te

aA

_ их выражаются командиры, вплавь.

4 ноября 1944 г., суббота; №,263

а Буданештеном направлении

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 ноября.
(биец. хорр. ТАСС), Широкая, плоская
зонтерская равнина изредка пересечена
хорогами и каналами, расцвечена полями
ккурузы и желтых тыкв,  реденькими,
большими лесами или садами, в кото-
рых теряются хутора в одну — две по-
оройки. На карте эти хутор» пестрят
ихими точками. Дороги здесь исключи-
тельно плохи. Пара волов едва вытяги-
мет повозку. Машинам эти места недо-
ступны. Пехота бредет по грязи или,

Дорога, город, где. скрещиваются
в — три дороги, железнодорожная
(TH — вот что здесь главное, pe-
шающее успех той или иной ‘операции.
У городов и железнодорожных станций

тивник строит свою оборону, сосредо-
хочивает силы, Здесь он сопротивляется,
бросаась в контратаки.

Есть еще один встественный рубеж,
роорый используется немцами ло всем
правилах современной обороны. Это —
ха Тисса, Она разлилаеь сейчас. На-
стушило осеннее половодье, когда Тисса

авт воды многих. горных речек,
разлившихея после дождей, становится
‘бумой и широкой. Течение рвет теле-
фонный провод, перекинутый через Тис-
зу, рвет канаты паромов. Лодки, на ко-
рых переправляются наши бойцы, от-
носит на два —— три километра. Берега
“pert обнесены высокими дамбами, и

`-даубы эти попользуются врагом для уст-

`рюйства на них огневых позиций,

Здесь произошли особенно ожесточен-
‘ные бон, Берег Тиссы был укреплен про-
‘чизником большим количеством артилле-
“pm, таков. Когда батальоны капитана
ивитрадова и майора Вильдюкова пере-
равилиеь на л®дках через Тиссу, ‘они

(1830)

фельдхаза, Бишкереш, “Кечкемет и дру-
гие. Бои за эти пункты были ‚весьма
трудными. Ровная местность редкие и
маленькие леса не давали возможности
для сосредоточения больших Масе тан-
ков, машин, пехоты. Противник простре-
ливал все подступы к этим пунктам.
Стоило только показаться на равнине од-
ному советскому танку, как по ‘нему ¢
разных направлений открывали огонь де-
сатки вражеских пуше

Нашим офицерам пришлось применять
тактику гибкого маневра, скрытного под-
хода к об’ектам, внезанной атаки сразу
с нескольких направлений. Так, у одного
озера наша часть, сжав с трех сторон
венгерский полк, ночной атакой разгро-
мила его, захваСАв в плен свыше трехсот
венгров. Другая часть таким же неожи-
ханным комбинированным ударом разгро-
мила два полка 23-й пехотной дивизии
венгров. Командир этой дивизии вместе
со штабом попал в окружение и был
убит. А его заместитель и группа штабных
офицеров были захвачены в плен. Сла-
лось в плен свыше 600 солдат и офице-
ров этой дивизии.

Дороги наступления наших войск крас-
норечиво рассказывают об упорстве вра-
Га, о мастерстве и храбрости советских
воинов. Грейдер от Кюртеш до.Энх имре
тянется веего полтора километра. Немцы
и венгры сосредоточили здесь свыше 20
орудий разного калибра, Все эти пушки
и гаубицы, длинноствольные и короткие,
с утолщенными жерлами, остались на ме-
сте — их разбило нашими снарядами.
Тут же лежат трупы немецких артилле-
ристов, штабеля ящиков со снарядами,
исковерканные тягачи, передки ‘орудий,

Вот укрепления врага на южной ‘окраи-
не, Кечкемета. Дома превращены в доты.

Двадцать, четыре года назад, в ноябре
1920. года, когда Фрунзе в Крыму добя-
вал Врангеля, в. Москве заканчивалась
разработка плана Гоэлро. Молодая Совет-
ская республика, выходившая  победи-
тельницей из гражданской войны, гото-
вилась к великим реконструктивным ра-
‚  ботам. В эти дни товарищ Сталин в вы-

ступаении на торжественном заседании
Бакинского Совета, посвященном третьей
годовщине Велизой Октябрьской социа-
листической революции, представил на-
шу страну в образе воина и строителя,
в образе каменщика, который, “строя
одной рукой, другой рукой защищает
тот дом, который он: строит».

