” Двадцать седьмой год существования
советского строя — один из наиболее
славных в истории нашего народа. Не-
мецко-фашистская орда, вторгнувиаяся в
пределы нашей Родины с целью ее пора-
бощения, потерпела ряд решительных по-
ражений. Красная Армия вымела немец-
ких захватчиков. с нашей земли,

Нанося гитлеровцам один за другим со-
крушающие удары, наши войска в ходе
наступления ветупили за рубежами наше-
го государства на территорию ряда
стран. Они ведут наступательные бои в
Восточной Пруссии. Выполняя свою ве-
ликую освободительную миссию, Красная
Армия очищает от немецких захватчиков
Польшу, Югославию. Чехословакию, севе-
ро-восточные районы Норвегии.

Благодаря победам Красной Армии
бывшие вассалы фашистской Германий—
Румыния, Болгария, Финляндия — не
только выпали из гитлеровского блока,
но и повернули свое оружие против нем-
ues. Вероятно, и Венгрия; на территории
которой советские войска ведут успешное
наступление, также вскоре окажется. по-
терянной для Германии.

Эти результаты, конечно, не свалились
с неба. Они могли быть достигнуты толь-
ко великой армией, великим народом. В
основе этих побед — самоотверженность
и героизм всего советекого народа, муже-
ство и воинское мастерство Красной Ap-
мии, гений товариша Сталина. Й каждый
гражданин нашей Родины, каждый воин
Красной Армии не может не гордиться
своим народом — народом-победителем:

февраля 1.944 года товарищ Сталин
приказал: «Всей Красной Армии — уме-.
лым сочетанием огня и маневра взламы-
. вать вражескую оборону на всю ее глуби-
ну, не давать врагу передышки, свое-
временно ликвидировать вражеские по-
пытки контратаками задержать наше на-
ступление, умело организовать пресле-
дование врага, не давать ему увозить
технику, смелым маневром охватывать
фланги вражеских войск, прорываться
в их тылы, окружать войска противника,
дробить их и уничтожать, если они от-
казываютея сложить оружие».

Идеи, изложенные товарищем
Сталиным в этом приказе, высказыва-
лись им и в предыдущих приказах, что
доказывает, сколь огромное значение
он придавал маневренным действиям.
И эти мысли стали достоянием наших
офицеров и генералов, под руководством,
которых части Красной Армии претворя-
ти их в замечательные воинские дела.

Благодаря блестяще выполненным ма-
неврам наших войск немцы многократно
попадали в критическое положение, под-
вертались окружению.

Только за время наступления войск
1-го Украинского фронта с 24 декабря
1943 года по 13 января 1944 года немцы
потеряли одними убитыми около 100 ты-
сяч солдат и офицеров и огромное коли-
чество военной техники. В феврале раз-
громлены 2-м и 1-м Украинскими фронта-
ми крупные группировки немцев под Кор-
сунь-Шевченковским, в марте 2-м
Украинским фронтом — большие танко-
вые силы под Уманью, а войсками 3-го
Украинского фронта — 6-я немецкая ар-
мия генерал-полковника Холидт.

Несколько раньше войска Ленинград-
ского фронта, совместно с войскамя Вол-
XOBCKOTO фронта, широко применяя 06-
ходные маневры, провели блестящую
операцию по разгрому немецко-фалист-
ских войск под Ленинградом. Под удара-
ми наших войск потерпела крушение
сильнейшая оборона немцев, которую они
сами расценивали, как неприступный и
непреодолимый «северный вал», как
«етальное кольцо» блокады Ленинграда.

В этой операции было нанесено пора-
жение основным силам 18-й немецкой ар-
мии. Разгромлена была крупная артилле-
рийская груплировка тяжелой артиллерия
главного командования немецкой армии,
обстреливавшая Ленинград и имевшая
на вооружении 320 орудий калибром от
150 до 406 мм. }

Й почти во все последующее время,
вплоть до сегодняшнего дня, Красной
Армией непрерывно проводятся операции,
в основу которых положен смелый и ре-
шительный маневр. :

Охним из образцов наступательного
искусства Красной Армии является
Крымекая операция, проведенная 4-м
Украинским фронтом и Отдельной При-
морской армией. В захватнических пла-
нах немцев Крым играл особую роль.
Они рассматривали крымский плацхарм,
как ворота Кавказа, как ключ к Каспий-
сЕому морю, к бакинской нефти,

В Крыму немецко-фашистские войска

подверглись почти полному уничтожению.
Противник потерял убитыми более 50
` тысяч и пленными 61.587 солдат и офи-
церов, 299 танков и самоходных орудий.
578 самолетов, 3.079 орудий, 7.036 авто-
машин и много другой военной техники.
Потоплено 191 вражеское судно.

