у

А

= ae;

вого своего похода:

октября 1944 г;

о:

ПОБЕДА НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ.

(От специальндго корреспондента «Красного

1.

Rie м тола немецкие
о ры О
они пойвилиеь у Тдов и
Bepery. Apans Tyne дова, на восточном
ра, Моей ера рвалась к Ленин-
ак. Удекое озеро осталось в
ie tans У врага. Сюда не доносились
nies , packers артиллерийских гроз
Holden Уса, взрывы в Сталинграде.
 ЗОТЬ далеко отстояло озеро от фрон-
Td, оно осталось «военной зоной». Многие
десятки километров колючей проволоки
опоясали бассейн, на озере ЯВИЛИСЬ
короли со свастикой,  Фадистекий
адмирал Дениц придавал вновь 603-
дыной флотилии 060бое значение. : Не-
мщким морякам прочли приказ фюрера
и послание Деница о «великих задачах»
флоть «третьей империи» в восточных
областях особенно во внутренних водах
России, - На озере устраивались  смотры,
шрады, корабли флотилии украшались
флагали расцвечивания, а два раза го-
товились к особенно большим парадам —
во-первых, на случай «падения Тенан-
града», и, во-вторых, — «взятия Mocs-
вы». И в том и в другом случае нем-
цв, очутившихея на Чудеком озере, на-
мерены были перебросить на транспорт-
вых самолетах в Москву и Ленинград для
демонстрации силы флота империи.

’Время от времени на кораблях играли
тревогу. В ночи мерцали вспышки. + Стре-
плли чае, другой, третий и ‘возвращались
в базы с «очередной победой». Куда
стреляли немцы, с кем вели они «мор-
скую» войну? Тысячи снарядов летели в
леса, откуда могли появиться партизаны.
Или же начиналея варварский обстрел
какой-либо прибрежной деревни,  запо-
дозренной в сочувствии к партизанам.
Почти три года это была главная боевая
задача военной флотилии немцев на Чуд-
овом озере.

Тетом со
танки по

.

2. у
я

В мае 1944 года калитан 3 ранга
Александр Аржавкин спустил на воду
катера. На Чудское wosepo Аржавкин
пришел в Ильменя. Tam он слав-
но повоевал и теперь рвался быстрее
столкнуться с немцами. В тому времени
северная и западная части озера бы-
” ли еще в руках немцев, они владели
островом Парисаар, ключевым пунктом
между двумя озерами — Чудеким и
Псковским. 40 орудий — 45- и 77-мил-
лиметровых и, 122-миллиметровых гау-
бичных — опоясывали хорошо  укрен-
ленный остров, гарнизон которого на
считывал более 600 немцев.

С появлением катеров Аржавкина не-
мецкие корабли стали держаться на поч-
тительном расстоянии от восточного бе-

рега. «Тактика» немцев: заключалаюь B
том, чтобы избегать противника, я-
таться в базах, ускользать от боя, И Ар-

жавкин говорил командирам катеров:

— Ищите неприятеля, бейте его, ни
© чем не считаясь!

...Июньской  безветренной лунной =о-
чью два катера отвалили от берега. В по-
луночный час командир катера старший
лейтенант Смирнов услышал слова сиг-
нальщика:

—- Вижу огни, запрашивает — чей?

— Сейчас доложимея, — усмехнулся
Смирнов, и на самом полном катер рва-
\тулся вперед, навстречу огням, 3a ка-
тером Смирнова, не ототавая, мчался
напарник.

Котда дистанция между двумя сторо-
нами составляла He более 100 метров,
Смирнов «доложилея». Ватер нанес пер-

SO ae a 3

На деревянном пирсе Петсамо ` видны
свежие заплаты. Здесь твались торпеды
североморцев-подводников. Наши подвох-
вые додки приходили сюда за время вой-
ны не раз, прорывались за зону заграж-
дения, форсировали минные поля, Путь
проложил в августе 1941 года командир
лодки Николай Егоров, За ним последовал
Фисанович, потом другие. Приходили, под-
нимали перископ над заливом, осматрива-
лись, выбирали мель, стреляли м уходили.
Уйти бывало нелегко. Это здесь случилась

