eae

13 oxtaOpa 1944 г., пятница № 244 (1811)

2 . КРАСНЫЙ ФЛОТ

МОСНВА, КРЕМЛЬ ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ
МАРШАЛУ СОВЕТСНОГО СОЮЗА ТОВАРИШУ СТАЛИНУ -

194.400 рублей. Пусть построенные на

наши средства танки помогут Ерасной

Армии добить раненого фашистского зве-

ря в его берлоге,

Секретарь Ровенского’ областного
комитета КП(б)У БЕГМА
Ровенский областной военный
комиссар полковник РАКШИН
Начальник политотдела Ровенского
облвоенкомата майор ИВАНОВ

Особенности коейсерского
полета

зу. В сложных метеоусловиях маршрут
полета строится так, чтобы контрольные
ориентиры были хорошо заметны, Нз-
пример, ночью наилучшими ориентира-
ми являются озера. Вода при любой ви-
димости отличается от суши. При вы-
холе в море надо тщательно уточнить
свое место по характерным очертаниям
берега.

Большую роль в крейсереком полете
играет навигационная подготовка эк.
пажа, умение штурмана использовать все
средетва—от компаса до астро- и радио:

граним

лейтенанта Сехина и лейтенанта Торгов-
цева.

День клонился к вечеру, когда артил-
леристы расположились на отдых. К пуш-
кам, от которых никогда не отходят
огневики,  под’ехала кухня, и начался.
обед. Гле бы ни воевали советские солда-
ты, сколько бы ни прошли они за день, —
‘хва—три раза в день кухня под’езжает
к ним, Это закон. Не успели поесть, как
прибежали запыхавшиеся / разведчики и
доложили, что по грейдеру идет много
танков и бронетранопортеров с пе-
хотой. Батареи немедленно заняли огне-
вые позиции, причем командиры их,
предвидя вею сложность обстановки, рас-

У трех

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 октября.
(Спец. корр. ТАСС). В широком чистом
поле между деревнями Вубекхаза, Беба-
Веке и Рабе на стареньком, изрядно вы-
битом грейдере стоит большой погранич-
ный столб. Стрелка на. север — Венгрия,
Стрелка на восток — Румыния. Стрелка
на юг — Югославия. От Рабе до Кубек-
хаза всего три километра. Or Pate zo
Беба-Веке — тоже три. 0т Беба-Веке до
до Кубекхаза не более двух. Между ни-
ми лежит даже проселочная дорога, Но
она давно заросла бурьяном, как зарос и
грейдер.

Здесь на стыке трех границ между
кукурузными плантациями и редкими

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Воодушевленные историческими побе-
дами Красной Армии, которая под Ва-
шим мудрым руководством очищает со-
зетекую землю от немецко-фашиетских
захватчиков, офицеры и призывники
Ровенской области, стремясь приблизить
день полного разгрома фашистской Tep-
маний, внесли из личных сбережений на
строительство танковой колонны «Аиев»

РОВНО
СЕКРЕТАРЮ РОВЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО
КОМИТЕТА КП(б)У БЕГМА
РОВЕНСКОМУ ОБЛАСТНОМУ ВОЕННОМУ КОМИССАРУ

Герой Советского Союза гвардии
капитан Шаманов — один из наибо-
лее опытных летчиков-торпедоносцев
Краснознаменного. Балтийского фло-
та. В своболных крейсерских поле-
тах он потопил 8 транспортов общим
водоизмещением более 40.000 тонн, 8
своей статье гвардии капитан Шама-
нов и его штурман гвардии капитан
Лорин рассказывают об опыте крей-
серских полетов.

