“rts ge

Успехи советеного Thine

Хлеб—в фонд.
Красной Армии’

В деревнях и селах нашей Родины Ши-
рится патфиотическое движение за до-
срочное выполнение государственного пла-
на хлебопоставок и сдачу хлеба сверх плана
в фонд Красной Армии. Благородный иризыв
колхозников и колхозниц Советской Украи-
ны всколыхнул всю страну. Вслед за обраще-
нием трудящихся сельского хозяйства Ук-
ранны с такимя же обязательстваме вы-
ступили колхозники многих других краев и
областей. На’ государственные элезаторы
устремился мощный поток хлеба, который
патриоты советской деревни дают сверх
обязательных поставок.

Днем и ночью движутся красные обозы
по украинским дорогам. Застрельщикиг заме-
чательного сореввования с честью  выпол-
няют свое слово. Киевщина уже дала сверх
плана около полумиллиона пудов. Примерно
столько же ссыпали зерна в фонд Красной
Армии колхозы Житомирской области. (С
каждым днем увеличивает сверхплановые
поставки Днепропетровщина.

Почин Украины вызвал живой и горяпий
отклик в Белоруссии и Поволжье, на Куба-
ни и на Дону, в Закавказье и среднеазиат-
ских республиках. Со всех концоз _ страны
идут вести об успешном ‘ходе  государ-
ственных планов хлебопоставок, © крупных
вкладах колхозов и колхозников в хлебный
фонд Красной Армии. Никогда еще за вре-
мя войны не было столь организованной
сдачи хлеба государству до срока, Нынеш-
няя осень войлет в историю социалистиче-
ского земледелия как одна из самых ярких
ее страниц.

Патриоты советской деревни с радостью
отдают в фонд Красной Армии хлеб\из лич-
ных запасов. Так поступили, например, кол-
хозники девяти артелей станицы Павлов-
ской на Кубани. Станица уже сдала госу-
дарству более полумиллиона пудов зерна,
досрочно выполнив государственный план.
Колхозники обязались до {1 ноября сдать
еще около ста тысяч пудов хлеба. На слете
колхозников и колхозниц станицы, приняв-
шем это обязательство, бригадир полевод-
ческой бригады Мария Гуйда сказала:

— Пе помнят наши колхозники такого
хлебородного года. Мы. рассчитались с. го-
сударством, засыпали семенные, страховые,
фуражные фонды. Подсчитали — на трудо-
день приходится около пяти килограммов
зерна. Этого хлеба каждому двору хватит
на три года. Колхозники оешили не весь
хлеб распределять, а помочь нашему госу-
дарству и героической Красной Армии. .

Возрождение Крыма

Тяжелые раны нанес враг промышленным
предприятиям, земледелию и курортам
Крыма. Только в промышленности ущерб,
нанесенный немецко-фашистскими захват-
чиками, составляет около трех миллиардов
рублей. Чтобы полностью восстановить чу-
десные крымские города, потребуется He-
мало средств, сил и времени. Но уже сей-
час многие заводы и фабрики, многие квар-
телы и уличы крымских городов встали из
пепла и развалин. На полях и виноградни-
ках кипит работа. Трудящиеся Крыма с
помощью всего советского народа возвра-
щают прекрасному полуострову его преж-
ний облик.

Усиленными темпами восстанавливается
Севастополь — столица Черноморского фло-
та. Сюда с‘’ехались строители со всех кон-
цов етракы. Не покладая рук они возводят
новые стены и корпуса, ремонтируют жилые
здания, предприятия, портовые сооружения.
В городе уже работают электростанция,
швейная фабрика, мясокомбинат, рыбозавод.
На судоремонтном заводе гудят токарные
станки» действуют многотонные краны. Все-
го к началу октября «Севастопольстрой» за-
кончил и сдал в эксплоатацию 32 крупных
об’екта.

В Керчи отремонтировано почти сто ты-

‚ Чулак-Тау, в 90 км от города Джамбул. Уже

сяч квадратных метров жилой площади.
Керченский судоремонтный завод за ус-
пешную работу получил ‘переходящее Крас-
ное Знамя Наркомата Морского Флота.

Ожили курортные и портовые города—
Ялта, Феодосия, Евпатория. Трудящиеся
этих городов прилагают ммого сил и творче-
ской инициативы, чтобы полмостью восста-
новить коммунальное хозяйство. В Евпато-
рии уже несколько месяцев действует трам-
вай. Оправляется от повреждений, причинен-
ных оккупантами, город и порт Феодосия.

