2 ноября 1944 ry

Нанануне
XXVII Годовщины Онтября

\
НА ФЛОТАХ И ФлОоТИЛИЯх,

ВСТРЕЧА МОРЯКОВ
ДВУХ ПОКОЛЕНИЙ.

В теллой и дружеской обстановке про-
Шла па-днях вотреча моряков двух oxo.
ий: участников боев за Великую Ок-
чбрьскую социалистическую революцию
и моряков — активных участников Ве-
xo Отечественной войны, награжден-

‚них за доблесть м отвагу орденами и мё-
Yas Советского Союза,

Пиженерватитал 1 ранга С. Микуц.
Ленский ’ подробно рассказал о великих
выхдях Октябрьской Социалистической
равлюции енине м Сталине, pace
cravat, какую роль сыграли $базтий-
сиб Матросы ‘во подготовке и про.
заении Октябрьского вооруженного Bote
отанил, С`гаубоким чинтересом слушали
розёсники Октября — краснофлотцы и
иашяны рассказ старого балтийского
моряка, участника штурма о Зимнего

дворца,

неа было выступление на
этой встрече капитана 2 ранга Я. Насту-
cepnya, Он рассказал о своей работе на
кораблостроительном заводе в Петрограде
в те исторические дни, © TOM, Wak Bory MEA
в партию Ленино-—Сталана,

Враснофлотцы Челединов,  Винеградо-
зв, старшина 1 статьи Витязев, тлавный
старшина Фсипов и другие рассказали %
пройденном ими боевом пути за годы Ore-
worennol войны м заверили моряков
уиаршего поколения, что He пожалеют
Жизни своей для достижения полнлй побе-
ды над немецко-фашистекими захватчи-

зами, a
Майор М. ФИЛИППОВ,

Беломорская флотилия,

ЗАКАЗЫ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
выполняются ДОСРОЧНО

Боллектив нашего завода успешно вы
полняет заказы Военно-Морского Флота,
В течение 8 месяцев завод завоевывает
переходящее красное знамя Наркомата
судостроительной промышленности и ЦА
‹оюза олектрослаботочной промышлен:
ности. 8a 10 месяцев текущего года кол.
локтив дал На 7 миллионов рублей сверх-
плановой продукции вместо 6 миллионов,
взятых по обязательству к ХХУП годов-
mune Великой Октябрьской социалиети-
ческой революции. Перевыполнены тах-
ще обязательства по повышению произ-
водительности труда, снижению cebe-
«тоимости продукции,

В развернувшемея  предоктябрьском
социалистическом соревновании завод
добился значительных успехов, План ок-
тября выполнен на 120 процентов.

Сейчас рабочие, инженеры и служа-
щие завода борются за окончание к 1 де-
кабря. годовой программы и за освоение
цфрийного выпуска новых образцов
pee приборов для Военно-Морского
107, \

Директор завода
Г, ЧУЙКОВ.
Город Н.

ВДВОЕ СОКРАТИЛИ СРОК

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 1 ноября. (По те-
легр, от корр, «Красного Флота»), Рабочие
Н-окого предприятия с каждым днем по-
зышают производительность труда. Цеху,
те начальником т, Тюшин, предстояло за
трое суток выполнить сложную работу.
Среди бригад развернулось социалистиче-
кое соревнование за досрочное выполне-
ние задания. 36 часов бригады Худобина,
Плотникова и других трудились без пере-
Тыва, и цех вдвое сократил предоставлен-
вый на эту работу срок.

Леонид СОЛОВЬЕВ _

Кузьма Русин, командир бронекатера,
казалось мне, не понимал величия своих.
подвигов. Грудь у чёловека вся в орденах,
Человек был шесть раз равен и шесть раз
возвращался в строй, — как будто бы есть
о чем рассказать..: Так нет же! Лишь толь-
KO разговор заходил о боевых делах, голоз
Русина затухал, Русин начинал скучать и
вянуть» Не скрою: я сильно досадовал на
него; хотелось растормошить его, крик“
нуть ему: «Да загляви ты; ‘ради бога,
поглубже в себя самого, пойми, наконел,
какой ты есть настоящий большой человек,

и не мешай мне гордиться советским чело-.

веческим родством с тобой.» Нескслькэ
раз пробовал я подступиться к нему,. . На.
щупать все-таки в его душе скрытую. пру.
жинку могучей воли, благородного. . бес-
страшия, но тщетно. Кузьма Русин словно
бы нарочно ввялся изображать’ передо мной
самого обыденного человека; я хотел одеть
его для себя, как героя, в одежды необы-
чайные, он’ же. упорно wie хотел снимать
свой серый прозаический армяк...

