4 октября 1944 с

IPOBE

В ходе Отечественной войны co всей
C1101 проявилось превосходство Sites
«вой стратегии над авант у
«тратегией немцев. Красная Арми
ководетвом Верховного Главнокоман
wero Маршала Советского Coie
човарища Сталина yenenrno решала м
зпает крупнейние стратегические К

8 первом этапе войны советекие Войска.
‹орвали наступательный план терманско
хо командования, пытавшегося «молние.
ч0сно» достигнуть жизненных центров
нашей страны и тем самым решить исхо
войны в свою пользу. Активная Alita
Красной Армии подорвала наступатель-
ную мощь немецких войск. Ha втором
этапе войны, начавшемся в ноябре 1942

года, потерпела крах и обо
1 боронит
стратегия немцев. ронительная

После разгрома

немецких войск по’
Сталинградом титлеровское и

вынуждено было перейтм к обороне не
только на Юге, но и по всему фронту
Однако это еще не означало. что немцы
в тот период отказались от наступатель-
ных операций. Руковолетво титлеровской
армии еще тешило себя идеей реванша, за
Сталинград. Тупое нежелание видеть и
понимать истинное соотношение сил Ha
фронте подогревало в немцах мечты 0
летнем наступлении 1943 года.

Одновременно с этим германское ко-
мандование, напуганное стремительным
наступлением Красной Армии, усиленно
провохилю оборонительные работы Ha
всем фронте и в глубине захваченной Tep-
moe Советского Cosa, Организации
одта и насильно выгоняемое на оборони-
тельные работы местное население гото-
вили оесчисленные «валы» и рубежи; тран-
шеи и противотанковые препятствия по
всей глубине обороны. Достаточно проду-
манная система долговременных и полу-
долговременных позиций,  приспособлен-
ных к значительным фекам и удобным для
обороны природным — фубежам, была
сооружена на землях Украины, Белорус-
сии и в других районах,

К июлю 1943 года немцы Фосредото-
чили в районе Курского выестула 38 ди-
визий, из них 17 танковых и 3 мотори-
зованных, При поддержке большого ко-
тичества самолетов эти силы обрушились
на наши -войска. Разгорелось сражение.
Длилось оно недолго, но крайне дорого
стоило гитлеровцам. В Курской битве
немцы надломили свои с трудом собран-
ные резервы, понесли громадные потери.
Эта операция была последней крупной
попыткой немцев возвратиться на рельсы
наступательной стратегии, Натиек нем-
цев был отбит Красной Армией, которая
затем перешла в решительное наступле-
Hue,

Взятие Орла и Белгорода. последовав-
шие залем грандиозные сражения летом
1943 тода показали, что наступательные
силы Красной Армии непрестанно растут.
Советские войска, ломая все преграды и
препятствия, лавиной двинулись на 3a-
пад. В этих условиях гитлеровскому
командованию оставался только один вы-

ход: попытаться использовать юборони-
тельные возможности.
wk *
Оборонительная стратегия, как о том

писал еще Жлаузевиц, должна предусмат-
ривать «отвечающую требованиям войны
армию; полководца, выжидающего не-
приятеля не вследствие растерянности и
страха, а хладнокровно, по свободному
выбору; крепости, не стратащиеся ни-
какой осады; наконец, здоровый народ,
не боящийся врага более того. чем пос-
ледний его опасается».

Титлеровское командование в слепой
самоуверенности не видело или не хотело
видеть, что ни одного из этих условий у
него нет. Последующие операции воочию
показали это. 3

Если рассмотреть вопросы оборони-
тельной стратегии в свете чисто военных
современных требований, то для сколько-
нибудь удачного применения ее необхо-
димо иметь: я

достаточное количество живой си-
лы и. боевой техники. При этом войска
должны обладать хорошей боевой подго-
товкой и устойчивым моральным духом;

сильные тактические, оперативные
и стратегические резервы в виде общевой-
сковых, танковых и авиационных соеди-

нений; ,
возможность искусного маневра опе-
ративными и стратегическими резер-

вами по грунтовым путям и железным до-
рогам. Такой маневр требует. достаточно
устойчивого господства авиации;

оборудованные — оборонительные
бежи в соединении с сильными естествен-
ными преградами. i

При соблюдении этих требований мож-
но надеяться подорвать силы противника
в оборонительных операциях, добиться
значительных преимуществ я  подгото-
вить решительное контрнаступление.

