№

ik

уз

БИТВА

Анализируя военные события  истех-
шего года, товарищ Сталин в  своех
докладе © 27-й годовшине Великой
(ктябрьской социалистической  фрево-
люции указал, что: «Репающие ye-
пехи Красной Армии в этом rozy
и изгнание немцев чз прелелов со-
веткой земли были предрешены рядом
сокрущительных ударов наших войск по
немециих войскам, начатых еще в январе
этого года и развернутых затем в тече-
ние всего отчетного года»,

Битва за Прибалтику —— одна из вы-
дающихея операций Красной Армии,
осуществленных в 1944 году. Разгром
прибалтийской ‘труппировки немцев
язилея восьмым из десяти ударов Крас-
ной Армии, предрешивших полное осво-
бождение советской земли от гитлеров-
ской нечисти,

xe

Прибалтийская группировка в планах
терманского командования на летний
период занимала одно из важнейших
мест, Она предназначалаеь для упорной
обороны захваченных немцами советских
республие Прибалтики © целью не до-
пустить продвижения Враеной Армии к
траницам Восточной Пруссии. Охновре-
MeHHO эть группировка обеспечивала

удержание немцами всех портов Прибал-.

тиви, которые давали возможность воен-
но-морокому флоту Германии, веети. опе-
рации в Финском заливе и в Балтийском
море по вратчайним налтравлениям.,

№ начату нашего наступления в\ с0-
став прибалтийской группировки вхо-
дило более 40 дивизий и большое количе-

” ство частей армейского и фронтового зна-

чения. Такой мощный состав группировки
изанимаемое ею положение. а также ха-
рактер театра военных действий давали
основание немецкому командованию
строить расчеты на длительное удержа-
ние своих позиций в Прибалтике, :

Условия прибалтийского театра, m30-
билующего озерами и лесами,  болоти-
стыми низинами и холмами, благоприят-
ствовали обороне немцев, ограничивали
и затрудняли наши наступательные дей-
ствия, ственяли маневр, особенно круп-
ных механизированных и танковых 60-
вдинений. Для преодоления вражеской
обороны с её развитой ‘системой инже-
нерных сооружений требовались высокое
воинское искусство офицеров и генера-

. дов, отличная выучка И мастерство бой-

цов Красной Армии.

Развертыванию операций Красной
Армии в Прибалтике предшествовали
ликвидация центральной группы афмий
противника и выход войск 1-то Нрибал-
тийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских
фронтов на линию Браслав—Свенцяны—
Новогрудок — Барановичи, В результате
в центре стратегического фронта немец-
nok обороны образовалиеь громадные
ворота шириною более 400 км. Перед
Красной Армией открылись пути для
дальнейшего наступления к границам
Восточной Пруссии и на рубеж Запад-
ного Буга. Олновременно были созданы
условия для глубокого маневра к южно-
му. берегу Рижского залива 6 целью
перехвата сухопутных коммуникаций
прибзлтийской группировки противника,
связывающих ее в Восточной Пруссией,
H нанесения сокрушительных ударов по
этой грунпировве © тыла и с фронта, —

Операцию по разгрому прибалтийской
труппировки противника можно разде-
лить на три этапа:

Первый этап с 10 июля по 1 авгу-
(ta — маневр 1-го Прибалтийского
фронта к южному берегу Pumenoro за-
ливь м наступление войск 2-го и 3-го
Прибалтийских фронтов на Двинок и
Пеков.

Еще при подходе наших войск на
фронт Друя— Браслав——Свенцяны про-
тивник перебросил на этот участок на-
шего наступления две пехотные и одну
охранную дивизии. В результате сопро-
тивление немцев возросло. Упорные
развернулись 3a узлы оборены — Друя,
Браслав, Свенцяны, Сломив сопротивле-
ние противника, налши войска из района
Сленцяны начали развивать наступление
в общем направлении на Паневежие, 3a-
нали Даугаляй и Утена, перерезав, таким
образом, пюссе Двинск— Каунае. Этим в
оборону противника ‘был вбит глубокий

Продвигаяеь на запад, расширяя клан,
наши войска 22 июля стремительным
ударом пехоты и танковых соединении
взяли Паневежис — первый важный
Yoel коммуникаций в тызу прибалтий-
слой группировки противника, Развивая
удал, советекие войска 27 июля овладе-
зи Шаудяй — вторым важнейшим узлом
коммуниваций в тылу прибьлтийской
группировеи.

