a

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР

О НАГРАЖДЕНИИ МНОГОДЕТНЫХ МАТЕРЕЙ ОРДЕНАМИ «МАТЕРИНСКАЯ’ СЛАВА»
И МЕДАЛЯМИ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА»

Окончание. Начало см. на 1-й стр.

7. Навецкую Александру Брониславов-

ну — учительницу школы № 167 гор..

Москвы.

8. Назимину Александру Федоровну —
колхозницу колхоза «Тушино» Москов-
свой области.

9. калинкину Анастасию Ивановну —
Болхозницу колхоза имени Буденного Ди-
веевского района Горьковской области.

10. Калинкину Марлю Егоровну—кол-
хозницу колхоза имени Буденного Ухтом-
ского района Московской области.

11. Костромину Афанасию Трофимов-
ну — домашнюю хозяйку, Октябрьский
район гор. Ленинграда,

12. Нузнецову Анну Федоровну — до-
матнюю хозяйку, гор. Горький.

13. Нузьмину Марию Васильевну —
колхозницу колхоза имени Ворошилова
Выксунского района Горьковской областя..

14. Леонтьеву Елену Дмитриевну —
работницу подсобного хозайства, гор.
Павловск Ченинградекой области.

15. Михееву Анну Ивановну — служа-
щую Сафоновского райисполкома Туль-
свой области.

16. Мишнину Екатерину Ивановну —
домашнюю хозяйку, Свердловский район
гор. Ленинграда.

17. Наумову Елену Финогеновну —-
колхозницу Теренинского колхоза Павло-
во-Носадекого района Московской обла-
ети.
18. Ненрасову Анну Николаевну — ра-
ботницу завода «Дубитель» гор. Вышнего
Волочка Калининской области.

19. Обухову Марию Николаевну — ра-
ботницу Тульского госпиталя. —

20. Оспельникову Беру Васильевну —
колхозницу колхоза «Смычка» Рамешков-
ского района Калининской облаети.

21. Романозу Анастасию Кондратьев-
ну — предсодалеля колхоза «Заветы
Ильича» Москворецкого района гор. Мо-
СЕВЫ.

22. Руданову Марию  Алексанлров-
ну — лоярку колхоза «Красный просвет»
Бежецкого района Калининской области,

23. Сметанкину Марию Дмитриевну —
работницу ст. Малая Ижора Ораниенба-
умекого района Ленинградской области.

24. Смирнову Марию Федоровну — ра-
ботницу воинской чаети, Калининекая 06-
хласть. : :

25. Смирных Евдокию Прокопьевну —
домашнюю хозяйку, Кировский район гор,
Свердловска.

26. Спирину „Татьяну Федоровну —
колхозницу Горшковекого колхоза Дмит-
ровекого района Московской области.

27. Харланичеву Анисию Егоровну —
домашнюю хозяйку, гор. Подольск Мос-
ковской области.

‘
Матерей, родивших и воспятазших
шесть детей

МЕДАЛЬЮ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА»
1 СТЕПЕНИ

1. Бокову Христину Ивановну — кол-
хозницу колхоза имени Кирова Валинин-
ского района Валининокой области.

О мероприятиях по увековечению памяти академика П. Л. Чебышева

в связи с 59-летнем.со дня его
шую работу в области математики и за.

В связи с истолняющимея 8 декабря
1944 г. 50-летием е0 дня смерти вели-
KOTO русского математика и механика
академика Пафнутия Львовича Чебышева
Совет Народных — Комиссаров Союза
ССР постановил:

1. Олобрить решение Президиума Ака-
демии Наук СССР об издании полного
собрания сочинений Il. Л. Чебышева и
его биографии.