Годы ‘мирного труда, годы сталинских
Пятилеток укрепляли в сознании народа
0браз советского человека — строителя
и бойца,

Когда ор

немецко-фашистокие . !
ветский Союз нетолько вынужден был
вести тяжетую войну, но и продолжал  B
огромных „. масштабах.  индустряазьное
строительство, В годы сталинских пяти-
леток страна привыкла в быстрым тем-
пам строительства и освоения новых про-
изводств, В военное время и эти темлы
благодаря героическим усилиям рабочих

Северный фаст. На рейде.
Фото И, Вернячука

2, р и инженеров остались далеко позадя. Со-
Знаменательная рок месяцев войны еще арче озарили в
‘головшина я глазах всего человечества образ совет-

ского человека — воина и строителя.
Захватив донецкий уголь, криворож-
скую руду, никопольский марганец, элек-
щиеся Севастополя отметили третью го-   тростанции и заводы Юга, немецкие раз-
довщину начала героической ‘обороны   бойники полагали, что. они тем самым не
города. В вышедших фалотеких газетах,   только подорвали советокую экономику,
на митингах м собраниях военные моря-   но’и получила ресурсы, которые  значи-
ки и жители Севастополя рассказали о   тельно подкрепят гитлеровскую военную
героической эпопее, длившейся двести   машину. Эти планы врага потерпели
пятьдесят дней. крах.

СЕВАСТОПОЛЬ, 3 ноября, (Потелегра-
фу от корр. «Красного Флота»). Трудя-

-

вторглись в пределы нашей Родины, С0-

‚ 3 бой пехоту, самоходные пушки, танки.

Злом изруяде осенних деревьев,

На улицах —— надолбы и окопы, на пе-
рекрестках — пушки и пулеметы, Отею-
ка противник предпринимал свои контр-
атаки. Здесь лежат груды металла —— cro-
р смятых танков, пушек, машин.
авно поработали здесь советские тан-
кисты, прорвавшиеся к городу сквозь ог-
невой заслон и в упор громившив 0боро-
ну врага, пока пехота на машинах не по-
цошла к городу, с юго-востока и не уда-
рила в тыл непиятельской обороне.

На подступах к важному узлу’ дорог
противник предпринял несколько ожесто-
ченных контратак. На участок одной на-
щей части вышло свыше тридцали вра-

были встречены неимоверно плотным ог-
‘шем врага. Нади пехотинцы более суток
‘рались © превосходящими силами про-
чивника, Врагу неё удалось сбросить
смельчаков в реку. Подоспевшая”вртилзю-
‘ия помогла пехотинцам не только удер-
‘ваться 38 Тиссой, но и расширить плац-
арм на вражеском берегу.

3& первыми батальонами  переправи-
лись через Тиссу танки, ‘артиллерия.
Плацдарм расширился. Завоеваниая тер-
ритория позволила маневрировать и нара-
цивать силу удара по обороне врага.

Немцы и венгры попрежнему бросали

} есь появились новые танки типа «Ко-
ролевский тигр». Артиллеристы Н-ской
гвардейской части в одном бою подбили
сразу восемь этих бронированных до-
wos — «Королевских тигров».

‹ Продвигаяеь вперед и распгиряя свой
плацдарм 8& Тиссой, пехотинцы, танки-
ты и артилаеристы Н-ского гвардейско-
© соединения на третий день своего на-
‘тупления вышли в городу Надкереш —
одному из узлов сопротивления немцев
в междуречьи Тисеь —— Дунай.

Ha долю советских воинов выпаль
трудная задача овладения крупными уз-
ми дорог и железнодорожными стан-
Цияхи, как-то: Кишкунхалаш, Кишкун-

ров © пехотой. Советокие артиллеристы
подбили и уничтожили восемь танков, не-
сколько бронетранепортеров. и, воспользо-
вавзшись временным = замецщательством
противника, подошли к самому городу и
с хода заняли его. .

Советские воины все ближе и ближе
подходят в столице Венгрии — Будапеш-
ту. дня наши части, развивая на-
ступление, заняли в междуречьи Тисса—
Дунай более. ста населенных пунктов, в
гои числе крупные населенные пункты и
железнодорожные станции Тосет, Эркень,
Альшодабали, Дунавече и другие.

