+
Ч

Схватка с

Издали можно было подумать, что ар-
тиллериеты, выкопав большой куст, ре-
шили заняться его пересадкой. В дой-
отвительноети же младший сержант Ер-
мачков CO своим расчетом устанавливал
орудие на другую огневую позицию. Но-
вая позиция была расположена на воз-
вышенности, Вблизи проходил большак,
на котором в любую минуту могли пока-
залься немецкие танки, а высота давала
большой сектор оботрела. Водитель Ma-

‚ монтов прикрыл орудие ветками, crapa-

тельно оправил их саперной лопаткой.

- На пирамиду снарядов он кинул несколь-

<-

KO прутьев рябины, Теперь орудие стало
совсем незаметным,

Противник вел интенсивный огонь по
лощине. Снаряды разбрызгивали черную
торфяную почву. Немцы предполагали,
что здесь должна проходить наша оборо-
на, но лощина была пуста, Наши силы
располагалиеь значительно правее. Xo-
рошо зная тактику противника, артилле-
ристы готовились в отражению враже-
ской контратаки,

Вскоре на xopore показались немецкие
танки, Впереди шли «Тигры». Ведя 6ес-
порядочный огонь, танки двигалиеь 6

большой скоростью. Развернув орудие
стволом на большак, командир орудия

ждал, когда головной «Тигр» повернется
 пушке своим бортом.

Первый енаряд не долетел до цели.
Слелав поправку, Ермачков послал звто-
рой, нацеливая его в ходовую часть. У
борта вражеской маптины сверкнуло пла-
мя, появился темный. дым. Ноуклюже по-
вернувшиеь, танк остановилея. Второй

„Гиграми“

«Тигр» стал обходить его. Стрелять по
нему было труднее, но
вперед тоже нельзя. Ермачков рассчитал
скорость, навел пушку, сделал выстрел.
Второй танк также замер на месте. Ha
очереди был третий «Тигр».

Но немцы уже заметили советекое про-
тивотанковое орудие и открыли по нему
огонь, Снаряды неприятеля ложились в
стороне от орудия, и только один попал

\в корневище дерева, с которого артилле-
ристы срезали ветки для маекировки сво-
ей пушхн. Немцам удалось таже разбить
стоавшие в стороне пустые передки. ;

Ермачков долго ловил этот танк на
прицел. Младший сержант послал в него
четыре снаряда, Они захлинили башню,
пробили борт. Немецкие танкисты вы-
скочили из машины и бросились бежать.
Их догнал осколочный снаряд.

С <«Тиграми» было покончено.

— Ну, теперь стреляй ты! — прива-
зал командир наводчику Курицыну.

Указывая ориентиры, командир орудия
CaM подходил к панораме: он еще не сов-
сем доверял молодому наводчику. Но rot
работал спокойно, е полным знанием де-
ла. И Ермачков бросил на ходу:

—- Ну, молодец, действуй!

Четвертый ‘и пятый танки подбил Ву-
рицын, Нотеряв свои машины, противник
не решился продолжать контратаку.

Артиллеристы отирали вспотевшие ли-
ца и скручивали цыгарки. Баждому хоте-

лось курить.
В. МЕДВЕДЕВ.

Действующая армия, 1 декабря (Спец.
корр. ТАСС),

Из фашистской неволи

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 лекабря.
(Спец. корр. ТАСС). На одном из литов-
севих хуторов, недавно  освобожденном
нашим подразделением, мы встретили
пожилую русскую женщину Анну Ba-
сильевну Миронову. _

Анна Васильевна — уроженка Ленин-
градской области, Муж её работах на Чу-
довском  стекольном заводе. С начала
войны он ушел на фронт, & Анна Ва-
сильевна переехала св пятью малышами
в деревню Хололья Полисть. Вскоре в
деревню ворвались немцы, начался °` фа-
шистекий террор, по селам устраивались
облавы. Гитлеровцы хватали невинных
советеких людей, уводили их в лее и там
устраивали над ними дикую расправу.
Среди фашистских жертв оказалея брат
Анны Васильевны — Алексей. Немцы
связали ему руки и ноги, облили его бен-
зином и заживо сожгли.

