у

2%. вы большевистской партии»,

ОПЫТ `ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Оттазизация лекций по вопросам
теории и истории большевизма, — одна
из важных задач налшей  пропагандиет-
ской работы. ЦЕ ВЕП(6б) в своем по-
становлении от 14.ХТ 1938 г. указал:

«Ввести в практику лекции, являю-
мивея важным методом пропаганды
марксизма-ленинизма. Хорошо  подготов-
зенная, содержательная лекция должна
явиться серьезной помощью товарищам,
самостоятельно изучающим «Краткий
курс истории ВЕП(6)» и произведения
‚* классиков марксизма-ленинизма. Необхо-

димо также ставить лекции по вопросам
‚международного положения и по отдель-

ным творетическим и политическим во-
просам».

В дальнейшем Центральный Комитет

ВКП(б) неоднократно указывал, что ор-
ганизация серьезной и глубокой лекцион-
ной работы по  идейно-теоретическим,
культурно-просветительным и военным
вопросам является одной из важнейших

›‚. задач всех партийных организаций и по-
литорганов.

Сейчас, в период Великой Отечествен-
ной войны, когда запросы налтих кадров
необычайно возросли, роль лекций еще
более увеличивается.

Указания наших руководящих полит-
органов 0б улучшении лекционной прэ-
паганды стали важнейшей предпосылкой
дая развертывания этой работы на фло-
пах. В политуправлениях увеличено ко-
личество штатных лекторов, созданы лек-
торские группы, в работе которых широ-
хо привлекаются в качестве нештатных

< лекторов командиры и политработники
“ ‘кораблей и частей.

‘. На Северном флоте эти мероприятия, с

“точки зрения организационной, уже про-
зедены в жизнь, я теперь можно говорить
о`первых, предварительных результатах.
У нае почти полностью укомплектован
состав лекторской группы политуправле-
ния. Группа начала свою “практическую
работу. В главной базе систематически
читаются лекции. Лекции эти завоевали
широкую популярноеть, и их охотно по-
‹ещают офицеры, политработники и пар-
тийные активисты. Улучшение работы
лекторов политуправления уже видно на
деле. Значительно расширилась тематика
лекций, они стали больше  соответетво-
вать задачам повышения идейного уров-
ня наших кадров.

По вопросам, вытекающим из доклада
товарища Сталина о 27-й годовщине Be-
ликой Октябрьской социалистической pe-
волюции и его приказа № 220, лектор-
ской группой разработано 6 лекций.
Большинство их уже прочитано . нашими
лекторами во всех важнейших соедине-
ниях флота и на общефлотском семинаре
пропагандистов. Сейчас мы продолжаем
чтение этих лекций и в остальных соеди-
нениях флота и кроме TOPO готовим но-
вые темы, как, например, «Партия боль-
шевиков в нериод перехода на мирную
работу по восстановлению народного хо-
зяйства». <«Маркеизм-ленинизм о научном
предвидении». «Историческая роль совет-
ского народа». «Организационные осно-
«Ёритика
немецко-фалпистокой  человеконенавиет-
нической идеологии», <«Вритика  гитле-
ровской ° фальеификации истории»,
«Внешняя политика COBETCROTO прави-
тельства в период Отечественной войны»,
«Черты русской классической  филосо-
une, «Основные законы советской эко-
номики» ит, д.

Bee лекции. подготовленные нашими
работниками, систематически  обсуж-
Даются лекторевой группой ¢ пртвле-
чением также и внештатных лекторов. 3
последнее время были обсуждены следу-
ющие лекции: «Военно-политическое и
международное положение CCCP», «0
морально-политическом разгроме фаттиз-
ма», «Военно-экономический обзор Гер-
мании». Выступавшие товарищи серьезно
критиковали представленные лекции, вно-
«или предложения 06 улучшении их 690-
держания, предлагали новые вопросы. ко-
торые нужно в них поставить. Такое
творческое обсуждение, полемика. возни-
KADIMA при этом, помогают делу улучше-
ния качества лекций и кроме того епособ-
ствуют теоретическому росту налтих лех-
topos. B результате все лекции. прочи-
частях флота, на

Е УУВЕТЕНЬТЫ

ЕВЕ ТЕР

9тот раз противник не идет на оближение.
(. катеров отлично видно мелькание про-
жектора на одном из сторожевиков. Не-

^# мецкий фаагман что-то «пишет» шиф-

у

&

AM

pom.
— Видимо, вызывает поддержку
говорит Максименков.
Последующие события подтверждают
эм предположение. Вражеский снаряд
` рвется на носу головного катера, Оскол-
ки другого тяжело ранят комендора Ha
концевом, Лва  краснофлотца ранены

—-

легко ий не покихают боевых постов. Бой

не-

разгорается с новой силой. Теперь а

сомненно — это OHbIOT MAHOHOCHBEI,.
маленький отряд нё дрогнул.

