Смерть немецким оккупантам!
ри немецким оккупантам:

7 ноября 1944

rogosmuna

TA ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА oe
ЦЕНА 20 KON,

ene es eee eee

За А Es с»

Да здравствует  27-

я годовщина Великой

Октябрьской Социалистической Революции!
Под знаменем Ленина, пол водительством

Сталина —вперед, за окончательный ‘разгром

победу

гитлеровской Германии, ‚за полную

нашего правого дела!

Е Sea cea eR ЕЕ

ea es

у годовщина   итабрьсной бониалистичесной Революции
‚Доклад Председателя Государственного К

това

на торжественном заседании Московского Совета’ депутатов трудящихся

с партийными

ТОВАРИЩИ!

Сегодня советские люди празднуют 27 годовщину
победы советской революции в нашей стране.

Четвертый` раз встречает наша страна годовщину
советской революции в условиях Отечественной вой-
ны против немецко-фашистских захватчиков.

Это, конечно, не значит, что четвертый год войны
не отличается по своим итогам от предыдущих трех
лет войны. Наоборот, между ними существует корен-
ная разница. Если два предыдущих года войны были
годами наступления немецких войск и продвижения
их в глубь нашей страны, когда Красная Армия была
вынуждена вести оборонительные бои, а третий год
войны был годом коренного ‹ перелома на нашем
фронте, когда Красная Армия развернула мощные на-

ступательные бои, разбила немцев в ряде, решающих
боев, очистила от немецких войск две трети совет-
ской земли и заставила их перейти к обороне, причем
Красная Армия все еще продолжала вести войну с
немецкими войсками один на один, без серьезной
поддержки со стороны союзников, — то четвертый
год войны оказался годом решающих побед советских
армий и армий наших союзников над немецкими вой-
сками, когда немцы, вынужденные на этот раз вести
войну на два фронта, оказались отброшенными к гра-
ницам Германии.

В итоге истекший год завершился изгнанием немец-
ких войск из пределов Советского Союза, Франции,
Бельгии, средней Италии и перенесением военных
лействий на территорию Германии.

1. Германия в’ тисках между двумя фронтами.

Решающие. успехи Красной Армии`в этом году и
изгнание немцев из пределов советской земли были
предрешены рядом сокрушительных ударов наших
войск по немецким, войскам, начатых еще в январе
этого года и развернутых затем в течение - всего. от-
четного года. г

Первый удар был нанесен нашими войсками в ян-
варе этого года под Ленинградом и Новгородом, ког-
да Красная Армия взломала долговременную оборону
немцев и отбросила их в Прибалтику. Результатом этого
удара оказалось освобождение Ленинградской области.

Второй удар был нанесен в феврале—марте’ этого
года на Буге, когда Красная. Армия. разгромила: `^ не-
мецкие войска и отбросила их за Днестр. В резуль-
Tate этого’ удара Правобережная‘ Украина’ была осво-
бождена от немецко-фашистских захватчиков. =

Третий удар был нанесен в, апреле—мае. этого ‘года
в районе Крыма, когда. немецкие войска. были сбро-
шены в Черное море. В результате этого удара были
освобождены от немецкого гнета Крым и Одесса. =

Четвертый удар был. нанесен в’ июне этого года’ в

‘районе Карелии, когда Красная ‘Армия ‘разбила фин“.

ские войска, освободила Выборг и Петрозаводск” и
отбросила. финнов в глубь. Финляндии. Результатом
этого удара было освобождение большей части Каре-
‘ло-Финской советской‘ республики, © 5 7

Пятый удар был нанесен немцам в июне—июле это-
го годз, когда Красная Армия наголову разбила немец-
кие войска под. Витебском, Бобруйском, Могилевом и
завершила свой удар окружением 30 немецких диви-
знй под Минском. В результате этого’. удара наши
войска: а) полностью освободили Белорусскую совет-
скую республику; 6) выщли на `Вислу и освободили
значительную часть союзной нам Польши; в) вышли
на Неман и освободили большую часть Литовской
советской республики; г) форсировали Неман и подо-
щли к границам. Германии. :