_ 3a пять месяцев,
вобождения Крыма, на полуострове полно-
стью восстановлены железные дороги и от-
крыто движение по всем местным веткам,
восстановлена телефонно-телеграфная. связь
со всеми городами и районами. Вступили в
строй девять рыбозаводов, два консерзных и
стекольных завода. Завод имени 1 Мая уже
выпустил около  4 миллионов банок консер-
вов. ^

Партийные организации и созетские орга-
ны Крыма принимают меры для полного
восстановления земледелия, которому не-
мецкие- варвары нанесли огромный вред.

На восстановленных курортах и в санато-
риях всесоюзной здравницы лечится и отды-
хает много болькых и раненых офицеров
Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Крым неразрывно связан с Военно-Мор-
ским Флотом. Его города служат портами и
базами для наших боевых кораблей. Его зем-
лз обильно полита кровью военных  моря-
ков, сражавшихся на берегах Черного моря.
Вот почему с чувством. особой радости и
удовлетворения следят моряки: за возрожде-
нием Крыма, за восстановлением родного
Севастополя и других крымских горолов.

_ Фосфориты

С развитием сельского хозяйства возра-
стают его потребности в минеральных
удобрениях. Особое значение для повышения
урожайности колхозных полей имеют фос-
фориты—<камень плодородия».

До сих пор единственным поставщиком
фосфатных удобрений в СССР было гран-
диозное месторождение хибинских апатитов
на Кольском тюлуострове. Там, в Заполярье,
перед войной добывалось около 2,5 млн.
тонн руды, из которой производилось до
1.300 тыс. тонн концентратов. В начале
войны фашисты . подвергли ожесточенным
бомбежкам этот крупнейший горно-обогати-
тельный комбинат и нанесли ему большие.
повреждения.

Одновременно с возрождением добычи
фосфатных удобрений в Заполярье усилен-
но ведутся работы по сооружению  горно-
химического комбината на Новой базе `фос-
форитов в Кара-Тау (Казахстан). Открытае
этих богатейших. месторождений фосфатных
руд является крупным достижением совет-
ской геологии и имеет огромное значение
для дальнейшего расцвета хлопководства и
сБекловодства в среднеазиатских. республи-
ках. Добыча фосфоритов в Кара-Тау позво-
лит разгрузить транспорт от дальчих пере-
возок хибинских апатитов, что сэкономит
многие десятки миллионов рублей. Кара-
Тау—необычайно мощный фосфоритный бас-
сейи. Общий запас фосфоритов, залегающих
на доступной глубине, превышает 1 млрд.
тонн. :

Для промышленной эксплоатации нового
месторождения фосфоритов намечен участок

в первом квартале 1945 года здесь должна
начаться добыча фосфатных руд. Сейчас
заканчивается строительство железной до-
роги. На промышленной плошадке воздви-
гаются здания ‘электростанции и основных
производственных цехов. В скором времени
второй в СССР. горно-обогатительный ком-
бинат, добывающий ценнейшее удобрение
для сельского хозяйства, вступит в строй,

Открытие и разработка новых. месторож-
лений фосфоритов в напояженных услозиях
воечного времени является еще одним яр-
ким свидетельством неиссякаемой силы на-
шей социалистической экономики.

——_—_—_ в — neonate

О коммунистической нравственности

На лекции профессора М. Il. Backuna
в Большом зале Консерватории

Великая Отечественная война с исключи-
тельной силой выявила замечательные черты
советского человека: пламенный патриотизм,
безграничную веру в торжество нашего пра-
вого дела, героизм, трудовой энтузиазм.
Моральные достоинства бойцов и офицеров
Красной Армии, рабочих, колхозников и со-
ветской интеллигенции являются могучей
действенной силой, способной творить чуде-
са на фронте ив тылу.

Замечательные образцы претворения в
действительность принципов коммунистиче-
ской нравственности лает жизнь и деятель-
ность великих гениез человечества — Марк-
са, Энгельса, Левина, Сталина. Следовать
этим образцам, бороться за осуществление
заветов Ленина и указаний товарища
Сталина о патриотическом служении социа-
листической отчизне — такова задача каж-
дого советского гражданива, Е

На ряде примеров проф. Баскин показы-
вает общественный характер вравственности.
К нравственности нельзя подходить вне
времени и прострапства. Поведение людей
неотделимо от того общественного строя, в
котором они живут и действуют.

Передовая советская мораль—отражение
социалистических производственных OTHO-
шевий нашего общества, устоев советского
социалистического государства. Мотальная
деградация немецко-фашистских  захватчи-
ков, потерявших человеческий облик и давно
уже павших до уразыя диких зверей, выра-
жает реакционную, разбойничью природу
гитлеровского империалистического  госу-
дарства, = .