Искусное проведение активных оборо-
нительных боев Красной Армией в нача-
ле войны, а затем переход ее в наступле-

J OGOPOHNTES

ру:

реда № 236 ‘(1803)’

м НИИ ee.

PATETHN HENMILED

HON GT

Генерал-лейтенант
В. МОРДВИНОВ.

>

ние являются непревзойденным образцом
такого умелого сочетания  оборонитель-
ной и наступательной стратегии. пра-
вильного учета всех своих сил и возмож-
ностеи, & также сил и возможностей про-
ТИВНИКА,

Высокий моральный дух Краюной Аэ-
мии, стратегическая мудрость нашего
Верховного Главнокомандования и так-
тическое искусетво генералов и офице-
ров, наличие сильных стратегических ре-
зервов, нетреклонная воля к победе все-
го советокого народа, стойкость и безза-
ветное мужество наших воинов обуслови-
ли успех советекой оборонительной стра-
тегии, Мобилизовав силы, Красная Армия
нанесла сокрушительные удары по вра-
гу сначала под Москвой. & залем под
Сталинтрадом. Сталинградекий разгром
немцев ознаменовал собой коренной пе-
релом в ходе войны, закат гитлеровской
армии. Красная Армия в этом грандиоз-
ном сражении добилась кардинального
изменения стратегической обстановки в
свою пользу.

Германское командование,  осущест-
вляя ‘оборонительную стралегию, не име-
ло никаких реальных перспектив. С каж-
дым новым ударом Красной Армии не-

немцев.

После провала летнего наступления
немцев в 1943 году гитлеровекое коман-
дование пыталось приободрить свою ap-
мию надеждами на позиционную войну.
Оно рассчитывало, что немецким войскам
удастея удержать Красную Армию на да-
леких от Германии рубежах, измотать на-
шу армию, затянуть войну, добиться пе-
рельшики, >

Немцы, действительно, прилаталя все
усилия к тому, чтобы их оборонительные
укрепления были непреодолимы. “Однако
Ерасная Армия стремительным‘ наступле:
нием опрокинула планы и расчеты гит-
леровского командования. Летом 1943 и
зимой 1943—1944 г, советские войска
нанесли тягчайшее поражение  основно-
му ядру немецких войск, сосредоточенно-
му на южном крыле советско-германеко-
го фронта. Мощные удары Красной Ap-
мии на Юге, & затем на Ленинградском
фронте, на Полесском направлении, на
берегах рек Припять и Березина расша-
тали оборонительную систему врага.

В цепи важнейших боев и сражений
прошлого года 06060е значение имела
битва за Днепр. Эта крупная водная прег-
рада и сильнейший, заблаговременно ук-
репленный рубеж играл серьезную роль
в оборонительной стратегии гитлеровцев,
Германское командование не раз заверяло
свой войска, что Днепр неприступен. Но
Красная Армия с поразительной быстро-
той и мастерством форсировала Днепр и,
ломая ожесточенное сопротивление про-
тивника, освободила Правобережную Ук-
раину. Уже один
чего стоит
немцев.

Tak ъазываемые «неприступные» валы
не могли сдержать натиска Красной Ат-
мии, вооруженной боевым опытом, осна-
щенной первоклассной техникой, раепо-
лагающей отличными кадрами бойцов и
офицеров, руководимой искусными гене-
ралами сталинской военной школы. He-
мецкая армия, потеряв миллионы 0тбор-
ных солдат на полях советеко-германско-
TO фронта, как раненый зверь. уползала
на запад; оставляя один рубеж за другим.

