МОСКВА, КРЕМЛЬ ^

ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИН

ори Иосиф Виссарионович!
олхозники и колхозницы, рабочие и
служащие МТС и совхозов Кавказского
района, Ераснодарского края, воодушев-
ленные историческими победами Красной
Армии и желая оказать ей всестороннюю
помощь в окончательном разгроме врага,
внесли из личных своих сбережений
63.000 рублей на постройку санитарного
поезда Кубанского Красного Креста. Тру-
дящиеея нашего района прилагают все
силы к тому, чтобы полностью без потерь

~

уе обильный военный урожай и дать

ронту и стране в изобилии сельскохо-
зяйственные продукты для быстрейшего
разгрома фашистских извергов.

Желаем Вам, дорогой Иосиф Виссарио-
нович, здоровья и многих лет жизни на
счастье и радость нашего народа.

Секретарь Кавказского РК ВКП(б)
ГОРОБЕЦ

Председатель Кавказского
райисполкома АНИМОВ

КАВКАЗСКАЯ, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СЕКРЕТАРЮ КАВКАЗСКОГО РАЙКОМА ВКП(б) тов. ГОРОБЕЦ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КАВКАЗСКОГО РАЙИСПОЛКОМА :
тов. АКИМОВУ

Передайте трудящимся

Кавказского района,

собравшим 63.700

рублей на постройку санитарного поезда Кубанского Красного Кре-
ста, — мой братский привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН

МОснвА, КРЕМЛЬ ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОНОМАНДУЮЩЕМУ
МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой: Иосиф Виссарионович!
Воодушевленные замечательными 10бе-
дами нашей героической Красной Ap-
мии, трудящиеся Полтавы, чтобы уско-
рить окончательный фазгром  немец-
ких захватчиков, внесли в Госбанк из
ввоих средств на строительство TAH:
ковой колонны «Освобожденная Полтав-
щина» 1.900.000 рублей.
Трудящиеся просят. Вас, = Иосиф
Виссарионович, построенные на собран-

ные средства танки передать на вобру-
жение Полтавским дивизилм, освободив
шим наш родной город.
Сбор средств в фонд Красной Армии
продолжается.
Секретарь Полтавского ГН НП(б)У
КАПЛУР
Председатель исполкома горсовета

депутатов трудящихся
БОНДАРЕНКО

ПОЛТАВА
СЕКРЕТАРЮ ПОЛТАВСКОГО ГОРКОМА КП(б)У тов. КАПЛУР
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ИСПОЛКОМА ГОРСОВЕТА ДЕПУТАТОВ
ТРУДЯЩИХСЯ тов. БОНДАРЕНКО
Передайте трудящимся города Полтавы, собравшим 1.900.000 руб-

лей на строительство танковой колонны «Освобожденная Полтавши- ©
‚ на», — мой братский привет и благодарность Красной Армии.

Желание трудящихся будет исполнено.

—— к —

И. СТАЛИН

Следы нарвской трагедии

В Таллинв, в Пальдиски, в Пярну и в
Хядэместе части Ерасной Армии 063в000-
дили многие сотни людей, которых немцы
не успели погрузить на пароходы и от-
править на гитлеровскую каторгу. Среди
освобожденных есть немало ткачей из
Нарвы — Георгий Шувалов, Филипп 00-
‘десимов, Эльмар Пэйе, Альфред Вуто,
Эдуард Нами, Микал Блуут. В `Нярну мы
ветретили также Михаила Коляду, Вон-
стантина Швыркова 3-0 Ленинграда.
Оба они были пригнаны немцами в Нарву.

