Накануне XVI годовшины!

Октября

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 31 октября. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»).
( большим производственным под’емом
работает личный состав судоремонтных
мастерских, руководимых техник-лейте-
нантом Салтыковым, В недавних бодх не-
которые катера получили повреждения.
On судоремонтников зависело быстрое
зозвращение в строй этих кораблей.

Горя желанием всеми силами помочь
своим боевым товарищам и новыми произ.
зодственными успехами отметить ХХУЙ
годовщину Октября, судоремонтники уси-
лили темпы работы, Краснофлотцы Boe.
дов, Прохоров, Федоров и Яшин выполнм-
mm свое задание за 20 часов вместо отве-
денных планом пяти дней, За сутки не-
прерывной работы главный старшина Be-
лов, краснофлотцы Шарытин и Аржану-
хин выполнили работу, 0б’ем которсй тре-
бовал затраты 275 человеко-часов: Быст-
ро и высококачественно работали также
старины Тавренев, Иудин, Гусев и Пав-
люков,

Быстрейшему ремонту катеров ©пособ-
(ивоваль отличная организация работы,
четкое распределение ремонтников по
о’ектам, своевременное обеспечение не-
обходимыми материалами. В этом заслуга
твршины Г стальи Торонова.

мера были отремонтированы
срочно.

до -

ke

КРОНШТАДТ, 31 октября, (Mo теле-
графу от eee «Красного Флота»). В ар-
тиллерийской части, где командиром
т, Федьков, проводятся беседы 0б уча-
сии моряков кронштадтских фортов в
Великой Октябрьской социалистической
революции, гражданской войне и Отече-
венной войне. В подразделениях yer-
раизаются встречи бывалых воинов с
молодыми,

На кораблях и в частях сейчас прохо-
дит смотр художественной самодеятель-
ности, В канун праздника в Кронштадт-
ском Доме Военно-Морского Флота 00-
слоится выступление лучших  коллекти-
вов художественной самодеятельности.

В Кронштадтеком Доме  Военно-Мор-
кого Флота пачалея кинофестиваль кар-
тин, посвященных Октябрьской револю-
ЦИИ, ke
ТАЛЛИН, 31 октября, (По телеграфу
от корр. «Красного Флота»). Трудящие-
ся столицы Советской Эотонии и моряки
Краснознаменного Балтийского флота
деятельно готовятся к встрече великого
праздника. В городе ведутся большие
восстановительные работы. Уже вступило
в строй несколько десятков предприятий
и мастерских,

особым под’емом трудятся  судорэ-
монтники. Первое место в предоктябрь-
ском ‘социалистическом соревновании
держит механический цех, возглавляе-
ый т, Лахе. Все заказы коллектив цеха
выполняет быстро и высококачественно.
Судоремонтники досрочно  отремонтиро-
вали несколько катеров.

В городской библиотеке организуется
выставка книг о борьбе советского на-.
pola © немецко-фашистскими захватчи-
вами, ..

В частях Таллинской военно-морской
базы организуются вотречи с участника-
ми боев за Моонзундевий архипелаг,

-

Вечер, посвяшенный памяти
М. В. Фрунзе

В Центральном Доме Красной Армии вче-
ра, 31 октября, состоялся вечер, посвящен-
ный 19-й годовщине со дня смерта выдаю-
щегося полководца Михаила Васильевича
Фрунзе.

С воспоминаниями о жизни и деятельности
М. В. Фрунзе выступили сестра полко-
водца Людмила Васильезна Фрунзе, рабо-
тавшие в подполье е М. В. Фрунзе — Г. Н.

Караваев и Ф.: Н. Самойлов, (ТАСС).

Ш*
Началось утро тринадцатого октября,
шел четвертый, день наступления.

Е югу от Печенги бойцы Красной Ау-
мия заняли Луостари — поселок и мощно

укрепленный пункт, где ¢ лета 1941 года.

