—4

а

‚ врага

Смерть немецким оккупантам!

Смело и ммироко использовать опыт
борьбы на коммуникациях

° Борьба на коммуникациях противни-
из является на протяжении веей войны
одной из основных задач нашего флота.

Активность этой борьбы — непрерывно
возрастала по мере того, как советские
военные моряки совершенствовали взаи-
модействие сил м средств, используемых
для нанесения ударов по вражеским
БОНВОлМ. :

В результате победоносного наетупле-
нил Врасной Армии на приморских уча-
стках фронта, условия наших действий
на неприятельских морских путях суще-
ственно изменились, Раньше, владея на
огромном протяжении побережьем мор-
ских театров, немцы могли широко ма-
неврировать коммуникационными линия-
му; В частности, они имели возможность
проводить караваны в непосредственной
близости к берегу — «прыжками» от
OXHOTO порта к другому, почти не выпус-
кая корабли мз зоны обстрела своей бе-
реговой артиллерии и’во веяком  слу-
чае — из зоны действия своей иетреби-
тельной авиации. Но такая тактика ока-
залась уже невозможной, когда Врасная
Армия сталь то в одном, то в другом
районе прорываться к морю, расчленяя
прибрежный фронт противника и зажи-
мая вражеские группировки стальной
полковой, упирающейся концами в море.

Tax было в свое время в Ерыму, в та-
KOM ще положении очутились теперь
немцы, зажатые между Тукумсом и. Ли-
бавой. Вследствие этого пучок комму-
никационных ланий противника на Бал-
тике не только сузилел, но и переме-
стился мористее. Немцы уже не могут
проводить конвои по излюбленным ими
прибрежным  фарватерам. Транспорты
вынуждены итти вне видимости
берегов, поворачивая к ним лишь Ha
траверзе портов назначения.

Из такой обстановки вытекает для
нашего флота ряд преимуществ в борь-
бе на коммуникациях. Важнейшее из
них хоропю использовали черноморцы во
время боев за Крым, когда концевой от-
резов коммуникации Севастополь —
порты Румынии был взят торпелными
катерами в своеобразные «клещи». Не-
мецкие конвои, направлявшиеел в Сева
стополь или из него, попадали под удары
‹ двух направлений м несли большой
урон. Разумеется, не всюду условия мо-
тут складываться так, как на Черном
море, но опыт черноморцев помогает
изыскивать новыв действенные приемы
борьбы на коммуникациях, исходя 3
конкретной обстановки Ha каждом теат-
ре. Сила созетокого военного искусства
в том и заключается, что наши офице-

ры находят и применяют ту тактику бол,

из очередного «котла» нь побережье, ра-
но или поздно снова появитея с оружием
перед нашими бойцами. Вот почему и при
эвакуации вражеских войск, так же как
и при переброске неприятелем подкреи-
лений, наша задача заключается в том,

которая в данное время и в данной 96-

становке дает наялучшие результаты.
Отход коммуникационных аиний гро-
THBHURA в море заставляет особенно аж-
тивизировать действия  торпедоносной
авиации и подводных лодок. На при-

*

СЕТОДНЯ В НОМЕРЕ:

Советско-французское коммюнике о пребывании
генерала де Голля и г-на Бидо в Москве (1 стр.).

От’езд из Москвы Главы Временного Прави-
тельства Французской Республики генерала де. Голз
‘ля и Министра Иностранных Дел г-на Ж. Бидо
(1 стр.).

Заявление генерала де Голля (1 стр.). -

От Советского Информбюро. — Оперативные
сводки за 10 и 11 декабря (1—2 стр.).

Дважды Герой Советского Союза `капитан-лей-
тенант A. Шабалин. — Мои торпедные атаки
(2 стр.).

node SS ee end a ee ee

`«Фау-2» (4 стр.):

М; Чарный. — На` Балканах (3—4 стр.):

Капитан И, Кравцов. — Переписка  северомор-
ских и тихоокеанских подводников (3 стр.).

`Б; Г. — Немецкие ракеты дальнего действия

Американские газеты‘ о заключении советско-
французского договора‘ {4 стр.).

Единодушное требование польского
(4 стр). Be ae

Прием в Московском Совете делегации польской
‘интеллигенции. (4 стр.).

