о 29 ноября 1944 г., среда № 282   (1849)

В
ue ID: :   ^ Ленинград свято чтит память
А ПОР 1 . A пламенного трибуна революции
трудящихся Днепропетровской области ЛЕНИНГРАД, 28 ноября. (ТАСС).   выми вами. Каждый прилегающий к
редседстелю Госудорствениого  Комитета Обороны

Южная окраина города. Бывшзя Нарв- ых ра
ii йо ex— M, 7 x
ch, evana, HEHE Кировский Тайон...
Ais nce связано с sare Кирова. свя в дот. их eae
’ Свргей Миронович был членом нарв- т враг. был о He
ской районной партийной организации, .
Он а Ha aioe в парторганизации В дни блокады р ле ay pl
3-го моханичевкого цеха завода «Ерас-   но подвергалея арт р Г жиНо-

Родной и любимый нанг отец!

В знаменательный день — годовщину

освобождения Днепропетровщины от He-

мецко-фашистских захватчиков прими 01
сотен тысяч взволнованных и радостных

сердец — пламенный
нюю благодарность
свободу.

Мы шаем
воинам Красной Армии, войскам Зи 2

привет и искрен:-
за  возвращенную

сердечную благодарностЕ

Украинских фронтов, которые обвободи-

ти наш край от фашистских  рабовла-
дельцев.

Большое спасибо и искренний привел
мы посылаем нашему старшему брату—
великому русокому народу, который ова-
зал нам помощь в час тяжелой борьбы
против гитлеровских разбойников и ока-
зывает теперь — в дни возрождения жиз.
ни на освобожденной земле.

Год тому назад, в незабываемый ок-
табрьский день, от широких вод великой
Волги, от города бессмертной славы —
Сталинграда, разбив вдребезги ненавист:
ных немецких захватчиков, дошли до си-

них волн Днепра герои — воины Ёрас-
ной Армии и принесли нам долгожданную
свободу. И снова нах днепровскими до-
линами и горами взошло солнце, и снова
мы стали людьми. : Е i
_ Только год прошел с того незабывае-
мого утра, когда гвардейцы-разведчиги
ветупили твердой ногой на правый берет
Днепра, и Днепропетровск, еще окутан-
ный черным дымом, снова и навеки стал
советским. Только год прошел, но за этот
короткий срок наш творческий труд воз-
вратил жизнь на заводы и шахты, на
вольные поля. Только год прошел, а ка-
кие благодатные изменения произошли в
нашем крае!

В феврале 1944 года во всех городах
и селах области е большим: под’емом про-
шли митинги рабочих, колхозников, ии:
теллигенции и служащих. Мы дали Вам
EIATBY Kak MORHO скорее восстановить
все, что было разрушено немецео-фаши-
стскими разбойниками. Мы поклялись в66
евои силы отдать на помощь Врасной
Армии.   :

Сегодня мы рапортуем Вам, нали вели-
кий вождь и учитель, о том, как выпол-
няем мы свою клятву, как свободные дне-
пропетровцы в единой семье украинского
народа, под руководством верного сталин-
ца — Никиты Сергеевича Хрущева ca-
моотверженно восстанавливают народное
хозяйство и неуклонно усиливают 1по-
мощь фронту.

Рабочие заводов и фабрик с огромным

‚ напряжением работали этот год. Старые
опытные мастера брали в руки лопаты,
°ломы, становились, когда нужно было,
чернорабочими, научились класть стены,
ремонтировать старое оборудование, мон-
тировать машины, проявили кКипучую
инициативу, мудрую народную сметву й
находчивость. Осенью, в темные холох-
ные ночи, в зимние вьюги, часто под
вражескими бомбардировками, пребдоле-
вали трудности, металлурги, верные
своим старым пролетарским традициям.

Только несколько недель прошло поб-
ле изгнания немцев, а Днепродзержин-
ский завод им. Дзержинского уже дал
первые плавки стали. За год на метал-
лургических заводах области восстанов-
лены 3 домны, 13 мартенов, 18 прокат-
вых станов; из них $ домны, 10 мар-
тенов и 8 прокатных станов уже дали
стране и фронту 6.224 тонны чугуна,
40.770 тоны стали и 22.380 тони прб-
ката. Старейшие металлургические гиган-
ты области-завод им. Петровокого, за-
воды им. Лзержинского и им. Ленина ра-
ботают на полный металлургический цикл. .

