>

A

1]

октября

1944 г., среда №

Г

Заместитель командира корабля Ка-
гарлицкий быстро поднялся наверх. Ма-
ленький катер стоял у борта эеминца,
тихо покачиваясь от лениво набегав-

шей волны. Последний фраз Кагарлиц-
кий окинул взором знакомую  палу-
бу корабля, — здесь ему не раз прихо-

дилось в критические минуты бол бывать

‚© теми, кто у зенитных орудий мужест-

венно отражал яростные атаки фашист-
ских самолетов.

Это были дни суровых походов, дни,
которые никогда не забудутея. Разве
исчезнет из памяти бо№у Канин Носа на
семидеслтой параллели?  Морякам тогда
пришлось выдержать испытания, какие
могла придумать только война. Бой длил-
ся долго. Восемьдесят немецких самоле-
тов по нескольку раз пикизовали на 96-
минцы, сопровождавшие караван. Rarap-
дицкий находилея в самой гуще враже-
ния, Он то налаживал подачу боезапаса,
то на время заменял выбывшего из строя
зомандира орудия, то ввакуировал в ко-
рабельный лазарет раненых, Он был там,
где требовались настойчивые и неукро-
тимые действия, где нужен был не только
призыв, но и личный пример.

Два с лишним года провел Кагар-
лицкий на эсминце, и эти два года были
для него подлинной школой жизни и
опыта.

И вот наступили минуты расставания:
Кагарлицкий получил назначение на дру-
тои кораоль.

Ок прошел на ют. Там собралась почти
вся команда, ожидавшая его, чтобы еще
pas в простых и незамысловатых ело-
вах выразить ему свою благодарность.
По мере того, как приближалась
уинута разлуки, 0 чем  мапоми-
над шум мотора стоявшего у борта
катера, лица, провожавших становились
серьезнее, & речи короче.

Наконец катер отвалил от борта и на-
правилея к скалистому берегу залава. Ка-
гарлицкий взглянул на корабль. Выныл-
нувшее из облаков холодное подярное
волнце весело заиграло на ярко блестев-
шей мели эоминца. Моряки махали Ка-
таплицкому руками, желая ему уетехов на
новой службе.

Чем дорог был для них этот человек?
} чем секрет их глубоких и мекренних
чуветв, чем он пленил их сердца?

Воспитание —— большое слово, и RTO
знает, где оно начинается и где кончает-
ет. Оно и в разговорах, и в постоянном
общении с краснофлотцами, и в переписке
C UX родителями, и в непринужденной
(оселе в кубрике за кружкой горячего
чая, когда моряку хочется разобраться в
своих чуветвах.

Как-то вечером в румпельном отделении
Кагарлицкий читал краснофлотцам по-
весль Чехова «Степь». Они слушали ее
в затаенным вниманием, и церед ними,
почти в осязаемой реальности, ветало то,
что близко и дорого каждому нашему че-
ловеку, — Родина. Беспредельная и могу-
чая, она подчас умещается ва крошечном
уголке земли с маленькой речушкой и бе-
регами, поросшими кустарниками и кра-
пивой, 6 зыбким мостиком, с домиком, в
котором родилея, с садом, где бегал по 0-
систой траве, © ярким месяцем под конь-
ком, с березовой рощей, куда в первый
раз вышел вотретить девушку.

Когда Кагарлицкий сделал паузу, ко-
рабельный маляр Татухин, вообще редко
высказывавний волух свои мысли, вдруг
произнес:

— Конечно, здесь больше городских, и,
может, не поймете меня по-настоящему,
потому как не приходилось вам иметь
дело с землей. А мне вее это очень › по-
пятно, Бывало, в колхозе справинться ©
посевной и ждешь, когда земля вырастит,
Каждую соринку своими руками вырвешь.
Ночей не спишь, & все смотришь, не по-
бил ли утренник всходов. Вот что такое
Звуля...