был у немцев один из крупных  аэро-
домов на Ирайнем Севере. Бой прибли-
жались в Баркино, ® старинному Барки-
но новгородцев, наибольшему городу В

‚Той группе населенных пунктов, которая

вынче известна под ‘общим названием
Петсамо. На соединение с адмией опешил
0 CBOUMH моряками полковник Крылов;
‘полковник ‘Рассохин продолжал двигать
вл по северному бездорожью, где высокие
и крутые каменные горы. перемежаются
толкими болотами, в ущельях текут быет-
рые реки, а на горных плато голубеют
прозрачные холодные озера, Вести здесь
наступление очень ‘трудно, приходится
отказаться от помощи всяких машин и
тащить на руках все, вплоть ‘до пушек и
тяжелых ящиков © боезаласом. Раксохин
должен был выйти на мые Крестовый и
соединиться там с разведчиками, держав-
шими захваченные вражеские батареи, &
“затем и с бойцами майорь Тимофеева,

очищавииими Девкину заводь. Однако это  .

соединение могло произойти примерно
лишь через сутки, & немец тем временем
подтянул силы и все крепче жал на He-
большие группы моряков, ворвавшихся в
самую сердцевину вражеской обороны,
нетронутую пока тлавной лавиной на-
ступления,

В гарнизонах неприятельских батарей
и опорных пунктах, разбросанных m0
побережью фиорда, воцарилось замеша-
тлельство, Вчерашний прорыв торпедных
катеров и десант в Линахамари показал
внезапно немцам, что у них больше чет
здесь неугрожаемых точек; они все вре-
ма ждали теперь новых ударов, HO не зна-
ли, откуда эти удары могут Ни ЧЕ
Взорвав орудия я боезапас, прислуга 68-

* Окончание, Начало см. №№ 257, 258,

чегающий в нему район сотню,
крова тысячи мужчин, женщин и детей,
хладнокровно обрекли их на голод и му-
ки. № великим преступлениям, совершен-
ным немецкими варварами,
еще одна страшная страница.

лезная руда, развевается флаг Свободной
Норвегии, Входим в подземелье.
мерцают лампочки, под ногами хлюпает
вода. Она
над голово

мецким извергам и их прислужникам —

‘выдвигала новые задачи,

ручено было капитану

ноября 1944 г., среда. № 260 (1827)

Краснознаменный Балтийский флот. Катерные тральцщики в

В Киркенесе

(От специального корреспондента «Красного Флота»)

Горят деревни, фермы, горят рыбачьи

поселки, школы, церкви, пылают запасы
сена, собранные крестьянами на зиму, ам-
бары рыбой, заготовленной рыбожвами.

Немцы предали Киркенее и весь при-
лишив

прибавилась

‚..В восьми километрах от Киркенеса,
У входа в штольню, где добывалась же-

Слабо

фи ‚обетает © нависших
тлыб породы. Мрачная сырая,
шахта тянется на многие километры, По
бокам ее хтоят наспех сколоченные Ha-

ры. Здесь, в холоде, сырости и темноте,

живет население Киркенеса. Плачут де-
ти, сгорбивитиеь видят старики, женщи-
ны © мзможденными лицами убаюкивают

младенцев. Картина предельной челове-
ческой обездоленносети встает перех гла.

зами;

— Это все дело рук немцев, — тово-
рит Сверре Дельвик — предеедатель му-
киципалитет»  Киркенеса,  смещенный
немцами после оккупации ими Норвегии
и сейчас онова приступивший к испол-
нению своих обязанностей. Рассказ Дель-
вика пронизан глубокой горечью за судь-
бу своих сограждан, ненавистью в He-

ВИслИНговЦам.
Юн нарисовал потрясающую картину
трагедии родного города. Жестокость и
цинизм фашистских захватчиков в пол-
ной степени были проявлены по отноше-
нию к норвежцам, которых жемцы в про-
пагандистевих материалах  лицемерно
именовали «братьями то крови». 7
Слух о продвижении Красной Армия
на север Финляндии радостно взволновал
сердца жителей Финмаркена, веелил В
них надежду на ‘скорое освобождение.
— В вто время приехали, — расска-
зал нам мор Виркенеса, — уполномочен-
ный рейхокомиссара Норвегии Тербове-
на квислинговокий Министр полиции
Ионас Ли, которого норвежцы называют
Иудас Ли, и министр» труда‘ Липшеста.
Они обратились к населению © призывом
покинуть город ввиду приближения Kpac-
ной Армии. На этот призыв гитлеровских
ий квислинговских властей из всех жите-
лей Киркенеса откликнулись... 15 чело-
век. Не помог и последовавший

