>. рода
*. наиболее

$

> Но-парусных гонок,

х

\¥

i

у

k

\ выхаонного трубопровода оказалась

3 декабря 1944 г., воскресенье № 286 (1853) °

ee

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧНЫХ ТРАЛЬШИНОВ

Вначале многие с недоверием относи-
лись х использованию речных тральщи-
ков на море. Корабли эти ие быйн и-
способлены к длительному пребыванию в
походе, к преодолению штормов.

Немцы, изгнанные со всего черномор-
ского побережья, перед отступлением сде-
yaan Bes, чтобы засорить фарватеры ми-
нами. Они рассчитывали ‘на длительный
срок нарушить наше судоходство, ди-
шить нас возможности пользоваться 0с-
‚ вобожденными портами. Эти расчеты
гитлеровцев провалились. Моряки траль-
ного флота открывали один ва другим
порты, обеспечивали кораблям безопас-
ное плавание.

Тральные работы потребовали большо-
го напражения сил. Особенно тяжело
пришлось личному составу речных
тральщиков. В ходе выполнения боевых
заданий их экипажи вносили усовершен-!
ствования в технику, делали различного
приспособления,  обеспечивавшие
эффективное использование

‘cponx кораблей, Прежде всего пришлось

обшить досками рубки. оставив лишь не-

большие иллюминаторы. На некоторых
marepax для большей морехохности

сделали бортовые надотройки высотой в

300 миллиметров.
Особенно большой реконструкции под-
верглись коллекторы двигателей. Раньше’
выхлопной трубопровод проходил внутри
машинного отделения, имел 5 колен, за-
крывал масляные фильтры м головку
блока, При охлаждении двигателя прес-
_ ной водой эта конструкция оправдывала

себя, но при плавании на море система
со-
вершенно негодной. Отработанные газы
соединялись с соленой водой, быстро
разедали колена, и катера то и дело ста-
новились на ремонт. По предложению ме-
ханика дивизиона старшего инженер-
лейтенанта Окольского, выхлопной  тру-
бопровод сделали прямым. Глушитель
уетановили на верхней палубе. Вода для
охлаждения проходит в зарубашечном
пространстве и меньше действует на ме-
талл. Сейчас выхлопной трубопровод
прочен и прост в экоплоатации.

На других речных тральщиках при
качко плохо действовала система охлаж-
дения, Моторы перегревались, и часто
приходилось их стопорить. Траленме за-
держивалось. Выход из положения на-
шел старшина 1 статьи Смирнов. По его
предложению, ниже ватерлинии постави-
ли второй циркуляционный насос с приво-

“=>

КРАСНЫЙ ©

лот

дом оттлавного двигателя. Теперь двига-
тель охлаждается на любых режимах ра-
боты и в любую погоду. Вёё переустрой-
ство произведено силами личного соста-
ва во время планово-предунредительного
ремонта, без затраты дополнительных
средств.

; Штурвал рулевого управаения с корз

мы перенесен на мостик. Сейчас рулевой

имеет возможность наблюдать за всеми
вурсовыми углами.

Речные тральщики показали высокую

мореходность. Даже в условиях зимней
непогоды OHH успентно выполняют заха-
ния по очистке черноморских фарвате-

в. Однажды катер главного старшины

Barypuia попал в сильный шторм. Волна
оила в оорт, угрожая перевернуть катер.
Командир приказал рулевому итти пере-.

менными курсами. Выбирая удобный мо-

мент для разворота, рулевой Мажеимов

все время ставил корабль в выгодное по-
дожение, 33 часа длилея этот трудный
переход. Ол показал отличные морские
качества экипажа и высокую мореход-
ность корабля,

С какой эффежтивностью использутт-
ся речные тральщики на море, можно су-
дить по примеру катера, которым коман-
дует главный старшина Губа. 43 мины
вытралил экипаж этого корабля за пос-
ледние` месяцы. Минеры приобрели боль
шой опыт. При расчистке фарватера в
Н-ский порт тральщик попал fa
минную банку. Трал захватил одновре-
менно несколько мин. Две мины от столк-
новения взорвались. За кормой поднял-