Лектор подробно останавливается на фаши-
стских злодеяниях, лагере смертч в Майда-
неке. История человечества не знала еще
таких антиморальных актов, таких отврати-

‘ровская свора. Борьба

тельных преступлений против элементарных
человеческих прав, какие совершает гитле-
советского народа
протиз немецко-фашистских мерзавцез—это
борьба за высшую нравственность, бозьба
за человеческое достоинство, борьба за ра-
достную, свободную и культурную жизнь.

Заключительная часть лекции была посвя-
щена основным особенностям советской мо-
рали. Советская мораль — мораль активная.
Она требует, чтобы слово и дело не расхо-
дились между собой. Вот почему советский
патриотизм приводит к массовому героизму.
Страна Советов—это страна героев, страна
людей, которые в защите своей любимой Ро-
дины, в поднятии ее могущества, в ее про-
цветании видят главный смысл своего су’це:
ствования.

В Советской стране утвердилась гармония
между индивидуальными и общестзенными

интересами, Это определяет и природу со-
ветской семьи, природу советского быта.
Трудящиеся массы всегда стояли за прбч-

ную семью, порицали буржуазную_ и мелко--

буржуазную распущенность.

В горниле Отечественной войны совзтская
семья не только выдержала все испытання,
но еше более окрепла.

Проф. Баскин закончил лекцию характе-
ристикой всемирно-исторического значения
Сталинской Конституции, которая одновре-
менно язляется и кодексом коммучистиче-
ской нравственности. Под знаменем этой
Конституции советский народ, борющийся
в союзе со всеми свобололюбивыми народз-
ми мира, навсегда уличтожит фашистскую
нечисть:

Лекция проф. М. П. Баскина была opra-
низсвана лекционным бюро при Комитете
по делам высшей школы при СНК СССР.

СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЕ ШКОЛЫ СВЯЗИ ИМЕНИ А, С, ПОПОВА

КРОНШТАДТ. 13 октября. (ТАСС).
Завтра отмечается семидесятилетие суще-
ствования школы связи имени А, С. Попова.

История школы связана с именем вылаю-
щегося русского физика, электротехника и
изобретателя  беспроволочного  радиэте-
леграфа Александра Степановича Попова.
Здесь он вел свою научно-преподаватель-
скую деятельность, здесь в апреле 1895 го-
да изобрел первый радиоприемник, кодер-
жавший все ‘элементы, необходимые для
приема радиосигналов. В школе сохранился

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

ГМ 100945 &

рабочий кабинет изобретателя, превращен-
ный в музей,

Много в истории школы и других 3Ha-
менательных событий. Здесь впервые в ми-
ре производилось испытание электрической
лампочки Лодыгина и «свечи Яблочкова».

За годы существов:“чя советской власти
щкола выпустила десятки тысяч кзалифи-
цированных морских специалистов. На
Краснознамениом Балтийском флоте труд-
30 найти корабль, на котором не было бы
воспитанников школы.

1 боевых действий Флота-доб, 2%, 56;

прошедших со дня 0с-

1 АДРЕО РЕЛАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва. Сушевская ул., 21.
отлел

,

КРАСНЫЙ ФЛОТ

: ПРЕБЫВАНИЕ, СОВЕТСКОЙ
ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
В ЛОНДОНЕ

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Члены
советской профсоюзной делегации посетили
И октября два округа Лондонского граф-
ства. Им подробно рассказали о работе
окружных муниципальных ‘советов и мх
отделов, об организации медищимског> об-
служивания населения и системе ‘продо-
вольствениого снабжения и рационирова-
ния. Делегаты осмотрели разрушения, при-
чиненные этим районам германскими само-
летами и самолетами-снарядами, а также
посетили ясли и муниципальный эесторап.

На приемах, организованных в честь де-
легатов, мэры округоз :3 члены делегации
обменялись приветственными речами,

После полудня делегация осмотрела од-
ну из крупнейших лондонских электростан-
ций. Члены делегации подчеркнули усклю-
чительно теплый поием, оказываемый им.

ПРЕБЫВАНИЕ СОВЕТСКОЙ.
‚ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
В ИТАЛИИ

РИМ, 12 октября. (ТАСС). Представите-
ли советских профсоюзов 10 октября при-
были в Фоджу, где выступили на митинге.
Сеголня делегация посетит Лучера и Сан-
Северо и затем выедет в Чериньода, Бар-
летта и Адриа, Два дня советские делега-
ты проведут в Бари. ;

———

К предстоящему конгрессу дружбы
Й сотрудничества с Советским
Союзом в Лондоне

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Много-
численные национальные тред-юнионы вы-
делили своих делегатов на национальный
конгресс дружбы и сотрудничества с Co-
ветским Союзом, который должен  состо-
яться в Лондоне 4 и._5 ноября.
` Делегатом от об’единенпого профсоюза
машиностроителей будет председатель это-
го союза Джек Таннер. Конгресс созываёт-
ся Национальным ховетом- англо-советского