После овладения hs
вые соединения и пехота сделали крутой
поворот на север и, громя тылы, тыло-
зыв гарнизоны и спешно подбрасывае-
мые резервы противника, 28 июля овла-
дели Ионишекие, сделав 8а сутки с боями
около 60 км, & 31 июля стремительным
ударом взяли Ислгава (Митава). Таким
0бразом, последний важнейший узел
зоимуникаций, связывающий прибзлтий-
скую группировку немцев ©
аа в наших руках.

Пройля с боями за сутки более 50 ки-
лометров, наши войска взяли Тукуме,
выйдя на южный берег Рижского затива.
Этим быд завершен ‘маневр войск 1-го
Прибалтийского фронта, в результате
которого крупная стратегическая груп“
пировка немцев оказалась отрезанной от
Восточной Пруесии, . Положение этой
группировки осложняяось еще тем, что
в востока и юго-востока она ваходи-
ль под ударами войск 2-то м 3-го
Прибалтийских фронтов и части войсю
Ленинградского фронта, . на ceBepe она
оказалась притиснутой к Финскому 38-
by, Ha западе — в Рижокому заливу.

Когда определилось  усщешное вы-
полнение маневра войск 1-то При-
балтийского фронта на Паневежис,

июля перешел в  Наступле-
ние 2-й Прибалтийский Фронт. Глаз-
ный удар был нанесен в ВАА
Идрица -—— Двинов, & вопомогательны
налравлений Опочка — Резекне

у .
(Резица) — Мадона, Прорвав мощную

`Биржай 6 пехотных дивизий и 00-

Шауляй налти танко-

Восточной.

9-то и 3-го

2 декабря 1944 г., суббота № 285 (1852)

ЗА ПРИБАЛТИКУ

> :
Генерал-лейтенант П. ИВАНОВ.
& =

оборону немцев, тах называемую линию
«Пантера», и преодолев сильно укреилен-
ные рубежи <Рейер» — восточнее Опоч-
ки—-и «Зеленый», проходивший до реки
Льжа и далее на юг по системе озер и
реки Скайта, войска 2-ro Прибалтий-
ского фронта вышли на подступы в
Двинску и 27 июля штурмом овладели
городом,

Взятие Двинска лишило немцев важ-
неинтего узла коммуникаций и узла 069-
роны, служившего опорой правого флан-
га прибалтийской группировки против-
ника, & также обеспечивало более тесное
взаимодействие войск 1-го и 2-то При-
балтийских фронтов и возможность раз-
вития дальнейшего наступления первого
из них на Митаву и далее в Рижекому
заливу.

Овладев Двинском, войска 2-го При-
балтийского фронта, обеспечивая маневр
1-го Прибалтийского фронта, продолжа-
хи наступление на запад — на Мадона и
на северо-затад — влоль реки Западная
Двина.

В vo xBpema, orga 1-й  При-
балтийский фронт развивал свой отре-
мительный маневр на тыловые коммуни-
кации прибалтийской группировки нем-
цев, а 2-й Прибалтийский фронт уетеш-
но продолжал наступление на Двинек и
на Мадона, 18 июлл перешли в наступ-
ление войска 3-го Прибалтийского фрон-
та. 3% первые два дня наступления
они прорвали линию «Пантера», про-

двинувигись на глубину до 40 км, фор;

сировали р. Великая я р. Синлл, на ко-

торой прорвали промежуточный рубеж, и.

расширили прорыв по фронту до 70 км.
21 пюля войска фронта взяли Сотров —
важный узел коммуникаций.

Вскоре войска 3-го  Прибалтий-
ского фронта перешли в  наступле-
ние и на Пековском направлении, довер-
шив прорыв обороны противника на всем
фронте. 23 июля охватами © севера и юг
наши войска штурмом взяли Цеков и раз-
тромили поковскую группировку против-

ника. В последующие дни налии части ус-.