Шестой удар был нанесен в июле-августе этого го-

да в районе Западной Украины, когда Красная Армия’

разбила немецкие войска под Львовом и отбросила
их за Сан и Вислу. В результате этого удара: а) была
освобождена Западная Украина; 6) наши войска фор-
сировали .Вислу. и образовали за Вислой мощный,
плацдарм западнее Сандомира. к. a

Седьмой удар был нанесен в августе этого года в’
‘районе Кишинев-—Яссы, когда наши войска разбили
наголову  немецко-румынские войска. и ‘завершили
свой удар. окружением 22 немецких. дивизий под Ки-
шиневом, не считая румынских дивизий. В результате,
‘этого удара: а) была ‘освобождена Молдавская совет”
`ская ‘республика; 6) была выведена из строя союзница,
Термании — Румыния, _которая`‘об’явила войну’ Герма-
‘нии и’Венгрии; `в) была. выведена.‘ из строя ; союзница’
Германии—Болгария, которая также об’явила войну

Германии; г) был открыт путь для: ° наших. > BOHCK B

Венгрию, ‘последнюю союзницу Германии в Европе;
д) открылась возможность протянуть руку помощи
союзной нам Югославии против немецких захватчиков.
Восьмой удар был нанесен в сентябре— октябре это-
го года в Прибалтике, когда Красная Армия разбила
немецкие войска под Таллином и Ригой и изгнала их
из Прибалтики. В результате этого удара: а) была ос-
вобождена Эстонская советская республика; 6) была
освобождена большая часть Латвийской советской
республики; в) была выведена из строя союзница
Германии — Финляндия, которая об’явила войну Гер-
мании; г) более 30 немецких дивизий оказались отре-
занными от Пруссии и зажатыми в клещи в раноне
между Тукумсом и Либавой, где они теперь докола“
чиваются нашими войсками. (Продолж ительные
аплодисменты). >
‚В октябре этого года начался девятый: удар наших
войск между  Тиссой и Дунаем в районе _ Венгрии,
имеющий своей целью вывести Венгрию из войны и
повернуть ее против Германии. В результате этого
удара, который еще не завершен: а) наши войска
оказали прямую помощь союзной нам Югославии в
деле изгнания немцев и освобождения Белграда;
6) наши войска получили возможность перейти через

9. Великий подвиг

Карпатский хребет и протянуть руку помощи союз-

ной нам Чехословацкой республике, часть территории
которой уже освобождена от немецких захватчиков.
Наконец, в конце октября этого года был осущест:
’влен удар по немецким войскам в северной Финлян-
`дии, когда немецкие войска были вышиблены из райо-
‘на Печенга и наши войска, преследуя немцев, всту-
пили в пределы союзной нам Норвегии. (Аплоди-
сменты). : v
“(Я не привожу цифровых данных о’ потерях против-
вика убитыми и пленными ‘в результате этих опера-
‘ций, о количестве захваченных нашими войсками ору-
дий, танков, самолетов, снарядов, пулеметов’ и т. д.
Эти данные вам, должно быть, известны по сводкам
‚ Совинформбюро. пов Yea
- TakoBbl._ocnosnble.. .onepaynu Красной Армии за
истекший год, приведшие к изгнанию немецких войск

из пределов нашей. страны.

° В результате этих операций было. разбито и выве-
`дено из’ строя до 120 дивизий немцев и их союзни-
`ков.. Вместо 257 -дивизий, стоявших. против нашего
`фронта-в прошлом‘ году, из коих 207 дивизий было
немецких, мы имеем теперь против нашего фронта
- после всех «тотальных» и «сверхтотальных» мобили-
„заций всего: 204 немецких и венгерских дивизий, из
коих немецких дивизий насчитывается не более 180.
-” Нужно. признать, ‹что в нынешней войне гитлеров-
‚ ская: Германия с ее фашистской армией оказалась 60-
лее мощным, коварным. и опытным противником, не-
жели Германия и ее армия во всех прошлых войнах.
К этому нужно добавить, что немцам. удалось ис-
пользовать в-этой войне производительные силы поч-
ти всей Евролы и довольно значительные армии сво-
их вассальных государств. И если, несмотря Ha 92TH
благоприятные для Германии условия ведения войны,
она все же оказалась на краю неизбежной гибели, то
это нужно об’яснить тем, что главный противник Гер-
мании — Советский Союз превзошел по силе гитле-
ровскую Германию. (Бурные аплодисменты).

