и сагясрА 1944 Г

Se

. пятница. № 238 (1805)

Fn rene ama inhi

Fe Nit Cua

SERRE

EST

SOIT

Из опыта одной десантной операции

Части Красной Армии получили при-
каз овладеть Н-екими островами. Пред-
стояло провести ряд последовательных
десантных операций, используя каждый
новый занятый остров как плацдарм для
прыжка на другой.

В качестве десантных средетв приме-
нались зарекомендовавшие себя в подоб-
ных операциях тендеры, катера типа
«КМ», «ЗИС» и частично шлюпки. В ус-
ловиях шхерного театра, относительно не-
больших глубин они оказались единетвен-
но пригодными.

В этой операции широко использова-
лись дымы. Действовать следовало скрыт-
но, так как противник хорошо просмат-
ривал весь залив. Дымы ставились ка-
терами и авиацией, ^& также стационар-
ными установками на островах, уже за-
хваченных нашими частями,

Корабли десанта вышли из мест
сосредоточения. Поддерживали их 6е-
реговая и армейская артиллерия, & также
авиация и катера сопровождения.

В течение трех дней был занят pax
островов. Особенно упорно?‘ противник
защищал один из них, закрывающяй
вход в залив. Близость этого острова к
вражескому побережью позволала про-
тивнику быстро подбрасывать подкреп-
ления и поддерживать его гарнизон все-
ми видами огня,

Для обестечения продвижения десанта
на берегу были успешно использованы
средние танки. Они произвели большой
моральный эффект, — противник никак
не ожидал появления их на островах.

Враг всеми силами стремился  удер-
жать острова; ‘так как с ‘их падением хля
наших кораблей открывалея свободный
проход в залив, Противник He только с03-
дал мощную огневую завесу и усилил гар-
низоны, но и направил в этот район ко-
paban,

Вся тяжесть борьбы с ними легль на
отряд прикрытия. Военные моряки не
допустили вражеские корабли к десанту
и нанесли им существенный урон. Выли
уничтожены канонерская лодка, четыре
быотроходные десантные баржи, BooDv-
женный транспорт и несколько катеров.
До десяти кораблей противника получи-
ли повреждения. Понеся серьезные поте-

‚ КРАСНЫЙ ФЛОТ

Ти, противник отошел ‘под прикрытие
своих береговых батарей.

После занятия первых островов вы-
Садочные средотва стали подвозить под=
крепления и боезапас, эвакуировали: ране-
ных. На островах была организована, кру-
говая оборона, установлена огневая си-
стема для обеспечения последующих опе-
раций.

При проведении подобных операций в
отрыве от основных баз особенно остро
стоял вопрос о ремонте и восстановлении
плавередетв, поврежденных в боях. Эта
задача успешно разрешалась. Были ис-
пользованы местные ресурсы, команды
катеров создавали походные ремонтные
мастерские. Они быстро ремонтировали
поврежденные катера, причем нередко
выполнялись работы заводского характе-
ра.

Особенность десанта на острова заклю-
чалась в том, что для соблюдения скрыт-
ности приходилось расередоточивать силы
и средства на большом пространстве, ми-
нимально пользоваться связью, что 34-
трудняло управление. Офицеры связи,
знавшие общий замысел операции, дея-
тельно помогали командованию в управ-
лении боем, информировали ero 06 обста-
HOBKE. 5

На небольших сравнительно простран-
ствах скапливалось много сил и средств,
разнородных по своему составу и такти-
ческим элементам, Поэтофу особенное
значение приобрела организация взаимо-
действия.

В артиллеряйско-ввиационном наступ-
лении при взаимодействии флота и армии
необходимо тщательно тотовить расчеты
И определять моменты ‘ударов артилле-
рии — береговой обороны, армейской я
корабельной; а также атак авиации; на-
чало и конец этого наступления —— стро-
го координировать с действиями десант-
ного отряда. Этапы боя должны точно
выдерживаться на всем протяжении опе-
раций,

При овладении островами все эти виды
взаимодействия благодара умелому еочё-
танию, а также героическим действиям
личного состава армии и флота привели к
победе.