народа

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Оперативная сводка за 10 декабря

В течение 10 декабря на территории ВЕНГРИИ северо-восточнее и севернее
БУДАПЕШТА наши войска, продолжая наступление, с боями заняли более 40` на-
селенных пунктов, в том числе крупные населенные пункты БУЯН, ИПОЛЬСЕГ,
ДЕЙТАР, ИПОЛИВЕЦЕ, ДРЕГЕЛЬ ПАЛАНК, СЕДЛИГЕТ, ФЕЛШЕГЕД, АЛИЮ-
ГЕД ` (12 километров севернее БУДАПЕШТА), СЕД, ВАЦРАТЕТ, ОРСЕНТМИК-
ЛОШ, ЧОМАД, ЕРДЕВАРОШ, РОХЕЙМТЕЛЕП, ЛОМОНИ и железнодорожные
‚ станции ДЕЙТАР, ИПОЛИВЕЦЕ, СЕД, ГЕД, ОРСЕНТМИКЛОШ.

брежных фарватерах использование под-
водных лодок чрезвычайно усложнялось,
& на некоторых участках становилось и
‘вовсе невозможным, Вдали от берегов
подводные лодки имеют гораздо больше
возможностей для достижения боевого
успеха, при условии, конечно, что на-
лажено их взаимодействие с авиацией,
которая способна быстро  обеледовать
обширный район моря и наводить под-
водные силы на вражеские конвои.

Было бы, однако, глубоко ошибоч-
ным и вредным считать, что в результа-
те язменения обстановки на вражеских
коммуникациях упростиливь задачи на-
шего флота в борьбе с неприятельскими
морскими перевозками и что борьба эта
не требует теперь прежнего напряжения
сил м боевых средотв; Нельзя забывать,
что роль мороких путей для противника
сейчас резко повысилась. В условиях,
подобных тем, какие сложились на Бал-
THEE, от поддержания коммуникаций,
питающих отрезанную группировку про-
тивника, почти целиком зависит судьбы
этой группировки. Немцы, естественно,
будут стараться регулярно снабжать
прижатые к морю войска боеприпасами,
усиливать эти войска людскими резерва-
ми и техникой для того, чтобы как мож-
но дольше продержаться на том идя
ином плацдарме, приковывая к нему на-
пи силы. Если же наш флот сумеет парз-
лизовать коммуникации, питающие отре-
занную ‹ суши группировку, To ee
легче и быстрее можно окончательно
разгромить и уничтожить концентриче-
скими ударами наземных войск.

Огромную роль играют действия Ha
вражеских коммуникациях и в том слу-
uae, когда противник, стремась спасти
свои войска, оказавшиеся в безнадежном
положении, пытается эвакуировать их
морем. Так было на Севере во время боев
за Печенгу м Виркенее. Но североморцы
поставили на пути отходящего врага
двойной барьер: на берегу — звысадкой

серии десантов и з Варангер-фиорде —.

ударами авиации, катеров и подводных
лодок по немецким конволм. За две не-
дели немцы потеряли, по неполным дан-
ным, 65 транспортов и военных кораб-
лей, не считая катеров и мотоботов.
Только убитый или взятый в плен не-
мецкий солдат или офицер сбрасывает-
ея 60 счетов дальнейшей борьбы. Не-
мец, которому удалось  улизнуть морем

чтобы стремитьел к полному уничтоже-
нию каждото обнаруженного в море вон-
BOL м прежде всего основного его
ядра — транспортов.

Достигнуть этого можно лишь в упор-
ной борьбе и ценою больших усилий.
Отлично сознавая жизненную важность
своих морских путей, противник прини-
мает все меры в тому, чтобы эти пути не
были парализованы нашим флотом. Враг
применяет различные хитрости, стрежит-
ся использовать и нелетную погоду, и
отдельные промахи в нашей тактической
разведке, и свовобразие навигационных
условий того или иного района. Тран-
спорты противника сопровождаются, как
правило, чрезвычайно сильным  эскор-
том.

Поэтому каждый бой на вражеских
коммуникациях требует сейчае особен
но тщалельной подтотовки и умелой ор-
ганизации. Как никогда, велико значение
четкого взаимодействия наших ударных
вил: авиации, торпедных катеров, под-
водных лодок. Опыт войны учит, что
только при наличии такого  взаимодей-
ствия, заранее отработанного, возможен
`серъезный успех в борьбе © немецкими
БОНВоямИ.