„памятная история, когда лодка Валентина
Старикова запуталась В сетлх, подвоплы-
ла в окружении немецких батарей и ры-
щущих по заливу «охотников». И коман-
дир БЧ-\ уже готовил четвертую и пос-
леднюю в лодочном арсенале гранату, что-
бы подорвать корабль, если уйти не yaar
вя. Первые три гранаты подводники под-
тотовились бросить в немцев, если те i
дойдут близко. Но гранаты не понадо hank
лись Не понадобились именно потому, ы

‘сюда ходили © хозяйекой Ae
интимно называли сомони, р
хую, извилистую бухту ee oi be
зялись после возвращения друзей и
хода:

—- В! «чулке»

И те отвечали утве =
в таком тоне, будто это было само at

разумеющееся, обычное, будничное хол.

Стариков из «чулка» ушел, Ия in
спокойно схитрив. А BORON Oth oxy
подводники, смеясь, еее и
после очередного такого ыы:
расстреляли своего команд И
водного района. Тот же И te
побывал там первым, об’яеня

были?
рдительно, коротео, >

ного фрегаттен-капи-
подводить.
бли Северного флота
аньше, чем подвод-
года туда ворвался
«Гроза», & следом 38

— Ходил очеред
тана под расстрел
Надводные кора
побывали в Петсамо
ники. B декабре 193

морожевой корабль Куйбышев», ныне
им вошел эсминец = «iY
й корабль

краснознаменны
Несколько дне
уже мирная жизнь,
наблюдать в ТУ пору а
зетском порту, В старо a
нале «Куйбышева» под д

1950 года записано:

й спустя в Петсамо текла
тоторую можно было
в любом северном C0-
ахтенном жур-
ой 7 декабря

‘ vo sa

ое,

ЕЕ ЕНТО

воскресенье. № 234 (1801)

вый удар. Он был точен — справ» по
борту у Смирнова шел во дну не-
мецкий катер. Расправившись © одним,
Смирнов атаковал второй, в то время как
напарник поджег третий катер. Четвер-
тый немец, поняв, что ему уготована та
же участь, на полном ходу уходил на
запад.

Так окончился бой. С рассветом кате-
ра возвратились в базу. На борту кате-
ра Смирнова сидели четыре  перепуган-
ных немецких матроса, подобранных ©
тонувшего корабля.

Пленные, среди которых был механик
отряда кораблей, сообщили много цен-
ных сведений. Стало известно, что в
связи с военными действиями,  развер-
нувшимися в ближайших к озеру райо-
нах, создана еще одна Чудская флотилия
и что теперь здесь не меньше 15 де-
сантных барж. и 100 различных кораб-
лей, не считая тех, которые плавали в.
Псковском озере.

За этой ночью последовали пять дней,
полных острых событий. Группа катеров
капитан-лейтенанта Гёранина скрытно
прошла в район острова Лежница. Под
самым новом неприятеля Геранин одел
свои катера в зеленый наряд, и, надо
сказать, маскировка удалась’ наславу —
катера слились с местностью, не вызвав. у
немцев никаких подозрений. Близость
врага дала возможность «спокойным ку-
стикам»— так выглядели наши катера —
наблюдать за каждым шагом немцев,
просматривать каждый корабль. А когда
настало время, катера Геранина етреми-
тельно атаковали немецкие корабли,
вынудив их принять бой. Этот бой пре-
вратилея в пятидневное` сражение, тяже-
изобиловавшее множеством  при-
меров мужества, отваги, ‘уменья со-
BeTCRUX ‘моряков. Немцы предприняли
несколько контратак. Одна труппа
немецких кораблей пыталась нанести
удар строем фронта, в то время как две
другие, эбойдя наши катера, стремились
уничтожить их с тыла, Советокие офи-
церы разгадали замысел врага и противо-
поставили ему свою тактику наступления.