единства. о
`° Заявление
английского правительства
правительству Эйре

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС) Как пе-
редает агентство Рейтер, заместитель ми-
кистра по делам доминионов Эмрис-Эване
в ответ на вопрос, заданный ему в палате
общин, заявил, что английское правительст-
во совершенно ясно изложило правительст-
ву Эйре свою точку зрения на вопоос о во-
енных преступниках, которые попытаются
скрыться в Эйре. Эмрис-Эванс добавил так-
же, что премьер-министр Эйре де Валера
заявил в парламенте Эйре о том, что он на-
деется выступить с заявлением по этому

вопросу в течение ближайших одной или.

двух неделы,

ЗАЯВЛЕНИЕ ЛОУ 0 РЕШЕНИИ
ПОРТУГАЛЬСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Как ‘пе-
редает агентстзо Рейтер, ‘гссударственный
министр Ричард Лоу заявил в палате `об-
щин, что португальское правительство’ ин-
формировале английское правительство’ ©

свсем решечии не допустить; чтобы воен-
ные преступники пользовались ’убежишем

на территории Португалии и могли бы`избе-
жать таким путем приговора национального
или международного трибунала, кэторый: бу-
дет правомочен судить их. dy :

Немецкий террор в Голландии

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Голланд-
ское информационное бюро в Лондонё‘сооб-
шает, что, по поступающим из Готланлин
сведениям, там усиливается гитлеровский
террор. В Амстердам прибыло около. 8. ты-
сяч немецких полицейских. Немцы поьоючу
производят реквизиции продуктов, и наёё-
лению грозит голод. В провинции: Гельдер:
ланд. немецкие оккупационные власти пиро-
водят принудительную вербовку населёния
на строительство укреплений. Однако гол-
ландцы уклоняются от мобилизации. Так, `в
Апельдоорне ‘немцы назначили на’ причули-
тельчые работы 4 тысячи человек, но из них
явилось только 8. Немцы грозят голланд-
цам репрессиями и уже расстреляли 30 чело-
век по обвинению в том, что они являются
«террористами».

Передача еще 6 районов Италии

`в ведение итальянской :
: администрации

РИМ, 13 октября. (ТАСС). Премьер-ми-
нистр Бономи сообщил на заседании совега
министров 11 октября о том, что 6 новых
районов—Аквила, Терамо, Къети, Пескара,
Риети и Витербо—16 октября будут переда-
ны в ведение итальянской адмннистрации,

„Военные дей

этих операций. не

}

ЛОНДОН. 13: октября. (ТАСС). В ‹ооб-
щении штаба верховного командования эк-
спедициопных сил союзников говорится:

«Новые контингенты союзных войск вы-
садились в устье реки Шельды, восточнее
Брескенса. В районе’ предмостного укреп-
ления на канале Леопольда очищена от
противника деревня Бьезен. В обоих рай-
онах продолжаются тяжелые бои. Север-
нее Антверпена отбита контратака против-
ника.

На восточном участке района вклинения
в Голлайдии войска союзников заняли
Оверлоон. Северо-восточнее Аахена от-
бита сильная. контратака противника, ис-
пользовавшего пехоту и танки. Огием ар-
тиллерии союзников были отбиты враже-
ские коптратаки в районах Ферлаутенхейде
и Гаарена. В Гаарене и Вюрселене, где по-
давляются очаги сопротивления противни-
ка, продолжаются бои.

Юго-восточнее  Гейленкирхена  артил-
лерийский огонь противника стал интен-
сивнее. Войска союзников несколько про-
двинулись вперед восточнее  Штольберга,
преодолевая ожесточенное * сопротивление
противника. Южнее, в секторе Гюртгена,
части войск союзников достигли Boccena-
ка, но были несколько оттеснены в резуль-
тате вражеской контратаки.

Южнее Моншау активно действуют пат-
рули, и противник время от времени велет
артиллерийский и минометный огонь.
сточнее Люневиля разведывательные отря-
ды союзников подошли к восточному краю
леса Парруа. Войска союзников очистили

ствия в Западной

от противника город Парруа. Близ Куанку-
ра противник- предпринял контратаки мест-

Во-

14 октября

вропе

ного значения.