>

А. МАРЬЯМОВ
<=

тарей, оказавшихся в тылу нацих васту-
пающих частей, пыталась уйти на шлюп-
ках в Норвегию к Биркенесу и дальше на
северо-затад. Над заливом, над батарея-
ми, нах прифронтовыми дорогами и гор-
ными тропами почти непрерывно висела
наша штурмовая и бомбардировочная
авиация,

_Меняющаяся oScranonna Bee время
Настулал второй
этап битвы з& Печенгу, этап прочного за-
крепления, полной очистки территории
Петсоамокой области,  этал завязывания
мешков вокруг разрозненных очагов 308-
жеского сопротивления. Нок& немцы еще
оставались в Баркино и У ри
я группе торпедных катеров ну
Hass rhe войти в Девкину заводь, что-
бы установить связь между мысом * Ире-
стовым м Линахамари и выполнить неко.
торые частные задачи операции.

Командовать этой группой катеров по-
3 ранга Федорову.
Выслушав задачу и потлядев ва часы,
Федоров не без сожаления разбудил Ви-
сова:

— У вас трап на борту?

Привычный служебный вопрос сразу
перенес Кисова от она Е действятельно-
сти нового напряженного боевого дия.
Кисов ответил про трат, но тут же.
вопомнил, что у ботрякова, кажется, мо-
жет нехватить масла для моторов, BCIOM-
нил о других мелких будничных заботах,
связанных © возможностью скорого вы-
хода в море, и заторопился на катер; з
море снова выходили вечером, когда
сгустилась ранняя полярная тТЬМ8.

Путь в узкости, который вчера X0-
славалея калерникам с таким напряже-
нием и опасностью, протекал нынче 00-
вершенно спокойно, С правого берега, ‚6
высот, окружающих Линахаизри, злы-

КРАСН

Фото С, Шиманского.

затем приказ о принудительной эвакуа-
ЦИИ,

«Министр» Ионае Ли созвал митинг,
Этот предатель заявил нам, что сумеет за-
ставить упрямых жителей Киркенеса вы-
полнить указание немцев. «Вы должны
будете это сделать, — сказал он, потому
что немецкие власти не оставят здесь
камня на камне». Он расписывал ужасы,
которые якобы угрожают нам с приходом
‘советских войск. Мы ему не верили. Но
мы не могли таже поверить и в то, что
У немцев поднимется рука сейчас, нака-
нуне зимы, выбросить тысячи люду 6.
насиженных гнезд и обречь их всем ужа-
сам бездомного существования. Но чело-
веческое воображение не может постиг-
нуть всей глубины немецкой подлости и
жестокости. В ‘страшный незабываемый
день 21 октября немцы $ помощью <пе-
циально организованных воинских команх
начали обходить дом за домом, поливать
стены бензином и поджигать. Каменные
постройки они рвали динамитом. Все это
делалось на глазах у людей, обезумев-
ших от горя и ужаса. Немцы He 10330-

i IAIN гражданам выносить свои вещи из

горящих домов. › .

Tak продолжалоеь несколько дней,
Благоустроенный портовый город превра-
щен в пустыню. Лишь кирпичные трубы
торчат там, где стояли дома, магазины,

` школы, клубы, церковь, больница. Стой

же дьявольской методичностью были уни-
чтожены и все другие населенные пунк-
ты района. Только быстрое продвижение
Красной Армии спасло от огня считанные
десятки домов, которые немцы, поспешно
отетупая, не успели поджечь.
Гитлеровцы уничтожили вое рыдело-
вецкие суда и лодки и тем самым лишили

‚ жителей основного ‚источника вущество-.

вания. 7

‚ Ничто, однажо, не
Киркенеса. Оно не пошло за немцами и
квислинговцами.

С большой признательностью  предее-
датель муниципалитета Киркенеса гозо-
рил о внимании и заботе, проявляемых
командованием Красной Армии к нэрвож-
скому населению, пострадавшему от пе-
мецких извергов.

Над Финмаркеном, над Норвегией, ‘че-
тыре с лишним год стоназшей пох тит
леровским сапогом, поднялась заря 6в0-
боды. Она поднялась © востока, откуда
идут войска Красной Армии, армиа-05во-
‚бодительницы.

Старший лейтенант
; Г. НОВОГРУДСКИЙ,
‘иркенес, 31 октября. (По телеграфу).

