sean: ll

с вы. В 11 ч. 30 м,

\ ож море,

12 ноября 1944 г.,

воскресенье №

Mopckme

*

268 (1835)

*

и
Корабельные зенитиики

Это было на Севере, в первые дни вой-
катер, которым
командовал лейтенант Кроль, атаковали 8
номецких пикирующих бомбардировщи-
ов. Люди катера еще не были обстреля-
ны, но действовали хладнокровно и рас-
четливо.

дин из бомбардировщиков вошел в
пике, но тах и не вышел из нём. .Про-
питый пулеметной очередью, он тяжело
рухнул на скалы.

Первая в боевой истории катера атака,
была отбита. Минуло пятнадцать минут,
1 снова появились бомбардировщики. На
умт раз их было восемнадцать. И каж-
quit сброёфил не меньше пяти бомб.
№ катер сумел уклониться от бомб.
противника, В бою катерники сбили один
немецкий самолет.

Прошло три минуты. Не успели еще
етыть стволы орудий, как появилась но-
вая труппа пикировщиков — шестнад-
ать самолетов.

Бомба упала на расстоянии одного мет-
вот борть. Катер подбросило вверх.
Вышли из строя рулевое управление и
уадиозииаратура, в маптинное отделение
хлынула вода. Но орудия продолжали
стрелять...

В неравном поединке победили катёр-
лики, Оти не только отразили все атаки
противника, но и ебили два немецких
фоубардировщика.

Tak закончилея один из первых боев.

В ходе войны росла, выучка, совершен-
изовалось мастерство морских артилле-
ристов. За 37 месяцев боевых действий
корабли, зенитная артиллерия и авиация
флота уничтожили 6.829 самолетов про-
BEAR,

Враг менях тактику, старалея залруд-
нить маневрирование. Немецкая авиация
‹овершала то массированные налеты, то
аки одиночными самолетами. Ho так-
тие врага наши моряки противопостав-
Iu свою, более совершенную тактику.

Морской охотник «065» тоже одним из
первых наших кораблей встретился с не-
приятелем, Прославилея он в тот день,
когда сопровождал в рии, порт
пранспорт и две шхуны. Первые враже-
(пи самолеты показались, едва начало
светать. Заговорили орудия и пулеметы.
Бомбардировщики HO выдержали огня
охотнику и, сбросив преждевременно
бомбы, ушли. ®

Через полтора часа караван находился
У места назначения, и транспорт швар-
товалея у причала. В это время появи-
еь немецкие вамолеты — их было
двадцать. Они разделились ` на. группы.
Охотних открыл интенсивный огонь. Но
немецкая авиация наседала. Бомбы пада-
am все ближе и ближе, Осколки засыпали
палубу, пробивали обшивку катера. Поя-
BANC раненые.

Командир катера старший лейтенант
Павел Сивенко заметил новую опасность:
показались еще 30 «Юнкерсов». Осколкя
разрушили рубку и мостик, вышля из
(троя носовое орудие, рация, два мотора.
Сивенко продолжал бой. ,

У старшины 2 статьи Куропятникова
рвало руку, но другой рукой он про-
джат нажимать гашетку пулемета.
Вруг старшина заметил, что на корме
запорелись дымовые шашки. Под “ними
лежали полностью снаряженные глубин-
ные бомбы. Катер мог взорваться. Буро-
пятНивов допол к корме, зубами пере-
т конец и столкнул горящие шаики 3:
opr, Pra

Артиллеристы.

Русекая морская артиллерия и русские
№ Гокие артиллеристы снискали заслужен-.
ную славу в боях на море. Великая Оте-
честяенная война’ выдвинула из числа
зюдей ой профессии ряд замечательных

; Мастеров своего дела.

— Какой корабль бьет? — спрашивал
зи под Одессой опаленные боем пехотия-
цы,

— «бообразительный», — отвечали
моряки”

— Хорошо бъет, название свое опраз-
дывавт.

