коррек-
турами и рядом документев хозяйствел-
ного порядка.

Из-за недостатка средств сильно. хро-
мает внешняя сторона экспозиции. Многие
стэнлы выполнены местными художниками
настолько примитивно и антихудожествен-
но, что резко дисгармонируют с замеча-
тельными экспонатами. На это музею не-
обходимо обратить серъезнейшее внимание.
Однако и в очень плохом внешнем оформ-
лении лобавленные Б. Ермаком материалы
бросают совершенно иной свет на творче-
ство Тургенева. Посетитель узнает об отно-
шении к Тургеневу В. И. Ленина, Черны-
mescroro, Писарева, Добролюбова, Белин-
ского. На основании исторических данных
ярко характеризуется каждый этап классо-
вой борьбы в России, к которому относятся
те или другие крупнейшие произведения
Тургенева. Особенно сильное впечатление
производит сопоставление утонченной дво-
рянской эстетики быта и творчества с дан-
ными 0 крепостном pape, Ha фоне кото-
рого пвела дворянская культура. Этим, ко-
нечно, ни в какой мере не снижается роль
Тургенева как мастера слова. Станд, го-
ворящий о том, как любил произведения
Тургенева В. И, Ленин, является лучшим
доказательством этого.

В 1919 г. (тол, когда до Орла докати-
лись белые орлы) Орловский губисполкох
решил поставить памятник Тургеневу. В
1991 г. СНЕ РСФСР вынее решение об
организации музея-заповедняка в ©. Спас
ском-Лутовинове. Музей хлопочет и по этим
делам, не встречая поддержки со стороны
орловских организаций. В. Ермак сам разы-
скал бюст для памятника, но Орловский
торсовет не может найти 1.200 руб. для
постамента. На реконструкцию Спасского-
Лутовинова правительством отпущено
277 тысяч рублей, но дело упирается в
Фтсутствие строительных материалов. Op-
ловские организации отказывают музею в
ничтожных количествах гвоздей, извести.
Ничем не помогает и Управление охраны
памятников старины.

АНАТОЛИЙ ГЛЕБОВ.

г. Орел.

ДОМ ОТДЫХА ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ

МИНСК, 15 сентября. (Нор. «Прав-
ды»). В Ждановичах (близ Минска) от-
крылея лом отлыха для беременных жен-
шин на 50 mecr. Лом отдыха комфорта-

Нельзя же все на свете об’яонять глу-
хостью места.

— Ведь мы только летом евязаны ©
миром пароходами. А придет зима—л9
Горького полтораста верст на подводах, до
ближней железнодорожной  станции—во-
семьдесят. Начнутея заносы — и-и!..

Казалось бы, тем более надо запастись и
книгами, и кинокартинамн—на время 38-
носов, но неизвестно, какой прок, скажем,
принесли поселковому совету пропглогодние
пестьдесят тысяч дохода с его садов?

Не испытывают обыватели Васильсурска
никакого попечения своих руководителей н
живут-поживают как могут и в меру того,
как им «помогают» жить иные, не советские
руководители. Общее собрание верующих
не так давно вместо проворовавшегося и
сбежавшего перковного старосты избрало
на эту должность женщину, — происшествие,
в былое время невиданное. Женщина-
староста быстро поправила дела церковного
ящика, и летом, на новом собрании верую-
щих, прошедшем с боевой «самокритикой»,
была премирована денежной премией «за
активность». Так и было постановлено: «за
активность».

Меня пригласили на собрание трудовой
васильсурской артели сапожников, на ко-
тором должна была состояться беседа о вы-
борах в Верховный Совет. Я пришел вме-
сте с докладчиком, секретарем поселкового
совета, и вместе с ним узрел на дверях
артели замок. Оказывается, руководитель
артели «позабыл» об’явить артельщикам о
собрании, и они разошлись по домам. Че-
рез день после этого председатель совета
узнал, что руководителем артели состоит
бывший священник...

Покинем васильсурекие сады для к0-
роткой экскурсии в другие места Горькав-
свой области, очень примечательной по не-
которой живучести в ней разных культо-
вых обломков.

Есть злесь, например, тоерод Городен с
«тридцатью тремя верами»— ло сего дня
не вполне вымершими разнокалиберными
сектами. Есть старообрядческий центр —
Урень, куда надо ездить со своей ложкой,
иначе там не дадут поесть.

В среде этих людей, конечно, тоже про-
исходят изменения. Нельзя себе было пред-
ставить, скажем, какое-нибудь сотрудни-

чество старообрядцев с православными. Но

зеркала. В нем 12 палат, родильный

пункт, врачебный кабинет. Дом отдыха 0б-
служивают 5 акушерок и 1 врач гинеко-
air Отдыхающие получат питание по вы-
ору.

вот этой весной в самом Горьком, в Спае-
ской церкви, произошло такое редкостное
0б‘единение, и старообрядцы стали совер-
Wath службы вместе с православными, таб
сказать, «единым фронтом». В другой горь-
ковской церкви поп провозгласил «вели-
кую ектенью»: «0 советской конституции,
восстановившей священство в правах, гос-
поду помолимся».

Тут, как известно, и зарыта собака ны-
непенего движения в кучках людей, еще
не отошедших от церквей и сект: близит-
ся пора выборов по новой Конституции, и
«евященетво» не дремлет.

В районном центре— Выксе поп явился
в школу на родительское собрание.

— Поскольку духовенству  дарованы
Конституцией все права, желаю внести
предложение... Предлагаю, чтобы все про-
толосовали, вводить или не вводить пре-
полавание закона божия в школе.

Предложение было, конечно, единодушно
отвергнуто.

Жители далекого мирного поселка Ва-
сильсурска прилут к урнам ес избиратель-
ными бюллетенями в руках. Как будут го-
лосовать они? Тут заинтересован не только
Васильсурск, а вся Горьковская область,
в которой, судя по всему, таких Василь-
суреков не один.

Что говорить, приятно отдохнуть в Вз-
сильсуреке. С каждым летом вое больше
с’езжается сюда народу на дачи и в AMS
отдыха, и не только из Горького, —< Волги,
из Заволжья и с Урала. Васильсурску cy-
ждено стать настоящим курортом и 10
красоте местоположения, ‘и пою климату, и
по таким редким достоинствам, как охота
и рыбная ловля: в лесах водятся барсукя,
в поймах несметно распложаютея зайпы,
на луговом волжском берегу в озерах уйма
водоплавающей птицы, Сура  многорыбна.
Ничто не может препятствовать процвета-
нию чудного края.

Но для этого нужно, чтобы Васильсурек
и всю его округу возглавляли настоящие
большевики, честные, энергичные люди.
Тогда кончится здесь спячка и будет лик-
видирована деятельность осколков антисо-
ветеких элементов, тормозящих развитие
этого благодатного района, рост его людей.

Васильсурск.

ха

ty
i

з та