4 октября

1944 г. среда № 236 (1803)

Решение исполкома румынскои

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС). В со9б-
щении штаба верховного командования эк-
спедиционных сил союзников говорится:

«Пехотные и танковые части союзников
предприняли атаку в районе к северу от
Aaxeua. Войска союзников переправились
через реку Вурм, преодолевая упорное со-
противление противника, засевшего в блин-
дажах и обстреливающего союзникоз ap-
тиллерийским и минометным огнем. В райо-
не к западу от Гюртгена вражеские контр-
атаки отбиты. Переправа через реку
Вурм была произведена после иятенсивной
бомбардировки с воздуха и артиллерийской
подготовки.

Средние бомбардировщики и истребители-
бомбардировщики, действовавшие в сопро-
вождении истребителей, оказывали под-
держку сухопутным частям, совершая Ha-
леты на аротиллерийскяе батареи; скопления
войск и коммуникации. Другие соединения
истребителей-бомбарлировщикоз атаковали
транспортные об’екты в Рурской оэласти и
в Голландии. Около 1.200 тяжелых бом-
багдировщиков, действовавших B COH)O-
вождении истребителей, совершили налеты
на промышленные об’екты в районе Кас-е-
ля и Кельна, а также на железнодорожные
об’екты в Гамме. 12 бомбардировщиков и 7
истребителей не вернулись 43 этих опера-
ций.

В ночь на 3 октября легкие бомбардиров-

щики продолжали атаки Aa транспортчые

об’екты в Северо-Западной Германии.
Наземные части союзнихов в районе

вклинения в Голландии продвинулась на

“несколько миль К Мейжелю. Доугее части

освободили Оверлоон, презлолезв упорное
сспротивление противника; В sium районе
уничтожено несколько вражеских танков и
много противотанковых орудий.

К юго-востоку от Арнгема средние бом-
бардировщики, действовавшие в сопровож-
дении истребителей, атаковали укреплен-
ные пункты, а истребители и истребители-
бомбардировщики оказывали актизную под-
держку наземным частям. К западу от рай-
она вклинения союзники расширили захва-
ченную ими территорию на северном берегу
канала Антверпен—Тернгаут, к западу от:
Сен Леонар. Отмечено также продвижение
к северо-западу от Тернгаута,

В юго-восточной части Люксембурга: вой-
ска. союзников достигли предиестий Гре-
венмахера на реке Мозель, к северо-восто-
ку от Нанси. Лес Гремесэ очищен от про-
тивника. Войска союзников продвинулись
в нескольких пунктах в районе ОЭпиналя,
преодолевая упорное сопротивление врага.
Дальше к югу союзники ‘освободили Рон-
шан К западу от Бельфора. Попыткн  нем-
цев доставить подкрепления передовым 4a-
стям были отражены с тяжелыми для нем-
цев потерями». :

На средиземноморском театре

ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС). В со0об-
щении штаба вооруженных сил союзников
на  средиземноморском театре военных
действий от 3 октября говорится, что, не-
смотря на продолжающееся сильное сопро-
тивление противника и плохую погоду, аме-
риканские и английскяе части 5-й ‚армии
снова продвинулясь вперед в центральном
секторе фронта в Италии. Американские
войска заняли город Монгидоро—важкый
узел дорог на главном шоссе, ведущем в
Болонью. Плохая погода на адриатическом
побережье препятстзовала крупным опера-
циям английской 8-й армии.

В ночь на 2 октября легкие бомбарлиров-
щики ,‚ произвели налет на железнодорож-
ные депо и другие об’екты поотивника ‘в
долине реки По. Береговая азяация совер-
шала налеты на суда противника в Северной
Адриатике и в Генуэзском ззливе. Самоле-
ты балканских воздушных сил бомбардиро-
вали скопления войск и артиллерийские по-
зиции противника, а также сула в порту
Пара. Срелиземноморская авиация  совер-
шила приблизительно 125 самолетовылетов.
Два самолета союзников не вернулись на
свои базы. ®

ЛОНДОН. 3, октября: (ТАСС. Штаб
военно-воздушных сил союзникоз на
Ближнем Востоке сообщил; что эвакуация
по воздуху личного состава’ и снаряжения
с островов Эгейского моря становится все
более дорогой для противника. Вечером
  октября самолеты «Бофайтер», базирую-
щиеся на аэродромы, расположенные в во-
сточной части, Средиземного моря, уничто-
жили 5 германских самолетов. В течение
6 ночей самолеты «Бофайтер» сбили над
Эгейским морем всего 16 самолетов про-
тивника. Из всех операций не вернулся
один английский самолет, ‘

Потери германского
подводного флота

ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС). Как со-
общает корреспондент агентства Рейтер
при штабе вооруженных сил союзников на’
Средиземноморском театре военных дей-
ствий, в течение лета’ этого года ‹ авиация
союзников потопила в Средиземном море