Пятиднезные, бои, проводившиеся во
взаимодействии © балтийскими летчиками,
закончились блестящим успехом советоких
моряков. Немцы понесли тяжелые поте-
ри. Они и не пытались приближаться к
восточному берегу. Не полагаясь особен-
но на свои потрепанные флотилии, гит-
леровокое командование Тартуского ук-
репленного района начало усиленно ук-
реплять берег. Появились новые линии
траншей, дзоты, рвы. Сильный защитный
пояс немцы одели на рубежи тихой, воспе-
той эетонскими лириками во многих ле-
А сказаниях, песнях, реки  Эма-

еги.

Аржавкин хорошо знал театр военных
действий, не преуменьшал силу укрепле-
ний врага, но и не впадал в CMA:
тение. Многочисленные разведки боем,
набеги на побережье, занятое противни-
ком, подсказали офицеру флота мыель,

которую он высказал армейскому коман-
дованию. Аржавкин предложил высадить

десант в районе полуострова Паралалу-
Мехикорма. План’ был принят. Из Гдова
к реке Желча шли наши корабли с десант»
‘никами. 0 правильности избранного ‘места
удара. о скрытности готовившейся опера-

ции,  в Которой принимали участие боль-  ,

Wie CHIBI, о внезапности и смелости. де-
санта свидетельствовали все. последую-
шие события.

2 убитых и 12 раненых — таковы на-

ши цотери во время высадки десанта. И

БЕК ВЕСА ЕЕ a ЖИВИ ЕТ

ГА

«8.00 стоим на якоре в Девкиной за-

води. i }
15.45 мотобот «Марна» вошел в гавань.

17.14 транспорт «Воронеж» стал на.
якорь.

18.25 мотобот «Сардинка» подошел Е
борту.

18.51 транспорт «Крестьянин» снялся
во швартовых.

20.00 в первой палубе началась демон-
страция кинофильма «Гобсек».

Штурман Александр Тейшерский ` пом-
нит, когда окончилоя киносеанс в кают-
компании, на палубу. и на берег ложились
крупные хлопья снега. потом заряд про-.
шел, северное сияние заиграло в небе, и.
его неверный мятущийся свет вырвал из
тьмы крутые уступы. занесенные енегом,
причалы порта, длинные  приземистые
складские здания, маленькую двухэтаж-
ную гостиницу. Зеленый отсвет лег вдруг
на верхушку ‘скалы, и Тейшерский увидел
там горного козла, который, опустив рога,
казалось, готовился к прыжку с выеоты,

«Разве они водятся здесь?» -— поду-
мал Тейшерский.

Свет сияния ушел, сбитый ветром, по-
том вернулся. Козёл стоял неподвижный,
не меняя позы. Он был выеечен из горно-
го камня высоко над портом, Тейшерекий
понял я улыбнулся. Он много раз потом
вопоминал этот силуэт и позже, во время
нынешней войны. уже став калитан-лей-
тенантом и старшим помопником на дру
том корабле. Он спросил однажды у под-
водника, воротизвшегося из «чулка»:

— А как там? Стоит козел?

—- Козел? — удивился подводник, —
Не видел.

Он тлядел на другое: он видел Tpanc-
порт у причала, потом взрыв выпущенной
е его лодки торпеды, обломки, не быстро
поднимавшиеся кверху. А потом нужно
было уходить. Перископ поднять нельзя
было, шли вслепую по узкому сложному
фарватеру. И близко, совсем рядом рва-
лись одна за другой глубинные бомбы.
Странное несоответетвие! Немпы считали
себя полными хозяевами в Петсамо, но
торпеда взорвала их корабль подле самого
пирса. И совсем не по-хозяйски суетились
они на поверхности фьорда, испуганные,

Флота»)

‚ часте TOTOWA

емся на десантную баржу с кричащим Ha-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

это в укрепленном районе, с десятками
орудий, многими десятками пулеметов и
минометов! Ратареи врага сделали не бо-
лее 10 выстрелов и были подавлены на-
шими десантными воеками. Вражекую
авиацию, появившуюся над районом вы-
садки, рассеивал огонь бронекатеров. нес-
ших службу ПВО и одновременно подав-
лявших укрепленные узлы вопротивле-
ния. Тендеры капитана 3 ранга Вячесла-
ва Сиротинекого, знаменитые по многим
боевым походам, безустанно продолжали
подброску резервов. Вал. которым кичи:
лись  немцы, оказалел сохрушенным, на
ши воияы разорвали, фронт и штурмом ов:

ладели городом Тарту, ге
С падением Тарту, являвшимея главной

‚тыловой базой немецких бтотилий. обота+

новка резко изменилась. Фронт врага на
западном побережье сузился, ‘зато —BO3-

`  возвратиться

Всефлотские
шлюпочные
соревнования

Крейсерские гонки”.
на 30 миль г.

