кф

‚ Английская и американская печать о предложениях
Я отновительно создания Международной

организации

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). ‘Газета
«Ньюс  кроникл» призетствует в редак-
ционной статье предложения относительно
создания Всеобщей Маждунаролной орга-
низации безопасности, принятые на конфе-
ренции в Думбартон-Оксе.

«Свободные нации, — пишет газета; —=
требуют безопасности. Они знают, что они
ее получат, когда Англия. Америка и Рос-
сия. об’единятся в прочном союзе».
‚Какие бы затруднения нам ни прелстоя-
ли, пишет далее «Ньюс кроникл»;, потом-
ство, повидимому, булет считать эти три
великие державы воистину главными соз-
дателями нового плана. ,

Газета «Дейли мейл» считает исключи*
тельно важным решение вопроса о порядке
голосования в Совете Безопасности, увазы-
вая; что Совет Безопасности должен быть
сердцем и ядром мирной организации Об’-
единенных наций. Именно он будет ` обла-
дать властью. Именно он будет принимать
меры против непокорных государств.
«Впасть намечено передать тем, = поолол-
жЖает газета, —чому надлежит ее › иметь,
т. е. нациям, облалающим величайшими ре-
сурсами;, многочисленнейшим населением и
несущим на себе наибольшую ответствен-
ность. Только ча них лежит бремя сохране-
ния мира».

Газета «Дейли экспресс» заявляет, что
«конференния в Думбартон-Оксе посадила
жолуль» и что «вопрос о том, вырастет ли
этот жолуль в дерево, MOM развесистыми
ветвями которого смогут найти мир все на-
ции земного шара, зависит от народов Анг-
лин, Америки и России»,

безопасности

Газета «Таймс» пишет: «Самым выдаю-
шимся отличием от устава Лиги наций яв-
ляется решительная попытка изолировать
вопрос о безопасности от других аспектов
международного сотрудничества и создать
более реалистический механизм для. разре-
шения этой проблемы».

НЬЮ-ЙОРК, 10 октября. (ТАСС). Or-
ромное большинство американских газет
приветствует предложения ‘относительно
созлания Международной юрганизации без-
опасности, принятые Ha конференции в
Думбартон-Оксе; как серьезный. шаг. впе-
ред на пути к созданию международной ор-
ганизации по поддержанию мира и безо-
пасности, : .

Газета «Нью-Йорк таймс» в передовой
заявляет, что достигнутые соглашения сви-
детельствуют о том, ‘что конференция в
Думбартон-Оксе принесла «весьма  реаль-
ные успехи и это порождает вполне обос-
нованную надежду на то, что это приведег
к возникновению нового союза, способного
обеспечить мир и порядок во всем мире, ко-
торый заплатил ужасную цену за свою ве-
способность организовать мир».

Газета «Нью-ИМорк геральд` трибюн» под-
черкивает, что проектируемая организация,
в противоположность ‘Лиге наций, считает
своей высшей функцией защиту мира и бе-
зопасности. Эта организация вручает зада-
чу зашиты мира великим державам, KOTO-
рые одни лишь обладают силой для осуще-
ствления этой функции. Это достижение
является самым важным; ибо оно «обеспе-
чивает стабильность и реализм в предло-
женном новом порядке».

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, Ц октября. (ТАСС). В сооб->
щении штаба верховного командования
экспедиционных сил. союзников говорится:

«Войска союзников, высадившиеся на
южном берегу устья  Шельды, улучши-
ли свои позиции к востоку от Брескенса.
Истребители и истребители-бомбардиров-
шики совершили 10 октября налет Ha
укрепления противника в этом районе. На
других участках фронта операции были
ограничены из-за неблагоприятной погоды:
Продолжаются ожесточенные бои в районе
предмостного ‘укрепления у канала Лео-
польла. К северу от Антверпена войска

союзников перерезали главную дорогу, ; ве-

лушую из внутренних районов страны к
Зюд Бейерланлу. Утром 10 октября была
стбита ожесточенная атака противника
У Долеваарда на реке Вааль.