‚ Капитан 3 ранга А. БОНДАРЧУК.

Краснознаменный Балтийский флот.

ОБЗОР
м зеркале

В криво

Окончилась летняя практика курсантов
высших военно-морских училищ. Для
большинства будущих офяцеров время
пребывания на кораблях и в частях фло-
та было серьезным испытанием их теоре-
тических знаний и морских качеств, пе-

риодом напряженного труда и учебы.
Только, если верить газете «Вымпел»,
курсанты Тихоокеанского высшего воен-
но-морского училища провели практику,
не утруждая себя, словно беспечный от-
дых на лоне природы.

Одним из первых сообщений в практи-
ки был очерк о ночной рыбной ловле,
расписывающий идиллические картины
безмятежното времяпрепровождения кур-
‚сантов на каком-то прекрасном острове.
Затем последовали заметки о шахматном
турнире, 0 просмотренных кинокарти-
нах. прослушанных концертах. Особенно
обстоятельно описывала газета художе-
ственную самодеятельность  вурсантов.
Подробно излагалея репертуар и оцени-
залось качество исполнения. Вот как, на-
пример, выглядит заметка, подводящая
итоги летней практики на вораоле, где
командиром т. Корпер:

«Во ‘время пребывания курсантов
корабле они оказывали активную по-
мощь в организации ии ПДА
корабля и активно участвовали В Бо i
Курсанты Тверсков, Балагулов и ров
ский стали готовить номера... Выступле-
ния самодеятельности в пионерском ла-
гере, на корабле и в ей
ду пользовались большим ыы 5
цёрт вел курсант Юровский... р :
вождении джаза выступил с пением А
сант Тверсков. Сольные номера исполнял

Ce Балагулов».

Hixde. ‘sdaabaate придала редакция a
ническим достижениям курсантов, можн
благожелатель-
судить по тому, что столь canes
ная рецензия помещена на ре ни
первой полосы, под самым заголове
‘BETHI, 4
Нельзя сказать, чт
практики курсантов г
раничила заметками 0 чи
самодеятельных  ВоНЦ ‘ :
описывая практику курсантов на тории
ках, газета изображала ее ВИ
увеселительную прогулку. Вмее

0 освещение летнеи
азета «Вымпел» ог-
ночной рыбалке и
Но даже

на.

ПЕЧАТИ

ного критичеекого pasbopa отдельных
выходов в море на вестах и под парусами
читателям  преподносились  надоевшие
зарисовки с неизбежными аксессуарами
«морского» очерка: «свежий ровный ве-
терок», «бронзовые тела гребцов», «лег-
кие шлюпки, похожие на белых крылатых
чаек», ит. д. ит, и.

Морские прогулки на шлюпках, рыб--

ная ловля, художественная самодеятель-
ность — так весело и беззаботно выгая-
дит на страницах «Вымпела» важнейший
этал в жизни и учебе будущих офицеров.
После прочтения материалов о летней
практике становится понятным парадок-
сальное заявление газеты в одной из за-
меток: «Много ‘свободного времени есть
у курсантов».

Видимо, редакция исходит из этого
утверждения, уделяя такое непомерно
большое внимание и место всякого рода
развлечениях в ущерб показу опы-
та передовиков учебы и практики.
Видимо, редакция веерьез считает, что
умение петь и танцовать так же необхо-
димо будущему офицеру, как и отличное
знание боевсй техники. Не случайно в
одном из номеров газеты она публикует
дифирамбы по адрееу выпускника учили-
ща лейтенанта А., который, по утверж-
дению автора, является «самым автори-
тетным человеком на корабле». Такую
популярноеть лейтенант завоеват, оказы-
вается, не чем иным, как своими не-

обычайными способностями в... танцо-
вальном искусстве:
«Тов. А. — веселый, темпераментный

человек. Даже у не умеющего танцо-

вать начинают ходить ноги, когда лей-

тенант А, под азартные крики и хлопки
всей комавды с кортиком в зубах пля-
шет лезгинку»,