“CH огромный водяной столб. Катер под-

бросило. В кубрике в переборки сорвало
часы, волной вырвало дверь камбуза.
Корабль выдержал близкий взрыв; а эки-
пав его проявил стойкость и в трудный
момент не растерялся. Катер неё вышел
из строя. Поставив запасный трал. ми-
веры продолжали траление и обезвреди-
ли в Этот день 10 мин.
_ Только один дивизион речных траль-
щиков, очищая крымские порты, вытра-
лил свыше 230 вражеских мин.
Успешные действия речных тральщи-
ков на море свидетельствуют о высокой
выучке их экипажей. Вак правило, ка-
терами командуют старшины. В боевых
походах они приобрели необходимые
командирежие навыки и стали достойны:
ми носителями славных черноморских
традиций,

Старший лейтенант Г. КОПТЯЕВ,

Черноморский флот.

Итоги Всефлотских
гребно-поерусных гонок

ъ
Народный комиссар Военно-Морского ! кина, главного старшину Солоха, стар-
‘шину 1 статьи Шивень, старшин 2 статьи

Флоть Союза ССР адмирал флота Н. Г.
Бузнецов специальным приказом об’явил
результаты третьих Всеефлотоких греб-

проведенных в 24
ee по 1 октября в г. Новороссий-
ке.

«В результате напряженных 8-дневных
соревнований, говорится-в приказе на-
родного комиссара, — наибольших ‘усне-
хов добился ял линкора «Севастополь»
Черноморского флота, занявший пер-
выв места по гребле, парусным гонкам
без рулей, простым класеным парусным
тонкам и крейсерским гонкам,

В комплексных гонках первое меето
занял ял линкора «Петропавловск» Ерас-
нознаменного Балтийского флота.

Общее первенство Военно-Морского
Флота Союза ССР по всем видам гребно-,
парусных гонок присуждено ялу Черно-
морского флота. Второе и третье места
поделили ялы Тихоокеанского флота и
Ераснознаменной Амурской флотилии,
четвертое место занял ял военно-морских
учебных заведений, пятое — Краснозна-
менного Балтийского флота, шестое —
Каопийской флотилии и седьмое -—— Крас-
нознаменной Ладожекой флотилии»,

В соответетвии в указаниями по прове-
дению третьих Всефлотеких гребно-парус-
ных гонох 1944 года и достигнутыми на
них результатами народный комиесар при-
зазал вручить переходящие призы побе-
дителям. Черноморскому флоту будут вру-
чены призы: за общее первенство; за
греблю; за парусные гонки без рулей; за
простые классные парусные гонки; 8a
крейсерекие гонки, причем призы за 0б-
lee первенство, греблю и парусные гон-
ки без рулей, присуждаемые черноморцам
в течение трех всефлотеких гребно-парус-
ных гонок, переходят этому флоту в 600-
ственность. Краснознаменному Балтий-
скому флоту вручается приз за комплек-
ные гонки. Обоим флотам по указанным
видам гонок присваивается звание «Чем-
пион Военно-Морского Флота 1944 года».

Народный комиссар наградил именны-
ми грамотами, жетонами й именными ча-
(ами старшего техник-лейтенанта Кубыщ-

Издание избранных статей и речей С. М. Нирова

Государственное издательство полити-
Честой литературы издало в 10-летию 59
дня смерти С. М. Кирова отдельной кни-
той его избранные статьи и речи. В кни-
ГУ включены, наряду с популярными вы-
ступлениями пламенного народного три-
буна, его малоизвестные речи и статьи,

оносящиеел к периоду становления 60-
ветокой власти.
Каждая речь, письмо, доклад, поме-

щенные в книге, — яркий документ, вос-
создающий облик незабвенного Мироны-
ча — великого гражданина Советевой
Родины, талантливого строителя  социа-
пистического государства, верного сорат-
ника Тенина и Сталина. :
(борнив открывается речью Кирова,
произнесенной им на демонстрации в го9-
довщину Февральской революции 12 мар-
та (27 февраля) 1918 года. в момент,
вогда Терожая область присоединилась &
Советской России,
Вольшой интерес :
письма В. И, Ленину, написанные Виро-
вым в 1920 году в бытность ero Полно-
мочным Представителем РСФСР в Грузии
после заключения мирного договора с rpy-
BHUCKUM MCHbULCBUCTCKUM MpaBATCAbCTBOM.