В декабрьекую crymy фашисты вы-
тнали из деревни всех жителей и под
конвоем направили их на запад: От голо-
да в пути умирали дети, старики и даже
крепкие молодые люди. Наступили дни
один мучительнее другого. — Концла-
reps... Пеший пбреход без пищи... Опять
концлагерь... Затем каторжная работа по
ремонту дорог... :

— Из обуви’ я смогла с собой взять

По Советскому Союзу

КРАСНЫМИ ОБОЗАМИ С ХЛЕБОМ
ОТВЕЧАЮТ КОЛХОЗНИКИ
НА ДОКЛАД ВОЖДЯ

ЗАПОРОЖЬЕ, 1 декабря. (ТАСС). В
районах области прошли собрания партий-
но-советского актива, посвященные докла-
ду и приказу товарища Сталина. Руководи-
тели колхозов в своих выступлениях рас-
сказали об успехах, достигнутых в восста-
новлении сельхозартелей, о самоотвержен-
ном труде колхозников.

— Высокая оценка’ товарищем Сталиным
нашего труда вызвала у колхозников новый
прилив энергии, — заявил на собрании ax-
Tusa Ореховского района т. Резниченко,
председатель колхоза имени Ленина. — На-
ша артель выполнила план государственных
поставок и сдала в фонд Красной Армии
2.500 пудов хлеба. В ответ на доклад вож-
дя мы сдаем сверх плана еще 1.200 пудов
зёрна.

Горячо откликнулись на доклад товарища
Сталина трудящиеся Пологского района.
Колхозы этого района первыми в области
выполнили илан сдачи хлеба государству и
вывезли в фонд Красной Армин более
100.000 пудов. На собрании районного ак-
тива было решено сдать еще 50.090 пудов
зерна. ‘

На ссыпные пункты пошли новые Kpac-

ные обозы с хлебом. Колхозники сдают зер-
но в фонд Красной Армии также из. лич-
ных запасов. Только члены артели «Новое
поле» вывезли за несколько дней 600 пу-
дов зерна, полученного на трудодни. На-
чало этому положил отец двух фрочтови-
ков Иван Чайка, который дэл государству
15 пудов пшеницы,

БОРИСЛАВСКИЕ НЕФТЯНИКИ
ПОВЫШАЮТ ДОБЫЧУ

ДРОГОБЫЧ, 1 декабря. (ТАСС). Неф-
тяники промыслов треста «Укрнефтедобы-
ча» горячо откликнулись на призыв  маг-
гятогорских и кузнецких металлургов.
Десятки лучших мастеров нефтедобычи
перешли на одновременное обслуживание
нескольких скзажин. Старший оператор

пятого промысла Майстрах в сзоей. смене

одновременно обслуживает 25 скважин, за-
меняя пять мастеров. Применив новый ме-
тод работы, Майстрах увеличил дебит сква-
жин на 20 процентов. На восьмом промыс-
ле старшие операторы Зборовский;. Шем-
пик, Хорконцак и другие, перейдя на ком-
плековое обслуживание скважин, увелнчи-
пн добычу нефти на 15 процентов.

Нефтяники треста  «Укрнефтедобыча»
сбязались выполнить квартальный план на
5 дней раньше срока, до конца года вос-
становить 10 скважин.

КРЕСТЬЯНЕ ЛАТВИИ ПОЛУЧАЮТ
ЗЕМЕЛЬНЫЕ НАДЕЛЫ

РИГА, 1 декабря. (ТАСС). Крестьянам
Латвии возвращается земля, отнятая нем-
цами и переданная ими остзейским баронам.
25.700 хозяйств уже получили земельные
наделы. В помощь местным землеустройте-
лям из Москвы приезжает большая группа
специалистов:

Государство оказывает помощь крестья-
нам, наиболее пострадавшим от немецкого
нашествия. Наркомзем республики приобре:
тает 15,000 коров, которые будут переданы
на льготных условиях хозяйствам, остав-
шимся без молочного скота.

