Sa

oe 271 (1838)

юября 1944 г., четверг №

БЬЕТ МОРС

Сорок первый месяц орудия советских. ко
гремят на морских театрах Отечественнс
озерах.

Во всем многообразии боевых возможностей предстала наша морская артилле-
рия в битвах за свободу и независимость советской Отчизны Ap ib
топят немецкие корабли, yHHYTOKaIOT BpaxKeckue самолеты,
противника, приводят к молчанию его батареи, ;
узлы сопротивления, истребляют танки, поддерживают десантников, расчищают
путь советской пехоте. Историческая слава русских комендоров а Stee
чавшихся точностью стрельбы, нынё упрочена и приумножена doutisalen нашего фло-
пе мастерски используют для нанесения наибольшего урона немецким
к noel ae прекрасную артиллерийскую технику советских линкоров, Kpelice-
р ны осцев, кораблей всех других классов, береговых и зенитных батарей,
и показываем боевые дела советских морских артиллеристов на

течественной войны, Эти эпизоды, естественно, не охватывают всех

сторон деятельности флотской артиллерии. Тем не менее они дают представле-
ней iN eerste военные моряки свою артиллерию, помогая Красной
кую землю от фашистской нечисти.

раблей и флотские береговые батареи
й войны, на прифронтовых рёках и

громят порты и базы

Первые залпы
eerie Serene ae neni остинжень

B 4 часа утра 22 июня 1941 года ба-

Taped старшего лейтенанта Спири-
донова дала первый зали по противнику
пытавшемуся форсировать Дунай, Мор-
кие артиллеристы первыми обрушились
из зрага на южной границе нашего госу-
дарства.

Ha рассвете немцы я румыны, под
прикрытием ураганного огня, на рыба-
чьих лодках-каюках начали переправу.
Не успели они дойти до середины реки,
kak путь им преградили высокие веплес-
БИ,

Каюков было очень много. Казалось,
вя голубая ширь реки покрылась чер-
ной сыпью. Старший лейтенант Спиридо-
нов накрывал залпами одну группу л0-
дБ и немедленно переносил огонь на
другую. Дальномерщики едва успевали
давать дистанцию. Снаряды вспенивали
дунайские волны, разбивали в щепы и
переворачивали- вражеские лодки. Быот-
ров течение уносило трупы и обломки
каков,

Противник сконцентрировал на бата-
ее Спиридонова огонь множества ору-

рачивали деревья, осколки залетали в
орудииные дворики, рвали  маскировоч-
ные сетки. Но флотские орудия не умол-
кали. Дым стоял над батареей, пыль и
цесок скрипели на зубах артиллеристов.

Когда неприятельские снаряды стали
ложиться вплотную у орудий, Спиридо-
ков приказал переменить позицию. 0ру-
ave Соленого прикрывало маневр. Подо-
шли тракторы. С трудом преодолевая
многочисленные воронки, трактористы
выводили из-под огня одно орудие в&
другим. Краснофлотцы быстро установи-
ли пушки на новой позиции. Противник
не успел опомниться, как батарея возоб-
новила огонь © полной силой. \

Е полудню враг прекратил попытки
форсировать Дунай на этом участке. За
это время батарея Спиридонова уничто-
жила более полутораста каюков и два мо-
торных судна с живой силой противника.
Кроме того, она разгромила две фашист-
ские колонны и разрушила  носколько
важных об’ектов на вражеском берегу,

Удар. по Констанце

БЕРЕГ приближался. В дымке рассвета

все ярче проступали очертания вра-
жеского порта — об’екта атаки кораб-
18, которым выпала честь в первую
лодваю войны выйти в поход к неприя-
теьским берегам.

— Через две минуты будем в исход-
ОЙ точке, — доложил штурман.

— Ну, артиллерист,— произнее коман-
Дир корабля, — теперь слово 3a тобой.

e `

продолжали стрелять по вражеским бата-
реям.