А. МАЛИБАШЕВ.

et

У БЕРЕГА МОРЯ
(От специального корреспондента «Красного Флота» у

Первый военный Октябрь — в 1941 В предместьях города  Шяббен мы
т0ду — главный старшина Геннадий   зашли в дом и невольно стали ‘свидете-
Суземдев встречал в окопах за Нарвской   лями весьма примечательной ецены:
заставой, После тяжелого ранения его   два бойца, вошедшие согреться, изум-
олтразили в далекий уральский  горо-   ленно смотрели на женщину, припаз-
лок. Суровое время переживала тогда   шую в их ногам. Они подняли ее. Жен-
страна, добраться в Ченинградх оказа-   щина пыталась целовать им руки, и это
1065 нелегким делом. Моряка из госпи-
таля направили под Сталинград. Там его
застали ябрьские дни 1942 года. В
прошлом году десантник Суземцев на
клочке отвоеванной крымской земли, у

что говорит она. Это была немка; 60-
лезнь уложила ее в постель, и она не
смогла убежать. Она умоляла: «Не уби-
вайте меня, не убивайте»,

hie слушал по радио речь товарища   __ Bor ono wo, —  рассмеялея
талина. р чтредлверии четвертого BOCH   Goon, — мы ие немцы...
ного Октября мы встретили  твардии :

— Это немцы, когда ворвались в
Умань, — добавил рядовой Федор Горо-
бец, — убили мою мать и шестилетнюю
сестренку.

Униженная этим ответом советского
воина, стояла она, растерянная, в слезах,

За Таураге, небольшим литовским го“
родком, мы встретили у небольшой насы*
пи группу советских женщин, спасенных
из немецкой неволи. На этом, месте в пер
вый день войны погибла ое Bar
crapa—— 32 наших бойца, UHM стояли
насмерть, не ушли от пограничного етол-
ба. Их жен схватили немцы, надели на шеи
бирки, водворили в концлагерь. Спустя
три с лишним года освобожденные из не-
воли женщины показали, где покоятся
бойцы, сложившие свои головы за Родину.

Почетна ныне роль Паланги. Курортный
городок вышел на линию огня в знамена.
тельный этап войны. Фронт близок. По
улицам городка ботут «вяллисы», мчатся
тупорылые «студебеккеры», в небе Па-
ланги барражируют морские летчики.

‚ По нарядной центральной улице к
фронту движутся пушки, идут во ска, Ча-

старшего лейтенанта Суземцева в  Па-
занге, на берегу Балтийского моря.

В вудьбе тысяч людей, городов и сел
зидны дороги войны, Когда-нибудь будут
изучать прорыв наших войск & Балтий-
оху морю. Историк опишут ночи
б0ев и голодные дни Ленинграда, когда
з штабах, разрабетывавших схему 0бо-
Тонителького боя, уже лелеялась мечта
0 марше морю. Эта мечта стала дей-
ствительностью. В октябре 1944 года
наши.воины принесли к. берегам Балти-
ки овеянные порохом знамена. Паланга
6 в розными улицами, утопающими в
Ha
четвертом году войны ‹тала форпостом
Брасной Армии ма берегу Балтийского
хоря, Здесь, в коттеджах, расположен-
ных у самых окотов, вотречаешься ©
тюдьми, принесшими © собой несломлен-
ный дух защитллков Балаклавы и ге-
роизм десантников, уходивших из Te-
ленджиха на Малую Землю под Новорос-
(иском,

“Mu ехааи в Паланту от Нема-
Ha, куда пришли ©квозь жестокие
вражения наши воины, © правого бере-
18 Немана виден Тильзит — город ¢
остроконечными шпилями и фобричны-
уй ‚трубами, пореставшими  дымить.
«Во» оно, логово зверя, бей в него мет”
Ko, славный воин-трибалтиец!» — при-
зызает аозунг, вывешенный У самой
peku, ;

‚ Вот ирошел балтийский штурмо-
IPT ESO Consrekind Союза Николай Пы-
син. С друзьями по Миусфренту ветре”
тился двадцатидвухлетний гвардии езии“
тан Григорий Еимин. Он первым прорубил
дорогу = побережью и привел свой ба-
тальон в Паланту. Давно ди Кимин штур-
мозал Сапун-гору?! Одним из первых
он ворвался на улицы Севастополя. 2 те
же дни в Севастополе прославился мор
ской летчик Пысин. Теперь Кимин и Пы-
син сражалтся на Балтике,