пару валонок, — рабсказывает о недавно
пережитых днях Анна Васильевна, — но
они вокоре развалились. Наступила зима.
Немцы погнали меня вместе с другими
строить дорогу, Я показала на свои 59-
вые ноги и сказала, что на работу итти
не в чем. Но немец ударил меня по го-
лове и под автоматом погнал на рабо-
ту. Я нашла тряпки, обвязала ими ноги,
да так всю зиму и ходила. Сколько муче-
ний перенесла, сколько раз болела!..

— Кормила я своих детей картофель-
ной кожурой, которая выбрасывалаеь 6
немецкой кухни, — рассказывает Миро-
нова, — малыши мои стали пухнуть от
голода. А через несколько дней утром я
нашла на нарах закоченевший трупик
двухлетнего сыночка Толи.

— Не могу выразить, до чего я благо-
дарна нашей родной Красной Армии, что
она вернула нам жизнь и свободу, — 6
волнением говорит Анна Васильевна.

аВ этот же день мы ветретили более
двухсот русских семей, которые добира-

и пропускать”

-

Союза капитан 2 ранга Щедрин, ‚ возвращается в базу:

Северный флот. Подводная лодка, которой командует Герой Советского

Фото Н. Веринчука.

_Передислокация зенитных батарей
в шхерном районе  —.

Эффективность наступательных лейст- двух спаренных рыбачьих баркасов во-

вий зенитчиков в OCHOBHOM зависит от
своевременности маневра. 9710 в одина-

} ЕовОЙй степени относитея и в зенитных

подразделениям передовых баз шхерното
района, ©

Прикрытие ба3 с воздуха здесь обычно
ссуществляется средствами средней
мелкокалиберной зенитной  артилшерии,
расположенной на выдвинутых вперед и
на фланги огневых о позициях мелких
островов. Только батареи,  прикрываю-
щие базы ео стороны тыла, распола-
гаютея на материке и обладают  доета-
точной маневренностью на случай пе-
редислокации; остальные требуют до-
полнительного времени и на снятие для
предстоящего мзрша и на установку ог-
невых позиций. Рассмотрим
зенитных подразделений майора Маела-
кова по прикрытню одного военного 0об’-
екта в непосредственной близости ол
протавника,

Обстановка сложилась так, что фронт
и фланги об’екта со стороны моря при-
крывалиеь расположенными на остро-
вах батареями, Они приняли бой ¢ воз-
душным противником, как только колеса
орудий коснулись земли. Немцам не уда-
ось нанести нам ущерб. Наступатель-
ные действия Красной Армии и Флота в
течение нескольких дней вывели об’ект
из-под ударов вражеской авиации:
фронт ушел далеко па залах. Часть
майора Маслакова получила приказ на
передислокацию.

_Предстояло снять с островов людей
и технику в условиях  надвигавшегося

и.

лись до железнодорожных станций, что-
бы сесть в поезда и уехать в родные мес-
та—в Ченинградекую, Нековекую, Нов-
городскую, Витебскую и другие области.
Bee эти люди были недавно вызволены
Брасной Армией мз фашистской неводи.
Е, НОРЯВИЧЕВ,

шторма, Считаяеь с особой ответствен-
ноетью предстоящего маневра, командир
части принял непосредственное  pyno-
водотво перседислокацией батареи. Офи-
церы и личный состав были ознакомлены
е планом.

Для переброски орудий быши изготов-
лены понтоны из подручных средств —

24.000 ТОИН КАРТОФЕЛЯ
В ФОНД КРАСНОЙ АРМИИ
ВИННИЦА, 1 декабря. (ТАСС). Колхоз:

ники области обязались к   декабря сдать
сверх плана поставок 24 тысячи тон кар-

+» Около ста  воинов-приморнев © удо-
стоены в дни Отечественной войны высо-
кого звания Героя Советского Союза; ты-
сячи — награждены орденами и медалями. .
Владивостокский музей значительно
Расширяет сейчас раздел, `посвященный

тофеля в фонд Красной Армии. Свое обяза-
тельство они выполнили. с честью.