В яеный день и при хорошей видимо-

сти корабль обладает перед одиночным
самолетом значительными преимущества-

. лесными повадками расположились на   пределили расчеты так, чтобы враг не   ми. Его зенитный огонь может заставить ориентировки.
ПОЛКОВНИКУ РАКШИНУ отдых артилаеристы Н-ского полка, Толь-   мог смять их ни с какой стороны, Полк   экипаж самолета бросить: торпеду © уве- Одиночный торпедоносец всегда дол-
НАЧАЛЬНИКУ ПОЛИТОТДЕЛА РОВЕНСКОГО OBJIBOEHKOMATA   хо что вышедшие из боя южнее венгер-   венгерской пехоты двигался тремя колон-   личенной дистанция. Видя след торпеды,   жен быть тотовым к неожиданноетям,
МАЙОРУ ИВАНОВУ ского города Мако, они уже дважлы пе-   нами, „Важдая колонна возглавлялась   корабль имеет возможность уклониться зависящим от оперативной обстановки
, ресекли румынскую границу — весною группои танков, самоходных пушек и   от удара. Следовательно, ‚эвипаж торпе- на театре. Предлоложим, что перед вы-

недалеко от Яес, переправившись через
Прут, в начале октября, прорвав евоим
огнем оборону венгров, — у города Мако.

Передайте офицерам и призывникам Ровенской области, собравшим
194.400 рублей на строительство танковой колонны «Киев», — мой
боевой привет и благодарность Красной Армии.

бронетранспортеров с  автоматчиками.
Танков и самоходных пушек было 18.
Бронетранспортеров—20. Вее это нава-

AOHOCHA должен вырвать у врага эти пре-
имущества, уметь использовать в своих
интересах время суток, погоду. Ночь, 0б-

ходом в море самолету предетоит пере-
сечь линию фронта и некоторое время
итти над вражеской территорией, Значит

И. СТАЛИН. Места, по которым только что прошаи   дилоеь на две батареи. Артилаернеты OKQ-   лачность, дымка и особенно дождь, 10- зало уметь тактичееки грамотно избрать
: а артиллеристы, были безлюдны и страшны.   зались в полукольце. Они могли бы отой- есть явления, затрудняющие полет, дая   профиль полета, обогнуть аэродромы п
о Отсюда только что ушли целые полчища ти, но не было на это приказа командира   летчива-торпедоносца являютея теми со- крупные населенные пункты. В отих

немцев. Отсюда много дней подрях про-
тивниЕ бросал в контратаки на Мако и
села южнее Мако десятки танков, само-
ходных пушек, бронетранепортеров с пе-
хотой. Советские воины стояли несокру-
шимой стеной, и ни одна вражеская ма-
шина не прошла вперед. Следы жестоких
боев и сейчас вотречаются здесь на каж-
дом шагу. Вот неровные зигзаги и круги
смятой кукурузы — это вытоптали тан-
ки. Вот черные с радужными подпали-
нами остовы сгоревших  немецеих тан-.
ков, вот трупы немцев у дорог, в наспех
вырытых окопах-ячейках, вот разбитые
машины, мотоциклы, вот разбросанные по
всему полю бумаги какой-то военной Kan.
целярии — чистые бланки, груда солдат-
ских книжек, гильзы снарядов. Поля,
точно оспой,  обезображены воронками
разрывов, хаты с обвалившимися кры-
mama. Деревья без кроны, срезанной ка-.
кой-то страшной силой.

“Отступая, немцы и венгры выгоняли из.
румынских сел всех жителей. Села жгли.
и грабили. То же делали они в ютослав-
ских селах, Отетупая, немцы и венгры
продолжали  огрызальея, переходили в
контратаки. Одна из вражеских колонн,
защищая дальние подступы к крупному
населенному ‘пункту, встретилась на
стыке трех границ с батареями старшего

юзниками, которые позволяют добивать-
ся главного — внезапности атаки.

Экипажу одиночного самолета тща-
тельнее, чем кому бы то ни было; при-
ходится учитывать противодействие вра-
га. Маршрут торпедоносца при крейсер-
‘ском полете нередко проходит через тер-
риторию противника, время полета длит-
ся часами, и поэтому экипаж должен
всегда быть готовым к разнообразным
уловкам врага. И задача состоит в том,
чтобы перехитрить. противника, добить-
CH скрытности полета, внезапности атаки.