Шесть минут длится
Mope  вокипает вокруг  бронекате-
ров. Снаряды, задевая за волну, Ти-
Кошетируют вблизи от борта. Комдив, не
отрывая глаз от бинокля, бросает:

— Хорошо, наши снаряды ложатся в
районе цели. Вероятно. есть прямые по-
палания,

Когда бой кончился, уже стемнело.
Моряки оживленно делятся впечатления-
ми. На минуту появляется на мостике
механик головного катера Андрианов. Во
время боя его место у моторов, и теперь
6му не терпится узнать подробности.

Уже на берегу узнаем оценку коман-
дования. «Дрались хорошо, — передает
Максименков слова контр-адмирала. —
Связали вражеские корабли, лишили их
возможности поддержать своим огнём
фланг немецкой обороны». В этот день
наши сухопутные части продвинулись
вперед.

На следующий день отличились кано-
нерские лолки капитана 2 ранга Лазо.
Немецкие миноносцы, вотупившие с ни-
ми в бой. отошли с уроном. Один из них
получил прямое попадание. У канлодок
орудия внушительного калибра, и немцы
поспешили убраться.

Плохая погода все время мешала, дей-
отвиам. торнедных катеров. И котда 8

схватка.

семинарах  политработников,
хорошую оценку.

В первых чиблах ноября в Доме Bo-
ённо-Морокого Флота мы организовали
цикл лекций по различным вопросам. Оня
читаются 2—3 раза в неделю и, Rak 10-
казывают отзывы, в основном удовлетво-
ряют требования слушателей. За один ме-
сяц нам удалось привлечь на эти лекции
более или менее постоянный состав слу-
пгалелей. Конечно, на отдельные зекцие
приходит более широкий круг офицеров,
но мы стремимся закрепить и увеличить
Именно устойчивый контингент, В этой
связи можно подчеркнуть, что такая фор-
ма, как выдача постоянных билетов HA
адекции, в основном оправхала себя. ‚

В ноябре в большом зале Дома Флота
были прочитаны вледующие лекции: «До-

получили

грамма борьбы за окончательный разгром
Bnara», «Военно-политическое и между-
народное положение СССР», «Основные
черты ° марксистского диалектического
метода». «Разбойничья колонизаторская
деятельность немцев во временно ожкупи-
рованных районах СССР», «Разгром нем-
цев на Врайнем Севере и освобождение
Печенги и Еиркенеса», «Торпедные кате-
ра Северного флота в Отечественной вэй-
не». «Военно-экономический обзор Гер-
манки».

Ясно, что для успеха лекций важней-
шее значение имеют хороший подбор лек-
торов и подготовка глубоких, содержатель-
вых выступлений. В решении этой зада-
чи большую помощь нам оказало полит-
управление флота. Меред офицерской
аудиторией с лекциями выступили вице-
адмирал Платонов, капитан 1 ранга Yep-
нышев, капитан 1 ранга Кузьмин. Это,
разумеется, вызвало интерес у слушате-
лей.

В декабрьском плане намечены следу-
ющие темы: «Производительные силы
Мурманской и Печенгской областей»,
«Основные черты марксистского философ-
‘ского материализма», «Условия матери-
альной жизни общества», <«Topapuny
Сталин о стратегии и тактике», «Север-
ные морские коммуникации в Отечествен-
ной войне», «Использование минного ору-
жия в современной войне», «Варангер-
фиорл», «Современные достижения воен-
ной хирургии», «Новые законы 0 семье,
браке и материнстве». Ёроме того. будет
прочитан цикл музыкальных лекций е
исполнением произведений силами артис-
тов Московской филармонии.