В секторе союзные

Эпиналь—Бельфор

войска добились значительных успехов 3
севернее Ле-
Тилло. Занято несколько деревень. В этом
союзные
отбиты

излучине реки Мозелотт,
районе и вблизи Ле-Тилло. где
‚войска улучшили свои позиции,
сильные контратаки противника».
ЛОНДОН, 13 октября.
средиземноморском театре военных дейст-
вий говорится, что
вдоль дороги Флоренция—Болонья развер-

нулись тяжелые бои, однако существенного

изменения позиций не произошло.
На участке фронта 8-й армии на Адриати-
ческом побережье части союзннков проби-

вали себе дорогу на холмистой местности,

южнее магистрали Римини—Болонья и заня-

ли деревню Монтиано. Далее на запад на
горнстом участке фронта части союзников

‘заняли Монте ди Руллато.

Крупные. соединения английских истреби-
телей совершили налет на аэродромы в Вен-
грии, уничтожив или повредив большое ко-
личество неприятельских самолетов, пахо-
дившихся на земле. ne

Немцы эвакуировали Афины
ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС): Как пе-
редгет агентство Ройтер в телеграмуе-
молнии аз Каира, по сведениям из досто-
верного источника, немцы оставили Афины.

БОМБАРДИРОВКА БРЕМЕНА И ГАМБУРГА

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Штаб
американских военно-воздушных сил на
европейском театре операций сообщил, что
12 октября крупные соединения америкал:
ских бомбардировщиков совершили налет
на об’екты в Бремене, сортировочную стан-
цию в Оснабрюке, аэродромы и другие
об’екты в Северо-Западной Германии. Из
вернулись 3 тяжелых
бомбардировщика и _б истребителей. Зенит-
ный, огонь противника был в основном не-
значительным, Бомбардировщики не встре-
тили на своем пути немецких истребителей.

Истребители, прикрызавшие соединения
бомбардировщиков, уничтожили в воздуш-
ных боях в районе Бремена и Ганновера
18 германских ‘самолетов. Несколько аме-
риканских истребителей снизились и .0б-
стреляли локомотивы, радиостанции и# дру-
гие наземные об’екты. .

ЛОНДОН, 13: окзября. (ТАСС). Офици-
ально об явлено о том, что в ночь на 13 ок-
тября английские самолеты совершили на-
лет на Гамбург и на восчные об‘’екты про-
тивеика в Западной Гермаяии. Одян хамо-
лет не возвратился на базу.

Перед выборами в США a

НЬЮ-ЙОРК, 13 октября. (ТАСС). Центр
избирательной кампании находится теперь
в Нью-Йорке, где происходит фрегистоа-
ция избирателей. В Нью-Йорке пооживает
10 процентов избирателей США. Первые два
дня регистрации ободрили сторонников Руз-
вельта. За эти дни в Нью-Йорке зарегистри-
ровалось 943 тысячи избирателей, а за тот
же период 1940г. — 830 тысяч.

Как сообщает газета «Нью-Йорк таймс».
председатель комитета демократической
партии в штате Нью-Йорк Фицпатрик за-
явил. что инспектора-республикенцы «ор-
ганизованно пытаются помешать  регистра-
пии полноправвых избирателей. В некото-
рых случаях, по имеющимся сведениям,
инспектора-республиканцы намеренно затя-
тивсют регистрацию и тратят на нее много
времени, чтобы’ разочаровать избирателей,
которым приходится стоять в очередях».
Мэр Нью-Йорка Ла Гарлиа об’явил о по-
лучении им жалоб, в которых указывается,
что избирателям, желающим  зарегистра-
роваться, особенно уроженцем других
стран, чинятся помехи. Ла Гардиа. просил
чинозников не допускать таких случаев.
Нью-йоркский центр Конгресса пройзвод-
ственных профсоюзоз также сообщает о
сотнях жалоб на «возмутительно плохое
проведение регастрации».

“Регистрация избирателей в большнистве
других промышленных центров также про-
ходит благоприятко для Рузвельта. В рай-

a

СЕЗД ПАРТИИ: «СТРОННИЦИТВО ЛЮДОВЕ» В ЗАМОСТЬЕ

ЛЮБЛИН, 10 октября. (ТАСС). На-днях
в Замостье состоялся областной с’езд кре-
стьянской партии «Стронництво людове». Де-
легаты прибыли ве только из окрествых, ко
и из самых отдаленных деревень. На с’езде
присутствовали представители ППС (поль-
ской социалистической партни), ППР (поль-
ской рабочей партии), «Стронництво демо-
кратичне» и профсоюзов. В своих  привет-
ственных речах они заязили о своей соли-
дарзости со <«Стронництво людове». На
<’езде с докладом о политическом положе-
нии выступил член Польского Комитета На-

онах Филадельфии и Питтобурга, входящих
в важнейший промышленный штат Пенсиль-
вания, регистрация происходит примерно
так же, как в 1940 г., хотя предсказыва-
лось. что она резко сократится. В важном
промышленном районе Ньюарка (штат. Нью-
Джерси) регистрация происходит более
активно, чем в 1940 г. Много избирателей
зарегистрирозалось в Детройте. ‘По сооб-
щению газеты «Нью-Йорк таймс», то же
наблюдается в Омахе ‘и других промышлеч-
вых центрах штата Небраска,

9 октября газета республиканской пар-
тии «Нью-Йорк герельд трибюн» отубли-
ковала статью известного спепиалиста-
статистика Эльмо Ропера, который прово-
дит анкеты журнала «Форчун». Ропер отме-
чает, что массовгя регистрация азбирате-
лей, особенно рабочих военной промышлен-
ности, весьма благоприятна для Рузвельта.