Окончательный крах оборонительная
стратегия ‘немцев претерпела летом 1944
года, когда удары на Востоке, со стороны
Красной Армии, слились © ударами на
Западе, со стороны энгло-амеряканских
войск.

В результате  блистательных побед
Красной Армии, подорвавшей военную
мощь титлеровской Германии, были соз-
даны благоприятные условия для нанесе-
ния удара с запада. Союзники, высадив-
шиеся в июне на северном побережье
Франции, развеяли легенду 0 существо-
вании «Атлантического вала», о котором
гитлеровцы ‘кричали на всех перекрест-
ках. Затем, по мере развития  наступле-
ния. было сломлено сопротивление, тех
резервов, которые удерживались гитле-
ровеким командованием на Западе,

Красная Армия в июне начала реши-
тельное наступление на центральных уча-
етках фронта и нанесла крупнейшие по-
ражения немецко-фалраетским войскам.
В этом наступлении особенно ярко ото-
бразилась победоносная сталинская стра-
тегия. Наступление  характеризовалось
колоссальной мощностью, исключитель-
ным размахом и быстротой. Было 06у-
щшествлено тщательное взаимодействие
самых различных родов войск. Красная
Армия разгромила всю центральную груп-

этот факт показывал,

оборонительная стратегия

мецкая оборона все больше слабела. Уже
летом 1943 года советские войска подор-
вали основы оборонительной стратегии

КРАСНЫЙ ФЛОТ

пировку немцев с ее мошной оборони-
тельной системой. В ходе наступления
войска 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и
1-го Белорусских фронтов форсировали
крупные водные преграды — Березину,
Западный Буг, Неман, Западную Двину
и другие. На ряде участков фронта наши
части прошли свыше 500 километров и
вышли к границам Восточной Пруссии и
подступам в Варшаве.

Летнее наступление Жрасной Армии,
последовательно разрастаясь, продожжает-
ся по сей день. В течение лета советское
командование осуществило ряд важней-
ших операций, которые войдут в исто-
рию войны как замечательные образцы
сталинского военного искусства, Одной из
самых крупных и выдающихся по своему
стратегическому и военно-политическому
значению операций в нынешней войне
была Ясско-Кишиневская = операция
Красной Армии. Смело и мастероки
проведенная войсками 2-ro и 3-10
Украинских фронтов по плану Ве-
ховного Главнокомандования, эта опе-
рация завершилась
немецких дивизий и сокрушением всей
оборонительной системы немцев на Юге.

Победоносное наступление Красной
Армии на обширном фронте от моря до
моря поставило немецко-фалтистекую ap-
мию на грань катастрофы. Из редеющих
рядов гитлеровских войск ва истекшее
лето вырваны колоссальные силы и сред-
ства. Гитлеровская армия под ударами
Юрасной Армии потеряла за это время на
советско-германском фронте, по непол-
ным данным, только убитыми и пленны-
ми более 1.200.000 человек (это значи-
тельно больше всего того количества
войск, которое Германия выставила на
Западе против войск наших союзников) и
понесла неисчислимые потери в боевой
технике. Прорваны заблаговременно ук-
репленные позиции немцев. Ирасная Ар-
мия подошла в границам Германии и
Венгрии, ведет освободительные fon в
Польше, Югославии, у рубежей Чехосло-
вакий,

В результате побед Красной Армии co
счета гитлеровской Германии сброшены
войска ее сателлитов — Румынии, Бол-
гарии, Финляндии, при этом Румыния и
Болгария повернули оружие против нем-
Цез.

Е тому же, бросив все свободные pe-
зервы на Восточный фронт, враг проиг-
рал оборонительную битву на Западе. В
результате союзники освободили Фран-
цию, Бельгию и началя операции по про-
рыву «линии Зигфрида»,

Гитлеровское командование пытается
затянуть войну, используя укрепленные
районы, построенные еще задолго до вой-
ны. Несомненно, германское командова-
ние попытается также по примеру первой
мировой войны отбиваться от натаска
союзников маневром по внутренним опе-
рапионным линиям. ..