See aaa

See Ss Gs ee a ЗЕ ЧАТА  9

Аорииалу Советского Согоза И, В.

продукцию введенные в
мощные предприятия, как моетострои-
тельный завох имени Молотова и Днеп-
родзержинский цементный завод.

на первая очередь
государственной электростанции, кото-

и рудники области.

стают от металлургов

ский порыв шахтеров делал и делает
чудеса. Вновь вспыхнули яркие огни
трудовых побед над копрами обновлен-
ных шахт. На Ёриворожье уже работа-
ют 20 шахт. За прошедший год Ёриво-
рожекий бассейн дал 570 тысяч тонн
руды. На всех металлургических заводах
Приднепровья и Донбасса плавят руду
Криворожья,

Героическими усилиями трудащихся
возрождается Марганец. Уже восстановле-
ны четыре шахты, которые дают марган-
цевую руду для наших заводов,

Охивают традиции горняков Криво.
рожекого бассейна. Методы стахановско-
го труда славного сына украинского на-
рода, воспитанника Днепропетровщины—
лауреата Сталинской премии Алекеея
Семиволоса — налили десятки новых пос-
ледователей, героев подземных недр, та-
ких как Иван Стадник, Иван Кобзарь, .
Петр Михно, Александр Довженко, Сидор.
Фивага и много других. Горняки хорошо
знают, что руда—это металл, а MeTatI—
это снаряды, оружие победы. Бот почему
горняки работают, не зная усталости.

В годы Отечественной войны достой-
ными помощниками Красной Армии про-
явили себя железнодорожники  Сталин-
ской магистрали. Много они сделали за
этот год: восстановили 2.366 километ-
ров главных путей, годовой план погруз-
ви выполнили за 9 месяцев на 138 про-
центов, оборот вагонов увеличился на
17,3 процента против плана. Днепропет-
ровский паровозоремонтный завод уже
выполнил годовой  производетвенный
План. :

По местной и кооперативной промыш-
ленности за прошедший гох восетановле-
но 91 предприятие, 198 артелей и 408
ремонтных мастерских, которые выпусти-
ли продукции за 8 месяцев 1944 года на
33 миллиона рублей.

С рабочими соединило свои трудовые
усилия и колхозное крестьянство. С ве-
личайшим под’емом взялось оно за ли-
ввидацию последствий фашистекого хо-
зяйничанья, за оказание помощи герои-
ческой Красной Армии. Осенью  прош-
лого года, когда еще гремели бои над
родными полями и селениями, колхозы
дали фронту свыше 14 ‘миллионов пудов
хлеба.

Быестрыми темпами возрождается co-
циалистическое земледелие и общеетвен-
ное животноводетво. За год в области
восстановлено 1.693 колхоза, 30 coBxo-
зов и 66 машинно-тракторных станций.
Перевыполнен план развития  животно-
водетва. В колхозах области  возлано
4.186 животноводческих ферм; 627 кол-
X030B уже имеют по четыре фермы, за-
рыбнено 500 гектаров прудов и озер.

Весенний ces 1944 года Днепропет-

овщина завершила одной из первых.
ы обещали Вам посеять сверх плана
20 процентов площади. Блатодаря небы-
валому политическому и производетвен-
ному под’ему тружеников села план ве-
сеннего сева выполнен на 127 процен-
тов.

Педводники Заполярья

Широки просторы Баренцева моря, но
с первых дней войны они стали’ теснымй
для немецких захватчиков. Узенькой лен-
той тянулась коммуникация немцев вдоль
северном побережья Норвегии. Прижи
маясь в самому берегу, крались с на-
трабленным никелем и железной рудой
конвои противника, ежеминутно опаса-
явь нанадений наших кораблей. Наши
подводники в трудных условиях, неемот-
ря на сильное противодействие, с самого
начала войны стали систематически Ha-
носить удары по вражеским  караванам,
отправляя на мМорокое дно немецеие
транспорты и военные корабли.