пешно преодолели  лесието-болотистые
пространетва и 30 июля прорвали Избор-
скую позицию противника, сильную по
своим природным условиям и к тому же
укрепленную инженерными  сооруже-
ниями.

Войска Ленинградского фронта также
внесли в этот период свой вклад в дело
разгрома  прибалтийской группировки
противника. 26 июля они штурмом овла-
дели укрепленным районом Нарва и фор-
сировали реку, прорвав таким образом
оборону, которую противник готовил
длительное время, опираясь на сильный
естественный рубеж р. Нарова. ‘

Таким образом, в итоге нашего наступ-
ления на первом этапе прибалтийская
группировка немцев была отрезана от
Восточной Нруссии и окружена © суши,

советевие войска прорвали долговремен-.

ную полосу обороны противника, так на-
зываемую линию «Пантера», & также пре-
одолели большое количество промежу-
точных оборонмтельных рубежей. Этот
этап характерен высокими темпами на-
ступалельных операций, Прорывая мно-
гочисленные сильно укрепленные пози-
ции противника в трудных для Ha-
ступления условиях болотисто-лесистой
местности, войска 2-го Прибалтийского
фронта продвинулись за 20 суток на глу-
бину от 160 до 200 км, т. е. в среднем
продвигались вперед по 8—10 километ-
ров в день. Войска 3-го Прибалтийского
фронта 3a 12 суток продвинулись на глу-
бину от 60 до 120 км, дав среднесуточ-
ный теми от 5 до 10 км, При этом вой-
ска обоих фронтов форсировали значи-
тельное число рек (Великая, Синяя,
Чьжа, Утроя и др.).

Второй этап athe за Прибалтику с
1 августа до последних чисел августа
был этапом упрочения занятых позиций,
отражения контрнаступления противни-
ка, подготовки и создания условий для
полного разгрома прибалтийской груп-
пировки врага,

Противник, сосредоточив в pallone
лее 100 танков, начал ожесточенные
вонтратаки с целью прорвать нали клин,
отрезать советские войска, вышедшие 8A
Шауляй и Митаву и; тавим образом,
очистить свои тыловые пути; В резуль-
тате трехдневных ожесточенных б0ев
группировка противника быль обескров-
лена, потеряв более 6.000 убитыми и
около 100 танков и самоходных орудии.
Затем наши войска сами перешли в на-
ступление. Tak провалилась первая
серьезная попытка apes ‚ отрезать
наш клин. ий

К половине августа немцы закончили
сосредоточение крупных сил, в том числе
нескольких танковых дивизий, в районах
к западу от Митавы и к западу от ПТау-
ляй и © 16 августа повели беспрерывные
атаки в направлениях на Шауляй, Мита-
ву, Тувумо.

Сражение носило исключительно оже-
сточенный характер. На отдельные не-
большие участки немцы бросали в бой
одновременно свыше 100—400 танков.
С 16 по 20 августа немцы потеряли, по
неполным данным, 650 танков. Ценою
огромных потерь в живой силе и технике
противнику удалось занять Тукумс и
войти в связь 60 своей группировкой,
находившейся севернее реки Западная
Двина. :

Тесное взанмодействие фронтов (1-го,
Прибалтийских) ‹лишало
противника возможности перейти в
охновременное контрнаступление на Ми-
таву и Шауляй с востока — 60 стороны
прибалтийской группировки, так как по-
следняя была скована ударами 2-0 и
3-го Прибалтийских фронтов.

Войска 2-го Прибалтийского фронта в
это время преодолевали труднопроходи-
мую ЧЛубанскую низменность, } pager

га наступая в  налтравлен
Havens и Epyormxe, Зойска 3-го Прибал-
тийского фронта, после прорыва Избор-
ских позиций, произвели перегруппиров-

двух согласованных ударов (один — во

ты наголову,

ках.