Приведем несколько примеров, харах-
теризующих особенности крейсерокого
полета,

Duane dian самолет ночью при низ-
кой облачности и плохой видимости вы-
летел на задание. Какой же профиль по-
лета избрать в такую погоду? Если итти
под облаками, то на суше можно BEICKO-
чить на крупный населенный пункт с
сильной противовоздушной обороной, а
на море`нае легло могут обнаружить хо-
тя бы по огням из выхлопных патрубков
дозорные корабли. Учитывая это, мы ре-
шили лететь над  облачностью Ha
высоте 1.000—1.200 метров. Так и по-
шли.

При удалении в море облачность стала
подниматьея. Появился второй ярус.
Снова предстоял выбор; итти в облаках
или над вторым ярувом. Решили продол-
жать полет над облаками. Высота полета
все увеличивалась, & облачность не кон-
чалась. Тогда мы попытались пробить
облачность. Стрелка высотомера ‘уже по-
казывала 200—150 метров, а самолет все
облаках.. Возникла

полка, и Не в характере советских воинов
отход. когда обстановка требует упорства
и стойкости.

Двадцать часов длился неравный бой.
Двадцать часов держали артиллеристы.
свой рубеж. Они уничтожили свыше
трехсот немцев и венгров, 7 танков и 2
самоходные пушки, 7 бронетранспорте-
ров. Они дрались, не щадя себя. На opy-
дие младшего сержанта Некрасова на-
бросилось 2 танка и 3 бронетранспорте-
$8. Некрасов подпустил их на 50 метров
и потом в упор расстрелял оба танка и
три бронетранепортера. Десант немцев,
сидевший. на бронетранспортерах, и тан-
кисты, вылезшие из загоревшихея тан-
ков, были расстреляны из автоматов и
карабинов артиллеристов Шофер, толь-
ко что приехавший с боеприпасами, еф-
рейтор Николаев отразил атаку семи
танков и батальона пехоты. Когда в ба-
тарее Сехина не осталось ни одного сна-
ряда и противник’ продолжал натирать,
старший лейтенант поднял своих бойцов
в рукопашную схватку. Противник вы-
нужден был оставить свои попытки про-
рваться вперед, & когда на помощь ap-
тиллеристам подошла наша пехота, гит-
леровцы побежали, бросив свои машины,

убитых и раненых.
: А. МАЛИБАШЕВ.

случаях экипажу достаточно лишь вы-
держивать общее направление, & место
самолета штурман должен уточнить по
береговой черте перед выходом в море.
Отсюда ясно, как важны для штурмана
торпедоносца  безукоризненные знания
района действий, умение в полете веети
мыеленную прокладку. Нрокладка такого
рода необходима при полете и в плохую
и в хорошую погоду. При отличной ви-
димости все внимание  сосредоточивает-
ся на наблюдении за воздухом. и штур-
ману порой просто некогда заниматься
инструментальной прокладкой. Когда е8-
молет. делает отворот, штурман должен
запомнить его и, выбрав время, внее-
ти поправку.

Во время поиска и атаки кораблей
противника умелое использование време-
ни суток и метеорологических условий
зачастую решает весь успех xpeiicep-
ства. Многие считают совершенно обяза-
тельным во время поиска держать ком-
муникацию противника в светлой части
горизонта, в вечерних или предраесвет-
ных сумерках подходить к обнаружен-
ному кораблю с темной стороны, & днем—
со стороны солнца. Это в общем пра-
BHIbHO, HO не следует забываль, что
‘иногда создаются совершенно непред-
виденные условия, требующие от экипа-
жа и других решений. Вот один из та-
ких примеров.