Срок ультиматума о сдаче, пред’явлен-
ный германским войскам в Aaxene, истек
в 10 час. 15 мин. 1 октября. Ранее части
северной группировки войск союзников,
совершающих обходное движение, захва-
тили Шарфенберг и Барленберг и пролви-

Бои под Аахеном

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Как пез
релает корреспонденг агентства Рейтер из
штаба верховного командования экспеди-
ционных сил союзников, германский гарви-
зон Аахена не дал никакого ответа на
ультиматум о сдаче; пред’явленный ему
командованием союзных войск, и войска со-

юзников возобновили военные действия. is

щиеся с юга и востока, достигли Гаарена
и перерезали шоссейную дорогу Аахен—
Кельн, К полудню от противника была
очищена северная часть Гаарена. К юго-
востоку от Гаарена и в районе Бардленберга
были отбиты германские контратаки. К
юго-западу от Гюрдгена происходят оже-
сточенные бои. в холе которых войска со-

‚юзников несколько продвинулись. —

Влоль границы, в районе Моншау, дей-
ствия патрулей и артиллерии. В Мезьер-
ле-Мец идут бои за каждый дом, К восто-
ку от Люневиля, в лесу Парруа, войска
союзников продвинулись на 1.500 ярдов. К
востоку oT Эпиналя войска союзников
улучшили свои позиции, несмотря на уси-
лившийся огонь артиллерии противника.
В результате ожесточенвых боев в секторе
Ле-Тилло войска союзников создали зна-
чительное предмостное укрепление,  фо?-
сировав реку. Противник понес тяжелые
потери. Несмотря на ожесточенное сопро-
тивление врага, в районе МЛе-Тилло 3a-
хвачено месколько укрепленных пунктов.
Войска союзников продвинулись в районе
Шампаньи к западу от Бельфора».

Действия американской авиации

ЛОНДОН, 11 октября, (ТАСС). В Лондо-
не официально об’явлено, что в чочь на
   октября американскае бомбардировщики

«Летающая крепость» в сопровождении ист-
ребителей «Сандерболт» и «Мустанг» co-
вернгяли налет на военные об’екты в рай-
онах Кельна и Кобленца. ты

На средиземноморском театре

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС): В сооб-
щении штаба воофуженных сил союзников
на средиземноморском театре военных дей-
ствий говорится, что на центральном уча-
стке фронта в Италии английские части
5-й армии после тяжелых боев, продол-
жавшихся несколько дней, захватили вы-
соту Монте Чече, занимающую  господ-
ствующее положение над дорогой, прохо-
дяшей в долине реки По от Палаццуоло.
На левом фланге американские части 5-й
армии продвинулись вперед, ‘преодолев
сильное сопротивление противника на BO3-
вышенности западнее дороги, ведущей в
Имола. :

На участке фронта 8-й армии английские
и иплийские части улучшили свои позиций
в районе Фарнето.

т

В Албании части союзников захватила
город Саранле, расположенный ва албан-
ском побережье, в 10 милях от Корфу. Взя-
то около 500 пленных:

В Греции действуют патрули, 1

Вчера тяжелые бомбардировщики совер
шали налеты на вражеские коммуникации
и линии снабжевия в Северной Италии.
Легкие бомбардировщики, — истребители-
бомбардировщики и истребители  действо-
вали в Северной Италии, совершая налеты
на железные дороги, мосты и другие воен-
вые об’екты противника. Авиация при-
брежной обороны ‘бомбарпировала суда
противника в северной части Алдриатиче-
ского моря, в то время как другие соеди-
нения самолетов совершали налеты на
Югославию, нанося удары по линиям снаб-
жения, судам и другим военным об’ектам
противника. Прошлой ночью бомбарлиров-
шики совершили ‘налет на сортирозоч-
ную станцию B Вероне {Северная
Италия}. Во время этих операций.  уничто-
жено 3 самолета противника. 5 самолетов
союзников не вернулись на свои базы.

Средиземноморская авиация союзников
совершила около 800 самолетовылетов.

МОРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Несколько дней назад американекие
войска высадились на острове Гаракио,
принадлежащем к группе островов Па-
тау. Напомним. что на эти острова, на-
ходящиеся в 600 милях к востоку от
Филиппинского архипелага,  американ-
ские войска высадилиеь в первой поло:

вине сентября. Одновременно ими были”

захвачены также опорные пункты
©строве Моротай,

на
из группы  Молукк-
ских островов. Высадка нь oerpo-
ве Гаракио показывает, что амери-
хансвое командование намерено ов-
ладеть всей группой Палау, которая
должна сыграть роль важнейшего трамп-
тина для прыжка дальше на запад — на
Филиппины. i

