10 декабря 1944 г. воскресенье. № 291 (1858)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

РЕШАЮ

В своем историческом докладе о 27-й
годовщине Великой Октябрьской социа-
листической революции товарищ Сталин
назвал четвертый год Отечественной вой-
ны годом решающих побед советокой ар-

_ мии и армий наших союзников над не-
= мецкнми войсками.

В отличие от первых трех лет войны,
когда Красная Армия вета войну с немец-
рими войсками один на один, без серьез-
ной поддержки во стороны союзников, в
вынешнем году стали осуществляться

› решения Тегеранской конференции о
совместном ударе по Германии © запада,

‚ востока и юга, Титлеровскал Германия

\ оказалась в тисках между двумя фрон-
ran.

B wrore истекший год завернилея из-
тнанием немецких войск из пределов Co-
ветекого Союза, Франции, Бельгии, Сред-

ной Италии. Красная Армия и армии ©0-

эзников перенесли боевые действия на
территорию врага, заняв исходные пози-
ции для решающего наступления на жиз-
‘ненные центры Германии. .

Решающие успехи Прасной Армии, из-
гнание немцев © советской земли пред-
решены радом сокрушительных ударов но
немецкйм войскам, С января 1944 года
Ерасная Армия осуществила десять та-
ких ударов, нанесенных в ходе историче-
ского сражения, охватившего весь огром-
ный фроят от Баренцова моря до Балкан.

Врасная Армия освободила в этом году
территорию Советской Украины и Бело-
русени, Карело-Финской, — Молдавокой,

Эстонской, Латвийской и Литовекой co-
Ay sererux рестублик. Государственная гра_
К, наца Советского Союза полностью вое-
„/Четановлена на всем протяжении от Чер-

ного до Варенцова моря. За летнюю кам-

панию 1944 года налги войска © боями
продвинулись на различных направлениях
от 550 до 900 километров.

В сражениях небывалых маепгтабов и
ожесточения враг понес колоссальные по-
тери. Красная Армия разгромила в этом
году до 120 дивизий немцев. Вместо 257
неприятельских дивизий, дравшихея на
советско-германеком фронте в 1943 году,
причем в числе этих дивизий было 207 не-

‚ мелких, к настоящему времени советским

войскам, после всех «тотальных» и

«еворхтотальных» мобилизаций, проти-

востоят 204 неприятельские дивизии,

из которых немецких дивизий 189.

Таковы общие итоги мощного и етре-
мительного наступления Красной Армии,
осуществленного © исключительной орга-
низованностью, искусством и  мастер-
ством.

Е

kaw *

Достаточно проследить ход основных
наступательных операций советских
войсь в 1944 году, чтобы увидеть, что
ве они являются составными звеньями
единого стратегического плана, неразрыв-
но связаны единством стратегического за-
иысла Верховного Главнокомандования.
Осуществление каждой операции  неиз-

‚,бежно создавало выгодные предпосылки

^ дия выполнения новых маневров, для ре-
шения новых, более крупных стратегиче-
евих задам, о:

Ужв в течение зимних и весенних ме-
eames 1944 года Красная Армия нанесла
ряд ударов по врагу, которые значитель-
но изменили конфигурацию фронта, еще
болез ослабили немецкие резервы и 603-
дали благоприятные условия для  раз-
вертывания крупных, релительных на-
ступательных действий в летний пе-
риох. 2

В январе наши войска, перейдя в на-
ступление на Ленинградском и Новго-
родоком направхениях, прорвали‘ долго-
временную  неприятельсжкую = оборону
И 06в0бодили енинградокую область,
создав тем самъгм необходимые предпо-
сылки для дальнейших оперзщий против
приболтийской группировки противника.
В феврале марте Красная Армия осу-
ществила успешные наступательные опе-
рации на правобережной Украине, ис-
пользуя успехи, достигнутые на юж-
лом  вбклоре фронта в результате
нае наступления летом 1943 ro-
ха. В наступательных  б0ях Ona
разгромлен и уничтожен ряд Ерупных
группировок немцев, в том чиеле  кор-
еуь-шевченковская группировка, и чи-
щена 07 врага вея правобережная Украи-
на. Ероме того © выходом наших войск

_\ на рубеж Бозеля, Луцка, Тарнополя, 6о-
>} ломый и В северные районы Румынии
немецкий фронт оказалея разорванным
на две части, Образовались два высту-
па Белорусский и  Яеско-бишинев-
«кий; оба эти плацдарма противника
отазались пол ударами наших войск.