2. Установить yee премии П. Л. Чебы-
нева в размере 20.000 рублей каждая,
присуждаемые каждые три года. за туч-

увидел корабль, на который был назна-
чен инженер-механиком, его еердце дрог-
нуло. Ничего подобного видеть ему не
приходилось, хотя на флоте он служил
с 1912 года. 8a это время Можейко мно-
гое испытал, во многих местах побывал.
Нлавал на Балтике, на Ладоге, участво-
вал в штурме Зимнего дворца, воевал на
Северной Двине в окепедиционном отря-
де моряков, дрался е немцами под Нар-
вой в 1915 г, елужил на эекадренном
миноносце «Гайдамак», который в 1917
году вместе с крейсером «Рюрик» ходил
обстреливать Мемель! Тогда же и немец-
кую подводную лодку потопили...

Вызвали товарища Можейко и спроси-
ли, на каких кораблях он плавал раньше.
«На таких-то и на таких», — ответил он.

— Вот это нам как раз и нужно. Вы
назначаетееь командиром БЧ-У на Н-ский
корабль.

— Есть, — ответил Можейко и, ко-
зырнув, отправилея на свое новое место
службы.

‚..Юронштадтекое кладбище кораблей.
Полузатопленный поржавевший корпус
корабля, без механизмов, без платформ,
даже без верхней палубы. Отсеки напол-
нены водой. Больше всего задело Петра
Александровича Можейко то, что в ко-
тельном отделении плавали утки, домаш-
ние утки, которых разводил сторож и
которых он пускал сюда «порезвиться на
воде».

— Да, — подумал Можейко, —6 этим
кораблем придется повозиться,

Й как специалист, как хозяин корабля
{командир еще не был назначен) стал
прикидываль, как ввести корабль в строй,

Выяснилось, ‘что одна машина с ко-
рабля пахотится на Врониттадтехом мот-
заводе. & другая где-то не то на Балтий-

ЕЕ ЕЕ ЕЕ НЕЕ ВЕ Е ИОН

2. Булахову Александру  Михайлов-
ну — колхозницу колхоза имени Кирова
Калининекого района Калининской обла-
ети.

_ 3. Бычкову Марию Дмитриевну — ра-
ботницу железнодорожной школы № 19
rep. Торжка Калининской области.

4. Волкову Александру Степановну —
волхозницу колхоза «Звезда» Волховско-
го района Ленинградекой области,

5. Вороннову Агафью Васильевну —
работницу домоуправления № 30 Желез-
нодорожного района гор. Москвы.

6. Гаврилову Анну Васильевну — ko2-
хозницу деревни Дровосеки Орехово-Зу-
евского района Московской области.

7. Гребцову Есению  Семеновну —
колхозницу Щекавцевского колхоза Но-
гинекого района Московской области.

3. Дианову Елизавету Васильсвну —
служащую Березовского райпотребсоюза
Свердловской области.

9. Дорохину Феодосию Андроевну —
работницу пекарни А 24 Куйбышевского
района гор. Москвы.

10. Иванову Елизавету Яковаевну —
домалтнюю хозяйку, Нривокзальный район
гор. Тулы.

И. Исаеву Февронью Андроевну — до-  .

машгнюю хозяйку, Тимирязевский район
гор. Москвы.

12. Капочнину Евдокию Васильевну—
колхозницу колхоза «Заря» Вунцевекого
района Московской области,

13. Капралову Федосью Петровну —
работницу совхоза Парголовекого района
р области.

14. Нарбонову Марию Фроловну — ра-
ботницу домоуправления № 53 Молотов-
ского района гор. Москвы,

15. Нузьмину Евдокию Николаевну —
домашнюю хозяйку, Володарский район
гор. Ленинграда,
° 16. Купряхину Прасковью  Федоров-
ну — домашнюю хозяйку, Ростокинский
район гор. Москвы.

17. Михееву Анну Федоровну — кол-
хозницу деревни Хотово Волховекого рай-
она Ленинградекой области.

18. Пестереву Клавдию Павловну —
служащую Свердловского областного ко-
митета профсоюза работников начальных
и средних шкой.

19. Птицыну Александру Тихоновну—
колхозницу деревни Новое Елькино Восо-
горекого района Тульской области,

20. Разумкову Ольгу Ефимовну — ра-
ботницу института имени Бехтерева гор.
`Ленинграда.

21. Тайждинову Марииду — работницу
конторы «Союзутиль» гор. Орехово-Зуево
Московской области.