С шоссе mamma свернула Ha рт
ведущую в освобожденные городь плаи-
педокой области. Пустынны города и
Xynopa, немцы бежали, побросав 9600-
няЖи и поместья; из лесов, плавней, от- Капитан Е, КАМЕНЕЦКИЙ.
даленных хуторов выходят семьи литов-

Цез, спасшихся от угона в рабетво. 1-й Прибалтийский фроит,
——-

116.500 пудов хлеба сверх плана

ЛЕНИНГРАД, 3 ноября. (ТАСС), 3в-   циалистическое — обязательство — &
вершив к 15 сентября план Sea 1 ноября сдали сверх плана 116.600
товок, кодхозы Фенинградской области
досрочно выподнихи взятое Ha cola ©0-   ПУДОВ хлеба,

жеских танков, десятки бронетранспорте-

сто здесь происходят нежданные вотречи_

В третью годовщину знаменательного
события севастопольцы вспомнили о Уех,
кто смертью храбрых пал на боевом. пос-
ту. Обелиски, воздвигнутые на ,Салун-го-
ре, на мысе Херсонес, на’ Малаховом
кургане, будут вечно напоминать о про-
шедших боях, о матросской славе. .

Недавно в одной из скал мыса Фиолент
моряки нашли бережно спрятанную запис-
ку, в которой написано : <...Клянемся пе-
ред всеми гражданами и моряками дер-
жаться до последнего, Друзья! Вто най-
дет эту записку, отошлите ее в штаб час-
ти. Командир взвода 3-го батальона 7-й
бригады старшины 1 статья Влад. Тим.

омокуров, О краснофлотцы Коваленко
С. В., Чернышев В. М.»,

ПОДГОТОВКА К-ПРАЗДНАКУ`

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 3 ноября. (По
телеграфу от корр. «Нрасного Флота»),
Политуправление Черноморского флота
разослало докладчикам,  беседчикам и
чтецам списки политической и художе-
ственной литературы о Великой Октабрь-
ской социалистической революции, 0
Ленине м. Сталине, - НЕЕ

.- Из числа участников борьбы за Сева-
стополь подготовлены экскурсоводы. Они
поведут военных моряков по местам герои-
ческих боев — на Херсонесский маяк, Ма-
лахов курган, Сапун-гору.

В празднику открывается выставка
«Черномарскай флот в Отечественной. вой-
не». f

eM

ПРЕДПРАЗДНИЧНЫЕ ПОДАРКИ
КУЗНЕЦКИХ МЕТАЛЛУРГОВ
РОДИНЕ

`СТАЛИНСК, 3 ноября. (ТАСС), 27-ю го-
довщину Охтября металлурги Кузнецкого
комбината. встречают -иовыми трудозыми
подвигами. В октябре мастера доменной пе-
чи № 2 Мартынов, Алтухов, Трубко и Бойко
выдали по 400 товн сверхпланового чугуна.

немало смутило бойцов, не понимавшихй  Доменный пех дал Родине сверх десятиме-

сячного задания 59.000 тонн чугуна. Успешно
завершили 10-месячную программу и другие
цехи комбината:

eee f

Награждение
_ балтийцев

Основное оборудование заводов ‘было
своевременно эвакуировано, в рекордно
короткие сроки установлено в восточных
районах страны и сыграло огромную роль
в развертывании нашего военного’ произ-
водства, Во временно захваченных ями
районах немцы ‘не получили ни угля, ни
руды, ‘ни ‘металла; ни машин. За два го-
Ja своего хозяйничания на Юраматорском
заводе тяжелого машиностроения они,
например, сумели отлть лишь несколько
вот мелких чугунных деталей, наладить
производство окопных печек и самогон-
ных аппаратов. Гитлеровцы пробовали
пустить доменные печи в Енакиеве, но
эта попытка окончилась крахом. Они
пытались фазвернуть производство про-
хата на заводах Приднепровья, но за два
года едва успели прокатать тысячу тонн.

Когда Красная Армил начала гнать

врага из пределов CCCP,  немецко-
фашистекие подлецы хладнокровно и ци-
нично приступили к исполнению” чудо-
вищного плана разрушения и порчи все-
го того, что было создано многолетним
трудом наших людей.
‚  Отетупая под ударами Врасной Армии,
немцы нагло заявляли, что оставляют
после. себя «зону пустыни». Геббельс,
например, хвастливо говорил, что разру-
шения, произведенные немцами в Bopo-
Heme, таковы, что большевикам не в0с-
становить города и через сто лет.