Плохую услугу делу воспитания Kyp-
сантов оказывает газета, выставляя в
качестве положительного примера кари-
катурную фигуру танцора «6 кортиком в
зубах». В такой же мере плохую услугу
оказывает редакция, изображая практику
курсантов в кривом зеркале, выдвигая на
первый план забавы и развлечения и за-
бывая 0 трудном процессе овладения
офицерокими знаниями-и опытом,

a

Занятия в музыкальных школах Белоруссии

СС). Тысячи бе-

МИНСК, 5 октября. (ТА прерванное

возобновили

лорусских детей   Сегодня
войной музыкальное рая блики
в шести областных городах Р

открылись музыкальные школы.

В Государственной Белорусской консер-
ватории закончены приемные экзамены.
100 одаренных юношей и девушек зачис-
лены студентами. Среди них много парти-
зан и участников Отечественной войны.

о

] предложений уже осуществлено.

Северный флот; Катер-охотник  Гвар-

дейского Краснознаменного дивизионз

забрасывает глубинными „бомбами ме-

сто появления немецкой подводной

лодки.

Снимок специального фотокорресисндента
_ «Красного Флотах Н, Веринчука

>

На флотах
и флотилиях

ПО ТЕЛЕГРАФУ И ТЕЛЕФОНУ

ОТ КОРРЕСПОНДЕНТОВ
«КРАОНОГО ФЛОТА»

—

Предоктябрьское
соревнование

на предприятиях флота

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 5 октября: На судостроительных,
судоремонтных и других предприятиях
флота отмечается все нарастающий произ-
весдственный под’ем. Включившись в’пред-
октябрьское социалистическое соревова-
ние, рабочие, техники, инженеры этих пред-
приятий изо дня в день повышают произ-
годительность труда, улучшают качество
продукции, досрочно выполняют слециаль-
ные задачия,. обеспечивая корабли во-
оружением и боеприпасами.

В Кронштадте широко известны имёна
техников Орлова и Костикова. Годовой
производственный план ва ремонте кораб-
‘лей Орлов выполнил за полгода.

Планы перевыполвяют <ейчас не только
отдельные люди, но целые бригады и пред-
приятия, На четыре месяца раньше срока
закончили годозую программу на ответ-
ственных заказах для боевых кораблей
стахановцы . об’екта, которым. руководит
т. Николаев,

Прославленный  стахановец Орлов, а
вслед.за. ним рабочие цеха Жуков, Ми-
хайлов, Чистов и другие недавно взяли
обязательство в честь освобождения Эсто-
нии выполнять задание на 200 проц. Ози
крепко держат свое слово. Строгальцик

ванов с участка, руководимого т. Лу-
комским, за месяц выполнил двухмесячную
программу. Таких примеров немало и на
других предприятиях флота.

———

‘Совещание
по изобретательству

БЕЛОМОРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ, 5 октяб-
ря. Только в нынешнем году изобретатели
и рационализаторы Беломорской флотилии
внесли 160 ценных предложений. Около 60
Девять
предложений беломорских летчиков приня-
ты  военно-воздушными силами  Военно-
Морского Флота и два предложения нашли
применение в авиации Красной Армии.

На совещании по изобретательству и ра-
ционализации рационализаторы Беломорской
флотилии рассказали о своей работе. Луч-
шими ‘изобретателями флотилии являются
техник-лейтенант Рудов, старший техник-
лейтенант Поляк, старший лейтенант Доба-
хов, инженер-капитан Блейхер, краснофло-
тец Кувакин и др.