Операции в этой части Тихого отезна
сопряжены для союзников с большими
трудностями. К ним прежде всего отно-
CATCH громадные расстояния между oc-
новными базами американского флота
(побережье США, Гавайи, Австралия) и
районом операции. Вполне естественно
поэтому — стремление — американского
командования очистить группу островов
Палау от японских войск и превратить
ее в прочную обеспеченную базу для
дальнейших операций против японцев,
располагающих на Филиппинах и на
островах Голландской Индии  многочие-
ленными морскими и воздушными база-
ми, крупными гарнизонами и, повиди-
MOMY, также значительными запасами.
Отвоевание Филиппин представит собой,
пожалуй, наиболее крупную операцию
из всех, которые до сих пор проводились
за Тихом океане вооруженными силами
США.
‘  Американское команлование Фосредо-
точило на подетупах к Филиппинам вну-
пгительные силы. Из сообщений печати
известно, что в районе островов Палау и
Молуккских островов действуют 3-й и
5-й флоты Соединенных Штатов Амери-
ки. Одна амерпканская газета писала не-
давно, что в составе этих флотов иметот-

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

ГМ 100943

рьба за Филиппины

ся «дюжины» авианосцев, линкоров и
крейсеров.

Новым фактором, улучшающим пер-
спективы борьбы за Филиппины, являет-
ся организация возлушных баз на заня-
тых островах, что значительно расширя-
ет еферу действия и повышает ударную
мощь американской авиации, оперирую-
щей в этой части океана. Уже после за-
нятия американскими войсками островов
Пилилу, Ангаур и Моротай резко воз-
росла боевая леятельность американсгих
воздушных сил над Филиппинами. Ма-
вила, Вавите, Давао уже подвергаются
систематическим бомбардировкам, Шо
некоторым сведениям, японцы эвакуиоо-
вали Давзо — важнейшую базу на край-
нем южном острове Филиппинского архи-
пелага — Минданао.

До сих пор в операциях на Тихом
охезне принимали участие почти исклю-
чительно американские морские и воз-
душные силы и десантные войска. Ныне
5 американским силам должны присое-
диниться весьма крупные соединения
брутанского флота и британской авиа:
ции. Уже в начале этого года сильная
британская эскадра была сосредоточена
в Бенгальском заливе, на рубеже Тихого
и Индийского океанов. Две операции,

проведенные этой эскадрой, — бомбар-
дировка Сурабайй и обстрел е моря
японской базы на острове Сабанг. —

показали, что в ве составе имеются ко-
рабли всех классов, в том числе и авиа
ноецы. Шо мере улучшения военно-мор-
ской ситуации в водах, омывающих ев:
ропейский континент, британское адми-
ралтейство продолжало усиливать свою
Дальневосточную эскадру. Теперь, види-
мо, предетоит радикальная перегруппи-
ровка британских военно-морских сил.
06 этом можно судить по следую-
щему заявлению, сделанному британским
премьер-миниетром Черчиллем в палате
общин 28 сентября текущего года:

боевых действий Флота-доб. 29, 86;

АЛРЕО РЕЛАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сушевская ул., 21.
отдел

И наи КРАСНЫЙ ФЛОТ
Е

о  И Зарубе ‘морская Техника
Статья Пьера Нота об СССР О

НЬЮ-ЙОРК, 11 октября. (ТАСС). Жур-
Пъера
Кота об его недавней поездке в Советский
так
как еще не сделал официального отчета
властям, направившим его в СССР, но от-
мечает, что Советский Союз принял его как
преданного друга и облегчил его задачу,
ему
возможность ездить куда угодно. Кот ука-
зывает, что таким‘ образом, осуществляя
свою задачу, он собрал сведеняя и накопил

ВСТРЕЧА тов. А. А. ЖДАНОВА
С КАСТРЕНОМ

ХЕЛЬСИНКИ, 11 октября. (ТАСС).
октября председатель

дии Кастреном. Во состоявшейся

лейтенант Савоненков, политический совет-
НИК
Финляндии Энкель.

fe ee

ПРЕБЫВАНИЕ СОВЕТСКОЙ.
ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
В АНГЛИИ

ская профсоюзная
неделе принимала
англо-советского профсоюзвого комитета,
‘ции посетили несколько промышленных
предприятай Лондона и других районов. Очи

ших кооперативных обществ Лондона, rae
они ознакомились с организацией коопе-
ративных предприятий.

На приеме, организованном главным уп-
равлением кооперативного общества, пред-
седательнила этого общества Генли и член

советской профсоюзной делеганеи Шульга `

обменялись приветственными речами.

ГЕТЕБОРГСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕБУЮТ ОТКАЗА
ШВЕЦИИ ОТ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ

ГЕРМАНИИ a
ГЕТЕБОРГ, 11 октября. (ТАСС). Газета
«Гетеборге  хандельстиднинг» сообщает,

что 3 гетеборгских общественных органи-
заций обратились к шведскому правитель
ству со следующим заявлением:
_ «В связи с возрастающим нацистским тер-
рором в соседних с нами странах мы счи-
таем необходимым, чтоб шведское  прави-
тельство потребовало от немецких властей
немедленного прекращения бесчеловечного
обрашения с близкими нам народами. Нв-
обходимо известить немецкое  правитель-
ство о том, что при создавшихся условиях
Швеция не может зашищать интересы Гер-
мании в, воюющих с нею странах».
Заявление полпибано центральным 106’-
единением государственных  пзэнснонеров,
просветительным союзом. союзом учитель-
Биц,  гетеборгским отделом организации
«Борющаяся демократия»; радикальным об-
ществом и др:

ГИТЛЕРОВЦЫ УКРЫВАЮТ
НАГРАБЛЕННОЕ ДОБРО
НЬЮ-ЙОРК, 1! октября. (ТАСС); Как

передает агевтство Ассошиэйтед Пребе из

Вашингтона, официальные. лица указывают,
что немцы усиленно вымогают у богатых
американцев выкуп за их друзей м ролст-

венников, нахолящихся в Германии, угрожая

жизни и имуществу последних. Союзники
перехватила много таких требований, по-
этому адресаты. редко их получают. Обычно
вемпы требуют внесения определенной сум-
мы на какой-нибудь счет в Аргентине или
в другой нейтральной стране в течение оп-
ределенного срока.

По имеющимся свелениям, терманские
посольства и миссии в нейтральных странах
нахаплавают огромные суммы в золоте, пез-
ых бумагах и валюте, значительная часть
которых награблена в оккупированных стра-
зах. Как указывают в вашингтонских кру-
гах, германская правящая клика накаплиза-
ет средства не только для своего личного
спасевия, во также’ для финансирования
тайных гитлеровских организаций,

———

Увольнение командующего
немецкими войсками
в Словакии
СТОКГОЛЬМ, 11 октября. (ТАСС). Гат-
лер продолжает заменять «неблагонадеж-
ных» генералов эсэсовцами. По сообщенаю

газеты «Афтонблалет», команлующей  не-
мецкими войсками в Словакии генерзл бр0-

нетанковых войск фон Хибике уволен и на’

его место назначен генерал СС Герман
Хасле. «Вполне очевидно.—пишет газета, —
что генералы СС скоро займут командные
должности на всех фронтах».

«Мы предложили Соединенным Шта-
там хороший современный — английский
флот, и мы просили использовать его в
крупных операциях против Японии. Это
предложение было сразу же тепло при-
нято, Большая часть этого флота уже

`находитея в Индийском океане. В тече-

ние целого года наши современные бое-
вые корабли подвергались молепнизация,
которая сделает их независимыми от
главных береговых баз по крайней мере
H& несколько месяцев. Существенная
часть эскадры, кораблями которой мы
будем пользоваться, была постолена `В
Канаде, тах как было решено, что лучше,
выгоднее приспособлять для определен.
ной цели еще не достроенные торговые
суда, чем перестраивать уже существую-
щие суда, хотя и этот процёсе зашел уже
очень далеко. Таким образом. мы натеем-
ея иметь в Тихом океане флот... который
в единении с гораздо большими флотами
Соединенных Штатов. должен будет вла-
стно и решительно господствовать над
вееми этими обширными пространствами
морей и океанов, Нужно еще учесть. что
одной из фаз войны с Японией будет
жестокая, интенсивная, ‘длительная ий
все усиливающаяся бомбардировка с воз-
духа, которой будут полвергнуты об’ек-
ты и военно-проиытленные центры соб-
ственно Японии. В этом мы тоже будем
принимать самое деятельное участие, по-
скольку позволят наши базы».

Заявление Черчилля позволяет  сде-

тать следующие выводы. Во-первых, В.

ближайшее время должно произойти поч-
ти удвоение  англо-американских сил,
лействующих на Тихом океане’ что еще
больше повысит общее превосходство
США и Великобритании над Янонией.
Во-вторых, британские морские силы,
сосредоточиваемые в дальневосточных
водах, будут обладать способностью дей-
ствовать длительное время в отрыве от
своих баз. В-третьих, отныне возникнет
прямая угроза правому флангу японских
позиций в юго-западной части Тахого
океана. Вели операции американского
флота поставили под угрозу важнейшую
позицию Японии в районе Южно- Китай-
ского моря — Филиппины, то теперь, в

пропаганпы-—Д 11-45;

отдел—лдоб. 1-18; излательство-—вачальвик Д

Союзной Контроль-
ной Комиссии генерал-полковник Жданов
встретился с премьер-мипистромо Финлян-
беседе
приняли участие заместитель. председателя
Союзной Контрольной Комиссии генерал-

Орлоз и министр иностранных дел

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Совет-
делегация на прошлой
участие в заседаниях

В течение текушей недели члены  делега-

были тепло приняты в олном из крупней-

‚ операции из. норвежских портов.