Наряду © этим в обеспечении боевого
успеха, ках и всегда, первостепенную
роль играет разведка коммуникаций про-
тивника. Точно знать; что делается на
вражеских морских путях, предвидеть и
трезво учитывать намерения немцев обя-
зан штаб казкдого соединения, участвую-
mero в борьбе ¢ неприятельскими мор-
скими перевозками. А добиться  втого
можно лишь при условии, что разведка
будет непрерывной,  целеустремленной,

глубокой и что использоваться для веде-

ния разведки будут различные средетва,
дополняющие друг друга. 9то позволит
тщательно расечитывать удары по про-
тивнику, наносить эти удары неожидан-
но для него м наверняка. - Z

Советские военные моряки обладают
сейчас огромным опытом воздействия на
вражеские коммуникации. В ходе войны
найдено и проверено немало новых дей-
ственных приемов борьбы с неприятель-.
скими морскими перевозками. Надо,
чтобы весь этот опыт смело и широко
использовалея в новых боях, служа fa-
зой для дальнейшего развития тактики
действий нашего флота на мороких пу-
‘TAX протявнива.

герсних солдат и офицеров.

местного значения, -

*

В Венгрии, северо-восточнее м север-
нее Будапешта, наши войска продолжали
наступление. Западнее города Балапипадь-
ярмат части Н-екого соединения. насту-
пающие вдоль южного берега реки Инпель,
продвинулись внерел наз 15 километров я
заняли узел дорог Дрегель Палачк. Hama
пехота, совершив стремительный обход-
ный маневр, прижала к реке и уничтожила
две роты. гитлеровцев. Ожесточенные бой
происходили севернее Будапешта. Про-
тивник усилил свои войска танковой и
эсэсовокой моторизованной дивизиями.
Преодолевая унорное сопротивление” зра-
Pa, советские войска продвинулись вперед

12 километрах севернее венгерской ero-
лицы). В ходе боев немцы несут боль-
шие потери в живой силе и технике. В
течение дня подбито и сожжено 30 He-
мецких танков м самоходных орудий,
уничтожено большое число артиллерий-
ских и минометных батарей протявника.
Orerynas, гитлеровцы бросают много
вооружения и военных материалов.

Противник, стремясь задержать  на-
ступление советских войск, ввел в бой
крупные силы авиации. Советские летчи-
ки в течение дня вели успешные воздуш-
ные бои, в ходе которых сбили 18 не-
мецких самолетов. Напа бомбардиров-
щики и штурмовики уничтожили несколь-
Ео танков, до 200 автомашин с пехотой
и грузами, подавили отонь 6 артиллерий-
ових батарей и разбили железнодорож-

ный эшелон противника.

й заняли населенный пункт Алшогед (в

шения на

За время наступательных боев на территории Венгрии с 5 по 9 декабря вилю-
чительно войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта взяли в плен 5.600 немецких и вен-

На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов шли бои

За 9 денабря наши войска подбили и уничтожили 46 немецких танков. В
воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 24 самолета противника,

ж жк

жк t
Западнее города Иелгава (Митава) пе-

хота противника, при поддержке артил-
перии и минометов, пыталась захватить
один наи опорный пункт. Гитлеровцы
шесть’ раз переходили в атаку, но каж-
ый разв ‘беспорядке ‘откатывались
назад. Советские подразделения ружейно-
пулеметных огнем рассеяли противника.
На поле боя осталось 120 трупов немец-
ких солдат и офицеров. Захвачены плен-
ные. На другом участке немецкие развел-
чики пытались на лодке переправиться
через водный рубеж. Советские бойцы
открыли огонь и потопили ‘лодку вместе
с находившимися в ней гитлеровцазги.

vr +

Южнее города Пулгуск подразделение
старшего лейтенанта Собко предприняло
разведку боем. Под прикрытием артилле-
рийского огня советские бойцы быстро
преодолели проволочные заграждения и
ворвались в траншеи противника. Нем-
цы пытатись отойти по ходам с00б-
запасные позиции. Взвод
чейтенанта Апутнина стремительно про-
двинулся вперед и отрезал врагу пути
отхода. В завязавшейся  рукопалиной
схватке наши бойцы истребили несколь-
ко десятков гитлеровцев, захватили плен-
ных и без потерь вернулись в расположе-
ние своей части. Снайпер рядовой Зоря
за десять дней истребил 7 немнев. Гвар-
дии сержант Омари Нинилзе убил 30 гит-
леровцев. Снайпер Абдулла Касимов 3a
несколько дней уничтожил 12 немцев.

