М мы

12 октября 1944 г., четверг №

SS

243° (1810)

Ча острове Эзель

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 11 ойтября. (По телефону от
спец, корр, «Красного Флота»). Остатки
немецких частей, оттесненные к южной
оконечности острова Capema  (Эзель)
еще ожесточенно сопротивляются. Ho
‹ каждым днем численность немецких
зойсь в результате сокрушительных уда-
ров нашей пехоты и танков все умень-
шаотся, & участки их обороны  сокра-
щаются,

Наши войска благодаря умело про-
реденным десантным операциям  рас-
членили и разрезали вражескую груп-
пировку, лишив ее воякой возможности
оперировать остатками своих резервов.
Многие изолированные группы немцев
Ha Эзеле уже уничтожены. Часть немцев
разбежалась по лесам и вылавливается
наиими вторыми эщелонами, прочишаю-
щими местность. В тех местах, где нем-
цы еще пытаются сохранить за собой
отдельные узлы шоссейных дорог и ор-
ганизовать оборону, вспыхивают  силь-
ные бои. В стремительном наступатель-
ном порыве наши части окружают и
уничтожают врага.

В районе населенного пункта Унда
ды пытались сдержать наши части.

бивая немецкие заслоны, наши вой-
ска все ближе подходили к Унде. Затем
был дан сигнал атаки, Автоматным огнем
и гранатами налии бойцы уничтожили

большое количество немецких солдат и
офицеров. Селение было занято.

На южной оконечности острова, сбив-

отряды стремятся задержать продвиже-
ние наших войск, чтобы эвакуировать
остатки живой силы и техники. У спле-
тения дорог в районе поселка, где пе-
решеек соединяет косу © островом, враг
собрал значителькую группировку из 0с-
татков разбитых пехотных дивизий, уси-
IMB ее артиллерийскими и минометными
подразделениями. Подразделения, кото-
рыми командует майор ЧЛивак, шаг 3a
шагом отвоевывают у немцев территорию
косы. Бои идут за каждый метр земли.
То и дело завязываются рукопашные
схватки.

Одновременно с наступлением на суше
‘неустанно ведут атаки на врага © воз-
духа летчики Краснознаменного Балтий-
ского флота и авиационных частей de-
нинградского фронта. В тесном боевом
содружестве летчики-моряки и летчики-
армейцы топят немецкие суда как в
портах ‘южной оконечности острова, так
и на переходе‘ морем. Летчики-штурмо-
вики Н-ской части за два дня потопили
14 транепортов и других судов против-
ника. Морской летчик Герой Советского
Союза Степанян пустил на дно  транс-
порт водоизмешением 4.000 тонн.

Бои на острове Эзель идут к завер-

шению. Наши войска прижимают врага

к южной кромке берега. Непрерывно
ведут огонь артиллеристы, пулеметчики,
автоматчики, уничтожая остатки Bpa-
жеских войск. Недалек час, когда круп-
нейший остров на Балтике  Эзель

шись на узкой длинной косе, вражеские   будет полностью очищен от немцев.

Лымовая завеса в

& выполнению кораблями одной из
операций в шхерах была привлечена груп-
па катеров-дымзавесчиков под командо-
ванием капитана 3 ранга т. Анкудинова.

Действия в шхерах отличаются боль-
шой сложностью. Узкие проходы среди
множества островов, извилистость фарва-
теров, где иплесы простреливаются, —
всо это дает возможность противнику ус-
траивать засады и переходить в неожи-
данные атаки. Требуется большое искус-
ство, чтобы в этих условиях избегать уда-
ров и самим наносить противнику потери.

В назначенное время группа кате-
ров-дымзавесчиков вместе с отрядом
кораблей вышла на выполнение операции
в район, занимаемый противником. Ёате-
ра разместились в строю так, чтобы удоб-
нее было ставить дымовые завесы. Здесь
следует учитывать, что малейшая неточ-
ность в узких местах—и завеса вотанет
так, что может помешать своим же ко-
раблям. Поэтому постановку дымовых за-
вес надо было производить с математи-
ческой точностью.

Катера-дымзавесчики шли около бе-
рега, все время определяя направление и
силу вотра. При малейшем изменении вет-
ра катера меняли свое место по отноше-
нию к кораблям отряда, чтобы быть в
выгодном положении.

‚ богда отряд вышел... к.. назначенному
месту, противник открыл с берега огонь.
Катера-дымзавесчики на полном ходу
начали ставить дымовую завесу. Она вста-
ла плотной стеной и закрыла корабли от
прицельного огня противника.

Дымзавесчики, маневрируя, укрыва-
лись от огня противника и в То же время

шхерной операции

вынуждены были избегать опасных под-
водных камней, Между тем корабли выш-
ли под прикрытием дымовой завесы на
траверз места, где по ходу операции надо
было высадить десант. Тендеры пошли к
берегу, а остальные корабли  подавляли
отневые точки противника.