дали Вижу умен на лицах некото.
рых читателей и угадываю их мысли:
«Фрокт—не театр, война — не представле-
ние! На фронте эффектных костюмов нет.
За три года с лишним Люди ко всему при-
выкли, фронтовика подвигами не уди-
PUI...

Готов спорить с этой точки зрения до
хрипоты, Наши ‘чудесные скромные герои
Могут и должны восхищаться своими дела-
ми. Человек сильной воли и больших дел
обязательно должем верить в себя для то-
0, чтобы всегда и везде быть героем.

Вернемся, однако, к Русину. ‘Когда z
совсем уж отчаялся прониккуть в его м
ренний мир и собрался уезжать, так #
разгадав этого человека, он сам как-то сра-
ЗУ и нечаянно открылся мне.

Помню сквер   приморском городе O.,
быстро надвигающиеся южные сумерки,
крепкий ветер с моря, Se aE
вокруг, запах остывшей гари, лязг. © я
шего кровельного железа на ветру..: лу,
Ea всходила в таком густом, багровом ee
реве, что я подумал сначала: уж не гори
ли где-нибудь большое село?

Русин сидел, курил, отвечая,
новению, скупо и односложно,
щивал его с пристрастием.

— Немцы разбили ваш
угодил в башню. Вы получили
Колков В СПИНУ.

‚ => Точно, — подтвердил Русин.

по обык-
а я допра-

катер. Снаряд
восемь ос-

(1828),

Что ‘показал

первый: лень

политзанятий .

‹ На кораблях и в частях Северного фло-
та прошли первые политические занятия ¢
краснюфалотцами. В большинстве соеди-
нений в ним подготовились вполне уда-
влетворительно. ; é

Ha Краснознаменной бригаде подводных
лодок занятия начались в точно установ-
зенное время. Групповоды пришли в вуб-

рики, имея на руках заблаговременно
чае и проверенные конснек-

очти во всех группах краснофаотцы
предварительно были ознакомлены ¢ Te-
мой занятий и активно Участвовали в
собеседованиях.
‚ Успех политических занятий тешаюл
групповоды. Вот почему политотдел, воз.
тлавляемый капитаном 2 ранга Петровым,
чрезвычайно серьезно отнесся к. подбору
руководителей. Большинство  группово-
дов — офицеры, имеющие отыт политиче-
ского воспитания краснофлотцев.
ля руководителей занятий оборудавае
кабинет, в котором собраны необходимые
материалы, методические разработки, ли-
тература, географические карты и другие
нагаядные пособия.
Bee это положительно сказалось на
первых же занятиях. Наиболее удачно
провел занятие капитан-лейтенант Бай-
вов. Он варанее продумал и подготовил
вопросы для собеседования; сумел вы-
звать оживленный обмен мнёниями. Хо-.
решо справилея co своей задачей и
старший лейтенант Чудин.
Несколько иначе обстояло дело в груп-
го тов. Комарова. Не рассчитав своего вре-
мени, он не сумел закончить изложение те.

мы и окончание перенес на следующее
занятие. \

Ha 60

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 1 ноября.
(По телеграфу от корр. «Красного Фло-
та»). В свое время немцы сильно зас0-
или минами и минными защитникамя
ухты и заливы на подходах к важней-
шим портам Черного моря. Сейчас с ут-
ра дб позднего вечера тральщики б0р0з-
AMT воды бухт и заливов, очищая фар-
ватеры от вражеских мин. Особенно от-
личился в этом деле дивизион тральщи-
ков старшего лейтенанта Григорьева.
Только за последнее время этот дивизион
вытралил большое количество. вражеских
мин и минных защитников.

Понимая всю важность очистки фар-
ватера от мин, военные моряки старают
ся быстрее и лучше выполнить задание
командования.

— Прошу разрешения сделать еще
один гале, — семафорит главный crap-
шина Панкратьев. :

Недостатки ие прошли незамеченны-

ми, Начальник политотдела после занятий

собрал всех руководителей и на примерах
лучших показал, ках нужно действовать в
дальнейшем. Везсторонний разбор полит-
занятий многому научил групповодов.