На совещании выступил контр-адмирал
Боголепов. Он указал, что в скором време-
ни будет проведена конференция рациона-
лизаторов и изобретателей по обмену опы-
том. Перед этой конференцией в частях и
соединениях будут проведены совещания
местных новаторов техники.

ed

_ Спортивные соревнования
североморцев

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 5 октября. На ста-
Ддионе главной базы состоялись соревнова-
ния, в которых приняло участие 200 спорт-
сменов. В беге на 500 м первое место при-
суждено старшине 1 статьи Рапча, про-
бежавшей это расстояние за 1 мин. 32,4
сек. Тов. Рапча установила новый флот-
ский рекорд в беге ва 500 м для женщин.
Много физкультурников участвовало в за-
бегах на 1000 м в повседневной форме
одежды. Первым ленточку финиша про-
рвал младший сержант Колесов (берего-
вая оборона), вторым — подводник глав-
ный старшина Радышевцев. Комавдное
первенство в беге на 1000 м присуждено
представителям Краснознаменной бригады
подплава.

На футбольном поле состоялся матч
между командами зенитчиков и ОВР’а.
Выиграли зевитчики со счетом 2; 1,

РЕЛИКВИИ ГЕРОЕВ

ЛЕНИНГРАД, 5 октября. (ТАСС). Ар-
тиллерийский исторический музей Красной
Армии собирает реликвия — вещи и ору-
жие, принадлежащие Героям - Советского
Союза. В музей поступгот пушки и нуле:
меты, автоматы и личное оружие  герон-
ческих воинов, их бинокли, планшеты, кар-
ты и т. д, Недавно доставлены зенитный
пулемет и пистолет участника боев под
Нарвой Героя Советского Союза млалшего
лейтенанта Графова, Получен бинокль Ге.
роя Советского Союза гвардви старшего
лейтенанта Бойцова. В бою по прорыву
долговременной, глубоко эшелонированчой
обороны немцев в районе Пулкова тов
Бойцов выказал подлинное бесстрашие и
мужество. Находясь в боевых порядках на+
ступающей пехоты, он подавил огнем своей
батареи 8 пулеметных точек противичка.

Музей уже собрал реликвии 30  г-+ооел,
сражавшихся и сражающихся на Лении-
гралском фронте.

Союзные республики в Отечественной войне

ГРУ

В глубь веков уходят корни историче-
ски сложившейся дружбы грузинского и
русского. народов.

Несметные сокровища Грузии издавна
притягивали чужеземных захватчиков.

течение многих веков в 0беспре-
рывных жестоких войнах грузинский на-*
род отстаивал свою независимость. Взо-
ры наиболее дальновидных грузинских
деятелей были обращены на Север. к
России. И действительно, ‘великий 9ус-
ский народ помог грузинекому народу от-
стоять свое существование,

И уже с начала ХУШ века мы видим
грузин и русских, сражающихея рядом
против общего врага. Вспомним обоих

агратионов: Александра, друга дететва

‘Петра Т и участника многочисленных

сражений той эпохи, и Нетра, любимого
ученика Суворова, сподвижника Кутузо-
ва, прославленного героя Шенграбена и
Бородина. Вепомним нашего великого
поэта Давида Гурамишвили, участника
Семилетней войны, ветупившегм © pyc-
скими войсками в Берлин nm воспевшего
эту победу в стихах:

«И мы под прусским королем

Устои трона расшатали».

Несметны богатства Грузии. Но до ус-
тановления советской власти богатства
эти оставались почти нетронутыми. Гру-
зия была подобна алмазу. Лишь освобож-
денный Великой Октябрьской социали-
стической революцией народ — народ-
творец — сумел отшлифовать грани дра-
гоценного камня, алмаз превратить в
бриллиант, и под солнцем Сталинской

Конституции чудесно  засверкала его
красота.

Красота нашей Грузии обладает свой-
ством, о котором многозначительно гово-
рил Руставели:

«Край, цветя друзьям на радость,
Жадный взор слепит врагам...»

Издавна немецкие хищники мечтали,
например, о чиатурском марганце. С на-
чала Отечественной войны они и «полу-
чают» наш марганец в избытке, — он в
советской стали, в советских танках,
самолетах, орудиях, енарядах, которые
настигают гитлеровцев, теперь уже у са-
мого их логова.

На сравнительно небольшой террито-
рии Грузии почти вплотную друг к дру-
гу располагаютег месторождения марган-
ца, угля, нефти, молибдена, меди. Boab-
фрама, никеля, цинка, свинца, ртути,
мышьяка, серы, сурьмы, золота, серебра

и.