А когда берег исчез из виду, появилея
новый противник. На большой высоте к
кораблю шли двухмоторные пикирующие
бомбардировщики. Теперь стреляли зе-
нитные орудия. Головной пикировщик
качнулея, свалился на крыло и упал в
воду. Затем второй самолет резко познел
на снижение. Но к кораблю приближалась

. же новая группа бомбардировщиков,
Катитан-лейтенант Хулга негромко от-   Командир батареи лейтенант Феспалько
дал приказания, Орудия развернулись,   открыл заградительный огонь. Немцы

прочертив дугу вдоль береговой линии.
Ве расчёты для первого залпа были го-
TBE заранее. Еще секунда — и корабль
вздрогнул от мощного толчка. Снаряды
понеслись к Констанце. `

обоих бортов подходили еще тройки, ше-
стерки, девятки бомбардировщиков.

Теперь управлять огнем централизеван-
во было невозможно. Каждый командир
орудия самостоятельно избирал цель в
своем секторе и обстреливал ве. Капитан-
лейтенант Хулга красным флажком ука-
зывал направление подходящих самолетов.
Грохот выстрелов и разрывы б0мб слива-
лись в единый гул.

Вражеские атаки повторялись до тех
пор, пока с востока не показались красно-
звездные истребители. Артиллеристы пере-
вели дыхание — они отстояли свой ко-
рабль,

А когда лидер вёрнулея в родную базу,

Первый зали дал недолот. Хулга ввел
корректуру, и вторая серия снарядов, под-
няла на берегу огненные столбы. В порту
началея пожар. Продолжая вести огонь,
артиллерист пристально вглядывалея В
очертания построек. Он искал главную
Цель огневого налета. И вот среди порто-
вых сооружений мелькнули большие за-
хаскированные нефтяные баки, Капитан-
тейтенант приказал наводить по ним.
После первого же накрытия к небу под-
нялись столбы черного дыма, пронизан-
ные яркооранжевьм пламенем. Горели за-

его экипав решил послать письмо
Е товарищу Сталину. Письмо начиналось
В это время по кораблю открыли огонь   так:

румынские батареи, Хулга переносил огонь
10 на них, то юнова на баки, где все ярче
разгоралось пламя пожара. Неприятель-
кие снаряды начали ложиться ближе в
борту. Лидер маневрировал, и артилле-
риеты, не превралцавииие огня, вынужде-
ны были все время вводить корректуру.
Время, установленное приказом, вышлю.
Корабль развернулся на обратный курс.
Ho 60й во прекращажея. Кормовые орудия

„Флотский огонек“

КОГДА немцы вплотную подошли К

Ленинграду, артиллерия кораблей
Краснознаменного Балтийского флота
была включена в оборонительное кольцо,
опоясавшее непроходимой огневой сте-
ной героический город. В тревожные дни

«Дорогой Иосиф Виссарионович! В бою
с вратом мы испробовали свои силы, про-
верили свои ряды. Наши артиллеристы

ным об’ектам Конотанцы, предав их огню
и разрушению. Наши зенитчики метко
стреляли по вражеским самолетам,  от-
правляя их на дно нашего русского моря.
Мы точно выполнили приказ `коман-

хифа...».

шему переднему краю двигалась большая
колонна гитлеровцев, во главе которых
шел оркестр с. трубами, литаврами, бара-
банами. Линкор получил приказ остано-
вить атакующих. Развернулись трехору-
дийные башни. Подчиняяеь воле управ-

ртиллеристы флота `

обращают в прах неприятельские .

дий. Снаряды засыпали позицию, выво-

отвернули и сбросили бомбы в море, Ав

хладнокровно и метко вели огонь № воен...

«психическую атаку». На вей раз Е на-.

обета 1941 года в грохоте артиллерий-
ой канонады выделялся мощный гул
двенадцатидюймовых орудий линейного
корабля «Октябрьская феволюция». Та
желые снаряды крошили отборные эсэов-
кие болальоны, уничтожали танки,
грузовики, батареи. И не раз. сухопутное
командование выражало ‘артиллеристам
линвора горячую признательность 8a
иеключительную  точноеть  «флотекого
огонька».