Вчера был дан старт крейсерским гонкам
на 30 миль. Эти гонки являются самым
трудным испытанием, требующим от участ-
ников большой натренированности, выноели-
BOCTH, умения ориентироваться в обстановке.
По условиям гонок шестивесельные ялы, по
усмотрению командиров, могут итти на вес-
лах или. под парусами. у
‚ За час до начала гонок’ судейская колле-
гия раздала командирам шестерок ‘кальку
маршрута, на’ которой были обозначены
брандвахты и береговые знаки. Шлюпки
должны были пройти от входных ворот Но-
вороссийской бухты до Дообского’ маяка,
и снова итти к Дообскому
‘маяку. Фивиш — у лесной пристани.

‚Сильный ветер стих, и, начиная со стар-
ла, командиры приняли решение итти под
веслами, as +
‚ Семь шлюпок дружно рванулись co стар-
та; Раздетые по пояс, загорелые гребцы

росло сопротивление немцев, чувствовав- дружно навалились на весла: Шлюпки дол-

них себя на суженном фронте
Тарту и нашими кораблями.

как меж-
ду молотом и наковальней. {

В

+ a

Близилась окончательная развязка

то время как войска Ленинградского   ных.

фронта, наступавигие к западу от Нарвы,
полностью очистили от противника пере-
шеек между Чудеким озером и Финских
заливом. прорываясь навстречу войскам,

‘наступавшим вдоль западного побережья   первых

Чудского озера, наши корабли довер+
шали разгром вражеских флотилий.

Su

Верные своему звериному закону, нем-
цы чинили разбой, грабежи, насилия. B
Калласте они собрали всех жителей ме-
стечка‘на центральную площадь. Стон ог-
ласил деревню, команды факельщиков го-
товы были совершить свое злодейское де-
10. В самую последнюю минуту к Кал-
аши корабли; в стане.
врага поднялась паника, немцы  броси-
лись бежать, они метались из стороны зв
сторону. их настигали наши снаряды.

Чаши катера врывались во вражеские
базы, прямой наводкой расстреливаль
немцев, покидавших свои корабли и пы-
тавшихея скрыться в лесах,

21 сентября все Чудеков
очищено от врага. Ни одного живого HeM-
ца здесь больше не осталось.

=

озеро было.

$
* i. *

Ha быстроходном катере мы прохо-
дили вдоль западного побережья Эма-
Йоги. Разбитые немецкие корабли, трупы.
немцев...

Входим в Муству. Трудно пройти кате-
фу среди разбомбленных, затопленных, 10-
дожженных вражеских кораблей. Подыма-.

i

званием «Победитель». Правым бортом
она онустилаеь в воду. Палуба; заваленная
боезапасом, фланелевками, письмами, за-
лита кровью. Сохранилось почти в6е во-
оружение-— две 88-миллиметровые пушки.
одна 45-миллиметровая,  очетверенный.
крупнокалиберный ` пулемет. Рядом —
поврежденная несколькими снарядами ка-.
нонерская лодка, возле нее — два 3а-
топленных бронекатера. !

По спокойной глади озера плывет не-.
мецкая фуражка.