С уливлением взглянули тогда вое Ha
Татухина,— ведь никогда он не имел при-
страстия к разговорам, больше помалки-
вал, а к книгам относился фавнодушно.
Що теперь, вядно было, растревожена его
MNCIb,

Кагарлицкий чутко и внимательно
восся к Латухину. Он знал, что, как ни
интересна и хороша беседа, одной ее ма-
10, чтобы завоевать человеческое сердце.
Дая настоящего политработника-воспита-
теля самое главное — понять краенофлот-
ца, прониюнуть в его думы м мысли, 3за-
ставить разговориться. Иногда такой че-
ловек, как Латухин, годами молчит. Бе-
ввдуешь с ним, случается, и характери-
CIHKY 0 HOM даешь, & по-настоящему ни-
чего о человеке не знаешь.

Татухин, оказалось, многим интересо-
залел, и Кагарлицкий помогал ему разби-
ратьея в сложных явлениях и процессах
жизни, приобщал к книгам, по-дружески
наставлял. Датухан стал чаще захажи-
зать в библиотеку, чаще BCTYHATh в то0-
зарищами в разговоры на волнующие его

OT=  }

242  (1809)

Друг и старший товарищ

темы. По всему было видно, что он стано-
витея другим, что гораздо осмысленнее
понимает свой воинский долг. А в этом,
соботвенно, и была суть.

Мы часто говорим, что целью комму-
нистического воспитания краснофлотечих
масс является развитие у них любви к
Родине и к большевиетской партии, что
пропаганда советекого патриотизма, дхолж-
на быть связана с прошлым нашей erpa-
ны. Это именно так. Но о Родине надо го-
ворить страстно, убежденно, увлекатель-
но, «Не думайте, что это трудная зада-
ча, учит М. И. Калинин.—Сумейте толь-
ко выйти из трафарета. Олицетворите про-
летариат хотя бы в образе молодого ге-
роя, который прошел все муки ада, мыс-
лимые человеком, и, наконец, освободил
от цепких лал врагов свою любовь, крас-
ную девицу — великую многонациональ-
ную страну. Сколько здесь революционно-
го романтизма, сколько ярких историче-
ских фактов, которые увяекательнее са-
мых красивых сказок! Придайте им лишь
соответотвующую форму чм они будут сами
говорить  »

У всех на эсминце оставила большое
впечатление кинокартина «Ленин в 1918
году». Вечерами, во время перекурок у
обреза, что стоит на верхней палубе око-
ло машинного люка, долгое время шли
разговоры об этом фильме. Кагарлицкий
был непременным участником этих бесед,
Он рассказывал краснофлотцам о великой
эпической борьбе пролетариата под руко-
водетвом Ленина и Сталина, рассказывал
образно, увлекательно, так что хотелось
-елушать и слушать. И после`этих бесед
У многих явилось желание подробнее и
глубже нознакомиться с жизнью и дея-
тельностью Ленина и Сталина. Котельный
мащинист Тетерин потом часто наведы-
вался к нему в каюту`и лелилея своими
взглядами. В отличие от Латухина Тетерин
был человеком начитанным, часто посе-
щающим лекции, стремящимся быть в
курее веех событий. Кагарлицкий веячес-
ки поддерживал ‚любознательного и пыт-
ливого краснофлотца, помогал ему в само-
образовании.

Так было и со многими другими, Kpac-
нофлотцу „Чеканеву, ярому спорщику 0
всяких технических новинках, Кагарлиц-
кий дал однажды прочитать книжку 06 от-
крытиях академика Капицы. Чеканев при-
шел в восторг от прочитанной книжки.
Когда в кубрике разгорелись горячие спо-
PE о смелых экспериментах советского
ученого, Кагарлицкий рассказал краено-
флотцам о своих пооещениях Института
физических проблем. которым руководит
Капица. Кагарлицкий тогда заканчивал
технический вуз, и ему часто приходилось
бывать в этом институте, Он сообщил мо-
рякам о турбинке, с помощью которой воз-
дух превращается в жидкость. о скорости
ее вращения, достигающей 45.000 оборо-
тов в минуту. о мастерской ученого, Tze
можно «подковать блоху» и оборуховать
паровоз, о залах сверкающей чистоты, ко-
торые надо пройти, чтобы попасть в ма-
стетекую...

Постоянное общение с краснофлатской
массой, знание ев запросов, умение обнару-
жить слабые и сильные сторочы человека,
во-время вселить в пего уверенноеть в
свои силы, вот что создавало Нагарлиц-
кому авторитет на корабле.