EY своих сил и ко времени решающих
событий на 1-м Прибалтийском фронте
перешли в настунление, нанося глазный
удар в нажравлении на Петеери, Тарту
и вепомогательный удар на Валга. —

В первый же день наступления войска
3-го Прибалтийского фронта прорвали
оборону противника на глубину до
км и расширили прорыв по фронту до
75 км, овладев важным узлом дорог —
Петсери. В последующие дни, преодолв-
вая упорное сопротивление противника,
наши войска развивали наступление Ha
Тарту и Валга. 23 августа штурмом был
взят Тарту и форсированаА ° водная
преграда р. Эмбах, а к 27 августа
наши части вышли на ближайшие под-
ступы к Валга, лишив противника в0з-
можности пользоваться этим узлом для
крупных перебросок войск. Таким обра-
зом, наметилось дробление прибалтий-
свой группировки немцев.

Третий этап битвы за Прибалтику, на-
чавшийся в первых числах сентября,
завершился разгромом, прибалтийской
группировки немцев, остатки которой за-
жаты в клещи и доколачиваются нашими.
войсками, {

Идея, заложенная нашим Верховным
Главнокомандованием в план окончатель-
ного разгрома прибалтийской группировки
врага, представляет исключительный ин-
терос по своей простоте и оригинально-
сти. Судя по ходу событий, замысел
советского командования состоял в TOM,
чтобы раздробить прибалтийскую  груп-
пировку немцев на две чаети и концент-
рическими ударами фронтов разгромить
одну на территории Эстонекой ССР, дру-
0—— на территории Латвийской СОР.
В соответствии с планом войска Лении-
градекото фронта нанесли  двь мощных
удара —— один севернее Тарту, другой из
района Нарвы — в общем направлении
яз Раквере. В результате этих

=

фланг и тыл противника, другой—фрон-
тальный) главные силы прибалтийской
труппировки врага, обороняющиеея на
территории Эстонской ССР, были разбя-

Дальнейшее наступление наптих Boch
развивалось в исключительной быстротой.
22 сентября была взята столица Эстонии
и важная база Балтийского флота Тал-
лин (Ревель), ак 28 сентября была очи-
щена вся территория Эстонской CCP,
хроме  Моонзундекого архипелага и
продолжалось наступление к югу от Пяр-
нуи Вильянди на связь с войсками 3-го
Прибалтийского фронта, наступавиими с
востока к Рижскому заливу. За 12 дней
войска Ленинградского фронта продви-
нулиеь на глубину ло 300 км, ликвиди-
ровав вооруженные силы врага на тер-
ритории Эетонии. А

Операции войск Ленинградского фрон-
та проводились в тесном взаимодействии
с Краснознаменным Балтийским флотом,
который блокировал порты Финекого й
Рижекого заливов и наносил удары по
морским коммуникациям противника,

В последующий период войска Ленин-
градекого фронта при поддержке хораб-
лей Балтийского флота развернули опе-
рацию по овладению островами Моон-
зундекого архипелага, завершившуюся
блестящим успехом, 24 ноября закончи-
лось очищение от противника острова
Сарема (9зель), превращенного немца
ми в опорный пункт, прикрывающий под-
ступы к Рижекому заливу. Территория,
Советской Эстонии полностью 06вобож-
дена от немецких захватчиков.

Наступление войск Ленинградского,
фронта шло одновременно с операциями
войск 3-го Прибалтийского фронта, ко-
торые прорвали оборону противника,
-19 сентября овладели Валга и, развивая
наступление вдоль Pumenoro mocce, Bo-
`шли в евязь с войсками Ленанградекого
фронта. .

Перетелттие в связи с этим в настул-
`ленир войска 2-го Прибалтийского фрон-
та успешно продвигались вдоль 1106се
Мадона Рига и вдоль ‘правого берега
р. Западная Двина.

В начале октября войска 1-го При-
балтийского фронта при содействии
войск 3-го Белорусского ‘фронта прорва-
ли еильно укрепленную оборону немцев
северо-западнее и юго-западнее Шауляй
и за 4 дня наступалельных боев про-
двинулиеь ‘вперед до 100 километров. В
ходе наступления Hall части вышли к
побережью Балтийского моря и отрезали
пути отхода немецкой группировке. на-

Виндава.