22. Федулову Веру Ефимовну — pa-
ботницу домоунравления № 44 Сокольни-
ческого района гор. Москвы.

23. Фукленнову Наталию Васильевну
— колхозницу деревни «Заручье» Тих-
винекого района Ленинтрадекой облазти.

Председатель Президнума Берховного Совета РСФСР. ©

Секретарь Президиума Верховного

Москва, 6 декабря 1944 года.

B COBHAPKOME CCCP ,

лучшую работу в области теории ‘меха-
низмов и manu, Поручить присужде-
ние премий Президиуму Академии Наук
СССР.

3. Установить стипендии имени акаде-
хика П. Л. Чебышева:

а) В Московеком государственном уни-
верситете им. М. В. Ломоносова на меха-
нико-малемалическом факультете — для
студентов 2 стипендии по 400 рублей в
месяц каждая и для аепирантов одну
стипендию в 800 рубл вяц; :

ВЕНЕ

ском, не то на «Судомехе». Пришлось
собирать и котлы и вепомогательные ме-
ханивмы, доставать материалы.

Корабль начал оживать. С «кладбища»
его перетащили на завод. Постепенно на
нем появились и платформы и палубы.
Выросли высокие трубы и мачты, А через
год, в 1925 году, на корабле был поднят
флаг и он вышел в море...

Так Можейко связал свою судьбу с
судьбой возрожденного корабля.

Прошло несколько лет, и корабль пре-
образился. Он стал, пожалуй, самым мир-
ным кораблем из всех существующих на
земном шаре. Пушек больше на нем не
было. Вместо них появились какие-то
приборы и механизмы, Ученые разных
специальностей производили на нем опы-
ты, испытания, иселедования, Корабль
превратилея в пловучую лабораторяю.

Вместе с кораблем преобразилея Мо-
жейко, Работь целиком захватила ero,
Он участвовал в различных иселедова.
ниях, которые производились на корабле.
Испытания сложнейших приборов-ав-
томатов и добывание тины со дна на глу-
бине нескольких сот метров одинаково
занимали его. А глазное, он берег ко-
рабль и его сердце — машины,

Наступил 1941 год. Н-ский  норабль
плавал на Ладожеком озере, которое ‘‹та-
10 одним из активнейших театров ебщир-
ного фронта. На палубе мирного корабля
снова появилиеь пушки, & люди надели
‘военную форму. Петр Алексачдрович за-
  беспокоился, не разлучат ли его с род-
ным детищем и не отправят ли куда-
нибудь в тыл? На всякий случай написал
рапорт: «Прошу зачислить меня на воен-
ную службу и оставить в Действующем
флоте...» Его оставили, и опать стал он
т не механиком, а командиро::

24. Чурилеву Марию Андрезвну — до-
машнюю хозлйку, Октябрьский район гор.
Москвы.

Матерей, родивших и воспитавших
: пать детей :
МЕДАЛЬЮ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА»
И СТЕПЕНИ

1. Агафонову Анастасию — Михайлов-
ну — работницу рыбного завода Ораниен-
баумского района Ленинградекой области.

2. Большанову Марию Ивановну —
колхозницу колхоза «Теплухино» Тихвин-
ского района Ленинградской области.

3. Денисову Марию Архиповну — ра-
ботницу столовой ОРС’» Балининонерго
гор. Валинина,   ‘

‚4. Амитриеву Аграфену Пвановну —
колхозницу колхоза «Заостровье» Орали-
енбаухокого района Ленинграденой обла-
сти.

5. Номарову Анастасию  Алекоандров-
ну — работницу мыловаренного ‘завода
гор. Ленинграда.

-6. Нулинову. Анну Алекоеевну — кох-
хозницу колхоза имени Чапаева Ираено-
горского района Московской облаети,

7. Мышалову Елизавету Ильиничну —
колхозницу деревни Верхнее Елькино Ко-
согорского района Тульской области.

8. Новикову Ирину Николаевну — до-
машнюю хозяйку, гор. Кунцево Моесков-
ской области.