Краснофлотец Петров выделялея етран-
ными рассуждениями о перопэктивах аич-
ной жизни. До войны оя вращалзя в ере-
де, отрицательно влиявшей на его психо-
логию, м, казалось, никак нельзя вытра-
вить эти застарелые взгляды. Нетров был
резок с товарищами, самолюбив, эгоисти-
‘чен. В кубрике его не любили. Носле од-
ного конфликта, происшедитего у Петрова
с товарищами по какому-то  незначитель-
ному поводу, Кагарлицкий вызвал Е Ce-
бе в каюту  взволнованного  красно-
флотца и повел с ним беседу на тему, со-
вершенно не относившуюся к тому, что
произошло. Петров даже не заметил, как
разговор привел его в равновесие. Потом
он почуветвовал, что надо самому справ-
ляться со евоей душевной неурядицей и

все жизненные переплеты вотречать до-

стойно и твердо.

книга. Если начненть читать книгу не 6
того конца или бегло пробежишь по ее
страницам, то разве что ‚поймешь? Так и
с человеком. Катарлицкий хорошо знал
Петрова, потому что внимательно «про-
читал» все страницы ero жизни. Воспи-
тателю было яено. что отеческое внушение
окажет нужное действие.

Заместителя командира корабля по по-
титчасти капитана 3 ранга Кагарлицкого
краснофлотцы называют другом и стар-
шим товарищем. Это — лучщая награда
политработнику,  посвятившему — свою
жизнь благородной цели: воспитанию му-
жественных и преданных Родине краено-

флоте, Майор В. КНЯЗЕВ.
Северный флот,

Возрожденный Волховстрой

ВОЛХОВ, 10 октября. (ТАСС). Волхоз-
кая гидроэлектрозтанция имени’ Ленина
снова работает на полную мощность. Снова
ве ток питает промышленность, дает свет B
Квартиры ленинградцев.

Возрождение первенца
трификации — славная победа
ских энергетиков.

Когда осенью 1941 года фашистские бан-
ды вплотную подошли к Волхову, все обо-
рудование станции-тУрбины, генераторы,
трансформаторы, кабели, измерительная ап-
паратура — было вывезено в глубокий тыл.
Вместе с воинами Красной Армии волховцы
тали на защиту родной станции, Врагу не
Удалось разрушить сложные гидротехниче
‘кие сооружения, только частично они По“
Страдали от варварских бомбежек,

Сейчас на станцию возвращено все обору-
Дование, Уже в мае 1942 года на Волхов-
ой ГЭС начала работать первая poneoay*
денная турбина, С тех пор темпы восстано
Вительных работ неуклонно возрастают. :

Много энергии и самоотверженности по
требовала прокладка линии электропередачи
из Волхова-в Ленинград. Она производилась,
еще когда немцы были на берегах Невы,” В
Петрокрепости. Из 140 километров ad
пришлось прокладывать по JlamoxKck и
веру. Близко был фронт, люди работа?

НОВАЯ УГОЛЬНАЯ

советской элек-
ленинград-

КИЗЕЛ, 10 октября. (ТАСС). В КИ,
ском угольном бассейне tet 16-01, Oua

Эксплоатацию новая шахта —

лолько ночью, подвергаясь обстрелам, бом-
бежкам. И все же задание, на которое по са-
мым скромным подсчетам в мирное время
потребовалось бы не менее 4—5 месяцев,
было выполнено за 45 дней.

Налолго запомнят  строители-ленинград-
цы 923 сентября 1942 года. В этот . день
блокированный город получил электроэнер-
гию от первых трех генераторов Волхова.

На гидроэлектростанции имени Ленина
уже действуют все 8 главных гидрогенера-
т Поздравительная телеграмма товазища
Сталина встречена строителями и монтаж-
никами, всеми ленинградскими энергетиками
с огромным воодушевлением.

— У нас как бы прибавилось сил, — за:
‘участники митинга, состоявшегося в

явили
Волхове. .

Перед ленинградскими энергетиками
стоят новыебольшие задачи—восстановление
Нижнесвирской, Дубровской  электростан-

пий и др. Воодушевляемые благодарностью
товарища Сталина, они дают слово работать,
нз покладая рук, чтобы славный город
Ленина с каждым днем получал больше
электроэнергии, чтобы быстрее была пол»
ностью восстановлена ленинградская элек-

тросистема,

ШАХТА НА УРАЛЕ

за 4 месяца, что является ре-

жена
т роком в шахтном строительстве

кордным с
Ур

Правильно говорят, что человек — как.