Торпедоносец ночью производил 19-
иск. В западной части горизонта стояла
сплошная десятибалльная облачность, &
над местом полета плыли отдельные ра-
зорванные облачка. Тени этих облачков

МОСНВА, КРЕМЛЬ
ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ

Красной Армии по немецко-фаптиетскому
зверю.

Заверяем Вас, Иосиф Виссарионович,
что трудящиеся города Одессы отдадут
все свои силы на быстрейшее восстанов-
ление народного хозяйства, на тальней-
ший расцвет могущества Советокой Роди-
ны. Сбор средств продолжается,

Секретарь Одесского горкома КП(б)У
ФРОЛКОВ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Воодушевлённые выдающимися побе-
дами  руководимой Вами тероической
Красной Армии, освобождающей нашу
священную землю OT немецко-фалист-
CRUX захватчиков, трудящиеся города
Одессы собрали из личных средотв в фонд
обороны Союза ССР 8.402.000 рублей
деньгами и 1.164.000 рублей облигация-
ми госзаймов.

Пусть наш скромный вклад в дело
окончательной победы над врагом усилит Председатель исполкома’ горсовета
сокрушительный и смертельный удар депутатов трудящихся ДАВИДЕНКО.

ОДЕССА —
СЕКРЕТАРЮ ОДЕССКОГО ГОРКОМА КП(б)У тов. ФРОЛКОВУ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОРИСПОЛКОМА тов. ДАВИДЕНКО
Передайте трудящимся города Одессы, собравшим 8.402.000 рублей
деньгами и 1.164.000 рублей облигациями госзаймов в Фонд обороны
Союза ССР, — мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН

Обязательства колхозников и колхозниц
Кировской области

В октябре завершить хлебопоставки, к 5 ноября внести
сверх плана в фонд Красной Армии 500 тысяч пудов зерна

Вся наша страна готовится достойно 1. Е 1 ноября полностью выполнить
встретить 27-ю годовщину Великого Ок-  план хлебопоставок государетву.

Сталь сзерх плана

МАКЕЕВКА, 12 октября. (ТАСС). В пер-
вой декаде октября сталевары  мартеноз-
ского цеха № 2 металлургического завода
имени Кирова достигли новых  прэизвод-
ственных успехов. Коллектив четвертой пе-

По сравнению с последней декадой сеятяб-
ря печь увеличила выплазку’ металла на 13
нроцентов.

Сталевар Ершов; став на стахановсьую

: ‘ чи 10-дневное задание по выплавке стали Вахту 8 октября сварил плавку на 3 часа 15 Не ходилея в :
тября. Тотовимся отметить этот день 2 Е 5 ноября ведать сверх о плана в ¢ ’ y $ 0
~ в ь пере $25 м я ; паеность зрезаться В воду. Е OMe TOTO,: не раз казались экипажу кораблями, На-
по-настоящему, каки подобает совет- фонд Красной Армии 500.000 пудов зер- ревыполнил на 20 процентов Сталевары минут раньше графика. На следующий день р ? a

печи № 5 Володин и Котиков ежедневно aa-   stor ‘рекорд повторил соревнующийся с ним Пришлось конец командир обнаружил отличный от

ре ох ии Ha. г ют плавку на 30—50 минут раньше графика.   сталевар Воронов. вернуться к тому месту, где мы впервые   этих теней, но расплывающийся в @\-
Ae ить своим т a Eien Ap- 3. В овтябре полностью завершить В ЕД Ч ри раме ата - —   вошли в облачность, и только здесь, уже   мерках силуэт транспорта. Не теряя. его
= Pye р обмолот, © наступлением рассвета, нам удалось ее   из виду, он довернул самолет, чтобы п

мии скорее добить проклятого фашист-
ского зверя в его собственной берлоге.

На наших полях вырос отменный уро-
жай. Хлеб мы убрали весь. Дело ссйчас за
тем, чтобы поскорее закончить обмолот п
выполнить первую заповедь колхозов —
полностью рассчитаться с государством.