В результале  соглаеованных ударов
четырех фронтов, умело направляемых
Верховным Главнокомандованием, остал-

были притиснуты в столице Латвии —
Риге. 13 октября  советекие войска.
штурмом взяли столицу Латвии и
переправились в этот же день 4e-
рез р. Западцая Двина. Рига, последний
оплот врага в

Битва за Прибалтику завершилась бле-
стящей победой советского оружия. Воен-
ное  и политическое значение этого —
восьмого — удара Красной Армии, нане-
сенного врагу в 1944 г., кратко характе-
ризовал товарищ Сталино в своем докладе
о 27-й тодовщине Октябрьекой револю-

ии:

5 «В результате этого удара: а) была»
освобождена Эстонская  советекая   pec

публика; 6) была освобождена большая
часть Латвийской советской республики;
в) была выведена из отроя союзница
Германия — Финляндия, которая об’яви-
ла войну Германии; г) более 30 немецких
дивизий оказались отрезанными от Прус-
сии и зажатыми в клещи в районе меж-
ду Тукумсом и Либавой, где они телерь
доколачиваются нпими войсками».

Разгром прибалтийской группировки
врага открыл нашим войскам  возмож-
ность для нанесения ударов по Восточ-
ной Пруссии, первый из которых уже
осуществлен. Очищение территории Со-
ветекой Прибалтики является крупной
стратегической победой Красной Армии и}
Важнейшим этапом на пути к полному
разгрому гитлеровской Германии и 68
армии.

ходившейся в районе Рига—Либава—

ки прибалтийской группировки врага

рибалтике, —в наших фу-

КРАСНЫЙ ФЛО

со

Черноморский флот. В походе.
‘oro Б. ПЕейнина.

Я

На флотах
и флотилиях

ПО ТЕЛЕГРАФУ И ТЕЛЕФОНУ
ОТ КОРРЕСПОНДЕНТОВ
«КРАСНОГО ФЛОТА»

Награждение военных
моряков.

Командующий Дунайской флотилией от
имени Ирззидиума Верховного Совета Сою-
за ССР наградил орденами и медалями
большую группу офицеров, старшин и`крас-
зофлотцев,

За образцовое выполнение боевых зада-
ний командования ча фронте борьбы с не-
мецкими захватчиками и проявленные при
этом доблесть и мужество орденом Красно-
го Зиамени награждены: лейтенант Аникеев,
гвардии старший лейтенант Вашенко, гвар-
дии старший лейтенант Воробьев, капитан
3 ранга Латкин, гвардии старший лейтенант
Поспелов, гвардии старший лейтенант Су-
рядов, капитан-лейтенант Фролов, старитий
лейтенант Ивавов, старшина 2 статьи Сы-
сойкин, краснофлотен Титов и другие.

`Орденом Александра Невского награж-
дены гвардии старшие лейтенанты Бирюк
и Соколов. Орденом Отечественной войны
Г. степени награждены: лейтевант Аврамен-
ко, гвардии старшина 1 статьи Бородин,
гвардии старший лейтенант Кавтрев, капи-
тан 2 ранга Пастушенко, лейтенант Медуха
и др. Орденом Отечественной войны И. сте-
пени награждены: капитан Лобанов, капи-
тан Мовчан, старший лейтенант Иванеллс,
старшина 1 статьи Савин и др.

Медалью Ушакова награждены красно-

флотец Астахов, старшина 2 статьи Козлов-

ский и др.; медалью «За боевые заслуги»—
старшина 2 статьи Булуев, краснофлотец
Ковалевский; младший сержант Шилко..

! : ka *

За выдающиеся успехи в подготовке
авиационных кадров. группа офицероз-вос-
питателей Военно-Морского ордена Леняна
Авиационного училища имени Сталина на-
граждейа орденами и медалями Советского
Союза. Орденом Красной Звезды награж-
девы капитан Наследухов, старший лейте-
нант Трофимов, лейтенанты Симко и Тимо-
шенко. Старшие лейтенанты Леонов, Маль-
цев и лейтенант Волгин ‘награждены меда-
лью «За боевые заслуги.