Плывущая
Тастоптанный флаг 60 свастикой, валяю-
щийся под ногами, — вот и. _ все,
что осталось от немцев на Чудеком озере,

Осенние сентябрьские ветры гулают по
озеру, свободному от края и до края,
навеки очищенному от немцев,

Напитан Е, КАМЕНЕЦКИЙ.
Чудекое озеро. Сентябрь. As

\

ИЕН Е

сбитые с толку, а лодка шла наощупь,

‚ уверенно поворачивая в извихинах, манезв-,
рируя на изменчивых здешних глубинах,

шла так, как проходит по. темным комна-
там собственного дома настоящий хозяин,
Й хоть рвались над лодками глубинные
бомбы, хоть стреляли от Петсамо по Ры-
бачьему немецкие батареи. хоть поднима-
лись © аэродрома Луостари «Мессершиит-
ты», «Фокке-Вульфы» и «Юнкерсы»,
североморцы знали, что нёмцу тут He
сидеть.

И многие из тех, кто побывал в Петсамо
з 1939 году, вспоминали о том, как бы-
стро распознали они тогда родные черты
в. строениях, окружавших залив, как из-
под чужого звучания финских названий
проглянули привычные старинные звуки
новгородских имен. Двадцать с лишком
лет, на протяжении которых месга эти
находились в черте финских владений, не

=

усилий, которые прилагали здесь русские
люди, осваивая и обживая суровый край.
Цетвамо — наша древняя Печенга.
Умелыми и сильными должны были.
быть люди, первыми пришедшие на мур-
манский берег, чтобы построить здесь
вой лом накрепко я надолго. Умелыми и
сильными люльми были сыны вольного
Новгорода: Они пришли сюда тысячу сто
лет назад и назвали тогда море, что расети-
лалось перед их глазами, русским морем,
сами по доброй. воле выбрали они для се:
бя суровую и мужественную нелегкую
жизнь. С юта пришли они в места, где
снег лежал девять месяцев кряду на пу-
стынных скалах, где два месяца в году
царила полярная тьма, где колос не вы-
зревал на скудной болотистой почве, пох
недолгим и слабым теплом полярного
солнца. Но они твердо обосновались в
этом суровом краю, потому что знали: это
море, сего открытой дальней дорогой
нужно родной земле для ее ‘богатства и
силы, 8 такое сознание всегда давало рус-
кому человеку богатырекую способность
выдерживать любой поединок м с недру-
желюбной природой и с любой враждебной
силой, что стала бы у неге на пути.
` На древнейших русских мореких путях
несут нынче свою боевую вахту  северо-
морцы, там, где сегодня прокладывают
курс штурманм наших миноносцев и под-’
водных лодок, тральщиков и быстроход-
ных катеров. Уже много веков назад во-
дили свои суда поморские лодейные корм-

лишь тренировка и сила гребцов.

$
фашистская фуражка,

вмогли уничтожить следов тысячелетних.

межту  гое время шли кучно. Это и понятно. Здесь

первые минуты не имели никакого значе-
кия. Командиры втягивали гребцов в опре-
деленный ритм. Постепенно шестивесельный
ял черноморцев начал отрываться от осталь-
Загребные — старший краснофлотец
Сирота и старшина 2 статьи Диденко—дер-
экали точный темн. Средние гребцы Белов и
Пивень и баковые Шербаков и Егоров
дружно подхватывали гребки загребных.

Занявшие в последние дни несколько

мест,  амурцы старались ^ на-
тнать лидеров. Амурцы постарались
взять дружнее, но черноморцы,  имею-
щие хорошую тренировку, не позволили се-
бя опередить. Стараясь не отставать, на-
гвать лидеров, усилили темп и тихоокеанцы.
Между этими тремя командами разыгралась
ожесточенная борьба за первенство в крей-
серских гонках на’ всех этапах. маршрута.
‚Когда sab приблизились к Дообскому
маяку, ветер заметно усилился. Обогнув
брандвахту, командиры шестерок поставили
паруса. Ветер — попутный.
‘Первые пятнадцать миль пройдены. По-
ложение шестерок осталось прёжним. Чер-
номорцы первыми обогнули брандвахту, за
ними амурцы и тихоокеанцы. Но теперь на-
чалась борьба с сильным встречным ветром.
Чтобы попасть снова к маяку, нужно было
левировать, меняя галсы.