еченгский десант

шались нечастые дальние выстрелы, ко-
роткие очереди. Левый берег был тих,

_вще полыхали зажженные вчера пожары,
‚ответы огня играли на сповойной воде,
огромное. зарево стояло в небе к зюйду

над Баркино и Трифоновым ручьем,

С мысв Врестовото кто-то просигналил
нам карманным фонариком, и эти велыш-
ки вывели катера к небольшому деревян-
ному причалу, от которого круто вверх
‘уходила дорога к немецкой зенитной 6а-
тарее. Теперь на этой батарее хозяевами
были командиры североморсвих разведы-
вательных отрядов — KamuTan Барченко
и лейтенант Виктор Леонов. Аишь
полчаса назад разведчики закончили же-
cron бой, длившийся двое суток. В ре-
зультате этого боя была захвачена 63-
тарея, охранявшая вход в Почентовий
залив. Шестьдесят солдат и офицеров из
гарнизона этой батареи сдались в плен
разведчикам и сидели теперь в одной из
полуразрушенных  землянок под пои-
смотром двух раненых краснофлотцев.

Недавно на Крестовый вышли пер-
вые бойцы us Краснознаменной части
полковника Рассохина. Главные силы
части еще находились на марше, им
предстояло преодолеть один из самых
трудных перевалов пересеченной до-
роги. Ждать их можно было завтра
не раньше полудня, HO десантникам,
которые вели бои 3a  Линахамари,
подкрепление нужно было немедля. Нем-
цы бросили сюда автоматчиков со оторо-
ны Трифовова ручья и весь день пред-
принимали контратаки, намереваясь вер-
нуть порт. Мы получили приказание пе-
ребросить с Крестового на правый берег
закончивших св0е дело разведчиков, &
затем ожидать, пока подтянется морская
пехота. В темноте группа людей начала
спускатьея с горы, они садились на кате-
ра с приглушенными моторами. Катера
бесшумно отходили к Линахамари.

Переброска, быль закончена быстро.
Мы спокойно швартовались к уцелевше-
му причалу тукового завода. ‚ Заводские
строения чернели радом на берегу.

море, ©

сломило населения.

В идейном воспитании наших кадров
видноз место занимает пропаганда есте-
ственно-научных знаний. Без правиль-
ного, материалистического понимания 38-
KOHOB и явлений природы нельзя усвоить
основ  маркоистоко-ленинокого  миро-
воззрения. Чтобы успешно воспитывать
‘краснофлотекие массы в духе марксизма-
ленинизма, необходимо настойчиво, по-
следовательно прививать им естественно-
научные знания, популярно раз’яснять
тайны мироздания.

Кроме того, ознакомление с основами
современного естествознания имеет боль-
шое практическое значение для моряков,
которым по роду службы повседневно
приходится сталкиваться с природными
явлениями, преодолевать силы стихии.
Научно об’яснить эти явления — серьез-
ная задача,

В свете этих требований ценно начи-
нание газеты Северного флота «Красно-
флотец». Второй месяц на страницах
этой газеты периодически публикуются
научно-популярные беседы под общей
рубрикой  «Красвофлотские чтения».
Цель этих «чтений» —помочь краснофлот-
цам обогатить свои знания, пробудить в
них вкус к более глубокому и система-
тическому изучению науки, техники,
истории,

РИГА ВОЗРОЖДАЕТСЯ

РИГА, 31 октября. (ТАСС). Предсе-
датель Исполкома Рижского совета депу-
татов трудящихся тов. Деглав в беседе с
корреспондентом ТАСС рассказал:

— Еще совеем недавно в Риге царил
фашистский разбой. На улицах не было
видно людей. Жители скрывались ©
гитлеровских облав в подвалах и на чер-
даках. Полицейские патрули ловили их «Краснофлотекие чтения» ‘открылись
на улицах и отправляли в порт. 7 ок-   циклом статей о происхождении и строе`
тября в Германию ушел пароход «Мал-   нии земли, о возникновении и развитии
гас», на который были насильно погру-   жизни, о происхождении человека, жи-
жены 4.000 рижан. Ночью  гитаеровцы   вотных и растений. Первая беседа в 0б-
ворвались в квартиру латышекого ком-   щих чертах вводит. читателей в курс
позитора ректора Рижекой консервато-   современных теорий образования земли и
рии и Витолса и насильно   солнечной системы. Просто и яено рас-
увезли в Германию 82-летнего старика,   оказывает газета 06 открытиях крупней-