Сдача картофеля в фонд Красной Армии
продолжается.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА В ГОРАХ
ТЯНЬ-ШАНЯ

- ГЕОРГИЕВКА (Южный Казахстан),
1 декабря. (ТАСС). Верхне-Угамский мас-
сяв, расположенный в горах Тянь-Шавя,
давно привлекал внимапие советских гео-
логов. В его окрестностях несколько раз
обнаружизали признаки железа, но корен-
ное месторождение руды долго найти не
удавалось.

Во время войны было предпринято все-
стороннее обследование массива. Упорные
поиски разведчиков недр увенчались успе-
хом. Экспедиция Узбекской Академии
наук, возглавляемая геологом Петровым,
открыла крупные залежи железа, Содер-
жание чистого железа в этой руде доходит
до 60—70 процентов. ; ;

Сейчас геологи производят детальное
исследование месторождевия, чтобы OnI-
стрее обосновать новую базу черной ме-
таллургии.

25 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ ХЛОПКА
СВЕРХ ПЛАНА

ТАШКЕНТ, 1 декабря. (ТАСС). Колхоз-
ники передового Избаскентского района
патриотическими делами отвечают на док-
лад товарища Сталина. 60 колхозниц собра-
ли по 10 тысяч килограммов сырца. Исамет-
дин Арабов, вернувшись в родной колхоз
«Брляшан» после тяжелого ранения на
фронте, обязался ‘собрать за сезон 20 тонн
хлопка. Арабов сдал уже 20.600 килограм-
мов, установив республиканский рекорд.

Язбаскентские хлопкоробы дали Роднне
сторх годового плана 25 тысяч центнеров
сырца,

ЭСТОНСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ
ПОЛУЧАЮТ ЗЕМЛЮ

ТАЛЛИН, 1 декабря. (ТАСС). Во мно-
гих волостях республики почти завершена
земельная реформа. Эстонским крестьянам
возвращается земля, отнятая у вих немец-
ко-фашистскими захватчиками во время
оккупации.

В волости Киндярве, Тартуского уезда,
первым получил землю крестьянин бедняк
Тавид Раудсепп из деревни Алакюла.

— Четыре года назад, —— говорит Payz-
Celi, — советская власть помогла ‘мне BH-
браться из постоянной нужды и кулацкой
кабалы. Но пришли немцы, и я снова стал
нищим, Только теперь, когда Красная Ар-
мия освободила Эстонию от гитлеровского
гнета, я получил землю, полагающуюся
мне по нашему советскому закону. Об этом
я буду помнить до конца моих дней.

Всю жизнь мечтал о своем хозяйстве бат-
рак Авик из деревни Копли. К его крохот-
ному участку. земли прирезано еще 20 гек-
таров. Об этом он с радостью сообщает
сыну, сражающемуся за советскую Родину
в рядах эслонского национального кориуса
Красной Армии.

участию Приморья в войне, В музее широ-
ко будут представлены материалы о Г еро-
ях Советского Союза Владимире Комчар,
Бикторе Косове, Muxanne Харламове,
Александре Каширине, Александре Пас-
сар и других. («Боевая вахта»).

4 Самолет младшего лейтенанта Реме-
зова сбросил бомбы над вражеским об’ек-
том. Летчик уже развернул машину на

операции

обратный курс, когда немецкие зенитные

снаряды повредили оба мотора. по-
врежденной машине балтиец шел над за-
ливом, стремясь добраться ‘до своего з5-
родрома.

Sones

_Тактичесние

ти Ерасновнаменной Днепровекой фло-
тилии Приходилось неоднократно вы-
саживать тактические десанты в
тяубину обороны противника. В
уеловиях наступательных боев частей
Врасной Армин вдоль прирёчных участ.
ков десанты были одной из основных
форм взаимодействия кораблей с сухо-
путными войсками,

Десанты, высаженные с кораблей, ре-
шали различные задачи. Они разведыва-
ли вражескую оборону и захватывали
пленных, наносили удары с тыла, с-
вобствуя наступлению частей Красной
Армии, захватывали плацдармы на Bpa-
теском берегу. Десантники нарушали
коммуникации немцев, уничтожали пе-
реправы..

Несмотря на немалые ‘трудности, все
операции по высадке (а их было более
десяти) прошли успешно,

Наиболее характерна в отношении под-
готовки и организации операция по за-
хвату контрольных пленных кораблями
гвардии капитана 3 ранга Пескова и раз-
ведывательным отрядом Н-ской части.