— Молодец Волга! — отзывались тан-
Hier © стрельбе кораблей под Сталин-
градом. И так на любом море, на лю00м
узмике фронта, где появлялась морекая
дальнобойная, она всегда была хеланным

‚ Гостех у наших воинов.

Морским артиллеристам свое оружие
пришлось использовать буквально в лер-
вую ночь войны, В эту ночь немецкие са-
молеты, появившиеся над

ных огнем кораблей и береговых бата-
рей,

С той памятной ночи и по сей день на
далеком море Варенца, на Балтий-
Ha многих pekax  гре-
мят залпы наших артиллеристов по само”
лотах противника, его кораблям, батаре-
яи, танкам и пехоте, Расваты мощных
залпов ныне слышны в. логове фашиетско-
го зверя,

Русские артиллеристы еще со времен
Петра Первого отличались своей выуч-
кой. Создатель отечественного флота, Петр
Первый требовал «стрелять, как возмож-
Но скоро, однако 28 с доброю прикладкою,
дабы действительны были выстрелы, а ве
гром один». Артиллеристы стреляли 6
«доброю прикладкою», умели умножать
свой опыт, изыскивать новые способы
стрельбы и не раз оставляли позаля своих
коллег по’оружию из инобтраиных флотов,

Но никогда так ярко но проязаялось
их мастерство, как в период Отечествен-
пой войны, Это мастерство  закалялось

Одессой, Сева».
стополем, Ригой, были встречены зенит-.

Когда осколком перебило фал и флаг
упал на палубу, раненый краснофлотец
о ee ny pee date в боевому

и корабля. Он быстро скроет
и поднял bine. Pence wet

Десятки немецких самолетов не смогли
победить экипаж одного советского кате-
ра! В его бортах было свыше 1.600 про-
боин, но старший лейтенант Сивенко
привел катер в базу под одним мотором,
да еще в семибалльный шторм,

Морской охотник «065» в ту пору збил
два и подбил шесть вражеских самолетов.

Весьма показательны такие факты:
сторожевые катера 2-го’ Гвардейского
Краснознаменного .дивизнона Северного
фхота сбили 16 самолетов; катера
истребительного отряда 1-го  Гвар-
дейского дивизионы под командова-
нием гвардии капитан-лейтенанта Карпо-
вича лишь за два года войны отразили
859 налетов, во время которых на кате-
ра было сброшено 1.500 б0мб. Факты
эти достаточно характеризуют действия
малых кораблей против авиации.

Приведем некоторые данные,  свиде-
тельетвующие о повышении мастерства
орудийных и пулеметных расчетов малых
кораблей. Если принять количество бое-
припасов, затраченных малыми корабля-
ми одного из соединений Черноморского
флота на один сбитый в 1941 гоху само-
лет, за 100, то в 1942 году оно состави-
10 87, ав 1943 году снизилось до 71,3.

Многочисленные примеры показывают
возросшую выучку комендоров эсминцев.
Как известно, эекадренные миноносцы
Северного флота отконвоировали много
транспортов. Вот что произошло в од
ном из походов, когда караван подвергел
ожесточенным атакам авиации,

Корабли находились в море три дня.
Это было в период полярных ночей.
Почти все время вокруг каравана кружи“
ли немецкие разведчики. Налеты авиации
повторялись регулярно, через каждые че-
тыре часа. Враг сбросил 250 бомб, вы-
пустил 14 торпед. Атаки особенно уси-
лились при подходе каравана к базе, Ha
корабли порой пикировало одновременно
заградительного огня было настолько
бомбить. В боях былб уничтожено 4 бом-
бардировщика. Транспорты благополуч-
но пришли в порт.

Весь флот знает о героических делах
экипажей наших ‘линкоров и крейсеров.
Олин только Краснознаменный ° линкор
«Октабрьская революция» отразил двад-
цать воздушных атак, в которых учаот-
вовало в общей ‘сложности 550 самоле-
тов. При этом зенитчики линкора сбили
15 и подбили 5 самолетов. В отражении

3 ранга Иванов, калтитан-лейтенант Ова-
кимлн, мичман Дроздецкяй, старший
краснофлотец Трубичев.