Летом 1944 года были проведены в
тесном взаимодойствий четырех фронтов
1-го, 2-го и 3-го Белорусских и 1-го
Прибалтийского — выдающиеся  опера-
ции в Белоруссии, которые потрясли все
основы немецкого фронта. В итоге была
разгромлена вся центральная группировка
войск противника и освобождены столица
Советской Белоруссии—Минек и столица
Советской Латвии — Вильнюс. Развивая

только численностью и преобладанием тех-
‘ники, но главным образом своим мастер-

‚ М.И. КАЛИНИН

Z

успех наступления, войска 1-го Белорус-
свого фронта вотупили в Польшу и вы-
шли на Виелу.

Потери немцев только за первый ме-
сяц наступления Красной Армии в Be-
поруссии составляют: убитыми — более
381.000, пленными — 158.480 солдат
и офицеров (в том числе 22 немецких
генерала), 631 самолет, 2.735 танков и
вамоходных орудий, 8.702 орудия разно-
го калибра, 5.695 минометов, 23.071 пу-
лемет, 57.152 автомашины,

Ерупных успехов летом 1944 года до-
бились войска 1-го Украинского фронта,

нанесшие врагу огромный урон в живой.

силе и технике. Они окружили и раз-
громили еёединения противника под Бро-

‘дами и Львовом, освободили Львов, Пере-

мышль, прорвались в Южную Польшу,
завоевали значительный плацдарм на за-
падном берегу Вислы.

Не успело германское командование
опомниться от разгрома своей централь-
ной группировки и своих армий в 3а-
падней Украине, как последовал не ме-
нее сокрушительный удар войск 2-го и
3-го Украинских фронтов по немецко-
румынским армиям в районе Яссы— Бен-
деры, который освободил столицу Молдав-
ской ССР — Кишинев. А 31 августа
Красная Армия вотупила в столицу Ру-
мынии —— Бухарест.

В ходе успешного наступления наших
войск на юге с 20 августа по 3 сентяб-
ря, завершившегося окружением и раз-
громом вновь (уже в третий раз) ефор-
мированной 6-й и 8-Й немецких армий,
входивших в состав группы немецких
войск «Южная Украина», потери только
одних немецких войск составили: убиты-
ми и пленными 256.000 солдат и офице-
ров, 338 самолетов, 830 танков и само-
ходных орудий, 3.500 орудий разного
калибра, 33.000 автомашин,

Эта победа Красной Армии привела к
крушению немецких позиций в юго-во-
сточной Европе.

Операция 2-го и 3-го Украинских
фронтов, проведенная по плану Верховного
Главнокомандования, является одной из
самых крупных и выдающихся по своему
стратегическому и военно-политическому
значению в нынешней войне.

Замечательные операции Ерасной Армии
будут тщательно изучаться генеральными
штабами и военными академилми. Уже в
настоящее время победы Красной Армин
вызвали глубокий интересе и породили
большую литературу за пределами Совет-
ского Союза, ‘где стремятся ‘понять, в чем
заключается сила Красной Армии.

Между прочим, германские военные
обозреватели, будучи не в силах скрыть
поражения своей армии, всегда об’ясняют
каждую удачную операцию, проведенную
нашими войсками, огромным численным
перевесом в людях и технике. Это явная
неправда. Красная Армия побеждает не

ством — превосходотвом нашего бойца-
красноармейца над немецким, общей и
прежде всего военной культурностью на-
шего офицера и генерала, далеко mpeBoc-
ходящей немецкую, и искусством Верхов:
ного Главнокомандования, в чем, pasy-
меется, всего тяжелее признаться немец-
ким генералам и немецкому главному
штабу. Но факты упрямы и никакими сло-
весными ухищрениями их не затушуешь.