На многие десятилетия хотели немец-
кие изверги вывести из строя наше хо-
зяйство. Но негодяи и здесь просчита-
лись!

Плановая система развития нашего на-
родного хозяйства, мощь социалистиче-
ской экономики, способность Советского
государства направить людские силы и
материальные средства на те ‘участки, ко-
торые оно считает особенно важными,
патриотизм и организованность рабочего
класса, колхозного крестьянства и интел-
литенции, их способность преодолевать
трудности привели в замечательных
успехам.

Оперативные группы восстаноувителей
Донбасса формировались еще тогда, ког-
да немцев громили под Сталинградом. Or
Кривого Рога и Днепропетровска вместе
в наступающими частями Красной Армии
двигались на штабных машинах люди,

За образцовое выполнение боевых зада-   Которым. партия м правительство пору-

ний командования и проявленные при
доблесть и мужество командующий
нознаменчым Балтийским флотом от имени
Президиума Верховного Созета СССР ka-
градил орденами большую группу балтийцев.

Орденом Красного Знамени награждены:

этом   чили организовать работы ‘по воестанов-
Крас- лению гигантов судостроения в Ниволае-

вв. Буквально через несколько часов пос-
ле занятия советокими войсками того
или иного города на разрушенных врагом

гвардии майор Кузнецов, гвардии капитавы   предприятиях закипал делтельный труд,
Меркулов, Сурин, Усевко и Мягков; -капи- Ё воротам родных заводов и цехов сте-

таны Мешерин, Сушкин, Федулов и Шара-   кались измученные немцами люди;

юни

пов; гвардии старшие лейтенанты Иванов;   тушили пожары, начинали расчищать

Ковалев, Колесников, Стройков, Черкашин,
старший лейтеяант Тимофеев; гвардии лей-
тенакты Бабкин, Воробьев, Гагиев, Деми-
дов, Калиниченко, Малышкин, Тарасов, Фе-
дюк, Яскин,

гвардни лейтенант Бударагин, лейтенанты

улицы и предприятия от зазалов, мусо-
ра, хлама,

В ходе восстановительного струитель-

Герой Советского Союза 16тва& перед советокими людьми вотало

множество сложных технических задач,

Мелешко, Филоненко, Ремизов, техник-лей-   готового решения которых нельзя найти

тенант Бажаев; гвардии младшие лейтенан-
ты Александров, Губин; Гусез А, В, Гусев
И. В., Ковальчук, Пишикин, Селякин, Феди-
yes, Федосеев, Щербаков, Ясковец; млад-
шие лейтенанты Арбузов, Борисов, Богачев,
Евикеев, Иванов, Конько, Попов,

ни в одном учебнике, ни в одном итра-
вочнике. Если бы дело сводилось только
в разборке разрушенных сооружений, к
расчистке территорий от обгорелого, бч-

Рачков,   того кирпича, от исковерканного ©бору-

Репин, Рогожин, Савриков, Сирик, Штефан.   дования, а затем к постройке новых зда»

ae

ПРАКТИНА ДИПЛОМАНТОВ

ний и установке нового оборудования, то
при всех трудностях это была бы cpas-
нительно’ задача несложная. Несложная

Курсанты дипломного курса Высшего ил.   потому, что в решении ве нет неизведан-

женерчо-технического
училища Военно-Морского. Флота закончили
свою преддипломную стажировку. Работ
непосредственно на об’ектах действующих
флотов обогатила дипломантов практическим

Краснознаменного   ных путей: строить мы привыкли, и пути

строительства нам знакомы.
Но восстановителям приходится на-
правлять свой ум, свои силы на MARCH-

опытом, дала возможность более конкретно   Мальное использование всех остатков

ориентироваться в своей дипломной теме;
Курсанты принимали активное участие в
восстановлении разрушенных протизником
военно-морских баз. За период практики под
руководством курсантов-дипломаятов были

конструкций, сооружений и оборудова-
ния. Надо спасти все, что можно спабти,
ибпельзовать все, что может еще сослу-
жить службу. Десятки тысяч тонн метад-
лических конструкций нужно выпрямить
и вернуть на службу индустрии. Милаио-
ны штук кирпича необходимо постарать-
ся использовать вторично. Тысячи стан-
ков следует вернуть ко второй жизни.
Вот $ какими задачами приходилось я
приходится сталкиваться нашим восста-
новителям—-инженерам, хозяйственникам,
рабочим, Схолько творческой чнициати-
вы, какую умную изобретательность по-
казывают восстановители! Партийные op-
танизации возглавили творческий порыв
советских людей, развернули социалисти-
ческое соревнование, сконцентрировали
усилия рабочих, работниц, инженеров,
служащих на быстрейшее решение задач
восстановления промышленности. . ‘