9. Новикову Людмилу Николаевну —
гор. Ленинграда.

10. Овсянникову Марию Семеновну —
работницу совхоза «Большевик» Павлов-
ского района Ленинградской области,

11, Сухоносову Марию Викторовну —
домашнюю хозяйку, Сталинский район
гор. Свердловска.

12. Тутову Cepagamy Петровну — ин-
женера фабрики № 2 гор. Аебеста Сперд-
ловекой области. : :

13. Чернасову Евлокию Федотовну —
работняцу Братцевской хлебной базы,
гор. Москва,

14. Шамаеву Дарью Васильевну—ло-
машнюю хозяйку, гор. Щекино Тульской
области,

15. Шарапанову-Никулину Анну Ива-
HOBHY — домашнюю хозяйку, Ленинград.
  ский район гор. Москвы,

‚ 16. Шитову Василису Вабильзвну —-
  домашнюю хозяйку, гор. Химки Москов-
екой области.

17. Шлыкову Ирину Никифоровну —
домалинтою хозяйку, Вировокий район гор.
Москвы.

18. Шлаяпину Валентину Михайлов:
HY — домашнюю хозяйку, гор. Калинин,

19. Янозлеву Софъю Владимировну —
работницу. домоуправления, белезнодо-
рожный район гор. Москвы.

Н, ШВЕРНИК

Совета РСФСР
П. БАХМУРОВ

смерти

6) В Ленинтрадеком государственно?
университете нь механяко-математиче-
сном факультете — для студентов 2 сти-
пендии по 400 рублей в месяц каждая и
для аспирантов одку стипендию в 800
рублей в месяц;

в) В Математическом” инетитуте им..
В. A, Стевлова Академии Наук СССР
для аепирантов-дхокторантов одну сти
пендию в 1.300 рублей в месяц.

4. Установить перех зданием Ленин.
градекого государственного университета,
бронзовый бюст академика П. Л. Чебы-
mena, т

Страдная боевая пора захватила М -
жейко не меньше, чем интересные опы-
ты. Враг насехал, непрерывно шли же-
стокив сражения, и боевые корабли веег-
дь были на еамых ответственных и `‘опас-
ных участках. Механику приятно было
сознавать, что и его доля труда вклады-
вастоя в дело разгрома фашистов. Это со-
знание заставляло его работать еще боль-
ше, не покладая рук. Электромеханиче-
ская часть действовала безукоризненно.
Мантины всегда были Ha <«товеь», ни ра-
зу не <евисали» на переходах. Но меха-
ник не уепокаивалея. Вызовет к себе
ближайшего помощника, ‘главного. стар-
ину Новикова, с которым вместе лет

8 плавает, и спросит;

— Что новенького, как себя машини-
соты чуветвуют?

— Дз ничего, Петр Александрович, —
отвечает тот, — хорошо живут машини-
CTE, He жалуотся,

— Нуая вот думаю жалозаться на
них. С
— Это почему me? \

— Кад почему? Разве не видел, ках
они сегодня ночью работали?!

Главный старшина знает, что Петр
Алекеандрович про машинистов зря
товорить не будет, молча выслутщивает ме-
ханика, & потом уходит, получив прика-
зание вще раз отработать такую-то за-
дачу,

Но чаше всего Петр Александрович
лично спускается к малиине, в котельное
отделение, в кубрик и сам учит людей,
Есть три принципа три, так ска-
зать, кита, — чаето напоминает Можей-
&0, — на которых вся нала служба дер-
жится: моряк должен любить свою сте-
циальность, зпать ее м все время стре-
миться к новым знаниям, к еще больше-
MY совершенотвованию.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

‘промежуточных

Главный старщина т. Губа, Катер. ко-
торым он командует, имеет по соеди-
ненияю на ‘своем счету наибольшее ко-
личёство вытраленкых мин, й
Фото И. Иткина.