предетавляют тра.

Диденко и Белова, старших краснофаот-
цев Сирота, Егорова и Пащенко и крас-
нофлотца Соловьева, входивших в коман-
WY шестивесельного яль линкора «Сева

стополь». Командиру линкора 0б’явлена’

благодарность. Именными часами  на-
тражден флагманский инспектор физпод-
тотовки Черноморского флота майор 30-
лотарев, обеспечивлий хорошую подготов-
ку и проведение соревнований.

05?являя результаты третьих Всефлот-
ских гребно-парусных гонок, народный
комиссар отмечает:

«Проводимые из года в год флотекие
и всефлотские гребно-паруеные гонки по-
казывают, что шлюпке, как одному из
важнейших элементов в морской подго-
товке офицеров и краснофлотцев ВМФ, на
флотах и флотилиях должного внимания
не уделяется».

В приказе подробно перечислены выяв-
ленные на гонках недостатки.

Народный комиссар приказал Военным
советам флотов и флотилий ` поднять на
должный уровень морскую выучку офи-
цербкого, старшинекого и краснофлотеко-
го состава, систематичееки обучать лич-
ный состав кораблей, частей и соедине-
ний гребле и хождению под парусами, про-
BOAT по планам боевой подготовки шаю-
почные ‘учения, требно-парусные гонки,

дальние переходы под веслами и паруса-

ми.

На флотах, флотилиях и во вмузах в ап-
реле—мае 1945 года будут проведены
гребные гонки на 10 кабельтовых © уча-
стием в них максимально возможного Ео-
личества личного состава кораблей, со-
единений и частей.

Четвертое первенетво Военно-Морского
Флота Союза ССР по гребле и парусу на=
родный комисеар приказал провести в
1945 году в гор. Севастополе в сентябре
месяце, определил количество команд,
выделяемых от каждого флота и флоти-
лии, запретив участие в гонках ВМФ
сборных команд флотов (флотилий) или
команд от разных соединений, кораблей
и частей.

„Аеутомимую борьбу, которую вел Пи-
рев за укрепление единства  лениноко-

сталинской партии, характеризуют его
речи, произнесенные на 23-й чрезвычай-
ной _Ленинградекой  партконференции

12 февраля 1926 года, доклад о работе
Ленинградского губкома ВЖП(б) ва 24-Й
губернекой партконференции 27 января
1927 rota, страстная, саркастическая,
пронизанная гневом против врагов пар-
тии речь на XY с’езде ВП (6), озаглав-
ленная «Все. что путается под ногами,
должно быть отброшено, а нам с вами
дорога только вперед, и только к побе-
дам!»

Кировский сборник служит ценным по-
собием при изучении истории нашей нар-
тии, коренных изменений, происшелших
в промышленности и сельском хозянстве
в ‘результате осуществления сталинских
пятидеток. Доклад на об’единенной 4-й
областной и городской Ленинградской
партконференции 23 января 1932 roxa—
«Нь историческом рубеже между первым
и вторым пятилетним планом», речь Ha
совещании секретарей райкомов ВЕН (5)
и председателей райисполкомов, речь 06
организации труда в колхозах и многие

HA BAAKAH

сенняя черноморская волна сердито
подкатывает ис грохотом бьется © при-
брежные камни. Но набережная поднята
вы60ко, и даже водяная пыль не доети-
гает до виая и особняков, расположен-
ных в маленьких уютных кварталах. В

`  отличие от многих морских городов; луч-

шая часть Вонотанцы — особняки бога-
чей, здания банков, виллы конеульств—
расположена в непосредственной близо-
сти к порту; Точно банкиры и судовла-
дельцы боялись упустить порт даже на
час из-под своего надзора и за веем, что
происходит в бухте, беспрестанно на-
блюдали из окна,

В годы войны в этой части города с
комфортом расположилиеь немцы. ‘Te-
нерь в опустевших виллах ветер лениво
шевелит грудами брошенных второпях
немецких бумаг, нарукавных знаков со
свастикой, папками деловой корреспонден-
ции, аккуратно подобранной и сшитой.

Немцы располагались здесь солидно и

Черноморский флот. Авральный день.