Когда немецкие орды вступали в преде-
лы Советского Союза, фашистские главари
говорили, что они имеют у себя за спиной
250 миллионов населения. И действитель-
но, помимо непосредственных участников
войны и немецких вассалов — Италии,
Румынии, Венгрии, Финляндии, немцы.
зверски эксплоатировали буквально всю
континентальную Европу.

Надо также принять во внимание, что
внезапность немецкого нападения на Co-
ветский Союз дала врагу возможность бы-
стро занять значительную и нанболее
густо населенную часть западных обла-

стей Советского Союза, где мы не смогли

мобилизоваль людей. Значит, ecru
сравнить численность населения той и
другой стороны в начале войны, то она
окажется явно в пользу немцев. Да 0б
этом раньше кричали и сами немцы.

Сейчас немецкие публицисты, стремясь
спасти военный престиж фашистской ар-
мии, болтают о численном преобладании
наших войск. Но всли наше Верховное
Командование сумело добиться изменения
соотношения сил в свою пользу, то это
прежде веего свидетельствует о превос-
ходотве нашей военной системы, нашего
военного искусства над немецким. Если
наше Верховное Командование умеет под
носом у немецкого командования. на том
или ином участке фронть концентриро-
валь в подавляющем численном перевесе
свои войска и тем самым наносить пора-
жение хваленым немецким войскам, то
ведь большего опорачивания немецкого
командования нельзя и придумать, ибо
мастерство командования в том И состоит,
чтобы скрытно создать на главном на-
правлении удара перевес сил,

Именно в огромном военном искусстве! и таланта войсковых командиров, Факты

ки. В рывке к прелгорьям Карпат бригала-

Верховного Главнокомандования и от ру-
KOBOACTBA наших штабов — армейских,
дивизионных и т, д. большого интеллех-
туального напряжения и огромной оэгани-
зационной подготовительной работы. Ра-
‚зумеется, такие операции должны ‘были
подкреплаться и соответствующими мате-
риальными средствами. И oun действи-
тельно подкреплялись ими. Наш рабочий
Етабс, колхозное крестьянство, интелли-
тенция -—— весь на народ’ Bo главе’ с
большевистской партией творил и творит
героические трудовые дела, 0 которых
долго будут вопоминать советские люди и
которые, будут служить образцом патрио-
т#зма для последующих поколений нашей
страны.

В этом году тяжелые поражения гер-
манским войскам нанесены союзными ар-
милми, широко развернувшими свои дей-
ствия и. разоблачившими фашистский
блеф о неприступности западных границ.
Союзные войска в короткие сроки He
только произвела высадку своих войск на
французской территории, но и прошли
большое пространство, почти полностью
освободили Францию, Бельгию, Ллюксем-
бург. и значительную часть Гозландим,
вступили на германскую территорию.

Немцы могут себя «утешать» тем, что
их коммуникации сократились. Действи-
тельно напея войска с востока, & союзные
—¢ запада стремятся максимально сокра-
тить их коммуникации. Но вряд ли это
пойдет на пользу Германии. Можно не сом-
неваться, что скоро немцы вообще оста-
нутся без веяких коммуникаций.

„На Восточном фронте немцы получают
еще одно существенное «облегчение», ©
‚котором говорят германские публицисты,
— Уучих в тылу теперь не будет парти-
зан, — этого бичь их армии. Вот когда,
каконец, немцы признали силу партизан-
ских отрядов и тот урон, который послед-
ние нанесли германскии армиям. Немцы
«избавились» от партизан, ках, впрочем, и
от территорий, на которых те действова-
ли. Но им не следует забывать © тех
12 миллионах иностранных рабочих-ра-
бов, которых они согнали со всех концов
Европы и заставили работать ‘на’ себя.
Это достаточно опасный горючий мате-
риал, от которого может очень и очень
не поздоровиться немецким рабовладель-
цам.

Наш народ и Ерасная Армия © удов-
летворением могут смотреть на пройден-
ный в этом году трудовой и военный
‘путь. Их труд и военная доблесть возна-
граждены сторицей. Наши военные части
уже вступили в пределы Германии. Co
времени наполеоновских войн впервые
войска противника вступают на немец-
вую землю и немецкий обыватель на 600-
ственной шкуре испытывает войну у себя
дома.

