= = а ——

5 октября 1944 г., четверг. № 237 (1804)

Политическая работа

командира _

Ночью тральщик вышел на
1016 противника и поставил тра
тода стала свежеть. Корабль, п
валсь на волнах, шел на веет. Кругом
были мины. Одни из них рвались в
тралах, другие, подееч
а дееченные, веплывали

Тральщик ходил рядом со смертью.
Это было суровое испытание не только
боовой выучки окипажа, но и его мо-
рального духа, его стойкости и мужест-
Ba.

На ходовой мостик поднялся парторг

корабля старший техник-лейтенант Мош-
HOH.

— Как себя чувствуют молодые? —
спросил его командир корабля капитан-
лейтенант Власбв,

— Обвыкатют...

Корабль содрогнулея: в трале взорва-
лась немецкая мина, Резкий отворот
вправо, застучала на корме лебедка. Ми-
неры © осторожностью стали выбирать
трал; они работали в сплошной темноте,

Снова поставили трал, и снова ко-
рабль взял куре на вест. на вражеское
минное поле...

Тральщик выполнил боевую задачу:
фарватер на вест был очишен на не-
сколько миль. Так же успешно он вы-
полнял все боевые задания командова-
ния: под ожесточенным артиллерийским
огнем врага перебрасывал войска и 6oe-
BY технику, конвойровал транспорты,
уничтожал немецкие минные поля.

В осуществлении всех этих боевых за-
даний немалую роль сыграла партийная
организация. Командир корабля постоян-
но направляет ее к одной цели — обес-

лы. По-
еревали-

минное, н

ые заграждения для крупных и малых
кораблей и охраняют свои минные поля
сотнями минных защитников. В Услови-
ях огромной опасноети предстояло траль-
щику вести ночные операции.

Но капитан-лейтенан  Власов был
уверен в успехе — он знал, что ROMMY-
HUCTEL не только помогут ему подгото-
вить экипаж, но в ходе траления будут
вести себя образцово и воодущевлять
остальных.

— Фарватер на вест, — говорил Вла-
сов, — это путь к берегам Германии,
путь к берлоге фашистского зверя. Этот
путь мы обязаны расчистить для наших
боевых кораблей. Чем скорее мы доло-
жим; фарватер чист! — тем скорее нем-
цы узнают силу торпед и снарядов со-
ветских кораблей.

етко поставленная задача позволила
партийной организации действовать уве-
ренно и целеустремленно. Агитаторы —
коммунисты Меньшиков, Репнин и дру-
гие провели с людьми рад бесед о тра-
лении, подчеркивая естественное стрем-
ление моряков скорее ввести свои ко-
рабли в прибалтийские базы. Агитато-
ры напоминали о бдительности в HOG-
HOM тралении, беседовали о подготов-
ке аварийных партий к борьбе за живу-
честь в случае подрыва корабля на вра-
жеской мине, предостерегали против са-
моуспокоенности и зазнайства, И комму-
висты отлично подготовили экипаж к
боевым операциям. :

...На корабль пришло пополнение. Ка-
питан-лейтенант Власов заметил, что не-
которые молодые бойцы разочарованы:
им хотелось служить на крейсере или

печить безусловное выполнение приказов   миноносне, а не на тральщике, который,

командования.

как сказал один из них, считается, «не

‚.Корабль вышел в море. Экипаж его,   Совсем боевым кораблем». Командир по-

несмотря на яростный обстрел береговых /

батарей противника, действовал спокой-
но и уверенно. Примеру коммунистов —
боцмана Чекалина, старшего краснофлот-
ца Меньшикова и других — следовали и
молодые краснофлотцы. Корабль совер-
шил несколько десятков рейсов под ог-
нем врага и отлично выполнил задание
по переброске войск.

Власов всегда внимательно и серьезно
вникает в подготовку партийных собра-
ний. Одному из офицеров было поручено
сделать на открытом партийном собра-
нии доклад о задачах коммунистов и
комсомольцев в ловышении организован-
ности и военной дисциплины на кораб-
ле. Перед партийным собранием Власов
ознакомился с тезисами доклада и обна-
ружил существенное упущение — доклад-
чик законспектировал только отрицатель-
ные факты.

— Критика на партийном собрания,
конечно. нужна, -—— сказал ему  коман-
дир, — но надо обучать и показом луч-
ших людей корабля. Расскажите, напри-
мер, о работе коммуниста Череменина, 0
том, с каким мастерством он обеспечива-
ет нужный кораблю ход. А боцман Че-
калин? А котельный машинист Шагин?
Разве их боевой труд не служит приме-
ром для остальных? :

Благодаря помощи командира выступ-
ление докладчика на партийном собрании
было ярким и поучительным. Коммуни-
сты слушали его с большим вниманием,
прения носили оживленный характет.