чае оны бы eee

На флотах
и флотилиях

Награждение моряков
Черноморсксго флота

Команлующия Черноморским флотом от
имени ° Президлума Верховного Совета
CCCP вагралал большую группу военных
‚ моряков орденами и медалями.

За образцовое выполнение боевых заданий
командования и проявленные при этом доб-
лесть и мужество орденом Красного Знаме-
ни награждены: полковник Дацишин, капи-
таны 2 ранга Баратов, Блинов. Давыдов, Са-
Ддаков и Шальнов, подполковник Яблонский,
инженер-подполковник Захаров, капатаны 3
ранга Азерлюков, Мелих-Муралов, Милю-
ков, Охраменко и Пышкин, капитан-лейте-
нант Солянников.

Орденом Нахимова 2 степени награждены
капитан 2 ранга Ерещенко, капитан-лейте-
нанты Барботько, Граценко и Потаноз.

Кроме того, 24 военных моряка награж-
дены орденом Отечественной войны 1 сте-
пени, 40 — ордевом Отечественной войны
2 степени, 30 — орденом Красной Звезды.

——.—

a

_ Конференция
по эксплоахации
катерного трала

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 октября. В
дивизионе тральщиков, которым командует
старший лейтенант Трукава, состоялась кон-
ференция по эксплоатации катерного  тра-
ла. Конференцию проводил лейтев-нт Вир-
гинокий, С докладом о тактико-технических
данных и материальной чакти трала высту-
пил старшина 1 статьи Фурман. `Затем вы-
ступили старшины 1 статьи Коновалов и Ко-

нюбенко, расоказавшие о том, как надо ре-

гулировать трал.
Конференция прошла весьма оживленно.

—-—-—

Летчики изучают ,
‚ иностранные языки

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ. Большая
группа летчиков подразделения офацера
Николаева систематически занимается изу-
чением англайского языка, Младшие лейте-
нанты Алексеев, Фролов, Махно, техник-
лейтенант Патуремец и многие другие пря-
обрели стабильные пособия по курсу заоч-
ного обучения, русско-английские словари,
учебники.

Помошь нанинающим оказывает старший
лейтенант Смирнов, который уже несколько
лет изучает английский язык.

Тяга к изучению иностранных языков на
блюдается и в других годразделениях. При
Доме Военно-Морского Флота, где началь-
ником т. Щепотько, намечено организовать
кружки по изучению иностранных языков.

a ee

`Театр КБФ
в Новороссийске

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 октября.
Пьесой Шекспира «Комедия ошибок». начал
свои гастроли в Новороссийской базе театр
Краснозваменного Балтийского флота. Спек-
такли проходят с большим успехом.

Театр пробудет в Новороссийске до 20 ок-
тября, Он покажет пьесы «Офицер флота»,
«Земля подтверждает» и другие.

ЕАО EES TE a Е АК

Е ee

Известны зверства немцев в Севастополе,
Приказы гитлеровцев непрестанно грозили
смертью населению славного города. Вар-
вары не шадили не только взрослых, но и
детей. :

Советский севастопольский паспорт вы-
зывал у немецких оккупантов особую злобу
и повышенную настороженность.

Особенно свирепствовали немцы в дни,
когда победоносная Красная Армия штур-
мовала Севастополь.

Неистовый террор не мог, однако, ело-
мить советских людей. В городе работала
подпольная * патриотическая организация,
возглавлявшаяся впоследствии‘ замученны-
ми гестапо коммунистами Ревякиным и Те-
рещенко. Учительница Ко%лова рассказыва-
ла школьникам, как на протяжении столе-
тий русские били и били немцев. Детишки
бережно хранили столь популярные в горо-
дах и селах CCCP значки с портретами
Сталина. Загнанная внутрь, в городе пуль-
сировала несломленная советская жизнь.

