>

a

км“

Товорил товарищ Сталин.

‚опять ожмвет, заполнитея алым полы-

ря 0 : Mihai
5 ноября 1944 г., воскресенье. № 24 cui)

ре‘

Всеволод АЗАРОВ

>

ee

Четы
` Теперь это уже история. Но в сумрач-
ный день ноября тысяча девятьсот сорок
первого года то, чем мы тогда в Ленингра-
де жили, было грозными, тяжелыми будня-
ий.

Аэродром балтийцев гудел, ках потре-
зоженный улей, «Ястребок» выфуливал
as старт. Вряд ли думалоеь летчику, что
через два. с половиной года его машина,
увенчаниая чередою победных алых звезд,
будет стоять в зале выставки героической
обороны Ленивграда.

Аэродром находилея на окраине города.
Олать завыли сирены, Это был уже пятый
валет в тот день, Посты наблюдения до-
зладываля: «В воздухе тридцать «Юнкер-
(0в», поднялись еще, двадцать». Дежур-
ный в журнале отметил: «Вылетели neh
тенанты Каберов, Костылев,. ».

Отчетливо, торопливо застучали зенит-
хи. Потом смолкли, Теперь гул слышался
13 глубины неба,

Командир герой Советского Союза Ро-
уаченко ждал, Его пытливые строгие глаза
пристально вематривалиеь в вышину. Там
возникла‘ едва заметная точка, за пей вто-
pa, третья.

Самолеты приземлились, Маленький, по-
хальчишееки горячий Баберов и сдержан.
ный Бостылев докладывали командиру. В
моей тетради сохранилась карандашпая
полустертая запись их доклада: «Вели бой
между Ропшей и Детским Селом. «Юнкерс»
спрятался в облако. № мы вошли в облако.
Сразу стало темно. Видели только трассы
огна противаика, Костылев ударил по пра-
воху мотору «Юнкерса», но тот упорно тя-
нулх своим. Несмотря на сильный зенит-
вый огонь, истребители продолжали пого-
и; Каберов обстрелял кабину. «Юнкерс»
перевернулся через левое крыло. Очевидно,
летчик бросил штурвал. Самолет © двухсот
хетров врезался в землю», .

Летчики, возбужденно рассказывая о
только что пережитом, пошли на КП
эскадрильи, Наступили короткие минуты
перехыштей,

Каберов снял со стены гитару,
ея чему-то бесконечно дорогому.

В далекий край товарищ улетает,
Родные ветры велед за ним летят,
Любимый город в синей дымке тает—
Знакомый дом, зеленый сад и нежный

ВЗГЛЯД.
тишины в

..Миновал год. Краснознаменный Бал-
тийский флот активно участвовал в проры-
ве блокады города Ленина. На Балтике
подходила к коицу боевая летняя и осен-
няя страда. ,

Глубокой осенью, когда молодой ледок
уже грозил сковать воды, подводные лодки
несли вахту в глубинах, топя транспорты
и военные корабли врага. i

В седьмому ноября 1942 года в Бронш-
тадте ждали возвращения «Ерша» — нод.
водной лодки, которой командовал Изан
Васильевич Травкин, опытный, знающьй и
обящий свое дедо моряк, Радиограмма,
посланная командиром подводной лодки,
сообщала, что потоплен транспорт. Но
Травкии и его команда перед великой го-
довщиной ‘хотели принести Родине еще
один подарок.

Вот записанный мною по возвращения
корабля рассказ подводников об их вах-
те в честь Октября:

— После того как в звездную ночь
двухторпедным залпом был пущен ко дну
транспорт и отражена атака немецкой под-
водной лодки, в ночь на пятое ноября
Травкин выискал новую цель. Из тяжелой
пелены тумана вынырнул караван. Голов-
ной транспорт водоизмещением в 15 тысяч
тонн оказался так близко, что. на подготов-

воле командира, торпедисты, электрики,
трюмные действовали ¢ исключительной
быстротой.

Последовали зазты, Не только намечен.
ный корабль, но и прикрывавший его сто-
рожевик были ториедированы. Травкин и
его помощник услышали колоссальной си-
лы взрыв, увидели метнувшееся к небу
пламя, разламывающнеея, мгновенно затя.
нутые в пучину &онтуры кораблей.