вал «Нэйшн» опубликовал ‘статью

Союз. Ког не пишет о своей. миссии,

предоставив ему информацию и даз

влечатления о Советском Союзе.

«По приезде в Москву, — пишет Кот,—я
увидел мир, воодушевленный, несмотря на
войну, духом строительства, мир’ кипучей
обумественной жизни. Нельзя и представить
нынешней
KOTO-
рого вБосит больший вклад в военные уси-
лия. Тем не менее в Москве и во всем Сс-
ветском Союзе кипит жизнь. Люди работа-
ют и соажаются, чтобы спасти то, что. соз-
но но вечерам театры Hu кино
от-
современной

себе народ, более поглошепный
борьбой, народ каждый гражданин

‘дано ими,
полны, библиотеки кишат студентами,
крыты различные выставки
живописи и скульптуры, В. театрах Москвы,
пока я был там, показали пять пьес Шек-

спира, одну пьесу Кальдерона, одну пьесу

Лопе де Вега, балет «Виндзорские проказ-
вины», пьесу «Сирано де Бержерак» и ин-
сценировку «Евгении Гранде».
Наибольшее впечатление произвел на. ме-
ня необычайный пол’ем духа народа. Я
имел возможность сравнивать и оценивать
достижения страны, так как в 1933 году
посетил Советский Союз в качестве ми-

нистра авиации. Усилия Советского Со!о-`

за. — подлинные усилия всех народов, вхо-
дящих в его состав, Тайна их сопротивле-
ния в 1941—1942 гг. и нынешних побед за-
ключазтся в участин каждого
на — от самого скромного до самого вели-
кого — в эгих усилиях. Сознание ‘достигло
здесь роли величайшего фактора. Народ
серьезен. Он повимаег, что делает, и знает,
чего ждет от него мир.

ветский Союз понес огромные потёри.
Целые области разграблены, и много их
жителей убито. Не следует забывать, что
три года Советский Союз почти в одино-
чЧестве выносил весь натиск германских ар-
мий, снабжавшихся всей германской  про-
мышленностью. Даже теперь Красная Ар-
мия сражается с 4/5 германской армии. Од-

‘ним из последствий этой ужасной войны яв-

ляется полное разрушение многих совет
ских Ггооодов, HO мужество И изобретатель-
ность сотетских людей соответствуют ус-
ловиям В Ленинграде во время осады от

холода и голода погибло много людей. Од-.

нако было решено, что колыбель револю-
ции—город Ленина и Кирова не должен
попасть в руки врага. Можно с узерен-
ностью считать, что до сих пор материаль-
ные потери Советского Союза составляют
250 млрд. золотых рублей, т. е. в 95 раз
больше, чем определялся ущерб, причинен-
ный Франции и Бельгии во время прошлой
войны»,

Кот приводит много примеров‘ уча:
стия женщин, детей и стариков в восста-

граждани-.

12 октября

новлении городов, школ и цехов собствен“
ными средствами. Эти люди не требуют
правительственной помощи, так как они
понимают, что силы страны поглощены
войной. Их успехи при сравнительно малых
средствах поразительны. Кот подчеркивает,
что школы и другие общественные здания
обычно рассматриваются как первоочеред-
ные стройки.

Кот описывает виденные им.в Одессе
массовые могилы. в которых заживо хоро+
нили детей. Он пишет о том, как немцы
топили людей и как граждане Одессы
жили во время оккупации в старых подзем-
ных каменоломнях и создавали там парти-
занскую армию. ‘«Чтобы описать подвигч
партизан, — пишет Кот, — нужна была бы
целая книга»,

Кот указывает, что. он тщательно изучал
восстановительные работы в СССР, так
как это составляло часть его миссии. Он
высоко оценивает едигюе планирование
советского производства. Необычайная
восстановительная способность, пишет OH,
возникает из плаповой системы, из рацио-
нализации всех производительных сил и из
самого характера общественного строя.

«В Советском ° Союзе, — пишет далее
Кот, — культурное развитие сопутствует
экономическому развитию и даже предше-
ствует ему. Советский Союз — новая роди-
на гуманизма. Можно было бы подумать,
что в бюджете 1944 года все средства, не
идущие на войну, будут выделены на- ре-
конструкцию заводов и колхозов, но в дей-
ствительвости на восстановление экономи-
ческой жизни ассигновано 48 млрд. рублей,
а на социальные нужды и культурное раз-
витие — 54 млрд. рублей. Это — один из
многих уроков, которые может дать нам
Советский Союз.