`. Оценивая обстановку, сложившуюся ®
началу. лета, гитлеровекий  генералитет
считал, что наиболее опасным. для нем-
цев направлением остается южное на-
правление, так как, продожжая  разви-
вать свое наступление © рубежа, Вовель—
Тущк—Тарнополь, советские армии крат-
чайштим путем могли выйти к границам
Термании. Поэтому немецкое командова-
ние сохраняло на юге основную  груп-
пировку своих резервов, в то же. время
продолжая усиленно укреплять оборону
ua Велорусском и Яееко-Пишиневском
плацдаруах,

Верховное Главнокомандование Ёрас-
ной Армии, учитывая создавшуюся 00-

\› остановку и. размещение вражеских ре-
зервов, начало летнюю кампанию мощ-
вым наступлением на Карельском пере-
Шейхе и сокрутительнымх ударом HO
центральной групнировке немцев в Be-
паруссни, :
Десятилневная операция Ерасной Ap-
‘Mia ta Карельском перешейке  увенча-
лась Замочалельным улиехом, Нани вой-

‚ственную и своеврёменную

Г
>

Генерал-майор Н. ЗАМЯТИН

>

ска прорвали на вею глубину поеслову-
тую линию Маннергейма и овладели го-
родом Выборг, Начавшиеся в конце
июня и закончившееея в июле сражение
B Белоруссии. также завершилось побе-
дои советских войск. Под Минеком бы-
ло окружено и разгромлено 30 немецких
дивизий. Войска 119 Прибалтийского,
1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов
полностью освободили Белорусскую сз-
ветокую республику, значительную часть
Польши и большую часть Литовекой 69-
ветской республики. Наши войска фор-
сировали Неман и подошли к границам
Германии.

Удар советских войск в Белоруссии за-
ставил германское командование принять
решение о переброске большей части
своих резервов с южного на северный
сектор фронта, для прикрытия границ
Восточной Пруссии. Но как раз в этот
период, в июле-— августе, развернулось
наступление налгих войск на Львовском
направлении. Красная Армия разбила
немцев под Львовом, форсировала реки
Cau, Bueay и образовала мощный плац-
дарм в районе Сандомира.

Не успел отгреметь гул этого  сра-
женил, как в августе в районе Киши-
нев-—Яссы советские войска нанесли но-
вый сокрушительный ‘удар по врагу.
Этот удар завершилея окружением 22
неприятельских дивизий, выводом из
войны союзников Германии —Румынии и
Болгарии и открытием пути для Красной
Армии в Венгрию и союзную вам Юго-
славию для оказания помощи последней.

Затем последовала операция по окру-
жению прибалтийской группировки нем-
цев, развернующаяся в сентябре октяб-
ре. Благоприятные условия, сложившие-
ся после зимнего наступления на, Ленин-
градском фронте и ликвидации Белорус-
ского. выступа, позволили нашим вой-
окам добиться решительных успехов в
Прибалтике. Была освобождена Эетон-
скал  советокая республика, большая
часть Латвийской советской республики
и выведена из строя  союзница Tep-
мании — Финляндия. —

Используя выгодные предпосылки, со-
здавшиеся в итоге победоносного завер-
шения Ясеко-Кишиневской  отерации,
Ераеная Армия начала в октябре широ-
кое наступление между Тиссой и Дунаем

1в Венгрии, развивающееся и в настоящее

время и приведшее к глубокому стратегя-
ческому охвату Германии.
i хе хжх

Таким образом, в течение 1944 года
сокрушительные удары. Ирасной Армии
следовали один за другим с нарастающей
силой на разных участках фронта. Не-
мецкие оперативные резервы метались
вдоль фронта, не уепевал охазаль суще-
поддержку
своим войскам. В полю боя подходили
неприятельские резервы, которые  Ерас-

ная Армия громила по частям. В то же.