Черноморцы, стараясь выйти на полный
ветер, сделали подряд три корбткиху галса
и на этом значительно выиграли. Шестерка
тихоокеанцев, наблюдая маневр своего со-
перника, сделала один длинный гале. Этим

маневром ей удалось `обетавить ‘намного

амурцев, но все же догнать черноморцев
им не удалось, Черноморцы были вблизи от
брандвахты, тогда как тихоокеанцы, пы-

‚ таясь сманеврировать при стихшем ветре,
°   оказались дальше от брандвахты.

‚ Достаточно оторвавшись ‘от всех, черно-
морцы срубили рангоут и ‘снова пошли на
веслах. В четырех. кабельтовых от них—ти-
хоокеанцы. Теперь успех могли решить
Хорошо
и дружно гребут тихоокеанцы Овсянников,
Каршеь, Носоченко, Корнеев и_ другие. Од-
нако исход борьбы уже предрешен. Рас-
стояние между ялами уменьшилось незна-
ительно. Ял черноморцев первым пришел к
Финишу, Через нбсколько минут. финиши-
ровали тихоокеанцы Затем к фикишу подо-
или амурцы, балтийцы, команда вмузов,
каспийцы- } x

Когда шлюпки проходили финиш, друж-
ными. аплодисментами и криками «ура» их
горячо приветствовали краснофлотцы. Уча-
стников гонок встречали командиры ко-
раблей, жители Новороссийска.
Капитан-лейтенант ЧН. ДОБУШЕВ.

Черноморский флот, 30 сентября. (По’те-

леграфу от спец. корр. «Красного Флота»).

———

ОДНОДНЕВНЫЙ ЗАРАБОТОК —
ДЕТЯМ ФРОНТОВИКОВ

ГОРЬКИЙ, 30 сентября. (ТАСС). В цехах
автозавода имени Молотова проведен «День
высокой производительности труда». Весь
заработок коллектив завода отчислил в
‘фонд помощи детям фронтовиков. Инициа»
‘торы этого патриотического дела — комсо-
мольцы и молодежь цеха моторов № 2 за:
работали свыше 11 тысяч рублей, `

т
noes

hn Ses Ss ese

INMEH, новбородокие. переселенцы. Извест-
‘но, как в зимние штормовые дви 1497 то-
да путем, по которому и современному мо-
фяку нелегко пройти, поморы прошли из
Северной Двины на Балтику на малых де-
‘ревянных кораблях, прошли через лаби-
‘финты фьордов, мимо Нордкапа, который
‘звали они тогда Мурманеким носом, про-
шли в штормы и заряды, все преодолели,
чтобы только помочь там, на Балтике, рат-
ным трудом против’ врагов своей
Родины. - Я
‚ В те дни, forza совершали трудное свое
‘плавание поморские корабли, стоял уже
новгородский поселок в заливе Печенга,
‚в Варангер-фьорле, а несколько лет спу-
Ta, p Hayate XYI века, в Печенге осно-
ван был монастырь, и © тех пор Печенг-
ский поселок разросся еше больше, 10-
строились избы у Девкиной заводи и у
Трифонова ручья. Русские, русские имена
даны там каждому камню, кажлому по-
току! Выросла там деревушка Вняжуха,
и поплыл над угрюмыми скалами дым оча-
га, вкусный дух печеного хлеба. ы
‚Жизнь. на мурманских берегах не была
мирной. нередко набегали в эти воды вра-
ги, и Печенга уже в 1589 году подверг-
лась набегу и разрушению, В ту mony не
было здесь крепостей и гарнизонов, не
было оружия т поморов. но, однако, все
обитатели Печенги — рыбаки, зверобой
‘и даже ‘монахи Трифоно-Неченгского м0-
настыря вышли на берег с дубъем и кам-
нями, чтобы отразить разбойничий десант.
Но дубина против мушкета -— оружие сла-
бое, да м населения в Печенге было мень-
ше, чем пришельцев, высадившихся с ко-
раблей. Силы были слишком ‘неравны:
116 русских пали в бою, многие из них
были окружены в монастырском дворе,
занерлись в сарае, отказались сдаться вра-
гу и. были сожжены заживо.

Печенге кровь доблестных наших  пред-
ков, & память 06 их мужестве осталась в
веках и сделала священной ту землю, за
которую сражались   они и отдали свою
жизнь в неравном 6010.