От республиканской партии продолжают
отходить элементы, опасающиеся влияния
изоляционистов на’ политику  Дьюя. Tix
против кандидатуры Дьюи, по сообщенаю
агентства Азсошиэйтед Пресс, выступил ад-
вокаг из Сан-Франциско“ республиканец
Крам. Он заявил, что намёрен‹ поддержи-
веть Рузвельта, так как «в ‘республикан-
ской партеи господствует теперь изоляцио-
нитскай националрстический блок». Крам
указал, что он остается в республиканской
партии, но будет голосовать против Дьюй.

циозального Освобождения Чеховский. Соб-
равшиеся единодушно одобрили решения
первого с езда «Стронництво людове» на 0<-
вобсжденных территориях. C’e3q заверил
Крайову Раду Народову и Польский Коми-
тет Нацнонального Освобождения, что
польские ‘крестьяне будут твердо стоять на
страже свободной и демократической Поль=
ша. С’езд послал приветствия польским во-
оруженным силам, главнокомандующему
Роля-Жимерскому, победоносной Красной
Армии и ее вождю Маршалу Иосифу
Сталину.

Смертные приговоры предателям во Франции

ПАРИЖ, 13 октября. (ТАСС). Как пе-
редает. парижское радио, `кассационный суд
отклонил просьбу о помиловании трех пре-
дателей, приговоренных 3 сентября к смерт-
ной казни. Один из них. Жан Гренепан,
гпредавал гестапо лиц, участвовавших в лзи-

В ЗАРУБЕЖНЫХ ФЛОТАХ

жении сопротивления, Клод Эслен, перевод-
чик немецкой охранки, совершал акты нася-
лия над патриотами, третий осужденный—
Амед Бен Араб-—служил в лавалевской сё-
веро-африканской полиции.

= ти:

Корабельная авиация н катапульты на надводных кораблях

До второй мировой войны и в-ее на-
чале на всех крупных надводных кораб-
лях в английском флоте устанавлива-
лись одна——две катапульты дая гидро-
самолетов. Так, например, Ha анг-
лийских линейных кораблях
«Кинг Джордж \У» установлена одна
катапульта при четырех гидросамолетах.
Тяжелые крейсера имеют по одной‘ ката-
пульте и по 1—3
легких крейсерах — 1—2 гидросамолета
при одной катапульте.

Обычно. катапульты на кораблях ан-
глийского флота устанавливаются между
первой и ‘второй дымовой трубой.

В американском флоте также на многах
крупных надводных кораблях устанав-
ливаются катапульты и имеются на борту
гидросамолеты для цетей разведки и
корректировки главного калибра. В от-
личие от английского принципа располо-
жения на новейших кораблях американ-
ского флота самолеты расположены в
кормовом ангаре, а не на палубе. Их
обслуживание производится  специаль-
ным краном, установленным в диамет-
ральной плоскости корабля у кормового
среза. При этом две катапульты устанав-
ливаются по обоим бортам. ‘

Американский вариант размещения
авиационного вооружения имеет то пре-
имущество, что он не стесняет .obcay-
живания орудий противоминного и зе-
HHTHOrO кал тбра и облегчает все опера-
ции, связанные с использованием са-
молетов. Но такое расположение отри-
цательно влияет на стрельбу из кормо-
вых орудий главного калибра.

пропагавлы-—д 1-11-45;

=

типа.

гидробамолета, на:

‚низации и ремонта.

»
Коммутагор репакиай Д 8-20-00 по Д 8-20-06. Телефоны:
отдел пяртийно-комсомольской жизви—лоб. #
отлел—доб. 1-18; азлательство—вназальвак А 112-60; бузгалтерия в отдел подписки—доб. 25 в Д

Типография «Красное Знамя», Сушевская, 21,

Развитие новейших средств обнаруже-
ния надводных, подводных и воздушных
целей на дальнем расстоянии в значи-
тельной степени уменьшило значение ко-
рабельной авиации. Еще большее влия-
ние на изменение взглядов 0 целесооб-
разноети использования самолетов с
надводных кораблей имело непрерыв-
ное пополнение английского и аме-
риканского флота  авианосными ко-
раблями, придание их каждому соеди-
нению крупных кораблей, а также уча-
стие авианосцев в составе эскортов.