„Лежцы очередную

предприняли

Наводчик продолжает_60й
tener ecco EET SEL I

ОМБА разорвалась почти у самого
борта «морского охотника». Оскол-
ви © визгом пронеслись над палубой. Co
снарядом в руках упал краснофлотец Зо-
тов. Старшина Благих, смертельно Та
неный, опустился на палубу и прошеи-
тд последнее приказание:
— брудаю продолжать огонь!
Наводчик Николай Салов оглянулся
п понял, что приказ относитея вю нему
одному, ибо больше никого He осталось
з живых из славного орудийного pacie-
та, который знали на всех катерах, кон-
понровавиих советские транспорты B
ажденный Севастополь и вдоль KaBe
падекого побережья. В руках этого рас-
чет обыкновенный 45-мм полуавтомат
обретад чуть ли нв пулеметную  6к0-
ростовльность, Целые группы немецких
самолетов сворачивали с боевого RypCa,

ляющего огнем, снаряды пошли к цели.
Точность расчетов была такова, что пер-
вый же BAN накрыл немецкую колонну.
Олин снаряд разорваяся в гуще фашиет-
ких музыкантов. Замолк оркестр. Еще
нескольйю залпов линкора, и уцелевигие
немцы на четвереньках раеползлиеь по
своим окопам. :

Ныпи пехотинцы перешли в контрата-
Ку и снова благодарили артиллеристов
линкора за «флотский огонек».

катер лейтенанта  Mocramoxa

когда г x
их огневой завесой. Транспор-

встречал

ты, буксиры, краны, которые сопровож-

дал этот катер, всегда приходили в порт
назначения невредимыми. А когда Ka-

терникам довелось выручать из беды
атакованную «Юнкерсом» — подводную
лодку, комендор Благих с пятого вы-

стрела ебил фашистокий пикировщик.

Теперь у пушки юстался один Салов.
Но наводчик не дал орудию умолкнуть.
Он сам заряжал, сам наводил и сам стре-
лял, выбирая момент, когда можно по-
мешать врагу прицельно обросить бом-
бы, Освоившись, он стрелял все быстрее
и все расчетливее. И когда еще один
немецкий бомбардировщик стал пикиро-
валь на катер, балов, заменивий весь
орудийный рабчет, сбил вражесьви е&мо-

ет прямым попаданием снаряда,

КРАСНЫ

й ФЛОТ

Навстречу Дню артиллерии

КАЯ

Огонь ведет подводная лодка

у словия вотречи с противнихом не
всегда. позволяют подводнякам ис-
пользовать свое основное оружие — TOp-
педы. В таком положении оказалея од
нажды командир североморскей подвод-
Ной лодки капитан 3 ранга Узкин, 6 ко-
торым вышел в море командир дивизио-
на капитан 2 ранга Магомет Гаджиев —
будущий Герой Советского Созза.

Курс. быстроходного немецкого тране-
порта исключал возможность успешной
ториедной атаки. “Но у подводников —
одна мысль: <0бнаруженный противник
холжен быть уничтожен».

По приказанию комдива лодка веплы-
вает на виду у неприятельскях постов и
идет наперерез транспорту. Вызванный
наверх орудийный расчет открывает
отонь.

Уже первые выстрелы поражают цель.
Фашистский транспорт горит, обедая Ba
корму, и поворачивает к берегу, чтобы
выброситься на мель. На подводную лод-
ку устремляется немецкий бэмбардиров-
щик. Приходится срочно погружаться. Но
огонь подводников был меток, и дело уже
сделано: на транспорте взорвались кот-
ты, он идет ко дну.

Вскоре Гаджиев, находясь на борту
другой подводной лодки, использовал ар-
тиллерию против немецкого сторожевика

Крейсер стреляет

и двух катеров-охотников, преследовав-
ших лодку после того, как она торпедой
потопила транспорт.

Весь корпус. подводной лодки ©одро-
галея от близких разрывов . глубинных
бомб.