Вот что рассказали нём эти. люди:

Осенью 1943 года немцы начали
строить укрепления вдоль западного бере-
та реки Нарва и перед городом Нарза на
восточном берегу реки. Местного населе-
ния для этой цели нехватило бы. ‘и немцы
притнали в Нарву свыше 60.000 человек
из лагерей, находившихся в окрестностях
Вильно. Среди них были поляки, русские
и евреи, преимущественно старики, жен-
щины и дети. Их разместили в цехах м
сараях кренгольмокой фабрики. :

На квадратный метр плотцади приходи-
лось по 4-5 человек. Общаться с кем
бы то ни было заключенным запретили,
за это грозил расстрел. —

Немцы то «забывали» кормить заклю-
ченных, то бросали в толпу ^тнилую
свеклу пили картошку. Иногда надзира-
тели об’являли‹ раздачу «супа»: налива-
ли в корыто горячую воду, крошили ту-
дё траву и раздавали своим паенникам,

На рассвете заключенных выводили на
участки, заставляли рыть котлованы для
блинлажей и траншей, рубить я подтаски-
вать лес. носить камни, Детей матери бра-
лис с060й, но должны были оставлять их
в 50 метрах от места работы и не смели

ЕСИ Е лась ИННА EE

TEM pees ee

Навигационные аварии и WX пр

;

По-мере накопления наним офицерским
составом опыта в кораблевождении чис-
10 навигационных аварий кораблей умень-
шается, и кривая их неуклонно идет вниз.

Предупреждение аварий на флотах —
‚дело первостепенной важности и необ-
ходимое условие для обеспечения постоян-
ной готовности в выполнению боевых за-
даний.

Действительно, корабль, вышедший в
море, но на походе потерпевший навига-
ционную аварию, становится ‘неепособ-
ным Е выполнению боевого задания. Да-
же если удается быстро справиться с по-
следствиями аварии, сохранить боеспо-
собноеть и продолжать поход, то прибу-
дет OH к месту „назначения © 0п0з-
данием, Строгая же по  часовику
согласованноеть действий всех зыполняю-
щих операцию кораблей и частей яв-
ляется в современной войне необходимым

‚ условием боевого успеха.

Навигационные аварии можно ‘разде-
тить на две основные категории: посадка
на мель и столкновение с другим кораб-
лем.

Основной причиной посадки на мель
является ошибка в счислимом месте ко-
рабля, Она происходит в результате на-
капливающихея ошибок счисления пути
корабля на. карте и ошибки в исходном
месте, от которого ведется счисление.

Е чиелу накапливающихея ошибок от-
носятея ошибки в поправке компаса, в
поправке лага, в учете сноса корабля вет-
ром, волной и течением и, наконец, ошиб-
ки веледетвие  устарелости таблицы, по
которой определяют скорость хода в за-
висимости от числа оборотов машины,

Ошибка в поправке. компаса ‚ равна,
разности между действительной вели-
чиной поправки: компас» и той величи-
ной, которую учитывает титурман, Дей-
ствительное местонахождение корабля
лежит в’ пределах узкого’ «сектора

безопасности», образуемого линиями кур-
са и пути. Этот сектор может быть pac-
положен по ту или другую сторону от ли-
нии курса (в зависимости от знака опгиб-
ки в поправке компаса); границы секто-

подходить к ним, пока не наступало вре-
мя возвращаться в лагерь. За малейшее
ослушание надемотрщики били заключен-
ных палками. Падавших от истощения
били до тех пор, пока они не поднима-
лись, окончательно обессмлевших изби-
вали до смерти или пристреливали. Ве-
чером трупы замученных заключенные
доставляли в лагерь, В котельной пару-
синовой фабрики гитлеровцы сожгли He
менее двух тысяч трупов своих жертв.

Месяц назад мы видели в одном из по-
мещений парусиновой фаблики тысячи
документов с налписью Виленского тетто
и тысячи нагрудных и насиинных наши-
вок. Теперь захадка разрешена: это были
одежда и документы убитых немцами за-
ключенных.

Зимой. когда части Ираслой Армии
взяли Кингисепп и подошаи к Нарве,
немцы стали поспешно строить укрепле-
ния в районе станции Аувэре. Строителя-
ми были заключенные, пригнанные из
Нарвы. & умиравшим от истощения mpu-
бавились сотни погибавших от холода.
Окоченевшие трупы валялись вдоль лес-
ных дорог. Ногда земляные работы были
закончены, титлеровцы разбили заклю-
ченных на групны по 200—300 человек
и погнали их в окрестные леса. Каждая
группа должна была вырыть глубокую
яму. В эти ямы были свалены валявитиеся
на дорогах трупы. Затем 18 февраля
1944 года специальные команлы автомат
чиков расстреляли всех еще остававших-
ся вживых заключенных,

`П, НИКИТИЧ.
Г. ТОМАШЕВСНИЙ,
(Спец. корр. ТАСС).