Сигнальщик заметил на фоне пламени
улыбнул.   Темный силуэт, Это второй сторожевик

мчалея полным ходом, стремясь протара-

нить лодку. Травкин дал сигнал срочного

погружения. Когда сторожевик прошел

над местом, где только что виднелась руб-

ка подводной лодки, «Ерш» находился
уже на глубине пятнадцати метров.

BOO часов седьмого ноября лодка по-
лучила приказание покинуть позицию и
следовать на базу.

Взволнованно бились сердца: каждый
подводник ощущал торжественность этой
ночи.

Среди минных полей, в бурных просто-
рах моря горсточка смелых людей не бы-
ла одинокой

Радист принял приказ Народного Комис-
сара Обороны. И каждый вместе с
товарищем Сталиным, вместе со всей стра-
ной повторял: «Будет и на нашей улице
праздник!»

Раздвигая форштевнем молодой лед, по

Но горох не знал покоя и
тот вечер.

Снова застонатли гудки. Шла седьмая
волна налета вражеской авиации. Бревен-
чатый домик, в котором мы находились,
одрогалея от близких взрывов.

ачальник штаба тронул рычажки ра-
диоприемника, и вдруг из динамика, сквозь
разряды и треск, вырвалась негромкая
человеческая речь. Сначала мы но разо-
брали слов, но мы узнали интонацию,

Мы затаити дыхание. Голос товарища
Сталина, голос Родины звучал спокойной
уверенностью...

Седьмого ноября утром свободные от
задания летчики поехали в гости к ленин-
градекой детворе. Они везли подарки —
бетый хлеб, сахар, консервы, долю своего
урезанного блокадой фронтового пайка.
Машина об’евзкала поверженные телеграф-
вые столбы, ямы, которых вчера еще не
было, шла мимо раскроенных взрывом до-
мов. И вее-таки в осажденном, голодающем
тороде чувствовалея праздник; Казалось,
что корабли Краснознаменного Балтий-
ского флота, стоящие на Неве, пришли
сюда, как бывало в счастливые годы,
чтобы украситьея вечером огненными
тирландами, что площадь Урицкого

следние мили своего героического похода.

+H eme один Октябрь в Ленинграде,

тысяча девятьсот сорок третьего года.
Тенинградекая «Малая земля», южнее

года был нанесен ошеломляющий удар по
немцам. Здесь был кусок свободной: земли.
Орудия фортов, стойкость морской пехоты
отстояли его в сорок первом году от зах-
ватчиков.

Зенитные расчеты и команды бронело-
ездов, танкисты и летчики штурмовой ави-
ации, пехота и моряки жили на «Малой
земле» в боевом содружестве,

Светила луна. По лесной тропанке к
фронтовому аэродрому меня догнал воз-
душный стрелок Борис Воноваленко.

ный, но уже опаленный войной, мечта-

ханием знамен, радостными колоннами
демонстрантов,

Вры’ был в Волохареком, Детеком Селе,
У Пулкова. Но в серхцах ленинградцев го-

рела неугасимая вера в победу. Они слы-   даровитым человеком Он писал и стихи.

KY залпа оставались секунды. Послушные

белевшая от мороза, совершала лодка по-.

Ораниенбаума. Плацдарм, где накаплива-.
лись наши силы,—-оттуда в январе 1944

тельный Коноваленко был разносторонне

шали товарища Сталина. Они вместе‘ со
всей страной праздновали Октябрьскую
тодовщину, Великий город — колыбель
революции — стоял, как незыблемый
утес, осаждаемый полчищами врагов...
ЕЗХЛиЕЫ ae TERRES

~BECCME

Счастливые дни освобождения всей род-
ной земли от врага были нашей давниш-
ней мечтой. То была реальная мечта, меч-
та-вера, ‹ которой советекий народ под-
нялел на борьбу с немецкими захватчика-
ми. Гроико, на весь мир прозвучали сло-
ва, сказанные товарищем Молотовым в
первые часы первого дня войны: «Наше
дело правое. Враг будет разбит. Победа
будет за нами!».