Гитлеровцы разрушили рижекий порт,   Ших астреномов, физиков, естествоиспы-
судостроительную верфь, трамвайный тателей, 0 завоеваниях человеческой
парк, железнодорожную станцию, ‘водо-   МЫСли в области изучения вселенной.
проводную станцию, три электростанции, Вторая ‚статья излагает геологическую
хлопчатобумажную фабрику, завод «Про-   ИбТорию земли.
водник», электротехническую фабрику, Краснофлотец много узнает из статей
химический комбинат, молочный завод,   о появлении жизни на земле и о проис-
лесопильный завод, 5 железнодорожных   хождении человека. Газета сумела в фор-
мостов и многое другое. Однако благода-   ме живого рассказа передать основные
ря стремительному натиску и умелому   положения теории Дарвина. Перед чита-

не успели довести до конца свой подлый   человека за свое существование, разви-
замысел. Спасены многие исторические   тия человеческого общества, преодолев-
памятники и материальные ценности.   шего трудом и мыслью слепые силы при-
а р ее
. и =

ряда заводов Nee on разграбления B октябре газета начала печатать но-
оборудование, вый Цикл ‚бесед. Статья «Наша солнеч-

Город оживает. Ликвидированы очаги
пожаров. Разминирован ряд районов.
Уже на второй день после изгнания нем-
цев организована выпечка хлеба. В пер-
вые же дни был отремонтирован и пу-
щен водопровод. Открыты десятки мага--
зинов, столовые, парикмахерские, тости-
ницы. В городе уже работает много боль-
‚виц, шесть поликлиник, более 20 аптек,
1 родильных домов, Ss

Оживают и культурно-бытовые учреж-
 дения Во ближайшие дни откроются 30
НТ
` Торжествует освобожденная Рига.
упоением принимаются рижане за CO3H-
дательный труд. Сотни людей ежедневно.
приходят в тородской совет с просьбой
использовать их на восстановительной
‘работе.

Народный комиссар  Военно-Мореко-
го Флоть СССР“ адмирал флота т. Кузне-
цов рассмотрел итоги социалистического
соревнования ‘судоремонтных  предприя-
тий НКВМФ за третий квартал 1944 го-
да. Первов место присуждено судоремонт-
ной мастерской, где начальником инже-
С   нер-капитан 3 ранга т. Виясов. Ма-
стерской присвоено звание «Лучитее су-
доремонтнов предприятие НИВМФ», ей
вручается переходящее красное знамя и
первая премия — 40 тысяч рублей.

Вторые места присуждены сухоремонт-
нер-капитан 3 ранга т. Барышевский, и
судоремонтной мастерской, где начальни-

‚первая баржа ком инженер-капитан т. Сидельниковский.

ОДЕССА, 31 октября. (ТАСС). На восста- Этим предприятиям вручаются премии

навливающемся судостроительном  завсде   по 2. тысяч рублей.

мен. ; ней ранъше срока 32
А Иа ie Одновременно отмечено выполнение

кончено строительство первой крупнстон-   я
нажной цельносварной баржи. квартальных программ и выданы премии.

ores ae ne

` Спущена на воду

Saas

Рассвет мы встречали в Левкиной за.
води хозяевами очищенной от врага
земли, Катер стоял у скалы под уступом,
по которому пролегала дорога из Линаха-
мари в Баркино. За поворотом у трех.

‘этажного здания гостиницы еще рвались
тяжелые немецкие мины. Противник про-
должал держаться нё& ближних высотзах.   ли перегородить дорогу во всю ее шири-
Сама гостиница оставалась целой, выле-   ну. Ворота эти были надежным укрытием.
тели лишь зеркальные стекла. В подвале   Именно оттуда, © суши, немцы еще хо-
краснофлотцы обнаружили заряды т018   пускали возможность наступления Ha
и авиационные бомбы, приготовленные   Линахамари и готовились его отражать.