SS

Нарва, 4 октября.

EEE eee Bt

Капитан 1 ранга’
Н. РЫБАКОВ

==>

ра, по мере движения корабля, все боль-

ше и больше расходятся.

Поэтому для обеспечения безаварий-
ного плавания надо стремиться использо-
вать каждую возможность для надежного
определения действительной величины
поправки компаса и начать ее учитывать.

открытом море поправку компаса
можно определять по азимуту небесного
светила, высота которого над видимым
торизонтом невелика; при плавании же в
виду берегов для определения поправки
компаса можно использовать створы т9ч-
но нанесенных на карту береговых пред-
метов. .

Анализ ряда навигационных аварий
кораблей показывает, что штурманы и
вахтенные офицеры ‘упускали предетав-
лявшиеся им возможности для определе-
ния действительной величины поправки
компаса. Вследствие этого  действитель-
ный путь корабля все больше удалялся в
сторону от линии курса, которая на карте
была проложена в достаточном расстоя-
нии от края навигационной опасности,
мимо которой должен был пройти ко-
рабль.

Tak накапливающаяся и растущая ошиб-
ка приводила корабль к навигационной
аварии, CO всеми ве тяжелыми послед-
ствиями. Нели бы ‘штурман. (а в его от-
сутетвие — вахтенный офицер) изыскал
возможность проверить поправку компаса,
10 он не допустил бы дальнейшего накоп-
ления шибки, корабль благополучно про-
шел бы мимо опасности и не ‘имел бы на-
вигационной аварии.

Ошибка в поправке лага дает также
накапливающуюся опибку в счислимом
месте корабля. Вели при подходе Е
берегам предстоит крутой поворот на
новый куре, то линия ero, веледетвие
накопившейся ошибки в поправке лага,
будет проходить правее или левее.
dar все еще продолжает оставаться Me-
Hee надежным штурманским прибором,

i КРАСНЫЙ ФЛОТ

`Групповые торпедные удеры
по конвоям противника

При активных действиях  обеспечи-
вающих групи штурмовиков атака одно-
временно с разных направлений сводит
& минимуму эффективность зенитного
противодействия транспортов и кораблей
охранения, затрудняет их маневрирова-
ние, делает почти невозможным уклоне-
ние от сброшенной торпеды. В этом
особенность и преимущество групповых
атак. ‘

Обычно такой комбинированный удар
‚наносится по заранее фазведанным це-
‘лям, когла перед вылетом известны Me-
сто, курс, скорость, состав конвоя, его
походный порядок и метеообстановка вы
маршруте и в районе целей; Такие дан-
ные позволяют заранее наметить наибо-
лес выгодные тактические приемы атаки;
разработать порядок действий на случай
изменения обстановки, ;
“Rak okazaza практика, важнейшим
условием успешности группового удара
является разнообразие приемов. Ошело-
мить врага новым в тактике, не’ дать
ему возможноети разгадать наши приемы
и заблаговременно подготовиться в про-
тиводействию — задача командира, ор-
ганизующеге удар. Приведем пример ус-
пешного удара, выполненного нашими
торпедоносцами по конзою немцев,
шедшему в Балтийском море. Конвой со-
стоял из ‘трех транспортов и четырех
сторожевых кораблей. Самолет: разведчик
передал по радио все необходимые дан-
ные. Было решено нанести удар двумя
группами. Каждая группа состояла из
двух торпедоносцев и двух штурмовиков.
Для прикрытия их было выделено десять
истребителей. a