время Верховное ’Тлавнокомандование

расной Армии  продемонстрировало
подлинно MacrepeKOe — использование
своих‘ резервов, обеспечившее советеким
войскам  превосходетво над врагом в
решающий момент и на решающем  на-
правлении, ` ~

Kpachaa ApMis, выполняя тениальный
стратегический план своего Верховного
Главнокомандующего Маршала Советеко-
го Союза товарища Сталина, проявила
настоящую воинскую зрелость. Она на-
училаеь бить врага назерняка, с учетом
его слабых и сильных сторон, ка этого
требует современная военная наука.

шего года Красная Армия показала воз-
росшее воинское мастерство. — Воины
Ересной Армии умело взламывали укреп-
ленные полосы противника, стремитель-
но преследовали, окружали и уничтожа-
ти врага. В наступательных боях прояви-
лось четкое взаимодействие всех родов
советских войск, высокое искусство мё-
невра. Советские воины
сражениях, научились громить и побеж-
дать врага. Красная Армия выросла в
грозную силу и превосходит врага евоим
воинским. умением и боевой техникой».
(Сталин). НЕ

Широкое и смелое использование ма-

операций, окружения крупнейших груп-
пировов противника — вее это свидетель-
ствует о превосходстве наших генералов,
офицеров и бойцов над противником, ©
иревосходетве советской военной стра-
тегии над немецкой.

Истекший год был знаменателен не-.
виданно большим числом  наступа-.
тельных операций Враеной Армии, зазер-
шазиихея окружением. и уничтожением
крупнейших группировок врага. Была
окружена и уничтожена 6-я германская
армия на левом берегу Буга в районе
Березнеговатое — Снигиревка. Десять
дивизий и одну бригаду потеряли немцы
в  корсунь- шевченковеком — «котле».
Крупные оперативные группировки нем-
цев были окружены и уничтожены в рай-
оне Раздельной, в райсне Скала п в ряде
других мест, ,

Непревзойденными образцами воинеко-
го искусства войдут в историю операции
10 окружению важнейших стратегических
группировок немцев — белорусской и

ясско-кининевской. В итоге этих опе-.

раций было окружено более 50 немецких
дивизий, уничтожено и взято во плен
около 800 тысяч немецких солдат и офи-

церов.

«В зимних и летних сражениях истек-.

закалилиеь в.

невра, быстрые темпы наступательных.

ИЕ ПОБЕДЫ КРАСНОЙ АРМИИ

В результате удара Врасной Армии,
нанесенного в октябре ноябре этого го-
да в Прибалтике, когда были разбиты не-
мецкие войска под Таллином и Ригой,
более 30 вражеских дивизий оказались
отрезанными от Восточной Пруссии и 3a-

жатыми в клещи в районе между Тукум-
сом и Либавой. Вее попытки гитлеров-
ского командования деблокировать свою
окруженную прибалтийскую  груширов-
RY, как известно, закончилиеь полным
провалом, и эта группировка доколачи-
ваетея теперь нашими войсками;

Овладев сложным искусством маневра
на окружение противника, Красная Ap-
мия не только гонит немцев на запад,
но и в огромных масштабах уничтожает
живую силу врага, все более обескров-
ливая гитлеровскую армию.

: ях

Под мощными ударами советских войск
потерпели полный крах надежды немцев
на длительную оборону на укрепленных
позициях. Ци один из оборонительных
рубежей противника не емог остановить

продвижения Красной Армии. Наши вой-

ска показали замечательное умение пре-
одолевать ‘любые
обороны.