После ознакомления с бронекатерами,
на которых предетолло итти по реке в
тыл противника, десантников распредели-
ти по кораблям. Бее учения проводились
на том корабле ис той группой, которые
должны были совместно действовать. Не-
сколько раз днем и ночью происходили
посадка и высадка. Отряд бронекатеров
совершил плавание в ночных условиях.
Когда все это было отработано;, коман-
дование провело высадку в районе, схо-
ROM с участком предстоящих боевых
действий.

На подготовку было затрачено нееколь-
ко дней, но она себя оправдала. Броне-
катера приняли на борт десантников
М с наступлением темноты вышли к мес-
ту назначения. Шо плану надо было вы-
садиться в двух пунктах.

Внезапно моторы заглохли. Са-’

доизмещением около 4 тонн кождый. Мо-
грузка производилась с пирса, построен-
ного силами личного состава. Путь дви-
жения понтонов
направления ветра и волн, © подветрен-
ной стороны острова Н. Только на не-
большом участке, протяжением около по-
лумили, понтоны подвергались непосред-
ственному воздействию открытого штор-
ма. Учитывались особенности фарватера.

изобиловавшего подводными камнями и

банками.
Системы весом в 2,5—3 тонны yera-
навливались Ha бревенчатом  настиле

поверх палуб и принайтавливались пень-.

вовыми тросами и проволокой.

В море понтон бухсировалея катером.
Во время движения по участку открыто-
го шторма между островами приходилось
менять галеы, избегая курсов, парал-
лельных волн, чтобы понтон не отнозило
в открытое море.

При выгрузке воледетвие мелководья
понтон не доходил до берега материка
на 100—150 метров, & построить пирс
не представлялось возможным из-за

ограниченного времени и недостатка ма-.

териалов. Ираснофлотцы, работая по
пояс в воде, снимали ‘орудия на руках,
В дальнейшем для облегчения труда лю-
дей был использован трактор. На длян-
HOM остальном канале он подтягивал opy-
дия на берег.

Нужно отметить, что подобная тран-
спертировка требует значительного ри-
ска. Только тщательная  предваритель-
ная подготовка, во время которой учи-

был избран с учетом

2 декабря .1944 г., суббота № 285 (1852)

Е ВИ

Катера возвращаются в строй

Три года в гвардейском дивизионе тор-
педных катеров Героя Советского Союза
Осипова работает гвардии чнженер-ка-
питан 3 ранга Добровольский. Он нема-
ло ввел в строй катеров, ремонтировать
которые приходилось в самых сложных
условиях. -

Порой Добровольский напоминает хи-
рурга, который должен срочно опериро-
вать больного. Так было в одном
балтийском порту, только что 068000
деннох от немцев. Немцы взорвали все
причальные линии, портовые сооруже-
ния, разрушили под’ездные пути. Всё
здесь было иокромсано, разворочено. Еа-
рабкаяеь по грудам битого белона и
скрюченного железа,
дважды обошел вею территорию порта.
Надо было найти подходящее место для
работы.

Добровольский говорит:

— Беть такое вырмыкениет работать
пришлось на пустом месте. А моя беда
состояла в том, что ках раз небыло это-
го пустото места. Не имелось Jame He-
большого клочка вемли, где можно было
бы поставить катер. Вее, что немцы. не
смогли взорвать, они заминировали. Ни
одного целого крана, ни одной иоправ-
ной лебедки...

Но катера нуждались в ремонте.

на острова Моонзундокото архипелага.
Берег там каменнотый, подводных кам-
ней и мелей много. Но ториедные катера
шти вперед, лишь бы скорее выевадить
десант. :

Ремонт надо было провести возможно
быстрей. Этого и обстановка.

Вок же быть? Добровольский искал,
упорно хебивалея положительного реше-
ния задачи. И выход был найден. Это мо-
жет показаться невероятным, но не про-
шло и суток, кав ремонт катеров на-
чалса.