Что приносит успех, нем об’ясняются
победы налпих кораблей в боях 6 немец-
‘кой авиацией?

Прежде всего — это организация наб-
людения. Она позволяла не раз обнару-
живать самолеты на пределе видимости.
Затем — постоянная боевая готовность
зенитных средетв кораблей, обстрел нан-
более угрожаемых целей, грамотное ма-
неврирование и умелое управление огнем.

орские зенитчики боевой экзамен вы-
ержали! i
а ‚ Старший лейтенант

непримиримой ненавистью Е врагу, ро-
сло в благородной борьбе ва Родину. В
оборонительных, и наступательных боях
оттачивалось искусство бить врага на-
смерть. :

Многие стрельбы проводилиеь ночью,
когда береговые ориентиры отсутствовали.
Как пример можно привести стрельбу
гвардейского эсминца «Сообразительный»
и краснознаменного эсминца «Бойкий».
Во время шабеговой операции Ha порт
противника они потопила несколько вра-
жеских судов и взорвали два склада с
военным имуществом.

Артиллеристу гвардейского эсминца
«Сообразительный»  капитан-лейтенанту
Кириченко неоднократно приходилось
управлять огнем. № чести CBOGH, OH BO
вех случаях отлично справлялся с Goe-
вым заданием.

При проведении десантной операция
эсминец «Сообразительный» получил при-
газание  обстрелять дорогу, по которой
звигалаеь немецкая моторизованная часть
для подкрепления гарнизона, обороняв-
mero порт. Стрельба велась по площади.
Вместе со штурманом офицер Кириченко
наметил несколько точек для оботрела,
считая, что основное скопление машин и
пехоты будет на поворотах дорог. По
этим точкам и был открыт огонь. Зара-
нее на каждую точку были рассчитаны ис-
ходныв данные. Снаряды настигли врага
неожиданно. Мчого тёхники и живой силы
недосчитал враг.

Стремление любую стрельбу в любых
условиях провести образцово, точно —
черта наших артиллеристов.

Как известно, обстрел побережья тре-
бует не только тщательной подготовки са-
мого артиллеривта, но. и штурмана кораб-
ля. Этот вопрос, возникший в ходе войны,
был положительно разрешен командирами
первой и второй боевых частей. Тах, гвар-
anu капитаны 3 ранга В. Коровкин И
Н. Елисеенко, служившие вместе Ha 0д-
ном из крейсеров, рассказывают: «В на-
чале войны каждый из нас действовал са-

около 70 бомбардировщиков. Но кольцо.

плотным, что немцы не могли прицельно ,

воздушных налетов отличились капитан.

. КРАВЧЕНКО.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

НАВСТРЕЧУ ДНЮ_ АРТИЛЛЕРИИ.

боевыми орденами носят на груди медали
«3a оборону Одессы», «За оборону Сева-
стополя», «За оборону Ленинграда», «За
оборону Сталинграда». В героической за-
щите этих городов морской артиллерии
принадлежит большая родь.о
Боевая слава артиллеристов Черномор=
ского флота родилась в боях за Одеесу. В
быстро организованной круговой обороне
города береговой и корабельной артилае-
рии отводилось выдающееся место. 0ру-
дия крейсера «Коминтерн», миноносцев и
многочисленных береговых батарей, взаи-
модействуя с армейской артиллерией, пре-
вратили подступы в Одессе, в своеобраз-
ную мясорубку для войск  противвика,
Враг, по его собетвенным подечетам, по-
терял здесь 20.000 убатыми, 76.000 ра:
неными и 15.000 пропавшими 663 вести.
Чинкор, крейсера и миноносцы оказы-
вали действенную помощь залхитникам (6
вастополя. В декабре 1941 г. немцы пред»
приняли очередной штурм города. Сева-
стопольцы были
ской поддержке. Накануне нового, 1942
год на рейде ошвартовалиеь «Севасто-