Один из мониторов, находивнийся бли-
же других к берегу противника, поддер-
живал своим огнем десант. Противник
открыл по нему стрельбу. Надо было ме-
нять место. Катеру-дымзавесчику было
приказано поставить дымовую _. завесу.
Лишь только дымовая завеса прикрыла
монитор, как он отошел и ©`нового ме-
ста начал обетрел противника.

Между островами показались вражеские
катера. Не рискуя итти на сближение, они
маневрировали и вели огонь по нашим
тендерам и кораблям. _

Дав полный ход, наш катер сбросил
дымовую шашку на воду. Поднявшийся
дым закрыл тендеры так, что сами они
могли вести огонь по катерам противника.

Самый ответственный момент для ha-
теров-дымзавесчиков наступил, когда ко-
рабли отходили. Идя вплотную около при-
 брежных камней, они ставили дымовые
завесы и закрывали плотной стеной от-
ходящие корабли. Несколько pas надо
было снова и снова ставить дымовые за-
вбвы, так как ветром их сносило в сторо-
HY.
`ФВлагодаря стараниям тов. Анкудинова
дымовая завеса надежно прикрывала ко-
абли. Скрытые густой пеленой дыма, они
лагополучно оторвались от противника.

Капитан 3 ранга А. ГОРДЕЕВ.

ТРУДЯЩЕЕСЯ ПЕТРОЗАВОДСКА ВСТРЕЧАЮТ ПАРТИЗАН

ПЕТРОЗАВОДСК, 11 октября. (ТАСС).
Трудящиеся столицы Карело-Финской ССР
торжественно встретили партизан, вернув-
щихся из лесов. :

На трибуне — члены ЦК КП(б) и прави-
тельства Карело-Финской ССР, командова-
ния партизанских отрядов и представители
общественности города. Секретарь ЦК
КП(б) Карело-Финской ССР тов. Г. Н. Ку-
приянов и генерал-майор Вершинин прани-
мают парад партизан.

Затем состоялся митинг, на котором был
зачитан рапорт партизан об их боевых делах.

За тридцать восемь месяцев народные
мстители уничтожили свыше 15 тысяч сол-
дат и офицеров противника, разгромили 52
гарнизона, пустили под откос 31 воинский

эшелон, разбили 29 паровозов, 533 вагона,
взорвали свыше 10.500 метроз железнодо-
рожного полотна, 144 железнодорожных и
шоссейных . моста, 218 километров линий
связи. За это же время захвачено и уничто-
жено 75 складов с боеприпасами н снаря-
жением, 7 самолетов, 19 танков и бронема-
шин, 286 автомашин, 270 велосипедов, 18
орудий, 14 минометов, 113 пулеметов, 749
автоматов, 36 радиостанций, 279 казарм и
пругих построек.

Партизан приветствовали председатель
Совнаркома’ Карело-Финской ССР тов.
Прокконен, секретарь ЦК комсомола Ка-
рело-Финской ССР тов. Андропов, °

С исключительным  под’емом
письмо товарищу Сталину.

Е аль ОЖ

принято

офенная тайна

Красная Армия освобождает от немец-
ких захвалчиков последние километры с0-
ветской земли, ведет бои на границе Bo-
сточной Пруссии, на территории Поль-
ши, Югославии, Венгрии. Чем  даль-
ше наши войска продвигаются на запад,
тем выше и острее должна быть бдитель-
ность бойцов и офицеров.

Во время широкого наступления Kpac-
ной Армии, когда многие части и соеди-
нения почти ежедневно меняют вое мес-
тоположение, советские воины ни HA
минуту не могут забывать о предосто-
рожности. Враг на оставляемой им тер-
ритории раскидывает тустую сеть своей
агентуры, искушенной в самых коварных
и хитрых приемах шпионажа. Используя
веевозможные способы и обряжаясь 8
различные личины, вражеские шлионы.
стремятся проникнуть в замыслы нашего
командования, найти доступ к оператив-
ных документам, выведать сведения,
прелотавляющие военный интерес.

Сложность и ответственность сохране-
ния военных тайн становятся особенно
ясными, если вепомнить, что хранителя-
МИ ИХ ЯВЛЯЮТСЯ МИллИонНнНые массы вои-
нов Красной Армии и Военно-Морского
Флота что в условиях войны тайной ета-
ли п такие данные, которые В мирное
время широко публиковались. Долги свя-
щенная обязанность каждого бойца и
офицера — зорко и тщательно беречь все
доверенные ему секретные сведения, и
тлухо оградить военные. тайны от уха.
глаза врага.