Добровольский обнаружил часть уце-
левшей причальной стенкя. Немцы не
успели ее взорвать, & только заминире-
вали небольшую часть площади. На oc-
тальной же территории стенки можно
было разместиться. Разысвали  уце-
левшую железную баржу, на ее па-
1убе уложили из пал клетку высотой
около двух метров, шпалы закрепили
скобами. Такую жё клетку уложили на
уцелевшем клочке стенки. Баржу отвели
на ширину торпедного катера, притяну-
Ли на концах и расперли бревнами. По-
верх клеток положили толстое бревно и
двутавровую балку. На ней закрепили
строн и под’емные тали, найденные во
взорванных мастерских.

Веб это, повторлем, было
менее чем за одни сутки.

Сделанные хотя и на скорую руку, но
прочно и толково. приспособления поз-’
волизи поднимать по очереди кормовую

выполнено

Добровольский

Они
хорошо действовали, высаживая десант

приледили

тываются все технические возможности:

Но справились и © этим, Ламер подводил.
сл под тали под’емниха. Стрелой`вынима.
ли торибду из эжолоба и укладывали на
стенку. Затем катер выводили, под тали
ъводился плот на 9 бочках из-под бейзи-
на. На плот. в енециальные гнезда укда-
дывались торпеды,

В таких небывало трудных условиях
за 710 дней отремонтировали свыше
десятка катеров. Они продолжили бозвыо
действия,

Всеми работами руководил твардин
инженер-катитан 3 ранга Доброволр-
ский, На ремонте отличились мехалики
отрядов гвардии старший  изженер-лей-
тенант Романов, воентехник 2 ранть
Смоглюков, старший инженер-лейтенант
Абаринов, инденор-капитан-лейтеналя
Сидюков, старший  инженер-лейтенаят
Бобров, гвардии тлавный стартина Ка.
менков, главный старшина Урбан, стар.
шина 2. статья Костин, старшины
1 статьи КВолотилан, Пустильников и

ApYPHe.

Несколько дней, полные напряженном
творческого труда, многому научили оки.
пажи ‘катеров. Корабли возвратились в
строй. ‘Но новые операции -—— значит Ho.
вые повреждения. `Нерех инженерами
встал вопрос о заблаговременной подто-
тозке к предотоящему ремонту, о 003%.
нии площадки. И ото было сделано ещь
более быстрыми темпами.

‚ Десант на один из островов должен
был высаживалься на рассвете. В опре.
деленном месте концентрировалиеь а].
мейские части, предназначенные для
броска, и торпедные катера, которых
надлежало перебросить десант, На prox
месте 3а семь ночных часов своими сл-
ами соорудили ма конце пристани 6тре-
лу из двух длинных толстых бревен. Их
скрепили овобами и установили пох yr-
л0м в 45° на специальной клетке. Затех
стропы и тали. Получильь
стрела дяя перегрузки торпед, для под’ема
хатера.

Благодаря этой самодельной стреле
был спасен катер, получивший прямое
попадание снаряда в торпедный жолоб.
Снаряд пробил обшивку подводной части
левого борта, повредил гребные валы и
винты. Еормовой отсек наполнилел водой,
В полузатопленном состоянии катер был
взят на буксир ‘и приведен к самодельной
стреле. С помощью тахей приподняли
его кормовую часть п откачюли воду. Не-

медленно приступили к ремонту. На 6.
‚регу нашлиеь остатки взорванного нем-
‘Hamu Barons е дюралюминиевыми частя-

ми. На поврежденное ‹ место поставили
дюралевую зеллатгу в половину кводрот-
ного мотра. Катер тут же был введен

в строй и продолжел участвовать в б0е-
вой юперащии.

Некоторые хатера после высадки де:

и особенности проложенного курса, 0бе-
спечивает достаточную безопасность
маневра. и.
Точный расчет и реальная оценка 0б-
стаповки при передисловации батареи
помотли командиру совершить маневр в
среки, установленные приказом.
Старший лейтенаит А. КУЗНЕЦОВ.

По страницам краснофлотских газет

молет сел на воду. От толчка Ремезов по-
терял сознание. Штурман Калюченко и
стрелок Касимцев через астролюк перег
Срались на плоскость и вынесли летчака
из кабины.