В результате пожаров анкерные колон-
ны печей многих коксовых батарей Дон-
басса подверглись такой деформации, что,
казалось, остается одно: вывезти их на
свалку и заменить новыми, колоннами.
Но это, помимо больших расходов, зна-
чило бы задержать пуек печей и, следо-
вательно, оттянуть день выдачи кокса
для воостанавливаемых домен. Работии-
ки <«Коксохиммонтажа» решили испро-
бовать возможности выпрямления дефор-
мированных  анкерных колонн. ‘Опыт
дался. Так были спасены сотни колонн

явилась возможность не только сберечь
тысячи тонн металла, но и выиграть
еще более ценное — время.

В мартеновеком цехе Сталинокого ме-
таллургического завода. фалгисты ‚подор-
вали средние колонны, поддерживавшие
пути, по которым передвигалея кран ве-
сом в 160 тонн. Вее говорило ‘за то, что
нужно демонтировать конструкции. Ич-
женеры и рабочие, однако, предложили
колонны не демонтировать, & поднять и
подвесить на металлических мачтах. И
этот опыт удалса. Восстановители юбе-
регли два месяца и, кроме. того, накопи-
ли опыт, который позволил затем  ско-
ростными темпами восстановить OCHOB-
вые колонны доменной печи.

С исключительными трудностями
столкнулись восстановители  сталелитей-
ного цеха’ Ново-Краматорокого завода
тяжелого машиностроения. В этот. огром-
ный цех, площадь которого достигает 43
тысяч квадратных метров, немецкие раз-
рушители по путям, расположенным на
высоте 25 метров, загнали четыре мосто-
вых крана весом более 600 тонн. По ад-
скому замысту гитлеровцев краны долж-
ны были рухнуть, превратив. здание в
груху лома. Варварский план удался ча-
стично. Рухнул лашь один пролет, в ос-
тальных краны заклинились и вместе ©
деформированными конструкциями обрз-
зовали весьма шаткое и мало устойчивое
сооружение.

Чтобы восстановить конструкции, нуж-
но было убрать краны. Для этого требо-
валось раскрепить исковерканные конет-
рукцни, демонтировать краны по частям,
& затем вновь монтировать их. Демонтаж
следовало вести на 25-метровой высоте,
й это вызывало необходимость в грузо-
под’амных приспособлениях, в лесах, а,
главное, требовало много времени. Инже-
неры Соколов м Чикмазов решили дей-
ствовать по-иному. Они усилили koucr-
рукции временными опорами и привели
их в такое состояние, когда по ним мож-
но было передвигать тяжелые краны, не
опасаясь кавих-либо серьезных послед-
ствий, Убрав краны, они приступили Е
восстановлению металлических конетрук-
ций. Перекрытия цеха подвесили в спе-
циально установленным мачтам, колонны
разгрузили, и тогда стало возможным вы-
править их, привести в вертикальное по-
ложение, одну за другой поставить на
место и отремонтировать все конструкции
поврежденной части здания. Так было
выиграно много металла и‘ дорогое время.

‘Советокие “люди, возрождая родные
предприятия, стремятся сделать их лучше

и краше, чем до войны, и 76т-
ранить дефекты, которые раньше
мешали работе. механическом

цехе, Константиновекого металлургиче-
ского завода раньше отсутствовал мосто-
вой кран, и массивные запасные части
транспортировались вручную. Теперь здесь
сооружен мостовой кран, который намного
облегчает труд. При восстановлении до-
менных печей Днепродзержинекого метал-
лургического завода’ прежние 20-тонные
ковши заменены 80-тонными. ° Мартенов-
ский цех № 2 того же завода, превра-
щенный немецкими оккупантами в груду
развалин, станет после своего восстанов-
ления более мошным, чем он был до
войны, и будет в южной металлургии
одним из лучших. р

Достижения восстановителей были бы
немыслимы, если бы на востоке страны у
нас не было мощной индустриальной базы,
созданной в годы сталинских пятилеток и
еще более окрепшей в период Отечествен-
ной войны, А время металлом Дон-
бассаи Приднепровья строились Магнит-
ка и Кузнецк. Сейчас Восток дает Дон+
бассу и Приднепровью металл м станки,
турбины и инструмент,