Принимая и
мин и Военно-Морского :
венно клянется st хранить ее
государственную тайну. боветожи tee
строго напазывает тех, ито своей ectie
постью п болтливостью  доставаяет мате-
риал для шпиона.

Вражеские шпионы
KNKHYTS B YacTH lpacnou Армии и

воин. Красной Ар-
флота торжест-

стараются  Про-
, Воен-

графироваться. Из бесед с

но-Морского Флота, чтобы выкрасть во-
внные планы, секретные документы, т9-
пографические и оперативные карты,
гриказы, шифрованные коды и т. д. То,
чего шпион не может унести, он старает-
ся сфотографироваль или скопировать.
Если шпиону не удается выкрасть основ-
ной документ, он стремится восстановить
его содержание. по черновым записям, по
забытой на столе или у машинистки ко-
пировальной бумаге, по следам каранда-
ша, сохранившимся на нижнем листе бу-
маги, по промокашке, по обрывкам уни-
чтоженных бумаг, выбрасываемых в кор-
зину, по пеплу сожженной бумаги, если
он не размельчен, и т. д.

Известен случай, когда «сборщик ути-
ля», оказавшийся опытным немецким раз-
ведчиком, пыталея уговорить ‚ уборщицу
одного из воинских учреждений граждан-
ку Л. передавать ему за плату собираемые
ею в корзинах бумаги. Этот «утиль», ока-
зывается, имел большое значение для
фашистской разведки. Другой матерый
вражеский лазутчик устроился официан-
том в столовую Военторга, чтобы поделу-
итиваль разговоры военнослужащих. Да
третьего наблюдательным пунктом слу-
жила фотография, открытая в районе рас-
положения воинских частей, Почти кая-
дый краснофлотец или офицер, желая по-
слать свой снимок семье, заходил фото-
краснофлот-
офицерами «фотограф»-шпион

цами и

пытался узнавать военные секреты.

Опыт войны показывает, что немецк
шлионы оперируют под видом парикмахе-
ров, письмоноецев, рыболовов, нищих и
т. Je г

На одном из участков фронта базтий-
ские моряки захвалили в плен ултер-офи-
пера полицейской дивизии «6С» Эмиля
Якобсона. Этот полицейский шиик на до-
просо рассказал, что © января по апрель
1943 г. он обучался в специальных 9с-
эвовских школах в Зенгайме (Эльзас) п

КРАСНЫЙ

ФЛОТ

Черноморский флот. Катера в походе.

Фото А, Новикова.

ПОСЛЕ ВАЕШАТЕЛ

На линкоре «Октябрьская революция»
лужит котельный машинист ванди-
yar в члены ВЕП(5) краснофлотец
Вучумов. Моряк хороший, дисциплиня-
реванный, неплохо знающий свою CIC
циальность, но по уровню общего и по-
литического развития  отстающий от
многих других своих боевых товарищей.
Недостаточное образование мешало ему
основательно разбираться во многих воп-

осах. И вот, когда кандидатокяй стаж
Ч приближалеял к концу, партою-
ро решило познажомиться, как он гото-
вится к вступлению в члены партии. Вы-
яенилось, что Кучумов не подготовлен в
этому важнейшему шагу в своей жизни.
«Принимать рано», — таково было мне-
ние членов партийного бюро. Было pe-
шено; поручить члену партбюро Нефехо-
ву и члену партии Вакуленко, работаю-
щим вместе с Кучумовым в одной коче-
тарке, помочь ему.

Нефедов и Вакуленко горячо взялись
за дело. Они часто беседовали с Кучу-
мовым, похбирали ему для чтения статья
из тазет, много раз вели разговор у кар-
ты о продвижении наших и союзных
войск. Нефедов н Вакуленко разбудили у
Бучумова интересе к самостоятельному
чтению. Он стал интересоваться газетами,

Через два месяца он появилея перед
партийной комибеней. Ему задали ряд
вопросов. Стало очевидно, что за это
время он подтянулея, приобрел. нокото-
рые знанил, сделал определенный шаг в
своем развитии. Парткомиссия утверди-
ла решение партийного собрания 0
приеме его в члены ВЕП(б).

B aro же парторганизации 54-Y,
парторгом которой является Глазунов,
моторист Левандовокий мало интересо-
валея общественной Таботой, держалея
«в уголке», как говорили про него това-
рищи.

Кандидатский стаж у него затянулся
на хва года. Это-был такой же. <труд-
ный» случай, ках с Нучумовым, и реше-
ние партийного бюро точно так же 32-
хлючалось в том, чтобы оказать ему с9-

ЬСТВА ПАРТЫЮРО `

ответствующую помощь и приобщить к
активной политической зизни.