— Давай, командир, веплывем и по-
топим их артиллерией! -— предлагает
Гаджиев.

Ещё под водой в отееках раздается
сигнал артиллерийской тревоги. Минуту
спустя на поверхности разыгрывается
беспримерный артиллерийский бой со-
ветской подводной лодки с тремя военяы-
ми кораблями противника.

Огневые средства лодки в несколько
раз слабее. № тому же она беззащитна в
первые мгновения после всплытия, & для
вв гибели достаточно одного прямого по-
падания в прочный корпус. И все же
подводники берут верх; их огонь более
меток.

На третьей минуте боя снаряд попадает
в тлубинные бомбы на корме немецкого
стборожевика. Взрыв мгновенно  сокру-
шает вражеский корабль. Гаджиев пере-
носит огонь на ближайший катер-охот-
ник, и через две минуты тот отправляется
на дно волед за сторожевиком. Единст-
венный уцелевший катер, ‘не дожидаясь
своей очереди, поспешил укрыться в
фяорде. —

прямой наводкой

В

декабрьской очи «Красный Кав-

:  Каз» подходил & занятой немцами Фводо-

сии. Ровно в 2 часа разрывы снарядов
главного калибра крейсера  осветили

ne
-причалам устремились катера-охот-
ники © первым броском десанта. Продол-
жья итти в берегу, крейсер ведет огонь.
Воё ближе строения порта. Веё совруши-
тельнее огонь корабельных орудий. Ной
немцы уже пыталотся оказать сопротив-
ление, Вода вокруг бортов наших кораб-
лей вопенилась от разрывов. Осколки ва-
летают на палубу. Но крейсер неуклонно
приближается в цели. Попрежнему метко
бъют его орудия. Теперь огонь ведет не
только главный калибр. В бой вотупило
вс6 могучее вооружение корабля. :
Крейсер входит в порт, занятый
противником. Нарушены обычные пред-
ставления о дистанции, о методах веде-
ния огня, Стреляя прямой наводкой, рас-
чищая огнем путь первому броеку,
«Красный Кавказ» швартуется в внеш-
ней стороне феодосийского мола. Начи-
навтоя высадка основных сил десанта.
Теперь немцы стреляют по кораблю не

НЕПРОГЛЯДНОЙ тьме штормовой   только из орудий, но и из минометов, пу-

леметов, автоматов. Крейсер отвлекает на
себя почти все отневые точки противни-
ва. Артиллеристы корабля не остаются в
долгу. Они бьют точно, расчетливо, 38-
ставляя умолкать немецкие батареи. Вра-
MOCKUX огневых точек много, и каждая
башня, каждое орудие крейсера стреляет
самостоятехьно:

Огнем управляет старший лейтенант
Коровкин. Он уже трижды ранен — в
голову, руку я ногу. Юго отвели в даза-
рет, сделали перевязку, но он вернулея
на пост и снова руководит стрельбой.

Дистанция боя настолько мала, что
стрельба ведется почти в упор. Вот взле-
тела на воздух одна вражеская батарея,
вот умолкла другая. Нои врагу удается
побиться попаданий. Осколки вяеталют в
ходовую рубку. Следующий снаряд попз-
дает в одну яз башен. В ней вопыхивает
пожар. Возникает угроза взрыва погре-
ба. За четыре минуты краснофлотцы лик-
видируют пожар, не затопляя погреба.
Башня снова включается в 60й.

Высадив войска, крейсер отошел мори-
втее, не прекращая стрельбы по orery-
пающим немцам,

До последнего дыхания

НЕМЦЫ приближались в Севастополю.