“Hama армия любима не только J нас,
она завоевала огромный авторитет, уваже-
‘Ewe и, — MOmHO бе натяжки сказать, —
аюбовь значительной части населения и
3a пределами Советского. Союза.- И вместе
© этим в огромной степени ‘выросло и
международное значение Советского (о-
13a, ®

С полным освобождением нашей терри-
‘тории война еще не заканчивается. На-
шей Красной Армии противостоит 060-
зленный тяжелыми пораженилми и распо-
лагающий еще на нашем фронте значи:
‘тельными силами враг. Перед своей окон-
чательной гибелью ‘он будет отрызаться
еще  яростнее. Надо, поэтому, крепко
помнить слова товарища Сталина: «Было
бы однажо непростительной близорукостью
успокаиваться на достигнутых успехах и
думать, что с немецкими войсками уже
покончено. Это было бы пустым бахваль-
ством и зазнайством, недостойным совет-
ских людей. Не следует забывать, что
впереди имеется еще много трудностей».

Поэтому и сейчас требуется от каж-
лого воина Красной Армии большое на-
пряжение всех его физических и мораль-
ных сил, высокая  самоотверженность и
беззаветное мужество.

`Хотл предетоящие нам задачи нелегки,
но армия, на’ протяжении трех лет при-
выкшая бить немцев, приложит все уси-
лия, чтобы окончаледьно добить врага на
его собственной территории,

На что немцы надеютеа? Вряд ли.они
думают выйти сухими из войны при: пб-
мощи военных средетв. Судя по всем дан-
ным, они мечтают для этого использовать
политические меры. He елучайно их
главный глашатай лжи, клеветы и обмана
`Геббельс почти с первых же дней войны
стремится найти щель для внесения раз-
дора в среду союзников. Но 11 лет фа-
шистевого господства в Германии — пе-
риода, наполненного веролометвом по от-
ношению буквально ко всем странам, —
раскрыли перед самыми широкими масса:
ми всего мира, что этим людям нельзя ви
в чем верить даже в самой малой етепе-
ни. И в области политики они будут так
же окончательно побиты, как на фронтах.

Уже ° недалек тот день, когда войска
Советского Союза, Великобритании и
США ветретятся на германской. террито-
рии. Это и будет днем нашей полной

нашего Верховного Командования, сейчас
уже ясном всему миру, и кроется одна из
основных причин побед, одерживаемых
Красной Армией. Наш народ высоко це-
нит это искусство. И он наградил Вер-
ховного Главнокомандующего советскими
армизмя товарища Сталина орденом
«Победа» за исключительные заслуги в
организации и проведении  наступатель-
ных операций Красной Армии, приведших
& крупнейшему поражению германской
армии. и к ‘коренному изменению положе-
ния на фронте борьбы с немецко-фаншиет-
скими захвалчиками в пользу Красной
Армии, ‚  He

Анализируя успехи наших войск и 6oe-
вое мастерство Красной Армии, нельзя
пройти мимо основного качества советско-
го бойца и командира — их высокой дис-
циплинированности.

Немецкому солдату’ свойственна. дие-
цинлинированность. Но немецкая дис-
циплина — механическая и палочная дис.
циплина, культивируемая еще со времен
Фридриха П;

Дисциплина в Красной Армии — созна-
тельная дисциплина, та, которая не уби-
вает инициативу у командиров и бойцов.
а, наоборот, сопутствует ей. В немецкой
армии почти нет случаев, когда бы ря-
довой солдат занял место убитого коман-
дира роты, а у наб это довольно частое
явление, отмечающееся в военных свод-
ках и прессе. В нашей армии не вызы-
вает удивления, что немало из тех, кто
H& войну пошел красноармейцем, стали
уже капитанами и даже полковниками,
Это, конечно, говорит и о том, что в на-
шей армии значительная прослойка на
только храбрых людей, но людей культур-
ных, грамотных, ‘способных к. занятию
командиреких должностей,

Высокая культурность нашей армии в
целом дала ей везможность, следуя указа-
ниям своего Верховного Главнокомандую-
щего, непрерывно учиться в ходе войны,
повышать свое военное искусство, И
народ, так горячо любящий свою армию,
е гордостью называет не только имена
отдельных героев, но и целых вопнских
частей,  заслуживших громкую славу
своими подвигами. Приведем примеры.