Изучение запросов нашей аудитории
к вопросам философии, военного ema,
культуры и т. д. Лекции вице-адмирала
Платонова. капитана 1 ранга Чернышева,
капитана 1 ранга Кузьмина, капитана 3
ранга Малинина прошли с очень бозь-
шим успехом. На них прибыли офицеры
не только главной базы, но и далеко рас-
положенных от нее боевых соединений
флота.

Недостатком является то, что по ряду
вопросов марксистско-ленинской теория,
науки, культуры, военно-морской и во-
‚венной истории еще не было ни одной лек-
ции. А офицеры ждут их, пока же мы не
гмотли удовлетворить этих требований.
Здесь безусловно нужна помощь. Жела-
тельно организовать призылку высововва-
лифицированных лекторов на Флот из
Москвы, Ленинграда и других центров.
Очень много трудностей с лятературой для
подготовки лекций: Лекторы r=
литуправаения не получают важнейших
новинок. выходящих в Москве и побту-
пающих в небольшом количестве на флот.
Следовало бы организовать посылку нуж-
ной литературы.

Нужно было бы также разработать
планы и программы по отдельным цик-
лам — истории партий, философии, ис-
тории международных отнопений, по-
литэкономии и организовать присылку
материалов, подготовленных к опреде-
ленным лекциям,

Нет сомнения в том, что, систематичес-
ки улучшая лекционную пропаганду, по-

большую 0+
роста

жек оказать значительно
мозит, делу идейно-теоретического
личного состава флота.
Майор Б. ФАЙНШТЕЙН.
Северный

ЕЕ ИЕ НЕЕ

один из последних дней отряд капитана
3 ранга Чебыкина выходил в море, труд-
но было предположить, что этот рейд за-
вершитея удачно. Волна доходила до
шёети баллов, шел енег, видимость была
преекверная. Обнаружив Ha горизоите
группу вражеских кораблей в составе
двух миноносцев и нескольких стороже-
виков и тральщиков, Чебыкин сначала
решил вызвать авиацию. Но изменчивая
балтийская погола внезапно утихаа, и он
сообщил, что предполагает атабовать.

Несмотря на трудные условия зимне-
го времени, атака увенчалась успехом.
Героем дня оказался молодой воммунист
старший лейтенант Лев Тлотоз. Двумя
торпедами он отправил на дно вражеский
миноносец, До вих пор у Глотова ие бы-
ло на боевом счету потопленных кораб-
лей. Торжественно встречали на пирое
победителей Чебыкина, Глотова, Времен-
свого.

Великолепно Яроявил себя в бою ляч-
ный состав катеров. Глотов рассказывал:

— Торпедиет Честнов, раненый во
время атаки в толову, отлично обеспечил
выход торпед. Пулеметчик Семенов в 6а-
мый опасный момент сближения бил по
палубе миноносца, чтобы  дезорганизо-
вать врага, случившееся заедание устрз-
нил на ходу. Молодой боцман Пампуш-
кин. плавающий первый год. тоже отли-
чился — это он первым обнаружил про-
TUBHUKS,

На помощь своим войскам, загнанным
на небольшой клочок земли В южной ча-
сти полуострова Сырве, немецкое коман-
дование бросило немалые силы — транс-
порты и военные корабли во главе с тя-
желым крейсером. Весть о тяжелых пов-
реждениях, полученных немедким крей-
сером в бою с балтийскими бомбардиров-
щиками, базировавшимися на материк,
мгновенно облетела весь остров. Moparu
от души радовались успехам, летчиков.

На полуострове еще трещали поелед-
ние выстрелы, когда основные итоги

клад и приказ товарища Сталина — 100-

показывает, что особенно велик интерес’

лучая опыт работы ‘других флотов, мы мо-

a КРАСНЫЙ

Склад военной техники и боепринасов,
брошенных немнами при бегстве из поэ-

та Линаха\ари. Фото Н. Веринчука

Волокита
вместо ремонга

«Прошаи лето и осень, наступает зи-
ма, а в нашем доме офицерского состава
ничего не сделано для его ремонта», —
писал в редакцию офицер т. Пушкин.
Автор письма далее сообщал: «Семьи
офицерского состава поэтому живут до
сего времени без света, воды, канализа-
ции; Не действует отопление, забиты да-
же мусорные ящики». Е
_ Проверка, проведенная 10 письму
т. Пушкина, показала, что во всех домах
квартирно-эксплоатационного отдела
Ленвоенморбазы положение почти одина-
60в0е. В чем же дело?