Перед каждым партийным собранием
хапитан-лейтенант Власов осведомляется
у парторга, все ли коммунисты
комы с повесткой дня, не требуется ля
от него. как командира корабля. какой-
либо помощи в организации собрания
А когда обстановка выдвигает особенно
серьезные задачи, с докладом на партий-
ном собрании выступает сам команлир.
Так было. когда корабль получил зада-
ние — начать ночное траление фарвате-
ра на вест.

Сурово и правдиво говорил командир
коммунистам о неизбежных трудностях.
Немпы в течение трех лет ставили мин-

BHa-

ставил перед партийной и комсомоль-
ской организациями и перед агитаторами
задачу — решительно преодолеть это не-
верное представление о тральщике, вос-
питывать молодежь на боевых традици-
ях своего корабля. =

‚Собрав молодых моряков, Власов
предварительно сам провел с ними бесе-
ду о боевом пути корабля. Краснофлотцы
с огромным вниманием слушали рассказ
офицера, всю войну проплававшего на
тральщике. Молодые бойцы узнали, что
их корабль участвовал почти во всех
боевых операциях флота, активно помо-
гал частям приморекого фланга Брасной
Армии. отлично выполнил много боевых
заданий командования, Ero экипаж воз-
мужал и зацалилея в болях. Вомандир
рассказал о подвиге старшины 2 статья
Кузнецова, погибшего смертью храбрых
в олном из боев с немецкими захватчи-
ками, и призрал бойцов отомстить за
его смерть. Эта беседа оставила глубо-
кий след...

Командир этим не ограничился. Он
собрал агитаторов и поручил им прове-
сти беседы с молодыми бойцами о луч-
ших людях корабля, рассказать, 35 ка-
кие подвиги получили ордена и медали
машинист Череменин, боцман Чекалин,
рулевой Анахин и другие.

Командир часто беседовал с молодыми
бойцами. вызывал их на откровенные
разговоры и исчерпывающе отвечал на
Bee их вопросы. Всё это способетвовало
быстрому формированию политического
вознания молодых бойцов, Они хорошо
овладевали боевой техникой, умело дей-
ствовали Ha своих боевых постах.

Забота 06 идейно-политическом росте
моряков экипажа — отличительная черта
воспитательной работы Власова. Он лич-
HO ведет занятия со-старшинами, тща-
тельно готовится к ним.

..Корабль вернулея с очередного ноч-
ного траления. Вею ночь напролет капи-
тан-лейтенант Власов не сходил с ходо-

вого мостика, командуя кораблем, ма-.

неврируя следи мин. Фарватер на вест
продвинулся дальше... . 5

Лейтенант Н. БАДЕЕВ,

Санаторий будущих матерей

Секретариат ВЦСПС организовал в’ Со-   ство медицинского персонала. При санато-

кольническом районе столицы первый в
стране санаторий для беременных женщин,

Отдыхающие получают
ние, Установлено круглосуточное

ани оневшьеныицый ня

4-разовое пита-
дежур-

рии имеется библиотека, читальный зал. Ра-
ботают кружки художественной вышивки,
кройки и шитья, устраиваются лекции, кон-
церты, кнносеансы, (ТАСС).

SRS

РЕ СОСУТ we

Черноморский флот. Старший техник-

лейтенант Н. Бойченко обеспечил свы-

ше тысячи безаварийных вылетов.
Фото А. Новикова.

Награждение

военных моряков

ДУНАЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ, 4 октября.
Команлующий Дунайской флотилией Чер-
номорского флота от имени Президиума
Верховного Совета Союза ССР наградил
орденами и медалями большую группу воен-
ных моряков,

За образцовое выполнение боевых зада-
ний командования и проявленные при этом
отвагу и ‘мужество орденом Красного Зна-
мени награждены капитан 3. ранга Денисов,
капитан-лейтенант Карачун, старший  лей-
тенант Калагуров, лейтенанты Нетесанов,
Никольский и Позцнышев, младший лей-
тенант Жилкин и старший краснофлотец
Konapes.

Орденом Отечественной войны 1-й степе-
ни награждены старший лейтенант Черка-
сов, лейтенанты Скородумов и Сорокин,
старшина 1 статья Жуковский и старшина
2 статьи Гухман.