1-я гвардейская танковая бригада. Еще
осенью 1941 г. она, под наименованием
4-й танковой, блестяще отражала под
Орлом натиск танковых полчищ Гуде-
риана, пытавшихся прорваться к Москва.
В боях под Москвой бригада получила!
наименование гвардейской. Ее славный
боевой путь: Подмосковье Курская ду-
га—Дяепр—Днестр—-Прут и Карпаты,
Нё этом пути бригада не знала поражений.
Гвардейцы-танкисты побеждали против-
ника четкостью в организации  кажлого
боя, внезапностью и сокрушительной еи-
той ударов, превосходством своей такти-

покрыла по прямой за семь суток свыше
800 км. Она награждена 4 орденами.

Рославльская дивизия. генерал-майора
Гладышева пять раз упоминалась в. при-
казах Верховного Главнокомандующего и
награждена орденами. В исключительно
короткий ерок в непрерывных боях с вра-
TOM она прошла по полям и лесам Бело-
руссии и Литвы около 600 км.

Дивизия генерала Руссиянова открыла.
славный список советоких гвардейских
соединений. 0т Сталинграда через Донбасс:
и Днепр лежит ее победный путь на за-
пад. Дивизия трижды отмечалась в при-
казах’ Верховного Главнокомандующего.

Полн гвардии полковника Афанасьева,
участвуя в наступлении войск Ленин-
градекого фронта на Карельском перешей-
ке, за 11 дней прошел славный и труд-
НЫЙ ПУТЬ от подетупов к передовой ли-
нии обороны финнов до Выборга. Насту-.
пая на одном из наиболее ответственных .
участков во время прорыва трех линий
уощной фашистской обороны, полк пока-
зал замечательную боевую выучку и
героизм всего личного состава. Командиру
полка гвардии полковнику Афанасъеву
присвоено звание Героя Советского Союза;

Гвардейский дивизион бронекатеров, .
входящий ныне в бригаду капитана
2 ранга Державина, начал свой боевой
путь на Волге, у Сталинграда, восвал на
Азовском море, высаживал десалты з
Крыму — у Эльтигена и в Керчи, затем
вместе с частями Красной Армии и Народ-
но-освобохительной армии Югославии 0е-
вобождал Белград. Дивизион сражается.
сейчас на Дунае, совершив в течение
двух лет нашего наступления знамена:
тельный путь от Волги до среднего плеса
Дуная, от Сталинграда до Белграда.

Можно было бы долго перечислять слав-

ные дела и имена наших наземных. воз-
душных и морских соудинений. но и
вышеприведенные примеры достаточно го-
ворят`о боевых качествах Красной Армии
и Военно-Морского Флота в целом,
о Победы Красной Армии харавтерны не
только военным искусством в проведении
каждой операции в отдельности, но и глу-
боко продуманным Верховных Главно-
командованием стратегическим планом в
целом.

Методы маневренной войны требуют не
только высокого знания военного дела, но

победы,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 октября.
(Слец. корр. ТАСС). Дорога на север
идет среди лесов. Шоссе переходиг в
проселочную дорогу. По ней движутся
повозки, автомобили, идут бойцы, Ды-
хание фронта чувствуется здесь на каж-
дом шагу. Со свистом проносятся снаря-
ды. Из-за густой стены леса доносится
треск пулеметных очередей. Вдоль до-
роги — разрушенные дома, сараи с про-
ломленными крышами. Населения почти
Н6 ВИДНО.

Этот прифронтовой район немцы под-
вергают усиленному  оботрелу. Здесь
идут упорные бои. 30—40 минут езды
от Праги, и впереди появляется мутная

лента Западного Буга. Фронт упирается
в берега реки. Это — северный фланг
вражеского укрепленного обвода.