каз» и несколько миноносцев.
залны загремели над «Малой `Вемлей».
Снаряды ложились точно по целям, ука
зываемым  лехотинцами, 3& одну
стрельбу «Севастополь» уничтожил
танков и много живой силы противника,
Весемертными подвигами прославили

сты береговых батарей Александера, Дра-
пушко, Матушенко и других

За $ месяцев обороны Севастополя враг
потерял до 300.000 убитыми и раневымя,
массу военной техники, —иИ в этом нёма-
лая заслуга черноморских артиллеристов.

Не менее яркую страницу в истерии
`Отечественной войны вписали балтийские
эртиллеристы. На всех этапах борьбы sa
Прибалтику они были активной силой, Но
особой славой овеяны их действия на под:
ступах к городу Ленина, в боях за про-
рыв блокады и разгром немцев под Ченин-
градом.

В один из августовеких

ристам крейсера «Киров» поставили за-

переправы через реку Келла. В результате

переправа остальных

мостоятельно. На подготовку в открытию
огня затрачивалось много времени. Все
это создавало трудности и, конечно, нер-
возность, так как берег требовал немед-
ленного открытия огня, & исходные дав
ные для стрельбы были еще не готовы,
После первой такой стрельбы началась
совыестная работа пегурмана с артиллери-
стом. Теперь мы находились вместе.
Штурман знал, что нужно артиллериету,
и еразу давал ему необходимые данные.
Время на подготовку & открытию перво-

`го залпа сократилось, и артилаерист имел.

возможность рассчитать исходные дан-
ные более точно. Успешноеть стрельбы по-
высилась. После этого при проведении
одной из стрельб мы полностью разгро-
мили подразделение пехоты противника.
Исходные данные были рассчитаны бы.
етро (стрельба по площади), а штурман
точно дал пеленг я дистанцию. Первый
зали лег по цели.

5a стрельбу командование оборонитель-
кого района вынесло экипажу  крейсвра
благодарность». i

Немцы боятся огня корабельной артил-
лерии. И пленные, когда уже, казалось,
всякая опасность для них исключалаьь,
не могли епокойно рассказывать 00 огне
кораблей, который настигал их за десят-
кп километров от берега, Они называли
наши корабли «голубыми молниями», ко-
торые неожиданно появлялись и неожи“
данно исчезали, а артиллеристов —«отнен-
ными дьяволами».

Однажды крейсеру поручили обетрелять   Р

противника, который нажапливалея дли
атани, Наши  корректировочныве  побеты
были высажены заранее. Крейсер открыл
огонь. Дистанция до цели — 46 кабель-
TOBEIX,

Вомандир крейсера, заметив pry nnd:
ру, отвернулся и, сделав несколько наго}
в сторону, вышел из боевой рубки. В руб-
ке остались двое; управаяющий огнем B
рулевой. Через несколько минут командир
крейсера вторично вошел в рубку и пос-
мотрел на стрелку прицела. $

Линейный корабль ведет огонь.

ети

На защите. городов-героев ^

Многие морские артиллеристы рядом ©   часов. Примерами такой

рены в артиллерий-

поль», «Красный Крым», «Ерасный Кав-
Мощные:

себя при обороне Севастополя артиллери*.

офицеров.