_Так же серьезно отнеслись к проведению
политзанятий командиры и политработии:
ки соединения, гдё начальником политот-
дела капитан 1 ранга Зарембо, Здесь зара.
нее были скомплектованы группы; проия-
структированы руководители, для заня-
тий отведены удобные помещения. Слу-
шателей обеспечили тетрадями и каран-
хашами. Командир корабля ИН. тов.
Иванов побывал во многих. груп-
пах и обстоятельно ознакомился с тем,
как проходят Занятия. .

По-другому отнеслись. к органязации
политзанятий в одном из батальенов; ко-
торый входит в соединение. где началь-
ником политотдела полковник Ермолович.
Группы здесь скомплехтованы явно непра-
вильно. Почти каждая из них насчитывает
по пятидесяти слушателей, что безусловно
затрудняет руководетво ими. Групноводов
в политотделе предварительно не проин-
структировали, и они вместо увлека-
тельной беседы, живого рассказа чита-
ли лекции, Сам заместитель командира
по политчасти капитан Федоров не по-
нял, как нужно проводить политзанаятия.
Он скомкал тему, не подготовил вопросов
для собеседования, не развернул обмена
мнениями.

Политотдел этой части не подготовился
к политзанятиям.

Капитан В. АНАНЬИН.
Северный флот.

евой вахте.

Он получает разрешение д уходит в
море. Такое же разрешение получают и
командиры тральщиков Губа, Вашенин и
другие,

Хорошо справляется 6 тралением ка-
тер старшины 1 статьи Чеурина.
В октябрьскому празднику личный 60-
став этого тральщика приходит 6 солид-
ным боевым счетом — вытралено и
уничтожено 32 вражеских мины и 30
МИННЫХ ЗАЩИТНИКОВ,

С большим под’емом работают восста-
новители. Бойцы и офицеры части майо-
pa Шостова выполняют задание ежеднев-
но на 180 проц. Краснофлотцы старшего
лейтенанта Хихлуха за перевыполнение,
плана работ по восстановлению прича-
лов в Инкермане получили переходящее
красное знамя,

флотилия.

Действующая

Любовь к эиизни  =.

— Вы очнулись уже в Воде, Не помня сё-
бя, вы все-таки брели по мелководью
подбитой канлодке, что чериела неподале-
ку... Вы подали голос. Краснофлотцы вта-
щили вас на палубу канлодкио.,

`—- Точно, == сказал ФРусин’ и опять 34+
молчал.

Ужасный человек! Можно было  поду-
мать, что весь его лексикон состоит из од-
ного единственного слова; «точно».

—. Вы увидели трупы на палубе, увидели
ранёных и среди них контр-адмирала Вс
осколком в труди... Ветер относил канлод-
ку в море; это было вашим спасением; по+
тому что берег занимали немцы.

—  Точню...

— Утром поднялся густой туман и 3a-
крыл вас от немецких береговых пушек. На:
море была порядочная волна. Посоветовав-
шись с контр-адмиралом, вы решили взять
двух краснофлотцев и с ними Ba шлюпке
итти за двадцать миль на косу, которая на-
ходилась в наших руках, и вызвать по
мощь... Шлюпку заливало. Вы шли на вес-
лах... at

— Ha кочегарных ` лопатах, — поправил
Русин.—Весел не было... Я плохо помню-
подробности; — мутилось в голове. Где-то
мы пробирались по старым рыбачьим сетям,
подтягиваясь на руках... Оба краснофлотца
были тоже ранены — один. легче, второй
тяжелее, Но держались оба ничего, молод-
цами, у

— Вы говорили И между 50-

во время этого перехода ‘
me ем нам говорфить?—Русин  усмех-
нулся. — Мы и так все понимали, без слов.

спасли
ойдем, — значит, сами спаслись и.
АОИ, ‘н6 дойдем, — значит, погибли,
Дело ясное...
°— Дошли?’

— Конечно, дошли. Встретили два наших
катера, дали знать на берег и условились,
что на перекат в шести милях от канлодки
придет сейнер. Потом я повел катера к на-
шей каклодке... Один из катеров сразу же
отправил обратно на береё © Несколькими
тяжело ранеными... *

— А сами?

— А сам остался.

овать.
. — Но ведь у вас восемь осколков сиде“

в спине,
ыы Людей бросить я неё мог, хоть бы н
двадцать осколков... Терпел... На втором
катере пошел я разыскивать сейнер. А го-

Кому-то надо комая-

oe

Автомобиль: эмфибия преодолевает водную преграду.

Фото А, Бродского.

рючее как раз и кончилось. И погнало час
ветром к немецкому берегу, Отдали якорь
и тащили его за собой, пока не зацанилизь.
На якоре стояли почти целые сугки.