В страхе перед нашими подводными
лодками немцы были вынуждены принять
особые меры по защите своих коммуни-
каций, Густая сеть наблюдательных по-
стов, раскинутые по всему побережью
артиллерийекие батареи, минные заграж-
дения, воздушные и корабельные дозоры
на опасных учаетках пути в сочетании
с большим числом эскортных кораблей в
составе конвоев — вот комбинация сил
и средетв, противопоставленных против-
ником нашим подводным  лодкам. Еели
учитывать при этом особенности ceBep-
ного театра — штормы, туманы и другие
факторы, — то станет ясной сложность
условий, в Которых приходилось дейст-
вовать нашим подводникам. Несмотря на
это, северные коммуникации противника,
непрерывно резались советскими подвод-
ными лодками, авиацией и торнедными
катерами.

Сейчас, в результате наступательных
операций частей Карельского фронта во
взаимодействии с Северным флотом,
враг изгнан из важных морских баз в
Варангер-фиорде — Печенги и Киркене-
са. Восточный конец вражеской комму-
никации, таким образом, оказалея полно-
стью отсеченным. В связи © этим”и вое
оставшиеся коммуникации противника
потеряли 6в0е былое экономическое зна-
чение. Больше немцам не придется гра-

бить нали никель и норвежекую  желез-
ную руду.

В боях за Печенгу и Виркенес поляр-
ные подводники, действуя на коммуника-
циях противника, показали высокий
класс боевого мастеретва. Дважды соеди-
нение подводных кораблей Северного фло-
та отмечалось в приказах Верховного
Главнокомандующего Маршала  Совет-
ского Союза товарища Сталина. Традици-
онные «выстрелы» в гавани при возвра-
щении подводных лодок снова и снова
свидетельствуют о победах наших кораб-
лей над противником в море.

Совсем недавно возвратилась цз боево-
го похода Н-окая подводная‘ лодка.
Настойчивость и решительность, которые
проявил командир лодки, атакуя кон-
вой противника, достойны похвалы и под-
ражания. Командир, зная, что противник

тав или иначе должен прой-
ти через ето район, избрал  весь-
ма выгодную позицию для атаки.

Сначала под удар попал вражеский тан-
кер, который пытался ускользнуть, He

неудачно. Настойчиво преследуя врага,
командир точным торпедным залпом
пустил. его ко дну.

В другой pas командир  подвод-
ной лодки встретил конвой  про-
тивника В составе четырех  тран-

спортов и большого числа кораблей
охранения. Ни опасность обнаружения и
обстрела подводной лодки, ни вероят-
ность попасть под таран эскортных ко-
раблей противника — ничто не остано-
вило командира. Он видел. поред coboii
врага и решительно оближалея с ним. С
короткой дистанции были выпущены
торпеды. Один транспорт от взрыва пё-
реломился пополам, & второй, охваченный
уламенем, накренилея, Пламя” осветило
подводную лодку, и она была вынуждена
срочно уйти под воду. Противник сбро-
вил на нее около 38 глубинных бомб, но
безрезультатно.

Известный подводник капитан 2 ранга
Тураев также вернулся с баестящей

С’каждым днем увеличивают свою
строй такие

Пуще-
Днепродзержинской

рая обеспечивает элекроэнергией заводы

В могучем созидательном труде не от-
горняки ЁКриво-

рожекого бассейна и Марганца. Творче-

Днепропетровщина своевременно за-
кончила уборку богатого военного уро-
жая. Мы обязывалиеь в 1944 году до-
стичь урожая зерновых, по 80 пудов с
гектара, подсолнечника но 60 пудов.
Свое слово мы сдержали Мы собрали
зерновых по 90 пудов, а подсолнечника
по 62,5 пуда с гектара,

Мы рапортуем Вам, Иосиф Виесарио-
нович, что наша область полностью вы-
Гполнила план хлебосдачи, дав стране и
фронту свыше 31 миллиона ‘пудов -хлеба.