дней 1941 го-
ла, когда враг рвался к Тазлину, артилле-

дачу нанести удар по группе танков у
мощного огневого налета было уничтоже-.
но и повреждено 12 немецких машин, &
задержана на много

Еж оенаы

артиллеристы в Отечественн

эффективности
огня полна вся дальнейшая деятельность
корабельной и береговой а ерии
Краснознаменного Ралтийского флота,

Важнейшей задачей балтийцев была 3а-
мита Ленинграда от варварских артилле-
рийских обстрелов. Только за первые два
года войны пмшими береговыми и. кора-
бельными орудиями 3.000 раз были подав-
аены и приведены. к молчанию вражеские
батареи, ‚я

Нлечом к плечу е Красной Армией, в
тесном взаимодействии с пехотой, авиа-
цией и другими силами сражались балтий-
ские. артиллеристы в январе этого года,
когда был осуществлен полный разгром
немцев под Ченинградом. Наступлению
наших войск предшествовала мощная
100-минутная артиллерийская подготовка,
и морские орудия сыграли во взломе вра-
жеской обороны значительную роль.

В дальнейшем артиллерия флота после-
довательно переносила огонь по штабам,
командным пунктам, узлам обороны и ты-
лам врага, добиваяеь исключательной эф-
фективности ударов и этим помогая про-
движению наземных войск. Артиллериеты
линкора «Октябрьская революция», ведя
огонь по важнейшим целям в районе Kpac-
ного Села, разрушили ряд железобетонных
дотов, дзотов, блиндажей и уничтожили
иного техники и живой силы, Так же мет-
ко стреляли орудия крейсера «Киров»,
других кораблей‘ и береговых батарей.
Только одно соединение флота 8& период
операции разрушило и-уничтожило артил-
лерийским огнем 20 дотов и дзотов, 18
узлов сопротивления и блиндажей, подави-
ло 17 батарей и вызвало много пожаров и
взрывов в ‘расположении противника.

Воевыв  подвяги  черноморцев. и
балтийцев при защите городов-героев
воодушевляли всех артиллеристов флота,
в их опыт становился достоянием каждо-
го бойца и офицера. В период сталинград-
кой эпопеи моряки еще раз - продемон-
стрировали мощь своего артиллерийского
оружия. Канонерские лодки и бронекате-
ра были грозой фашистов на волжеких бе-
регах. Канонерская лодка под командова-
нием капитан-лейтенанта Кузнецова в ре-
зультате нескольких огневых налетов
уничтожила 14 немецких танков. Такие
цифры были не исключением.

Артиллеристы флота вмооте с Врасной
Армией продолжалот умело громить врага
на вуше и на море. ‘be

- ка продозжалась етрельба, стрелка дошла

до цифры 57. Командир рассмеялся,

После окончания стрельбы рулевой, по:
дойдя в офицеру Врубель, спробил, почё-
му расемеялея командир.

-— Разве вы не заметили, вответия
Врубель—6 каким прицелом мы начали
стрелять и с каким завончили.

А после немецкие пленные рассказыва-
ли, что огонь крейсера застал их врас“
плох, Они только что поднялись в атаку.
Снаряды ложилиеь среди пехоты. В ре-
зультате атака не только была сорвана, HO
немцы вынуждены были в беспорядие от-
етутить на несколько километров:

Позднее о артиалериеты = научились:
взаймодействовать в авиацией и широко

использавать ве для корректировки огна,

Боязнь отня наших кораблей sacras.
лялА противника бросать против совет-
ских крейсеров, эвкадренных миноносцев,
тральщиков и других кораблей сотни ево-
их бамолетов. Самолеты противника пы-
тАлибь атаковать корабли в 6a36, Ha
переходах морем. Но это не давало врагу
положительных результатов.

‚ Морские артиллеристы, в совершенстве
овладев стрельбой по берегу, в немень-
шим искусством отражали комбинирован-
ные атаки противника, И нередко один
зорабль принимал бой © 50 и более само-
летами врага,

Так на рассвете крейсер: Н., где коман-
диром зенитного дивизиона капитан-лей»
тенант Скалозуб, был атакован группой
намецких торпедоносцев и бомбардиров“
щиков: Постепенно обходя корабль, тор
педоносцы занимали носовые секторы и;
азделившись по четыре, пошли в атаку.
Расчет врага был прост и в то же время
хитроумен. Выпущенные е двух направае-
ний торпеды холжны были в каной-то точ
кб пересечь вуре кораблю и создатв непро-
хедимую зову,