Восемь месяцев назад квартирно-эЕ-
сплоатационный отдел и участок военно-
строительных работ, которым руководит
тов. Сидоров, заключили договор. о том,
что участок военно-строительных работ
берет на себя ремонт 10 об’ектов — до-
мов офицерского состава и обязуется к
ноябрю этот ремонт закончить.

Прошло более полугода. За это время
участок военно-строительных работ про-
извел ремонт только на 3 об’ектах, и то
два из них были отремонтированы на
50 проц., один на 80 проц. На остальных
же об’ектах ничего сделано He было.

Евартирный отдел, до последнего вре-
мени благодушно взиравигий на бездей-
ствие участка военно-строительных Ppa-
бот, наконеп; отважилея пред’явить свое
обвинение в недопустимой затяжЕе ре-
монта, угрожая привлечением к уголов-
ной ответственности руководителей уча-
сетка. Пред’явив обвинение, №90, види-

мо, заранее решцл умыть руки: дескать,

мы злесь не при чем, мы заказали, нам
не сделали, и пусть теперь прокурор за-
нимается разбором и устанавливает все
причины, -— 5)

Однако начальник учаетка строитель-

ных работ т. Сидоров тоже не лыком
ит. Он немедленно выставил свои
контриретензии: тут и нечеткость форму-
IMPOBOR договора, и загруженноеть дру-
THUMM заказами, и задолженность заказ-
чика участку, и пр., и пр. Начальник R90
мов. Лазарев в долгу не остался. Он опро-
тестовал все доводы Сидорова. Сейчаю
Сидоров сочиняет новые тезисы, чтобы
опровергнуть доводы Лазарева.
Волокита угрожает затянуться надол-
го. Общая же картина совершенно ясна;
беспечный квартирный отдел и несостоя-
тельный Участок  военно-строительных

работ сорвали ремонт и восстановление

ломов офицерского оостава, хотя они
имели для этого все: и деньги, и людей,
и материалы. Надо сказать, что вол эта
волокита происходит на глазах квартир-
яо-эксплоатационного отдела ВБФ и уп-
равления тыла ВБФ. Но эти органы, вме-
$0 того чтобы властной рукой навести

WOPATOR, почему-то стоят в стороне от.

всего этого.
2 Майор Г. CONODKOB.

боёв на море уже были ясны — немцы
потеряли ` четыре миноносца, шесть сто-
рожевиков, две быетроходные десантные
баржи, много транспортных судов и ка-
теров. .

..Пора возвращаться в Таллин, Мы
заходим на один из бронекатеров попро-
щаться ¢ знакомыми офицерамя. Во вре-
мя нашей беседы в дверь каюты посту-
чали, и вошел краснофлотец. Темные усы
a бородка не могли скрыть, что их об-
ладатель очень молод.

Это №уков, — отрекомендовал ето
помощниЕ командира, — недавно он спас
налп корабль.

Мы уже слышали о укове. Знако-
мимся и узнаем его биографию. Биогра-
фия у этого юноши боевая Плавал ко-
мендором Ha эоминце, участвовало во
многих походах и боях. Летом прошлого
года был переведен на бронекатер и
здесь сразу проявил себя как искусный
и смелый моряк, Героически вел себя
Николай Жуков в недавних операциях
у Сарема. Минная обстановка в районе
островов сложнейшая, немцы широко
применили сетевые мины-ловушьи. 0+
раблю, на котором служит Фуков, rpo-
зила смертельная опасность — мина
подходила вплотную к борту, маневрен-
ные возможности корабля в этот момент
были ограничены, погода —= свежая, и
катастрофа могла разразиться в аюбую
секунду. Нужен был доброволец, кото-
рый рискнул бы в этих условиях спу-
ститься за борт и отвести мину от ко-
рабля. Этим добровольцем оказался ®у-
ков. Уливительно спокойно краснофло-
тец выполнил эту опаснейшую задачу,
И теперь. рассказывая о своем подвиге,
ок говорит хладнокровно,  По-деловому,
ничем He подчеркивая  чрезвычайности
обстоятельетв и поступков. Так говорят
люди, для которых подвиг стал нормой

поведения.
В. АЗАРОВ, А. КРОН,
Курессаре. о. Сарема,

Наступательный ‘бой

Схема наступления в море определяет-
ся прежде всего характером наступатель-
ного боя.