Народ Советского Союза питает теплые
чувства к Франции, Французской револю-
ции, Коммуне и Народному фронту. Он ни-
когда не верил, что французские предатели
отражают настроения французского наро-
да. Демократическая Франция, безусловно,
отвергает те элементы, которые в свое
время вдохновляли ‘политику интервенции’
против Советского Союза, саботаж коллек-
тивной безопасности, мюнхенскую измену,
Франция, освобожденная от фанизма, мо-
жет рассчитывать на дружбу Советского
Союза. : Г

После войны Советский Союз удивит
весь мир ‘своей мудростью и последова-
тельностью. Советский Союз. хочет мифа
для себя и для других. Он хочет продол-
жать начатую им огромную работу в об-
ласти культурного и общественного раз-
вития. Он потребует наказания военных пре-
ступникоз и уничтожения фашизма. Он бу-
цет трудиться над созданием международ-
вой‘ организации, которая сделает  невоз-
можной всякую германскую агрессию и
обеспечит всем народам свободу и мир».

«Посетив Советский Союз в качестве
простого демократа, верного идеалам Фран-
цузской революции, — пишет в заключение
Пьер Кот, — я увидел, что путем жертв и
усилий там куется свобода народов, равен-
ство рас и братство человечества»,

ОБ’ЯВЛЕНИЕ ВОД СЕВЕРНОГО МОРЯ
ОПАСНЫМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, в Лондоне опуб-
ликовано официальное заявление `антлий-
ского морского министерства о том, что,
несмотря на об’явление вод Северного моря
опасными для судоходства, у берегов Нор-
вегии были замечены рыболовные и неболь-
ume береговые суда. Военно-морские и
воечно-воздушные силы союзников до сих
пор воздерживались от нападений на кабо-
тажвые суда, за исключением тех, которые,
согласно предположениям, использовались
немецкими военными властями. Немецкий
подводный. флот, изгнанный из его баз в
Бискайском заливе, телерь производит свой
Немцы
возвращают из Норвегии каждого солдата,
которого они могут освободить от гарнизоч-
ной службы и аспользовать ‘для зашиты
Германии. Немецкие ресурсы в области су-
доходства серьезно сокращены, и немец.

кие военные власти вынуждены использо-
зать всякое имеющееся у них судно любого
размера для удовлетворения своих военных
нужд в Норвегии.

«В соответствия с этим, — говорится в
заявлечии, — верховный главнокомандую-
щий вооруженвыми силами союзников, учи-
тывая чрезвычайную важность перезыва
морских коммуникаций между Норвегией и
Германией на нынешнем критаческом этапе
операций, приказал нападать на все суда
у побережья Норвегии. В связи с этим те-
перь делается предостережение, что всякое
судно любого размера и назначения, плаба-
ющее в норвежских водах, будет делать
Это за свой риск я страх. Всякое ворвеж-
ское судно, которое не подчинится этому
предостережению, будет гем самым затруд-
нять операции союзников и отдалять день,
когда неменкие войска будут изгнаны с
ворвежской территории».

j

ПОСЛЕДСТВИЯ. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ТУРЦИИ

АНКАРА, 11 октября. (ТАСС). Как ne-
редает анкарское радио, возвратившийся из
районов, где произошло землетрясение,
министр внутренних дел Хильми Уран за-
явил, что особенно сильно пострадали рай-

связи с сосредоточением в Индийском
океане крупных британских морских сил,
такая же угроза возникает и тылу япон-
ских позиций — Малайе, Суматре, Яве,
ибо, повидимому, районом действия бри-
танских мореких сил явятея воды, OMBI-
вающие все эти британские и надерланд-
ские владения,

Таким образом, борьба, начавшаяся
за Филиппины, является введением к зна-
чительно более крупным и важным опера-
циям соединенных  англо-американских
вооруженных сил в юго-западной части
Тихого океана, В связи с этим представ-
ляет актуальный интерес оценка пер-
спектив борьбы между Японией се одной
стороны, США и Великобританией — е
другой нз тихоокеанском театре военных
действий,

В конце сентября бюро военной пн-
формации США опубликовало обтирный
доклад на эту тему. По мнению cocra-
вителя доклада, союзники располагают
следующими стратегическими преимуще-
ствами:

1. Военное производство союзников
превосходит по своим размерам военное
производство Японии. США ежемесячно
выпускают до 8 тысяч боевых самолетов,
в то время как Япония может выпускать
ежемесячно от 1.400 до 1.500 самолетов.