Чтобы лучше отблагодарять Красную
Армию за полное освобождение Советекой
Украины и оказать еще большую по-
мощь фронту в борьбе за окончательный
разгром - ненавистного врага, колхозное
крестьянство обязалось сдать  дополни-
тельно в фонд Красной Армии 2 мил-
лиона пудов хлеба. И сейчас день и ночь
беспрерывным потоком поступает зерно

на государственные — заготовительные
пункты. :
_ Область выполнила государственный

план осеннего сева, заложив прочный.
фундамент высокого урожая 1945 года.

Много усилий приложило  крестьян=
ство, ототраивая колхозные села. За, это
время построено 4.497 общественных
строений и 33.253 хаты колхозников.

С величайшим энтузиазмом взялась
за труд наша советская интеллигенция—
научные работники, учителя, работника:
искусства. За год восетановлены ч рабо-
тают в области 13 институтов, 7 научно-
исследовательских учреждений, 14 тех-
никумов, 1.464 школы, 6 театров, 36
кинотеатров и сотни колхозных клубов
и изб-читален. Широкий размах приоб-
ретает художественная  самодеятель-
ность. Подлинная украинская культура,
национальная по форме и социалистиче-
ская по содержанию, растет и крепнет в
освобожденных городах и селах.

Дорогой Иосиф Виссарионович! С ут:
роенной энергией, умноженной на жгу-
чую ненависть к врагам, работали мы Е
этот знаменательный год, имея перед 60-
бой героические примеры гвардейцев
фронта, примеры отважных земляков —
дважды Героев Советского Союза Григо-
рия Кравченко, Алекее% Федорова, Дмит-
рия Глинки, Героев Советского Союза —
днепропетровцев — Бориса Глинки, Ива-
на Кобылянекого, Андрея Труд, Андрея
Таран, Василия Авраменко, Марка Бело-
ножка, Ефима Вривошеева, Ивана Пере-
хода, Петра Шевченко и десятков и 60-
тен других храбрых соколов Приднеп-
ровья, В труде-мы равнялись на мужест-
венных офицеров и бойцов, прославлен-
ных Днепропетровских, Днепродзержин--
ских, Ериворожеких, Никопольских, Си-
нельниковеких, Верховцевских, Пазло-
градеких, Чаплинеких дивизий.

Быть похожими на них, быть достой-
ными своих братьев-фронтовиков, стати
гвардейцами восстановления -— в этому
стремился и стремится каждый из нас.

Радостно сознавать, родной наш отец,
что руководимые Вами войска Советеко-
го Союза завершили очищение священной
земли нашей от немецко-фашистской по-
гани, что победоносно гремит наша кано-
нада над волнами Балтики, в Пруссии, под
стенами Варшавы, в Карпатоких горах.
в Венгрии, Румынии, Югославии, предве-
щая близкий час полного разгрома фаши-
стекой Германии. Измы знаем, что в этот
решающий‘ чае борьбы наша обязан-
ность-—напрячь все силы для помощи
фронту.

: Рапорт подписали 580.330 чел,

победой. В ночных условиях, преследуя
конвой противника в составе трех транс-
портов и кораблей охранения, он метким
залном потопил один транспорт. Продоя-
жая поиск, Тураев встретил конвой в
составе двух транспортов и большого
числа эскортных кораблей. С воздуха
конвой прикрывалея самолетами. Ma-
стерски используя  оботановку между
ударами нашей авиации по противнику,
Тураев метким торпедным залпом пото-
пил транспорт с войсками и сторожевой
корабль противника,

Высокую выучку показал капитан 8
ранта  Валанин. Ero корабль, вотретив
три тральщика противника, се короткой
дистанции уничтожил два из них. Остав-
шийся тральщик безуспешно пыталея
преследовать подводную холку. Знание
тактики противника и умелое маневряро-
вание позволили Каланину уйти от по-

гони. ,
Бекоре после этого Каланин встретил
вражеский конвой в составе одного

транспорта и сторожевых кораблей. Мет-
кий залп решил судьбу транспорта, и
снова преследование подводной лодки
‚ сторожевыми кораблями противника Ye-
пеха не имело.