— Но ведь у вас тяжелое ранение было!
Как вы могли выдержать целые сутки без
ПОМОЩИ? Е

— А какая же на воде помощь?.. Откуда
ее возьмешь? Держался,. Надо было, вот
и держался, А. утром, смотрю; неизвестный
катер в тумане возле нас кружит и развора*
чивает пулемет, Думали — немец, винтовки
приготовили, гранаты. Оказался наш, При-
вел я этот катер к подбитой канлодке, пе-
редал команду — и больше ничего уже не
помню... Сразу мне худо стало, потерял ‹о.
знание... a

— А до тех пор, пока ке передали коман:
ды, сознания вы Не теряли?

— Нельзя было, вот и не терял.

— Товарищ  Русин  — сказал я, чувст+
вуя, что ключ от его души наконец-то в Мо
их руках. — Об’ясните вы мне толком. как
это может быть, чтобы тяжело ‘раненый
человек в продолжение тридцати часов +
лишним держался на ногах, плавал a
шлюпках, на катерах и не терял созна.
ния?.. Нельзя было.. Но ведь законы фи-
зиологии есть законы физиологии — они не
считаются, можно или нельзя, .

— Очень даже считаются. Физиоло-ия

изиологией, но есть еще воля. Слабость

изическую всегда побороть можиб, Даже
самую смерть волевым усиляем можно по-

омолчав, Русин добавил:

— Если бы я нё был морским офицером,
обязательно пошел бы в медицинский ин-
ститут. Самая интересная наука, по-моему.
И простора сколько еще вперади!., Вот вы
меня о подвигах расспрашиваёте -= о ббях,
о канлодке; о шлюпке. Ая свое самое
главное дёло совер:лил, @2ли хотите, не
в бою и не на канлодке, а в госпитале... Я
из госпиталя вышел живым — вот Мой под-
Bar. ,

Луна уже поднялась над горизонтом, и в
ве красноватом свете я хорошо вилёл лицо
Русина с напряженно сдвинутыми бровя-
ми, с темными глазами, остро поблескива.
ющими из глубины. Русин продолжай:

— Я жизнь понимаю в глубину и умею
ценить, а смерть я ненавижу; как самего
злого врага. Вы думаете, может быть, что я
смерти боюсь? Нет, a or Hee не бегаю, не.
прячусь, — я с ней всегяа в открытую схва-
тываюсь.

паровоз, хязгают

‚ Севастополь сегодня

1. Гудок Морзавода
И ОРУ

„.Севастополь просыпается рано, 30-
хотеет небо. Над бухтами стелется розо-
вый туман. Первые солнечные лучи осве-
щают Корабельную сторону, Павловекай
мысок, Северную сторону, Вода в бухте
молочно-голубая. Глядишь ‘и не можешь
оторваться. Все знакомо, Bee  любимо.
Важдый изгиб берега, каждый хожу, каж-
дое здание таит в себе полное обобого
«мысла очарование, рождает воспомина-
нвя, которые никогда He изгладятся.

` Над зданием Морзавода поднимается
ть и гудок, севастопольский, запомнив-
щийся на всю жизнь гудок, тянег свою
густую, торжественную,  басовитую но-
ту — сигнал пробуждения. В дни 060-
рены он предупреждал об опасности, он
был неот’емлемой частью севастопольско-
TO тревожного бытия. Без него не мыс-
лилась жизнь, он входил в севастополь-
ский могучий аккорд, составленный из
грохота, разрывов снарядов и авиабомб,
из гуда самолетов ий  неумолкаемой
канонады. И всякий раз в самые
тяжелые. минуты, прислушиваясь 5 звуку
морзаводского гудка,  севастопольцы
вздыхали облегченно.

Сколько бомб было брошено на Мор-
завод, сколько раз немецкие пикировщи-
ви кидались. на раскинувшиеся по берегу
заводские здания, земля и камни взлета-

ли к небу, а гудок гудел наперекор веему.
В этом городе сигнал тревоги говорил о

стойкости и победе.
‚.Отеклянную тладь бухты режет бы:
стрый катерок. Из-за мыса выходит
тральщик. ei весело посвистывает
уфера валонов,
ад городом звучит протяжный голос
морзаводекого гудка, как волшебная пес-
ня, как гимн пойелы.