Небезынтересно ‘вспомнить, что в
прошлую войну с августа 1914 года и’ по
ноябрь 1918 года Германией было переб-
рошено © фронта на фронт 378 дивизий,
причем
раза, одна дивизия — 6 раз, & альпий-
ский корпус — даже 9 раз.

Но и этот последний козырь оборони-
тельной стратегии немцев будет бит. До-
минирующее превосходство об’единенных
сил союзников. их искусные и координи-
рованные действия сделают свое дело.
Ерасная Армия с востока, англо-амери-
канские войска с запада неумолимо дви-
жутся к берлоге фашистского зверя.

Карающий меч занесен над Германией!

zk *

Главная часть побед над гитлеровской
Терманией и ее сателлитами принадлежит
Советскому Союзу м его Красной Армии.

Истоки побед Красной Армии — в те-
ниальной сталинской стратегии, в ис-
кусстве полководцев сталинской школы,
B боевой зрелости наших войск, в00ру-
женных ‘первоклассной советской воен-
ной техникой, в исключительно высоком
моральном духе наших бойцов и коман-
диров. Оборонительные валы и крепости
врага не выдерживают натиска умелых и
отважных воинов, Стремительный прорыв
им штурм Ерасная Армия сочетает с ис-
кусным маневром, обходом, окружением
противника. Многочисленные «котлы», в
которые загоняют немцев советские вой-
ска, убедительно свидетельствуют об уме-
лой тактике наших генералов и офицеров,
боевой закалке наптих бойцов.

Для того, чтобы завоевать полную
победу, от Ерасной Армии и всего совет-
ского народа потребуется еще мемало
усилий. Война вступила в самую ожесто-
ченную. решающую фазу. Чем ближе
фронт придвигается к жизненным центрам
Германии, тем упорнее будет сопротивае-
ние титлеровеких войск. Нрасная Армия,
возглавляемая великим полководцем
товарищем Сталиным, уверенно идет к
победе, сокрушая Bee оборонительные
валы и крепости врага. Красная Армия
вуесте с армиями союзников добьет фа-
шистекого зверя в его берлоге.

Забота о семьях военных моряков

ЛЕНИНГРАД, 3 октября. (По теле-
фону от корр. «Красного Флота»). Же-
на мичмана Козаченко погибла от рук
немецко-фашистских захватчиков. Оста-
лась дочь Тамара. Мичман, будучи в го-
роде, зашел в отдел по оказанию  помо-
щи семьям военнослужащих при Ок-
тябрьском райсовете и попросил оказать
содейбтвие его дочери, которая осталась
Ha попечении родственницы. Инспектор
отдела т. Тарасова уверила моряка В
том, что девочка забыта ими не будет.

— Bama дочь будет обеспечена всем
необходимым, — заявила она моряку.

В тот же день т. Тарасова посетила

2 ото 07 Om oub мич-

её
мана, ознакомилась с ее ь
явила первоочередные нужды   И
Тамаре нужно было итти В школу,

обувь у нее износилаеь. Через ва, дня,
т. Тарасова вновь р. а
принесла ордер на детскую 0 уве. и
чение короткого промежутка, aback
Тамара Козаченко получила т =
помощи военнослужащим мам И
деров на обувь и одежду, 5 a ate

часть вещей была вручена е aca ee

В письме к своей дочери MHUMA

ботников отдела помощи семьям военно-
служащих за заботу.

Вольшую повседневную помощь ока
зывают семьям моряков отделы помощи
семьям военнослужащих, созданные при
райсоветах. Отдел при Октябрьском рай-
исполкоме, возглавляемый т. Раховокой,
за последнее время оказал уже помощь
десяткам семей военных моряков.

При отделе создан актив из жен фрон-
товиков, которые помогают — обсле-
довать семьи, проводят среди них по-
титико-масеовую работу.