В результате умелого выбора направ-
лений основных ударов и создания на
этих направлениях значительного прево-
сходетва в силах над противником, в ре-
зультайе концентрированных ударов &р-
тиллерии, авиации и танков, при тесном
сочетании усилий всех родов войск, про-
рыв укрепленных полос немецкой обороны
осуществлялся с такой стремительноестью
й силой, которая обесвураживала врага.
Мощная оборона противника в районе fice
была прорвана советскими войсками в
течение полусуток. Прорыв  немецейх
оборонительных полос на других направ-
лениях осуществлялея в сроки, не пре-
вышающие и четырех дней. Линия Ман-
нергейма, состоявшая из трех полос дол-
говремевных инженерных сооружений,
дотов и дзотов, была преодолена нашими
войсками в течение десяти суток.

При осуществлении многих наступа-
тельных операций Красной Армии при-
ходилось действовать в очень трудных
природных условиях, в еложной  obcTa-
новке. Наши войска форсировали такие
крупные водные преграды, как Буг, Бере-
звна, Виела, Днестр, Прут, Серет, Тисса,
Дунай и другие. Значительная часть на-
ступательных действий развивалась В
условиях труднопроходимой лесисто-б0-
лотистой местности—-в лесах Карелии и
Белоруссии. среди озер и болотистых
низменностей Ленинградской области и
Прибалтики. Удар по группировке про-

современные линий

которого немецкие войска были вышио-
лены из района Печенги, был нанесен в
уеловиях ранней заполярной зимы и
трулнопроходимой горной местности.
Наконец. успешные операции. советских

ваются в горных районах, где кмкдый
переход требует больших усилий.
° Однако, несмотря на вое трудности,
Красная Армия неудержимо движется.
вперед, и это еще раз подчеркивает ев
возросшее воинское мастерство.  Совет-
ские воины научились действовать в са-
мой сложной обстановке, эффективно ис-
пользуя богатую и разнообразную ©0-
ветскую боевую технику для сокруше-
ния врага. Te

Своими сокрушительными ударами, на-
несенными по немецким войскам в истев-
шем году, Ирасная Армия изменила вею
стратегическую обстановку на фронтах
второй мировой войны. Одновременно ар-
мии наших союзников провели крупные
операции в Западной Европе, завериив-
шиеся разгромом немецких войск во

этих стран от немецкой оккупации,
Совуестные удары Красной Армии и
англо-американских войск по гитлеров-
ской Германии приблизили чае победо-
ноеного окончавия войны. Теперь зада-
ча состоит в том, чтобы стремительным
натиском армий 05’единенных наций в
кратчайший срок сокрушить  гитаеров-

скую Германию.
ku &

Год решающих побед © исключительной

ства и его Ерасной Армии. Немецко-фа-
шистекая армия терпит поражения, не-
смотря на то, что гитлеровекая Гёрмания
в этой войне оказалась более мощным,
коварным и опытным противником, не-
жели Германия во вбех прошлых  вой-
нах. Но главный противник Германии
Советский Союз превзошел по силе гит-
еровскую Германию, и она оказалась
на краю неизбежной гибели,

своем победоноеном наступлении
Прасная Армия всегда ощущала могучую.
поддержку всей страны, всего советского
народа: Она громила и громит врага не
только своим воинским умением, му-
жеством и морзльвым превосходством,
но и силой воветокой экономики, бесне-
  ребойно снабжающей фронт веем необхо-
  химым. Мы побеждаем врага могучей и
нии силой еоциалистического
строя, горячим и животворным патрио-
тизмем советских людей.

Минувший год, год решающих побед, -
азгрома врага
расная Армия

приблизил день полного
Недалеко время, Korda
под водительством Верховного  Главно-
командующего Марптала Советского Con-
за товариша Сталина с честью выполнит
свою последнюю заключительную  мис-
сию — довершит вместе с армиями на-
щих союзников дело разгрома немецко-
фаптистекой армии, добьет фашистекого
зверя в ого собственном л0тове и водру-
зит над Берлином знамя победы,

eet A OA LL A CIA AA

СЕРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЕЙ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ

- КИЕВ, 9 декабря. (ТАСС). Группа вы-
Дающихея деятелей украинской науки,
литературы и искусства обратилась на-днях
к интеллигеннии Украины с призывом при-
нять актизное участие в культурной  п0-
мощи горола селу. Обращение подписали
вяце-презилент Академии наук УССР
Палладий, народный артист СССР Патор-
жинский, член-корреспондент Академии
архитектуры СССР Заболотный, народвый
артист СССР. Юра, поэт-академик Рыль-
ский и другие, \