При наступлении на противникз, обо-
роняющего в мор6 подвижной  об’ект,
могут иметь место две разновидности
этой схемы. Первая из них следующая:
выявление основной неприятельской груп-
пировки, способной помешать намечен-
ному воздействию на избранный об’ект,
напесение этой групиировже удара с
целью ев уничтожения или оттбонения и
развития успеха в направлении избранно-
го об’екта, («Бей по столбам, заборы
сами повалятея»).

Вторая — выявление осйовной группи-
ровки противника, мешающей осущеет-
влению намененного воздействия Ha H3-
бранный об’ект, ековывание ее или от-
влечение в другом направлений или же,
наконец, упреждение ее помехи быстро-
той своих действий и в то же самое вре-
мя панесение удара по избранному
of’ erty.

16 октября 1917г. немцы, получив
OT своей агентурной разведки сведения
9 составе и маршруте одного из конвоев,
шедшего из Англии в норвежекие порты,
выслали для нападения на него только
что вступившие в строй крейсера-затра-
дители «Бруммер» и «Времзе». Утром 17
октября этот конвой, состоявший из 12
транспортов, эскортируемых двумя ан-
тлийскими миноносцами, был обнаружен
немецкими крейсерами, которые натрави-
ли главный удар на эскорт, т. е. действо-
вали по первой разновидности схемы.
(близившиеь на короткую дистанцию ©
эсвортирующими миноносцами и исполь-
зовав свое подавляющее превосходство
в артиллерии, крейсера быстро уничто-
жили оба корабля эскорта, после чего
начали развиваль успех в направлении
основного 0б’екта наступления — тране-
портов, оставшихся без всякой защиты.

В августе 1942 г, итальянцы и немцы,
действуя против одного из английских
конвоев, шедших из Гибралтара на Маль-
ту, ряд своих ударов, осуществляемых
средствами подводных лодок и авиации,
пытались направить на группу авианос-
цев‚ находившуюся в составе эскорта.
Эта группа в наибольшей степени мешала
противнику в.достижении конечной цели.
Итольянцы и немцы добилиеь уничтоже-
ция одного из авианосцев, ослабив таким
образом авиационную группу эскорта на
50 проц., но дальнейшего развития уда-
ра не достигли и вынуждены были перей-
ли на вторую разновидность схемы на-
ступления.

Нужно заметить, что успех наступле-

ния в море на охраняемый об’евт по пер-
вой разновидности схемы, е одной сторо-
ны, в очень большой степени зависит от
внезанности удара по эскорту, в с дру-
гой — требует наличия у нападающего
значительного превосходетва в силах,
обеспечивающего быстрое уничтожение
основной противодействующей группы
противника либо приведение ее в состоя-
ние неспособности в противодействию.
` Использование второй разновидности
схемы наступления в море на охраняемый
0б’ект имело место в гораздо большем,
пожалуй, даже в подавляющем числе
случаев. Почти всё удары воздушных сил
и торпедных катеров Северного флота по
неприятельским конвоям в Варангер-фи-
орде, равно как и большинство ударов
черноморских торпедных катеров и авиа-
ции, осуществлялись именно по этой
разновидности схемы. В зависимости от
характера и состава наступающих сил,
а равно от ряда других конкретных ‘уето-
вий эта разновидность схемы варьяро-
валась применительно к сложившейся об-
становке, однако принципиальная ее сущ-
ность оставалась неизменной,

В некоторых случаях, Tak, например,
во время натадения торпедных катеров
Северного флота на немецкий конвой в
Варангер-фиорде 19 августа 1944 r.,
специально выделенная группа катеров
своими действиями сковывала противни-
ка, в то время как ударная группа атажо-
вывала транспорты. В другом бою, имев-
шем место 15 июля 1944 г. также в Ва-
рангер-фиорде, нашти торпедные катера,
используя овою екорость, упреждали про-
тивника в ортанизации скольЕо-нибудь
действительного противодействия, стре-
мительно атакуя основной об’ект — тран-
опорты.

Отвлечение внимания неприятеля в
другом направлении или увод его проти-
зодействующей удару группировки в CTO-
рону очень часто осуществлялись при
ударах по конвоям противника средетва-
ми воздушных сил. Весьма интересный
случай использования такого приема
имел место во время боя в Макассареком

проливе.