Начали © того, что с Левандовским 0об-
стоятельно побеседовал парторг Глазу-
нов. После этого ему поручили провести
беседу о ремонте, рассказать о своем
опыте,

Левандовский провел беседу. Через
некоторое время парторг дал ему другое
поручение: помогать корабельной мно-
готиражной газете в сборе материалов.
Первое время Левандовокому было труд-
но: он каждый раз приходил советовать-
ся © парторгом. Глазунов ему помогал.
Понемногу Левандовский втянулея в ра-
боту газеты. 3

орошо, что партбюро учло особен-
ности характера Левандовокого, в част-
ности его застенчивость, и сумело на-
травить его активность по более подхо-
дащему для него руслу. Левандовекого
выбрали в редколлегию корабельной га-
зеты. Недавно его приняли в члены
ВКП (5).

Эти два примера — достаточно яркое
доказательство того, кавих хороших
результатов можно добиться при сиете-
матической  интивидуальной работе ©
кандидатами в члены ВЕЛ (6).

За последние два месяца в первичной
парторганизации БЧ-\ — самой круп-
ной на зинкоре — работа © кандидатали
в члены партии улучшилась. Занятия с
ними: статя проводиться регулярно.

Это произошло благодаря вмешатель-
‹тву корабельного партийного бюро, ко-
торое установило. что работа с кандида-
тами в члены ВНП (6) в этой парторга-
низации была запущена.

В иных парторганизациях наблюлает-
ся своеобразная «кампанейшина». Пос-
ле решения партбюро «нажмут» на pa~
боту. добьются положительных резуль-
TATOB, ‘убпокоятся и опять «остынут».
Между тем весь «секрет» успешности
Таботы заключается зв умелом индиви-
дуальном подходе ® людям и постоянном
внимании Е ним,

Майор Е. СЕМЕНОВ.

Краснознаменный Балтийский флот.

Археввые документы

Государственная ордена

имени  Салтыкова-Щедрина приобрела
обширный архив писателя В. М. Ста-
нюковича, состоящий из  материа-
лов, 40 CHX пор не известных
исследователям. Недавно при  раз-

борке этого архива был обнадужен лю-
бопытный документ — указ от 14 декабря
1364 года 0б отставке лейтенанта В. М.
Станюковича. В указе сообщаетея, что
«Константин Михайлов сын Станюкович
имеет медали: серебрянную на Георгиев-
ской ленте за защиту Севастополя и брон-
зовую на Андреевской ленте в память вой-
ны 1853—1856 гг».

Оказывается, эти медали были заслуже-
пы Станюковичем во время славной Сэва-
стопольской обороны, в которой он при-

Ах а ЕН

Трудового
Красного Знамени публичная библиотека

в Берлине. В начале мая его послали на
Восточный фронт для прохождения «прак-
тики». Вместе с Якобсоном в школах
обучались «радиотехники»,  «фотогра-
фы» и другие «специалисты», в совершен-
стве постигавшие искусство шиионажа.

Двух таких «специалиетов-рыболовов»,
одетых в красноармейскую форму, недав-
но задержали на берегу одной реки. След-
ственные органы установили, что оба за-
держанные — шпионы, окончившие спе-
циальные школы.

Пристальное внимание шпионов при-
рлекают железнодорожные станции, 0с0-
бенно те из них, которые расположены на
направлениях, ведущих к фронту или к
военным портам. Военнослужащие, еду-
щие по железнодорожным или водным пу-
TAM, должны помнить, что среди попутчи-
ков или пассажиров, ожидающих на вок-
залах и пристанях, бывают и любителя
послушать бывалого воина. Но иногда лю-
бопытетво незнакомцев вовсе не так не-
винно, как это может показаться неопыт-
ному человеку. Порою под личиной слу-
чайных собеседников скрывается враже-
ский лазутчик, который стремится выве-
дать военную тайну.

Крайне важна бдительность связистов.
Иногда одно слово, неосторожно брошен-
ное радистом в эфир, может многое дать
противнику. Поэтому по радиотелеграфу
и по радиотелефону передачи надо вести
так, чтобы в них не было ничего лишнего.
Но и проволочный телефон уязвим для
происков врага, Есть много используемых
немцами способов подслушивания’ теле-
фонных передач и разговоров. Один из
вих—включение телефонного аппарата в
ЛАНИЮ СВЯЗИ.

На передовой линии участка фронта,
занимаемого частями Северного флота,
был случай, когда группа немецких с0л-
дат, пользуясь ночной темнотой и ме-
телью, сумела вкаючить свой кабель в нз-
шу телефонную линию. Наши телефони-
«ты пренебрегли, видимо, специальным
условным языком и говорили открыто.

о К. М. Сганюковиче

нимал участие еще до поступления в мор-
кой кадетский корпус, т. е. мальчиком
около 12 лет. В указе говорится, что Ста-
HIOKOBHY