По горной дороге двигалась круп-
ная механизированная колонна неприя-
теля. Она была еще далеко от города,
когха на дороге разорвались двенадцати-
хюймовые морские снаряды. Немцы
веполошились. А снаряды уже оватясь в
голове колонны, падали в самую гущу
машин. и войск,

Так состоялось первое знакомство нем
цев с севастопольской береговой батареей
капитана Алекеандера. С тех пор много
месяцев подряд, до последних дней оборо-
‘ны, артиллеристы знаменитой «Тридцал-
ки» громили врага. -

Сотни снарядов выпустили немцы из
24-дхюймовых осадных орудий, тысячи
Som обрушили они на батарею. Но ona

жила и стреляла. Во время второго штур-

ма противник пытался окружить батарею.
Фанистекие автомалчики просачивались
в тыдци обстреливали выходы из башен.
Всё артиллеристы, не занятые у орудий,
встали на защиту батареи. Под командо-
ванием лейтенанта Окунева они пулемет-
ным и ружейным огнем отгоняли врага.
Нередко дело доходило до рукопашных

„Молодец, Волга!

ГГРОЗНАЯ осень сорок второго года.
Войнь дошла до берегов Волги. В
Сталинграду стягиваются боевые кораб-
ли Волжевой военной флотилии.
Канонерская лодка «Усыскин»  подо-
спела на огневую позицию в тот момепт,
когда немцы прорвали один из участков
нашей обороны и готовились к новому
броску. С вынесенного на берег наблюда-
тельного пункта командир БЧ-П лейте-
нант Телепаев видит фашистские танки,
выстроенные в линейку. Враги уже заво-
дят моторы, надеясь с хода ворваться в
город. Но исходные данные для открытия
отня во-время переданы на корабль, it
залпы <Усыскина» накрывают цель.
‘Семь подбитых танков, десятки уничто-
женных гитлеровцев -— таков результат
первого огневого налета канлодки. Заме-
ститель. командира Гриценко вывешивает
н5 палубе плакат: «Спасибо от Родины
расчету носового орудия!»  Возглавляе-
MEI старшиной Бабич, этот расчет пря-
мыми попаданиями разворотил два немец-
цих танка. Но важнее всего, что ни одному
танку не удалось прорвалься в город. При

Орудие в огне

(СТОРОЖЕВОЙ катер 025 вместе ¢

другими ворвался в Новороссий-
ский порт. До причалов оставалось чуть
больше 50 метров, десантники  готови-
лись к высадке, когда почти в упор с be-
per& дала залп немецкая трехорудийная
батарея. Снаряд енее мостик в находя:
щимися на нем командиром катера, сиг
нальщиком и рулевым. Вотыхнуло ярков
пламя. Морской охотник по инерции вре-
зался в берег.

Второй снаряд пробил бензобак, тре-
тий разорвалея в моторном отоеке. Паа-
мя расползалось по катеру, растежалось
по воде. Неподвижный пылающий ко-

схваток. Но и в эти тяжелые минуты ба-
тарея не переставала вести огонь. На еб
боевом счету значились уже десятки ба-
тарей, танков, бронемашин, сотни ‘фаши-
стових солдат и офицеров.

Отбросив прорвавшегося врага, артил-
зеристы и севастопольские рабочие почти
_на виду у немцев, без обычных прислособ-
лений и инструментов сменили расстре-
лянные стволы двенадцатидюймовых ору-
дий. Никогда ещё эта сложнейшая работа
не производилаеь в таких условиях.

Наступили решающие дни третьего
штурма. Батарея Александера, ставигая
уже гвардейской, снова в огне. В9-
мендоры не отходят от орудий. Трупы вра-
гов устилают подходы в башням,

Немцам удается окружить батарею.
Личный вобтав Bo главе ¢ вамита-
ном  Александером заперся в башнях
и железобетонных блоках. Немцы заму-
ровали вентиляционные трубы, чтобы за-
душить черноморцев. И когда не было
уже возможности драться, артиллеристы
взорвали батарею и погибли под ее раз-
валинами.

поддержке корабельной артиллерии наши
войска выбивают противника из приго-
родного селения, улучшат свои, позицич,

‚ День за днем комендоры «Усыекина»
бьют по танкам, батареям, блиндажам
врага, & ночами маскируют свой корабль,
неуловимый для фашистевих корректи-
ровщиков. За короткое время канлодка
Уничтожает около 20 немецких танков,
артилаерийских и минометных батарей,
xo 50 автомашин с войсками и боеприпа-
сми, 4 самолета на прифронтовых аэрод-
ромах.