Н

«Мы должны, говорится в призыве;
систематически выезжать в села и район-
ные центры” с научными лекциями,  кон-
иертами, проводить беседы © народнохо-
зяйственной и культурной жизни, органи-
зовывать’ ‘медицинские консультации В
колхозных селах. Понесем великое, стра-
стное болыпевистское. о слово. правды В
массы, познакомим колхозников с говыми
художественными произведениями,  помо-
жем им проектировать и строить красизые
дома и культурные учреждения»:

№

я

ИСКУССТВА К ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ УНРАЕНЫ:.

Интеллигениия Киева горячо поддержа-
ла обращение деятелей науки, артистов и
писателей Коллектив Киевского’ русского
драматического театра обязался  системз-
тически вести культурную работу в се-
лах Киевской области. Директор ичститу-
та ботаники Академии наук УССР акаде-
мик Гришко решил прочесть колхозникам
ряд лекций. 10 декабря он выезжает с
этой целью в Киево-Святошинский район.
В Киевском медицинском институте 503-
даны бригады из профессоров и доцентов.

тивника в Северной Финляндии, в итоге,

войск в Венгрии и Югославии разверты-

Франции и Бельгии и освобождением.

силой показал мощь Советекого государ:

ведения композитора исполнял, заслужен-
ный коллектив ре
ва.

нинграда.

es

Черноморский флот.
‹стополь» на рейде.

Линкор .

‚ Об этом походе. русских моряков — пред-
шественников Беринга известно очень мало.
Лужин и Евреинов отправились на Камчат-.
ку. Там они зазимовали в Нижне-Камчатске,
а весной отправились из устья Большой ре-
ки к Курильским островам. Плыли они на
казенной «лодии»; которой управлял море-
ход Кондратий Мошков. .
Есть свидетельства о том, что Евреиноз и
Лужин достигли «Шестого острова» Ку-
рильской гряды. Здесь разыгралась буря,
судно потеряло якорь и «лодию» отнесло ко
«Второму» Куральскому острову. Мошкову
пришлось вместо якоря использовать пуш-
ку и наковальню. У «Второго» острова; мо-
реплаватели запаслись водой и провизией

° Но при под еме «якоря» лопнула якорная
цепь. Мошкову пришлось возвратиться в
Большерецк, где изобретательный мореход
сделал ява деревянных якоря, обил их же-
лезом и привесил дополнительный груз из
камней. Экспедиция добралась до Охотска.

А. С. Пушкин, изучая в 1837 голу историю
Камчатки и связанную с ней историю  мор-
ских походов, имел в своем распоряжении
и некоторые материалы об экспедиции Ев-
реинова и Лужина. Пушкин пишет, ято вме-
сте с Лужиным.и Евреиновым в море ходил
голландский штурман Генрих Буш, что экс-
педиции удалось побывать близ берегов
Японии (<..доезжали почти до Матсмая...»}.

Из других источников известно, что Иван
Евреинов в 1722 году спешиал к царю’ с док-
лалом о своем плавании и застал Петра   в
Казани. Вероятно, тогла уже была готова
карта пути предшественников Беринга—пер-
теж с вадписями на латинском языка. На

ккумуляторами

батареи использовались в нормальных ус-
ловиях. Но конечная температура элект-
ролита при зарядках очень чаето на 2?
превышала предельную.  Петественно,
это это отразилось на аккумуляторах —
появились отеталощие элементы, наруши-
лась их укупорка.

На этой же подводной лодке в шторх
расплескалея электролит. Придя в базу,
командир БЧ-У удивленно посмотрел на
результаты общего обмера, установил,
что, несмотря на перезарядьу, удельный
  вес электролита понижен, и никаких мер
Го приведению батареи в порядок не при-
  sa.