Идет покраска якоря,
Фото Б. Шейнина.

_ На флотах
и флотилиях

ee

Лекция о боевой ^
деятельности торпедных
катеров

СЕВЕРНЬЕ ФЛОТ, 2 декабря. (По; те-
легр. от корр. «Красного Флота»). В офи-
церском клубе главной базы Северного
флота состоялась лекция капитана 1 ран-
та Кузьмина на тему ‘«Торнедные катера
Северного флота в Отечественной войне».

Собравшиеся офицеры < болышим ин-
тересом прослушали рассказ о зарождении
н развитии москитного флота в Заполярье,
о героизме североморских катерников, ©
том, как офицеры, старшины и красно-
флотцы торпедных катеров повышали свое
боевое мастерство в жестоких схватках C
врагом.

Тов. Кузьмин проанализировал несколь-
ко наиболее вылающихся операций нанйх
торпедных катеров, показал, ‘как в ходе
войны совершенствоваайсь методы  тор-
педных ударов по врагу, как в результате
возросшего военно-Морского искусства ка*
терников торпедные катера были по досто-
инству признаны одним из самых грозных
видов оружия борьбы на море.

Лекция прошла < болышим успехом.

——

Сбор библиотекарей

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 2 декабря.
(По телеграфу от корр. «Красного Флота»).
В Главной базе начался 15-дневчый coop
библиотекарей кораблей и частей Черно:
морского флота. Библиотекари прослушае
ют цикл лекций об опыте библиотечной
работы на Черноморском флоте за время
Отечественной войны, использовании кий:
ги в идейно-политическом воспитании лич-
ного состава, ерганизации библиотёчной ра-
боты в военно-политической учебе офицё-
ров и т. д, :

Кроме того, будут прочитаны лекции ©
творчестве Пушкина, Чернышевского, Ост-
ровского, Горького, Герцена, Белинского.

——_

Доклады для офицеров

В помошь изучающим историю большеви-
стской партии политотдел Краснознаменно-

организует лекции и доклады.

В октябре и ноябре прочитаны лекции“и
доклады на темы: «Реакционность немец-
кой философии», «Партия большевиков В
период подготовки Великой Октябрьской
социалистической революции», «Октябрь-
ское вооруженное восстание в Петрограде и
победа Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции». Прочитан также доклад
о текущем моменте и другие. .

Для офицеров, изучающих марксистско“

ленинскую теорию, организована консуль-  .

тация. Библиотека училиша обеспечивает
офицеров необходимой литературой.

Капитан А. ШАПОВАЛОВ,
Тихоокеанский флот. ©

——

Новый парткабинет

При политотделе Дунайской флотилии
на-днях открыт партийный кабинет. Здесь
es, могут работать 35 человек.
При парткабинете организована библиотека
социально-экономической, исторической и
справочной литературы, имеются комплек-
ты газет и Для пропагандистов
и агитаторов изготовлены различные дваг-
раммы и схемы; в помощь работающим са-
мостоятельно даются методические ука-
зания.

Парткабинет хорошо оформлен. В нем
сейчас выставлена большая витрина, посвя-
щённая докладу товариша Сталина о 27-Й
годовшине Великой Октябрьской социгли-
стической революции и приказу № 220.

Капитан 3 ранга Г. БАРТЕВ.
` Дунайская флотилия.

другие пронизаны подлинно кировским
проникновением в сущность происходя-
щих событий, содержат конкретные за-
дьчи, выходящие из исторических реше-
ний, намеченных нашей партией.

«Наша партия тверда, как гранит», —
так озаглавлена речь, произнесенная
Кировым по поручению ХУП езда
BRIE(6) на Красной площади в Москве 31
января 1934 года. Зажигательные киров-
екие слова о великих победах, одержан-
ных Советским Союзом под руководством
партии Ленина Сталина, его призыв Е
советекому народу Heyctanuo крепить
мощь нашей Родины запали глубоко в
сердца советских аюдей, они звучат и
сетодня, не’ утратив своей страстности и
мобилизующей силы. :

Сборник хорошо оформлен, Он иллю-
сгрирован снимками, относящимися к раз-
личным периодам деятельности 0. М.
Кирова, портретами и фепродукциями
картин художников Бродского, Соколо-
ва-Скаля, Кочергина.