Новый военно-морской
клуб

В торжественной обстановке открылся
военно-морской клуб Дунайской флотилии.

Зрительный зал, читальню, комнату от-

дыха, фойе и другие помещения клуба
оформляли  художники-краснофлотцы Се-
пельников и Беляев. В клубе выставлены
материалы, иллюстрирующие доклад и при-
каз товарища Сталина в связи с 27-й годов-
щиной Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. Сейчас художники гото-
вят стэнд на тему: «Дунайцы в боях за
`Родину». ` : APA : :
К. ий ансамбль под руковод-
ством т. Ольмезова подготовил и показал
к открытию клуба специальную программу.
После этого коллектив выехал на гастроли.
Свой первый концерт ансамбль даст па ко-

раблях Героя Советского Союза капитана,

2 ранга Державина,
Капитан 3 ранга Г. БАРТЕВ.
Дунайская флотилия.

Первенство Северного флота
по тяжелой атлетике

- СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 1 i ies Закон-
чились соревнования на первейство Север-
ного флота по тяжелой атлетике. Впервые
за время войны лучшие тяжелоатлеты Се-
верного флота собрались, чтобы померять-
ся силами по боксу, борьбе и поднятию тя-
жестей. Соревнования открылись встречами
по франпузской борьбе. Первенство по это-
му виду спорта оспаривали 36 моряков,
Лучшие результаты” показали старший
краснофлотец Лукин, краснофлотец Степа-
нушкин, старшина 1 статьи Афанасъев,
старший краснофлотец Черничка, старшина
9 статьи Москалев и краснофлотец, Кача-
нов. Наиболышее количество очков набра-
ли заслуженный мастер спорта старший

лейтенант Авакян, мичман Коротков, старт

ший краснофлотец Штамберг.

Напряженно проходили соревнования по
боксу. После длительной борьбы  первен-
ство завоевали юнга Витикайнел, старшина
  статьи Скороход, краснофлотец, Федотов,
сержант Седых, старший лейтенант Шин-
каренко, краснофлотец Дериглазов и`стар-
ший краснофлотец’ Комаров.

Команлное первенство по всем видам со-
ревнований завоевали спортсмены подвод-
HHKOB. :

Соревновачия вызвали большой ‹ интерес
моряков, привлекли массу зрителей. Тем
досаднее, что в первые дни состязаний бы-
ло несколько организационных ‘неполадок.
Между отделом боевой подготовки и Ло-
mom Военно-Морского Флота’ не было до-
говоренности относительно помещения. Бы-
ли случаи несвоевременной явки. отдельных
участников на соревнования. Эти и. нехото-
рые другие недочеты‘ следует учесть при
проведении в дальнейшем массовых спор-
тивных мероприятий.

Инженер-капитан-лейтенаят
А: ВОРОНЦОВ.

©

Реализовано 4000 предложений

У изобретателей и рационализаторов Тихоокеанского флота

За годы войны на Тихоокеанском
флоте выросли кадры замечательных ра-
ционализаторов и изобретателей. Только
за 1943 1944 годы реализовано более
четырех тысяч различных предложений.
Усовершенствованы многле боевые Me-
ханизмы, изготовлены многочисленные
станки и приспособления, созданы новые.
приборы и различные устройства, улуч-
шаюшие применение боевой техники. это
сэкономило миллионы рублей, сотни т6но
дефицитных материалов, топлива.

Приведем несколько примеров.

Отно время мы воледотвие ряда из-
вестных причин испытывали  нехвальу
инструмента и некоторых деталей. По-
могли изобретатели. Инженер-капитан
2 ранга Саблин, старшина 1 статьи Ми-
чурин и краснофлотец Чернышев и20б-
рели специальное приснособление к фре-
зерному станку и освоили массовое иро-
изводство напильников. Один из лучших

`изобретателей, налего флота капитан Да-

нилов сконструировал и изтотовил четы-
ре станка-автомата и много различных

приспособлений х металлорежущим стан- .