26 января 1942 г. дивизиону амери-
канских эскадренных миноносцев была
поставлена задача нападения на японские
транспорты © десантом, обнаруженные

азведкой в районе Балик-Палан. Ночью
36 января этот дивизион, войдя в Макас-
сарский пролив, обнаружил японский
крейсер, шедший на зюйх. Повернув на
противника, американцы заметили за
неприятельским крейсером две группы
эскадренных миноносцев, а к запаху от
последних —— транопорты. Американские
‘эскадренные миноносцы повернули на се-
редину колонны японских транспортов,
прорываясь между крейсерами и мино-
носцами внутрь походного порялка про-
тивника. Веледствие того, что по HUM €
японских ° боевых кораблей был открыт
очень сильный огонь, американские ми-

*

* Окончание. Начало см. «Красный

Флот» от 8 декабоя 1944 года.

> \

Контр-адмирал
Н. ПАВЛОВИЧ

<-

ноносцы повернули к норду и разошлись
на контркурсах с противником. Японсвий
эскорт повернул на 180° и начал пресле-
доваль американцев, ведя непрерывный
огонь. Векоре начался грозовой ливень,
скрывший противников друг от друга.
Воспользовавшиеь этим обстоятельством,
американцы через некоторое время снова
повернули на 1805.

Японцы этого поворота не заметили и
продолжали погоню в нордовом направле-
нии, в то время как американские эскад-
ренные миноносцы, повернувшие на зюйд,
нашли ранее обнаруженные неприятель-
ские транспорты и атаковали их торпеда-
ми и артиллерией. Веледетвие того, что
янонекий эскорт был отвлечен в нордо-
вом направлении, американцы действова-
ли без помехи,

При наступлении на свободно манев-
рирующего в море ‘противника, не свя-
занного с охраняемым об’ектом, схема
принимает следующий вид: выявление
неприятельского боевого порядка. ма-
невр в сторону отсечения противнику пу-
тей отхода и нанесение ему  прелвари-
тельного удара с целью его ослабления
или расстройства, а затем быстрое и pe-
пиительное сближение с ним на дистан-
цию, обеспечивающую наиболее действи-
тельное использование избранного ору-
RHA.

На рассвете 25 марта 1943 г. крей-
серовавший на зюйд-ве°товых подходах
к Алеутеким островам отряд кораблей
США, состоявший из крейсера, легкого
крейсера и четырех эскадренных мино-
носцев, обнаружил HA HOPA-BecTe два
больших японских ‘транепорта,  сопро-
вождаемых тремя  эскадренными мино-
HOCHAMM, идущих в остовом напразлении.
Американский
порл, немедленно начал оближалься с 0б-
наруженным противником и, как только
позволила дистанция, открыл по нему
OroHB. >

Почти одновременно с открытием ог-
ня по японскому конвою американцы на
норде обнаружили вторую группу нёпри-
ятельских кораблей, состоявигую из двух
крейсеров, двух легких крейсеров и трех
эскадренных миноносцев, шедшую  пол-
ным ходом на сближение и вокоре от-
врывшую по ним огонь. С появлением
этой группы, которая была лвно сильнее
американского отряда, стороны обменя-
лись ролями, и американцы оказались в
положении обороняющихея.

Первый зали японских крейсеров Jer
близко к цели, и через некоторое время
вновь обнаруженная японская группа
начала поворачивать на зюйд-ост, угро-
жая отрезать американскому отряду пу-
ти отхода и прижать его к кромке льда
Берингова моря. Американский отряд,
продолжавший некоторое время сближе-
ние с транспортами, вынужден был волед-
ствиё явной опасности со стороны янон-
ских крейсеров перенести огонь на них
и отвернуть в норд-весту, ставя тем са-
мым под угрозу возможности своего от-
хода. осле поворота американцев Ha
норд-вест японекие крейсера повернули
«ве вдруг» нь зюйд-веет, оближаяеь с
противником на решительную дистанцию,
и затем новым поворотом на норд-вест
легли на параллельный курс с американ-
CREM отрядом, усилив артиллерийскую
атаку. Для американцев положение мог-
10 стать весьма сложным, однако воман-
дующий ялпонеким отрядом не оценил
значения нордового пеленга на против-
вика, добивитиеь которого он бы отоекал
американским кораблям возможность OT-
хода в зюйдовом направлении. Веледотвие
этого обстоятельства японцы, оближаясь
< американским отрядом, не произвели
маневра «охвата хвоста» и оставили
противника на курсовых углах левого
борта. Это обстоятельство дало возмож-
ность американцам, использовав удачное
попадание в один из японских крейсеров,
Ha котором вопыхнул пожар, послать
свой эскадренные миноносцы в торпед-
ную атаку и, прикрываясь поставленны-
ми ими ж6 дымовыми завесами, повер-
нуть сначала на зюйд-ост, & затем, отор-
вавитись от противника, уйти в остовом
налравлении.