‚В победу верили в самое тяжелое вре-
ия. Верили во всех уголках страны —
и на переднем крае и за Уральским хреб-
том. Вее личное, свое,
малозначительным,  отодвинулось назад.
дна мысль овладела всеми
победа. Ona сталь общей думой,
единственной темой всех разговоров, она
окрыляла людей и воодушевхяла на рат-
ные подвиги, помогала воевать и трудить-
ся, переносить трудности и лишения,

Да, согодняшние дни были нашей дав-
нишней и заветной мечтой. Номнитея, как
говорил о них полковник Осипов, люби-
мый командир морских изхотинцев, 060-
Ронявших Одессу. Три года назад, в сен-
тябрьский беззвездный вечер Осипов воз-
вращался с передовой в штаб полка. Пол-
ковник молчал почти вею дерогу. Спутни-
ки знали обстановку — тревожную, на-
праженную -— й понимали, что сейчас не
время задавать вопросы. Но вот Осипов
неожиданно заговорил. «А знаете, —ска-

—

зал он каким-то молодым, зконким голо-,

с0х,—ках хочется дожить до того. дня,
Когда ни одного фашиста не останется на
вышей земле», Помолчал немного, потом
продолжал: «Не всем нам доведется уви-
деть это счастье, но тех, кто отдаст свею
Жизнь за победу, я полагаю, вепомнят
добрым словом».

Он мечтал о победе, верих в нее в ту
вочь, когда мы оставляли Одессу. «При-
70M... зернемел...»— говорил командир

стало тогда.

Одно из его стихотворений  заканчива-
лось такими строками:
Я приду домой, когда не будет
Немцев на родимой стороне...
Коноваленко не удалось исполнить обе-

СВЕН ease as RN ee EE!

LD
С

=

>

А. ПОНЕВЕЖСКИЙ
вы

полка морской пехоты. Он думол о победе
и после жаркого боя в Крыму, когда его
орлы разбила немецкую часть и
очистили от гитлеровцев два села. <И не
так еще будем бить фрицев, ох, как будем
их бить!».

Не пришлось Осипову вернуться в Одес-
cy. Her ero среди тех, кто празднует
выне годовщину великой революции.
Но имя Осипова, uma героя Ore-
чественной войны, славные — 606-
вые его дела наш народ поминает добрым
благодарным словом, ибо вместе с живы-
ми он достойно разделяет славу победы.

История обороны Одессы неразрывно
связаца с именем полковника Осипова.
Морские пехотинцы Осипова, которых
он называл ласково «голубочки», в
корне изменили саме понятие слова
«оборона». В военной терминологии ость
такое наименование: активная
Но и оно не полностью характеризует
действия полка Осипова. Обороняющих-
ся, даже активно обороняющихся, против-
ник не может бояться так, как боялиеь
румыны советских военвых моряков
под Одессой. Часто казалось, что ро-
ли  переменились, что не мы, в Py-
мыны стали  осажденными, хотя  про-
тив роты моряков стоял вражеский позк,
против батальона оспиовцев находилась
целая дивизия. Моряки черноморских ко-
раблей, сошедшие на берег, установили
свой стиль: дерзкие, внезапные атаки, на-

г водящис ужас на противника, бесстрашие

в численному превосходству врага, мор-
скал ловкость, военная хитрость.
Этот стиль евовершенетвовалея в более

трудном и более длительном этапе оборо-

Pen Cae

THE

оборона.

КР

=”

втября -

щание: он погиб над Ропшей в январских
боях за освобождение Ленинграда.

Но в тот канун Октябрьского праздника
он полон был радости жизни.

Балтийские летчики-штурмовики разме-
дались в лезной избушке, Они встречали
праздник дружной семьей.

Под вечер Москвь передавала приказ
Верховного Главнокомандующего об осво-
бождении Киева, потом был передан Указ
о награждении товарища Сталина орденом
Суворова 1-Й степени,

Четчики сидели на нарах, тесно прижав-
шись друг в другу, — молодые, сверетни-
`ки Коноваленко, и их командир, опытный
воздушный боец, называвший своих пи-
томцев «казаками». И оттого, что день
озарен был подвигом — утром. в Фиясхом
заливе эта группа потопила транспорт,
п оттого, что мы слушали проникновенные
слова вождя о близком освобождении всей
нашей 9емли, все ощущали необычайный
под’ем,

...В этом году на Балтике стоит удиви-
тельная осень, прозрачная, с солнечными
бликами в чистой синей воде, пурпурными
ливующими закатами,

орабли, самолеты, автомашины нескон-
чаемым потоком идут на запад, Ворабли и
авиационные соединения-меняют базы.

