‚ мерещился

вованного кастета.

В СТРАНЕ
РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ*

В домах города Гайдекруг pas6poca-
ны любительские  фотопленки. Все
снимки, кажется, сделаны одной рукой,
Зеюду запечатлены демонстрации и ма-
нифестации. Барабан. гусиный шаг. ро-
гатые каски —— однообразное зрелише.
Однообразен и фон-кирпичный дом на
тлавной площади города.

Мы уже знакомы с центральной ули-
цей города Гайдекруг — от притона
работорговца доктора Шой до собачьего
питомника. Это. можно сказать. главная
артерия их жизни. =

Парад обычно происходил перед мест-
ной святыней. Немцы били в барабан
перед кирпичным домем на площади.
Здесь. видимо. сердце. города. i

Этот дом — самый большой в Гайде-
круге. На нем — портреты фюрера. На
нем флаги Германии. На нем и герб—
скрещенные в виде свастики топоры в
скрюченных когтях орла. Но не подумай-
те, что это ратуша. У орла — стильное
обрамление: в доме нет окон, вместо
окон — решетки. Над решетками и op-
лом — черная надпись:

«Герихтсамт унд Герихтегефэнгнис».

Это — суд и тюрьма. j

Почему же немцы устраивали парады
именно перед тюрьмой? Быть может,
они присягали правосудию и справедли-
вости?

Тородокая святыня окружена высоким
аменным забором. Верх забора  уееян
острыми стальными шипами. Дубовая
калитка заперта на семеро замков. Но на-
шлась лазейка — незарешеченное окно.
Оно вело в кабинет квартиры тюремщи-
ка. У окна там стоял письменный стол.
На столе —— стопка изящных в тиенен-/
ной коже <Гезангбух»: это именные
лютеранские молитвенники семьи тюрем-
щика. Его звали герр Вилли Якумайт.

Как и доктор Шой, богобоязнен-
ный тюремщик Якумайт питал страсть к
коллекциям. Страсть носила специфиче-
ски профессиональный уклон. В соседет-
ве с томиками поалмов — богатый выбор
всевозможных плеток, дубинок и нике-
лированных наручников. Достижения со-
временной германской научно-исследова-
гельской мыели в области истязания лю-
дей представлены довольно разнообраз-
но: от искусных наручников с сигнали-
зацией и автоматической застежкой в
виде стальной свастики до усовершенет-

Здесь же я обнаружил и связку тю-
ремных ключей. у

Через кухню тюремщика — ход в
тюрьму. Все двери были заперты. В
каждому замку пришлось подбирать
ключ. Тюрьма пуста, пусты каменные
склепы и коридоры. Немцы бросили в па-
нике горох. Доктор Шой не успел вызез-
тк свои богатства в Венигоберг. Яку-
майт забыл на столе именные молитвен-
ники и свою коллекпитю. Но обитателей
тюрьмы они поспешили эвакуировать
прежде всего. Они нашли даже- время
все в ней. запереть. Не забудьте, это —
Их СВЯТЫНЯ.

Однако где совершено столько пре-
ступлений, там вопиют камни. В 6e3-
молвных казематах стены разоблачают
немцев. Их изобличают случайно 0бро-
ненные бумажки. Мы идем по тюрьме и
читаем, как в книге зла.

Рядом с квартирой тюремщика Яку-
майт — одиночная камера номер три.
Дверь камеры окована железом и енаб-
жена сложными запорами и завовами.
Камера yska, как колодец. Высокая
стальная решетка из толотых прутьев
целит ев надвое. Такие решетки бывают в
зверинцах. В решетку вделана стальная
дверь. За дверью—закуток. Это шкаф
пыток.

На каменном полу этого «шкафа» рас-
сыпана солома. Не подозревайте repp
Якумайта в милосердии: солома рассы-
пана, дабы. скрыть кровь. Под соломой на
полу бурые пятна. Здесь герр Якумайт
испытывал свою коллекцию. Быть мо-
жет, перед этим он распёвал псалмы?

Стена 3a решеткой из’едена страда-
ниями. На ней много выщербленных
мест. Истязуемые ногтями царапали кам-
ни. При свете спички я разобрал слелы
полустертых слов: 7

«Вонстантин»...

«Муки»...

«Чужие»...

«Днипро»...

«Батько»...

Тюремщики бдительно следили за па-
рапинами. 9т0— бунт. Это— протест, Это
опасно для райха. Они красили и полиро-
вали стены, тщательно уничтожая напи-
санное.

Одну фразу им не удалось вытра-
ВИТЬ — настолько глубоко она выбита в
камне. В ней сказано: у

«Хай живе коммунизи! Смерть фа-
шизму!»