Над морем прокатилиеь первые залпы
корабельных орудий, и по мере того,
Kak самолеты приближались, артиллерий-
ская канонада дополнялась очередями ав-
томатов и Пулеметов; Одновременно кор-
моевая батарея открыла огонь и по бом-

ыло 48, По-   бардировщикам, которые демонстрировали

Мелани: ^^ eu

‘борьбу в немцами, =

инж тень ети дни иона

%

ой войне

*

Ботареи ведут огонь

Обетановка на приморских участках
B ходе войны складывалась так, что 6е-
реговым батареям приходилось действо-
вать в основном против наземного. врага.
Количество стрельб по морским целям
относительно невелико, но они предетав-
ляют немалый интерес. Артиллеристы ве-
ли их, как правиле, одновременно с на-
несением ударов по сухопутной обороне
противника.

В упорных боях заслужил отдельный
артиллерийский дивизион почетные зва-
ния Гвардейского и Новороссийского.
Дивизион неоднократно срывал планы
противника, сковывал его силы, громил
оборону, уничтожал танки, автомашины,
NOTH, живую силу и технику . немцев.
Своим метким огнем дивизион обеспечивал
высадеу десанта майорь Вуникова на
Мысхако, помог морским пехотинцам за-
крепиться на «Малой Земле». Сразу же
после ‘этого перед дивизионом была по-
оставлена задача: обеспечить коммуника-
цию Геленджик—Мысхако.

Однажды на «Малую Землю» шел кон-
вой в составе до 20 кораблей. Ночью на
него попытались напасть два отряда тор.
педных катеров противника. Условия
для действий батарей были чрезвычайно
сложными. Прежде всего требовалось об-
наружить врага и так осветить его, что-
бы не задеть лучами свой конвой и He
поставить его под удар немецких батарей,

‘Ha батареях учли; что все трассы с `не-

вонвоя стрельбу, направляются в сторо-
ну берёга. Поэтому луч давался уверенно
и весьма точно. На поиск цели батарея
гвардии капитана Челава затратила Bce-
го около минуты. Ударили орудия гвардии
капитана Белохвостова. Первый же залп
дал накрытие, Противник поставил ды-
мовую завесу и отошел. Столь зе метко
стреляли батареи твардии капитана 3уб=
ковь и гвардии старшего лейтенаята Дё-
виденко, В результате боя один торпед
ный катер был потоплен, остальные ‘об-
ращены в беготво. Наш конвой без по-
терь пришел на Мысхако. 1 ah

Автивность действий немецких катеров
не снижалась. Но всё их попытки нама-

дать на наши конвои срывались умелыми.

действиями дивизиона. Протизнив за ко-
poTkoe врёмя потерял 5 катеров, не счи-
тая двух серьезно поврежденных. Этот
же дивизион в течение целого года не
позволял немцам как-либо использовать

Новороссийский порт. Цемевежая бух-.

та контролировалась
авиетами,

Всему флоту известны славные дела
Краснознаменното артиллерийского диви-
зиона, которым  сейчае командует под-
полковник Отрокер. Особенно отличилась
Краснознаменная батарея, давшая пер-
вый залп 10 ^ врагу в первый же день
войны, Ею долгое время руководили Ta-
Rie прославленные артиллеристы, зак
калитаны Космачев и Поночевный.

Батарея стояла на правом фланге

нашими артил-

фронта Отечественной ‘войны,  воздей-.

ствуя на важнейшую коммуникацию вра-
га в Варангер-фиорде. Немцы истратили
много тысяч снарядов ий сотни bomb,
стремясь уничтожить батарею. Но стой-

кобть и умение североморцев победили. ,

He pas сезероморским артиллеристам
приходилось. вести отонь по немецким
-ROHBOAM и одновременно отбивать в03-
душные налеты. Другие батареи хивизио-
на вели в такие часы контрбатарейную

выход в атаву с кормовых куреовых уг
лов.