‘кам. Благодаря этому уже в начале тода
в Н-свих мастерских освоили массовое
изготовление напильников, гвоздей, шу-
рупов, заклепок, шилинтов и сверл. Там
же изготовлен и работает оригинальный
станов для притирки колец, созданный
лейтенантом Медведевым.
“ Немало потрудились рационализаторы
над усовершенствованием корабельных
приборов и механизмов. Например, зред-
ложение старшин 1 статьи ИТлепнева/ и
‚Полякова позволило: повысить точность
работы прибора управления  тернедной
стрельбой и сократить количество обелу-
живающих его людей, На одном об’екте
‘наблюдалась сильная вибрация трубопро-
вода дымососа. Попытались устранить
вибрацию, но безуспелтно. В конце хон-
HOB решено было заменить агрегат. Тогда
за дело взялся краснофлотец, ныне сер-
жант, Ocramnun. Он исследовал работу
механизма, нашел причину зибрации я
устранил ее. ?
Старшина 1 статьи Буров предложил
‚и на многих кораблях практически осу:
ществил специальный автоматический пе-
реключатель гирокомпасов на эварийное.
питание. Это повысило живучесть при-
боров и улучшило их работу. Старшина
1 сталъи Бабошкин усовершенствовал
корабельную антенну, старшина 1 етатьи

Фефелов — телографный аппарат Boxo.! ° Тихоокезнский флот.

например,

Много нового внесли рационализаторы
и изобретатели в ремонт кораблей. Тав,
старший  техник-лейтенант,
Рунцов предложил оригинальный 10600
использования бывших в употреблении
чугунных поршней. Известно, что работа
дизеля М-17 целиком зависит от насоса,
плунжер которого со временем изнаши-
вается и не обеспечивает нормальную
подачу горючего. Все способы ремонта
плунжера требовали сложного станочного
оборудования. Мастер Насонов репиих за-
дачу иначе: он изготовил несколько не.
сложных приспособлений и на обычном
токарном станке ремонтирует плунжеры.

Количество: предложений рационализа-
торов и изобретателей непрерывно ра-
стет. Вот показательные цифры.

В 1942 голу было учтено ‘около 300
предложений. В 1943 году эта цифра
выросла до 2183 предложений, давших
экономию 3.744.502 рубля. За 9 месяцев
текущего года учтено 2. предлозке-
ний, давших экономию 2.451.793 рубля.
Израсходовано же на осуществление
этих предложений 285 тые. рублей.

Нужно отметить лучших организаторов
изобретательской и рационализаторекой
работы: инженер-капитана 3 ранга Алек-
сеева, инженер-капитана 3 ранга Хом-
ченко, инженер-подполковника Суетина.
Ha соединений кораблей, тле работает
т. Алексеев, рационализаторы всегда 10-
лучают поддержку со стороны воманло-
‘вания. Здесь выработана специальная
тематика, нацеливающая творческую ини-
циативу на решение актуальных техни-
ческих задач.

Е сожалению, подобное нельзя ека-
заль 0 частях, где этой работой руково-
хит инженер-капитан-лейтенант Шиш
или‘ где председателем комиссии по изо-
бретательству и рационализации: подцох-
вовник Арсеньев.

Флот вотупает в период зимнего су-
доремонта. Здесь особенно нужна творче-
ская инициатива офицерского, старшин-
ского и краснофлотекого состава. Это
сократит сроки работ, даст экономию ма-
териалов; позволит использовать местные
ресурсы. В связи с этим очень важно
своевременно поставить перед рациона-
лизаторами конкретные задачи. Надо,
чтобы каждое ценное предложение
встречало поддержку со стороны офице-
ров и быстро претворялось в жизнь.

: ‚ _ Старший’ технин-лейтенант
Е. ГОДЫНА

ИЗ ПИСЕМ-В РЕДАКЦИЮ

Разговор о нультуре

В офицерском кубрике школы сружия
шла беседа. Говорили о литературе, 0
любимых внигах. С особенной теплотой
‘офицеры упоминали ‘Toxerero, ГорьЕо-
го, Пушкина, Тургенева, Маякотекого.
Не забыты были и морские писалели.