Е 1 октября около трех тысяч колхо-
зов нашей области завершили  хлебопо-
ставки, Не только отдельные колхозы,
& уже целые районы (Оричевский, Ки-
ровский, Нагорский, Свечинский и дру-
тие) выполнили ‘государственный плач

` хлебозаготовок. Передовые колхозы 0б-
ласти сдают хлеб сверх плана в фонд
Красной Армии.

Но успокаиваться нам не пристало. В
такой важной работе, как уборка урожая
-и хлебозаготовки, нельзя терять ни часа

4. Переключить тягло колхозов, закон-
чивших хлебопоставки, на вывозку хлеба
Из«глубинок. .

5. Добиться того, чтобы каждый кол-
х0з полностью обеспечил себя семенами.

Принимая эти обязательства, мы при-
зываем колхозников и колхозниц других
областей шире развернуть предоктябрь-
ское соревнование 3& досрочное вылолне-
ние государственного плана хлебозагото-
вок и сверхплановую сдачу хлеба в фонд
Ёрасной Армии!

Да здравствует наша славная Красная
Армия! ”

Да здравствует Коммунистическая пар-
тия большевиков — организатор и влох-
вовитель побед советского народа!

Да здравствует отец и друг колхозного

пробить. В район поиска мы летели уже.
пох облаками.

Этот пример показывает, какими
серьезными препятствиями оказываются
иногда метеорологические условия и на-
  сколько внимательно должен оценивать
обстановку экипаж и особенно штурман.
Штурману необходимо не только заломи-
нать, но и наносить на карту место,
где самолет вошел в облачность, чтобы,
в случае, аналогичном нашему, можно
было продолжать полет в район поиска
противника.

В другой раз после длительного ноч-
ного поиска мы лишь на рассвете
нашли и атаковали транспорт. Ата-
ка была удачной. Задание выполнено.
Но сразу возникла проблема: как благо-
получно возвратиться домой?  Расевело,
видимость была прекрасная, a

штурман мог убедиться, что это корабль.
К этому времени горизонт на востоке
начал светлеть, и можно было ториедиро-
вать противника. Но тут оказалось. что
сочетать выход в атаку с темной сторо-
ны горизонта с наиболее выгодным кур
совым углом почти невозможно: самолет
по отношению к транспорту оказывал-
ся или в светлой части горизонта или,
если заходить с темной части, угол ата-
ки получался слишном невыгодным —
острым. Экипаж принял правильное, ре-
шение, взяв среднее, и, точно сбрёсив
торпеду, потопил вражеский транспорт в
6.000 тонн.

Поучительным было и возвращение
из этого полета. Торпедоносцу ‘предетоя-
10 в светлое время пролететь над’ тер-
риторией противника и пересечь линию

¥ i i путь   фронта. Казалось, следует итти на мак-
дорогого времени, крестьянства, вождь советского народа, С ; о > г
ее Верховный Главнокомандующий Henna предстоял длительный. Отошли еще мо-   симальной высоте. Но экипаж принял
Мы, колхозники и колхозницы Киров- Советского (Союза Иосиф Виссарионович ристее, набрали почти предельную высо-   иное решение. Он учел, что на земле
ской области, обязуемея: . Сталин! ту и легли курсом на аэродром. Прямо   появился низкий утренний туман, ий M0-

по курсу самолета воходило солнце. Это
увеличивало опасность внезапного напа-
дения вражеских истребителей. Вскоре
показался немецкий истребитель. Ho
внезапная атака со стороны  солнць
немцу не удалась. Мы правильно распре-

вел самолет на бреющем. Болота и 03е-
ра были покрыты более плотным тума-
HOM, отражающим их конфигурацию.
Для большей безопасности машину вели
над ними. По расчету времени штурман
предупредил командира, что самолет

(Обязательства обсуждены и приняты на собраниях в колхозах Киров-

рейде после возвращения из операции. ‹
ской области).