Орденом Отечественной войны 2-й степе+
ни награждены 11 военных моряков, орде-
ном Красной Звезды — 28, медалью «За от-
вагу» —9, мелалью Ушакова — 4, медалью
«За боевые заслуги» —2 и медалью Нахи-
мова — 1. :

© ЮБИЛЕЙ ABHALMOHHOTO
i ПОЛКА

ДЕЙСТВУЮЩИЙ: ФЛОТ,
Летчики Северного флота торжественно
отметили пятилетие авиационкого полка
морских разведчиков.

На вечере, посвященном юбилею, высту-
пил с докладом гвардии подполковник Лит-
PHHOB Он рассказал. о боевой истории  пол-
ка. Свое первое’ крещение разведчикч полу:
чили в 1939 году, в дни боев с белофинна*
ми. С самого начала Великой  Отечествен-
вой войны летчики полка в любую погоду,
при любой обстановке вылетают на. комму-
викавии врага, к его’ аэродромам и, базам,
Подвиги Героев Советского Союза Вербин-
ксго, Елькина, Селезнева, Суворова, ’Тур-

4 октября.

Kosa, Шенна известны далеко за пределами’:

флота,
В успех. каждой боевой операции против
плавсредств и баз противника вложен

немало усилий и отваги
ских разведчиков.

летчиков — мор-

НА СТАНЦИЯХ МЕТРО
УСТАНАВЛИВАЮТСЯ НОВЫЕ
СКУЛЬПТУРЫ

К Октябрьским праздникам на станциях
Метрополитена будут установлепы новые
скульптуры, у
кусств Украинской CCP Л. Муравин и
Я. Лысенко закончили для станции «Бау-
манская» работу над горельефом «Защит+
ники Москвы». На фоне Кремля и мавзолея
Ленина изображены фигуры партизан, пе:
хотинца, моряка, летчика и танкиста. В
срелнем зале станции ведутся сейчас от-
делочные работы. Установлены, порфирные

пилоны, Между ними отделываются мозайч--

ные ниши. Скоро они украсятся повыми
скульптурами В. Андреева на тему «Фронт
и тыл», ;

Народный художник РСФСР лауреат
Сталинской премии скульптор М. Манизею
закончил скульптуры для станций Покров-
ского радиуса. Две его работы «Зоя Кос:
модемьянская» и «Партизан Кузьмин» на-
днях установлены на станции «Измайлов-
ский MAPK культуры и отдыха имени
Сталина», (ТАСС).

ор Е

Рассказы из истории русского флота
——ПЩ—Щ—Щ—Щ—ыЩ®—®—Ю®—Ю—=—ы—®=—ы—ы<<—ы—==ЗОЗО«ОЫ АМ

палубы от
гротмачты развеслась частая дробъ бараба-
Ha — сигнал собираться на молитву. Еще
нерасторопные молодые матросы сбегали
по трапам, когда Федор Федорович спус-
тился в жилую палубу из своей каюты и
устойчивым шагом старого моряка прошел

Ровно в девять с верхней

между шеренг команды к аналою, On es
в мундире с Георгием и Александром te
ским — памятью о черноморских победах.

Союзному флагману, которого он при’
гласил к сёбе по случаю ночного  произ-
шествия, надлежало припомнить и
рию и Тендру, чтобы шкандальная ee
дивость в дозорной службе не повторяла у
«Коли ласковость не воздействует, wee
но поступать со строгостью», — решил a
мирал еше поутру, окачиваясь холодной.
забортной водой,

Вызванный  главнокомандующим т
дир «Петра» стоял слева от ай
пытливо поглядывал на него. и) ;
Ушаков был занят одною молитвой. ме
во крестился, склоняясь всем panic
и широкоплечим станом, а с © ветр rn
лица под высоким лбом серые глаза ot
мательно смотрели на паникалило paver
иерея. Но Сенявина это наружное eas
венное состояние не аи.
давна разбирался в настроениях ме.
Складки кожи в углах тесно сж трей
Федора Федоровича былн Пао 4
ной работы мысли и тбудных 3299 .
самом деле это было так, :

Главная мысль Федора Федоровича был,
о Корфу, о том, что бесплодна oot
имеющей изрядн й запас

крепости, ) rap-
ха, ядер, бомб, провианта see oh
низон. Время, в которое re й пприбрежьй
споро помогать на Я аби зря
Александру Васильезичу i предприятие
уходит. Однако же ОТ далее нуж-
захвата Корфу невозможно. театре, ка-

ны база и выгодрая позиция на

резавший линию турецкого дозора,

стился, Чтобы неприметно проскользнуть.