Какой-то мученик выдолбил ее в часы
долгих страданий. Его истязал Якумайт.
Кастет «хайль Гитлер» дробил его кости.
Но у него хватило сил оставить в камне
свою душу. Ведь он — сын советекой
земли,

Камера номер три была местом пыток
уля советских людей.

Ето эти люди? Кто поминал в этой
клетке бальку? Вому в тумане обморока
славный Днипро? Ето этот
герой, вложивший душу свою в неиетре-
бимый призыв на тюремной стене? Где
они. узники богобоязненного немца Bua-
ли Якумайт? Г

В его кабинете я нашел книгу <вхо-
дящих и ясходящих». Не бумаг — лю-

+ См. «Красный Флот» № 273.

И вот мы находим устаревшие документы

лись. Rak закладкой В ЕНИГ@ «входящих

печатан смертный приговор четырехлет-
нему мальчику:
1936 года рождения, берлинец, об’явлен
ane закона 14 июля 1940 года». На этом

тейсвим фактом.

=> f
От специального корреспондента
«Красного Флота»

>

т дей: в ней регистрировали. входящих в
тюрьму и исходящих в могилу, В книге
много имен и много национальностей: ли-
товцы, поляки, украинцы, белоруесы,
молдаване, русские. Все, кого немцы
смертельно болтся и кого задумали ис-
требить. Против некоторых фамилий
есть параграфы обвинения. Этого нет
только против фамилий русских. 0 рус-
ских сказано просто: русские. Этого 1о-
статочно для смертного приговора.

Русские записаны в книгу смерти
семьями. Особенно много — в месяцы
нашего летнего наступления: немцы гна-
ли советских людей на запад. Первый
этап на пути — тюрьма. _

«21 августа. Входящие:
Феодошка и Василий Фелоровы».

«22 августа, Входящие: Нина Чече-
виц, Алена Чулкина, Федор Чаков. Нико-
лай Вларин»,

_ «28 августа. Входящие: Ивэн Томи-
лин, Владимир и Евдокия Рыбины».

Русских в этой тюрьме долго не задер-
живали. Книга «входящих». Шкаф пы-
ток. И в тот же‘день — в гестапо. Про-
тив кажлой фамилии — пометка: «поли-
тический». И против каждой пометки —
приговор: «В гестапо».

Такова судьба мучеников
мер три.

_ ЗВ комнате тюремщика разбросаны. дет-
ские черновики. У герра Якумайта были
дети школьного возраста. Они упражня-
лись в арифметике на листках  устарев-
ших служебных бумаг: «2 Х 2—4».
исток пробит скоросштивателем — это
бланк из папки папаши. Типографеким
шрифтом на обороте напечатано:

«Елена Отто, 1887 года рождения,
учительница, 8 мая 1939 года об’лвлена
вне закона, согласно декрета о соблюде-
нии чистоты расы».

Старая учительница подлежала уни-
чтожению. Веролтно, она скрылась от па-
тача. 06 этом государство предупреждает
все тюрьмы. Каждый, кто ве встретит,
должен ее убить. И потомку тюремщика
надлежит помнить: 2 Ж 2—4. учитель-
ницу Отто нужно убить.

Немцы крематории в Майданеках ка-
муфлируют под оранжереи. Но они бее-
сильны декорировать законностью звери-
ную оенову своего строя. Они выросли и
окрепли на трупах и крови. Они на-
столько преступны, что, заметая следы,
не в силах уничтожить весе улики: для
этого им нужно ежечь землю под собой.

Евдокия,

камеры но-

эпохи  <етановления гитлеризма». Их
много. таких карточек. Ими  пользова-

и исходящих». На одной из закладок на-

«Михаэль Оппенгеймер,

они воспитывались. Это выглядит, Kak

выцветшая от времени кровь. Но на 060-

телефонограмма
проитого
не

роте — свежие пятна:
судьи. Она записана в августе
года и в четырехлетнему смертнику
имест никакого отношения:

«Отправьте приговоренных в распо-
ряжение хозяев».

Запись в книге расшифровывает эту
телефонограмму:

«Йонас Бордникас, Анна Бордникае и
Иноцас Петунасе 18 августа 1943 гола
взяты фрау Грёгер, арендатором из Кол-
лешен, для отбывания срока наказания в
ее хозяйстве»:

До сих пор мы слышали о страшной
каторге в немецких концлагерях. До сих
пор мы знали, что немцы раздобывают

рабов для своих фрах в военных похо-
внес нечто   вить в его распоряжение».

дах. Волчий закон фашизма

новое: человека передают в рабство по

судебному приговору. Так система рабо-   в порядке».

владения охватила в Германии
вплоть до судебной камеры и тюрьмы.

все,

В Берлине существует специальный ре-   ТЫ для фолькештурма.