Бялобжегский лес. Высокие сосны,
громадные дубы, каштаны. Широкие лес-
вые просеки. По одной из них проходит
железная дорога, по другим — шоссе,
тропинки, В xecy — наблюдательный
пункт командира Н-ской части,

С высокой сосны отчетливо видны не-
мецкие позиции. За водной преградой
черные облачка разрывов. По. западному
берегу тянутея неприятельские траншеи.
Их обстреливают наши батареи. Немцев
не видно, они зарылись в землю,

Северо-западнее Праги

Шахтеры Подмосковного` угольного
ассеяна увеличивают добычу топлива

СТАЛИНОГОРСК, 31 октября. (ТАСС).
Сегодня во второй смене горняки комбината
«Москвоуголь» завершили

Слышгится усиливающийся гул мото-
ров: это двинулись гитлеровские танки.
Короткий приказ с наблюдательного
пункта; и через считанные секунды лес
дрожит от грома орудий, Впереди Bee
заволакивается Черным дымом, Несколько
вражеских танков выбыло из строя.

— Преграда форсирована! —, дожла-
дывают на наблюдательный пункт. —
Атакую вражеский опорный пункт...

Вместе с нашими войсками здесь дей-
ствуют подразделения Первой Польской
грмии. Они дерутся храбро, стойко дер-
жат отвоеванный рубеж и успешно отби-
вают ковтра-яти противника.

И. ДЕНИСОВ.

сты «Сталиногорскуголь», «Красноармейск.
уголь», «Молотовуголь» и «Донской уголь».

“xk *

ТУЛА, З1 октября. (ТАСС). Шахтеры ком-
бината «Тулауголь» сегодня выдали на-
гора последние тонны топлива в счет ок-
тябрьской программы... Первенство в сооев-
новании держат горняки треста «Скуратов-
уголь»—нового промышленного райока, › ос-
военного в годы Отечественной войны. Сверх
месячного плана они добыли 400 вагонов
топлива--себестоимость тонны угля здесь
виже плановой на 1 рубль. .

pa

На островах
Моонзундского архипелага

показывают, что все победы были одер-
жаны нашей армией в результате искус-
ных и талантливых маневренных опера-
ций, примеры которых приводились выше.
Конечно, такие операции требовали. от

октябрьский .
план. Превысили, месячную программу тре-.

1 воября 1944 г., среда. № 200 (154/)

{От корреспондента

Батер часто меняет курс. Бажется,
что он идет зигзагами. Огромное количе-
ство отмелей и подводных камней, малые
глубины и узкие фарватеры заставляют
командира все время ориентироваться по
вешкам, которые уже восстановили гид-

отрафы.

й ре: `Муху. Сюда был высажен де-
сант с торпедных катеров. Немцы гото-
вились к длительной обороне. Они пэ-
строили на острове много пулеметных
гнезд, оборудовали огневые позиции длл
артиллерийских батарей. Но под нати-
ском наших войск оборона врага рухну-
ла. Еще видны на острове следы боев —
разбитые немецкие пулеметы, разрушея“

‚ные огневые точки.

Взорвав во многих местах  трехкило-
метровую дамбу, немцы бежали на
Эзель — самый крупный из островов
Моонзундекого архипелага. Наши саперы
под ураганным огнем врага заделывали
развороченную фугасами дамбу и в MO-
мент решительной атаки пропустили че-
рез нев танки и пехоту эстонского Kop-
пуса. Сейчас на дамбе производятся по-
следние ремонтные работы, и местное
население деятельно помогает в этом
саперам.

Мы на Эзеле. Вуресаре — главный го-
род и порг острова. Красивый старин-
ный тородок сильно фазрушен немцами.
Они взорвали почту, банк, многие другие

крупные дома, До сих пор 6ще видны

в городе следы поспешного бегетва врага.
На улицах — разбитые — автомашины,
орудия, различное военное имущество.
порту лежат большие штабеля снаря-
дов, на берегу валяются понтонные лод-
ви.
Немцы разобрали в Куресаре много
портового оборудования. Они аккурат-
но упаковали оборудование в ящики, но
увезти не успели: помешал стремитель-
ный натиск наших частей.

Постепенно возвращается в город
мирное население, прятавшееся в лесах
от немецких захватчиков. Движутся
крестьянекие телеги, нагруженные до-
машним скарбом.

По всем дорогам Эзеля видны много-
численные следы жестоких боев. В се-

‘верной чаети острова, где был высажен

первый десант, валяется много различно-
го немецкого вооружения. Под натиском
десантников немцы были оттеснены
в мубь острова, не успев ничего захва-
тить 6 собой.