жж

В Венгрии наши войска захватили. в
плен много солдат и офицеров 71 немец-
кой пехотной дивизии. Илечный коман-
дир 171 саперного батальона мойор Гёль-
мут Иордан рассказал: <Наша дивиеня
входила в состав корпуса особого назиа-
чения и участвовала в боях в Италии. В
конце ноября дивизию в составе 191,
194, 211 пехотных полков, №21 артил-
лерийского полка и специальных подраз-
делений с лихоралочной побспепеностью
перебросили из Италии на Восточный
фронт, в Венгрию, Утром 4 декабря меня
вызвал командир дивизии генерал-лейте-
нант Рапке. Он сообщил, что командир
194 полка ранен, & его подразделения в
беспорядке ‘отступают. Генерал приказал
мне немедленно принять командование
полком. Через несколько часоз мне уда-
з0сь собрать до 100 солдат и офицеров
этого полка. У них было три ручных пу-
лемета и три миномета. Остальное свое
вооружение подразделения полка бросили
при бегстве. Командир. дивизии приказал
мне Лержаться до последнего солдата.
Векоре русские перешли в атаку. Наше
сопротивление было весьма непродолжи-
тельных. Оставшиеся в живых солдаты
разбежались, а я был захвачен в плен»,

Пленный ефрейтор штаба 2 батальона
191 полка Гергарл Райц рассказал: «По-
явление русских танков вызвало заме-
шательство среди солдат. Офицеры ‘угро-
жали расстрелом, но ничего не могли сле-
лать. Остатки разбитых подразделений
не могли удержать оборону. Русские тан-
ки поливали наши позиции огнем. Тако-
го ада я еще нигде не испытывал».

Пленный ефрейтор 5 роты 211 полЕз
Пауль Вичорех заявил: «Еще на марше
5 рота, возглавлявшая колонну, попала
пох огонь русских танков. Погибло не
менее половины солдат. Командир роты
также был убит. Остальные роты. слело-
вавшие за нами, обратились в бегство,
К вечеру остатки батальона были собра-
HH в ‘небольшой деревне. [lo приказу
команлира дивизии ночью мы должны
были любой ценой захватить железнодо-
рожную станцию, занятую накануне
русскими. Ожнако атака захлебнулась, и
мы ничего не могли сделать. Нох нати-
ском русских мы вновь были отброшены.
При отступлении меня вместе с группой
солдат русские автоматчиви взяли в
плен»,

Оператизная сводка за \ декобря

В течение 11. декабря в. ВЕНГРИИ севернее и северо-западнее города МИШ-
КОЛИ наши войска с боями заняли населенные пункты ХАНГАЧ, БОЛДВА, 1!АЙО-
ЕЧЕГ, ШАЙО-НЕРЕСТУР, БАБОНИ, ПИЛТАЙ, КАПОЛНА, КОНДО, РАДИШТИАН

и железнодорожную станцию БОЛДВА.

Северо-весточнее и севернее БУДАПЕШТА наши войска, продолжая насту-

_  Советско-французское коммюнике
о пребывании генерала де Голля и г-на

Пребывание в Москве генерала. де Голля, Председа-
теля Временного: Правительства. Французской Респуб-
лики, и г-на Бидо, Министра Иностранных Дел, было

отмечено многочисленными проявлениями: симпатии,

которая об’единяет народы Франции и Советского

Союза и которую усилили испытания, перенесенные во _

время войны. i
Беседы имели место с Председателем Совета Народ-

ных Комиссаров СССР И. В. Сталиным и Народным _

Комиссаром Иностранных Дел В.М. Молотовым. Эти
беседы касались совокупности вопросов, относящихся

к продолжению войны и к организации мира и, в 0с0-_

От‘езд из Москвы Главы Временного Правительства
Республики генерала де Голля и Министра
Иностранных Дел г-на Ж. Бидо.