ть всех мировых запасов марганца
(a без марганца не может существовать
современная промышленность, невозмож-
на выплавка быстрорежущих сверхтвер-
лых сталей) сосредоточена у нае, в
Чиатурах. Еще в 1933 году 90 процентов
марганца добывалось вручную. К 1941
году добыча была полностью механизи-
рован:, чиатурские рудники встретили
войну подготовленными.

‘3a годы войны чиатурские горняки
отправили оборонным заводам сотни ты-
CA тонн высококачественного марганна.
План прошлого года чиатурцы выполни-
ли со значительным превышением. В этом
году, по сравнению с прошлым, план до-
бычи удвоен. И сейчас чиатурцы про-
делжают доблестно перевыполнять план,
потому что знают, как важен марганец
для окончательного и скорейшего разгро-
ма врага.

Многочисленные промышленные пред-
приятия Грузии, построенные за годы
сталинских пятилеток, быстро переклю-
чились на военный лад и стали произво-
лить для фронта самолеты, снаряды, ми-
нометы, автоматы, обмундирование ит. д.

Все братские народы нашего много-
национального Советского Союза, преж-
де всего великий русский нарол, помог-
ли создать социалистическую индустрию
Грузии, помогли превращению Грузии в
страну высокой культуры. В лни Отече-
ственной войны грузинский народ, руко-
водимый партией Ленина — Сталина, все
материальные и духовные силы своей
республики отдает делу защиты Ha-
шей Родины, делу разгрома гитлеров-
ской Германии.

№:

Труд грузинских патриотов одухотво-
ряют великая ненависть в врагу и вели-
кая любовь к нашей Родине.

Одним из наиболее ярких проявлений
дружбы народов Советского Союза яв-
ляется социалистическое соревнование
трудящихся союзных республик.

09 войны, например, рабочие Чиатур

соревновались с рабочими Никопольского.

марганцевого бассейна, В 1940 году для
подписания договора в Никополь ездил
знатный навалоотбойщик П. Боковели,
награжденный орденом Ленина. В 1941
году гитлеровцы захватили Никополь.
Когда нынешней весной радио известило,
что части Красной Армии, громя немцев,
ведут бои уже в предместьях Никополя,
радостное волнение охватило чиатурцев.
Боковели, уже к этому времени началь-
ник лучшего участка, дававшего еже-
дневно тонны руды сверх плана, засту-
пил на фронтовую вахту и © отбойным
молотком в руках отпраздновал освобож-
дение своих побратимов по труду.

Еще прочнее стали узы,  связываю-
щие шахтеров Донбасса и Грузии. Нема-
ло забойщиков, врубмашиниетов и горня-
ков других специальностей — ценней-
mui фонд Донбасса — в пери-
од войны прибыло в Грузию. Они рабо-
тали на наших шахтах, бок-0-б0в с гру-
зинами рубали тквибульский и ткварчель-
ский уголь, делясь по-братски своим: про-
изводственным опытом и знаниями.
Большинство из них вернулось в 0680-
божденный Донбасс, но след их пребыва-
ния остался — это воспитанная ими сме-
на, их ученики.

Вереницы вагонов уходят из Грузии е
надписью: «Для Украины!». В вагонах 6
такой надписью рабочие  Тбилиссксго
паровозоремонтного завода отправили ра-
бочим Харьковского паровозоремонтного
завода часть своих производетвенных ре-
сурсов, чтобы товарищи по соревнованию
поскорее восстановили разрушенное нем-
цами предприятие. Подарок закавказских
железнодорожников,  возобновивших 6о-
певнование с ворошиловцами и орлжони-
килзовнами, был” доставлен по назначе-

$

А

3. И

В. БАКРАДЗЕ.
Председатель Совнаркома
Грузинской ССР

~~

HHO CBOHM ходом, — это были 80 паро-
BO30B,

И велед за паровозами, станками и
другим оборудованием идут в освобож-
ленные районы эшелоны, груженные
фруктами, вином, чаем, табаком, продук-
тами животноводетва, всем, что может
дать земля колхозной Грузии.