Самолет начал тонуть. Летчики пересе-
ли в надувную резиновую лодку и отплы-
ли от машины. Двенадцать часов вели
балтийцы отчаянную борьбу с ветром, по-
несшим лодку к берегу, занятому про-
тивником, Немцы заметили их и открыли
огонь.

катером, Весь экипаж
лтики»).

десанты па ренах

В процесве боев на Березине и Припя-  :

Уже через два часа корабли подотли к
берегу. Десантники быстро высадились.
В течение всего периода боя на суше ко-
раюли поддерживали десант своим огнем,
уничтожая артиллерийские и минометные
батареи немцев. После выполнения по-
ставленной командованием задачи де-
сантняки были посажены на бронокатера
и отряд благопотучно возвратился в базу,

Корабли гвардии капитана 3 ранга

Пескова хорошо выполнили свою задачу.
Десант достиг полной тактической вне-.
запности. Немцы не обнаружили кораблей
ни нь переходе, ни во время высалки и
отврыли огонь только после взрыва мин
на берегу.
. Темп наступления Краеной Армии:
выл настолько стремительным, что часто
на подготовку тактических десантов оста-
вались считанные часы,

Расскажем, как проходил тактический
десант в тыл противника в районе села
Злудичи,

Утром, после артиллерийской обработ-
хи переднего края, части Красной Армии
начали общее наступление ‘по веему
фронту. Артиллерия кораблей капитана
1 ранга “Тялько поддерживала етрелко-
вые подразделения в прибрежных сокто-
рах. На главном направлении наступле-
ние шло ‘успешно, по части на правом
берсгу Березины задержались перзд Зду-
дичами — сильно укрепленным пунктом
обороны противника. В ao6 этот пункт
взять было трудно. Решено было выса-
дить тажтический десант на восточной
окраине с. Здудичи, чтобы ударом е тыла
нарушить оборону противника и содей-
отвоевать наступлению сухопутных ча-
стей вдоль берега,

На бронокатерах надо было перебро-
сить две труппы. В первый бросок
входили два взвода автоматчиков, взво-
ды минометный и станковых. пулеметов.

Так как у Здудичей было обнаружено

санта возвращатиеь с поврежденной 9б-
шизкой днища. И тут был пущен в дело
быстросхватывающий цемент, который
нашли в оставленных немцами склодах,
Весь «ремонт» занимал 20—30 минут,
Изнутри накладывали на пробоину де
ревянный ‘щиток и это место заливали
цементом. Способ этот блестяще оправдал
себя. Батера оставатиеь в строю и в че.
чение трех суток непрерывно участвова-
ли в опе

Нзобретательность, техническая emerna
и самоотверженный труд. инженеров и
техников, возглавяленых т. Доброволь:
ским, сыграли немалую роль в борьбе
торпедных катеров за освобождение №-
онзундекого архипелага.

и носовую части каждого торпедного ка
тера. Начался ремонт. снимались и уе.
танавливались гребные валы,  устраня-
тись повреждения в подводной части,
‘трещины и вмятины в обитивке, ваменя-
‘лись ослабленные и сорванные заклепки,
заделывалиеь пулевые и осколочные про-
“боны.

‚ Вее это — сварка, опиловка, поета-
новка заплат — производилось исклю-
чительно силами экипажей хатеров, Ра-
ботали круглые. сутки без отдыха. Толь-
во бы посжорее ввести катера в строй!
Установили строгий график похема Ез-
теров. В то время как один ремонтиро-
валея, на остальных кораблях произво-
дился технический осмотр и выполня-

научных работах, имеющих

тись все работы на плаву, :
Нелетко выгружать торпеды при от-
сутствни специальных приспособлений.

Майор Е; СЕМЕНОВ.
Краснознаменный Балтийский флот,

ПОДГОТОВКА К 190-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА

В мае 1945 года исполняется  190-летие
Московского Государственного универси-
тета им. М. В. Ломоносова. Сейчас  нача-

лась подтотовка к юбилею. Организуется

выставка «Университет в Отечественной
войне». Здесь будут. собраны материалы о

боновое заграждение, для его уничтоже-
ния выделили два тральщика.