гистр прокуратуры «по наказанию ино-
странцев». В деле литовца Иоганнуса 30-
маса я видел директиву этого «отдела».

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ПЛОТ

Но Зомае — литовец. Он должен быть
виновен, Это твердо указывает «Регистр
по наказанию иностранцев, Главная
Прокуратура — Берлин-Вестея 35. Пот-
сдамерштрассе, 178». Дело чиновников
Гаидекруга и Мемеля— подобрать обвине-
ние и параграф.

Свидетель Михоель приходит на по-
уощь. О нем значится — «вполне прове-
ренный член  национал-социалистекой
партии». Он немец. Этим все сказано.
Михэель утверждает, что Зомае вернулся
без гуся. Он присягает; «От Зомаса пах-
ло литовским шнатсом».

В поковеких лесах немцы тли пятки
партизанам под звуки веселенькой пате-
фонной пластинки. У себя дома они не-
прочь похихикать, медленно убивая
крестьянина. Они учиняют экспертизу о
приметах гуся и происхождении ина-
пса, Гусь был, но исчез. (Из Главной
Нрокуратуры Берлина пишут: «В допол-
нение к перечисленным параграфам ли-
товца Зомаса следует оштрафовать за ис-
чезнувшего гуся, ибо, видимо, он унес
его в Литву, чтобы не платить налога
райху». Зомае вновь опровергает. Он ут-
верждает, что гуся сожрали немец-
кие солдаты, отетупавшие се Восточного
  фронта. Уж не хочет ли он этим сказать,
что немцы мародеры?

Уточнить, допросить, избить, — таков
кодекс зверей.

От этого дела пахнет не анекдотом, а
каким-то государственным садизмом. От
Мемеля до Берлина фашистские чиновни-
ки наслаждаются в издевательстве ‘нал
беззащитным литовцем. И теперь они его
не бросили: убегая, они прихватили его с
собой.

”В тюрьме были не только невинные. В
тюрьме были и. преступники. ITO — еди-
воплеменники тюремщика Якумайта. Для
них были отведены камеры третьего эта-
жа. Там тоже стены говорят о немецком
духе. Каждая пядь этих стен разрисована
похабщиной. Это тоже краски немецкого
быта.

Я перелистал бумаги жителей третьего
этажа. Вес до единого — уголовники. Й
вее — немцы. Преступники в возрасте от
четырнадцати до тридцати лет. 9т0—мо-
лодежь гитлеровской формации, те, что
писали школьные черновики на смертных
приговорах.

Эдит Лаукандт, 0 ней сказано: «Чисто-
кровная арийка. В предосудительных по-
ступках против райха не замечена». 06-
винение: «дибшталь» — вороветво. 2 сен-
тября арестованную навестил муж—обер-
ефрейтор Вильгельм Лаукандт. Он приехал
на побывку с фронта и обнаружил супру-
гу за решеткой. Оберефрейтор возмутился:
ведь Эдит oer «взяла» чемодан с.
вещами из Литовеного дома.

Несколько дней спустя в дело подклеи-
ли телефонограмму из. Мемеля: «Супругу
оберефрейтора срочно освободить».

Иоганн Эрдманн. «Немец. 1913 года
рождения. Рост — 168. Высокий лоб. Се-
ро-голубые глаза. Острый нос, оттопырен-
ные уши, маленький рот, гнилые зубы»—
таковы приметы этого чистокровного
представителя арийской. расы! a

Он ловко обчистил. вдову кавалера же-
лезного креста Грету Каншадт из Траксе-
дена.

Иоганн: Эрдманн, вероятно, недоуме-
вал: за что его носадили? Он по-своему,

по-фашистски, продолжал боевые
традиции германского оружия. Что
он украл — краденое? Но муж Гре-

ты Каншадт воровали грабил в Poc-
вии. Почему же его соотечественнику не
обокрасть его жену в тылу? .

Куда же исчезли жители третьего эта-
жа?

В деле Иоганна Эрдманна 9 октября —
накануне ветупления наших войск в Гай-
декруг — помечено:

«Комиссар Оборонительного округа Ме-
мель по телефону приказал: выпустить
терр Эрдманна из тюрьмы и срочно напра-

Все лено: «Рост — 168, руки и ноги—
Фольксштурм нуждается в
экстренном пополнении. Третий этаж
тюрьмы. подготовил надежные континген-
Защита райха в
проверенных руках, f

Долгие годы война далека была от Гай-
декруга. Немцы маршировали перед тюрь-

Берлин подчеркивал, что дело Зомаса —   МоЙ и били в барабан. Нам понятно, поче-

политическое, поскольку он по нацио-
нальности литовец м советекий поддан-
вый. В чем же преступление Иоганнуса
Зомаса? 3
оганнусу Зомасу — 48 лет. Он—
крестьянин из пограничного хутора Ме-
мельской области, Когда немцы захвати-
ли эту область, дом Зомаеа оказалея в
нескольких метрах от границы — в Лит-
ве. Когда немцы оккупировали Совет-
скую Литву и произвольно перелвинули
пограничную черту. дом Зомаса оказался
в нескольких метрах от рубежа — в Гер-
мании. Зомас попал в список «советских
подданных на терманской территории».