Велики перемены в судьбах людей. Бал-

тийский штурмовик Николай Васильевит

Челноков, чьи замечательные боевые дела
неразрывно связаны с обороной Ленингра-
да, осенью 1941 года командовал эскад-
рильей. Вместе с вим начали первыми
воевать на «Илах» будущие Герои Co-
ветского Cowsa Карасев,  Мазуренко,
Степанян. Сейчас дважды Герой  Совет-
ского Союза Челноков. командует соеди-
нением, громящим врага в Прибалтике.
Крылатые воины  Челнокова пустили
десятки вражеских кораблей на дно моря.

В 1941 году подводники — старший
лейтенант Коновалов, старший лейтенант
Травкин шли в первые свои боевые похо-
ды. Сегодня на счету гвардейского вораб-
та, которым командует капитан 3 ранга
Коновалов, 11 потопленных фашистских
транспортов. Столь же блистательны 6oe-
вые победы гвардейской подводной лодки
капитана 3 ранга Травхина. Он награж-
ден орденом Ленина; президент США на-
градил , балтийца-подводника орденом
«Морской Ерест>.

Эти примеры — свидетельство творче-
ского роста наших людей, их возросшего
воинского умения,

Таков путь Героя Советского Союза
Пахольчука—от старшего лейтенанта в
1941 году до капитана 3 ранга, коман-
Aupa соединения тральщиков в 1944
году.

Молодые пилоты лейтенанты Баберов и
Костылев, с которыми в тысяча девятьсот
сорок первом году в осажденном Ленин-
граде вотречали мы двадцать четвертый
Октябрь, стали Героями Советского Союза,

Балтийский ас нь вепомнит“иногда
пережитое, улыбнется чему-то, бесконечно
близкому и споет вполголоса:

Вогда ж домой товарищ мой вернетел—
За ним родные ветры прилетят, ‚
Тюбимый город другу улыбнется;
Знакомый дом, зеленый сад, веселый
ВЗГЛЯД.

И для того, чтобы встреча эта стала
близкой — улетают летчики в бой, уходит
давний наш знакомец «Ерш», увенчанный
гвардейским флагом, в новое, штормовое
плавание.

Врылья шумят в вышине, торопятся на
юг перелетные птицы. Крылья шумят. в
вышине, спешат на запад краснозвездные
самолеты. Идут на запад корабли. _

Мы вернулись в Таллин, мы пришли в
Ригу, мы идем в широко открытые про-
сторы с моря, с воздуха, надвигаяеь на
логово затравленного зверя,

С арыней вместе, со веем народом,

С борющейся страной

В наших священных, советских водах

Праздник встречаем свой.

Ветер, шуми, расступайся, море,

В кипении грозных вод.

Полная силы врагам на горе

Балтика в бой идет!
Краснознаменный Балтийский флот.

ны под Севастополем. Этим стилем воз-
вали моряки батальона Цезаря Еуникова,

чье имя неогрывно. от истории боев за Но-
вороссийск.

В первые месяцы’ войны черноморцы
узнали имя политрука Хмельницкого. Он
погиб, как герой: на боевом посту. Вместе
в горсточкой храбрых моряков политруЕ
Хмельницкий принял удар численно пре-
восходящего противника и вел  ожеето-
ченный бой до последнего вздоха.’ Нет
нынче Хмельницкого рядом с победителя-
MM, нет многих его боевых соратников,
сложивших свои головы в первые дни

войны. Но не умерла с ними слава Их
ПОлВИгГа.

Осипов и Хмельницкий —воивы разных
поколений. Один старый матрос, драв-
шиися в десантных отрядах Кирова, вету-
хивший в коммунистическую партию в те
годы, когда Хмельницкий только родитея.
Один был ветераном, с несколькими ране-
нилми, другой—необстрелянный юноша,
А воевали оба одним стилем: мужественно,
бесстрашно, самоотверженно. Это стиль
большевистекой партий, воспитавшей дю-
дей разных поколений, разных возрастов,
наделившей своих сынов высокими, благо-
родными чертами.