Перед вылетом экипажи изучили на-
меченный штабом план атаки, твердо ус-
воили и знали свое место. В связи с
тем, что в составе конвоя было четыре
боевых корабля, следовало ожидать
сильного зенитного противодействия. По-
этому. порядок атаки был установлен
следующий: первыми идут штурмовики,
Пулеметно-пушечным огнем они подавля-
ют зенитные средства транспорта и бли-
жайшего к нему боевого корабля. Этим
OHH дают возможность  торпедоносцам
подойти к цели на дистанцию действи-
тельного залиа.` Дистанция между штур-
мовиками и торпедоносцами в момент
выхода в атаку была установлена в
1.000—1.500 м. Удар предполагалось
нанести по двум наиболее крупным кон-
цевым транспортам обеими группами од. .
новременно. Первая группа атакует кон-
цевой транспорт, вторая —- средний. Ес-
ли позволит обстановка, заход произвести
со стороны солнца, которое к моменту
атаки будет низко над горизонтом;

Экипажи обеих групп быстро обнару-
жили корабли противника. Транспорты
шли курсом 40° в однокильватерной ко-
лонне с дистанцией в 300—400 м.
Корабли охранения располагались сле-
дующим образом: один .сторовевие — в.
голове колонны, один-—в хвосте, &
два—-6 правого борта. По расположе-
нию кораблей охранения было очевидно;
что враг решил более надежно прикрыть
транспорты с востока, так как это на-
правление, по его расчетам, является
наиболее опасным.

Командир первой группы гвардии лей-
тенант Гагиев. учитывая расположение
кораблей охранения, решил произвести
атаку с левого борта, со стороны солн-
ца» Для занятия исходного положения’

Минске памятник В. И. Ленину, отлитый
на ленинградском заводе «Монументскульп-
тура». £

_По просьбе правительства Белоруссии за-
вод приступает к воссозданию памятника.

вдупрежление

чем компас, и поправка его. (что особен-
но плохо) может менять свою величину.
До последних лет определению поправки
лага и ве учету не уделялось  достаточ-
ного ВНИМАНИЯ.

Корабельный устав ч. П. в статье 52
дает такие указания: «Во вэемя походов
командир корабля пользуетея всеми воз-
можными случаями... для проверки уже
определенных ранее данных...».

После капитального ремонта, & также
по ряду причин (обрастание подводной
части, смена гребных винтов и др.) ско-
рости хода, соответствующие определён-
ному числу оборотов машины, могут из-
меняться. Если не повторять ходовых ис-
пытаний. то учёт скорости хода при нави-
тационной прокладке по чиелу оборотов,
пользуясь таблицей соответствия, станет
певерным.

Для предупреждения навигационных
аварий надо систематически, 10 He-
скольку раз на каждом походе, произво-
дить определение поправки корабельных
лагов, а таблицы соответствия прове-
рять несколько раз в год. Для быстро-
го же и удобного учета поправки лага
Гидрогоафическам управлением ВМФ из-
даны для всех флотов предложенные и
составленные мною стандартные «Табли-
цы исправленных пройденных paccTos-
ний при поправках лага»,

Недостаточно частое определение по-
правок лага и ошибки в нх учете, & так-
же отказ от повторных проверок табли-
цы соответствия скоростей хода и
оборотов машин может привести k0-
рабль к навигационным авариям, глав-
ным образом при приближении к бере-
гам и при последующем поворотё для
плавания вдоль берегов, ибо ошибка в
поправке лага приведет к ошибке в мес-
те времени поворота. В военное вре-
мя при подходе, например, к району вы-
садки десанта ночью — при HeBo3-
можности определить обсервованное мес-
то корабля, — особенно непоправимой
может быть навигационная авария у по-
бережья противника, ибо, помимо сры-
ва операции, она’ грозит неподвижному
кораблю опасностью потопления авид-
цией и кораблями противника.

и

группа на высоте 200 м обошла конвой
с зюйда (см. схему) удалении 12—-
15 км от противника. Этого оказалось
достаточно, так как дымка в районе це-
ли ограничивала видимость до 10 км.