Непокоренные люди выливали свои чув-
ства в песнях. В городе пели, Пели взрос-
лые в лагерях, под дулами немецких авто-

матов. Пели мальчики. Девушки  перепи-
сывали особенно понравившиеся им песни в

заветные тетрадки, несмотря на то, что STO

грозило им верной смертью.

Пели песни, старые добрые советские
песни и песни, сложенные самим населени-
ем под немецким игом. К любым мотивам
подбирались новые слова, выражающие не»
нависть и презрение к немцам, веру в неми-
нуемую победу советской правды. Песни
надежды и победы звучали в городе в са-
мые черные дни оккупации.

Севастопольский фольклор складывается
из многих десятков песен и стихотворений.
Любимая песня севастопольцев, вселявшая
в них бодрость во время хозяйничанья Bap-
варов, так и называлась — «Севастополь»,
Исполняется она на мотив «Раскинулось
море широко». Новый смысл, новые слова

© Краснознаменный Балтийский флот. Торпедный

нии.

Снимок специального фотокорреспондента «Красного Флота»

катер с десантом у берегов Эсто-
В. Федотова,

ОБ ОДНОЙ СПАРТАКИАДЕ

Не так давно закончилась  две-
надцатая спартакиада `Тихоокеанокого
флота. В, организации ее было много He-
правильного. Известно, ‘что соревнования,
& тем более комплексные, ставят своей за-
дачей подвести итоги спортивной рабо-
ты. Между тем спартакиада была орга-
низована так, что масфвая спортивная
работа в ней не. отразилась.

Подготовка в спартакиаде была проведе-
на плохо. Ни о какой системе‘ плановых
спортивно-массовых занятий нельзя и
говорить. Вее делалось наспех, перед
самыми состязаниями Из-за этого на
соревнования прибыли неподготоваенные
спортсмены. Из двух с половиной тысяч
участников выполнили нормы второго
веесоюзного разряда По легкой атлетике
всего тридцать три человека. По плава-
нию нормы первого разряда выполнили
два человека, нормы второго разряда —
26 человек.

Недостаточно продумана была про-
грамма спартакиады. Как можно хать
правильную оценку оспортивно-массовой
работы, когда основные ‘виды ее на фло-
те — гребля и парус — не входили в
зачет. Они проводились отдельно, как
некий второстепенный вид спорта.

° Прошедшее в июне совещание физкуль-

турного и комсомольского актива отме-
тило неудовлетворительное состояние мас-
вовой спортивной работы на Тихоокеан-
ском флоте, А ведь он располагает всем
необходимым, чтобы развернуть физкуль-
турную работу в соответствии е совре-
менными требованиями. Имеется хороший
Дом физкультуры, стадион, одна из луч-
птих в Советском Союзе водная станция,
На они, к сожалению, превратилиеь в ме-
ста для веселого времяпрепровождения,
но отнюдь не являются центром массово-
спортивной работы,

Кубань отмечает годовщину своего освобождения

КРАСНОДАР, 10 октября. (ТАСС). Вче-
ра трудящиеся края отметили годовщину
освобождения Кубани от немецких захвет-
чаков. Всюду прошли многолюдные митинги
и собрания, на которых трудящиеся обсуж-
дали письмо-отчет товарищу Сталину ©
выполнении клятвы, данной вождю в ноябре
1943 года.

Немцы нанесли огромный ущерб народ-
ному хозяйству Краснодарского края. Про-
шел год с тех пор, как победоносная Крас-
пая Армия полностью очистила Кубань OT
фашистских захватчаков. Усилиями совет-
ских людей Кубакь счова становится цве-
тушим, богатым краем. Полностью восета-
вовлены колхозы, совхозы, МТС. На полях
вырашен богатый урожай. С первых дней

уборки днем и ночью по дорогам края дзи-
жутся обозы с хлебом государству.

Книга о героях Отечественной войны ;

ТБИЛИСИ, 10 октября. (ТАСС). «Наши
герои» — так называется книга, изданная на
грузинском языке газетой «Коммунист».
Она посвящена доблестным сынам Грузии—
Оте нее вошли

Севастопольский Фольклер

в эту старинную народную задушевную
песню. Вот ее текст:
` Раскинулось Черное море
У берега крымской земли.
^ Огромно народное горе, —
Враги в Севастополь вошли,

Разбиты кварталы красивых домов,
Разрушена вся паворама,

Не знает предела жестокость врагов.
Весь город — кровавая рана.