Схема наступления (погони) при пре-
следовании отходящего противника пред-
ставляется в следующем виде: поддержа-
`ние всеми доступными в данной обета-
новко ередствами соприкосновения 6
противником, вывод в голову отходящего
неприятеля своих наиболее подвижных
групи для осуществления его задержеи
путем ряда последовательных ударов 6
целью лишения (или уменьшения) под-
вижности и, наконец, рептительное в0з-
действие всеми средствами при оближе-
нии. =u

`В некоторых случаях, когда это W03-
воляет заранее созданное исходное по-
ложение, задержка отходящего  против-
ника может быть обуществлена подвод-
выми лолками при условии блаженного
тактического взаимодействия преследую-
шей группы $ ними. —

Tam или иначе, но тлавным при пресле-
довании отходящего противника являет-
ся лишение ето подвижности: соблюде-
ние именно этого условия обеспечило
англичанам успех при преследовании
«Виемарка» 26—27 мая 1941 г. и
«Шарнгорета» в б0ю у Нордкапа 26 де-
кабря 1943 г.

Как показывает опыт текущей войны,
мощным средством, успешно ретавшим

ХЛОПКОРОБЫ ТУРКМЕНИИ—К 20-й ГОДОВЩИНЕ РЕСПУБЛИКИ

АШХАБАД, 8 декабря. (ТАСС). Сотни

колхозов республики встречают 20-ю го-
довшину Туркменской ССР досрочным
выполнением и Перевыполнениеём сдачи

хлопка государству, Многие сельхозарте-
ли дали по 2, а бригады и звенья по 3—4
годовых плана, Первенство в республике
завоевал колхоз. имени Тельмана, Ленин-
ского района. Здесь с каждого гектара
собрало по 89 центнеров американского
хлопка.

Рекордный урожай советского  длинно-
_волокнистого хлопка — 32,6 центнера с
гектара — вырастил колхоз «Большевик»,
Байрам-Алийского района. Высшей в рес-
публике урожайности. длинноволокнистого
хлопка—53 центнера — добилось молодеж-
ное звено Дурсун Ата Юсуповой.

4 годовых плана выполнила бригада
Анны Джомык из колхоза «Кизыл кара-
ван», Байрам-Алийского района.

ФЛОТ

в море’

задачи воздействия на подвижность от
холящего противника, является торпедо-
носная азиацил, однажо из этого ещо не
следует, что она, и только она, должна
эту задачу решать веегда. Надо учиты-
вать, что успешность использования в.
этих целях торпедоносной авиащии 34-
висит от очень многих факторэв (пого-
да, противодействие неприятельсьой ис-

требительной  звмации, время CYTOL
ит д), которые не всегда могут быть
благоприятны для преследующего. Кроме

этого, нельзя забывать и того обстоя-
тельства, что со времени уничтожения
«Бисмарка» прошло три года. Это
в условиях такой беспримерной 110
масштабау и темпам тактического и
технического прогресса войны очень
большой срок, за который в эначитель-
ной мере увеличила свою мощь зечитиая
артиллерия больших кораблей.