При подходе к цели на дистанцию
6—8 км ведущий гвардии лейтенант. Га-
тиев дал команду штурмовикам выйти
в атаку. Пара штурмовиков увеличила
скорость до максимальной и с бреющего
полета пулеметно-пушечным. огнем 00-
стреляла концевой транспорт и ближай-
шие к нему два сторожевика. Транепор-
ты ий боевые корабли открыли по штур-
мовикам сильный огонь. Однако он был
малоэффективным. Заход со стороны солн-
ца затруднял противнику ведение при-
цельной стрельбы.

Следом за штурмовиками, с ‘интерва-
лом в 10—12 сек. одновременно вышли
‚в атаку на транспорт оба торпедоносца.
„Не встретив серьезного зенитного про-
тиводействия, они сблизились на корот-
кую дистанцию и произвели зали. Тран-
спорт начал поворот влево, но было
поздно. Торпеда попала в кормовую
часть. Транспорт водоизмещением 8 ты-
сяч тонн через 5 минут затонул.

Ведущий второй группы гвардии ка-
питён Смольков решил зайти для удара
также со стороны, солнца. Через 2 ми-
нуты его групта вышла в атаку на сред-
ний транспорт. Под прякрытием штур-
мовиков 06a торпедоносна друг за дру-

TOM, с интервалом в.2—3 секунды, 6
‘короткой дистанции атаковали  тран-
спорт. ‘Одна из торпед. попала в цент-

ральную часть корабля. Транспорт водо-
измещением 10 тысяч тонн, накренив-
лись на левый ‘борт, через несколько

‚минут перевернулся и затонул.

“Второй группе пришлось преодолеть
более сильчое противодействие. Кроме
зенитного огня, враг бросил”в атаку са-

_молеты прикрытия. Но наши истребители

еще на похходе к району атаки завязали
с ними бой. ay

Для наблюдения за‘ результатами ата-
ки группа находилась в районе цели 7
минут. Убедившись, что “ранспорт унич-
тожен, самолеты легли на обратный курс
и в полном составе произвели посадку
на своем. аэродроме. 5

Эта групповая атака оказалась эффек-
тивной потому, что подготовка к полету

7-метровую фигуру решено отлить из брон-
зы по хранящейся в Ленинградском филиа-
ле музея, В. И. Ленина гипсовой копии. От-
ливка поручена старым мастерам. Работы
будут вестись под наблюдением автора
скульптуры народного художника РСФСР
Манизера,

ВЕЕТ +

жжх

Pal навигационных аварий кораб-
лей произошел воледетвие неучета  сно-
са корабля ветром, волной и течением
или вследствие ошибок B определении
сноса, которые имеют также нажапливаю-
щийся характер. :

В настоящее время еще нет приборов
для точного определения влияния этих
гидрометеорологических факторов. Их
приходится учитывать на основе наблю-
дений, результаты которых накапливают-
ся и систематизируются. Баждый штур-
ман должен составлять таблицы влия-
ния на данный корабль ветра и вол-
ны при разных условиях — скорости
ходз корабля, силы ветра, элементов вол-
ны и углов между диаметральной плос-
костью корабля и направлениями ветра
и волны,

Что касается течений, то известны
лишь средние приближенные величины
их скоростей и направлений, и притом
далеко не для всех районов, В mo-
рях с приливами учет приливо-отлив-
ных течений еще труднее. ибо эти тече-
ния меняют свои элемекты из часа в чае
и учитываль их сложнее,

Наибольших скоростей течения дости-
гают в проливах. Так. например. в 1927
году на переходе из Европы в Северную
Америку проливом Пентленд-Ферт, сое-
диняющим Северное море с Атлантичес-
ким океаном (вблизи северной базы бри-
танского военного флота Скапа-Флот),
мы учитывали приливо-отливные  тече-
ния, скорости которых, как указано Ha
английской ‘адмиралтейской карте, до-
стигают местами десяти с половиной уз-
зов.

Типичный случай навигационной ава-
рии вследствие ошибки в учете течения
произошел во время первой мировой вой-
ны (летом 1916 года) co старым линей-
ным кораблем «Пересвет». Корабль после
выхода на ходовые испытания возвращал-
ся во Владивосток проливом Босфор Во-
еточный, Стоял густой туман; столь обыч-
ный в летнее время для этого района.