На некоторых подводных лодках Ha
горловины батарей надеваются енециаль-
ные манжеты. Они не позволяют электро-
литу расплескиваться. Но старший инже-
нер-лейтенант Афанасьев почему-то He
пользуется указанными манжетами. Они
хранятся у него далеко от аккумулято-
ров. :

После погрузки новой батареи на ко-
рабль соединительные планки испытыва-
ют. Вели контакт неллотный, — планки
нагреваются. Евли корабль в базе, этот
недостатов быстро устраняется. Выхоя
Е в море без проверки сулит большие не-
‘приятности. Так и получилось на корзбле,
где команлиром.БЧ-\ старший инженер -
пе Раевский. В соединениях бата-
рей были обнаружены обжиги.
Необходимо, чтобы  дивизионные И
флагманские инженер-механики неукос-
нительно требовали от командиров БЧ-У
точного выполнения правил ухода
за аккумуляторными батареями.

Инженер-капитан 2 ранга
А. ЕЛИСЕЕВ,

Колхозники-минеры

‚ своеобразные рекорды. Так, колхозник
  гртели «Первое Мая», Матвеево-Курган-
ского Байона, Козырев снял 12.900 мин.
Колхозники сельхозартели «Путь Ленина»;
Неклиновского района, Шкурско и Мак-
сименко — по 6,000 мин каждый.

Всего силами колхозных минеров на тер-
риторич Ростовской области уже обезвое-
жено около одного миллиона мин, подор-
вано несколько десятков тысяч снарядов,
невзорвавшихся авиабомб.

УРАЛЬЦЫ ВЫПОЛНЯЮТ КЛЯТВУ, ДАННУЮ ВОЖЛЮ
(TACC).

процентов, работники завода  «Сталь-
кан»—на 43 процента. В числе завершиз-.
ших годовые планы — крупнейшие строи-
тельные организации Урала «Уралэлектро-
строй» и <Уралэлектромонтаж». Электро-
‘строители за 11 месяцев построили 364
километра. высоковольтных  электропере-
‚дач, снизив при этом себестоимость работ
против плана на 15 процентов.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО МОРЕПЛАВАНИЯ
EE

Предшествениики Витуса Беринга

карту были нанесены; между прочим, Шан-
тарские острова. С

Эта карта, или ее вариант, еше пригоди-
лась впоследствии. До нас дошел документ,
из которого видно; что известный историк
Миллер в 1754 году представлял Правитель-
ствующему Сенату сведения о плавании Ев-
реинова и Лужина. Совсем недавно совет-
‘ские историки отыскали среди собраний
старинных карт Отдела рукописной книги.
библиотеки Академии наук СССР карту
крайнего северо-востока Азии. В заголовке
карты указано, что при ее составлении были
частично использованы данные экспедицич
Лужина и Евреинова.

Остается ‘рассказать о дальнейшей судь-
бе участнаков экспедиции. В 1727 году в
Якутске в составе экспедиции Беринга поя-
вился‘геодезист Федор Лужин. Он умер
11 марта 1727 года. и все его васледство за.
ключалось в 37 копейках, серебряном кре-
сте, перстне, квадранте и астролябии,

Скромный мореход Кондратий Мошков,
служил у Беринга, а в 1729—1730 rr.
участвовал в экспедиции Изана Шестакова
и штурмана Генса. Экспедиция эта снаряжа-
лась для осмотра Курильских островов,

Через два года Мошков находился в каче-
стве «морехода» на судне «Гавриил» в эк-
спедиции подштурмана Ив. Федорова в гго-
дезиста Мих. Гвоздева. Иначе говоря;
Кондратий Мошков участвовал. в откры-
тии Аляски («Большой Земли») и островов
Диомида ‹в проливе, впоследствии наз»
ванном в честь Беринга.

Известно. что Федоров тогда положил на
карту оба берега Берингова. пролива, что
«Гавриил» ‘походил ло Аляскинского мы*
са, который готом был назван мысом принца
Уэльского. Нс описание этого  замечатель-
ного плавания попало в Петербург только
к 1743 году. ~ :

Таким образом, только один.К. Мошков
из всех участников экспедиции 1719—
1720 гг. выполнил наказ’ Петра 1.

Сергей МАРКОВ.