Новым моментом за истекший год в войне против
гитлеровской Германии нужно считать тот факт, что
Красная Армия вела свои операции в этом году про-
тив немецких войск не в одиночестве, как это имело
‘место в предыдущие годы, а совместно с войсками
наших союзников. Тегеранская ‘конференция не про-
-шла даром, Решение `Тегеранской конференции о сов-
‚ местном. ударе по. Германии с запада, востока и юга
стало осуществляться. с. поразительной точностью.
Одновременно с летними операциями Красной Армии
`на советско-германском фронте союзные войска нача-
-ли вторжение- во  Францию и организовали мощные
‚наступательные операции, вынудившие ` гитлеровскую
‚Германию вести войну на два фронта. Войска и флот
наших союзников совершили невиданную еще в исто-
‘рии по организованности`и размаху’ массовую десант-
ную операцию на побережье Франции и мастерски
преодолели укрепления немцев.

Таким образом Германия оказалась зажатой в ти-
сках между двумя фронтами,

Как и следовало ожидать, враг не выдержал сов-
местных ударов ‚, Красной Армии и союзных войск.
Сопротивление врага было сломлено, его войска в ко-
роткий срок были вышиблены из пределов средней
Италии, Франции, Бельгии, Советского Союза. Враг
был отброшен к границам Германии.

‚ Не может быть сомнения, что без организации вто-
рого фронта в Европе, приковавшего к себе до 75

‚дивизий немцев, наши войска не смогли бы в такой.

короткий срок сломить сопротивление немецких войск
н вышибить их из пределов Советского Союза. Но
также несомненно и то, что без. мощных наступатель-
ных операций Красной Армии летом этого года, при-
ковавших к себе до 200 немецких дивизий, войска
наших союзников не смогли бы так быстро распра-
виться с немецкими войсками и вышибить их из пре-
делов средней Италии, Франции, Бельгии.
° Задача состоит в том, чтобы держать Германию и
впредь в тисках между двумя фронтами.
В этом ключ победы. `` ‘

советского народа

в Отечественной войне.

ешно выполнить

Если Красная Армия смогла усп
: в мцев из. преде-

свой долг перед Родиной и изгнала не
108 ИВ ви то она сделала это благодаря
тому, что. ее беззаветно поддерживала с тыла вся
наша страна, все народы нашей страны. Самоотвер-
женная ‘работа
крестьян, ‘интеллигенции, равно как ру
тельность наших государственных и. п

ководящая дея“
артийных орга-

всех _ советских - людей’—. рабочих, 1:

нов проходила в истекшем году под знаменем — «все
для фронта».

Истекший год ознаменовался новыми успехами про-
мышленности, сельского хозяйства, транспорта, новым
под’емом нашего военного хозяйства..

танков, самолетов, орудий, минометов, боеприпасов
в несколько раз больше, чем в начале войны. Позади

` На четвертом: году. войны ‘наши заводы производят,

‘остался ‘наиболее трудный период в восстановлении

сельского хозяйства. После возвращения стране пло-
дородных полей Дона и Кубани, после освобождения
Украины, наше сельское хозяйство ‘быстро ‘ оправ-
ляется от тяжелых -потерь. Советский железнодорож-
ный транспорт выдержал нагрузку, с которой едва ли.