Молодой командир капитан-лейтенант
Щекин, встретив конвой противника и
атаковав его торпедами, потопил транс-
порт. Противолодочные корабли ожесто-
ченно преследовали подводную лодку.
Они сбросили свыше 48 глубинных 6040,
но врагу удалось вывести из строя толь.
ко отличительные огни. Больше никаких
повреждений не было. В следующий раз
капитан-лейтенант Щекин потопил из со-
става конвоя один сторожевой корабль и
предположительно. тральщик.

Прекрасно воюют и другие прославлен-
ные полярные подводники. Все они —
воспитанники таких старейших и опыт-
ных подводников, как Герой Советского
Союза контр-адмирал Кольшикин, кати-
тан 2 ранга Кучеренко и многие другие.

Действия подводников Северного фло-
1& сочетались с мощным  наетуплением
частей Карельского фронта, с ударами
морской авиации и торпедных катеров.

СТАЛИНУ

Se О ee ee ee Re ee ag eee ae

В светлый день годовщины освобожде-
вия Днепропетровщины ‘от нёмецко-фа-
шистских палачей мы_даем Вам, вождь
наш и полководец, великую нерушимую
клятву — еще лучше, еше больше рабо-
сынами

тать, чтобы быть достойными
Социалистической Отчизны.

Мы обязуемся до конца этого года вос-
становить и пустить в экеплоатацию 7
станов и дать
стране. чугуна в 11 раз, а стали и прока-
та в 11/> разь больше, чем было вырабо-

мартенов, 6 прокатных

тано за прошедший год.

В Криворожевом железорудном бассей-
восстановить 13 шахт, в Нивополь-
Марганцевом бабсейне ввести в строй 6

He

шахт; до Конца тода дать етольво желез-

ной руды и марганца, сколько было до’
быто за весь период после освобождения

Ериворожья и.Марганца.

До 1 января 1945 года сдать в экс-
плоатацию 3 коксовых батареи на кок-
с0-химических заводах  Днепропетров-

THE.

Железнодорожники Сталичекой маги-
страхи обязуются перевыполнить годб-
вой план погрузки на 85 тысяч mnt

план оборота вагонов выполнить на 10

процентов и обеспечить боеперебойное
продвижение военных и хозяйственных
А

грузов в Зимних условиях.

0 местной и кооперативной промыш-
ленности мы восстановим 11 предприя-
тий, 45 артелей и 87 ремонтных мастер-
ских и дадим продукции на 31 миллион
рублей.

В облаети сельского хозяйства мы обя-
зуемся евоевременно закончить уборку
урожая поздних культур, овощей и кар-
тофеля. и сдачу государству всех сель-
свохозяйственных продуктов. Для успеш-
ного проведения весеннего сева вопахать
под зябь вею запланированную площадь,
до 20 декабря выполнить план ремонта
тракторов Г” квартала, обеспечить еыт-
ную и теплую зимовку скота и сохранить
весь молодняк общественного животное
BOXCTBA;   ‘

Мы, рабочие и работницы, колхозники
и колхозницы, инженеры и служащие,
клянемся Вам, дорогой Иосиф Виссарио-
нович, что приложим вое усилия для вы-
полнения взятых обязалельств. Днепро-
петровщина будет давать фронту и стра-
не все необходимое для окончательного
разгрома гитлеровоких разбойников.

Вместе ео всем украинским народом мы
повторяем торжественные слова священ-
ной клятвы: ;

Словна видплативши фапеистам

‚ проклятим

За кров, за пожари, за чорни дила,

Ми творчою працею щиро заплатим

Тий ридний земли, що життя нам

тала.

Священною влятвою сердщь ^^

веенародных

Ми стверджуем волю незламну

ae свою:

‚В боях переможних, в трудах

благородних

Ерипити народив радянських

cum’.

Смерть немецким захватчикам!

Слава доблестной Красной Армии; 06-
вободившей нас от проклятых палачей—
немецких фаигистов!

Да здравствует великая партия боль-
шевиков — a борьбы за сво-
болу и независимость нашей Родины!

Да здравотвует лучший друг украин-
свого народа, наш гениальный вождь
и полководец родной ‘Сталин!

трудящихся Днепропетровской области.

За короткий отрезок времени подводники
потопили более 15 транспортов и воен-
ных кораблей противника.