‚6 подводных лодок противника. В резуль-

тате действий авиации союзников многим
подводным лодкам причинены поврежде-
ния. :

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕ ГОЛЛЯ В ЛИЛЛЕ

ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС) Как nepe-
дает агентство Рейтер, де Голль. выступая
в Лилле (Северная Франция), заявил, зто
французские вооруженные силы со времени
высадки войск союзников в Нормандии взя-
ли в плен в общей сложностя 125.000 нем-
цев. Де Голль сказал:

«Дюнкерк, часть Лотарингии и весь Эль-
зас еще предстоит освободить. Когда. эта
задача будет выполнена; мы снова перей-
дем Рейн. Мы должны пранять участие в
грядущих боях. Франции предстоит созида-
тельная работа. Та концентрация промыш-
ленной мощи, которую представляют собой
тресты, не должна впредь существовать,

и ясно, что Франция не вернется к пред-
военным социальным условиям. Государ-
ство должно контролировать ресур?ы всей
Французской империи».

Де Голль заявил, что будет проводиться
широкая социальная программа. Наиболее
важным делом является национализация
значительной части промышленности, в том
числе военной. В современную эпоху, ска-
зал де Голль, правительства более способны

использовать богатства недр, чем. отдель:
ные лица. «Мы покажем миру и нам самим,
Это страдание не ослабило, а укрепило нас.
Мы перестроим Францию». Е

О РЕЗУЛЬТАТАХ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПАРИЖСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
ФРАНЦУЗСКИМ ИНСТИТУТОМ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС). Барт-
летт в «Ныюс кроникл» пишет, что фран-

пузский институт общественного мнения
опубликовал в недавно вышедшем номере
газеты «Либерасьон» результаты” своего

первого опроса в освобожденном Париже.
На вопрос о том, вклад какой страны окз-
жется наибольшим в деле поражения Гер-
мании, 61 процент ‹ высказался за СССР,
20,3 за США и 1,5 процента за Англию.
По словам корреснондента, тот факт, что
общее число ответов превышает 100, об’яс-

няется тем, что на ‘некоторые вопросы да-
валось несколько ответов. На вопрос, ка-
кая страна больше всех поможет Франции
в ее послевоенном восстановлении, 69 про-
центов ответов высказалось за США; 13,2
процента — за‘ Британию ‘и 6,2 процента-—
за Советский Союз. 42,6 процента париж-
ского населения. желают посетить США,
13,3 процента — Советский Союз, 11,2
процента — Англию и 6,2 процента — Гер-
манию. ;

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ

ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС). Как пезе-
дает английское министерство авиации, в
ночь на 3 октября английские бомбардиров-
щики совершили налет на Брауншвейг и
об’ехты в Западной Германии. Другие са-
молеты атаковали аэродромы в тылу врага.
Все самолеты вернулись из этих огераций.

В Лондоне официально об’явлено о том,
что более 1.000 американских бомбардироз-
щиков 3 октября совершили налет на воен-.
ный транспорт, заводы и аэродромы в Юж-
ной Германии.

ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство авиации, са-
молеты «Бофайтер», «Веллингтов» и «Авенд-
жер» в ночь на 3 октября в течение 5 часов
производили налеты на скопления герман-
ских судов у побережья Голландии. Два ка-
равана судов были обнаружены восточнее: и
южнее Хелдера. Один караван, состоявший
примерно из 20 судов, шел в восточном
направлении мимо Фриэских островов; дру-
гой в составе 7 судов направлялся на юг.
Самолеты с<овершили 12 налетов, сбросив
бомбы и обстреляв суда из ракетных орудий.

Ce a

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Вокруг света на шлюпе „Камчатка“

Сто двадцать пять лет назад — осенью
1819 года— в Кронштадт возвратился из
похода вокруг света военный корабль «Кам-
чатка», которым комакловал великий  рус-
ский мореплаватель, В. М. Головнин. Пла-
ванье «Камчатки» продолжалось 2 года 10
дней. За это время корабль побывал во мно-
гих портах Атлантики и Тихого океана, про-
славив русский флаг на тропиках и на вы-
соких широтах севера Америки и Азии.