Несколько слов о боевых порядках при
наступательном бое в море. _

Из еущности обороны о на, широком
фронте, успешность которой в первую
очередь завмеит от качества тактической
разведки обороняющегося и подвижно-
сти его контратакующего ядра, насту-
пающий на обороняемый в море 0б’ект
должен иметь одну мощную тавтичесвую
группу, способную стремительным  деи-
ствием по избранному об’екту упредить
неприятеля, и другую группу (или не-
сколько их), способную стеснить 0-
движноеть контратакующей группы про-
тивника. Совершенно естественно, что
действия наступающего могут быть пра-
вильно нацелены лишь при должном
обеспечении их разведкой,

Исходя из этих соображений, боевой
порядок наступающего на противника,
обороняющего подвижный об’ект, должен
состоять из ударной и нескольких 0бес-
печивающих групп, включая в последние
я группу, выполняющую задачи такти-
ческой разведки. Ударная группа должна
состоять из наиболее подвижных 006-
вых единиц, обладающих вооружением,

отрад, Шедший курсом   достаточно мощным для требуемого воз

действия на избранный об’ект неприл-
тельского боёвото порядка. Эта группа
не должна позволять противнику связать
ев действия, подобно тому, как быаи
стеснены действия итальянских Крейсе-
ров в Gow 22 марта 1942 г., о котором
говорилось выше.

Обеспечивающие группы, в составе ко-
торых желательно иметь боевые едини-
цы, способные к длительному воздейст-
вию на неприятеля, посредством ряда
атак должны стеснить свободу действий
противника, не позволяя ему босредото-
чить его усилия против ударной группы.

Характерной особенностью  наступле-
ния на противника в море является на-
несение ему ударов одновременно © раз-
ных сторон и наступление широким
фронтом, благодаря чему достигается
рассредоточение оборонительных  уеи-
лий неприятеля. В наступательных боях
в Варангер-фиорде 15 июля, 19 августа
п 15 сентября ториедные катера Север-
ного флота, руководимые капитаном
1 ранга Кузьминым и под непосредетвен-
ным командованиех ныне Героев Совет
ского Союза капитанов 2 ранга Алек-
сеева, Коршуновича и Федорова, обеспе
чили себе успех, действуя именно Ta-
ЕИМ 0бразом.

Полезно заметить, что при настуиле-
нии широким фронтом может оказаться
выгодным построение боевого порядка на
принципе «коромысла», т. е. другими
словами, взаимозаменяемости ударной и
обеспечивающих групи. При таком по-
строении боевого порядка, если ударная
группа, паче чаяния, ‘окажется связан-
Hol GoeM с контратакующей группой
противника, одна из обеспечивающих
групи становится ударной.

Боевой порядок при наступлении Ha
свободно маневрирующего противника, а
равно и при преследовании отходящего
неприятеля должен состоять из одной
йли нескольких ударных и обеспечиваю-
щих групи.

В первом ` случае обеспечивающие
группы должны обладать достаточной
устойчивостью в бою и быть способными
Е осуществлению маневра, необходимого
для отсечения противнику путей отхода.

Ударная группа должна состоять из
боевых единиц, обладающих  возмож-
ностью длительно воздействовать на про-
TUBERS, WI же в составе боевого порлд-
ка наступающего должно быть несколь-
ко ударных групп, способных осущест
вить ряд взаимосвязанных  пбеледова-
тельных ударов. :

При преследовании атакующего про-
тивнива в составе обеспечивающей груп-
пы желательно иметь боевые единицы,
способные благодаря своей подвижности
и вооружению. в течение длительного
времени поддерживать боевое соприкос-
новение © противником. В составе удар-
ных групи необходимо иметь боевые еди-
ницы, обладающие, во-первых. большой
подвижностью, & во-вторых, оружием,
обеспечивающим мощь удара, добтаточ-
ную для решения основной задачи —
лишения противника подвижноети.

Вопросы наступательного боя в море,
конечно, не могут быть исчерпаны в
рамках даже большой газетной статьи. _
Громадной научной ценности опыт вто-
рой мировой войны дает почти неограни-
ченный простор для теоретических ис-
слехований различных тактических проб-
лем, в том числе и проблемы  наступа-
тельного боя в море. Однако это еще де-
ло будущего. Делом настоящего пролол-
жает оставаться война. Именно эти с00б-
ражения побуждали автора в данный мо-
мент поделиться с читалелями своими
мыслями о наступательном бое в море.

ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
ВЗРОСЛЫХ В ЛАТВИИ

РИГА, 8 декабря. (ТАСС). Начались за-
вятия в рижской вечерней школе для
взрослых. Принято 400 рабочих и служа-
щих городских предприятий и учреждений.
Желающих получить знания в об’еме со-
ветской средней школы значительно боль-
ше,

В Даугавпилсе, Екабпилсе, Резекне и
других городах Латвии готовятся K откры-
тию еще 20 вечерних школ;

.