Курс был проложен в безопасном pac-
стоянии от мысов. Но, воледствие дув-
ших перед этим ветров, в проливе ока-
залось сильное течение, которое снесло
корабль вправо, к северному берегу про-
  лива. Несмотря на трудные Условия пла-
вания, корабль не уменьшал скорости и

ЕЕ

ВОССОЗДАНИЕ ПАМЯТИННА В, И, ЛЕНИНУ ДЛЯ МИНСКА.

ЛЕНИНГРАД, 4 октября. (ТАСС). Не:
мецко-фашистские захватчики разрушили в

проводилась на основе точных и полроб-
вых данных воздушной разведки. Метод
атаки был заранее тщательно  разрабо-
тан, и каждый экипаж еще перед выле-
том знал свое место и порядок действия
в общей схеме удара. Экипажи действо-

вали смело и решительно, в строгом CO-

ответствии с установленным перед выле-
том порядком. Ведущие правильно оце-
нили обстановку и приняли фешение
бить противника © той стороны, откуда
он меньше всего ожидал удара.

Опыт показал, что при групповой ата-
Ее 06060 важное значение приобретает
строгое выдерживание намеченного перед
вылетом порядка действий каждым эки-.
пажем. Достаточно нарушить, особенно
в начальный момент атаки,
один элемент плана, как вся атака мо-
жет принять неорганизованный  харак-
тер, и эффективность удара сразу сни-
зитея. Изменение плань атаки может
быть допущено только в том случае, ес-
ли обстановка в районе цели по отно-
шению к расчетной резко изменилась и
для уопеха удара потребуется иной  по-
рядок действия., Приняв решение Hane-

сти удар другим порядком, ведущий
группы должен предупредить  ведомых
по радио © способе атаки и четкими

командами, а также личными действиями
надежно управлять подчиненными,

Такой сп060б взаимодействия штурмо-
виков и торпедоносцев не является обя-
зательным на все случаи жизни. Он ме-
няется в зависимости от конкретной об-
становки. Однако практика, показала, что
предварительный удар штурмовиков, об-
ладающих мощным пулеметно-пушечным
огнем, парализует зенитное противодей-
ствие кораблей охранения и транспортов
и обеспечивает торпедоноецам сближение
с целью на дистанцию действительного
В

Взаимодействие групи следует строить
с таким расчетом, чтобы удар наносилея
одновременно, но, если позволяет обста-
новка, с разных направлений. Это рас-
средоточивает зенитный огонь ‹ конвоя,
затрудняет кораблям маневрирование для
уклонения, Выход же в атаку со сторо-
ны солнца в утренние и вечерние часы
понижает действительность зенитного ог-
ня кораблей.

Капитан А. КРЫЖАНОВСКИЙ.

Годовой план выполнеп

МАХАЧ-КАЛА, 4 октября. (ТАСС).
Коллектив  Махач-Калинского  рыбокон-
сервного завода новыми успехами олме-
тил 20-летний юбилей своего предприятия,
Досрочно выполнен годовой план. Рабочие
обязались до конца года дать сверх зада-
ния миллион банок продукции:

ВЕТРЫ

® хода очень прочно
Снятие «Пересвета» ¢ мели
много недель и задержало поход: его
европейский театр военных действий.

Немалое влияние на образование
ошибки счисления, a следовательно,
и на угрозу навигационной аварин мо-
жет иметь неумелая или невнимательная
работа рулевых,

Если по вине рулевого корабль часто
уходит с заданного курса, например,
на волне, в свежую погоду преимуще-
ственно в одну и TY же сторону, ‘то
влияние этого фактор» может быть при-
равнено к сносу корабля волной.

В <Правилах службы корабельных
нарядов» в статье 27 сказано:
«...вахтенный офицер облзан..; 6) следить
з& точным исполнением рулевыми отдан-
ных им приказаний», а следовательно,
и за удержанием корабля точно‘ на за-
данном курсе. Строгое выполнение всеми
вахтенными офицерами указаний этой
статьи ведет к предупреждению навига-
ционных аварий.