`справился бы транспорт другой страны. Все это го-

ворит за то, что экономическая основа советского

государства оказалась несравненно более жизнеспо-

собной, чем экономика вражеских государств.
Социалистический строй, порожденный Октябрь-

_ской революцией, дал нашему народу и нашей армии

великую и непреоборимую силу. Советское государ-
ство, несмотря на тяжелое бремя войны, несмотря на
‘временную сккупацию немцами весьма больших и
экономически важных районов страны, в ходе войны
не сокращало, а год от года увеличивало снабжение
фронта вооружением и боеприпасами. Теперь Красная
Армия имеет танков, орудий, ‹ самолетов не меньше,
а больше, чем немецкая армия. Что касается качест-
ва нашей боевой техники, то в этом отношении она

‘намного. превосходит вооружение врага. Подобно то-

му, как Красная Армия в длительной и тяжелой
‘борьбе один на один одержала военную победу над
фашистскими войсками, труженики. советского тыла’
в своем единоборстве с гитлеровской Германией и ее
сообщниками одержали экономическую победу над

врагом. (Бурные. аплодисменты). Советские

люди отказывали. себево многом необходимом, шли со-
знательно на. серьезные материальные лишения, чтобы
больше дать фронту. Беспримерные трудности, ны-
нешней войны не сломили, а еще более закалили же-
лезную волю и мужественный дух советского народа.

Наш ‘народ по праву стяжал себе славу героического
народа.

Наш рабочий класс отдает ‘все свои силы для дела
иобеды, непрестанно совершенствует. технику произ-
водства, ‘увеличивает мощность промышленных пред-
приятий, воздвигает новые фабрики и заводы. Рабо-

‘ций ‘класе Советского Союза’ совершил великий тру-

довой подвиг в ‘нынешней войне.

Наша’ интеллигенция смело идет по’ пути новатор.
ства в области техники и культуры, успешно раззива-
ет дальше современную науку,/ творчески  применяез
ее’ достижения св < производстве: вооружения. для
Красной Армии. Советская интеллигенция своим со-

‚Во имя. чести и независимости Родины

‚и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1944 г. _

зидательным трудом внесла неоценимый вклад в дело

разгрома ‘врага.

‘Армия не может‘ воевать и побеждать без совре-
менного вооружения. Но она не может также воевать
и побеждать без хлеба, без продовольствия. Красная
`Армия на четвертом году войны, благодаря заботам
колхозного. крестьянства, не испытывает недостатка

`В продовольствии. Колхозники“и колхозницы снабжа-

ют рабочих и интеллигенцию предовольствием, а

‘промышленность сырьем, обеспечивают нормальную

работу заводов и фабрик, . изготовляющнх вооруже-
ние и` снаряжение для Фронта. Наше колхозное
крестьянство активно и с полным’, сознанием своего
долга перед Родиной содействует Красной Армии в
/достижении победы над врагом.

„Навсегда войдут в историю беспримерные трудо-
вые подвиги советских женщин и нашей славной мо-
лодежи, вынесших на своих плечах основную тяжесть
труда на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах.
советские
женщины, юноши и девушки проявляют доблесть и
геройство на фронте труда. Они оказались достойны-
ми своих отцов и сыновей, мужей и братьев, защи-
щающих Родину от немецко-фашистских извергов.

Трудовые подвиги ‘советских людей в тылу, равно
‚как и немеркнущие ратные. подвиги наших воинов ва
фронте, имеют своим источником горячий и живо-
лворный советский патриотизм.

Сила советского. патриотизма состоит в том, что он

` имеет своей основой не расовые или националистиче-

ские предрассудки, ‘а’ глубокую преданность и вер-
ность народа своей советской Родине, братское co-
дружество трудящихся. всех наций нашей страны.
В советском ‘патриотизме гармонически сочетаются
национальные традиции народов и общие жизненные
интересы ‘всех трудящихся Советского Союза. Со-
ветский патриотизм. не’ раз’единяет, ‘а, наоборот,
сплачивает все нации и’ народности нашей страны в
единую братскую семью, В этом ‘надо видеть основы
нерушимой и все более крепнущей дружбы народов.
Советского Союза. В то же  время народы CCCP
уважают права и независимость. народов: зарубежных
страи и всегда проявляли готовность жить в мире и
дружбе с ‘соседними государствами. В’ этом’ надо ви-
(Окончание доклада товарища Сталина см, на 2-й стр.).