На пыльной дороге лежит мальчуган.
Он кровью с утра истекает.

И хмурится тучей Малахов Курган
И злоба его разбирает. :

Но знай, что фашизму не долго

7 дышать, —
Мы зверства его не забудем.
Мы можем и будем с врагом воевать,
И мы в Севастополе будем.

Вернутся когорты лихих моряков,
Эскадра на базу вернется,

И встарут кварталы красивых домов,
Малахов Курган. улыбнется,

И снова Рубо панораму начнет,

Он наши дела не забудет.

Родимое солнце над Крымом взойдет,
И больше заката не будет,

Вперед же, товарищи, только вперед,
Нас Родина в бой посылает, i
Нас Сталив любимый к победе ведет,
На подвиг он нас вдохновляет.

В ряде песен воспета традиционная
слава советских моряков, проявивших чу-
Деса отваги и воинского мастерства и на
море и на суше,

Гремит наша слава, навеки не
ь смолкнет,
Как море, что бьется о берега.
Штыками сверкая, морская пехота
Везде поражает врага.
Севастопольцы в один голос рассказыва-

-

вложили непокоренные люди Севастополя ют, какими угрюмыми и еще более злоб-

aim ee eee ee pee ee Se

ee

pee

’ лейтенант Губа не руководит спортивной

} ЧИКОВ.

a a ee

На флоте иногда собирают физкультур-
ный актив, но делается это только ‘для
того, чтобы дать «указания». Мнение же
актива, его пожелания и предложения

порой даже не выслушиваютея, опыт ра-

боты не обобщается, На флоте есть хоро-
щие кадры — мастера спорта, первораз-
радники. Им нужны учеба и помощь. Од-
нако их никто не организует. Спортивное
мастерство физкультурников не совер-
шенствуетея. Этим надо об’яснить тот
факт, что чемпион флота Лысенко на тя-
желоатлетических соревнованиях на пер-
венотво СССР занял последнее место. Ин-
спектор физподготовки флота старший

работой на местах, He помогает
частям и Дом физкультуры. На флоте
проводится ве учебных от-
рядов и школ ТОФ, но инспектора не
только не руководят, & даже порой не
знают о них. Даке спартакиада hates, Ha
которой участвовали тысячи  спортеме-
нов— офицеров, старшин и краснофлот-
цев, проходила без вмешательства ин-
епекторсвого аппарата.

Нам кажется, что в программу copes-
нований следует включать все виды спор-
та, дающие возможность проверить дей-
отвительное состояние  спортивно-мас-
совой работы зв соединении и на флоте.
К участию в спартакиахе надо допускать
только лучших спортеменов. Следует уста-
новить правило, чтобы в зачет спортивных
результатов коллектива допускать только
участников, которые предварительно вы-
полнят нормы 3-го веебоюзного разряда
по отдельным видам спорта. Это заставит

соединения и части серьезно готовиться в

спартакиаде. Продолжительность стларта-
киады вместо трех недель следует <окра-
тить до семи— восьми дней.

Майор А. ПЛОТИЦИН.

Тихсокейнский флот.

Возрождается животноводство. В колхо-
зах восстановлено 11.500 ферм.

На местах пепелищ и развалин выросли
заводы, фабрики, дома. Ожил Новороссийск.
Трулящиеся города за короткий срок вос-
становили цементные заводы и дали строй-
кам Сталинграда и Донбасса тысячи TOT
‘знаменитого портлавдекого цемента. Порт
ежедневно принимает десятки судов. От-
крыто судоходство на реке Кубань. Рыба-
ки края восстановили свой флот и дали
стране 3 миллиона тонн рыбы. Идет на фронт
горючее Майкопских. нефтепромыслов.

Хлеб, нефть, цемент, станки, электро-
оборудование, древесину, сахар, консервы,
чай, овощи, фрукты, рыбу— все это и многое
‘другое Кубань давала до нашествия не-
мецких орд. Вхе это она дает и теперь,
через год после изгнания немецких закват-

очерки о 20 грузинах—Героях Советского
Союза — Гегешидзе,  Гахонидзе, Адамия,
Канкава и других. Авторы очерков—писате-
ли Коркия, Тавздзе, Мосашвили.