Ey

=

2. Второе рождение

Фасад, зв которым нет ничего, кроме
груды камней; громадная воронка на
месте стоявшего здесь дома; горы щеб-
ня, сквозь который уже пробилась трава;
стена с уцелевшими на ней батареями
парового отопления; балкон, повисший на
остатках стены; железные ‚балки, запле-
тенные в сложные узоры; трамвайная
мачта, взрывом заброшенная на третий
этаж полуразрушенного дома; обгорелый
остов немецкой машины во дворе; пусты
ри, тянущиеся на кварталы, провалы на
месте пох’еМов и под’емы на месте стус-
ROB...

Немцы хотели запугать нае разру-
шениями. Вышло иначе. Мы стали злее
во много раз. Эту злость почуветвовали
немцы в мае 1944 года под Севастополем.

Из десятка тысяч зданий, бывших де
войны в Севастополе, целыми остались
157. Это-— главным образом маленькие до-

MARE HB are города (61 дом уцелел
>

на Северной, 56 домов na Kopadeasnoli
стороне). В центре, где стояши четырех-
и пятиэтажные дома, только пять домов
разрушены на тридцать процентов, 188
домов разрушены на шестьдесят. проценз
тов, остальные разрушены совеем.

Во второй раз Севастополю приходится
возрождаться в буквальном смысле из
пепла. В прошлом веке потребовалось 25
лет, чтобы залечить раны, нанесенные
первой осадой Севастополя, Сейчас вре-
мл, отпущенное на строительство, ибчис-
зяетея несколькими годами, & когда речь

-  идет 06 отдельных об’ектах, — месяца-

ми. Уже восстановлено около 10 тысяч
У ИН метров жилищной площади,
a pai

каждым часом.

Машина ходко ‘поднимается OT вок
зала в город. Глаз уже привык к разва-
линам, к трудам камня, воронвам, К до-
мам ¢ кывороченными  внугренностя-
ми. Mamaia бворачивает wa Ленин

Прямо перед‘ нами возникает

Русин преобразился;
в жестах, он даже рукой взмахнул,

слов: А кругом были руины, пепел, мгла

угрюмо окрашенная багровой. луной, Свист
холодного ветра и, вдобавок еще, прямо пеё-
ред нашей скамейкой, в пяти шагах, =

братская могила расстрелянкых немцами.

` = О жизни и смерти я с детских летвсю
правду знаю! — говорил Русин; и я по 19-
лосу слышал, что он волнуется; потому что
высказывает свой самые затаенныз и доро-
обучил.
в
охотничьей семьё. Отец был бтарик мало“
можно

гие мысли. — Меня старик отец.
Вырос я в лесной да озерной сторонке,

грамотный, но умный... философ
сказать... Как-то раз я вербулся из школы

учу наизусть стишок — чго вот-ле настала
зима, все занесено снегом, и природа умер-
ла. Старик слушал. слушал и говорит; «Кта
же это мог такой глупый етих сочинить?..
Природа — это Что?
Это — жизнь, а разве жизнь Может когда-
нибудь умереть? Очень даже глупый сти

Природа умерла!..

шок, никуда не годится!..

В лес
pur:

смертью схватывайся всегда в открытую

не поддавайся ей, и она тебя до срока ни-

когда не возьмет ».

Умирал мой отён достойно — в семьдесят
девять лет, Был он и председателем колхо-
за.. Когда слег, вызвал К себе ревизион-
ную комиссию — все расписки, всё книги
ий накладные заставил проверить и акт за-
ставил написать. Это он стазал*я для жиз-.
ни, потому что жизнь и без него все равно
останётся... Приказал матери пиво деревен.
ское заводить. Попробовал суслэ и рассер-
дился: «Что же ты, старуха, водой хочешь
меня поминать? Клади хмелю больше для.
А мне сказал Ha прощанье:

— Мой срок пришел, а тебе, Кузьма, за-
вещаю жить долго и с пользой для народа.
А если уж придется погибнуть, —= верю, что

‚ крепости!»

умрешь TH геройски...

Я отцовские слова запомнил накрепко.
трудную

Недавно пришлось мые очень
схватку со смертью выдержать,

В донесении все, кочечно; правильно на-

писано с фактической стороны:  действи-

тельно, пошел на шлюпке. привел катера,

за что и представить к наград»,
A BOT CaM # 06 этом случае рассказал бы
совсем по-другому...