Вечером бронекатера с участниками
первого броска вышыи в поход. При под-
ходе к Здудичам противник открыл силь-
ный артиллерийско-минометный огонь.
Бронекатера, ведя ответный огонь, про-
рвались и высадили десант. Векоре ле-
сантники с боем заняли три линии тран-
шей. Прошло еще немного времени, и на
берег высадилась вторая группа. Почти
одновременно начали наступление армей_
ские части. Десант парализовал оборону
Здудичей. Бой продозжалея вею ночь,
Немцы, опасаясь окружения, к рассвету
начали отход, и утром крупный опорный
пункт противника был взят.

‚ Взаимодействие флотилии с частями
Прасной Армин и на эт раз принеело
успех,

Интерес представляет таке операция
по высадке тактического десанта в пз-
следующим форсированием реки, выохд-
ненная кораблями капитана 9 ранга Ми-
THH во взашиодействии с сухопугными
частями в районе Скрыгалово— Новосел-
EH.

На этом участке фронта противник, за-
нимал оборону по р. Мтичь и от устья
ih ae по левому берегу Припяти.

прина водной прегрэлы злесь н i
шает 100—120 orton ° nee

С пачала наступления наших войск
противник активизировал разведку в рай-
оне Припяти и начал перегруппировку
‘ROUX CMa. Командир Н-ского соединения
Ерасной Архии и командир соединения
речных кораблей приняли решение форси-
ровать р. Припять в районе Скрыгалово—
Новоселки, начав наступление на при-
речном участке фронта. Для захвата
плацдарма на левом берегу в районе
Скрыгалово и организации переправы
решено было высадить тактический де-
caHT,

Трудность заключалась в TOM, что опе-
рация проводилась в светлое время ‹у-
ток. Капитан 2 ранга Митин выделил
отряд бронекатеров. Они холжны быль
высадить первый бросок и прикрыть его

чение, Один из отделов посвящается вос
питанникам МГУ, отличившимся в боях с
немецко-фашистскими захватчиками, Около
600 студентов и научных работников уни
верситета за боевые подвиги награждены
орденами и медалями.

(ТАСС)

своим огнем. Переброска десанта была

возложена на катерные тральшики, Им

нродетояло прорваться Borex ga бронека-

терами и ортанизовать переправу. Две

группы подуглиеееров получили задание:

первая — прикрываль места переправы

манометным огнем, вторая — произвести

гидроразведку и обеспечить переход к

месту высадки. Еще одна група катер.

ных тральщиков  букепровала баржи с

BOUCKAMM и техникой.

; Операция началась с приемки десанта‘
эронекалерами. Выйдя в зону обороны ’
противника, корабли открыли огонь, Ore
ветный огонь было весьма интенсивным.
Прорыв кораблей в глубину обороны был
трудным: на протяжении $ вИлОмОтров
калера шли под. нетрерывных обетрелом,
Вывалив отряд морахов и переправив на
левый ‘берег. реки усиленную армейскую
роту, бронекатера’ отошли на огневые
позиции и продолжали поддерживать де-
саит: огнем.

Противник был явпо ошеломлен. Pe-
ШИТелЬными . действиями десантники 34
ставили его отходить на Новоселки. Де-
сантнити быстро очищали левый берег
реки. Корабли, не отрываясь от десанта,
преследовали противника огнем. Охновуе-
менно бронекатера уничтожили два боно-
о Радения, Через несколько часов
тораюли подошли в Новоселкам и орга-
низовати переправу войск на вражеский
берег. Так началось Тазвитие успеха, до-
стигнутого десантом. К вечеру в Ново-
овльм прибыти пловучио средства, С их
помощью была организована массовая
es войск и техники,

ак, показьтва
действий а. а
располагать
собственными или постоянно придан-
ными, ей десантными частями.

Основными. „боевыми кораблами длЯ
Noe ‚операций являются бронекатера.
и обладают достаточной скоростью,

маневренностью и огневой мощью, малой

и могут принять значительное
количество бойцов и вооружения,

Капитан-лейтенант Н. ЛУПАЧЕВ.

Кра‘нознамейная Дизпровская флотилия.