Краснознаменный Балтийский флот. На
; Фото В. Федосеева (TACO).

нанги’ прожекторы работали сотни часов.

зовать не рассеявшуюся

еще дымовую

ca ES:

Стрельба береговых батарей

Шо морским целями

Батареи нашей части за время войны
потопили свыше 50 судов противника и
столько же повредили. Ероме того, мы
уничтожили 18 вражеских орудий, кото-
рые вели контрбатарейную борьбу. На-
шим артиллеристам пришлось  действо-
валь как самостоятельно, таки во взам-
модействии с морской пехотой и авиа-
цией.

Своевременное обнаружение кораблей
противника, оповещение и распределение
целей между батареями — важнейшие
условия успешных действий. Учитывая
это, мы создали широкую сеть наблюда-

‘тельно-корректировочных постов. Посты

нашей части имеют возможноеть при хо-
рошей видимости обнаруживаль кораб-
ли противника на большой дистанции,
Таким образом наши батареи всегда Dac.
полагают временем, чтобы подготовиться
к бою,

Bee приказы 09 начале стрельбы
даются непосредственно с наблюдательно-
го пункта чаети, где смонтирован радио-
передатчик. Не отрываясь от наблюдения
3& ходом» боя, командир части может пе-
редавать приказания, а если требует 0б-
становка, сам корректировать огонь. Ра-
диомикрофон, как показал опыт, —
самый надежный вид связи,

Подготовка исходных данных IA
стрельбы, как правило, практаковалась
сокращенная, но с обязательным внесе-
нием поправок на ветер и другие метео-
рологические условия. Вез таких данных
орудия огня не открывали,

Опыт показал, что начинать
лучше Ha дальних дистанциях.
Это заставляет противника задолго 10
приближения к наиболее опасному участ:
&У расходовать дымы, которыми он уси-
ленно прикрывается, перестраивать свой
боевой порядок, что дает нашим офице-
рам возможность определить, с какими
силами придется вести бой, При подходе
кораблей на дистанцию действительного

стрельбу

Е Saree

отня мы, используя образующиеся в з8-.

весах окна, ведем стрельбу с максималь-
ной скорострельностью.

Но это не значит, конечно, что’ наши
артиллеристы действуют только такими
методами. Тактика меняется в зависимое
TH от создавшейся обстановки, наличия у
противника = катеров-дымзавесчиков ий
авиации, направления ветра и ряда дру-
гих элементов.

Приведем несколько примеров.

28 июня этого года наблюдатели об-
наружили караван противника в составе
трех транспортов и 15 кораблей охране-
ния, главным образом тральщиков и ка-
теров. Донесение о противнике батареи
получили, когда корабли врага находи-
лись еще на большом расстоянии, Это поз-
волило артиллеристам хорошо подтото-
ВИТЬСЯ Е 000 и открыть огонь е большой
дистанции. Разрывы наших снарядов для
противника оказались совершенно неожи-
данными, так как в предыдущем бою
огонь был открыт с меньшей дистанции.

Чтобы избежать потерь, враг поставил
несколько дымовых завос. Но в них были
окна. Катера м самолеты противника пы-
тались, правхь, закрыть эти окна, но от
немцам не помогло, С приближением ко-
раблей к входу в порт и сокращением
дистанции темп стрельбы еще более уве-
личилея, эффективность огня резко воз-
росла. Один за другим были потоплены
два транспорта, а третий сильно позреж-
ден, Большую роль в успехе этого боя
сыграли учет влияния ветра и выгодная
дистанция открытия огня. Стрельбой
умело руководили капитан Артемов, ка-
питан Эристов м старший лейтенант Зай-
цев, Весь личный состав части работал
быстро, точно и самоотверженно.