В Западной

Венгрии

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 декабря.
(Спец. корр. ТАСС). Советокие части,
действующие между озером Балалон и
рекой Драва, продолжают наступление.
Противник оказывает ожесточенное с0-
противление, на ряде участков переходит
в контратаки. Немецкое командование
непрерывно подводит новые резервы пе-
хоты и танков, с хода бросает их в 00й.
Однако все вражеские попытки сдержать
наступление ныших войск кончаются
неудачей. Нанося гитлеровцам один удар
за другим, советские части сбивают их с
оборонительных рубе-
жей, наносят противнику большие поте-
ри в живой силе и технике, Е

Особенно ожесточенные бои завяза-
лись в местности, примыкающей к запад-
ному’ берегу озера Балатон. Противник
пспользовал для обороны несколько пол-
новодных каналов, идущих 6 запада на
восток и с севера на юг, воздвиг влесъ
ряд искусственйых укреплений, подтянул
бельшие силы пехоты и танков, cTpe-
мясь любой ценой остановить продвиже-
He COBOTCRHX войск. ~

Бой, развернуюшиеся на этом участке,
приняли весьма упорный характер. Нро-
тивник не раз бросался в контратаки, за-
вязывалиеь ожесточенные  рукопашныхе
схватки. В конце концов враг, 00ес-
кровленный, вынужден был оставить де-
вятти населенных пунктов, Особенно
упорно неприятель цеплялея за населен-
ный пункт Ниицехель — крупный узел
зибссейных дорог. Гарнизону ето было

‚приказано держаться до последнего сол-

дата. Наши подразделения стремительно
обошти Пинцехель и, неожиданно вор-
вавтиеь в село, уничтожили почти весь
ето гарнизон, и

Каждый день 60в богат примерами
исключительного мужества. отваги и Te-
роизма советских воинов.

Пленные немцы и вентры. захвачен-
ные в последних боях, в своих показа-
ниях говорят о том, что стремительные
‘действия советских подразтелений лезор-
ганизуют немецко-венгерские войска.

Фельдфебель 1 батальона 78 стрелко-
вого полка Доуиник Чоллингеррь пока
зал: «Наш батальон, дезорганизованный
наступлением советских подразделений,
в течение суток не имел связи с полком.
Не имел связи и второй батальон. Наш
командир принял второй батальон 3a
русеких, зашел ему в тыл и привазал от-
крыть огонь. Нова батальоны дрались
между собой, соседний полк, не предупре-
див нас, отступил, Вместо него на наем
фланте неожиданно появились русские,
05а наши батальона были разгромлены».

Наступление советских войск в Ba-
падной Венгрии продолжается, :

Капитан П. МАКРУШЕНКО.

= EE ee

Й моряки-кочегары и машинисты,
старые и молодые, слушают своего меха-
ника и учатся у него. У человека, про-
служившего на одном корабле двадцать
лет подряд, есть чему поучиться! Двад-
цать лет ходит корабль без капитального
ремонта — это кое-что значит! Ни разу
© момента восстановления, с тех пор. ках

‘командование пятой боевой частью при-

нял Можейко, не был корабль в капиталь-
ном ремонте. й

В жизни каждого человека на войне
бывают моменты, когда вос его качества
подвергаются зпесточайшему испытанию.
Именно такому испытанию подвергся
Можейко в одном из боев, когда тяжелая
авиабомба, сброшенная фалтистским лет-
чиком, попала в полубак. Мощный взрыв
потряс корабль так, что кое-где лопнули
элештряческие лампочки. Нескольких
краснофлотцев, находившихся в носовой
части, словно ветром сдуло с палубы,
Треск, дым, стоны раненых. Впрочем,
Можейко, находившийся по соседству,
ничего этого не слышал и не видел. Оглу-

`шенный взрывом и в первый момант еще

не совсем понимая, что происходит, он
видел только одно: разорванный в клочья
ное корабля, расползающиеся, как мок-
рая бумага,
и блеск воды, в яростью устремившейся
внутрь корабля. В такие моменты время
приходится. считать не минутами и даже
не секундами, а десятыми и сотыми до-
тями секунды. Мокрый, с кровоподтеками
H ссадинами на руках и на лице, Можей-
ко бегал по палубе, отдавал приказания,
сам исправлял повреждения. Он немного
успокоился только тогда, когда доступ
воды внутрь был прекращен, когда зара-
ботали мамины и корабль пришел в базу.
Тут Можейко вышел на пирс и удивился
тому, что увидел: со стороны корабль
был нохож на уродливый обрубок гигант.
свого дерева, уродливый потому, что
красота каждого корабля в форме ero
носа, а у этого корабля носа не было.