‚Г, ‘Луна тем временем поднялась еще вы-

оты расширяются с каждым днем, ©

голос его звучал
сильно и твердо; обычно очень сдеджанный
точно
заколотил гвоздь, утверждая истину своих

на схотё отец однажам мне гово
узьма, гляди сюда: береза растет,
трава растет; мы с тобой ‘идем, медведь ког*
тями корье дерет, муравей палочку тащит.
Вот всё это вмёсте и есть жизнь... Ты, сы-
нок, в одку только живую жизнь верь, а со

аквуратно оштукатуренный розовый дом,
Стекла окон поблескивают (стекла в го-
роде, где еще недавно не было ни одного
‚ стекла). ;

Дом стоит среди развалий, как сказоч-
„ная красавица. Малыш с трудом вытаеки-
вает из парадного трехколесный велоси-
‚пед и отправляется в недолгий путь, по-
Тому что через несколько метров ямы;
камни, мусор, щебень.

Позднее обнаруживаешь десятки до-
мов, где идет работа. Каменщики обтесы-
вают знаменитый‘ инкерманский камень,
‚ плотники -— бревна. Идет рождение
города,

Академики архитектуры сидят нал
проектами и чертежами, Они знают, где
пройдут новые набережные и бульвары,
где поднимутся высокие и красивые зда-
ния нового Севастополя, гдё будут уста-
новлены памятники героям двух оборон.
Все это в будущем. Сейчас еще не до
дворцов и колоннад, Сейчас радует каж-
дое вставленное окно, каждая  заделан-
ная дыра в стене. Вот почему 6 таким
волнением стоишь перед изуродованным,
размозженным зданием знаменитого Ин-
ститута имени Сеченова, смотришь на не-
сколько приведенных в порядок окон п
читаешь скромную вывеску: «Севасто-
‚польская больница».

_3. Так живут

На одной из улиц, на фасаде разрушен-
ного дома, висит вывеска; «Парикмахер:
ская. Маникюр, Горячая завивка».

„Сначала это кажется недоразумением,
шуткой, тем более, что и вывеска очень
уж неказиста на вид. Но стоит пройти во
двор, как вов об’яеняется. В глубине до-
ма сохранилось несколько комнат — в
подвале и на первом этаже, Энергичные
пюди взялись за работу, заделали дыры,
вставили рамы, настлали полы, оштука-
турили стены — и вот здесь ‘располо-
жилея целый . комбинат Военторга: па-
рикмахерекая, фотография,
и сапожная мастерские,

- Иногда замечаешь, что прямо из труды
камней торчит труба, из которой домо-
вито подымается дымок. Тут был подвал,
он уцелел, во нем живут,

‚ Фивут пока еще в Севастополе
трудно, испытывают много лишений, ‘но
никто и не предполатал, что здесь через
неделю появятся дворцы:

Нам показывали письма, которые еже-
дневно десятками приходят в Севасто-
поль.

Елена Турабова из Йошкар-Ола, пишет:
«Сейчас я живу одной мыслью-— поскорее
вернуться в Севастополь и принять самое
горячее участие в. его восстановлении.
Меня не страшат трудности, они, конеч-
но, будут. Я справлюсь с любой работой,
  которая мне: будет поручена».

Азарова из Поти написала: «Прошу,
чтобы меня вызвали обратно в Севасто-
поль. Ведь я всей душой с вами, севасто-
польцами, Я эвакуирована только после
ранения, и теперь для меня возвращение
в Севастополь —, самое, дорогое, ценное.

хочу восстанавливать его, хочу от-
давать все свои силы и знания на 970».

Население в Севастополе все время
растет, Сейчае в городе уже свыше
30.000 человек. iy

Тюди живут в шалашах, в землянках,
в домиках из фанеры, в чудом уцелев-
ших комнатах, где окна забиты фанерой,
& дверь заменяет занавеска, Они живут
в родном Севастополе,

#

Когда идешь по Севастополю, тои де-`

ло на остатках стен встречаешь надпись:

«Мин нет». Даже эти груды камней и

мусора грозили гибелью. Наши минеры
] поработали хорошо. Они просматривали
каждый метр севастопольской земли, из-
влекали тол, авиабомбы замедленного
действия, фугасы и «сюрпризы» — всё,
что приготовили для наших людей немцы.

2s

Он продолжал:

Некий Русин Кузьма,

веселую. Трупы и ранёные..:

ду; И вот;

+
мя и чувствую — умираю! Нет. сил

й такая собой красивая; что рачьше

сердце такая обида— хоть волком вой! `

вижу эту девушку. Тут меня

сама жизнь возле твоей койки

жалеет!».

твой законный срок ещё далеко»,

бовь почувствовал.

тогда
ком, и березкой, и птицей и морем..,

ником был, тот понимает...

портняжная.

— Я 06 этом случае рассказал бы так..