Про «Летучего Голландца» Сказки бако-

Александр ЗОНИН
a

ковою толико сей второй средиземномор-
ской Гибралтар может являться,

От этой мысли бежали другие, На по-
мошь Петербурга’ рассчитывать нечего.
Подкрепление. пришедшее с Пустошки-
ным, ничтожно, а второго не будет. В Стам-
буле нерешительный и вялый союзник слу-
щшается недоброжелательных советов дру-
гого союзника,  опасающегося больших
побед андреевского флага. Вее сие, конеч-
во, известно Али-паше Янинскому.

Может статься, сызнова варвар  укло-
нится OT обязательств прислать полки.
Штурмовать же Корфу надо хотя бы по-

‘тому. что корабли расползаются.

Федор. Федорович неприметно вздохнул
и снова перекрестился. Служба кончалась
во-время. Уже в помещений стало душно
от затхлой сырости гнилого дерева, непро-

‚сыхающих одежд и дыхания сотен людей,

«Вот и «Павла» надо тимберовать, —
подумал адмирал. — Еще раз обшивочные
доски прорвут болты, которыми прижаты к
кораблю, так вода рекою пойдет в трюмы—
совсём расслабилось скрепление»,

На пути из палубы адмирал встретился
взглядом с молодым матросом, который
вочью, заметив французский фрегат, про:
пере-
полошил вахту,

— Ну, Петренко, — сказал адмирал, —
уверился, что не «Летучего Голлайдца» ви:
дал? ¥

Петренко смутился, обиженно пробасил:

— Кто ни есть, моя справа доложить
вахтенному офицеру. А как у него паруса

черные. а господин боцман нам говорили...

—- Вычерненные, брат, вычерненные, —

перебил адмирал. — На хитрость враг пу-

вые и более ничего... Пошутил” с тобою
боцман. Ясно? Или еще не понял?

‚ = Чего ж оне понять, нема чортова гол:
ландца, одни байки. про то —= опять. нехотя
забасил матрос.

— Добро. Молодец! Передай мое при-
казание, чтобы тебе лишнюю чарку дали
за хорошую вахту. :

Ушаков обернулся к Сенявину и громко
сказал:

— Настоящий русский матрос. И чего с
такими храбрецами долго маячить перец
островом, Штурмовать надо теперь же
французов. .

Весть о. скором штурме и, значит, окон-
чании утомительного зимнего . крейсерства
быстро дошла на бак. Здесь ждали дудки
получать утреннюю порцию водки с закус-
кою; матросы жались к мачте, шпилям,
прятались от дождя под шлюпочными ро-
страми и оживленно гудели. Неподдельное
веселье это учуял адмирал и тоже вышел
наверх под моросящий дождь, с удоволь:
ствием подставляя лицо резким  порывам
ветра, Нежданно высказав свое решение, on
почувствовал себя легко, морщинки у губ
разглалились. Он даже взял черноморско:
го старого соратника под руку и дружески
заговорил:

— Так-то, дорогой Димитрий Николае-
вич, звал, сударь, об’явить вам поход к
лорду Нельсону. Но теперь пошлю более
молодого человека — Белли с его фрега-
том. Вам поручаю левый фланг атаки Бо-
ны разобъете и суда противника в бухте при
сбщем наступлении заставите флаг спус-
тить;, Сие в одно время будет помочью с
тыла атаке островка Видо.

— Но приуготовления, = начал Димит-
рий Ннколаевич, — думая о том, что у
французов более трех тысяч штыков. кро-
ме. канониров при 600 пушках. что нужны
фашины и штурмовые лестнины и придви:

ского плана Гитлера,

Заслуженные - деятели uce .

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Разгром и пленение германских воен-
но-морских сил на Черном море и изгна-
ние немецко-фашистских ниратов с этого
важного морского театра ознаменовали
крушение всех позиций германского им-
периализма на морях, омывающих берега
’Евроны, Несомненно, ч1о вторым по зна-
чению морским театром, на ‘котором гер-
манские империалисты давно уже стреми-
лись установить своё, господство и где им
грозит такой ‘же разгром, является Бал-
тийское море. Мы уже указывали в пре-
дыдущем морском обозрении, что именно
здесь могут разыграться важнейшие за-
вершающие морские операции нынешней
войны. Ход событий вполне подтверж-
дает это предположение.