Тираж книги — 15 тысяч экземпляров.
(ТАСС).

го училиша береговой обороны регулярно

© расчетом, видимо, надолго. Немецкие
офиперы-моряки повыписывали свои се-
мьй из Германии, и теперь, проходя по
оставленным виллами © брезгливостью,
вдва одолеваемой любопытетвом,  каса-
Ясь следов этой немецкой жизни, мы 0б-
наруживаем вдруг маленькое собрание
почтовых марок. Не то какой-нибудь
фриценок развлекалея, не то сам фриц,
в перерывах между одним кровавым де-
лом. и другим, наслаждалоея тихими pa-
достями филателиста.

По мраморным   ступевям особняка,
еще сохраняющего вывеску / германского
вонсульствв, подымается капитан-лей-
тенант Таможников Александр Ильич.
Я не знаю, бклонен ли т. Таможников к
историческим реминисценциям. Оенова-
ний для этого у него, право, не мало.

Жизнь капитан-лейтенанта — типич-
ная жизнь среднего советского человека
в дни мира и войны. С началом войны он
попал на Черное море комиссаром базы
в Темрюке, был на тральщике. Он выса-
живал десанты в Феодосии, прорывалея
сквозь огонь блокады в осажденный Ce-_
ваютополь, к Малой Земле.

В феврале 1943 г., когда тральщик
высаживал куниковцев под Новоросеий-
ском, один фашистский снаряд разорвал-
сл непосредственно на мостике. Romau-
дира свалило, штурмана, рулевого, всех,
кто был на мостике, засыпало осколка-
ми. Таможникову осколок впился в пра-
вую ногу; разорвало правую штанину,
шинель пробило в трех местах и в щеке
‘вастряла осколочная горошина. Тамож-
ников устоял — «залил ранку подом и
ве». А горошина — та и сейтас в щеке
катается. Война продолжалась.

15 июня тральщик был торпедирован
немецкой подводной лодкой. Таможиников
й его товарищи оказались в воде. Они
держались, помогали друг другу, потом
связали вместе три буя и, теряя силы,
цепляливь за этот импровизированный
плот, Но берег был далеко и помощь не
приходила. Днем измученных людей
жгло солнце; ночью о жег холод. Ta-
можников видел, как некоторые начина-
WT коченеть, как глаза застывают в
страшной неподвижности; а в углах рта
появляется пена. Еще минута —и не-
выдержавший исчезает под водой.

Остальные продолжали бороться.

$6 часов они продержалиеь в воде,
потом появились самолеты, но нашли не
сразу; потом пришли катерники и протя-
нули изнемогшим Таможникову и его
товарищам руку спасения. Дня три Алек-
сандр Ильич отдыхал на берегу и приво-
дил в порядок свое окоченевшее. измо-
чаленное тело и вотревоженные  чувст-
ва. Потом онова пошел на корабль.

Капитан-лейтенант Таможников шагает
по городу и порту Конетанцы. Это отеле
да выходила вражеская подводная лод-
ка, напавшая на тральщик. И было это,
еели считать по календарю, так недавно.

Теперь враг повержен, разбит, выгнан
¢ Черного моря. И у входа в порт стоит
краснофлотец с винтовкой, и Таможников
ходит по чужому городу спокойный и
уверенный. Победитель. Вглядитесь в
его лицо и в лица его товарищей. Они
посуровели за’ эти годы битв и испыта-
ний. Но какая спокойная ясность взгляда! ›
Сколько уверенности и силы в движеньях.
во всей поступи этих людей!

Победители. Не ищите никаких внеш-
них проявлений заслуженного торжеет-
ва. Когда-то Салтыков-Щедрин, нахо-
дясь в Берлине после франко-прусской
войны, в отвращением отметил выпячен-
ные груди и вытаращенные глаза немец-
ких офицеров, назойливо  подчеркивав-
ших свое <теройство».