2. Командующие вооруженными си-
лами на Тихом океане утверждатт, что
Япония потеряла способность вести
стратегическое наступление за предела-
ми досягаемости ез базовой авиации. Это
об’яеняетея численным превоеходетвом
Соединенных Штатов в авианосцах и по-
топлением многих кораблей прикрытия

онского флота.

3. Торговый флог Японии, который
никогда не был в состоянии удовлетво-
рить потребности страны, непрерывио
несет. потери в результате действяй аме-
риканских надводных кораблей. подвод-
вых лодок и авиации, причем эти поте-
ри более чем наполовину превышают
способность Японии воспроизвотить по-
топленный тоннаж. Япония теряет еже-
годно корабли общим водоизмещением
примерно в полтора миллиона тонн, в то
время как судостроение Японии не в cH-

Коммутатор релакцей J] 8-20-90 no Д 8-20-08. Телефовы: для спрпавок-—лоб. 1-73;
отлел оартяйво-комеомольской жизни—лоб. 8; иностранный отлел--доб.
1-12-60; ‹

Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21.

бухгалтерия и отдел подписки—лоб. 25 в Д 1-62-21.

сны, находящиеся поблизости от  побе-
режья. Ввиду того, что подземные толчки
время от времени повторяются, население
проводит ночи под открытым небом.

лах вводить ежегодно в строй корабли
водоизмещением в один миллион тонн.

4. Бомбардировка японских промыш-
ленных центров сверхмощными бомбар-
дировщиками «Б-29» открывает важные
перспективы в войне против Японии.

5. В результате занятия вооруженлы-
ми силами США ряда островов Маршаль-
ского иМарианского архипелагов ней-
трализовано около 50 крупных баз на
отраине внешней оборонительной зоны
Японии, В частности, занятие Гуама,
Сайпана и Тиниана привело к тому, что
союзные войска в состоянии наносить
удары по внутренней оборонительной
системе Японии.

6. Союзные войска в настоящее время
закрепились на позициях, откуда после
следующего прыжка на запад союзный
флот и авиация получат возможность
перерезать коммуникации Японии, иду-
щие вдоль побережья Азиатекого мате-
рика и тем самым приступить к блокаде
Японских островов.

Вместе с тем, как указывзет бюро
военной информации США, некоторые
факторы еще продолжают благоприят-
ствовать Японии. В ним относятея: спо-
собность Японии продолжать увеличи-
вать производство почти всех вилов
военного снаряжения, наличие у Японии
четырехмиллионной армии и больлих за-
пасов стратегического сырья, наконец,
многочисленного флота; тлавные си-
лы которого до сих пор не выведены
из строя. Общий вывох бюро военной ин-
формации США таков: союзники должны
исходить из предположения, что борьба
6 Японией будет напряженной и длитель-
HOW,

Операции американских морских сил
в направлении Филиппин и предстоящее
присоединение к ним в юго-западной ча-
сти Тихого океана британских эскадр
свидетельствуют 0 TOM, что соозное
командование учитывает все особенности
борьбы с Японией, которая должна пря-
нять еще более широкий размах в связи
© успешным ходом наступления на гит-
леровскую Германию и пряближающемся
ве разгромом.

И, ЕРМАШЕВ.

отв. секретарь редакции—/1

1-22, 1-85; отлел писем—доб. 23;

1-08-13: отлел
иллюстрапионвый

(1810)

=

1944 г., четверг № 243

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЯ
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ В США

С целью удешевить стоимость и уско-
рить постройку военных и торговых ко-
раблей в США много заботятся о стан-
дартизации внутрикорабельного оборудо-
вания, ‘& также экономии цветных ме-
таллов.

На строящихся военных и в 0606ен-
ности торговых судах оборудование кают
почти полностью  стандартизировано —
койки, столы и другая мебель изготов-
ляется нескольких стандартных 0браз-
цов. При разработке стандарта большое
внимание уделено единым типам элезтро-
арматуры, ‘внутренней отделки помеще-
ний, а также арматуры для умывальни-
ков. душевых.

Наряду с этим в целях экономии
цветных металлов морская комиссия
США запретила применение меди и ла-
туни на торговых судах для изготовле-

ния целого ряда деталей. При этом
цветные металлы заменяются сталью.
Так, например, судовые  илаюминаторы

изготовляются в настоящее время ИЗ
стали вместо меди. Бупро-никелевая ар-
матура заменена стальной повышенного
сопротивления, которая подвергается за-
тем оцивковке или окраске.