№. ааа ne Paco Bence cs Rk ie САННИ НЫЕ

ными стали немцы после катастрофическо-
го для них сталинградского поражения.
Наоборот, среди советских людей Сталин-
град вызвал взрыв радости и энтузиазма.
Севастопольцы справедливо связывали ве-
ликоленный исход Сталинградской битвы с
именем Сталина. Неизвестный поэт, сло-
живший слова песни «Сталинград», с вол-
нующей сердечностью выразил эту мысль
в простой строчке, гласящей, что «сам
Сталин был под Сталинградом». Песня от-
мечает участие моряков в историческом
сражении, сыгравшем роль поворотного
пункта в войне: ’

Пришел мороз, и ветры выли.
Шли в наступленье моряки,
Прошли где черные шинели,
Лежат там немцев косяки.

Песни, которые пели севастопольцы,
дышат пафосом борьбы. В › некото-
рых из них звучит голос неподдельного
юмора и презрения к кичливому врагу.

В свете грандиозных поражений, понесен-
ных врагом, всему миру стала ясна отста-
лость, дефективность военной стратегии
и военно-технической мысли немцез по
сравнению с советским военным искусством
и советской военной техникой. Среди вилоз
вооружения Красной Армии, особенно иена-
вистных претендентам на «мировое господ-
ство», как известно, находится и так называе-
мая «Катюша». Бытующая в Севастополе
пескя, написанная в подражание лиричной
«Катюше» Исаковского, исполнявшаяся в
месяцы немецкой оккупации, раскрывает
любовное отношение советских людей
грозной «Катюше». НМесня полна злой н
беспощадной иронии к врагу, поражаемому
смертоносным орудием Красной Армии.
Вот ее слова:

Разлетались головы и туши;

Дрожь колотит немцев за рекой.

Это наша русская «Катюша»
Немчуре поет за упокой.

В страхе немец станет прыгать в яму,
Головой зароется в сугроб.

Но и здесь мотив его достанет,

И станцует лихо ему гроб,

b

pea ee

я:

бткрытие памятника
освободителям Керченского

полуострова

КЕРЧЬ, 10 октабря. (ТАСС). Здесь
состоялся многотысячный митинг, посвя-
щенный открытию памятника героям 0т-
дельной Приморекой Армии и Азовокой
флотилии. павшим в борьбе за освобож-
дение Керченского полуострова. :

На трибуне— генерал-лейтенант Мель-
ник, генерал-майор. Соломво, контр-адми-
фал Холостяков, секретарь Врымекого 00-
кома партии тов. Тюляев, представители
армии, флота, партийных и советских ор-
ганизаций,

Генерал-лейтенант Мельник, открывая
митинг, напомнил о днях, когда примор-
цы и моряки форсировали Керченехий
пролив, под шквальным огнем врага вы-
садились на полуострове, положив нача-
IO освобождению от немецких захватчи-
вов крымской земли.

С. речами на митинге’ выетупили тов.
Тюляев, Герой Советского Союза Коро-

лев, контр-адмирал Холостяков, предее-

датель исполкома Керченского горсовета
тов. Бугров и другие.

Гремит артиллерийский салют над
Керчью, где сейчас кипит жизнь, где из
руин и пепелища поднимаются човые
здания, заводские гудки перекликаются с
гудками паровозов и пароходов, где тя-
жело качаются на волнах пролива груже-
ные баржи и рыбаки прибрежных сел
тянут сети.

Величественный 24-метровый обелиск,
увенчанный орденом Славы, открыт. 066-

Лиск сооружен по проекту академика’
Гинзбурга.

Хлеб

сверх плана

БАРНАУЛ, 10 октября. (ТАСС). Свыше
500 колхозов Алтайского края досрочно вы-
нолнили годовой план хлебопоставок. Мно-
гие из них продолжают вывозить хлеб свеох
плана, Сельхозартель  «Зават Ильича»,
Алейского района, сдала дополнительно
14.000 пудов зерна. Кроме того, члены этого
колхоза продали государству 816 пудов зер-
на из своих личных запасов.