В тюрьму, как сказано в деле, он по-
пал без продовольственных карточек, ибо
семь недель не был дома: три недели ко-
пал пол Таураггеном окопы и четыре не-
дели сидел в полиции. Иоганнуе Somac
обвиняется в злоумышленном нарушенаи.
границы райха.

Вее обвинения крестьянин разбил жи-
Четним вечером  при-
надлежащий ему гусь убежал к соседу я
Зомас пошел за своей собственностью. Он
и6-крестьянеки утверждает, что границу
не нарушал, & ходил за гусем в соседский
чвор.

му тюрьма была для них святыней; это—
их оплот против других народов. Сюда
они сажали тех, кого сами грабили. Нем-
цы украли и город этот и край. Когда-то
вся эта местность принадлежала литов-.
цам. Тут жили и трудились мирные земле-
пашцы. Они и теперь бывали здесь — в
одиночке, за кирпичной стеной. Немцы
захватили их дома и поля. Тюрьма помо-
гала им господетвовать на уворованной
земле. Не правосудию они присягали пе-
ред краеным домом на площади, а волчь-
ему закону. Их закон создан для истребле-
ния других народов. Их судьи судят всех,
кроме настоящих преступников. Сами
судьи — преступники, надо судей судить.
Они мечтали весь мир посадить за ре-
шетку. Поэтому все человечество их не-
Навидит.

Что и говорить — грохот барабана им
был приятнее гула орудий. Они бежали
от этого гула за, Неман. Но мы придем и
туда. Мы помним, что здесь еше преддве-
рие. Там мы найдем и доктора Шой и гер-
ра Якумайта. Там мы разъищем и главных
тюремщиков и палачей. Миру еще яснее
будет волчье сердце Германии.

, Вл. РУДНЫЙ. -
Гор. Гайдекруг.

МИТИНГ В ФИЛАДЕЛЬФИИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ ТЕГЕРАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Й ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ _-

ФИЛАДЕЛЬФИЯ, 3 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). Здесь состоялся митинг, посвящен-
ный первой годовщине Тегеранской конфе-
ренции и 27-й годовщине Великой Октябрь-
ской социалистической революции. Mn-
тинг был организован Национальным сове:
том американо-советской дружбы.

Выступивший на митинге администратор
правительственных предприятий генезал-
майор Флеминг, возвратившийся недавно из

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
БОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

TM100987

СССР, рассказал о бэспельных разрушениях,
произведенных немцами в городах Сталино,
Запорожье и Ленинграде, ио массовых убий-
ствах и зверствах, совершенных гитлеровца-
ми в СОСР. Флеминг говорил об активком
участии женщин в военных усилиях СССР,
о «суровой решимости, с которой русский на-
род ведет войну. Миллионы людей потеряли
дома, поля опустошены оккупантами. Но,
несмотря на все страдания, советский народ

действий флота—поб. 29, 36;

оевых

энергично приступил к работе по рекон-
струкции. Он справедливо гордится своими
достижениями. Это— добрый, великодушный,
дружественный народ, храбрые солдаты и
верные союзники».

От имени местной торговой палаты высту-
пил Ричардесн, который высоко оценил co:
ветскую систему народного образования и
сельского хозяйства и воздал должное со-
ветским бойцам.

-AIPEO РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ya, 21. Коммутатор редакции Д 8-20-90 до Л 8-20-96.
отдел пропаганды-Д 1-11-45; отдел р помо man She жизн
- -60;

стдел—доб. 1-18; издательство—начальник Д

ПРИЕМ тов, ВЫШИНСКИМ _
РУКОВОДИТЕЛЯ БУХАРЕСТСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛ-
ЦАРАНИСТСКОЙ ПАРТИИ

БУХАРЕСТ, 30 ноября. (ТАСС). (Задер-
жано доставкой). Заместитель народного
комиссара иностранных дел А. Я. Вышин-
ский принял рукозодителя бухарестской
организации нациокал-царанистской партии

иколая Лупу.
К ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМУ КРИЗИСУ

В РУМЫНИИ
БУХАРЁЕСТ, 3 декабря. (ТАСС). По сооб-

щению бухарестского радио, румынский ко-
роль принял корпусного генерала начальника

генерального штаба Николая Радеску, ко-

торому поручил сформировать новое прави-
тельство,

МОЩНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
ФРОНТА В БУХАРЕСТЕ

БУХАРЕСТ, 29 ноября. (ТАСС): (Задер-
жано доставкой). Вчера профсоюзы opra-
низовали торжественные похороны двух
рабочих, убитых  легионерами-офицерами
25 ноября с. г. Похороны превратились в
мощную демонстрацию Национально:демо-
кратического фронта.