Велика тяга” жен моряков-фронтови-
ков к труду. Стахановской работой они
стремятся помочь своим мужьям и сы-
новьям, дерущимся на Фронтах. Отдез
по оказанию помощи семьям военнослу-
жащих при Василеостровском райсо-
вете помог многим женам моряков
устроить своих детей в ясли и детские
сады, а самим пойти на производетво.
Renn фронтовиков т.т. Тарасенкова.
Донцова и другие, поступив и

тприятия района. систематически пе-
выШОаняют р нормы на 140- -150

зэченко проспа горячо поблагодарить ра
проц. Работники и Звтивисты :

ла часто бывают Ha предприятиях,
помогают им в повышении квалифика-
ции и овладении новой специальностью,
Например, тов. Донцова начала работать
на витаминной фабрике  фасовщицей,
сейчас она — мастер участка. Mars
краснофлотца Дундукова, несмотря на
свой преклонный возраст, поступила ра-
ботать в госпиталь и отлично справаяет-
ся 20 своими обязанностями. Отдел по-
лучил письмо: от краснофлотца Дунду-
кова, в котором он выражает благодар-
ность за помощь его матери в устрой-
стве на работу.

Сейчас большое внимание уделено ре-
монту квартир семей военнослужащих.
Инспектор отдела т. Твердохлебова 0б-
следовала много семей фронтовиков в
своем районе и выявила, какой ремонт
нужно произвести. Затем она привлекла к
этому делу комсомольцев ряда ленинград-
ских учреждений. В свободное от рабо-
ты время они сумели уже отремонтиро-
вать квартиры многих семей фронтови-
ков. Так, например. отремонтированы
квартиры жены Фронтовика Сиверцева,
матери военного моряка Николаева и
многих других.

ликвидацией 15

12 дивизий пезебрасывались 4.

НОВЫЙ ОТРЯД МОРСКИХ ИНЖЕНЕРОВ

В Высшем военно-морском инженерном ордена Ленина училище

имени
службы.

Утром на Дворцовой площади начался парад. Четкими колон-
нами построились курсанты всех факультетов.

На площадь вышли знаменосцы со знаменем училища. За зна:
меносцами идут воспитанник училища Герой Советского Саюза
капитан Николаенков и недавно принятый в училише Герой Со-

ветского Союза Егоров.

Начальник училища инженер-контр-адмирал Крупский обошел

строй и поздоровался с личным составом.

Раздается команда: «Смирно!» Инженер-контр-адмирал Круп-
ский встретил принимающего парад заместителя
миссара Военно-Морского Флота адмирала Левченко.

Дзержинского состоялся выпуск инженеров корабельной

приказ народного комиссара Военно-Морского Флота адмирала
‚флота Кузнецова о производстве курсантов-выпускников в офицз-

ры и о присвоении им военного звания инженер-лейтенанта.

Среди

щий флот.
На снимке:

народного ко- жинского.

В торжественной обстановке капитан 2 ранга Радько зачитал

Снимок специального фотокорреспондента

Командиры подразделений вручили молодым офицерам дияло-
мы об окончании училища и погоны.
выпускников — 26 отличников учебы. Они награждены
знаком «Отличник Военно-Морского Флота». z
На-днях молодые инженер-лейтенанты выезжают на Действую-

Парад на Дворцовой площади в Ленингэале,
иссвященный выпуску офицеров-инженеров
морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф. Э. Цзер-

Высшего ° военно-

«Красного Флота»
В. Федотова.

КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА УШАКОВА

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 3 октября. За
выдающиеся боевые успеха командующий
Краскознаменным Балтийским флотом награ-
дил недавно гвардии подполковника Борзо-
ва и подполковнака Павлова орденом Уша-
кова 2-й степени. в

Широкой известностью пользуются Герои
Советского Союза гвардии подполковник
Иван Иванович Борзов и подголковник
Павел Иванович Павлов. — Истребители
т. Павлова надежно прикрывают в боевых
операциях торпедоносцы Героя Советского
Союза Борзова. Много десятков кораблей
протавника потопили летчики т. Борзова. На
счету истребителей части т. Павлова 250
уничтоженных вражеских самолетов.