результате побед’ социалистиче-
ского строительства сельское хозяйство
республики 3& годы сталинских пятиле-
TOK неузнаваемо изменилось. Деятельно

осушались болота, — в одной Колхаде у.

полузатопленных лесов было  отвоевано
более 30 тысяч гектаров. Площадь под ча-
ем увеличилась по отношению к 1913 го-
ду во сто раз, площадь под цитрусовы-
МИ — в пятьсот раз. Появились новые
субтропические культуры — переселен-
цы из Флориды, Калифорнии, Китая,
Мексики.

Но то. что совершали грузинские кол-
хозники до войны, меркнет по сравнению
с тем, что совершается сейчас.

За годы Отечественной войны грузин-
ские колхозники с помощью МТС раб-
ширили на 80.000 гектаров зерновой
каин и подняли урожайность в среднем
ча полтора центнера с гектара. В Улья-
новской МТС работает знатная трактори-
cTka, награжденная орденом Ленина
С. Усанеташвихи, Сын ее, тракторист той
же МТС, сейчас на фронте. Из писем
материя фронтовик узнает, что вопашка
проходит лучше, чем в прошлом году, ав
прошлом году Усанеташвили Ha своем
тракторе подняла 415 тектаров.

Год от году растет производство чая,
В 1943 году грузинские чаеводы собра-
ли зеленого чайного листа на 10.000
тонн больше, чем в 1942 году. 0 том, как
достаются эти тонны, можно судить хотя
бы по замечательному трудовому подви-
гу известной у нас стахановки кобулет-
ского колхоза имени Стуруа Хаджер Ва-
кабадзе. 22 августа этого года, показы-
вая и всем чаеводам Грузии, она
собрала 4.828 килограммов зелёного чай-
ного листа——почти пять тонн! Это зна-
чит, что она выполнила норму на 27.542
процента и заработала за день 7.434
рубля. Весь свой дневной заработок она
отдала в фонд ‘обороны страны,

Стремясь возможно лучше удовлетво-
ee потребности фронта, табаководы

рузии научились получать по два уро-
жая табака в год. Это, конечно, услож-
няет дело и требует вдвое больше труда.
Но зато табаководы Грузии получили
возможность увеличить сбор высококаче-
ственного табака для воинов Красной
Армии и Военно-Морского Флота. >

Можно было бы привести большой
список сельскохозяйственных продуктов,
получаемых в Грузии и имеющих непоо-
редственно оборонное значение. Доста-
точно назвать тунг, масло которого идет
для изготовления особых лаков, широко
применяемых в авиационной промышаен-
ности и кораблестроении. Из разнообраз-
ных грузинских фруктов наиболее целеб-
НЫ, а потому наиболее важны для дела
обороны, пожалуй, фейхоа, содержащая
нод, и грейпфрут — гибрид лимона и
апельсина, содержащий особенно много
витаминов.

Яивотворящей силой обладают бесчис-
ленные минеральные источники Грузии,
насыщенные железом, серой, щелочами,
пронизанные эманацией радия. (Одних
обследованных источников у нас’ вдвое
больше, чем в Германии и Франции вме-
стё взятых). Большинство грузинских Еу-
рортов, начиная от Высокогорного Аба-
стумани и кончая приморскими Гаграми,
сейчас превращено в госпитали, где ра-
неные воины набираются сил для новых
битв за Родину. =

Наиболее замечателен госпиталь-ку-
рорт в Цхалтубо. Издалека, с Самгураль-
ского хребта, текут сюда целебные воды.
Выпадающие в горах осадки и тающий
снег проникают в землю и обогреваются
теплом ее недр на глубине 700 метров.
Под землей вода стекает в Цхалтубскую
котловину, дно которой устлано радиоак-
тивными песками, получает здесь радие-
вую зарядку и в виде теплых родников
выбивается на поверхность.

Действие цхалтубских вод похоже на
чудо.