По’ приказанию командира дивизиона
ссновная масса огня была сосредоточена
против торпедоносцев. Они представляли

главную угрозу. Огонь вели поорудийно. .

Он. был  вастолько точен, что четыре
торпедоносца, шедшие 6 правого, борта,
сбросили торпеды, не доходя 20-—25 ка-
бельтовых, & те, что выходили © левого,
еще пытались преодолеть несколько Ка-
бельтовых, но, видя, что. два самолета,
перевернувшиеь, врезались в воду, поепе-.
шили избавиться от торпед и отвернуть.

Не мёнбе интенсивно действовали в пе-
род оборонительных и наступалельных
боёв наши береговые батареи. Многие из
них иблучили звание гвардейских. Артил-
леристы научились умело осуществлять

взаимодействие с кораблями и сухопутны-.

ми частями. И своими действиями не раз
способствовали высадке десантов; проры:
ву оборонительных рубежей врагь ит. д:

По всей стране прогремела слава 0
251-м Новороссийском отдельном. подвиж.
ном артиллерийском дивизионе, 1-й гвар=
дейсвой морской железнодорожной брига“
де @ других. ey

Эта бригада только за два 6 половиной
годё войны ‘уничтожила 95 `артиллерий-
ских  й 22 минометных батарей, 37 же-
лезнодорожных составов 6 солдатами и
боезапасом, 75 танков, несколько сот
азтомашин, 15 самолетов, взорвала 87
складов боезанаеа.

Во время наступления войек Ленин
Градского фронта Первая’ гвардейская
бригада, отлично взаимодействуя © вухо*
путной артиллерией и кораблями, на-
несла противнику серьезное поражение,
От ев огня взлетело на воздух немало
долговременных сооружений немцев, & их
гарнизоны понесли тяжелые потери.

Взятый в эти дни в плен немецкий еф-
рейтор Петер Шуберт заявил: «Огонь рус-
ской артиллерии так стрален, что устоять
нельзя». Другие пленные показали, что
посл6 артиллерийской подготовки гарни-
зопы опорных пунктов на 75 процентов
были выведены из строя, а уцелевшая
часть их была полностью деморализована,

мецких каторов, открывших по охранению.

Помимо большого количества уничто-
женных наземных целей, техники и жи-
вой силы врага, на боевом счету дивизи-
она к моменту награждения его орденом
Красного Знамени числилось 27 потоп-
ленных кораблей общим  водоизмеще-.
нием 66.800 тонн. Семнадцать кораблей
было повреждено. Сейчас количество
потопленных дивизионом кораблей пре-
высило 50. Примерно столько же повреж-.
дено. Дивизион уничтожил восемнадцать
немецких орудий во время контрбатарей-
ных стрельб. -

Говоря о стрельбе бёреговых батарей
по морским целям, нельзя не отметить
участия морских артиллеристов в разгро-
ме вражеских десантов. За время войны
известны лишь две попытки немцев вы-
садить десант. 0бе они не удались.

Первый раз немцы попытались выса-
длиться еще в начале войны Ha обтрове
Эзель. Отряд из шести транспортов, при-
врываемый эскадренными миноносцами и
сторожевыми кораблями, вошел. и развер-
нулся в бухте Лыу. Десантники погрузи-
лись на высадочные средства, и направи-
лись в берегу. В этот момент наши ба-
тареи открыли по ним губительный огонь.
Одновременно в бухту ворвались совет-
ские торпедные катера и потопили 4
транспорта, эскадренный миноносец и
сторожевой корабль. Батареи разгромили
десант Ha высадочных средотвах. Высах-
ка десанта противнику He ухалаеь. Ha
‚другой день такая же попытка повтори-
лась в районе Кейгуста. Наши батареи,
взаимодействуя е катерами и авиацией,
сорвали и эту попытку. Враг потерял
еще 4 транспорта, миноносец, стороже-
вик, 12 десантных катеров, много мел-
ких судов и лайб.