‘  онов и фарватеров, и не

металлические конструкции-

Командирами катерных тральщиков В
дивизионе, которым командует старший
лейтенант Труказа, являются мичманы и
главные старшины. Почти’ вое они при-
шай на флот в начале войны, не имея опе-
циальной подготовки, Командованию и
офицерам дивизиона пришлось много по-
реботать с этими товарищами еще перед
тем, ках допустить их в самостоятельно-
му плаванию. В дальнейшем при каждой

‘  тральной операции они совершенствовали

боевой опыт, а офицеры старались под-
HATh их ответственность за судьбу бое-
вых кораблей, транспортов с войсками и
т. д, идущих по протраленным фарвате-
рам.

дивизиона находили только с тралами бо-
dee сорока тысяч миль, 3a это время
уничтожены десятки магнитно-акустиче-
ских и контактных мин, Очищен и прове-
рен на минную опасность ряд бухт, рай-
было случая,
чтобы на протраленных фарватерах под-
рывались корабли. Ясно, что здесь сказа-
лась упорная учеба, которую систематиче-
ски проводили с командирами катерных
тральщиков. .

Командир дивизиона Трукава старался
каждому вновь пришедшему командиру
тральщика привить вкуе к вамостоятель-
ной учебе. Основное внимание было обра-
щено на штурманское обеспечение траль-
ных работ, отработку плавания в паре с
бывалыми командирами. Как это практи-
чески выглядело?

Для того, чтобы мичмана  Веселкина
послать на траление, командир дивизиона
лично проверил его подготовку, выявил
сильные и слабые стороны, Перед тем как
выпустить Веселкина в море, он ознако-
мил его с районом предетоящего траления,
Й лишь поеле неоднократных  практиче-
ских постановок тралов Трувава об’явил
Васелкину, что через несколько дней по-
шлет его ра боевое траление.

Ясно, что первые дни Веселкин выхо-
дил в море не один, В нему был прикреп-
лен старший лейтенант Радюков, который
в море практически ero учил. IIpo-
шло некоторое время, и Веселкян стал
одним из лучших командиров катерных
тралыциков. ;

До прихода в дивизион Веселкин
командовал рядом различных катеров, но
теперь сам залвляет, что наибольшие
трудности он встретил на тральщиках.

Большого опыта и натренированности
требует буксировка. Тральные ‘средотва
иногда приходилось  буксироваль на
длинном букоире в условиях  боль-
шой  засоренности ° минами района
траления. Маневренные элементы катер-
ного тральщика, тактические данные мно-

8 декабря 1944 г. пятница. №

За время Отечественной войны катера

289 (1856)

er

ОБУЧЕНИЕ КОМАНДИРОВ
КАТЕРНЫХ ТРАЛЫЧИКОВ

гообразных тральных ередотв, с которыми
раньше не приходилось сталкиваться, на.
до было изучать во время траления. А
ведь, пожалуй, ни один вид плавания №
требует такой навигационной точности,
как боевое траление. Й если npemy
командир катера — не тральщика — нес
ответственность только з& судьбу свое
корабля, а что оставалось за кормой —
его не касалось, то теперь на его совести
лежала судьба кораблей, которые будут
итти ему в кильважер, по протраленному
форватеру.

Такие трудности пришлось. преодолеть
и главному отаригине А елудеву. До войны
он плавал шкицером на торговых судох
Черноморском бассейне. Еотественно, ему
мало приходилось сталкиваться с точной
проводкой судна по строго заданному
курсу. Когда его назначили на катерный
тральщик, он стёл усиленно готовиться по
штурманскому делу, используя каждый
поход для тренировки в навигационнох
определении своего места и в вождения
KaTepa по заданному курсу.