Во время высадки керченского десанта
майор Калганов был контужен. У него
отнялись руки и ноги. С поезда в. Цхал-
тубо его сняли на носилках. После тре-
тьего курса ванн он встал и начал хо-
дить. Майор Главацкий получил в Gow
тяжелые повреждения спинного мозга. В
Цхалтубо здоровье его было восстановле-
но полностью. ‹ Вернувшись на фронт, он
совершил такой подвиг, что удостоился
звания Героя Советекого Союза.

Медицинские работники Грузии не
покладая рук работают над восстановле-
нием здоровья раненых бойцов и офаце-
ров, прибывающих с фронта. Сотни писем
от бывших раненых доктора Е. Вашакид-
зе (Цхалтубо) неизменно начинаются об-
ращением: «Мать!.:» Доктор Вашакидзе.
действительно, мать для них. Ее заботам,
её уходу они обязаны своим вторым рож-
дением.

Весь народ Грузии — рабочие, колхоз-
вики, интеллигенция— слумоотверженным
трудом поддерживает родную Красную
Армию, укрепляет военное и экономиче-
ское могущество Советского: Союза,

7 wk &

Воображение немецких фашистов pac-
паляли воспоминания о 1918 годе, когда
войскам кайзера удалось ненадолго про-
никнуть ^ Грузию. Двери перед ними при-
отворили тогдашние квислинги, презрен-
вые меньшевики.

Но давно уже с помощью братского
русского народа свободолюбивый грузин=
ский народ стряхнул с себя меньшевиет-
скую мразь и ее иностранных хозяев.

Руководимый партией большевиков,
партией Ленина — Сталина, грузинский
народ связан теперь с великим русским
народом и другими братскими народами
теснее, чем когда-либо. Вместе на протя-

жении многих лет они строили социализм.
Быесте они поднялись на защиту социа-
листической отчизны.

ke
Грузинский народ знает, что сыны
всех советских народов грудью своей

преградили гитлеровских ордам путь В
Закавказье. «Кто не помнит 0 том, —
говорил тов. Молотов на Х ceccun ‘Bep-
ховного Совета СССР, — что советекие
войска спасаи Азербайджан, Грузию и
Армению от нашествия германского фа-
шизма?» Прежде всего это помнят наро-
ды Закавказья, и поэтому они самоот-
верженно трудятся для фронта, самоот-
верженно сражаются в рядах Красной
Армии и Военно-Морского Флота.

С первых же дней войны сотни тысяч
сынов и дочерей Грузии ушаи на фронт и
с оружием в руках защищают нашу Ро-

ину. .
: Bolin с фашизмом — это кровное дело
грузин, как и всех народов СССР. 2

В народной песне поется о старой гру-
зинке Херхеулидзе, которая благословила
девять своих сыновей на кровопролитную
Марабдинскую битву. Когда-нибудь в на-
роде сложат еще более красивую песню 0

` старом грузине Абесадзе, из семнадцати

сыновей которого четырнадцать воюют
теперь против немецких фашистов.

В б0ю погибли четверо братьев Влади-
мира Лурсманишвили, пятый его брат
стал инвалидом. Шестой — Ваадимир —
отомстил за всех. Когда настало время
ему воевать, Владимир  Лурсманишвили
истребил в рукопашной схватке 50 гит-
леровцев.

Захватив на Северном Кавказе одну пз
железнодорожных станций, фашисты 10-
весили ев начальника, грузина Натрош-
вили. Вдова привела на станцию  совет-
ских разведчиков и отдала в их руки две-
надцать немецких солдат, спавиих в до-
ме. Пиама Натрошвили оставлена по её
просьбе в Красной Армии, в части, где
служит ее старший сын Санлро.

В одном подразделении сражаются Го-
гичайшвили, отец и сын, Старший Гоги-
чайшвили был в свое время одним из ор-
ганизаторов колхоза в Чанчхутском райо-
не, потом лучшим трактористом МТС. На
подступах в Кавказу Гогичайшвили уни-
чтожил из пулемета до ста гитлеровцев.