На: площади Виктории собралось не ме-
нее 150 тыс. человек, пришедших органи-
зованными колоннами с предприятий. Bo
главе каждой колонны демонстранты нес-
ли флаги Об’еднненных наций. Среди мно-
гочисленных лозунгов выделялись  слё-

‚ дующие: «Требуем ареста убийцы-Пене-

ску»; «Хотим правительства  Националь-
но-демократического фронта», «Да здрав-
ствует англо-советско-американское бое-

вое сотрудничество», «Вон фашистов ‘из
армии», «Да здравствует свободная незави-
симая демократическая Румыния» и другие.

На митинте выступили министр путей со-
общения Георгиу-Деж, представитель
бухарестской организации компартии Пат-
рашку, представитель комитета об’единен-
ных профсоюзов Георгий Апостол и дру-
гие.

———

АРЕСТЫ ЛЕГИОНЕРОВ
В КОНСТАНЦЕ

БУХАРЕСТ,   декабря. (ТАСС). Газеты
сообщают, что 28 ноября в Констанце бы-
ли произведены. многочисленные аресты ле-
гионеров (румынских фащистов) и лиц, со-
трудничавших с немцами. Среди арестован-
ных генеральный прокурор Констанцы
Аграру, председатель правления банка Ру-
залие, комендант порта Констанцы Деля
Стерия и др.

Газета «Виктория» сообщила об аресте
13 легионеров, в числе которых руководи:
тель: бухарестской примарии (городское
анала Коставке, инспектор министер-
ства путей сообщения Муришан,. артист
филармония Василеску, инженер Нягу-и
другие. 3

Газета «Журналул де Диминяца» сооб:
щила об аресте 26 главарей легионерского
движения. `

РОСПУСК В АНГЛИИ
ОТРЯДОВ САМООБОРОНЫ

Выступление английского короля

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, вчера. по случаю из-
дания закона о роспуске отрядов самооборо-
ны Англии в Лондоне состоялся парад
этих отрядов, в котором приняли Участие
7 тысяч офицеров ‘и солдат, .

После парада английский король высту-
пил по радио с речью, в которой выразил.
благодарность отрядам самообороны, `Отме-
тив, что эти отряды. были созданы в. Англии
4 года тому назад, когда страна была в
смертельной опасности, король сказал, что
«на протяжении 4 лет непрерывной тревоги
силы этой гражданской армии росли. Скоро
она стала хорошо вооруженным войском,
способным взять на себя ряд обязанностей
солдат регулярной армии, которые получили
возможность отправиться за море».

ee

АМЕРИКАНСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
_ 0 ПОЛОЖЕНИИ В БЕЛЬГИИ

НЬЮ-ЙОРК, 4 декабря. (ТАСС). Брюс-
сельский корреспондент газеты «ИМ» Ул,
касаясь положения в Бельгии, пишет, что
нынешний кризис возник в результате стрем-
ления ‘бельгийского правительства и пар-
ламента править стравой, игнорируя измене-
ния, происшедшие в стране в течение многих
лет войны и оккупации. Очевидно, парла-
мент, срок полномочий которого истек год’
тому назад, не может удовлетворить бель-
гийские массы. Бельгийский народ сильно
обеспокоен созданием ^ прочного фронта
бельгийских реакционеров. «Таким обра-
зом, — пишет  корреспондент,—не прошло
еще и трех месяцев после освобождения,
как власть в Бельгии начала осуществ-
ляться с помощью колючей проволоки, во-
оруженных жандармов, танков, с помошью
декретов о запрещении митингов и т. д.».

Ул сообщает, что он беседовал со’ многи-
ми видными членами кабинета Пьерло, а так-
же с представителями движения сопротивле-
ния, в том числе с Демани, который вышел
из кабинета в силу несогласия с полити-
кой Пьерло. «Демани вышел из состава
правительства, — пишет корреспондент, —
когда стало очевидным, что военное мини-
стерство саботирует движение сопротивлс-
ния, так как официальные лица из этого ми-
нистерства стремятся главным образом к
тому, чтобы сохранить свои посты и уст-
ранить новые элементы, которых они боят-
ся в политическом отношении»,

«Генеральный секретарь ^ бельгийской
компартии Лееманс подчеркивал, — numer
Ул, — что ‘компартия стремится только к
организации более эффективных военных
усилий. По заявлению Jleemanca, бель-
гийские ‘промышленники, сотрудничавшие
< немцами во время оккупации, в настоя-
щее время продолжают саботировать воен-
ные усилия Бельгии. Генеральный‘ секре-
тарь сказал, что политика компартии зак-
лючается в наиболее быстром восстановле-
вии национальной военной промышленно-
сти».