Личный пример в боях показывают сами
командиры частей. Борзов совершил свыше
двухсот вылетов и лично потопил три круп-
ных немецких транспорта, подводную лодку
и взсколько другах суцов. На боевом счету
т. Павлова 18 вражеских самолетов, из них
12 сбитых лично. -

Проект восстановления

Севастополя

СЕВАСТОПОЛЬ. Сюда прибыл член-
корреспондент Академии архитектуры
СССР профессор доктор архитектуры
Г. Б. Бархин, закопчивший составление
эскизного проекта восстановления Сева-
стополя. :

Проект, составленный по заданию Нар-
комата Военно-Морского Флота и Комитета
по делам архитектуры при Совнаркоме
СССР, разрешает принципиальные вопросы
реконструкции города: планировку терри-
тории, зоны строительства, плотность за-
стройки, озеленение и т. д. Интересна ар-
хитектурная реконструкция центра города.
По проекту, здесь разместятся важнейшие
общественные и административвые здания.
Проект намечает также создание новых
бульваров, площадей, парков.

Специально созванное совещание руко-
водящих работников города и командования
Черноморского флота обсудило проект
профессора Г. Б. Бархина. Участники сове-
щания одобрили в основном замысел архи-
лектора и внесли ряд практических допол-
нений и замечаний. («Красный Крым»). ©

ДИОРАМА „ШТУРМ СЕВАСТОПОЛЯ“

В Москву ‘возвратилась из Севастополя
бригада художников, собиравшая там мате-
риалы для большой диорамы «Штурм Сева-
тополя». Ее готовит для ‘всесоюзной выктав-
ка лауреат Сталинской премия П. Соколов-
Скаля.

- Бригада пробыла в Севастоголе два ме-
сяца и сделала более 140 этюдов и много
зарисовок. В этюдах дана полная панорама
Севастополя. Сейчас Соколов-Скаля вместе
со своей бригадой пишет большой ээкиз
будушей диорамы. Художник изобразит мо-
мент штурма Севастополя 9 мая 1944 года.
Советские войска находятся на Северной
стороне и рвутся к укрепленяям Малахова
кургана. Основные силы немцев, спасаясь от
наступающих частей Красной Армии, устре-
мились К Херсонесу. По отступающему вра-
гу бьет советская артиллерия. В Севасто-
польской бухте уничтожаются немецкие
транспорты, на которых гитлеровцы Тщетно
пытаются спастись. Передний план диорамы
булет изображать подстугы к Малахову
кургану. Дляна ее — 15 метров.

(ТАСС).

Подарки балтийцам и их семьям
от дальневосточных моряков

ВЛАДИВОСТОК, 3 октября. (ТАСС).
Порадуем наших балтийских товарищей и
их семьи праздничными подарками в день
славной годовщины Октября,—с таким при-
зывом обратились экипажи пароходов «Жан
Жорес», «Фабрициус», «Ленинград» к моря-
кам Дальневосточного госморпароходства,
В посылки упаковывается все лучшее, чем
располагают моряки: кондитерские изделия,
мука, разные крупы, мясные и фруктовые
консервы, жиры, какао, шоколад. Только
‹игарет моряки посылают три с лишним ты-
сячи пачек. Для детей моряков Лелинграда
дальневосточияки посылают красивые иг-
рушки, книги, школьные принадлежности,
теплую одежду.

Одновременно со сбором подарков даль-
невосточники проявляют большую заботу’ о
быстрейшем восстановлении хозяйства Бал-
тийского пароходства. Экипажи судов от-
правляют в Ленинград различное судовое
оборудование, краски, канаты, мореходные
инструменты, ремонтные материалы, сэко-
номленные за счет бережного расходования,

Хирургическая Помошь

в морских

В настоящее время количество возвра-
щающихся в строй раненых достигло на
флоте 75—80 проц. В первую мировую вой-
ну возврашалось лишь около 40 проц.