Стремление германского империализма
5 господетву на Балтийском море нераз-
рывно связано с обширными разбой-
ничьими планами фашистской клики, Эти
планы она получила в наследство от своих
предшественников времен Вильгельма ЦП,
которые также рассматривали Балтийское
море как один из важнейших путей на
Восток. В немецком морском варианте
«Дранг нах Остен» Балтика всегда учи-
тывалаеь как столбовая дорога. Разгром
фашистов на Балтике и предетоящее их
изгнание и © этого морского театра имеют
поэтому общеевропейское значение с точ-
ки зрения избавления вбего континента
от немецкой угрозы м общеполитическое
значение с точки зрения создания проч-
ной гарантии против каких бы то ни было
попоазновений германского империализма
в будущем.

Германская экспансия в зоне Балтий-
ского моря всегда была устремлена на
Восток. к его восточным берегам, и обяза-
тельным ев элементом была угроза неза-
висимости всех балтийских государетв, 8
в нынешней войне, развязанной ‘ гитле-
POBCROM камарильей, — самому сущест-
вованию народов этих государств. На про-
тяжений только последних тридцати лет
Балтийское море дважды лвлялось об’ек-
TOM разбойничьих походов  терманских
захватчиков. Они всегда исходили из того
простого положения, что немецкое  гос-
подетво на восточном берегу Балтийского
моря является непременным условием
сохранения в руках Германии господства
над всем Балтийским морем, над вееми
eco берегами. В ходе нынешней войны
гитлеровские завоеватели пытались к т0-
MY же прочно закрепить 3a собой и конт-
роль над западными входами и выходами
Балтики, оккупировав Данию и Норве-
raw, Ho pee же ключ к решению «балтий-
ской проблемы» немцы, как и в прежнае
времена, искали на Востоке. Они думали
найти его в водах Финского залива.

Теперь уже очевидно всем, что судьба
балтийских стран решалась не в боях за
Норзегию или Данию, & в боях за Ленин-
град. Великий русский город на Неве и
его страж на западе — Воонштадт-при-
остановили экспансию гитлеровской Гер-
мании в восточные части Балтики, Пора-
жение немецких войск пол Ленинграхом
`было` началом полного крушения балтий-
& затем и позиций
германского империализма в зона Балтий-
ского моря, Решающие события разверну-
лись как раз в этом году, когда герман-
ские войска были разбиты nor Aenusrpa-

дом, отбэошены к гранидам Советской 9с-

тонии. а в последующих боях выбиты из
всей Эстонии, из восточной части Латвии
и Литвы. Не случайно, а виолне законо-
мерно с этими поражениями Немвцеих
войск во времени совпало решение пра-
зительств» Финлянлии порвать с гитле-
ровской Германией и начать переговоры ¢
Советским Союзом и Великобританией о
перемирии. Соглашение о перемирии меж-
ду Советеким Союзом и Великобританией,
с одной стороны, и Финляндией—е дру-
гой, подписанное 19 сентября, было ло-
гическим следетвием измененного Красной
Армией военного положения в зоне Бал-
тийского моря, Балтийский план Гитлера
тем самым потерял одну из важнейших
своих опор, 8 после разгрома немецких
войск в Эстонии и вовсе повис в воз-
духе.

На протяжении последних лвух нетель
в восточной части Балтийского моря про-
изошли радикальные перемены. Северный
и южный берега Финского залива, как и

НЕ Соса па

ОЗ Teles ВоВе

‚‘нутые к фортам осадные батареи и многое

другое, без чего крепости сухопутными ге-
нералами не берутся.

Ушаков не дослушал бывалого капитана

—- Знаю. Измаильский пример Суворова
перед глазами. Пока вы в плавании были,
мы тут потруднлись — две батареи устрои-
ли, егеря, корабельные солдаты и добро-
вольцы корфиотские в штурмах и показа-
тельных учениях совершенствуются. Беда,
людей мало; придется половину корабель-
ных команд в десантные партии назначить.
Да что ж, пойдем на берег, само посмот-
ришь,—вдруг закончил Фелор Федорович.

Барказ спустили живо — иначе He ве-
лось при Ушакове, — и гребцы дружно опу-
стили весла на воду. Из’еденный корпус
корабля стал отходить, а серый палаточный
лагерь на берегу ширился, и, когла матро-
сы ловко проводиля сильными  гребками
широкий барказ между затопленных фран:
цузами галер и шхун, перед Сенявиным
простерся целый город. Он с удивлением
увидел на пригорке выбеленные стены гош-
питальных ‘бараков и врытые в землю по-
греба. По каменистой дороге тащили све-
зенную © транспорта мортиру, взятую на
Санта-Мавра. Какие-то корфиоты окружи-
ли Ушакова на пёрекрестке барачных улиц.
Они кланялись, выспрашивали об управле.
нии территорией, оставленной французами,
жаловались на хищения, произведенные
отступившими войсками неприятеля, Уша:
ков внимательно выслушал всех, а Потом
раздельно сказал;

— Повторяю вам, господа, сначала возь-
мем крепость. а потом гражданское управ-
ление устроим. Не должно вам на веницей-
ское или французское управление огляды-
ваться Также не следует ждать, что мы
у вас российские законы введем. Мы не
завоеватели ‘и желаем по вашим самобыт-
ным ‘условиям устроить республику Семи
Островов.