Целый год после этого немцы не ре-
тались где-либо высаживать десанты,
И только в октябре 1942 года они попы-
тались захватить остров Сухо на Ладож-
ском _ озере. 38 единиц (транспортных
судов, калеров, канонерских лодок),
прикрывземых авиацией, направились &
острову. Противник был в двадцать раз
сильнее гарнизона острова по’ численно-
му составу и в сто раз — по мощи огня.
Й в66 же ему нео удалось овладеть
островом. ©

На подходе к Сухо вражеские кораб-
ли открыли интенсивный огонь. Гарнизон
острова мужественно принял первый
удар и нанес ответный. Единственная
батарея начала обетрел подходящих ко-
раблей. На третьей минуте боя был тл-
жело ранен командир батареи. Но ору-
лийные расчеты, ‘обученные самостол-
тельным действиям, продолжали вести
отонь. Через семь минут Фни потопили
десантную баржу и катер противника.
Артиллеристам . помогали находившиеся
в д0зор6 катер <«М0-171» и тральщик
«ТЩ-100». Они емето сражались © чис-
денио превосходящим врагом,

Жестоний бой длился до тех пор, пока
к острову не подошли тлавные силы
флотилии и авиация. Некоторая часть
вражеского десанта ценою больших по-
терь’ бумела высадиться на остров, но ее
сбросили обратно в озеро. Разгромлен-
ный отряд неприятельских судов обра-
тился в бегство. Корабли флотилии, вззи-
модействуя & авиацией, топили враже-
ские плавередетва на отходе. Всего было
помоплено болеб 20 судов и сбито 15 са-
молетов противника. -
Инженер-налитан-лейтенант

: Г. ПАДАЛКА.

ани

_9 люяя линкор «Октябрьская револю-
ция» свойм огнем поддерживал наступаю-
щие на Карельском перешейке части
Красной Армии. В период этих стрельб
многие узлы сопротивления противника
были разрушены, & значительная часть
его живой силы и техники уничтожена.

Береговые батареи Н-ского дивизиона
Северного флота за  времн войны
потопили ®выше. 50 немецких кораб-
лей. Глухой полярной ночью, в безоблач-
ные полярные дни они с одинаковым уме-
нием воли огонь пб вражесним кораблям
и самолетам.

28 июня три транспорта в сопровожде-
aint 15 вораблей противника пытались
проникнуть в Петсамо.

Артиллеристы Артемов, Эристов, Зай-
ц6в открыли огонь.

_ Немцы не ожидаля, что 6 такой дистан-
ции по ним откроют огонь. Наши артилле-
ристы перехитрили их, ведя предыдущие
стрельбы с меньшей дистанции, Не по-
могли противнику и дымовые завесы.
В результате 2 транспорта быаи потонле-
НЫ, а третий поврежден.

Активность морской артиллерии преяв-
лялась на протяжении всего периода Ha-
ступалельных боев. под Ленинградом, на
Карельском перешейке, 84 Совбтевую
Прибалтику, за район Печенги.

В докладе на торжественном заседании
Московского Совета 6 ноября 1944 года
товарищ Сталин говорил: «Красная Ар-
мия достойно выполнила свой патриоти-
ческий долг и освободила нашу отчизну
or врагах. В благородном тяжелом войн-
ском труде Ерасной Армип, в 66 успехах
есть доля труда и морских артиллери-
ros.

Tue 6m onn ни находились — будь то
Ha линейном корабле «Севастополь», на
береговой батарее Заполярья, кочуя по
железным дорогам вместе с насту-
пающими частями Красной Армии,
морские артиллеристы проявляли и пролв-
ляют исключительное мужество и умение.
Своими подвигами сени умножают славу
своего’ оружия, ‘славу бозвых кораблей;
под флагом которых отетаиватют честь и
независимость нашей Родины.

Капитан 3 ранга А. ВАСИЛЬЕВ.

= = г

er tent ан: = с