С глубоким уважением произносим мы
имена тех, кто отдал за сегодняшнюю ра:
дость самое дорогое, что есть у челове-
ва—жизнь. Их мечту, доблесть, мужест-
во донесли до наших дней сотни, тысячи
их преемников, их учепиков, Матросы
Осипова сразжалиеь пох Таманью, под Но-
вороссийском, Керчью, воюют сейчас’ на
Дунае. Сколько храбрецов-черноморцев
называют себя с гордостью куниковцами!
Сколько учеников воспитал дважды
Герой Советского Союза подполковник
Сафонов, учеников — асов, ставших
как и их учитель, грозой для He-

АСсНЫЙ ФЛОТ

ФЛАГ ПОБЕЛЫ

Вогда будет дописана последняя стра-
ница героической эпопеи Великой Отече-
ственной войны, перед взором веего че-
товечества возникнут в полной своей
красоте и силе подвиги, совершенные
советскими людьми на всех полях брани,
и несомненно, что одно из почетных
мест среди героев, спасших наше Ore-
чество и все другие страны от немецко-
фашистекого рабства, будет отведено во-
енным морякам. Военно-Морской Флот
Советского Союза теперь играет большую
роль на морских фронтах, где также пи-
шется кровью и железом история нашего
грозного, но славного времени.

Северный, Краснознаменный  Балтий-
ский и Черноморский флоты, речные и
озерные флотилии прошли через суровые
испытания, едва ли когда-либо возникав-
шие перед флотами и флотилиями других
стран. и в истории нашей Родины,
пзобилующей бесчисленными фактами
героизма русских моряков; нельзя найти

такие примеры преодоления величайших.

трудностей, какие в годы Отечественной
войны преподал всему миру Военно-Мор-
ской Флот Советского Союза,

Для наших моряков всегда было ак-
спомой, что пм придется сражаться в
трудных условиях, В этому они готови-
лись.

Многовековые традиции русского фло-
Ta, помноженные на революционную сла-
ву моряков, вместе с народом 27 лет на-
зад низвергших. власть империализма в
нашей стране, страстная любовь к от
‚чизне, верность знамени Ленина —
Сталина — все это дало советским во-
енным морякам силу побороть все труд-
ности, с которыми связана нынешняя
война. :

Еще несколько лет назад за рубежом
находились люди, которые были готовы
вычеркнуть Военно-Морской Флот Совет-
ского Союза из числа факторов, веду-
щих к разгрому гитлеровской Германии.
Осенью 1942 года кое-где даже обсуж-
халея вопрос о предоставлении убежища
Черноморскому флоту! Люди злонамерен-
ные и недалекие уже предвкушали, как
интернированные советские корабли спу-
стят свой гордый флаг, Но черноморские
моряки не имели никакого намерения ис-
каль у кого бы то ни было убежища.
Святое чуветво; которое жило в груди
каждого  черноморца в самые суровые
дни войны, влекло их в свою, историче+
скую базу — в Севастополь. И они в ре-
`зультате побед Красной Армии дейетви-
тельно вернулись туда под гордо рею-
щим победоносным флагом Советского
государства.

На Черном’ море наш флот сражался
`один-на-один против об’единенных мор-
ских сил гитлеровской Германии и
68 вассалов. Они имели возможность
пользоваться всеми входами в Черное мо-
He Теперь Дунай

оюзу и победоносному наступлению
Брасной Армии на гитлеровскую Герма-
нию в освободительном походе советских
вооруженных сил на.Балканы и в Сред-
вюю Европу, Гарантией спокойствия на
Черном море служит сила нашего Черно-
морского рн Эта важная роль при-
надлежит. ему по праву и не может быть
никем оспорена.

xx

He меньшие © пепытания пережил
Враснознаменный` Балтийский. флот. В
условиях, которые, казалось, исключали
всякую возможность для функционирова-

служит Советскому,

г, og:
И. ЕРМАШЕВ

<
ния такого” сложного организма, как
флот, балтийские моряки показали, что
они по праву занимают достойное место.

Сколько раз на страницах фашистских
газет гитлеровские адмиралы упражия-
лиеь на тёму об уничтожении Краснозна-
менного Валтийского флота! Можно не
сомневаться, что флот любой страны не
вынес. бы и не вынесет таких трудно-
стей, с которыми боролись наши балтий-
цы. Немцы уже видели Кронштадт стер-
THM в лица земли, Краснознаменный
Балтийский флот-гордость нашей Вели-
кой революции — немецкие лжецы об’я-
вили исчезнувшим из реальной дейетви-
тельности. Но в тесных водах устья Фин-
свого залива балтийские моряки отра-
жали удары врагов с юга, запада ие се-
вера и сами наносили. ответные разящие
удары. Краснознаменный Балтийский
флот‘ стал непреодолимой преградой на
морских путях к Ленинграду— колыбели
Октября. Единоборство между нашими
балтийцами и немецкими пиратами за-
‘Бончилось позорным поражением фаши-
стеких пришельцев. На. древних русских
берегах советское оружие одержало по-
беду, которая полностью восстанавливает
наше государство в правах ведущей, ос-
новной балтийской державы.