Чем об’ясняются боевые успехи под-
водников Северного флота? Прежде вое-
го, их можно об’яеснить беззаветной пре-
данвостью наших моряков своей Родине,

‚ цартии Ленина— Сталина. Во ‘имя этого

они, рискуя соботвенной жизнью, бес-
страшно сближаются с противником и
поражают его. Победы об’яеняются ис-
кусством применения новых форм борь-
бы на море, непрерывно растущим на 0с-
нове опыта Отечественной войны выюо-
ким воинским мастерством и, наконец,
морекой заказной, знанием условий пла-
вания на театре и сил противника.
Любопытно в связи $ этим сопоста-

`вить действия фашистских подводников.

Располагая значительным количеством
подводных лодок на северном театре, нем-
цы не имеют успеха. Их попытки противо-
действовать нам ветречают жестокий
отпор. Применяя умелую тактику борь-
бы, мы потопили значительное число не-
мецких подводных лодок, причем каждый
факт потопления подтвержден  вещест-
венными доказательствами (обнаружение
осталков кораблей, появление на поверх-
ности воды трупов, обломков и т. д.).

Б своих неудачах расписываются п
сами немцы, Недавно в газете «Дас
Райх» они писали, что союзники нашли
©1060б низвести эффективность подвод.
ных лодок (немецких. В. К.) до ничтож-
ных размеров. Таким образом, на Четвер-
том году войны немцы зашли в тупик ¢
использованием их главного оружия вой-
ны на Море. В то же время наши полвох-
ники, действия которых протекают в
сложных условиях, в честью выполняют
возложенные на них задачи.

Военная наука, Вет Марша-
tom Советского оюза товарищем
Сталиным, пролагает нам ясный путь
борьбы с противником, и подводники Ce-
вера готовы наносить удары врагу-ло тех
нор, пока он не будет окончательно раз-
бит и уничтожен.

‚ Контр-адмирал В. КАРПУНИН.
Северный флот, ;

заставы он избиралея в

Нарвском районе, высфупал на предприя-
THAX,

вых в СССР тракторов на «Красном ну-
тиловце». :

Еиров часто появлялся на стройках
Нарвекой забтавы. При его непосредет-
венном участии был перестроен,  осна-
щен новейшей техникой Ленинградский
торговый порт, расположенный 3a Haps-
ской заставой.

В увековечение памяти пламенного
трибуна революции постановлением  ра-
вительства завод «Ерасный путиловец»
был переименован в Вировский завол, &
Нарвекий район — % Кировский район.

B re дни трудящиеся бывшей Нарв-

ской заставы дали клятву товарищу
Сталину работаль  по-кировежи, сделать
свой район образцовым.

На территофии Кировского района про-
легли новые улицы, выросли кварталы
‘жилых домов, значительно расширилась
зона зеленых насаждений. Раскинулись
просторные нлощади. Район оделея в ас-
фальт. Резко увеличилея выпусв про-
мышленной продукции на предприятиях.

Уже в первые месяцы  Отечествениеи
войны район стал прифронтовым. Мимо
величественного памятника Кирову шли
дивизии ленинградских ополченцев, боз-
вая техника одной V2 лучииих дивизий
народного ополчения бела кировекая.

Нарвская заставь опоясалась прово-
лочными заграждениями, противотанко-

ный путиловец». От рабочих Нарвской
члены Ленин-

градекого Совета. Киров часто бывал в

С именем Кирова связан выпуск пер-

метному обстрелу. Много жертв понеся
кировцы, но выстояли, победили,

10 месяцев проттло со дня освобожде-
вия Ленинграда от блокады, а как изуе-
нился, преобразилея район, переставший
быть прифронтовым! Совсем  недави
здесь безмолвно стояли цехи многих
предприятий. Пустынны были улицы 4
пелые кварталы. А сейчас повсюду вновь
ключом бъёт жизнь.

Восстанавливается поселок Автово, где
размещалиеь войска  Ленинтрадекого
фроята и проходил передний КЛАЙ 06010
ны. Возрождены многие школы, клубы,
Вечерами на улице Стачек SAH ares
огни фонарей. За полгода трудящиеся
сверхурочно отработали на восстановле
ним своего района свыше одного миллио-
на Tacos.