Немалую роль здесь сыграло приближе-
ние хирургической помощи к линии боя.

Госпитали первой зоны и маневренные
хирургические группы, которые нередко
ведут работу под огнем противника, произ-
„водят неотложные операции в оптимальные
сроки. Срочное оперативное вмешательство
предотвращает тяжелые раневые осложне-
ния, даже смерть. .

Огромную работу за время войны проде-
лали хирурги флота, Исключительно боль-
пое значение имеют труды. заслуженного
деятеля науки генерал-лейтенанта медицин-
ской службы профессора Ю. Ю. Джане-
лидзе.

Этот выдающийся учевый внес много но-
вого в хирургическую науку. Уже во ‘вре-
мя войны им сконструирован так называе-
мый сосудистый компрессор — прибор, не-
обходимый для подготовки к операции ра-
неных < повреждением кровеносных сосу-
дов. Им также разработана техника KOCT-
но-пластической ампутации бедра, чрез-
вычайно улучшающая ‘результаты этой тя-
желой операции. Предложенная Ю. Ю.
Джанелидзе пластика костной культи 06-
легчает последующее протезирование и де-
лает ненужными реампутации конечностей,
так часто. практикующиеся перед пригон-
кой протеза.

Основной операцией военного времени
является первичная обработка рав. Она оп-
ределяет дальнейшее течение раневого про-
цесса и нередко самый исход ранения. Чем
раньше и чем тщательнее ее сделать, тем
меньше остается субстрата для развития в
ране воспалительных осложнений. .

При первичной обработке иссекаются все
повреждевные и нежизнеспособные ткани,
могущие стать’ питательной средой для бо-
лезнетворных бактерий.

Бич прежних войн — газовая инфекция
вследствие массового применения первич-
ной обработки ран и сульфамидов стала
встречаться значительно реже и протекать
несравненно благоприятней. Это особенно
‘ярко видно из данных наших военно-мор-
ских госпиталей: анаэробная ивфекция У

раненых моряков наблюдается теперь лишь’

в редких случаях.

Специфическим для военного времени яв-
лением всегда был травматический WOK.
Борьба с ним в прежних войнах чаще всего
оказывалась безуспешной. Смертность oT
тяжелого шока всегда приближалась к

госпиталях

50 проц. Проблема профилактики и лечения
его до сих пор занимает умы патологов и
хирургов.

хирурги непрерывно совершенству-
ют методы борьбы с этим тяжким ослож-
нением ран и достигли здесь ощутительных
успехов

В ряде морских госпиталей, например, в
Первом Ленинградском ордена Ленина во-
енно-морском госпитале и в некоторых дру-
гих для выведения‘ раненых из шока при-
меняется весьма эффективное средство —
новокаиновая блокада по методу проф.
Вишневского. Она выключает (блокирует)
нервные проводники, по которым из обла-
сти раны устремляются к мозговым цент-
рам вызывающие шок раздражения. Осо-
бенно эффективна новокаиновая блокада
блуждающего и симпатического нервов на
шее при шоке, возникающем после прони-
кающих ранений грудной клетки и живота.

Для лечения обширных ран, особенно ог-
нестрельных переломов костей, большим
распространением в военно-морских госпи-
талях пользуется глухая гипсовая повяз-
ка. Она сделалась одним из ведущих ме-
тодов консервативной хирургии, резко со-
кратив сроки пребывания раненых на койке.

Для скорейшего выздоровления раненых
и возвращения ‘их. в строй все большее зна-
чение приобретает в последнее время вос-
‚становительная хирургия. Она включает в
себя вторичный шов ран, пересадку кожи
на незаживающие равевые поверхности,
пластические операции на нервах, сухожи-
лиях, костях и пр. 2

В течение первого года Отечественной
войны подобных операций в военно-мор-
ских госпиталях было мало. Начиная же с
половины 1942 года и главным образом ©
1943 года, реставрациовные операции ста-
ли необходимым звеном в работе хирурги-
ческих отделений и дали возможность в
короткие сроки вернуть в строй большие
контингенты моряков.