Красная Армия вышибла фашистских
захватчиков из пределов нашей родины.
Залертые между Либавой и Виндавой,
немецкие дивизии погибают  бееславной
смертью под ударами с суши, воздуха и
в моря. Балтийские моряки, выгнавшие
немцев из Финского залива, громящие
врага в открытом море, отправляют не-
мецких беглецов из Прибалтики по пря-
мому и точному назначению—н& дно.

Много славных дел еще предетоит
совершить балтийцам, но они помнят
главные, решающие задачи: очистить
Балтийское море, и притом навсегда, от
немецких пиратов, сделать  неприступ-
ными советские берега и широко распах-
нуть для Советского Союза — главной
балтийской державы--морские пути на
запад для прочной связи с другими на-
родами. Обеспеченные и всегда открытые
пути Балтийского моря жизненно важны
для советского государтва,

Процветание и могущество нашего ro-
сударства прямо зависят от положения
на морях, омывающих советские берега.
Прочный мир в Европе непосредственно
зависит от мощи советского государства,
великой морской державы современности.
Сама жизнь повелевает  бадтийским ‘мо-
рякам до конца и полностью решить за-
дачи, поставленные перед ними тигант-
ской схваткой с германским фашизмом.

uke &

Великая Октябрьская соцналистиче-
ская революция широко раздвинула го-
ризонты советского человека, по-новому
открыла перед ним родную страну. Ге-
ний Сталина призвал 5 жизни обширные
и богатейшие пространства  Советекого
Союза на Севере. Уже прокладка Вели-
кого Северного морского пути совершен-
но изменила всю жизнь на Севере. Вой-
на’ лишь временно приостановила полное
‘осуществление всех грандиозных преоб-
разований,  предначертанных = рукою
товарища Сталинз. Но м в годы войны
здесь ни на мгновение не прекращалея
кипучий, созидательный труд.

’ Случайно хи, что в нашим северным
пределам протянули свои хищные руки
немецкие грабатели? Бто не помнит зн8-
менитого и давно уже уничтоженного
Красной Армией и Военно-Морским Фло-
том гитлеровского плана «А—А»? Он
раситифровывалея тах:  завоввание 00-
ветской территории вплоть до линии Ар-
хангельск—Астрахань. Ha Севере гер-
манский империализм хотел замкнуть
кольцо вокруг советових берегов в Евро-
пе. Господствуя в Финляндии и Норвегии,
гитлеровцы смогли сосредоточить основ-
ные силы своего флота в северных во-
дах. На Севере, по плану немцев, должен
был возникнуть барьер, который  отре-
зал бы Советский Союз от Атлантики и
полярных морей.

.. Одяннадцать лет назад возник Север-
ный флот, С незапамятных времен рус-
ский народ владеет побережьем Барен-
цова моря — этой етолбовой дороги в
океан. Но только после Великой Ок-
тябрьской социалистической революции,
развязавшей животворящую силу наро-
да, наш Север был надежно прикрыт
щитом — Северным флотом,

Этот самый молодой из веех  совет-
ских флотов стал равным среди наших
флотов.

Северный флот и Беломорская флоти-
лия несказанно выросли в борьбе против
немецких захватчиков. Ветераны север-
ных морей с гордостью взирают на мно-
гочиеленные новые ° боевые корабли.
Североморцы бесстрашно водят махые и
большие корабли по бурным и суровым
водам Баренцова моря и арктических
морей: Они бьют вдесь фашистских пи-
‚ратов так же основательно — наемерть,
как их боевые соратники на Черном и
Балтийском морях. Всюду, где бы ни
появлялся советский военно-морской
iar, он предвещает смерть захват-
чикам и свободу порабощенным Hapo-
дам. AR

Славные дела совершили наши север-
ныв моряки. Вместе с Красной Армией
они освободили Печенгу, изгоняют немец-
вих палачей из. Норвегии. Норвежцы, в
Киркенесе восторженно. приветствовали
воинов Красной Армии и нашего флота.
Красноармеец и краснофлотец для нор-
вежцев олицетворяют советского челове-
ка-освободителя, человека-богатыря, по-
бедившего. неслыханные трудности 33-
полярья и зажегшего в Северной Евро-

пе немеркнущий свет — свет победы
над ‘мрачными о силами гитлеровской
реакции.