С южной живостью корфиоты, перебизая

друг Друга, стали благодарить адмирала,
Но он внушительно. повторил:
— Господа, сначала возьмем крепость.

Неладвно делить шкуру неубитого медведя.
И снова Сенявин удивился: как в Кон-
стантинопол» адмирал оказался умелым

НА БАЛТИ

МОРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

самый залив, от устья Невы до выхода в
открытое море уже очищены от немецких
пиратов. Краснознаменный Балтийский
флот прочно господствует на всем задиве
и контролирует тедерь важнейшие
подступы на западе, С необыкновенной
быстротой оправдались самые худшие
предположения битых немецких адмира-
лов. В германовах мороких кругах пола-
тали, что раньше зимы Красная Армия не
сумеет утвердиться на южном побережье
Финского залива, который к тому времени
покроется ‘льдом, и Ираснознаменный
Балтийский флот, таким обуазом, не ус-
пеет выйти в открытое море. Эти надеж-
ды оказались беспочвенными,

Советская Эстония освобождена от
немецких войск, немцы изгнаны с остро-
вов Вормеи Cap, Myxy (Moon) и
Хиума Clare). Немецкий контроль над
Финеким и Ботническим заливами слом-
лен. Над этими двумя важнейшими за-
ливами Балтийского моря господствуют
теперь советские морские и воздушные
силы. Продолжается борьба за Рижский
залив, почти весь восточный берег кото-
рого уже очищен от гитлеровцев. По-
следнюю важную позицию у вхола в этот
залив — остров. Сарема (9Эзель) — нем-
цам едва ли удастся долго удерживать
в своих руках. Борьба за Рижский залив
должна завершиться разгромом против-
ника CO всемп вытекающими из этого
последствиями.

Военные действия перемещаются на
запад в незамерзающую часть театра.
Гитлеровцам, следовательно, нечего рас-
считывать на какую-либо передышку. В
тому же продолжающиеся активные дей-
ствия Красной Армии на Рижском на-
правлении и успешные бои для наших
войск в районе Иелгава (Митава) пред-
ставляют собой весьма грозное предзна-
менование и напоминание гитлеровцам,
что дни их господства также и в Вент-
спилее (Виндаве), Лепае (Либаве) и в
Наланге сочтены. Теперь  гитлеровцам
приходится тревожно оглядываться на-
зад на Данцигскую бухту, которая еще
недавно рассматривалась германским
морским командованием в качестве важ-
вейшей тыловой базы остатков герман-
ского флота, отведенных в Балтийское
море. Данцигская бухта и находящиеся
здесь порты Хель, Гдыня и Данциг толь-
ко временно остаются еще в руках нем-
цев. Изгнание их отсюда также является
необходимым условием спокойствия для
балтийских государств, которые так
жестоко пострадали от разбойничьих на-
бегов немецких захватчиков.

Операции на Балтийском море приоб-
ретают все более выдающееся значение
в связи с общим ходом наступления
Красной Армии. Борьба за Рижский залив
сзначает не что иное, как борьбу 3a
приморекий фланг немецких армий, при-
крывающих северо-восточные подступы
к Восточной Прусени, а следовательно
также и к Данцигской бухте и Помера-
нии. Упоретво противника поэтому боль-
ше чем понятно. Но тем более велико
значение операций советских наземных,
воздушных и мореких сил, выбивающих
немцев из их последних позиций в Риж-
ском заливе,

Бои за освобождение всей зоны Бал-

тийского моря от немецких пиратов
вотунают в наиболее ответственную фа-
зу. Гитлеровцы отлично понимают, что
потеря ими острова Сарема и балтийского
побережья советских республик Латвии
и Литвы означает для терманевких мор-
ских сил перемещение центра тяжести
военных действий на море непосред-
ственно в германские  территорнальные
воды. Такой ход событий чреват для
гитлеровцев неиечислимыми последетвия-
ми. В частности, они неминуемо влекут
3& собой дальнейшее ослабление позиций
Германии в отношении Швеции. Нрестих
гятлеровского флота должен теперь не-
‚минуемо сильно пасть и в западной части
  Бадтийского моря, а это не может не
привести к ухудшению положения гер-
манеких захватчиков в Дании и Норве-
гии,

Германский ихпериализм пытался по-
своему, разбойничьими средствами ре-
шить балтийский вопрос в свою пользу.