жк

Плаванье В. М. Головнина началось в ав-
густе 1817 года. К концу года «Камчатка»
уже была в Рио-де-Жанейро. 15 мая 1818
года шлюп вошел в гавань Петропавловска-
на-Камчатке. Поход от Крокштадта до бе-
регов Камчатки был совершен за 8 месяцев
и 8 дней. В Петропавловске все были пора-
жены приходом «Камчатки» в такое раннее
время ‘года; случая, подобного этому, не
бывало со времен Джемса Кука. Здесь Го-
ловнин мог обнять своего старого друга и
боевого соратника — славного ` моряка П.
Рикорда, бывшего в то время начальником
Камчатки. Под его руководством оживала
далекая ‘русская = окраина — застраивался
Петропавловск, учреждалось ремесленное
училище, столица Камчатки могла гордить-
ся даже оранжереей с редкими для Севера
цветами. Головнин не задерживался долго
на Камчатке, памятной ему по плаванью на
«Диане». Вскоре «Камчатка» была у Комакд-
дорских островов. Здесь Головнин исправил
невольную ошибку Джемса Кука, непра-
Вильно исчислившего положение острова
Медный. От острова Атту (Ближние Алеут-
ские острова) Головнин повел шлюп к во-
стоку вдоль островной гряды—по паралле-
ли. «по коей никто из известных мореплава-
телей прежде не плавал». Вскоре корабль
вошел в Павловскую гавань на 0. Кодиак
(Кальяк). Штурманский помощник «Камчат-
ки» Прокопий Козьмин произвел здесь опись
Павловской гавани и Чиниатского зализа,
Сам Головнин занялся сбором материалов

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

для описания острова, которое он позже LO-
ставил. В Ново-Архавтельске (Ситха), ‘что
на острове Баранова, моряки «Камчатки»
занялись поверкой карты Ситхинского зали-
Ba,

Художник Тихонов зарисовывал ново-ар-
хангельских индейцев; Сам Головнин встре-
тился здесь с тойоном (старшиной) индей-
цев Котлеяном. В Ново-Архангельске ко-
мандир «Камчатки» собрал богатые свелекия
пэ истории этого города и крепости. Был со-
ставлен план Ново-Архангельского порта.
Мнсго чрезвычайно любопытных записей
сделал Головнин во время пребывания в
порту Румянцева — на побережье Нового
Альбиона, невдалеке от крепости Росс и ис-
паеской миссии Сан-Франциско. Испанские
монахи из миссии св. Карла встречали Го-
ловнина и его спутников колокольным зво-
ном, индейцы с берегов залива Румянцева
привезли подарки командиру «Камчатки».
Головнин, изучив побережье Калифорнии,
пророчески записал в свой дневник о миссии
Сан-Франциско: «... здесь бы надлежало
быть главному областному городу,..» Он не
мог не отметить плодородия калифорнийской
земли. В дкевниках Головнина подробно
описано сельское хозяйство поселения Росс,
где начальник Росса Иван Кусков разводил
зерновые культуры, овоши и винограл, где
скот поселенцев был обеспечен круглый год
прекрасным подножным кормом. Росс нахо-
дился в 80 милях от миссии Сан-Франциско.

Головнин устаковил, что обитатели Росса
открыли и исслеловала две реки, впада-
ющих с севера в залив св. Франциска, и за-
лив к северу от мыса Мендосино. В этот
залив впадало пять рек. Люди из Росса от-
крыли также вулкан в бассейне одной вновь
исследованной ими реки. «Замечания о Ка-
лифорнии» — так озаглавил В. М. Головнин
часть своих записок о Северной Америке,

% жж

На Гавайских (Сандвичевых) островах
В. М. Головнин и его спутники сочли необ-

АДРЕС РЕЦАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬОТВА: Москва, Сушевская ул., 21.
отдел

боевых действий флота-доб. 29, 86;

Пребывание советской профсоюзной
делегации в Италии

РИМ, 1 октября, (ТАСС). В исполни-
тельном комитете итальянской социалисти-
ческой партии состоялся прием советской
профсоюзной делегации. Генеральный сек-
ретарь итальянской социалистической пар-
тии Ненни и руководитель советской проф-
союзной делегации Тарасов дружественно:
обменялись мнениями и информацией о по-
ложении рабочих после нескольких лет вой-

сов воздал также должное союзным армиям,
сражающимся в. Европе.

«Мы уверены, — сказал т. Тарасов в 3a-
ключение, — что итальянскому народу под
руководством шести демократических пар-
тий и демократического правительства
удастся изгнать немцев из своей страны».

НЫ.

В помещении высшей школы Висконти

состоялся митинг под продседательством
руководителя советской профсоюзной деле-
гации т. Тарасова. В митинге принимали
участие члены всеобщей конфедерации тру-
да и члены римских и провинциальных за-
водских комитетов. Первым выступил
Акилле Гранди, который подвел’итоги ра-
боты, проделанной совместно®с советской
профсоюзной делегацией. Тов Тарасов обра-
тился к рабочим с речью, в которой заявил,
что, поскольку фашизм препятствовал ита-
льянскому народу знать правду о Совет-
ском Союзе, он хотел бы рассказать; как
борется и боролся СССР’ и что позволило
ему добиться таких великих побел в. борь-
бе против немецких оккупантов. Тов. Тара-

РИМ, 2 октября. (ТАСС). 1 октября чле-
ны советской профсоюзной делегации при-
сутствовали на митинге, на который CoOpa-

лось более тысячи почтовых, телеграфных.

и телефонных служащих Рима. Выступив-
ший с речью член советской делегации Ак-
сенов сказал, что он и его коллеги чувз-