Жители радостно встретили своих
освободителей. Мы видели, как крестьяне

Четыре атаки

=“

«Красного Флота»)

Эзеля ремонтировали дороги и moc
разрушенные гитлеровцами, помогал на
шим частям. Бои,  `развернувшиеся на
островах Моонзундекого архипелага, лод-
ны примерами самоотверженяой помощи
эстонского народа своим освободителяи,
После одного из воздушных боев наш
истребитель младший лейтенант Жрив-
шилин совершил вынужденную посадку
Ha лесной опушке, находившейся в рае.
положении немецких войск,  Советекому
офицеру помог житель ближней дереву
ки — портной Элерма, Он спрятал сов.
ского офицера от разыскивавших er
немцев. Через ‘несколько дней деревня
была освобождена нашими войсками, п
Кривошилин вернулся в свою часть,
Командир ‘части об’явил благодарность
гражданину Элерма.

Один из наших катеров в бою получи
повреждение. На помощь экипажу при.
WIM остонцы-судоремонтники Ади т
Кумар, живущие неподалеку. Они разые.
кали. оставленную немцами при ототут.
лении резиновую шлюпку, достали тн.
струменты и материалы и вместе 6 моря.
ками приступили к ремонту. Через не.
сколько часов OHM заделали про.
боины, Командир катера горячо благоха-
рил Адма и Кумара за помощь,

— Mu должны зас благодарить. By

освободили нас от немецких бандитов — .

заявили эстонцы. — Мы счастливы, что
оказали вам помощь и катер скова ме-
мет итти в бой, Желаем удачи в новых
боевых походах.

Идет беспрерывное
ние. Наши катерные
пешно уничтожают немецкие мин.
ные заграждения. Недалеко от ост.
ва тралят катера Черноносова, Цыблна,
Писаревокого и другие корабли гвардей
ского дивизиона. Они пришли сюда, (hop.
сировав минное поле Нарвского залива,
который враг считал неприступным,

Постепенно возрождается мирная жизнь
в освобожденных селениях острова Эзель,
Но бои еще идут.  Оттесненные Hamma
частями, гитлеровцы укрепились в юго
западной части полуострова Сыр т
ожесточенно сопротивляются.

На обратном пути нам то и дело. попа-
дались морские охотники, торпедные хз.
тера, тральщики. Хозяева Моонзундеком
архипелага — балтийские моряки — ши
в ©вои родные базы,

Лейтенант Н. БАДЕЕВ,
ОСТРОВ ЭЗЕЛЬ. (По телеграфу).

боевое — трал.
тральщики ye.

североморских

ее подводников

Из боевого похода вернулись подводные
лодки, потопившие в Баренцовом море
три немецких транспорта, танкер и
тральщик. Подробности этой блестящей
операции таковы.

одводные лодки под командованием
Героя Советского Союза капитана 3 ран-
га Иоеселиани и капитана 3 ранга Кала-
нина находились на морских коммуника-
циях противника. Краснофлотец Коетро-
мин, акустик подводной лодки, где коман-
диром капитан 3 ранга Каланин, ye-
лышал шум винтов и доложил 0б этом
захтенному офицеру старшему лейтеная-
ту Мицкевичу. Вскоре в перископе были
замечены три вражеских корабля,

На море — штиль, хорошая ВИДИ-
мость. В таких условиях нужно особенно
умело пользоваться периекопом, ибо бу-
рун от него заметен на поверхности мо-
ря. Командир повел корабль на еближе-
ние с противником. Немецкие тральщики
шли строем уступа. У торпедных am-
паратов находились старшина 1 статьи
Титов и краснофлотец Сомов. Они произ-
вели залп. Раздались два взрыва. И два
тральщика погрузились на дно моря. Тре-
тии, заметив подводную лодку, пошел на
нее в атаку. Глубинные бомбы рвались з
непосредственной близости от подводного
корабля. Через некоторое время под-
водная лодка атаковала немецкий кара-
ван и потопила из его состава крупный
транспорт,

С мостика этой же лодки на расотия.
нии ‚более 17 миль  каплтан-лейтенаи
Васильев ночью наблюдал огромное за.
рево, осветившее горизонт, Горели два не-
мецких корабля, торпедированных под.
водниками Героя Советского Союза калл-
тана 3 ранга Иосселиани.