Быстро возрождается промышленность,
На Кировском заводе уже лают метала
` несколько мартеновових печей, пущены в
ход термические цехи, почти вое прокат-
ные станы. Развертывает  производетво
завод имени Жданова. Ожил Ленингра-
ский порт. Цементный завод имени Bo-
ровёжого дает все больше материала для
строительства. Первые тысячи метров 20
бротного сукна выпустила восотановаея-
ная суконная фабрика.

Все оживленнее становится в огром-
ных залах Дома культуры имени Горь-
кого, в клубе им. Гааза, в других культур-
ных учреждениях.

Пители Кировского. района camoor-
верженно трудятся и повседневно увеля-
чивают помощь фронту.

ТОВАРИШАМ

ПО ОРУЖИЮ

(Из практики флагманского артиллериста `Н-ского соединения)

В <Ёрасном Флоте» от 2 ноября я про-

читал статью капитана 3 ранга Б. Алек-

сандрова <Флалманский  артилаерист».
Приятно знать, что где-то далеко от меня
человек, с которым я незнаком, на опыте
войны пришел в тем же выводам, что и я,
по вопросу организации боевых постов и
боевых стрельб на катерах МО. Вапитан-
лейтенант Терновский на другом море,
изучая” отдельные бои, опыт командиров
катеров и командиров орудийных расче-
‚тов, сделал свои выводы и добился опре-
‘деленных результалов,

нас на Краснознаменном Балтийском
флоте, так же, как и почти на всех дей-
ствующих флотах и флотилиях, малые
корабли, в частности катера МО, являлись
постоянными участниками операций, Ха-
рактер боевых действий наших катеров
аналогичен черномореким, может быть,
линь с некоторыми особенностями, епе-
цифическими для театра; но вопросы`ис-
пользования оружия те же.

В чём, по-моему, трудности в работе
флагманских артиллеристов боелинений
малых кораблей вообще и мореких охот-
ников в частновти?

Ни в каком другом соединении боевые .
единицы тах не разбросаны, как в соеди-
нении катеров МО. Бывало, что артиале-
рист, перебираяеь в одной маневренной
базы на другую, от одного дозора к дру-
TOMY, пользуясь «оказиями», мог побы-
вать на каждом катере лишь один раз в.
течение оджното — полутора месяцев.

Таким образом, пока артиллерист доби-
ралея до последнего катера, обстановка
дая первого, на котором он был, изменя-
лась, и вадачи претерпевали значитель-
ные изменения. _ т

Ветественная фразбросанность приво-
ила в тому, что командиры калеров и
их помощники в вопросах использования
оружия часто были предоставлены самим
cebe. He веегда артиллеристы подразхе-
лений могли как следует руководить, так.
как в море выходили редко. Происходи-
ло это там, где командир подразделения
превращал артиллериста в оперативного
дежурного, считая, что на катерах ему
делать нечего. Нет надобности ‘говорить,
насколько не обоснована подобная точка
зрения.

Может быть, опытные командиры ка-
теров не всегда нуждаются в помощи, но
молодые нуждалотся обязательно! Молодой
лейтенант нередко считает себя штурма-
HOM, но недостаточно знает оружие вооб-
ще и артиллерию в частности. А то, что
он знает, иногда больше рассчитано на
большие корабли, где есть ПУХО, ПУАЗО
ий. 4:

Среди командиров орудий с начала
войны тоже произошли большие измене-
ния, На боевые посты пришли новые
люди, которые требуют постоянного и
пристального внимания артиллериста 60.
вдинения.

_ Приходитоя, как и ут Тернов-
ского, создавать «ударную группу» из
командиров катеров’ и командиров ору-
дий -—— «стариков», чтобы с их помощью
обучать остальных. Тазими у меня были
старшие лейтенанты Вурочкин, Киселев,
Новик, Анихин,  Фодоров, старшины
1 стальи Мурзаев, Сертеев, \ивофа,
Фролов, Свиненых, Захаров и другие.
Один из них — старшина 1 статьи Жлво.
ронков — уже окончил курсы и стал лей-
тенантом, командиром катера.