Теперь настало время окончательно ре-

ebb aW

Sen

дипломатом, так злесь нежданно выступал
OH государственным ‘политиком.

Между тем, тучи расходились. Выгляну-
ло солнце и резко осветило крутую гору с
толстыми стенами цитадели,
парапетами и башнями. Отсюда, с пригор-
ка, Корфу и его выдвинутые форты пред-
ставали во всей неприступной грозности,
Ушаков показал на них твердым жестом и
снова повторил: ,

— Это еще не завоевано.

Корфиоты = выжидающе смотрели на
главнокомандующего.
— Ияженеры и землекопы, мешки и

лопаты —вот что от вас требуется! — нару-
шил Ушаков наступившую тишину и выта:

щил из кармана камзола свои часы-лу-
козицу, даренные незабвенным Потемки-
HEIM,

До приема бея, флагмана союзной эс-
кадры, оставалось два часа без малого. Но
адмиралу хотелось еще побывать на бата-
рее, которую возводили против форта
Сальвадор, и он потребовал лошадей, Под-
вели горячих андалузцев’ Адмирал, от-
странив услужливую руку, легко прыгнул
в седло. Копыта коней зачавкали в глине
дороги, Ушаков‘ и Сенявин уже под’езжали
‚К свеже васыпанному люнету, когда ©
французской стороны прогудело в воздухе
ядро и шлепнулось в нескольких шагах от
всадников. „Лошади испугались и броси-
лись с дороги в галоп. С трудом удержав-
шись в седле, Сенявин позавидовал адми-
pany: «Hy uw стари«! Будто родился кава-
леристом! Осадил, что’ даже ноги у коня
Задрожали. Крепкая рука Знать, не забыл,
как на медведя с рогатиной ходил».

Два батарейца-матооса полбежали при-
`нять лошадей. Прищурив глаз, адмирал
вспомнил их фамилии, пожурил за’ лохмы:
«Ликарями Стали, на корабль пускать
страшно», Посмеялся, и каменистой тропою
между багровевших лоз винограла бодро
пошел в гору, Сенявин опередил Федора
Федоровича и теперь шел навстречу с пе-
хотным капитаном и батарейным лейтенан-
том,

Капитан’ сказал, что работы подходят к
концу. Прошедшей ночью французы дела:
ли вылазку, внезапным нападением  стес-
нили пехоту, но матросы во-время поддер-

его.

менного Балтийского флота. ‘

с широкими

‘отдал адмиралу честь по. всем

бой и встряхивали

СКИХ ПРОСТОРАХ

шить этот вопрос таким образом, чтобы
германский империализм никогда впредь
не был в состоянии угрожать народам,
населяющим берега этого моря. В чает-
ности, вполне закономерна постановка
вопроса об устранении германской угро-
зы выходам и входам Балтийского моря
Ha западе. Дважды на протяжении 30
лет германские империалисты иеключи-
тельно в своих интересах закрывали
доступ в Балтийское море и выход из
него для всех других стран. Это не мо-
жет быть дальше терпимо.

В тесной связи с будущим Балтийеко-
го моря стоит вопрос о судьбе герман-
ских баз на балтийском побережье, a тах-
же Кильского канала.  Знаменательно,
что на страницах лондонской газеты
«Сандей таймс» прошла недавно дискус-
сия о Кильском канале. Во время этой
дискуссии были. высказаны самые  раз-
личные точки зрения. Олин из участни-
ков дискуссии, Ллойд Хамберотон, ука-
зывал, что захват Германией  Шлезвиг-
Гольштейна в 1866 году и последовав-
шая за этим постройка Кильского канала
явились «как бы прологом к трагедии, от
которой теперь страдает весь мир». По
мнению Хамберетона, Кильский канал
представляет собой ключ к Балтийскому
морю, и тот, кто его держит в своих ру-
ках, держит ключ к европейскому миру.
Поэтому одним из условий мира, по мне-
нию  Хамберстона, должно явиться уни-.
чтожение германского господства над
Кильским каналом. Другой участник ди-
скуссии Виктор Рейкс полагает, что луч-
шее решение вопроса о Кильском канале
состояло бы в том. чтобы создать под
британским руководством специальную
укрепленную зону по обе стороны кана-
ла. которая включала бы также в своп
пределы стратегические острова на Ce-
верном и Балтийском морях. Против
предложения Рейкса резко возражал
представитель Датского совета в Лон-
доне 1. Гундел, считающий, что Виль-
ский канал должен находитьея под
международным контролем. Наконец, от-
метим мнение, высказанное еще одним
участником дискуссии Ааленом: <«Виль-
ский канал, — пишет он, — не имел и
никогда не должен был иметь кэакую-ли-
бо ценность для хругих целей, кроме
стратегических. Все торговые нужды
балтийских стран могут быть обеспечены
проходом через Зундекие проливы. Что
васается Кильского канала, то его нужно
рептить раз и навсегда—-взрывом его со-
оружений и полным уничтожением са-
мого канала».