Опять в глазах у меня зеленый туман по-
плыл, опять потерял я сознание... Сколько   лично поблагодарил от имени медицины. Он
пролежал, не знаю; скова очнулся и, опять   так сказал: «Мы считали вас приговорен-

одна мысль   ным; но, к счастью, ошиблись; Спасибо вам.
ударила, «Кузьма, — думаю, — да ‹ ведь это   Большая У вас воля к жизни. Если бы все
стоит и тебя   больные нам так помогали, может быть,

Так вот и случилось; что я, лежа на кой.  .
ке, всю красоту жизни понял до конца,   трудный бой я выдержал, лежа’ на госпи-

Принял Я твердое решение — кв `подда-
ваться, И это меня спасло. Телом я был.
очень слаб, но духом зато —=как стальной!.
Вы неё подумайте, что я к этой девинё лю-
Hé знаю даже, такая ли
она была на самом деле красивая, как мне
показалось, Я на’ нев по-особому
смотрел: она`была в моих глазах символом
жизни. Она была для меня и рекой, и.обла-
Вам
странно все это слышать? И, никто не
понимает кроме смертников, А кто смерт+

’ И такую почувствовал я жажду к жизни,
такую Любовь, что, сделался как бы фана-

тиком. За свою веру в живую жизнь готов   ренную ‘руку, он нырнул в разверстую чер-
был на любые муки пойти!., Нельзя опери-

_ Ушли армейцы-минеры, но каждое ут
ро выходит на работу Оля Калиниченко
co своими, девушками, В руках у них де-
ревянные палки с металлическими нако-
нечниками и закрытые брезентовьыги чех-
Zama приборы. Это. минеры-осоавиахи-
мовцы, }

Сама Оля была счетоводом в Севторге.
Ей 21 год. Теперь она инструктор минно-
го дела. В ев подчинении еемь девушек.
Только за двадцать дней отряд Оли Кали-
ниченко  разоружил до трех тысяч
снарядов, гранат, мин. В месяцы обороны
севастопольские девушки начиняли мины
взрывчаткой, сейчас они освобождают го-
род от немецких мин,

В Севастополе Bee работают, pte жи-
вут одной мыслью — как можно скорев
восстановить родной город.

Недавно рабочие Севморзавода обра-
тились в севастопольцам в предложением:
каждый житель должен до конца года от-
работать не менее 100 часов нь BoccTa-
новлении торода. Предложение принято.
Его уже проводят в жизнь. На строй-
Ru идут бухгалтеры и учителя, слесаря и
домохозяйки, врачи и артисты, пенсио-
неры и школьники. :

`Медаль «83а оборону Сёвастополя»
сверкает на груди‘офицера, краснофлот-
ца, красноармейца, пожилой женщины “
молоденькой девушки; Ее можно увидеть *
на груди рабочего, инженера, торгового
работника, учительницы,

- 4. Вечером

Предзаватное ‘небо. Сиреневая дымка
стелется над далями.

-У одного из разрушенных домов люд-
но. Здесь все тот же. пейзаж: пустые ох=
на, сквозь которые виден двор, прозалив=
шаяся крыша, отсутствующие  между-
этажные перекрытия; груда, камней вме-
сто пола на первом  отыже. Широкие
ступени ‘лестницы ведут в парадное, з&
которым, судя по всему, должен быть та-
кой же, как и везде, хаос из камней, ба-
лок и рельс. :

Севастопольцы поднимаются но этой
лестнице.

Несколько шагов — и лестница круто
‘уходит вниз. Там расположился севасто-
польский кинотеатр. Наверху-развали-
“HEL, а здесь, под сводчатым, массивным
потолком, выдержавшим удар бомбы,
‘стрекочет киноадттарат, гремит музыка.

Невольно вспоминаешь сорок второй
год. И тогда кино в Севастополе тоже
было под землей, в штольне, только шли
смотреть новую картину под вой снаря-
дов, мимо еще дымящихеся развалин.

Темнеет...

На площади у Графсвой пристани гре-
мит музыка. По старой многолетней сева-
стопольской традиции здесь танцуют.
Прямо на площади, под небом,

_ Туна выкатывается из-за горизонта,
освещает развалины ‘Дома Военно-Мор-
ского Флота. Она освещает Графокую
пристань, над восстановлением которой
дни. и ночи трудятся рабочие.