Хорошим контролем работы рулевых
служит прибор курсограф, и надо ека-
зать, что рулевые очень уважают ero,
как прибор, беспристрастно регистрирую-
щий работу рулевого. К сожалению, кон-
троль при помощи курсографа превра-
щается в контроль лишь последующий,
если вахтенные офицеры на ходу не за-
гаялывают на его ленту.

Наконец, как показал опыт, причиной
навигационной аварин может явиться и
личный промах невнималельного и не-
опытного штурмана при прокладке на
карте курса корабля.

Памятен такой редкий случай. Ko-
рабль, кончавший капитальный ремонт и
He имевший еще штатного командира
5Ч-1, вышел в море на ходовые  испы-
тания, приняв на этот короткий поход
совсем молодого и еще не получившего
опыта исполняющего обязанности штур-
мана с соседнего корабля. При прокладке
курса на штурман допубтил  гру-
бый промах (на несколько градусов). -

По условиям погоды корабль, после
нескольких часов плавания по этому
курсу, должен был возвращаться. On
лег на обратный курс, отличазшийся от
первого ровно на 180. Внимательный
штурман, конечно, , должен был бы ‘0б-
ратвый куре проложить занево, при п0-

заняло
Ha

`Б октября 1944 г., четверг.
SS

хотя Ont

ECL ee ee CE Ren

cex-. ha ” pnd.

№ 237 (1804)

ны

Хлеб —

государству

ВОРОНЕЖ, 4 октября. (ТАСС). Совхозы
трех трестов — свеклосахарного, коневодче-
ского и пригородных хозяйств — выполнили
годозой план. сдачи хлеба государству,
Свеклосовхозы в этом. году дали госудзр-
ству хлеба в 2,5 раза больше прошлогодне-
го. Коллективы этих совхозов обязались
сдать государству 40 тысяч центнеров зерна
сверх плана. 25.000 центнеров из них уже
доставлены на о К 10 октября

ет сдан остальной. хлеб.
Oy AT ACLIOSPCK, 4 октября. (ТАСС). Всту-
пая в предоктябрьское соревнование, кол-
хозники края обязались закончить государ-
стненные поставки хлеба к 27-й годовщине
Октября. Свыше 50 колхозов Канского,
Ермаковского и Тюхтетского районов вы-
полнили обязательство, сдав государству
сверх плана 40.000’ пудов зерна. Выполнили
годовой план хлебопоставок также многие
передовые колхозы Ирбейского, Абанского
и других районов. Чтобы ускорить вывозку
зерна, колхозники Курагинского и Ирбей-
ского районов eet лодки и ‘отправля-
ют зерно по реке Кан. }
t ХАРЬКОВ, 4 октября. (ТАСС): Растет
число районов, досрочно выполнивших обяз
зательства перед государством по хлебопо-
ставкам. Вслед за Кегичевским и Боров-
ским районами рассчитались с государст“
вом колхозы Зачепиловского и Дергачев-
ского районов. Из 66 сельхозартелей Заче-
пиловского района 45 значительно перекрыч
ли свои обязательства. Колхоз  «Червоно-
армеец» сдал сверх плана. 5.028 пудов зер-
на, им, Горького — 4.812, пудов.

КОСТРОМА, 4 октября. (ТАСС). За пос-
ледние пять. дней от колхозов на склады
Заготзерно поступило, хлеба на 5.263 тонны
больше, чем в предыдущую ° пятидневку,
Около 300 сельхозартелей области полно-
стью рассчитались с государством по сдаче
хлеба.

—.-—.-4

СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЕ
ЗАВОДЫ БЕЛОРУССИИ

МИНСК, 4 октября. (ТАСС). В Белорус-
‘сии началось восстановление трех станко-
строительных заводов.

На Минском заводе им. Кирова отстраи-
ваются сейчас” литейный, кузнечный, инст-
рументальный и ремонтный цехи, Одновре-
менно ведется строительство жилых иоме-
чщений для рабочих. Завод вступит в строй
в 1945 году. Он будет выпускать вертикаль-
но-горизонтальные станки, !