Советский войн, победитель фашист-
ского чудовища, он сохраняет тот же 05-
дик ясности, простоты и спокойствия,
как и два и четыре года тому Hasan,
точно ничего чрезвычайного не случи-
лось. Й происходит это не только от ве-
личавой скромности, но прежде всего от
величайшей вилы внутреннего убежде-
ния. И в тяжелые осенние дни 1941 г.,
и в етрашные. недели Сталинградекой
битвы, и в 76 часы, когда он цеплялся за
ускользающие буйки в волнах Черного
моря, Таможников был уверен, что  >

Идет, например, по городу Турну-бе-
верин капитан-лейтенант Колесников и.
разыскивает советского коменданта, 06-
ращается к прохожему румыву. «Тут, —
отвечает по-русски, — вот тут, направо,
да я вас провожу...»

Колесников поинтересовался, где это
румын научился так сносно по-русски
об’яенятьея. Оказывается, он был в Рос-
сии. «Где?» — «Во многих местах, в ча-
стности пох Новороссийском». — <Где
именно?» — «Под Абинской».

Колесников остановился: «Под Абин-
ской? А высоту 175 помните?». Ру-
мын помнил, очень хорошое помнил, И
психическую алаку, на которую их по-
гнали немцы, и страшный удар, которым
их вотретили молчаливо поджидавиие
русские матросы, и ибзабываемое  пер-
вое знакомство © <«Катюшей»,  проис-
шедиее в те же дни под Абинекой. —

Передернувшись от этих воспомина-
ний, румын перешел к более прият-
ным: <0х, и хорошее же вино в Анапе...»
И он рассказал, как один румынений
солдат утонул в ананеком вине. Солдаты
забрались в погреб, перепились, потом
открыли стрельбу но бочкам. Вино зато-
пило подвал, изело перегрузившийся ру-
мын так. и не вышел из подвала, утонул.

По городу Турну-Северин можно похо-
дить не 06з интереса. Небольшой город на
левом берегу Дуная, недалеко от знаме-
нитых Фелезных ворот, он обязан 6во-
им возникновением pycckoMy генералу
Киселеву. Сто с лишним лет тому назад
этот генерал воевал на румынской зем
Je © турками. Румынии Bak  сомостоя+
тельного, организованного государства
еще не существовало. Ветати сказать,
создание этого государства в решающей
степени обязано тому, что многочиелен-
ные войны России © султанской Турци-
ей заставили последнюю постененно от
казаться от своего господетва над бал-
канскими народами. ря

Но генерал Киселев не только воевал
на румынекой земле. В годы затишья
он занимался - административно-хозяйст-
венными делами и, проницалельно  уга-

дав выгоду этого ‘места на среднем
течении Дуная, положил начало
городу Турну-Северин. В городском

парке Турну-Северин я видел памятник
римскому императору Траяну. который,
по преданию, около 1900 лет тому на-
зад добирался до этих мест, но я не ви-
дел в городе памятника русским основа-
телям города.

_ Впрочем, и в этом далеком городке
Западной Румынии есть вещи, которые
очень живо напоминают о России. Да,
вещи. Например, в Турну-Северинеком
театре можно видеть довольно богатое
собрание музыкальных инструментов: 42
пианино из... Одессы. . 4

В порту стоит большое судно, вся
палуба которого и крыши надетроек гу-
сто покрыты зелеными ветвями. Целую
рощу соорудили немцы и румыны, пыта-
_ясь скрыть судно от воздушных pa3-
ведчиков. :

Проходим внутрь судна — ба! да тут
целый завод. Стоят ряды станков. Вакое-
то чувство тревоги и настороженности
задерживает дыхание и останавливает
меня у первого станка. На нас глядят в
упор большие металлические буквы, та-
кие странные в этой обстановке ий такие
родные буквы русского алфавита: «Стан-
костроительный завод «Красный Проле-
арий» ГУСИ  Москва». На- соседнем

станке — «СССР. ВСНХ. Союзстанкойн-  .

струмент. Завод-техникум «Комвомолец».
Егорьевек Моск. обл.>

Русские станки. Советские станки.
Bee судно советское — пловучие мастер-
ские Одесского порта. Мы находим ста-
рые надписи на кубриках ‘и каютах:
«Матросы», «Санитарная», «Пом. шки-
пера», и в этих простых и таких много-
значительных словах, й в печальном мол-
чании станков, и в грустном виде за-
хламленных трюмов слышим печальную
повесть советского судна, бывшего в фа-
шистеком плену.