Рекордный перелет самолета
: «Москито»

ОТТАВА, 4 декабря. (ТАСС). Агентство
Канадиен Пресс сообщает из Монреаля,
что построенный в Канаде бомбардировщик
«Москито» совершил трансатлантический
перелет в Англию в рекордное время — 6
часов 8 минут, — покрыв расстояние в 2.300
МИЛЬ. :

В Англии спущен на воду
крупный линкор
ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Как nepe-
дает апглийское министерство. информации,
на одной из северных верфей Англии спу-
щен на воду крупнейший английский линкор.

Телефоны:

Типография «Красное Знамя», Сущевская 91,

пля справок—доб. 1-73; отв. секрета
и—доб. 8; иностранный отдел — доб. 1-22,
бухгалтерия — доб. 25; огдел годписки — Л 1-62-21

5 декабря 1944 г. вторник, № 287 (1854

ЛЮБЛИН, 2 декабря, (ТАСС). После до-
проса свидетелей буд огласил сообщение
Американского управления по делам’ бежен-
цев о зверствах немцев в концлагерях Поль-
ши, в том числе на Майданеке; По решению
суда сообщение приобщено к делу. Затем
суд переходит к прениям сторон. Первым
говорит прокурор Чеслюк.

«Массовое истребление народов Европы, —
говорит Чеслюк, — шло по заранее разрабо-
танным гитлеровцами государственным пла-
нам. Только в одной Польше немцы истре-
били 6—7 миллионов человек мирного насе-
ления. Но это не все. Немецкие оккупанты
вконец опустошили и разорили наиту страну,
наши города и села стерты с лица земли.
Мы. являемся свидетелями опустошения,
которого‘ наш народ не видал со времени
татарского нашествия. Вопреки лживым и
наглым заявлениям фашистских главарей о
якобы благожелательном их отношении! к
польской культуре, ‘истинное отношение
гитлеровцев к польской науке и культуре
нашло свое яркое выражение в Освенциме,

Тремблине и Майданеке. Майданек —
это образец того, что немцы  готовие
ли для всех свобололюбивых народов

мира. Только’ благодаря победоносному. на-
ступлению Красной Армии печи Майданека
погасли. Богатыри Красной Армии прервали
преступнейшую деятельность. немецких па-
лачей на Майданеке».

Подробно. охарактеризовав преступную
деятельность каждого из подсудимых, про-
курор сказал: «Во имя справедливости и
гарантии человеческих прав, чести и свободы
нашего народа, я требую для всех подсуди-
мых смертной казни». у

Затем с яркой речью выступил ‚вице-про-
курор Савицкий. я

После речей прокурора и вице-прокурора
выступила защита. :

В зале судебного заседания ина улицах
у громкоговорителей десятки тысяч жителей
Люблина с глубоким волнением. слушали

`

Газета „Речь Посполита“ о роли Польского Комитета
° Национального. бевобождения

ЛЮБЛИН, 4 декабря. (ТАСС). Газета
«Речь Цосполита» в передовой статье, по-
священной роли’ Польского Комитета На-
ционального Освобождения, пишет:

«Польский Комитет Национального Ос-
вобождения создал в трудных условиях
Польское Войско, провел земельную рефор-
му, создал государственный и хозяйствен-
ный аппарат, наметил контуры нового зако-
нодательства, создал сеть культурных уч-
реждений, начал борьбу с последствия и
оккупации.

Кто, — спрашивает газета, — руководит
борьбой польского народа против`немцев на
польской земле? Кто, дал новое направление
польской подитической мысли и создал ос-
новы для упрочения польской демократии?
Кто, реально оценивая международное по-
ложение, является творцом нашей дружбы
со славянскими народами, с Советским Сою-
зом? Кто строит свою внешнюю политику
на единстве, а не на разногласиях между
союзниками? Кто имел смелость ясно. зая-
вить народу: это мы должны вернуть, а это
должно принадлежать нам? Кто борется за
наши западные земли, за выход к морю и
границы на Одере? Кто ставит эти вопросы
перед всем миром? Кто, наконец, является
творцом великого народного дела — создз-
ния действительного народного единства?
Ответ один: Крайова Рада Народова и Поль-

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). В сообще:

нии. штаба верховного командования экспе-

диционных сил союзников говорится:

«К западу от Венло (Голландия) войска
союзников добились больших успехов в лик-
Бидации предмостного укрепления немцев
на реке Маас, Союзные части достигли реки
в гайоне моста и почти полностью очистили
эгот райок от противника. Осталось лишь
несколько небольших частей противчика,
находящихся в «мешках». Ликвидированы
также опорные пункты противника в районе
Ванссума. В этом секторе самолеты союз-
ников совершали налеты на узлы порог в
Штрелеве и в Кальденкирхене. Истребите-
лк, снабженные ракетными установками,
атаковали пулеметные и минометные пози-
ции врага к северу и востоку от МЧеймеге-
на. Истребители-бомбардировщики наносили
удары по коммуникациям противника в райо-
не Арнгема, Амерсфоорта и других пунктов
Голландии, а также совершали налеты на
железнодорожные об’екты в Германии.

В долине Рура войска союзников очисти-
ли ог противника деревню Лейффарг и от-
били вражескую контратаку в районе Лин-
дерна. Пункты Рурдорф и-Флоссдорф ва ре-
ке Рур находятся в руках союзников. К
югу от Юлиха части союзников форсилова-
ли реку Инле у_Индена и очисгили or mpo-
тивника восточную часть города. Передовые
части, форсировавшие реку, продвинулись
на 1.500 ярдов к юго-востоку от Индена и в.
результате ожесточенных боев захватили
Лухерберг.

Войска союзников, наступающие севеонее
Лангервее, заняли Лухен и подошли к ав-
тостраде, соединяющей Аахен с Кельном.
В этом секторе истребители-бомбарднровщи-
ки совершили налеты на скопления войск и

ПОЛОЖЕНИЕ В ГРЕЦИИ

ЛОНДОН, 2 декабря, (ТАСС). Диплома:
тический обозреватель агентства Рейтер со-
общает, что 6 министров — представителей
ЭАМ (об’единение организаций сопротив-
ления «Национально-освободительный
фронт») вышли из греческого правитель-
ства. Эти министры отказались подписать
декрет, предусматривающий  роспубк и
разоружение партизанских отрядов. ^

ЛОНДОН,2 декабря. (ТАСС). Как ‹ооб-
щает агентство Рейтер, командующий анг-
лийскими вооруженными силами в Греции
генерал Скоби в приказе, обращенном ко
всем группам греческого движения сопро-
тивления, пишет, что он предлагает им не-
медленно и без дискуссий выполнять ин-
струкции греческого правительства.

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает афинский корреспондент агентства Рей-
тер, сегодня полиция греческого правитель-
ства открыла огонь из пулеметов и автома-
тов по нескольким тысячам участников де-
монстрации, организованной ЭАМ. Поли
цейские, укрывшиеся за стенами и на кры-
шах домов, выпускали тысячи пуль в демон-
странтов, которые ложились на землю под
убийственным огнем. Убитые были унесены.
Раненые были увезены на двух грузовиках.
Когда вторая колонна демонстрантов вновь
появилась в том же районе, полицейские
усилили огонь и пустили в ход более тяжеё-
лое оружие, в том числе минометы.

Как указывает корреспондент, насколько
можно установить, демонстранты не были

tf Суд над гитлеровцами — участниками
злодеяний в Шайданеке

выступления прокуроров. Народ един
но одобряет требование сурового нак
для немецко-фашистских извефгов.

ЛЮБЛИН, 8 декабря. (ТАСС), Вчера Cs,
циальный CYA BbIHEC NpHroBOp Mo Heay § y._
мецко-фашистских палачей орудовавин» ‚=
концевтрационном лагере Майданек—Фон,
ля, Герстенмайера, Тернеса, Шолева, Отад,
да. Приговор полностью устанавливает
непосредственное участие в истязаниях
убийствах как мирных граждан — мужу
женшин и детей, так и советских воен,
пленных, Все 5 подсудимых приговорены,
смертной казни через повешение, i

По ходатайству Отдела юстиции Под,
ского Комитета Национального Освобожде.
ния принят декрет о частичном изменена
уголовно-процессуального кодекса (п
545); согласие ‘котооому в случае особо
Характера преступления руководителю (.
дела юстиции Польского Комитета Наци.
нального Освобождения _ предоставляет:
право разрешать приводить в исполнен
: смертный приговор публично. В соответст.
вии с ‘этим и на основании решения рукох.
antena Отдела юстиции Нольского Коми. #
та Национального Освобождения казнь x.
pes вены 5 преступников будет пу,

велена публично,

7 БЛИН, 3 декабря. (ТАСС). Сегоди
в Майданеке был приведено в исполнен
приговор специального польского суда п
делу 6 гитлеровцев, приговоренных х
смертной казни через повешение за злодея.
ния, совершенные в майданекском «лат
смерти».