В ходе войны наши артиллериеты на-
стойчиве осваивали взаимодействие © ко-
раблями флота, в частности е торпедными
катерами, и это помогло им в начавшемся

бою. Немцы решили в этот. день иомоль-

завесу для вывода из порта своих тран-
спортов. Наши посты внимательно следи-
ли за поведением противника. Когль два
транспорта вышли на дистанцию нашего

отня, орудия дали залп. Но в это время
плотность дымовой завесы усилилась.
Тогда командование решило использовать
артиллерийский огонь для наведения нА
корабли группы торпедных катеров, кото-
рые находились _в этом районе. С ними
командный пункт нашей части держал на-
дежную свазь. Показав направление цеди,
наши батареи по сигналу с торпедных ка-
теров прекратили огонь, а катерники вош-
ти в дымовую завесу. С короткой дистан-
ции они атаковали транспорт, тральщие
ий сторожевой катер. После того как на-
ши моряки вышли из атаки, арталлерис-
ты снова открыли стрельбу по поврежден-
ному торпедами транелюрту и береговым
батареям противника, начавшим обстрел
налих катеров,

Таким образом во взаимодействии ©
торпедными катерами были потоплены
транспорт, тральщик и сторожевой катер,
а один транепорт поврежден. Всего же Ba
этот день немцы потеряли три транспор-
та общим водоизмещением 15.000 тонн,
один тральщик и сторожевой катер, Водо-
измещение двух поврежденных  тран-
портов — около 10.000 тонн,

Учитывая важность порта, в районе
которого действует наша часть, немцы
решили прикрыть коммуникации артилле-
рийским огнем, У входа в порт они уста-
новили мощные батареи, которые усилен-
но стремились подавить нашу артилае-
рию. В первые месяцы войны наша часть
несла некоторые потери в технике и дю-
дях от обстрела немецких батарей, Но
потом мы обратили внимание Ha HeTOC-
татки наших сооружений и усоверзшен-
ствовали их,

Незначительных изменением в кон-
струкции орудийного дворика мы сде-
лали личный состав неуязвимым, Орудяй-
ный расчет стал работать уверенней, по-
высилась точность наводки, возросла жи-
вучесть материальной части орудий и
взаимодействующих 6 батареями прожек-
торов, 8a зимний период 1943/44 г,

Противник выпустил по ним 5.742 снз-
ряда, но только два из них принесли не-
который ущерб. Между прочим следует
отметить, что немцы стреляют по про-
жекторам обычно трассирующими енаря-
дами, чтобы сразу корректировать свой
отонь,

Борьба за живучесть складывается из
различных элементов, в частности, очень
большое значение имеет маскировка лю-
дей, техники, организация ложных пози-
ций, имитация стрельбы. из ложных ору-
дий и т. д. Очень эффективным cpexct-
вом маскировки является умелое - приме-
нение дымовых завес. Мы их широко при-
меняли при стрельбе по скрытым целям,
При этом рубежи, е которых пускается
дым, располагаем так, чтобы при любом
налравлении ветра он укрывал мате-
риальную часть и личный состав.

За годы войны накоплен немалый
опыт, Офицерский состав чаети непре-
рывно осваивает его, повышает свою
боевую квалификацию. В основу учебы
положен анализ стрельб и проведенных
боев ¢ разбором всей документации.
Учеба проводится регулярно по 8 часов

в неделю. Чаще веето мы используем ме--

тод групповых упражнений и розыгрыш
отдельных эпизодов боя. На эти занятия
нередко приглашаются офицеры подразде-
лений, с которыми мы взаимодействуем,
пример, в наших занятиях принчмали
участие известные катерники — капитан
2 ранга Чекуров, капитан 3 ранга Ropmy-
нович, прелставители авиации и морской
пехоты, Личное общение с офицерами
взаимодействующих частей дает очень
много. Они ближе знекомятся с особен-
ностями каждого рода оружия, районом
боя,  тактико-техняческими — данными.
На совместных занятиях всегда ебть
возможноеть уточнить способы  взаи-
модействия, организацию и т. д. Чтобы
закрепить знанил, полученные на заня-
тиях, мы решили каждому из офицеров-
артиллеристов дать возможноеть провес-
ти боевые стрельбы по морекой и сухо-
путной целям. Это себя вполне оправдало,