Эта встреча советских людей се совет-
скими вещами происходит в Румынии ча-
сто, иногда в самых неожиданных 0б-
стоятельствах, Букеир «Кинбурн» поды-
мался но Дунаю и ушел довольно далеко
от своей базы. Чтобы обеспечить коман-
ду мясом, командировали на берег стар-
шину 1 статьи Харламова и старшего
краснофлотца Водяновекого. Идут моряки
и видят стадо овец. Подходят к пасту-
ху: «Нельзя ли купить овцу?» А пастух
отвечает: «Чего там, берите, это вее од-
но ваше». Поймали овцу. На овечьем ухе
отчетливое клеймо: Врым, Совхоз, трех-
значный номер.

0 подобных эпизодах может paccka-
зать чуть ли не каждый краснофлотец.
Олин купил в Брайлове печенье одесской
кондитерской фабрики, другой наткнулся
на склад © десатками вагонов 0оборудо-
вания украинских сахарных заводов.
Лейтенант  Коломиец обнаружил у
румынского  жандарма патефон Ка-
лужекого завода, много костюмов Швей-
прома, 12 золотых колец. У этого жан-
дарма трогательное имя: Ангел Вераб.

Похоже на то, что румыны в качестве
оккупантов проявили большое фразнооб-
разие вкусов и полное отсутствие приве-
редливости. Брали все. В городке Береш-
ти «оветовий гомендант, поместившийся
в квартире местного банкира, случайно
опрокинул пепельницу и не без удивле-
ния прочел: «Одесса»,

Нельзя не согласиться, что необходи=
ма большая сила воли, чтобы при всех
этих ветречах и открытиях сохранить
спокойствие и выдержку.

Советский воин проявляет выдержку,
В основе этой выдержки непоколебимое
чуветво дисциплины и уверенность. в
том, что советская власть и командова-
ние наилучшим образом обеспечат 00-
щие интересы,

В вупе железнодорожного вагона мне
пришлось провести сутки с одной румын-

Е От специального
\ корреспондента
«Красного Флота»
ской интеллигентной четой. Муж — по-
жилой адвокат, жена—врач. Мы говори-
‘ди о многом.

‚Зашел разговор о немцах, и мне не
понадобилось задавать дополнительные
вопровы. Вотати ^ румыны вспоминали,
что знают немцев еще по первой миро-
вой войнё. В конце 1916 года три чет-
верти Румынии, включая Бухарест, бы-
ли оккупированы немцами и их союзни-
ками. Уже тогда предшественники Гит-
лера показали, что значат террор и гра-
беж, организованные по последнему 6л10-
ву немецкой чехники, Контрибуции,
штрафы, сложная система налогов, 5о-
торая контролировала каждый шаг и
кажлый вздох румына. Налог подушный,
налог на освещение, налог на собак, на-
лог за выход из города после 6 часов ве-
yepa. Чтобы пройта из одной деревни в
другую, надо было заплатить налог:
яйца. Кроме того в каждой курицы от-
хельно по % яйца в неделю. Из 900 па-
ровозов, бывших в Румынии, немцы уг
нали к себе 750. В итоге — по миру, за-
ключенному в мае 1918 г., Румыния дол-
жна была уплатить Германии 10 mua-
лнардов франков в качестве... <«в03мез-
дия за убытки»,

Могли ли забыть об этом румыны! Нет,
они помнили, Но каждый помнил по-
своему. Антонеску и его подручные,
вопоминая высокий класс немецких OK-
купантов и облизываяеь, решили, что
нет выгоднее дела, как пойти в квалифи-
цированным трабителям в ученики и по-
мощники, Во имя этой мерцавшей в пер-
спективе выгоды они продали гитлеров-
свому дьяволу не только душу (душа
Антонеску и ему подобных делиевле па-
реной репы), но и всю страну,
`В центре Бухареста на улице «Валйа
Витториа» находится пышный особняк,
в котором помещалаеь до последних ме-
слцев германская  «хегация», то-есть
германское посольство. Отеюда, cobcr-
венно, & не из соседнего королевского
дворца, управлялась в годы войны Ру-
мынил и царствовал здесь Манфред фон
Киллингер, личность, достойная  неко-
торого внимания. —

Фон Киллингер начал свою карьеру в
германском флоте, был командиром тор-
педного катера и дослужился до чина
капитан-лейтенанта. Но о мореких под-
вигах Манфреда ничего не известно. про-
славился он на суше я с 1919 года стах
известен как один из самых от’явленных
политических убийц. Начал on с убий-
ства Розы Люксембург и Карла Либкнех-
та и продолжил целую серию индиви-
дуальных и массовых кровавых расправ.