Английский флот, оперирующий в 05-
HOBHOM на европейском театре, где даль-
нюю разведку с успехом выполняют
самолеты береговой авиации, уже сде-
дал выводы из создавшегося положения,
уменьшив количество самолетов на ли-
нейных кораблях. Так, на новейших
линейных кораблях английского фло-
та типа «Лайон» вместо четырех
самолетов, которые имели’ предше-
ствовавшие им линейные корабли типа
«Винг Джордж \», предполагается
иметь два самолета.

В отношении крейсеров эта н0-
вая тенденция может быть констатиро-
вана в еще большей степени. Опублико-
ванные в последнее время официальные
фотографии английских крейсеров пока-
зывают, что большинство из них з на-
стоящее время катапульт и самолетов ке
имеет. Они были сняты во время модер
Это утверждение
справедливо хак для новейших легких

‘крейсеров типа «Моришиес» (водоизме-

щение — 8.000 тонн), имевших ранее

пля справок—лоб. 1-73;
авостраяный отлел —-лоб.

3 самолета, так и для крейсеров типа
«Дидо» (водоизмещение — 5.450 тонн),
принимавших на борт 1—2 гидросамоле-
та при одной катапульте.

Самолетное вооружение на кораблях
английского флота сохранилось только
на некоторых тяжелых и легких крейсе-
рах водоизмещением 10.000 тонн, вхо-
дящих, возможно, в состав флотов ломг-
HHOHOB и оперирующих самостоятельно
против надводных рейдеров и блокало-
прорывателей, например, в Южной Ar-
лантике.

В связи с проводящейся новой модер-
низацией крупных боевых кораблей
английского флота, вызванной полготов-
кой к усилению войны против Японии на
Тихом океане, у них в первую очередь
увеличивается радиус плавания. Однако
условия европейского театра существен-
но разнятся от условий Тихого океана,
где обеспечение кораблей дальней
воздушной разведкой с береговых баз
значительно усложнено,

Это обстоятельство, несмотря на боль-
шое количество авианосных кораблей в
составе американского и английского
флотов, несомненно, отразится Ha
взглядах 06 использовании катапульт
и гидросамолетов на крупных надводных
кораблях. Тем более, что военно-мор-
ской флот США от установки катапульт
и корабельных гидросамолетов не отка-
зывается, очевихно, учитывая большие
расстояния от баз, на которых кораблам
приходится оперировать в Тихом океане.

Е, dl

1.22, 1-85; ornen оисем-—доб.

1-62-21, 2

т 1944 г.,
   РУМЫНСКАЯ ГАЗЕТА 0 ПЕРЕГОВОРАХ

(ТАСС). В сооб-
шении штаба вооруженных сил союзников на

на фронте 5-й армии,

‚редает радиостанция

отв. секретарь релакпии—/1 1-44-03: отпел

аллюстрапионный

№ 245 (1812)

суббота

ПО ПОВОДУ ПРОГРАММЫ ДЕИСТВИЙ
РУМЫНСКОГО_ ПРАВИТЕЛЬСТВА

BYXAPECT, 10 октября. (ТАСС), В
статье, ‘озаглавленной «Политическая об.
становка»; «Универсул» пишет сегодня, что
в течение прошедшей недели почти еже.
дневно происходили совещания представи-
телей партий, входящих в национал-демо-
кратический ‘блок. «По имеющимся у пас
сзедениям, — пишет газета, — партиям на
удалось притти к соглашению по вопросу о
программе-минимум и о составе правитель-
ства. Проект платформы компартии, к ко-
торому присоединилась  социал-демократи-
ческая партия, не был принят национал-цз-
ранистской и национал-либеральной пар.
тиями, так как эти партии считают, что по-

литическая программа, требующая реформ
государственной структуры, не является
своевременной. Для согласования точек

зрения четырех пгртий Тител Петреску соби-
рается предложить от имени социал-лемо.
кратической партии новую платформу, пре-
дусматривающую минимальную  правитеть-
ственную программу, которую булет осу.
шествлять кабинет, пользующийся под.
держкой кационал-демократического бто-
ка». fk

ПАНИКА В БУДАПЕШТЕ

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Лондол.
ское радио, ссылаясь на сообщенмз туре.
кого корреспондента ‘из Будапешта, переда-
ет, что в Будапеште царит паника. В гогод
прибывает большое число жителей, эвакун-
рованных из восточных районов Венгрии,

—

Отставка венгерского министра
внутренних дел

ЖЕНЕВА, 13 октября. (ТАСС). Гитле-
ровское агентство — германское информа.
ционное бюро передёло из Будапешта со-
общение о том, что венгерский манистр
внутренних дел Бонцош вышел в отстёвху.
На его место назначен бывший статс-секре-
тарь министерства внутреннах дел барон
Петер Шелл. У

Бегство немецкого коменданта
Белграда

ЖЕНЕВА, 13 октября. (ТАС:). Как пе.
«Слобэдиа Югосла-
вия», в сообщекии верховного штаба нарол-
но-освободительной армии Югославии гово-
рится, что немецкий коменчлавт Белграда
генерал Лист вместе со свзим штабом бе.
жал из Белграда.