Столь крупный интерес к- Кильскому
каналу и различные предложепия о его
судьбе в будущем только подтверждают,
что вопрос об обеспечении безопасности
в зоне Балтийского моря приобрел ак-
туальное значение. Разумеется, в наилуч-
шем решении этого вопроса заинтересо-
вано в первую очередь Советское госу-
даретво, против которого прежие всего
были направлены разбойничьи  завоева-
тельные «балтийские планы» гарманеко-
го империализма. К тому же совершенно
очевидно. что разгром позиций герман-
ского империализма на Балтийском мо-
ре — прямое следствие героических yeu-
лий Советского Сотоза. результат боевых
операций Красной Армии и Враенозна-
менного Балтийского флота. Ни одна дру-
гая балтийская держава не помешала, а
некоторые и не пожелали помешать гер-
манскому империализму на протяжении
многих лет пиратотвовать на Валтико.
Гарантом спокойствия в зоне Балтинско-
го моря является то государство, кото-
poe силой своего оружия уничтожает не-
мецких пиратов и тем самым предотвра-.
щает гибельное для весхо балтийских
стран господетво гитлеровцев на baaru-
ке.

Военные действия в районе Фалтий-
ского моря должны ускорить общий раз-
гром гитлеровской Германии и 0680б0ж-
дение Дании и Норвегии из-под немен-
вого ига. Балтийская проблема в целом.
теперь решается в жестоких битвах на.
территории советских республик Литвы
ий Латвии и на просторах Валтийского
моря, где сражаются моряки Враснозна-

И. ЕРМАШЕВ.

ЕЯ

жали. Ганшаугами поколотили неприятеля,
рота оправилась и взяла неприятеля во
штыки. Адмирал захотел узнать, ‘какой
смекалистый воин вооружил матросов для
рукопашного боя ганшпугами. Капитан наз-.
вал гардемарина Ивана Ушакова. От удо-_
вольствия, что племянник проявил-в пер-
вом своем бою храбрость и сметку, адми- о
рал залился краской. Значит, воспитание на
эскадре не без пользы для сироты, Теперь.
можно будет прозить
водстве Ивана.

— Прикажете позвать гардемарина Уша-
кова? — спросил капатан.

Адмирал нерешительно посмотрел на Се-
нявина и офицеров, стесняясь чувств, вы-
разившихся на его лине, :

— Желательно‘ на моего ученика взгля-
нуть, — поспешил сказать Сенявин. Он лю-
бил Ивана и в Севастополе зимою  зани-
мался с юношей по навигации и математи-.
ке. т!

Звать гардемарина не пришлось. Он таил-
ся в палатке, опасаясь взыскания ‘за от-
лучку с корабля. Теперь он вышагнул и.
правилам
артикула. Глазами он уставилея на алми- _
рала © надеждою на прошение. Это Федору
Федоровичу не понравилось. Он сухо ска-
зал, что в баталии Иван поступил хорошо,
но за нарушение дисциплины немедля от-
правится. на «Павел» и посидит на марсе
до сигнала разбирать койки.

`Сейчас же, не допуская ходатайства за
виновного, адмирал заторопился в осмотр
укреплений. Ов нашел, что прислуга бата-
реи плохо укрыта. В предстоящей дуэли с
крепостью надо ждать каленых ядер и нало‘
упредить французских артиллеристов-—на-
дежно защитить батарею,

— Больше мешков с песком. Труда сей-
час не жалеть, в бою легко будет,--закон-
чил он наставление офицеров.

Солние уже было в последней четверти
небосвола, когда барказ пошел обратно.
Задул береговой ветер, волны шли впере-
барказ, сбивая с пути. .
поставила щегольские паруса.

t

}

министра о произ-

Команда

Окончание см. на 4-й стр.

a.