Естественно, что убийца с таким раз-
махом и стажем стал одним из гитлеров-
crux фаворитов. Правда, вокоре фон
Киллингеру пришлось в Бремене судить-
ся за нечистую игру, & в Гамбурге его
потащили в суд за сутенерство и дебонт,
но это такие мелочи, которые не могут
помешать кафьере настоящего гитлеров-
па. Киллингер отрастил вебе усики «под
фюрера» и развернул в особняке на «Ва-
лйа Витториа» бешеную деятельность.

Что выкачали немцы из союзной Ру=
мынии — это обобый счет. Мы хорошо
знаем, что выкачали румыны из совет-
ских районов, гдз они хозяйничали.
Только из Одесской области они вывез-
ли больше миллиона центнеров зерна,
сотни тысяч голов скота, тысячи трак-
торов, комбайнов и других машин.

Советский воин идет по улицам Бу
хареста и видит магазины © зазывающи-
ми вывесками, кафе, полные людей, тол-
пы мужчин, которые, без видимого дела,
прохаживаются по улицам, но готовы
вёё купить и все продать, — и думает
свою думу. ue

Co сдержанным любопытством наблю-
дает он чужую жизнь. Что-то необычно
кривливое, назойливое,  подчеркнутая
претензия нь большое, крикливо яркое
во всем обликё этого города. Дэма уси-
ленно лезут в небоскребы; отажей-то по-
настоящему 6—7, но всякими пристрой-
ками, архитектурными  фокусами 003-
дается впечатление «Америки». Один
бульвар делится на четыре части и каж-
дой части дается свое название. Таким
610собом количество бульваров в Буха-
pecte сразу увеличено в четыре раза.
`Фуражви у офицеров й жандармов та-
кой непомерной величины, что кажется
у каждого прикрёплен к голове зонт. В
ресторанах и на главных улицах про-
гуливаются женщины, в которых все
крикливо и искусственно —= от цвета во-
л0с до ногтей на ногах, до позы и по-
ходки. И единственное, что естественно
‘и подлинно, -— это гнетущая пустота и
безразличие в бесцветных глазах.

Й вдруг среди всего этого эрзац-вели-
холепия на центральном бульваре Бра-
тиану появляются крестьянские арбы-
кареты, техника которых находится при-
мерно на таком же уровне, как во време-
на императора Траяна. И сопровождают
эти арбы унылые крестьяне, босоногие,
в отреньях.-И тогда весь блеск магазин-
ных витрин сразу тухнет, и вотает Руч
мыния неграмотная (свыше 40% наое-
ления совершенно неграмотно), нищая
(во всей Румынии, стране преимущест-
венно сольскохозяйственной, было до
войны 2.700 тракторов), страдающая от
масеовых венерических заболеваний (‹а-
мый большой в мире процент сифилити-
ков).

В румынекой деревне, едва остановит
ея по пути советская ‘малина, 60 всех
сторон бегут крестьяне, крестьянки, де-
ти. Они месят босыми ногами уже хоз
лодную осеннюю грязь и в один голов
просят: «Гума!», «Гума!». Какой-нибудь
кусочек резины, от старой ли камеры
автомобильной, или чего-нибудь еще;
этим куском резины они хотели бы при-
прыть ноги. Зима приблизилась, а 06у-
ви — никакой.

Советский воин глядит на этих жа-
л0бно просящих людей... Но ему неког
za... Из Румынии он уме  выгнах
проклятущего немца. Он спешит в Юго-
славию, в Венгрию, он догонит немца и
там, будет гналь его и бить, пока не выч
шибет из него дух и освобожденное чеч
ловечеетво не сможет заняться своими
большими делами труда й созидания,