Из оборудования камбузов полностью
из’ята вся медная и алюминиевая ар-
MaTypa И вместо. нее, согласно новым
спецификациям, устанавливается сталь-
ная,

КЛАПАН ДЛЯ ТОЧНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРСУНОК

При работе котлов на жидком топли-
ве незначительные изменения в расходе
нара требуют быстрого воздействия па
клапаны, регулирующие подачу топлива
K отдельным  форсункам, контролируя
давление в очень узких пределах. 0быч-
ный тип шаровых быстрозапорных кла-
панов оказывается в этом случав нело-
статочно чувотвительным к малым из-
менениям нагрузки.

В результате экспериментальной ра-
боты, проделанной в турбо котельной
лаборатории военно-морского. флота США

(Филадельфия), были‘ разработаны две
новые конструкции быстрозапорных
клапанов.

Они представляют собой горизонталь-
но-дисковые клапаны, регулируемые ма-
ховиком. Топливо поступает в верхнюю
часть клапана, выход топлива осущест:
вляется через выпускное отверстие в
корпусе клапана. В одной пз конетрук-
ций площадь выпускного отверстия из-
меняется благодаря движению по лога-
рифмической кривой, которую veer
поверхность диска. Выпускное отверетие
открытого клапана рассчитано при пол-
ной мощности на падение давления не
больше 6 фунтов на квадратный дюйм.

Конструкция второго клапана 1о-
строена на том же принципе изменения
величины выпускного отверстия.

Новые клапаны обеспечивают чувстви-
тельное регулирование количества сжи-
гаемого каждой форсункой топлива.

ЕЛ,

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 11 октября. (ТАСС). Как пеа-
редают из Югославии в сообщении штаба
верховного командования народно-освобо-
дчтельной армии Югоелавии говорится,
что в Шумадии, южнее Белграда, произво-
дятся ожесточенные нападения на дороги,
по которым немцы отступают на север,
Большинство этих путей сообщения пере-
резаыо. Уничтожено 11 танков, 50 грузо-
виков и истреблено более 900 немцев.

В долине Западной Моравы югославские
части заняли крупный узел дорог Ужице
Таким образом, для немцев отрезаны все
пути, велушие из Сербии и Санджака ка
запад. В секторе Лесковац — Ниш — Соко
Баня начались ожесточенные бои.

В Черногории югославские части завяли
Матешево и Лиева-Риека и продолжают
преследовать противника, отступающего по
направлению к Подгорице, Перерезана до-
рога Печ—Андриевица— Подгорица, по ко-
торой немцы пытались пробиться из района
Косово, Метохии и из Северной Албании к
морю

В Герцеговине после занятия Требинье
части народно-освободительной армии ве-
дут бои на подступах к Дубровпику. 5а
день истреблено 250 вражеских соллат.

В Словении, Хорватии, Боснии. и Boe
водине части‘ народно-освободительной 32:
мии продолжают совершать нападеная нл
вражеские пути сообщения.

———

СТРОИТЕЛЬСТВО ТОРГОВЫХ
СУДОВ В США
ВАШИНГТОН, 11 октября, (ТАСС).
Правительственная морская комиссия США
сообщила, что в сентябре  строитёльство
торговых судов в США возросло по срав-
нению с августом. В сентябре построено
124 судна общим тоннажем в 1 млн. 186 TH:
сяч тонн, в том числе 34 корабля для во-
еннэ-морского флота, 7 судоз типа «Вак-
тори», 5 грузовых. судов типа «С», 19 так-

керов, 43 судна типа «Либерти» и т. д.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

Лондон, 11 октября. (ТАСС). Штаб
0б‘единенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что самолеты со-
юзников потопили у северного побережья
Эстровов  Гальмагера 18 японских барж,
пытавшихся доставить подкрепления‘ япон-
ским войскам на острове Моротай, Авиа-
ция союзников сбросила 66 тонн бомб на
Купанг (остров Тимор).

ВАШИНГТОН; 11 октября. (TACC).
Морское министерство США сообщает, что
американские самолеты, базирующиеся Ha
авияносцы, совершили крупный налет на
острора Рюкю, расположенные на расстоя-
нии 200 миль к югу от Японии. Потоплена,
по крайней мере, 12 японских судов, 15
японских самолетов уничтожено Ha земле и
14 сбито в воздушных боях. Потери амеря-
канской авиации незначительны. ни одно
американское судно не повреждено,

Американские войска палностью
остров Гаракио (острова Палау).

ТОКИО, 11 октября. (ТАСС). Как пере-
чет агентство Домгй Шусин, 10 октябля
400 американских самолетов, базпрующих*
ся на авианосцы, атаковали острова Окина-
за, Мияко и Амамиосима (острова Рюкю).

заняли

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.

её