Немцы подтягивают к осажденному го-
роду новые тяжелые батареи. Одна из них
особенно досаждает нашим войскам. Ее
место по вспышкам  засекает с наблюда-
тельного пункта сам командующий

нем, Только pacuer  нобового орудия
продолжал стрелять. Сапожников отыс-
кивал новые цели, накрывал их.

Когда уже 6 оставалось надежды
спасти корабль, катерники добрались
к стоявшему неподалеку мотоботу, ста-
ли помогать его экипажу выгружать
противотанковое орудие, снаряды, Но в
пылу работы они все время слышали ха-
рактерные звуки выстрелов носовой
пушки ёвоего катера.

Люди смотрели туда, где догорал мор-
ской охотник, и то, что они видели, ка-
залось фантастическим: в ярком пламени

„Барбакадза“

В ДНИ блокады Ленинграда немецкий

летчик, спустившийся на парашю-
те с подбитого «Юнкерса», показал на
допросе, что германское командование
имеет сведения о появившемея у нас но-
вом мощном оружии, которое поражает
цель в удивительной точностью и назы-
ваетел <«барбакадза».

Такое представление создалось у нем-
цев 0 морской железнодорожной батарее
майора Григория Варбакадзе, фамилия
цоторого = показалась им названием
изобретенного большевиками  таинотвен-
ного оружия. Поводом для BOSHUEHOBE-
ния этой. легенды, очевидно, послужило
то, что батарея Барбакадзе отличалась
большой подвижностью 9, открывая
огонь с самых неожиданных для врага
позиций, почти всегда начисто уничто-
жала цель первыми же залпами.

Командир немецкой пехотной дивизии,
переброшенной в Ленинграду из-под Ce-
вастополя и уже испытавшей там силу и
точность огня советских морских орудий,
6 особой тщательностью выбирал непри-
метное и надежное место для своего ВИ.
Но наши разведчики все же обнаружили

IP

отчетливо вырисовывалиеь фигуры парт-
орга Сапожникова и наводчика Терехова.
Окруженные оранжевыми языками пла-
мени, артиллеристы продолжали  стре-
лять. Рушилея угол дома, где засели не-
мецкие пулеметчики. Умолкали огневые
точки, мешавшие ‘продвижению десант-
ников. Орудие СЕ-025 прямой наводкой
било по врагу.

Видно, артиллеристы решили биться до
последнего снаряда. Скоро героев уже
нельзя было разглядеть среди полыхаю-
щего огня, из которого вее еще разда-
вались выстрелы носового орудия.
>

его, & Барбакадзе несколькими залпами
превратил командный пункт немецкого
генерала в кучу дымящегося мусора, сре-
ди которого не могло уцелеть ничто жиз
Boe.

Одним коротким отневым налетом ба-
тарейцы Барбакадзе уничтожили 27 с0-
ередоточенных у переправы немецких
танков и четыре находивитиеся здесь же
миномётные батареи. За шесть дней боев
на другом участке морская  железнодо-
рожная батарея ликвидировала пять не-
ъмецких тяжелых батарей и разгромила
три неприятельских узла сопротивления.

Немцы подтанули в фронту новую тя-
желую батарею для обетрела наших вом-
муникаций. Как только наблюдалели 3a-
секли ев место, в бой ветупили орудия
Барбакадае. После первых же выстрелов
е наблюдательного пункта сообщили:
«Прямое попадание, отлично!»

«Секрет» успехов батареи заключалея
в том, что Григорий Барбакадее в пре-
делах района своих действий ориентиро-
‘валея по заранее пристрелянным точкам.
Это позволяло сразу вести огонь на уни-
чтожение.