С Урала и Сибири, из Москвы и Ленип-
града идут эшелоны © оборудованием в ад-
pec возрождаемых предприятий. . Индуст-
риальная мощь Советской страны не толь-
хо обеспечила изгнание немцев е на-
mel seman, HO HM позволяет решить задачу

восстановления разрушенного немцами
народного. хозяйства. = Е
В докладе 26-й годовщине Великой
Октябрьской социалистической революции
товарищ Сталин говорил: i
«В районах, где временно хозяиничали
фашистские погромщики, нам предетоит
возродить разрушенные города и свла,
промышленность, транспорт, сельское хо-
зяйство, культурные учреждения, создать
для советских людей, избавленных от фа-
шистсвого рабства, нормадьные условия
жизни. Уже топерь полным ходом фазвер-
нулась работа по воестанозлению хозаи-
етва и культуры в освобожденных от вра-
га районах. Но это только начало. Нам
необходимо полностью ликвидировать
последствия ‚хозяйничания немцев в рай-
онах, освобожденных от немецкой окку-
пации. Это большая, общенародная за-
дача. Мыомажех и доажны решить эту
трудную задачу в короткий срок».
Через. двз. дня‘. пелолняется › год
с того времени, кажебыхи произнееены эти
слова, Ey 4
Только на Украинеуже восстановлено
11 доменных ‘и 37 `мартеновеких печей,
23 прокатных стана, 55 коксовых батарей.
В Кривом Ро введены в эвеплоатацию 24
железорудные шахты. В Донбассе воту-
пили в строй 77 основных и более 600
мелких шахт. Подготовлено к пуску еще
26 ‘основных шахт,  Возрожденные
шахты уж6 дали втране и фронеу мил-
лионы Тонн утля. Только ‘по 76 заводам
мазпиностроительной и оборбнной промыш
хенности Украины восстановлено свыше
1.300 тысяч квадралных метров производ-
ственных и веломогательных площадей,
установлено 6.600-единиц производствен-
Horo оборудования. Сталинградекий трак-
торный  завод дает первые машины сель-
скому хозяйству: Возрождаются заводы
Ростова. Харькова, ‘Брянека, Бежицы,
Севастополя, Керчи и других городов.

Чемпы и успех проводимых восетано-
вительных работ станут особенно ясны,
если прибегнуть к некоторым сравнениям.
После первой мировой войны на восста-
новление угольной промышленности Бель-
гии и Северной Франции ушло от 5 до и
лет. Возрождение ряда металлургических
заводов Бельгии и Франции потребовало
более 6 лет. Нужно помнить, что восста-
новление`веловь уже в послевоенные годы,
когда росуреы этях стран больше не рас-
ходовались на военные нужды. У нас же,
в Советском Союзе, в самые короткие сро-
ки восстанавливаются и ветупают в строи
ахта за шахтой, завод за заводом, ожи-
вают города, села, И. это, — в разгаре
войны!

Заботы великого Сталина, заботы пар-
тии и правительства ощущают в своем
повседневном труде все коллективы, заня-
‘тыв возрождением заводов и шахт, коксо-
вых батарей и электростанций, фабрик и
„рудников. 3a истекший Tox товарищ

Сталин неоднократно обращался с привет-
ствиями к строителям и экеплоатационни-
кам, вводившим в строй родные предприя-
тия. Приветствия товарища Сталина вдох-
новляли,и поднимали на новые подвиги
миллионы людей, занятых восстановитель-
ным трудом на всей территории, 0св0б0ж-
денной нашей героической Красной Арми-
ей и Военно-Мореким Флотом от ига не
мецко-фашистских оккупантов.

Тысячи имен стахановцев воестановле-
ния! с уважением произносятся в стране.
В Донбассе гремит слава о горняках Ми-
хаиле Афонине, Афанасии Еедя, Степано
Рубане, Георгии Юмашеве, Борисе Калюж-
ном, Иване Панащаленко, Николае Голов-
леве; Григории Сурудине. Каждый из них
принимал деятельное участие в восстанов-
лении родных шахт, а после ввода пред-
приятий в эксплоатацию добилея рекорд-
ной производительности,

Отличились тысячи женщин. Донбас-
са, которые освоили мужские профессии и
показывают высокие образцы труда. В
Еривом Роге прославились бурщики Иван
Стадник, Иван Кобзарь, Сидор diupara,
Петр Михно, Ученики Алексея Семиволоса,
все ‘они превзошли сейчас своего учителя.