для эзрыва. Они еще не были обезвре-   В ту же сторону обращены были амбра-
жены, и входить в дом нельзя было. За-   зуры большинства дотов и дзотов и
минированными оказалось и большинство   врытых в неподатливую северную зем-

хругих зданий. Минировали немцы здесь   лю бронеколпаков. Прорыв с моря в
второпях, не успев замасвировать заря- порт, защищенный батареями пушек,
ды, и это облегчало работу саперов; на  которые плотным огнем перекрывали
одном из причалов заряды тол& в ярко-   вход и все подступы к нему, огражден-
красных пакетах лежали прямо Ha д0б-   ный минными полями и бонами, казался
ках. Между зарядами тянулись провод-   немцам невозагожным. Но именно с мо-
ники, но присоединить эти прозодники   ря ворвались сюда десантники, и на-
у немцев не осталось времени, и причал   ‘правление амбразур, глядевших на до-
уцелел. Дома на каменистых пригорвах,   рогу, оказалось самым удобным для мо-
здания небольшого тукового завода, пор.   ряков. Они ворвались во вражеские ук-
товые склады тоже уцелели. Над с06ед-   репления и из трофейных пулеметов и
ним сожженным причалом возвышалея ис-   пушек стали расстреливать ототупаю-
коверканный взорванный кран. ] щего по дороге неприятеля.

о В одном из. только что разминирован- Неподалеку от бетонных ворот, уже
ных домов развернул свою работу 10-   возвращаясь на катер, мы’ встретили
левой теревязочный пункт. Линия фрон-   группу бойцов; их было пятеро или ше-
та была тут же за домами. 3& поворотом   стеро, но особенно выделялся среди них
дороги у крыльца молодой автоматчик с   олин, невысокий и коренастый; глубоко
перевязанной рукой и © пятнами крови   запавшие ‘черные глаза его блестели,
на валнике требовал, чтобы его снова от-   Казалось, что все лицо его, подвижное,
пустили к товарищам, в 60й. : скуластое, каждой своей чертой гово-
— Я же совеем целый, — сказал он,   РИТ: «Я победил» Так, выразительно и н6-.
будто говорил это не про себя, & про ка-   УКротимо выбивались наружу его тор-
RYW-TO вещь. — Я целый совсем, а  Жествующая сила п гордость, что можно
там у них каждый патрон сейчае на сче-   бЫло залюбоваться этим человеком.
ту. Воть же такие люди на csete, He x0-  — Aa веЖЬ 9то Каторжный! — узнал
тят ничего понять! его моторист Авдонин.

Он обернулея к нам со своей недо- (Старые матросы все помнили Каторж-
уменной ‘жалобой, и мы узнали того па-   ного хорошо, он ушел добровольцем в
ренька, что выбегал при высадке с ка-  отряд морикой пехоты. В первые дни
тера следом за майором  Субботиным.   войны был во многих боях. В He-
Махнув рукой, словно. бы в знак того,   ченгский десант он пошел, чтобы све-
что все слова и довохы у него исчерпа-   сти © немцем свои давние сче-
ны, паренек поправил свой автомат и ты, — первым вышел на дорогу, ве-
зашагал в ближней высотке, от которой   дущую в Трифонову ручью, перерезал
слышались автоматные очереди. путь ототупающеху врагу, вдвоем ©

— Bor так onm Boe, — пожаловался   краснофлотцем Королевым водрузил крас-
в ввою очередь доктор, — хоть силой   ный флаг изд гостиницей. Co свои-
держи! ми бойцами старший сержант Иван Ва-

Он пошел в дом ив дверях махнул
рукой, точь в точь так же, как это сде-
лал только что раненый десантник.

3» домами, где укаланная грунтовая
дорога входила в ущелье, меж каменис-
тых гор немцы построили тяжелые,
толотые бетонные ворота, которые мог-

обходному маневру наших войск немцы   телем воспроизведены картины борьбы’

РЕВ

о : ОБЗОР ПЕЧАТИ _
Поспагазда сстественно-научных
знаний

той звездного неба, © планетами  ©0л-
нечной системы. Многие сведения из
этой беседы имеют непосредственное от”
ношение к морской практике, прежде
всего к штурманекому делу.

р система» знакомит читателей © кар-

Серия  научно-популярных статей на
‘страницах флотекой газеты дело боль-
шой важности, требующее серьезных зна“
ний, влумчивости. Редакция «Врасно-
флотца» в основном успешно  справи-
лась со своей задачей. Она сочетает про-
стоту и доступность изложения с науч
ной достоверностью содержания. Теоре-
тическое изложение. сопровождается 0б-
разными сравнениями, красочными кар-
тинами природы, интересными э1изо-
дами. Популярности бесед способствуют
многочисленные иллюстрации и схемы,
удачно дополняющие текст,

Е сожелению, в серии «Краснофлот-
ские чтения». звотречаются погрешности
против литературного стиля. Нельзя, н8”
пример, считать грамотными фразы:
«Животные живут‘ нередко стадом, но
это не имеет ничего общего с человече-
еким существом» или «Жизнь на де-
ревьях производила отбор на цепкость,
на ловкость». В одной из статей мамонты,
олени и носороги именуются «крупной,
но труднодобываемой дичью».