Два против четырнадцати

3 AAYMAB захватить или уничтожить
два наших дозорных катера, сторо-
живших ненастной весенней ночью  мор-
екие подступы в Ленинграду, финны выс-
  al против них десять своих катеров, в
ъоторым потом присоединились еще че-
Tape, ;

Парой наших <морских охотников»
командовал старший лейтенант. Игорь
Чернышев. Принимая неравный бой, он
зашел в хвост изогнувшегося. подковой
вражеского, строя, чтобы не дать Против-
нику одновременно вести огонь всеми Ka-
терами. Комендорам была поставлена за-
дача — прямой наводкой бить по бли-
жайшему финскому катеру.

Умелый маневр Чернышева лишь отча-

сти компенсировал неравенетво сил. Ре-
шить исход боя предстояло катерным ар-
тиллеристам. Все зависело от того, смо-
гут ли они в темноте и. при качке етре-
лять более метко, чем противник.
Наводчики Петров и Редько умели в
шторм со второго третьего выстрела по-

топит немецкие корабли
НЕМЕЦЕИЙ караван пробирается в ropa

Петсамекий залив. Начальник конвоя
благословляет окутавший корабли мрак и,
может быть, уже считает доставленными
по назначению заполняющие трюмы бое-
припасы,

Но луч прожектора, внезапно выр-
вавшийея из темноты, сразу попадает
на один из транспортов, и тотчаю же на

советском берегу раздаютея залпы тя-

желых орудий. Через несколько минут
транспорт охвачен пламенем. Это облег-
чает дальнейшую стрельбу и помогает
артиллеристам нашщунать новые цели.
Первый транспорт тонет среди фей-
ерверка взрывающихея боеприпасов. Ba-
горается второй. Лишивиись управления,
он дрейфует в советскому берегу. Опа-
баясь, что огромное судно 6 тысячами
гонн груза будёт захвачено, немцы на-
правляют на него огонь cBoux батарей
$ противоположного берега залива.
редоставив противнику добивать 60б-
ственный корабль, советские артиллери-
CTL ищут уцелевшие суда каравана. Еще
один крупный транопорт выхвачен из

падать в прыгающую a волнах мину,

улавливая мгновение мертвой точки и мо-`

ментально производя выстрел. Это приго-

дилосв и в морском бою. От прямого по-}

падания енаряда с катера лейтенанта Rar.
лунова один поцкоровекий катер резво
накренился и кормой ушел под воду.

Чернышев, находившийся на другом
нашем катере, решил таранить противни-
ка. Однако расчет носового орудия помог
командиру
заливал прицел, приближавшийея силуэт
вражеского катера расплывалея в глазах
‚наводчика, но он по вопышкам навел
ствол на цель и третьим снарядом попал
в бензосистерну «шюцкоровца». Тот от
взрыва развалился на части. Несколько
минут спустя был подбит и лишился хода
еще один финский катер.

“Потеряв два катера и ничего йе добив-
шиеь, противник поспеших увести 06-
тальные двенадцать катеров под защиту

liesotes береговых батарей.

темноты прожекторами. Огонь переёно-
ситея на него, и уже второй снаряд вы-
зывает. сильный взрыв.

Три транспорта потоплены в одном
бою. Никакая береговая батарея еще не
одерживала такой победы, Есть чем гор-

дитьсл капитану Федору Поночевному, °

есть с чем поздравить Северному флоту
своего любимого артиллериста!

Боевой счет его Краснознаменной ба-
тареи, которая почти сорок месяцев —
6 начала войны до освобождения Печен-
ri — была правофланговым часовым
всего воветоко-германского фронта, на-
чат в полдень 22 июня 1941 года. Не-
MOHRUM тральщивом, потопленным в тот
день батареей, отврылея список кораб-
лей противника, уничтоженных  Север-
ным флотом.
` Десятви раз пытались немцы  разде-
латься в правофланговой советекой ба-
тареей. Но она неизменно  отврывала
огонь, как только вражеские корабли
показывались у входа в залив.