Фашистский барьер в водах Северной
Европы уже надломлен и будет сметен.
Фашиетским морским пиратам должен
быть навсегда закрыт. доступ к нашим
морским путям. Северный флот также
позаботится об’ этом.

Тибнут немецкие позиции в Северной
Европе. Уже и «Тирпиц» сбежал 23
Альтен-фиорда в Тромее. Но куда  бе-
жать этому’ последнему представителю
обреченной Ha гибаль породы крупных
Бемецких морских хищников! В лучшем
случае его ждет судьба «Бисмарка».

kx A

Советский морской флаг, осэненный
славой, реет на просторах морей и оиез-
нов. Ветер победы раздувает белуэвож-
ные полотнища с голубой каймой у oc-
нования, с красной звездой, серпом и
молотом. Это. флаг великой советской
морекой державы.

НАГРАЖДЕНИЕ СЕВЕРОМОРЦЕВ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 4 ноября, (По те-
леграфу от корр. «Красного Флота»). От
имени Права Верховного Созета Сою-
sa CCP командующий Северным, флотом
вгградил группу краснофлотцев и офице-
ров, отличившихся в боях за порг Линаха-
‚мари и за Петсамо.

еном Красного Знамени награждены
старший лейтенант Богачук, гвардии глав-
ный старшива Дробот, гвардии. старший
краснофлотец Шаболихин ‘и другие.

Орденом Отечественной войны 1-Й степеня
награждено 17 человек. В числе их: капи-

<

мецких летчиков! Как дорожат мо-
ряки-гвардейцы честью служить на
эскадренном миноносце, носящём родное
всей Балтике, всему флоту имя вице-ад-
мирала Дрозд! Как часто, решая боевую
задачу, думают командиры катеров-охот-
ников: а как поступил бы в этом случае
Глухов? Он остался их незримым совет-
чиком, самым опытным, самым  феши-
тельным, самым расчетливым. Так мно-
то оставил своим друзьям, подчиненным
Герой Советского Союза Глухов.

На Балтике будут долго помнить о блз-
городном подвиге командира эсминца ка-
питана 3 ранга Евгения Ефета. Было это
гри года назад в ноябре 1941 года. Ko-
рабль Ефета подорвался на мине. У эс-

минца не было пансов на спасение, ему

грозила гибель. Мимо проходил крупный
советский корабль. Его командир решил
помочь гибнущему миноноецу.

Ефет увидел, как к нему направляется
корабль: Надежда на спасение была впол-
He реальной. Он хотел жить, воевать, он
мечтал, каки все советские люди, о побе-
де над врагом, мечтал увидеть эту победу
своими глазами... i

Да, он мог в безмолвным согласием
принять эту помощь. Но в приближении
корабля, Ефет видел не только спасение,
тля себя, Он видел то, что подсказал ему
цолг советского офицера, долг, стэявший
превыше всех человеческих желаний, да-
же самого сильного, самого страстного —
желания жить. Ефет видел угрозу гибели
второго советского корабля, Это было до-
роже собственной жизни; Он отказался от
помощи. «Не ‘подходить в борту, кругом
мины!» — крикнул командир гибнущего
эсминца, >

Целые поколения советских моряков
будут с восхищением вспоминать о рыцар-
ском поступке Евгения Ефета, воплотив-
шего в себе лучшие качества воина-боль-
шевика, ‘ который  продемонстрировал
истинное понимание воинского долга, во-
инской чести.

тан 1 ранга Клевенский, капитан-лейтенант
Лебедев, капитгн 3 ранга Латвинов, ‘гвар-
дии старшина 1 статьи Олейник в другие.