На Витебском ‘заводе им. Кирова восста-
навливаются производственные корпуса пер-
вой очереди. Завод будет изготовлять щли-
фовальнообдирочные станки. На другом ви
тебском заводе строятся цехи и два жи-

лых дома.
——-4

НАЧАЛ РАБОТАТЬ
КОЖКОМБИНАТ
  В ТАЛЛИНЕ

ТАЛЛИН, 4 октября. (ТАСС). Пущен.в
ход кожевенный комбинат. «Унион». Пезед
отступлением немцы отдали приказ демон-
тировать и упаковать станки и силовые
машины, Рабочие комбината всячески сабо-
тировали это распоряжение. В результате
оборудование комбината было . сохранено,
Сейчас на комбинате действуют кожёвен.
ный завод и обувной цех. Предприятие. на-
чало выпуск женской, и детской. обуви.

——.-—

:

ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ЛЕНИНГРАДСКИХ КЛУБОВ
И ДВОРЦОВ КУЛЬТУРЫ

ЛЕНИНГРАД, 4 октября. (ТАСС). Bo
дворце культуры имени С. М. Кирова от-
крылся кинотеатр на 600 мест, Злани»,
ечльпо пострадавшее от вражескях обстре-
лов и бомбежек, восстанавливается с _ по-
мощью трудящихся Свердловского района.

До войны в городе имелось 72 Дома
культуры и клуба. Сейчас ленинградцы уже
восстачовили 30 из них. Жители Киров-
ского района затратили свыше 12 тыслч ча.
03 на возрождение Дома культуры имени
Горького. Обувщики’ восстановили Дом
культуры имени Капранова, текстильщи-
ки — Володарский Дом культуры, рабочие
Кировского. завода — клуб. имени И. И, Га-
за. у

Сейчас ремонтируется еще девять куль-
турных учреждений. В будущем голу дол-
жны быть восстановлены все Дома культу-

то-есть независимо

мощи транслортира,
от предыдущего курса, чтобы тем самых
проверить свою работу. Но и. о. штур-
мана поленилея сделать так и проложил
обратный курс без помощи транспорти-

ра, просто перенеся параллельной ли:
неикой линию старого курса в счислимое

место конца циркуляции («Ведь так же
легче, что ж понапрасну трудиться!»)

Е этому времени. нашел туман, к
скорость хода корабля не была умень-

>.

шена. В результате многочасовое плава- «.

ние по двум неверным курсам привело
корабль в тяжелой навигационной ава-
рии (посадке на риф с большого хода).

wie

Целесообразно сказать несколько слов
© причинах, которые не позволяют про;
извести = определение — обсервованного
места корабля, Ведь. обсервация дает
штурману возможность определить невяз-
ку счислимого места корабля, учесть ее
и, тем самым аннулировав накопивтуюся
оиибку, способетвовать навигационной
безаварийности,

Первая причина невозможности 0беер-
ваций — туман, ‚угла, пурра в 1ро-
чие. условия малой видимости, Они Be
Только скрывают OT Hac берега 6 их при-
метными пунктами, пригодными для нави-
гационных ‘обсерваций, но закрывают и

черту видимого горизонта, таким образом ;

лишая штурмана и возможности изме-
рить высоты светил для астрономическо-
го определения места корабля.

Паемурность, сплошная облачность 32-
крывают небесные светила и также. ие
позволяют произвести астрономические
наблюдения,

- Наконец, в военное время, когда не го-
рят маячные огни, штурман не может по
ним определить место корабля.

Что касается определения места по
радиопеленгам, то работающие - радио-
маяки дают возможность на большом
расстоянии от берегов иметь обеервован-
ные ‘места, Но работу тех же радиома-
Яков могут использовать и корабли про
тивника. 970 обстоятельство заставляет
сильно ограничивать работу  радиомая-
ков, чтобы, лишал противника в03м07-
ности обсервации, подвергать его корао-
ти опасности навигационных аварий,

(Окончание следует)

#

РСА %

a