За три года Великой Отечественной вой:
ны выросли и окрепли кадры военно-мор-
ских хирургов. Они многому научились и
во многом перестроили те методологиче-
ские установки, с которыми начали рабо-
тать в июне 1941 года.

Квалифицированная хирургическая по-
мощь оказывается сейчас не только в ста-
ционарных госпиталькых учреждениях; но
и на кораблях, в десантных операциях, в
береговых частях.

Подполковник медицинской службы
А. КОРОВИН.

На` флотах и флотилиях

ПО ТЕЛЕГРАФУ И ТЕЛЕФОНУ ОТ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

«КРАСНОГО ФЛОТА»

Артисты —
военным мсрякам

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 3 октября. Более 30 художественных
коллективов показали свое искусство моря-
кам-кроншталтцам,

Недавно в Доме Военно-Морского Фло-
та и офицерском клубе выступила группа
солистов балета Ленинградского государст-
венного ордена Ленина академического те-
атра оперы и балета имени Кирова. Среди
выступавших были народная артистка Ула-
вова, артистка Балабина и другие. Тепло
приняли кронштадтцы народную артистку
Тамару Ханум.

С болыним успехом прошло выступление
Государственного хора русской песни под
управлением Свешникова. Со своим репер-
туаром ознакомили кронштадтцев театр Ле-
нинградской музыкальной комедии, област-
ная оперетта и ряд других коллективов.

Кронштадтский театр комедии за послед-
нее время показал военным морякам две но-
вых постановки: «Вынужленная посадка» и
«Чрезвычайный закон».

Открылся Одесский Дом
Всенно-Мсрского Флота

ОДЕССА, 3 октября. В центре города, в
олном из лучших зданий открылся Дом
Военно-Морского Флота, В ‘уютно обстав-
ленных комнатах и залах размешевы биб-
лиотека, читальня, кружки, секции. На-
днях здесь состоялся первый офицерский
вечер. Командиры кораблей и частей при-
шли сюда со своими семьями, Театральная
бригада Дома показала новую программу.
Был организован просмотр фильмов.

‘ 1

Военные моряки спасли
от огня лесной массив

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ФЛОТИЛИЯ, 3 октяб-
ря. В степи загорелась сухая трава, и ветер,
погнал огонь к лесу. :

Под руководством  канитан-лейтенанта
Татаринова военные моряка бросились ту-
шить пожар. Полтора часа продолжалась
борьба с огнем, подобравшимся в некоторых
местах уже к деревьям. Решительно и сме-
ло действовали при тушении пожара офице-
ры Стрижов и Финкельштейн, краснофлотец,
Чудин, девушка-краснофлотец Давыдова и
другие.

Местное население горячо благодарило

военных моряков за спасение от пожара
лесного массива. .

Семинары корабельных

библиотекарей

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 3 октября. При Доме Военню-Мор-
ского Флота Н-ского соединения система-
тически проводятся семинары библиотека-

рей кораблей и частей. Работники библио-

тек на семинарах изучают русскую литера-
туру ХХ и ХХ веков, знакомятся с книж.
ными новинками и т. д. Лекции и доклады
по этим вопросам читают ленинградские
литературоведы. За последнее время было
прочтено
Чехова и русского баснописца Крылова.
Семинары помогли корабельным библио-
текарям серьезно повысить свою подготов-
ку и улучшить работу с читателем. Tak,
например, на корабле Н. библиотекарь

несколько лекций о творчестве

а”

тов. Цимберов благодаря массовой работе)

среди экипажа добился того, что подав-
ляющее большинство крастюфлотцев и стар-
шин стали активными читателями,
г а Lees

aes.