— Это была наша вторая атаха в
время полярной ночи, — рассказал на.
шему корреспонденту т, Иосселиани. —
Первая, тоже ночная атаха, была про.
ведена по одиночному немецкому танхе-
ру водоизмещением 3,000 тонн. Обнар-
жил его акустик старшина 1 статьи В
родок. Атака была  весьмь успешной,
Танкер моментально ушел на дно мор,
Вторую ночную атаку мы произвели п
немецкому каравану, шедшему в ©00тав
четырех транспортов, двух эсминцев
двух сторожевых кораблей и нескольких
мелких. судов. Видимость была плохая, и,
когда вахтенный офицер старший soli.
тенант Решетов доложил о подвлевии 61
туэтов кораблей немецкого каравана, 1
станция до него была минимальной, Дь
ли залп. Одна торпеда разломила x 3%
жтла транспорт водоизмещением 8.000
тонн, вторая раздробила корму другого
транспорта водоизмещением 6.000 тонн,
Осевший на корму м ставший почти ве}.
тикально транспорт, охваченный отнбу,
пощел на дно.

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, (От корр. «Красно
Флота»).

В порту Линаха

ЛИНАХАМАРИ, 31 октября. (По теле-
графу). Прошло веего несколько дней,
как Печенгекая область освобождена от
немецких захватчиков. Новый советский
порт в Заполярье — Тинахамари уже
живет кипучей жизнью. К причалам, у
которых еще совсем недавно немецкие
транспорты грузились петсамеким нике-
лем, сейчас швартуются советские ко-
рабли, поставляющие все необходимое
для освобожденной Печенги.

На просторной набережной, кула ни
взглянешь, — всюду ‘черные шинели
враснофлотцев. Североморцы, освободив-
шие Линахамари, заняты сейчас его вос-

ма ри
становлением. Одни, взобравшиь №
столбы, тянут провода, другие ремонт.
руют причалы и дома,
Tiled первый номер краснофли-
ской газеты,  печатающейся в №
нахамари. Это — первая  советекя
тазета, издающаяся в Печенгской obs
сти.

Вчера в помещении будущего кл
морских офицеров североморцам был дай

Бонцерт армейским фронтовым  анеамб.

лем. Вчера же в Тинахамари был в1ер-
выв показан советский фильм.

С. ВАРШАВСКИЙ,
Б. РЕСТ.

Переписка со строителями корабля

ДЕЙСТВУЮЩИИ ФЛОТ, 31 октября.
По телегр. от корр. «Красного Флота»).
Прославланный подводник капитан 2 ран-
га Г. И. Щедрин, командующий кораблем
со дня его постройки, написал недавно
письмо инженеру В. И. Судоргину, который
руководил строительством этого корабля.
От имепи всего экипажа командир приносит
Рлубокук: благодарность строителям.

— Построенная вами подводная лолка.—
пишет т, Щедран, — выдержала испытания
войны. На нас было сброшено более тысячи
бомб, и все обошлось благополучно. Креп-
кий, надежный корабль.

Поблагодарив 3a качество постройки
монтажа механизмов и Устройств, капитан
и cern seen и руководимому

коллектив олЬШ
а у их производственных

Б своем ответе т. Судоргин сообщает что

Письмо было с радостью прочитано ‘всем

коллективом завода, развернувицм сейчас

соревнование в честь 27-й годовшичы OK
тября.

Пиеьмо заканчивается приглашением 1
окончании войны доставить подводную лол’
ку на завод. «Мы ее отлично отремолти-
руем» — пишет т. Судоргин,

На-днях экапаж обратился © письмом к
коллективу завода. В нем моряки, поздрав-
ляя рабочих с наступающим праздником, под
робно рассказывают © своих боевых дости
жениях. «Недаяно мы с гордостью напчсал
на’ рубке цифру «десять». Это—количество
потопленных нами вражеских кораблей

Роме того, четыре корабля противника
серьезно позреждены нашими торпедами»,

Рассказав судостроителям о лучших лю’
дях подводной лодки, экипаж заканчивает
письмо обещанием беспощадно уничтожать
врага, наносить немцам еще  болеь coxpy’

шительчые удары, чтобы приблизить 9%
окончательной победы.

&