“Для русских моряков Печенга связана
со многими славными страницами ис-
тории флота. Туда заходил в 1767 году на
своем пути из Иронштадта в Архангельск
мичман корабля «Нарген» Федор Ушаков;
будущий адмирал, герой и победитель мно-
гих морских сражений. 120 лет назад ра-
ботал в Печенге первый составитель ло-

Так почти 400 лет назад пролилась в

В эстонском поселке Клоога (36 километров юго-западнее города Таллин) нем-
цы oe концлагерь. Сюда было согнано более трех тысяч советских людей
из Литвы и Белоруссии, в том числе много детей. Гитлеровцы заставляли пленни-
ков до изнеможения работать на лесопилке и строительстве дорог. Заключенных
морили голодом, расстреливали по малейшему поводу. В лагере погибли сотни

людей,

В день своего отступления — 19 сентября 1944 года — немцы учинили чудо-
вищную расправу над заключенными. Надемотрщики и полицейская охрана заста-
вили каждого из узников принести из леса охапку дров. Люди приносили дрова.
и склацывали их в квадратные штабеля на поляне, После этого фашистские палачи
заставляли заключенных ложиться на штабеля и расстреливали их из автоматов.
Затем следовал расстрел следующей группы пленников. Последними были убиты“

больные и врачи.

Стремясь замести следы преступления, гитлеровцы перед своим бегством по-
дожгли штабеля. Пламя охватило дрова и лежашие на них окровавленные тела, На
‚ огромных кострах было сожжено более двух тысяч трупов расстрелянных.

На снимках: обгоревшие трупы,

Текст и gro P, Masexesa и 0. Оучатова.

ПЛЕНУМ УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА ВОЕННО-
МОРСКОГО ФЛОТА

= f
_, B Москве состоялся пленум Ученого ме;
дицинского совета при начальнике Медико-
санитарного управления Военно-Морского
Флота СССР.

В’ работах пленума приняли участие де-
легаты с действующих флотов и флотилий,
Военно-морской медицинской — академии,
представители санитарной службы Красной

1 Армии и научно-исследовательских органи;

заций Наркомздрава.

Начальник Медико-санитарного ‘управле-
“ния Военно-Морского Флота генерал-майор
медицинской службы Андреев в своем док-
Ладе’ подвел. итоги  медико-санитарного
обеспечения боевой деятельности Военно-
Морского Флота за три года Великой Оте-
чественной войны, Е : :

В ряде научных докладов на пленуме
Ученого медицинского совета были разоб-
раны вопросы медицинского обеспечения
боевой деятельности авиации. С докладами
выступили полковник медицинской службы
А. Шишов, профессор майор. медицинской
службы Н. Канторович, майор медицинской

ЕЕ И ЕЕ ЕЕ

ции северных вод Федор Jute, сказав-
ший между прочим; «Печенга — это Мек-
ка Мурманского края». :

В Печенге побывал Павел Нахимов.

В 1897 году приходил туда на израом.

русском ледоколе «Ермак» вице-адмерал
Степан Осипович Макаров, & девять лет
епустя, в вентябре 1906 тода, на печенг-
ском рейде развевались флаги и вымпелы
эвкадры судов Балтийского флота.

Один из дальнозорких и умных русских
‘моряков конца прошлого столетия капи-
тан 2 ранга А. Е. Конкевич, оставивший
много интересных статей, посвященных
проблемам развития отечественного флота
и подписанных пеевдонимом А. Беломор,
писал в 1894 тоду в своих письмах о
флоте:

` «Обладание северными окраинами 6
древнейших времен обеспечило нашему
отечеству господствующее положение Ha
двух материках. Историческое значение
побережья для России не кончилось и
окончится лишь тогда, когда уладятся все

мировые вопросы, держащие народы под:

ружьем».

Конкевич настаивал, в частности, и на
необходимости создания военно-морской
базы в Печенге и мотивировал эти свои Ha-
ствяния нарастающей угрозой германской
экспансии — очевидной угрозой немец-
кого вторжения в северные воды.