^Эти и некоторые другие изяны могли
быть предотвралцены при более тщатель-
вом редактяровании статей.
эти, однако, не могут умалить интереса
и значения  <«Краснофлотских чтений».
Не случайно они уже завоевали широкую
популярность среди краснофлотцев и
старшин Северного флота. На многих
кораблях и береговых батареях научно-
популярные беседы «Краснофлотца» чи-
таются велух, коллективно. Газета суме-
ла пробудить’ в массах своих читателей
интерес к естественно-научным знаниям.

Опыт газеты «Краснофлотец» заслужи-
вает внимания. Пропаганда встественно-
научных знаний — действенное средство
воспитания, орудие борьбы за материа-.
листическое мировоззрение, против суе-
верий и. предрассудков. Краснофлотская
печать, призванная воспитывать военных
моряков в духе высокой идейности, обя-
зана всемерно способствовать внедрению
правильных, научных взглядов на мир и
явления: природы; помогать культурному
развитию старшин и краснофлотцев.

Лучшие судоремонтные предприятия Наркомата
 Военно-Морского Флота _

ордена Ленина Морскому заволу, судо-
ремонтной мастерской № 1237, судо-
ремонтной мастерской № 1036 и судо-
ремонтной мастерской вепомогательного
флота.

Начальник мастерской, занявшей иер-
вое место в социалистическом созевно-
вании  судоремонтных предприятий
НЕВМФ, инженер-капитан 3 ранга Вия-
COR и главный инженер ияжечер-кавитан
Кравченко награждены двухмесячным ок-
ладом каждый.

Отмечая успехи судоремонтных пред-
приятий НЕВМФ в предолтябрьском ©о-
циалистичееком соревновании, народный
комиссар Военно-Морского Флота адмирал
флота т. Кузнецов выразил уверенность
в том, что они добьются досрочного вы-

полнения годовых программ и еще более
повысят качество ремонта кораблей.

ЕТ О ЕЕ ee ee

торжный занял одну из командных вы-
сот и прочно на ней закрепилея. Теперь
он шел за боезаласом и, повотречав ка-
терников, стал рассказываль UM про
то, как сержант Маслов противотанко-
выми гранатами сразу после высадки
заставил замолчать дв пулеметных
тиезда на территории порта; велед за тем
нашел и перерезал восемнадцать немец-
ких телефонных проводов,  расстроив
вражескую связь; под самым носом у
немцев, под жестоким их обстрелом,
протянул свой провод и соединил две
соседние десантные группы. Каторжный
рассказывал 00 этом сержанте с той
теплой дружеской похвалой, какую
можно ‘услышать от старых  мастеров-

умельцев, обрадованных  елавной рабо-

той.

Пока он вспоминал про Маслова, про
Матвеева и про других, ¢ горы спустил-
ся еще один краснофлотец, Широко
улыбаясь, он вел.в поводу небольшую
пегую кобылку.

— Видели? — закричал Баторжный
восхищенно. -— Матросы трофейную ка-
валерию завели, теперь она нам б0еза-
пас возить будет.

— Там у нас еще животные есть, —
сказал подошедший краснофлотец и улыб-
нулся, — двух ищаков поймали.

— Это тле me ‘вы взяли? — заинте-
ресовался Авдонин.

— Ау «Большой Берты».

Браснофлотец показал на черную
скалу высоко над портом—Дезкин мыс.

«Большой Бертой» давно называли ус-
тановленную там тяжелую 210-миллимет-
ровую батарею, которая на протяжении
всех трех лет войны вела огонь из Петса-
мо по нашим удаленным береговым 00’-

ектам. В расположении «Берты» прямо с
берега устремились высаженные с налтего,

катера автоматчики лейтенанта Матюхина,
и дальнобойная немецкая батарея перс-
стала существоваль. Теперь там все мол-
чало, а среди обломков бродили два мула,
вывезенные егерями из далеких Афин и
ставшие здесь трофеем севербморцев.

Иван Каторжный и остальные бойцы

Окончание на 4-й стр.

Недостатки.