‚ На массивном постаменте стоит Ильич,
Совастопольцы разыскали  скульнтуру
Ильича, стоявшую до войны в 05-
ном из городеких зданий. Скульптура
пострадала в месяцы обороны. Севасто-
польские художники тщательно реставри-
ровали статую и установили ее на том
месте, где раньше был памятник Ленину.
Установили временно. oka не отольют
другую статую из бронзы,

Рука Владимира Ильича попрежнему
показывает на Замад — туда, где сейчас
наи войска ведут славные, победонос-
ные бои. :

Из репродуктора льются  перезвены
московских позывных. Севастополь слу-

шает приказ Верховного о Главно-
командующего. Севастополь ликует Co
всей страной. ,
/ Г

оргий ГАЙДОВСКИЙ.

ПИ ee РЫ

ше; утратила в холодвой высоте свой мут-   ровать нод наркозом — режьте без наркоза.
‚нобагровый накал-=и ночь под ев светом Второй раз нельзя под наркозом — давайте
поголубела. Я искоса взглянул на Русина.

и второй раз без наркоза. Все вытерилю. во
имя жизни; все перенесу! =

Fi Однажды ночью мне стало очень худо, и
будучи рапен, из   сестра забеспокоилась. Я прошу, чтобы по-
ненависти к врагу добрался до подбитой   звали мою девушку, — это мне всегла по-
канлодки, где каделлся получить помощь...   могало. А сестра говорит: «Ее нет, она вчера
Но застал на канлодке картину весьма не:
} дчим сло-
вом, смерть торжествует свою полную побе-
Русин спустил шлюпку на воду,
мотался Ha катерах целые сутки, во това:
рищей все-таки не отдал смерти, — доста
вил их на берег и выбрался сам. По донесе-
нию здесь, на берегу, все боевые дёла и
кончились... А для меня, как я сейчас рас-
‚сказываю, берег был только началом боя--
самого страшного и трудного в моей жизни,

Очнулся я в госпитале на короткое вре-
дер-
жаться. Повел Глазами, вижу; стоит у кой-
ки моледенькая врачиха или фельдшерица

уехала в другой госпиталь», Погрустил я
немного и прошу сестру: «Тогда принесите
мне из сада тополевую веточку». Сестра от-
вечает: «Вам не веточку нужно, а кам-
фару», Но все-таки принесла, Понюхал я
листья, стиснул зубы и еще раз повторил
себе приказание: «Держись, Кузьма! Ведь
сколько жизни вокруг! Держисы!».

Потом сонливость меня одолела, тяжелая
такая, липкая, Пришел главврач —= хоро-
‚ший, серьезкый ‘человек;  без’уверток. «Я; —
говорит, — вам, товарищ Русин, доверяю
и говорю поэтому прямо: спать нельзя. Ус-
нете — не проснетесь». Я отвечаю: «Спасибо
за предупреждение. Зубы в ‘порошок изо-

1 мне И   тру, но спать не буду!». Ломит меня сон —
видеть нё приходилось. Вот Я и’думаю про

себя: «Какая же ты красивая, а мне прихо-
Ддится концы отдавать» И вступала мне в

сил нет никаких, а я не сплю. Он ломит, а
я не сплю: За зсе время это было самое
трудное — чтобы не ускуть, но я справился.
Все веточку тополевую нюхал..,

Зато когда выписался — главврач меня

мы и мертвецкую давно бы закрыли»,
Вот почему я вам’ сказал,

что самый

Хотел я девушку попросить,. чтобы руку   тальной. койке...
дала, а голоса нех, Она -= молодец! — сама
догадалась, взяла мою руку пульс посчи-
тать, У меня рука холодная, полумертвая,
у нее горячая, живая... Тут я себе сказал;
«Ну, Кузьма, держись й3 всех сил во ‘имя
жизни, ие поддавайся проклятой смерти,

Я пошел проводить Русина к порту, где
стоял его катер. Мы шли по темным; пу-
стынным улицам, держась середины мо-
стовой:; ходить тротуарами было опасно,
потому что ветер.то и дело сбрасывал с об-
горезших крыш черепицу.

У ворот порта Русин на прощание cxa-
зал; и

— В госпитале попала мне в руки одна
книга без начала и без конца, Мне вбтрети-
лись в этой книге замечательные слова; ко-

торые могут породить в человеке настоя-

щее геройство и большую ‘силу; Эти слова
я своим девизом. Вот послушайте.

.

— Лишь tor

достоин жизни и сво-
боды,

Неловко сунув мне свою широкую, обвет- И

ную пасть портовых ворот,

И серьезно, почти торжественно, он про-
ес

Кто каждый день идет за них на о

j
;
t
i
$
a