Майор А. СТРОНЕР,
_ Действующий флот, _

делили сектора наблюдения и бдительно
следили за воздухом. Командир торпедо-
носца развернул самолет на истребитель,
демонстрируя лобовую атаку. Это поста-
вило немца в невыгодные условия атаки
на солнце и под большими ракурсами,
что значительно снижало вероятность
попадания, Истребитель, у которого, ви-
димо, кончалось горючее, после не-
и таких неудачных атак вышел
из боя. ;

Из этой и многих других аналогичных
ветреч © воздушным врагом напраши-
ваются определенные выводы. Главчый
из них — при встрече с вражескими ис-
требителями одиночный торпедоносец ни
в коем случае не должен уходить по
прямой. Все летное мастерство команди-
pa самолета должно быть использовано
для того, чтобы искусным маневром об:
мануть противника. В частности, сле-
дует напомнить, что если торпедоносец
уходит от преследования истребителей
в облачность, то и в облаках он должен
  изменить курс, пройти по нему извест-
ное расстояние и затем довернуть, что:
бы при выходе из облаков не попасть

в заранее подготовленную противником  _

ловушку,

Полет ночью или в облаках требует
от экипажа  безукоризненной навига-
ционной подготовки. От этого зависит
не только поиск кораблей противника,
но и возвращение самолета на свою ба-

подходит к линии фронта. Действитель-
но, вокоре немцы, или наугад или mpo-
смотрев сквозь фассеивающийся туман,
дали в зенит несколько автоматных 0че-
редей. Торпедоносец благополучно вер-
HYICH Ha свой аэродром,

Благоприятные условия для поиска и
атаки днем создает низкая (200—250
метров) облачность. Поиск в таких уе-
ловиях можно вести под кромкой облач-
ности. Обнаружив противника, рекомен-
дуется на момент войти в облака, опре-
делить наиболее выгодное направление
выхода в атаку и после торпедирования
опять войти в облачность. Умелый эки-
паж в такой обстановке, как правило,
производит атаку внезапно для против-
НИКа.

‚ В заключение следует подчеркнуть не-
обходимость для экипажа твердо знать
коммуникации противника, глубины Ha
них, признаки, по которым можно быст-
рее обнаружить корабли.

Без этого даже тщательно организо-
ванный и продуманный полет может
оказаться безрезультатным.

Командир экипажа
Герой Советского Союза
гвардии капитан И. ШАМАНОВ.

Штурман гвардии капитан
М. ЛОРИН,

Краснознаменный Балтийский флот.

В одном бою сбито 8 немецких самолетов

ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, . 12 октяб-
ря, (Спец. корр. ТАСС). К полю боя
подходили — истребители противника.
Группа «Яковлев-2», ведомая гвардии
лейтенантом Репиховым, вышла нь пере-
хват противника. Немцев было вдвое
больше. Несмотря на это, твардейцы с
ходь вступили в бой. Молодой летчик
гвардии лейтенант Герасименко в пер-
вые же минуты боя бил один за другим
двь «Фокке-Вульфа-190», Одну немец-
кую машину уничтожил гвардии лейтенант
Репихов и одного «Мессершмитта-109»

сбили вдвоем гвардии лейтенант Калинеев
и младший лейтенант Григорьев,

Немцы выслали на выручку своей раз-
громленной группе крупное  подкрепле-
ame. KR месту боя ‘тотчас понеслись
«Яковлевы-3», ведомые Героем  Совет-
ского Союза гвардии майором Сибизи-
ным и гвардии капитаном Залпаскиных.
Скоро гвардейцы Захаров, Пинчук, 46-
рамашвили и Лукьяненко сбили по одно:
му фашистскому истребителю. (Советские
летчики не потеряли ни одной своей
машины,

ae.