яя

Командующий Северным флотом. от_име-
ви. Президиума Верховного. Совета. СССР

тагражденных: капитаны 3 ранга Алексеев,
Богачев и’ Нечаев, капитан-лейтенанты
Лигвинский и Пасрко, инженер-канитан-
лейтенант Cyxopes, <таршие лейтенанты
Змеев и Пархамюк, лейтенант Гузненков и
другие,

Орденом Нахимова 2-й степени награж-

ваградил большую группу. североморцев   ден капитан 1 ранга Пастухов:

орденами и медалями Советского. Союза.   Орденом «Отечественной войны 1-й сте-
За образцовое. выполнение боевых зада-   пени награждено. 46 североморцев, орденом

ний командования и проявленные при этом   Отечественной войны 2-Й степени — 48,

доблесть и мужество орденом Красного
Знамени награждено 43 человека. В

ЕЕ TSAR 2

В Ленинграде, на Марсовом поле,
воть надпись, высеченная на одном из па-
мятников жертвам революции:

Не жертвы — герои
лежат под этой могилой.
Не горе, & зависть
рождает судьба ваша

в сердцах
всех’ благодарных потомков...
Славно вы жили

‚и умирали прекрасно.

0 каждом из наших героев можно бка-
зать именно так; с гордостью, с уважени-
зм, 6 любовью. :

Мы воспринимаем их дорогие имена,
их близкие образы, как живые. Мы ощу-
щаем их рядом, рука об руку,
„Их образы стали многоликими, их re-
роизм стал силой тысяч, их боевой дух,
воля в победе ведут миллионы бойцов.
Каждое имя героя связывается в нашей
памяти в целым этатюм Великой Отече-

ственной зойны, имя, как веха кровавой   войны.

борьбы с врагом, веха нз пути к победе.

Осипов, осиповцы... Куников,  куни-
ховцы... Сафонов, сафоновцы..: Их хо-
рошо знали и враги. Знали и боялись.
Другие командиры стали на места по-
гибших героев, но имена их остались
грозой для немцев.

Не стало Бориса Сафонова, но каждый   подвиги миллионов воинов,

числе   «За боевые заслуги» —

Mean Es aaa

орденом Красной Звезды —37, медалью
5 североморцев,

0 наших героях, павших в болх с вра-
TOM, сдатаются чудесные, . проникновен-
ные поэмы и песни, которые становятся
любимыми произведениями всего народа.
Могилы, дорогие сердцу каждого челове-
ка, бережно сохраняются, украшаются
зеленью, цветами. Здесь происходят тра-
диционные митинги трудящихея, здесь
взрослые рассказывают  подрастающему
поколению о замечательных подвигах со-
ветеких воинов, воспитывая в детях лю-
бовь к Родине, мужество, готовность к
самопожертворанию во имя счастья евое-
то народа. м
° Имена героев носят боевые корабли. И
каждый боец, каждый офицер считает
060б0й честью служить на этом корабле,
стараясь оправдать ее высоками боевыми
делами. Именами героев названы улицы.

в строю.  И каждый житель этой улицы стремится

сделать ев как’ можно чище, ` наряднее,
храсивее. Народ’ чтит своих лучших сы-
нов, оберегая для грядущих поколений
всв, что связано в жизнью и боевыми де-
лами о героев  Ведикой Отечественной

В памяти нашей, в сердцах со-
ветских людей. живут имена и 0б-
разы героев Отечественной войны,
отдавших свои жизни за счастье люби-
мой Отчизны, Их доблесть, их беззавет-
ная преданность, их высокое воинекое
мастерство воплотились в замечательные
язгнавшах

из его учеников кажется немецким. лет- немецко-фалистских захватчиков из пре-
чигам Сафоновым, В маневре, в тактике   Делов нашей Родины и громящих нынче

сафоновеких
ном почерке враги узнают Сафонова, его
стиль воздушного боя.

воспитанников. в их лет-   Гитлеровцев на территории Германии.

В дни нашего торжественного празд-
ника, в светлые и радостные. дни наших

Виссарион ‹ Белинский писал в свое   З8ЛИких побед мы повторяем “слова Вер-

время о Минине и Пожареком: <...Свя-   ХОВНОГо

щенные ‘имена их не исчезнут в океане
вечности. Поэт сохранит оные в. вдохно-
венных песнях своих, скульптор в про-
изведениях волшебного резца своего. Они
зсегда будут воспламенять любовь к ро-
дине в сердцах своих потомков»,

Главнокомандующего Маршала
Советского Союза товарища Сталина:
«Вечная слава героям, павшим в
боях за свободу и независимость нашей
Родины!».
Они заслужили вечную славу. Они за-
воевали бессмертие, Е

‘