В разговор вмешалея младший лей-
тенант Вургуев:

—- Вот я прочел на-днях книгу, He
оторвешься. Называется «Анна Карени-
на». Только автора не знаю, обложка
оторвана...

—- Так это же Лев Толстой!

— Может быть, и так. Жаль, облож-
ки неё было... А книга отменная...

Выяснилоеь, что младший лейтенант
Еургуев и других наших великих писа-
телей знает мазо. Читает он редко и бее-
системно, что под руку попадется, ©
произведениями отечественной  литера-
туры ‘знаком только попаельнике. 9 мор-
ских писателях, на произведениях &от%-
рых учалоя поколения русеких мэрявов,
знает не больше.

Правда, таких офицеров, ran Hypry-
eB, — считанные единицы. Большинство
офицеров нашей части много чаталют, са-
ми усердно учатся и заботятся о про-
свещении своих подчиненных. ‚

Й все же есть отдельные ‘офицеры,
Которые заметно отетали, мало читают,
не работают над с0бой и, как младший
лейтенант Вургуев, слабо ориентируются
даже в ‘классической художественной
‚литературе.

Офицер Видерман в Части на весьма

хорошем счету. Специалиет он отлич-
ный: С порученным делом — продоволь-
отвенным снабжением школы оружия —
справляется хорошо. Но когда однажды
ето неожиданно попросили провеети бе-
веду о текущих евобытиях, OH сделать
этого не смог. Баю оказалось, т. Видер-
ман долго-не ваглядывал в газеты.
Почему отдельные офицеры тав от-
стают в своем культурном развитии? Мо-
жет быть, у них мало времени? Нет,
время при желании найти веегда можно.

Может быть, книг или газет вехватает?.

Тоже не причина: и книги и газеты
есть. Если не каждый офицер получает
на руки центральную газету, то каждый
может притти в хорошо оборудованную,

светлую и просторную  читальню, где

есть свежие газеты, комплекты газет.
Нам кажется, дело здесь в том, ‘ITO

отдельные офицеры не считают себя

обязанными заниматься самообразовани-
ем, повышаль свои знания в области
науки, литературы, политики. Они рас-
‚ суждают так: «С делом справляюсь хо-
Polo, специальность знаю. от подчинен-
ных требую. Что еще надо?»

Глубоко заблуждалотся те, вто Tas
рассуждает. Офицер— прежде всего вос-
питалель своих подчиненных. И если он
не повыштает своих. знаний, плохой он
воспитатель, Е сожалению, эта истина не
понята некоторыми ‘офицерами нашей
части.
a А. ОРЕХОВ.
Черноморский флот.

i ssiaeperemeitneraeabare eterna ati nat oe as eR nt ent tee ЗЕ ЗЕ ЗН)
По следам неопубликованных писем

НА КАМБУЗЕ ВОССТАНОВЛЕН ПОРЯДОК

` На камбузе в береговой базе ОПТР РАСУ
ве было контроля над выпиской, от-
пуском и закладкой продуктов в’ котел, ве-
сы были испорчены и отпуск продуктов
произволился неправильно. Bere Mena
редко, хотя для личного состава камбуза

‘выдается положенное количество мыла и

в штате имеются 3 прачки. Внутри помеще-
ния-—-грязь, снаружи везде. валялся метал-
лолом,

Обо всем этом написали в газету «Крас-
ный Флот» наши читатели,

По письму! приняты меры. Речное ава-
рийно - спасательное управление ° сооб-

щило, зто при проверке приведенные в

письме факты подтверлились; Команлиру
береговой базы т. Соболеву предложено к
определенному сроку отремонтировать кам-
буз и столовую, установить другие весы
для отпуска продуктов, обязать дежур-
ного ‘офицера по базе присутствовать при
закладке продуктов в котел, менять постель-
ное белье личному составу в установлен-
ные сроки, собрать и сдать в базу все
излишки металлолома.

За бесконтрольность и невнимательное
отношение при выдаче пролуктов на коман-
дира береговой базы т. Соболева и на дез
журного. по камбузу т, Русанова наложены
взыскания.