Предвидения передовых моряков _рус-
кого флота сбылись — северному воен-
но-морекому театру суждено было в еилу
самого географического положения своего
стать театром активных военных действий
в самого начала‘войны между Росеней и
Германией. В норвежских фьордах сохра-
нились еще с дней войны 1914—1918 гг.
следы причального оборудования немец-
ких подводных лодок, действовавших на
коммуникациях у мурманокого побережья,
Из этих лодок У-56 была 20 октября 1916
года потоплена близ Вардэ миноносцем
«Грозовый», другую потопил миноносец
«Властный».

В неизмеримо более широких масшаа-
бах начали немцы развертывать здесь
свои боевые действия в первых дней ны-
нешней войны — с июня 1941 года.
Дневники горных егерей, захваченные

руже в первых боях за Мурманск, расска-

зывают о том, что уже задолго до 21 ию-
ня Петсамо было фактически превращено
германским командованием в базу для под-

службы А. Панов, профессора В. Стрельа
цов, В. Васюточкин, В. Спасский и др.

Различным вопросам обеспечения боевой
деятельности катерников были посвящены
доклады профессора Н. Подкопаева, флагч
манского терапевта Черноморского флота
профессора М. Ясиновского, представителя
Северного флота доцента Ю. Скворнова.

Значительную часть своей работы пленум
посвятил характеристике и вопросам лече-
ния челюстно-лицевых повреждений и так
называемой «каузалгии» при ранениях цез
риферической нервной системы. Заслужена
ный деятель науки Ю. Джанелидзе, ипро+
фесссра В. Уваров и’ А. Лимберг сделали
доклады о различных видах пластических
операций на лице.

Интересный доклад «Современное ©02
стояние учения о боли» сделал на пленуме
академик Л. Орбеля-

Перед закрытием пленума Ученого медиз
цинского совета выступил заместитель наз
родного комиссара Военно-Морского Флота

адмирал Левченко.

готовки будущего наступления. Сюда’ бы-
ли переброшены участники парашютного
десанта, оброшенного н& скалы Нарвика,
позднее в Петсамо похтянулись парашю-
тисты, действовавшие на тористом Крите.
Горные егери, прошедшие по крутым тро-
пам Пинда и открывшие парад в Афинах,
они привезли с собою даже мулов, Укра-
денных из конюшни греческото короля. В
сентябре 1941 года они рассчитывали
быть в Мурманоке, в октябре они ожида-
ли отпуска.

Однако сентябрь ознаменовался для

немцев лишь тём, что на полевых картах

близ извилистой линии реки Западная Ли-
ца Появилось новое название «долина
смерти» — гигантевая могила горных
егерей, _

Еще год спустя южные скаты хребта
Муста-Тунтури покрыль невысокими
крестами из узловатой северной березы, -
и на каждом кресте висело кепи с жестя-
ным  Эдельвейсом Тироля — эмблемой
горных егерей.

Чтобы вести борьбу в воздуха против
караванов, идущих в Мурманск, на
аэродром Луостари прибыла авиапионная
дивизия из Берлина -—— знаменитые гер-
манские вы с фантастическим счетом
побед. № осени 1943 года дивизии не су-
ществовало: Те из асов, что попали в плен,
считали себя счастливцами, они слишком
часто видели, как падали в воду или вре-
зывались в скалы немецкие самолеты. Из
Петсамо немцы выводили транопорты и
баржи, груженные никелем. По большей ча-
‘ети эти транспорты и баржи шли ко хну
тут же, в Варангер-фьорде. Наши подвод-
ники и катерники накрашивали на рубке
новую цифру, артиллеристы и ‘летчики
пририсовывали новую звезду на стволе
орудия или на фюзелаже самолета.

Так хозяин учил незваного гостя.

С особым чувством узнали северомор-
цы, что древняя Печенга навеки возвра-
щаетея отныне в траницы родной земли
й никогда больше не будет оплотом для
пражьих козней. Там, где испокон веков
сходились границы России, Норвегии и
Финляндии, вновь станет пограничный
столб,

Заполярная древняя Печента, новгород-
цами строенная, русской кровью подитая,
искони наша, наша земля!

Александр МАРЬЯМОВ.

pla,