В теоретической подготовке помощь
ему оказывал старший лейтенант Осллов,
Старший лейтенант Трукава лично помо
Желудеву овладеть секстаном, с которых
молодой командир был знаком поверхно.
етно и практически пользоваться не уме,
Сейчас Желудев отлично работает 6
секотаном сам, Выполняя боевые задания,
он столкнулся с трудностями учета теч.
HH B прибрежных районах с извилистой
береговой чертой. Желудев стал подробно
фиксировать влияние течения на путь во-
рабля и, имея ряд таких наблюдений,
выяснил закономерность и постоянность в
направлениях течений.

Можно привести немало факлов умелых
действий командиров тральщиков. Ум
командиры выросли за» время войны,

В дивизионе хорошо поставлен обмен
боевым опытом. Офицер Трукава пров»
дит регулярные занатия, разборы и пол.
ведение итогов каждого боевого выхода,
Было проведено несколько теоретическах
конференций с вопросами о минном 0py-
жин врага, о методах и новых средотвах
траления, ,

Тральщикам, в том числе и катерных,
предстоит большая и ответственная рабо-
Ta по очищению моря от немецких мик,
Нам думается, что целесообразно obey
дить вопросе. о централизованной под.
TORKE командиров этих многочисленных
кораблей. Возможно, следует организ
вать специальные курсы, па которых 1
установленной программе готовить ста
щин и мичманов в тралению.

Старший лейтенант А. НЕСТЕРОВ,

Черноморский флот.

ОДНА АТАНА

Уже несколько часов самолет шел нах
открытым морем. Сбоку, в стороне, 06-
тался вражеский порт, а море ‘опреж-
нему было пустынным. На горязонте не
похазывалось ни струйки дыма, ни очер-
таний вражеских транспортов...

Самолет-торпедоносец вел опытный
летчик твардии капитан Меркулов. On
терпеливо выискивал ветречи ев против-
Ниом.

— Вончается карта, — передал штур-
ман гвардии капитан Резаев,

— Пройлем еще минут пятнадцать я
вернемся, — предложил пилот.

Прошло восемь минут, десять, Мерку-
лов сделал большой крен, чтобы удобнее
следить 3% морем, воматривалея то влево,
то вправо, Но веюду одно м TO же —
безбрежная водная пустыня. Используя
разрывы в облаках, летчик набрал высо-
ту и, не меняа курса, продолжал поиски.
И вдруг слева под плоскостью показался
силуэт какого-то судна. Меркулов крик-
нул в микрофон: `

— Резаев! Слеза по куреу
транепорт.

Не теряя времени, пилот начал разво-
рачиваться для захода нь цель. Очерта-
ния корабля вырисовывались все яснее.

судно. На

вижу

Виесто него, начиная © полубака, из-под
воды торчали согнутые в дугу шпангоу-
лы и етрингера, изорванные, невероятно
взогнувшиеся листы обшивки 6 дырами
от вылетевших заклепок; некоторые от-
секи носовой части были затоплены. И
вепомнил Петр Александрович 1924 rox
и тот момент, когда он впервые увидел
этот корабль и уток, плавающих в полу-
затопленном  потедьном отделении. И,
как тогда, до боли сжалось его сердце.

Спасение корабля от гибели было толь.
ко началом испытания. За ним вотата вто-
рая задача — как восстановить корабль?
Многие уверяли, что ремонтировать x0-
рабль нельзя, что ето нужно ‘отдать На
слом.

— Бак мы будем ремонтировать его.
когда почти весь ное оторван? — гово-
рили специалисты. — Да и стар он уже...
Дешевле обойдется новый построить. Ов-
чинка выделки не стоит. :

Но кое-кто, в том числе командир го-
рабля и механик. был иного мнения,

— Ностройка нового займет много
времени, да и вряд ли возможно aro,
котда враг у стен Ленинграда, — говори-
ли он. родине сейчас ‘корабля
нужны,

Наступила зима, тяжелая, блокадная.
Мыели всех были заняты Ленинградом,
стремлением помочь городу-герою. Раз-
битый корабль, обмерзший я забытый,
стоял`у пустынного пирса. Но в нем тен.
лилась жизнь. Моряки не покинули его,
не ушел с него Можейко. Экипаж решил
своими силами восетановить корабль.