В предоктябрьское соревнование за бы:
стрейшее завершение вывозки хлеба вступи-
ли шоферы Союззаготтранса, сотни конных
и транспортных бригад. Каменский автоот-
ряд недавно превысил пятидневное задание
по вывозке зерна на 12.000 пудов. Работая
круглые сутки при всякой погоде, работни-
ки этого отряда мобилизовали дополнитель:
ный. транспорт и помогли Каменскому райо-
BY досрочно завершить годовой план хлебо-
поставок.

ФРУНЗЕ, 10 октября. (ТАСС). Боевыми
делами ответили стахановцы полей Кирги-
зии на призыв саратовских колхозников. В
бригадах и звеньях Ошского района широко
развернулось соревнование за подготовку
производственных подарков к 27-й годовигине
Октября Колхоз «Кзыл Байрак» первым в
районе завершил хлебопоставки, закончил
ОЗИМЫЙ сев, сдачу животноводческой про-
дукции и хлопка.

Колхоз. имени Буденного Мирзаакинского
района, досрочно выполнив все виды поста-
вок, засыпал семенные и страховые фонды и
выдал зерно колхозникам на трудодень.
Подечитав свои ресурсы, колхоз едал 450
центнероз зерна сверх плана.

ПАВЛОДАР, 10 октября. (ТАСС). Пав-
лодарскрй трест зерновых совхозов досроч=
но выполнял план хлебосдачи. Воолущевлен=
ные героическими победами Красной Армии;
рабочие и специалисты совхозов обязались
сдать стране сверх плана 200 тысяч пудов
зерна.

КИЕВ, 10 октября. (ТАСС). Совхозы 9 об-
ластей Украины — Одесской, Ворошилов-
градской, Кировоградской, Николаевской;
Днепропетровской, Запорожской, Киевской,
Черниговской и Житомирской досрочно вы-
полнили годовой план сдачи хлеба государ-
ству. Отгрузка зерна на заготовительные
пункты продолжается.

ПОМОЩЬ УЧЕНЫХ КОЛХОЗАМ

Институт почвоведения Академии наук
СССР, шефствуя над Серебряно-Прулским
районом, Московской области, оказывает
ему большую помощь В борьбе за высокий
урожай зерновых и овощных культур. Не-
давно туда выезжала экспедиция института
во главе с профессором А. А. Завалишиным,
исследовавшая почвы района. На основе

.  этой-работы составляется сейчас почвенная

карта района; которая даст возможность
ввести более правильный севооборот.
Накануне 27-й годовщины Октября карта
будет обсуждаться на расширенном пленуме
райисполкома при участии ученых и колхоз-
ников. (ТАСС).

Ты лети; лети, как говорится,

- На. кулички, к чорту на обед

И в аду таким же дохлым фрицам
От «Катюши» передай привет.
Расскажи, как песни заводила,
Расскажи про катины дела.

Прю того, которого любила,

Про того, чьи кости разнесла.
‘Все мы любим душечку «Катюшу».
Любо слушать, как она поет,—
У врагов вытряхивает душу

И друзьям отваги придает.

Знает севастопольский фольклор и песни,
сложенные на бытовые темы. Девушки-
патриотки в трогательных словах изливают
свои чувства верности и любви к советским
юношам, борющимся за освобождекие род-
ной земли, за возвращение временно утра-
ченных свободы и счастья:

Приходите, милые, приходите,

славные!
Ваши жены; девушки любят только
вас.
Только нашу Родину смело защищайте
  вы,

И награда нежная встретит дома вас.
Побеждайте, славные, побеждайте,
смелые;
Поскорей вернитесь в город наш
родной,
И глаза лучистые снова улыбнутся
i вам.
Приходи, желанный наш, парень
молодой!
Фольклорные песни Севастополя глубоко
патриотичны. Они далеко несовершенны то
форме, не все гладко и в их содержании,
так как их творили люди; не владеющие ма-
стерством поэта, но эти песни отражают наз
строения, чувства и мысли жителей слаз-
ного города и советских моряков; их семей,
их детей. Песни Севастополя — бодрые пес-
ни. Они горят мщением, -полны уверенности
в победе и воли к возрождению родного го=
рода, Они вносят любопытные и немаловаж?
ные штрихи в историю его борьбы и его

побед. `
В. КИРПОТИН.
Севастополь,

ss