Охна эта батарея потопила около

вражеских судов. +

„Снаряды ложатся по цели...“

МРОЗНЫм январюким утром радио
разнесло по крейсеру обращение
хоманлира корабля:

— Войска Ленинградекого фронта пе-
решяи в наступление Нам поставлена
задача: мощными артиллерийскими нале-
тами подавить опорные пункты и огневые
средетва врага, обеспечить тем самым
продвижение сухопутных войек...

В.Э часов 20 минут башни крейвёра
дали первый залп. Снаряды легли в рай
оне цели. Корректировщик старший лей-
тенант Носков передал с выносного п96-.
та поправки. Яркое пламя вепыхивает у
длинных стволов орудий. ще несколько

Сталинградеким фронтом. Орудия «Усы-   залпов, и короектировщик снова передает:

Огневой налет на Варде

скина» открывают огонь по цёли.

Пять залпов —=и вражеская батарея
замолчала. :

-— Молодец, Волга! Благодарность всс-
му личному составу корабля за отличную
стрельбу! -— передает командующий.

рабль превратился в мишень, по которой
стреляли многочисленные огневые точки
врага. Им отвечало носовое орудие Еёте-

ра.

Парторг Сапожников, наводчик Тере-
хов, подносчики снарядов Сергеев и
Алиев посылали во врага снаряд за сна:
рядом, Вот замолчала немецкая батарея,
Сатожников перенес огонь на укрепаен-

noe злание, из которого немцы Be-
ли  иквальную  автоматно-пулеметную
стрельбу.

Девани был полностью высажен. Шич-
ный состав катера боролбя 6 ér-

—- Снаряды ложатся по цели. Hamu
войска продвигаются вперед. Видимость
хорошая, ты.

Особенно слаженно работазт личный
состав второй башни под командованием
старшего лейтенанта Миронова. Комендо:
ры, артэлектрики, прислуга подачи 06ес-
печивают полную скорострельность. Во-
`мандир башни передает краснофлотцам
очередное донесение с выносного поста:
«Вижу сильный взрыв в районе цели. На-
ши устремляютея вперед...»

На другой день крейсер снова вел
огонь, разрушал доты протизника, гро-
мил его командные пункты, табы, рез
зервы.

НИЩЫ потеряли в Заполярье Петса-
ми Виркенес. Основной морской
базой гитлеровцев в Варангер-фиорде
отал порт’ Варде.

Но и перед Варде в сумраке октябрь-
ского полярного дня появились  бовет-
ские миноносцы. Их качает штормовая
окванекая волна. Ледяная вода заливает
их палубы и надстройки, но орудийные
расчеты спокойно ждут. команды.

По сигналу флагмана корабли откры-
вают огонь. Немцы, захваченные sBpac-
плох, не сразу догадываются, что удар
наносится из штормующего океана. В
Варде воздушная тревога. С моря видно,
как начинают. пальбу в небо вражеские
зенитчики.

А миноносцы усиливают огонь. Бьют
гвардейцы «Гремящего», состязалотся 6
Ним: в Метвости и темпе комендоры дру-
гих вораблей отряда. В порту полыхают.

причалы, загорелись свлады, рвутся бое-
припасы,

Гитлеровцы уже поняли, что на них
падают не авиабомбы, a снаряды. На
стрельбу миноносцев отвечают мощные бе-
реговые батареи. Но врагу не удается
помешать обстрелу порта. Миноносцы
идут  противоартиллерийсвим зигзагом.
Сбивая aan пристрелку, они ме-

HAIOT галеы и реируют ход, про-
должая громить портовые  сооруже-
ния. зарево, поднявшееся над городом,

отлично освещает цели. Наблюдатели ед-
ва успевают отмечать взрывы и очаги по-
жаров.

Экипажи миноносцев знают, что в эти`
минуты воины Врасной Армии, наступа-
ющиё по норвежекой земле, видят заре-
во над Варде, слышат залпы советских
кораблей и что они еще увереннее идут
виеред, ощущая боевую поддержку 6 мора,

seen,

обойтись без тарана. Дождь.