ВСТРЕЧА ГЕНЕРАЛА ДЕ ГОЛЛЯ
С ЛЕБРЕНОМ

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, пгражское ‘ред
сообщило вчера о том, что Альбер. Лебрен,
бывший президент Французской республи-
ки, посетил генерала де Голля.

Это первые известия о Лебрене со време-
ни освобождения Франции.

ПАРИЖ, 13 октября. (ТАСС). Агентство
АФИ передает, что визит Лебрена к гене.
ралу де Голлю вызвал*весьма большой ин-
терес во фраыщузских политических круг:а.

a

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

ЖЕНЕВА, 13 октября. (ТАСС), Как пе.
редают из Югославии, верховный штаб на-
родно-освободительной ‘армии Югославии
сообщает, что в Македонии ведутся оже-
сточенные бои с четырьмя немецкими диви-
зиями, которые отходят из южной части
Балканского полуострова. На дороге Бин:
толь — Охрид разбита. немецкая моторизо-
ванная колонна, пробивавшаяся к Охриду.
Немцы потеряли 500 человек и отброшены
обратно в Битоль. В долине реки Брегални-
ца югославские части штурмом взяли Беро-
во и преследуют немцев, отступающих в
направлении Пехчева и Царева Cena, Ha
шоссе Велес—Скопле уничтожено 25 вра:
жеских автомашин и убито 190 немцов. В
долине Южной Моравы немцам после мно:
годневных ожесточенных боев удалось при
содействии крупных танковых сил пробить
ся к Вране. В этих боях уничтожены 6 не-
мецких танков и более 100’автомашин и вы-
ведеко из строя свыше 1,500 вражеских
солдат.

В Метохии, в секторе Призрен, югослав-
ские части заняли сильный вражеский опор-
ный пувкт Брод. i

В Черногории части народно-освободи-
тельной армии, поеследуя противника, от-
ступающего в направлении Подгорицы, за-
няли вражеские опорные пункты Биоче и
Доляне. Бои происходят на подступах &
Подгорице.

В Санджаке занят город Чайниче, и юго:
славские части продвигаются по долике ре-
ки Лим к Вишеграду — последнему враже-
CKOMY опорному пункту на этой реке.

В Далмации после занятия Бенковаца
югославские части продолжают бои по из-
гванию врага из его опорных пунктов в Сеё-
верной Далмации.

В Хорватии на железнодорожных линиях
Загреб—Белград, Загреб—Вараждик и 3a-
греб—Карловац спущено под откос 5 по.
ездов.

В Словении железнодорожная  ляния
Любляна—Триест уже в течение продолжи-
тельного времени выведена из строя.

Заболевания бубонной чумой
в Алжире

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Агентст-
во Рейтер сообщает, что в Алжире заболе:
ло бубонной чумой 29 человек, из которых
9 умерли. С 8 октября город закрыт для
военного транспорта союзников. Случаев
заболеваний среди английских и америкав-
ских войск, большая часть которых “была
выведена из Алёкира еще раньше, не было.
Находящимся в Алжире французским сол-
датам и офицерам запрещено посещеняс кз-
фе и театров.

Новый президент японской
палаты пэров

ТОКИО, 13 октября. (ТАСС). Как пере
дает агентство Домей Шусин, 11  октября
было официально об’явлено о том, что прийц
Кунийори Токугава назначен президентом
палаты пэров ‘(верхняя палата японского
парламента) вместо скончавшегося 3 сен-
тября графа Иоринага Мацудайра.

Гибель на мине шведского
тральщика

СТОКГОЛЬМ, 13 октября. (ТАСС). Как
передает шведское радио, во время трале-
ния мин в шведских территориальных волах
недалеко от Люсечиля (западное побережье
Швеции) подорвалось на мине  вспомога-
тельное судно шведского флота «Конло?*.
Судно затонуло. Из`9 человек, находивиях:

ся на его борту, погибло 8. Производит:я
расследование,

Ответственный редактор
i, МУСЬЯКОВ.

or

A