Сталинград гордится Александрой. Чер-
касовой, Харьков — Евдокией Молчано-
вой, Одесса — Юлией Тимониной, Енакие-
во — Владимиром Черновым, Николаев—
Василием Авраменко. Баждый из этих лю-
дей не только положил много труда на воз-
рождение родного города, HO WH проявил
такую инициативу и сметку, которая под-
няла тысячи людей на большое патриоти-
ческое дело. srg

Стахановцы вовстановления, чьи трудо-
вые подвиги вдохновлены большевистской
‘партией, счастливы евознанием того, что
своим’ трудом. они помогают Крабной Ap-
‘мии приблизить чае. нашей полной победы
над гитлеровской Германией. На леса вос-
становительных строек, в цехи возрожден-.
ных предприятий донеслись слова пред-
октябрьского призыва Центрального Ко-
митета Всесоюзной Коммунистической
дартии (большевиков):
а ‘«Трудящиеся районов, освобождённых
‘от немецкой оккупации! Быстрее восста-
навливайте города ‘и сёла, промышлен-
ность, транспорт, связь, сельское хозяй:
ство и  культурно-бытовые учреждения,
разрушенные. гитлеровскими разбойника-
ми! С каждым днем увеличивайте помощь
своей освободительнице — Ерасной Ap-
мии !>; :

Советские люди отвечают на этот при-
зыв новым под’емом в труде.

А. ЛИТВАК.

` “_ Восстановлена третья’ домна Косоторского завода.

ТУЛА, 3 ноября. (ТАСС). Во время окку-

восстановлены и построены: два Железобе-   павии Косогорского района немецко-фаши»
тонных пирса, два гидроспуска, литейный и   стские захватчики разрушили металлургиче»

деревообделочный цехи судоремонтного за

ский завод с его тремя доменными печами.

две домны были восстановлены, В дни пред-
октябрьского соревнования возрождена тре-
тья печь. Сегодня домна поставлена на суш-
ку. Все механизмы работают ‘исправно.

вода, корпусная мастерская, две аккумуля-   Вскоре после изгнания отсюда гитлеровцев

торные мастерские, две набережные общей
длиной 132 метра, насосная станция, ‚ мол
длиной 68 метров, два аэродрома и большое
количество других сооружений,
Болыпинстзо дипломантов получило бла-
годарности за проделанную работу, многие
из них, как, например, тт. Чугуююв, Куль-
чицкий, Шивцоз, Тарасов и другие, были
премированы, {

Инженер-капитан А, БОРИСЕНКО

ПРЕДПРИЯТИЯ МЯСНОЙ И МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ
ВЫПОЛНИЛИ ГОДОВОЙ ПЛАН

КИЕВ, 3 ноября. (ТАСС). ` Предприятия
Наркомата мясной и молочной промышлен-
ности УССР выполнили годовую программу
по валовой продукции на 127,6 процента,
„Первенство в предоктябрьском соревиова-
наи ‘завоевали маслодельные предприятия,

рублей продукиии. Лучшие из них — Переяс:
лавский маслозавод и Киевский молочный
комбинат — победители во Всесоюзном со-
уналистическом. соревновании,

До конца’ года маслодельные предприятия
республики обязались дать сзерх плана 50

Город Н + ‚которые дали сверх плана на 24 миллиона   тысяч пудоз сливочного масла,

2 ТЫСЯЧИ МАСТЕРОВ УГЛЯ
ВЫПОЛНИЛИ ПО ПОЛТОРЫ—ДВЕ
ГОДОВЫХ НОРМЫ

ВОРОШИЛОВГРАД; 3 ‚ноября, (ТАСС).
Свыше .2 тысяч мастеров угля комбината
«Ворошиловградуголь» выполнили по’ полто-
ры-два`годовых нормы,

В соревнозанйи. со знатным забойщиком
Иваном Панашатенко выдающихся показате-
лей добился мастер угля шахты № 14 треста
«Первомайскуголь» Евлампий Макаров; Ре-
шив дать к 27-й годовщине Великого Октяб-
ря 3 годовых нормы, забойщик с честью
выполнил это ‚обязательство. В ‘октябре Ма+
каров выполнил 5 месячных норм, С 1 нояб-
ря он добывает’уголь в счет четвертого го-