Исходя из сказанного, ясно, насколь-
ко необходима высокая артиллерийская
пультура в наших военно-морских учи-
лищах. Надо прививать любовь к оружию
учитывая, какое внимание уделяет наше
правительство артиллерии. Нельзя огра-
ничиватьея подготовкой курсантов к
службе на больших кораблях, — надо де-
тально знакомить их с организацией и
управлением огнем на малых кораблях в
oe опыта войны.

«ели к тому же молодой оби
HO знает материальную т
ный боезалае, экспловтацию их, то 910

во многом помогает в работе артиллери-
ста соединения. :

Условия боевого применения артилле-
рии на катерах исключают применение
«линкоровских» способов стрельбы,

Вще в первый год войны мы создали
правила стрельбы. для катеров при усло-
вии, что огнем управляет командир ору-
дия, не знающий ВИР’а, ибо командир
катера, так же как и у вас, управлять
огнезг во время боя нередко не в состоя-
нии, Большую поддержку в этом вопросе
оказали мне капитаны 1 ранга Гуськов
и. Ватралов.

В течение двух кампаний я корр.&ти-
ровал правила. И как приятно было
узнать от офицеров, переведенных к нам,
что аналогичная организация боевых по-
CLOB и правила стрельбы созданы и у вас.

Яоно, насколько нужны единый, ру:

ководящий документ -—— правила стрель-
бы катеров — и‘типовые боевые ин.
струкции.

Некоторые командиры подразделений
не понимают значения серьезной подго-
товки катера к плаванию. Часто они огра-
ничиваются чисто внешним  благополу-
чием. И ‘это, конечно, надо, но это не в6е,
Что касается «выстрела», перезарядкй
пулемета или подготовки глубинной бом:
бы, то на ином катере все это делают не.
достаточно быстро.

Пример продуманной подготовки к 60-

вым операциям дает нам калитан 3 ранга
Резниченке. У него в дивизионе opy-
жие —— это все, Он считает, что катер
только в том случае подготовлен к 0пв-
рации, если орудийные расчеты прошли
курс огневой подготовки и выполнили
нормативы по приготовлению материаль-
ной чаоти в дейетвию. И за свой план, за
подготовку катеров он борется, строю
требуя в подчиненных. С таким nomad.
диром специалистам легко работать.
_ В обжалению, подобного рода положе-
ние существует не везде. Часто к тре-
бованию артиллериста выпустить катера
на стрельбу относятся  недоброжела-
тельно, \

До последнего времени у наб иногда
проводились стрельбы для того, чтобы
вычертить по существующей форме гра-
фик, отреляя по неприменимым B O00
правилам, Конец  отому был положен
вмешательством командира соединения,
воторый приказал: «Учить стрелять
так, ках нужно стрелять в бою», И мы
стали учить по отработанным у нас пра-
вилам, рассчитанным на управление огнем
командирами орудий. Результат быстро
сказался. В боевых слолкновениях кале-
ра показали возросшую эффективность
Ons.

Но при этом невозможно было пред
ставить отчетный трафик. Нечем было
доказать проведенную практическую
стрельбу. Помогло вмешательство эртил-
ториста капитана 2, ранга Kyxra, ¥ nae
был разработан отчетный лист для ant0-
матов при стрельбе по морским целям и
отчетный лист при стрельбе командиров
орудий, :

Права на существование они не поду-
чили; но были приняты как временный
документ, подтверждающий проведение
практической стрельбы. Считал бы не0б-
ходимым одновременно с перосмотрох
правил стрельбы пересмотреть отчетноеть
практических стрельб катеров с учетох
того, что большинство стрельб выпол
няют командиры орудий.

Вот примерно всё то, чем я хотел по-
делиться 00 своим товарищем но оружию.
Надо, чтобы артиллеристы поняли: нель-
зя к катерам в вопросах использования
оружия подходить ¢ такой же морвой,
как ик большим кораблям,

Чтобы создать гл катерах четкую орга-
низацию, катера нужно знать. Знать #0
только как корабельную единицу, №
знать их использование во всех разно-
образных формах боя,

Капитан 3 ранга К. ПЕЧАТНИКОВ,

Краснознаменный Балтийский ` флот.

>_<

21 > >