Руководство ремонтом взял на себя ин-
женер-механик. Не было ни людей, ни
средетв, ни материалов, но это не ему-
щало его. Петр` Александрович пошел в
вышестоящие инстанции и добился вы-
деления кое-каких материалов. HK этому
он добавил кое-что добытое евоими сила-
ми. Была установлена связь с соседними
предприятиями и судоремонтными ма-
стерскими, Моряки вепомнили свои ста-

ИСТ

‘  ИХ

палубе видны какие-то красные тары,
большие тюки,   затянутые  брезентох,
Правее показался еще один транспорт, %
несколько поодаль —— третий и четвертый,
Но самым. большим в’ ‘сбставе караван 7
был тот, на который. сразу же нацелихя
Меркулов.

На вражеском судне всполошихлись. В
воздух взлетели ракеты, Самолет полгел в
атаку. Вее транспорты и корабли охры
нения открыли по нему яростный зениь
ный огонь. Особенно ожесточенное оз
бивалось судно, которое атаковал №
Кулов.

Море, до сих пор тихое и сповойно,
превратилось в арену жестокой дитвы,
Десятки крупнокалиберных и автомали-
ческих зенитных орудий, пулеметы доме
ли в прицел малину летчика, тщетю
старались отпугнуть его. И вот уже Top.
педа пошла в воду. Сделав горку пэчи
над самым транспортом, самолет ушел $
облакам. Когда летчик повернул голову,
чтобы взглянуть на цель, — eo He OH
видно. В том месте стоял столб воды, А
через минуту на поверхности показались
обломки вражеского судна.

В. МЕДВЕДЕВ,
Краснознаменный Балтийский флот, де
кабрь. (Спец.

орр. ТАСС).

RE a

Sa a

рые специальноети. Комендоры, east
соты, рулевые стали слесарями, токаря:
ми, корпусниками. Неутомимый Можейко
успевал вслоду. Хорошим советом, бодрых
словом он помогал людям преодолевать
трудности, руководил ремонтом корабля,

сю зиму экипаж трудился, не покли
дая рук. А когда пришла весна и растаях
лед на озере, корабль-ветеран полдня
флаг и вместе с другими вышел в похох,
Ворабль был возрожден, м ето орудя ›
вновь заговорили...

„.Наступило лето 1944 года, Все шир
шло победоносное наступление Красной
Армий, и волна его добежала до тех бы
Breas и вод, где плавает Н-ский корабль

общем грохоте сокрушающей артилие-
PHHCKOM канонады слышен был и 69
голое. Мощными залпами по врагу 01
кап будто отметил двадцатую годовщину
своего, первого возрождения,

..Вели вы ступите на палубу этого коз
рабля, то увидите Можейво — среднего
роста, худощавого, с немного морщиним
стым, но веселым лицом, офицера в 35°
нии инженер-капитан-лейтенанта. Орден
скал колодка с несколькими разноцвет
ными ленточками на его груди говорит
сама за себя.

— Двадцать пять лет тому назад при-

ходилось мне бывать в этих водах #8
эеминце  «Усеуриец», — рассказывает
он,—Тогла я еще старшиной моториетов

служил. Крепко мы тогда веыпали беля.
кам, крепко веыпали теперь (alle
‘ram.  Надолю запомнят они в
моряков. А 0 корабле
or сказать? Двадцать лет хи
т ни разу не пелвел, Не подведет и
впредь, У меня нобольшой проект имеет-
ся, думаю котельные топки усовершен-
ствовать. Кели удастбя «протолкнуть»

ей еще двадцать лет походов obecwe-

Ульбка

радости при этом erp 110
его лицу р пробегает

Ал. ВОРОНЦОВ.