В славной когорте Героев Советского
Союза — более пятидесяти грузин, 6б0й-
цв и офицеров Красной Армии и Воен-
но-Морского Флота. Среди них—-славные
сталинские соколы  генерал-лейтенант
авиации Нанейшвили, гвардии майор
Бенхеляни, капитан Тавадзе, командир
батальона морской пехоты капитан Геге-
шидзе, командир подводной лодки капи-
тан 3 ранга Иоеселиани, артиллерист
гвардии майор Гоцеридзе.

За время войны выдвинулось немало
генералов и офицеров-—трузин, которые
успешно руководят соединениями и ча-
отями Красной Армии на различных фрон-
тах Отечественной войны. _

Наследником славы Багратиона может
быть назван один из выдающихся воена-
чальников Красной Армия генерал-пол-
ковниЕ К. Леселидзе. Грудь его украшали
восемь боевых орденов, среди них орде-
на Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й
степени, Богдана Хмельницкого 1-й cre-
пени. Леселидзе был профессиональным
советеким воином. Его пушки в 1940
году взламывали линию Маннергейма.
Иго соединение встретило гитлеровцев под
Минском, громило их на белорусской и
смоленской земле, на подступах к Москве,
под Тулой. В 1942 году войска Леселид-
зе преградили путь Клейсту на я
Тлавного Кавказского хребта. В 1943 го-
ду армия, которой командовал Леселидзе,
очищала Кубань, во взаимодействии с ча-
стями Черноморского флота брала штур-
мом Новороссийск, овладевала таманским
плацдармом. В составе 1-го Украинского
фронта леселидзевцы освободили Жлито*
me Бердичев.

& высоком берегу Днепра возвышает-
ся холмик, могила Героя Советского Сою-
з& девятнадцатилетнего Тереладзе. Това-
рищи его сделали на камне простую над-
пись: «Тут покоится герой-грузин, бо-
ровшийся за свободу украинской земли».

В роте старшего лейтенанта Верезнюка
на вечерней поверке неизменно выклика-
ют; «Герой Советского Союза, рядовой Ге-
оргий Майсурадзе!». И друг его, белорусе
Галанович, отвечает: «Погиб смертью
храбрых за Советскую Белорусь»,

Грузинской кровью обагрены и снеж-
ные склоны Кавказских гор,

В боях за перевалы, в неимоверно тя-
желых условиях горной войны, особен-
ную отвагу и уменье проявили наши гор-
ЦЫ-альпиниеты, воспитанию которых
партия и правительство уделили столько
внимания до войны.

В грозную осень 1942 года, когда был
захвачен Влухорский перевал и гитлеров-
пы тучей нависли над республиками За-
павказья, Верховный  Главнокомандую-
щий товарищ Сталин направил к нам ол-
всего из самых стойких большевиков, од-
ного из самых верных своих соратников
товарища J. Берия. Выполняя предна-
чертания великого Сталина, тов. Берия
об’единил все усилия народов `Закав-
казья и организовал сокрушительный от-
пор врагу. решивший судьбу ruraepos-
ской авантюры на wre Робсии. —

В секретном документе, получившем
название «Зеленая папка Геринга», но-
мецко-фашистское командование поучало
своих подчиненных: «Противоречия меж-
ду туземцами (грузины, армяне, татары
ит. д.) и русскими следует использовать
в наших интересах». ie

Это были змеиные слова. Но как ни из-
вивалась змея, она не сумела просколь-

‘знуть в неприступную горную крепость.

Гитлеровцам не удалось пробить брешь в
дружбе народов Кавказа, рассорить их
между собой и оторвать от великого рус-

a народа, от всех братских народов.

Закавказья — грузины,
мяне, — азербайджанцы, воспитанные
в духе  денинско-сталинской нацио-
нальной политики, ленинеко-сталинской
пружбы народов, показали в годы Отече-

Народы

ственной войны нёсокрушимое единетво !

и сплоченность, бесиредельную предан-
ность великой непобедимой советской
державе,

ape