На площади, где
собралось свыше 20 тысяч человек, Из
рядов собравшихся людей  раздавалиь
проклятия по адресу гитлеровский палазей
и возгласы: «Так им и надо!», «Смерть
‘фашистским злодеям!». Казнь  злодеез- ©

происходила каз,

‚нее города пересекли германскую границу:

‚тели-бомбардировщики,

‘бомбило об’екты противника в районе Вены,

рь редакции Д 1-08-08: отдел
1-35; отдел писем — доб. 23, иллюстрационный

гитлеровцев вызвала общее бурчое одобре. °

ние. ai

ский Комитет Национального Ocpodoxze
ния, созданные по воле польского народа,
Они возвратили ‘этому народу войско, дал
народу земельную реформу, за которую 6
ролись целые поколения. Они проводят но-
вую внешнюю политику, которая, если bw
она проводилась раньше, могла бы спасм
Польшу от севтябрьской катастрофы и кю
торая теперь может дать польскому гос.
дарству силу и величие».

Касаясь нового эмигрантского польского
«правительства», сформированного Apu
невским, газета подчеркивает, что смелая и
решительная политика демократического ла
геря разоблачила происки реакции, находя.
щейся в эмиграции, и привела к тому, чо
Рачкевич `был вынужден извлечь из нафм.
лина несколько старых‘ кукол и создать из
них «празление кружка любителей санаци:
онной копституции» (т. е. реакционной коз:
ституции 1935 г.), «Правительство Арци.
шевского, — говорится в статье, — это об.
единение господ, которые не хотят демокра-
тической Польши, не. хотят единства союз
ников, не хотят соглашения с СССР, не хо-
тят и не могут понять, что уже давно мино-
вала пора старых реакционных кукол. Поль:
ский народ под руководством  Польскою
Комитета Национального — Освобожделая
идет к победе. Борьба за новую Полыйу д1- 5
ет нам право на власть». J

укрепления противника к северу от Юм
и ва артиллерийские позиции к северу от
Дюрена; К юго-востоку от Гюртгена части
союзников заняли Бранденберг и угрожают
Бергштейну, расположенному в миле восточ
нее. Истребители-бомбардировщики совер
шили налет на неприятельские об’екты в
этом районе. :

В долике Саара войска союзников форси:
ровали реку у Саарлаутерна: В восточной
части города происходят бои. Союзники 31:
няли мост через Саар, который совершеню
не поврежден, но в настоящее время обет:
ливается артиллерией противника.

Южнее союзные части достигли Bua
гельмебронна и в двух милях юго-востое

Саарунион очищен от противника. Истреби
оперирующие нд
территорией Германии, наносили удары 10
об’ектам в Цвейбрюкене. К востоку от Саз:
униона союзники продвинулись на 2 милин
заняли несколько деревень, в том числ
Винген {в проходе Тифенбах—Ингвейлер). К
юго-востоку от этого района части союзи:
ков достигли предместий Хагенау».

Налет авиации союзников
на Австрию

JIOHJIOH, 4 декабря. (ТАСС). Как соб:
Щеет английское министерство информации,
базирующиеся на Италию тяжелые бомбар-
пировщики совершили 3 декабря налет на ©
военные об’екты противника в Австрии,
Бомбардировка проводилась по‘ приборам;
Одно соединение «Летающих  коепостей»

Авиация и зенитная артиллерия противника
оказали слабое противодействие. \

вооружены. Через полчаса после стрельбы
демонстранты перегруппировались и со зна-
менами Об’единенных наций продолжали ше:
ствие по городу.

Командующий английскими вооруженными
силами в Греции генерал Скоби заявил: «В
TOM, что произошло, английские войска He
участвовали».

дает  лондоножое радио, греческое прави“
тельство ввело в Афинах и Пирее в связи
вчера в Афинах демол-

положение.
дю радио Ник-

ин, что сейчас почти 3:
ни’- город лишен электрического освеще-
al телефонной связи. Сегодня утром
a ходила небольшая перестрелка, во
ae я были убиты один полицей-

и из демонстрантов:

г ДОН, 4 декабря. (ТАСС). Как со-
А агентство Рейтер из Афин, вчера
м. ЭАМ (« ациочально-освободи-
Ву ee об’явил, что при расстре-
им трации было убито 15 и ранено
а ек и что утром в Афинах пронзо-

о крупных столкновения, \
ee cane Афин патрулируют. англий: ! *
Я которые охраняют помещение
ac: полиции, а также автомобили

», на которых Установлены  пуле-

меты. Английские войска в боевом  снаря-
на главных улицах и у воен-

жении стоят
ных учреждений:

страциями военное
Корреспондени:
сон сообщает из

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.

=F г
at