Московского Городского Совета А. В. Астафьев, комендаят

Французской

10 декабря из Москвы выехали Глава Временного Прави-

тельства Французской Республики генерал де Голль и Манистр ›

Иностранных Дел г-н Kh. Boao в сопровождении Начальника
Штаба Национальной Обороны генерала Жуэн, Директора Пэ-
титического Департамента Министерства Иностранных Дел
гла М. Дежан и др.

На вокзале генерала де Голля и г-на ®. Бидо и сопровож-
давших их лиц провожали, Заместитель Председателя Совета
Народных Комиссаров СССР и Народный Комиссар Иностран-
ных Дел В. М. Молотов, Заместитель Народного Комиссара
Иноетранных Дея В. Г. Декановов, Секротарь Президиума

` Верховного Совета СССР А. Ф, Горкин, Заместитель Началь-

ника Генеральном Шчаба генерал армии А. И. Антонов, ге-
нерад-полковник Ф. И. Голиков, Заместитель Председателя

`ные сотрудники НВИД СССР ч НЕО.

Бидо в Москве

бенности, к гефманской проблеме. Эти беседы пока-
‚зали наличие между обоими Правительствами широ-
“кой согласованности точек зрения, а также самое
искреннее желание тесного Хотрудничества._

Оба Правительства подтвердили снова своё решение
вести военные действия до полной победы над Герма-
нией и свою волю принять совместно все соответству-
ющие меры для предохранения Европы от новой
агрессии.

В духе этих решений оба Правительства 10 декабря
с.г. совершили подписание Договора о союзе и взаи-
мопомощи, текст которого будет опубликован особо.

города Москвы генерал-лейтенант В. Р. Синидов, ответетвен-

На вокзале присутствовали Представитель Временного. Пра-
вительства Французской Республики в СССР т-н Гарро, главы
и члены посольств и дипломатических миссий, находящихся
в Москве, Глава Французской Военной Миссии в СССР генерал
Пэти, дипломатические сотрудники предотавительства Времен-
ного Правительства Французской Республики и члены воен-
ной мисени, a также представители советской и иностранной
печати.

При проводах был выстроен почетный караул и были испол-
нены государственные гимны Франции и Советского Союза.
Вокзал был украшен французскими и совотевими флагами.

‚ ` Заявление генерала де Голля

Покидая Москву, Глаза Временного Правительства Фран-
цузской Республики генерал де Голль сделал на вокзале перед
микрофоном Кинохроники следующее заявление:

«Несколько дней, проведенные нами в Советской России,

И О ии eamne

будут, я полагаю; отмечены в истории этой войны, и, я ‘думаю,

также в тех деяниях, которые будут совершать бок о бок
06’единенные Нации в условиях мира для блага весх людей.
Да здравствует Советская Россия». (ТАСС).

пление, овладели населенными пунктами ШУРАНИ, ВАРШАНЬ, ЕРХАЛОМ, ГОНТ,
ВЕРЕШЕДЬХАЗ, САДА. и
местного значения. :
‚ За 10 декабря наши войска подбили и уничтожили 35 немецких танков, В воз-
душных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 5 самолетов противника,

Юбилейная сессия Верховного Совета Туркменской ССР

АШХАБАД, 10 декабря. (ТАСС). Вче-
рав Ашхабаде открылась юбилейная сее-
сия Верховного Совета Туркменской ССР,
посвященная 20-летию республики. В за-
Je заседания Верховного Совета — депу-
таты, гости из братских республик — У3-
бекистана, Киргизии, Азербайджана й
других, представители Красной Армии,
трудящихся республики.

Сесеию открыл председатель Верховно-
го Совета Туркмении Курбан’ Перманов.

— Республика отмечает свой 20-лет-
ний юбилей, — сказал он, — ® величе-
етвенные дни, когда Красная Армия, очи-

стив родную советсвую землю OT фаши-
стских захватчиков, помогает свободолю-
бивым народам обросить фалшиетское ярмо.
“Под бурные долго не смолкающие аи”
лолисменты т; Иерманов провозглалнет
здравицу в честь ‘великого вождя наро-
дов СССР „Маршала Советского Союза
товарища Сталина. Депутаты и гостя
стоя приветствуют творца Сталинской
Конституции, организатора исторических
побед над немецко-фалистовими захват-
чиками. 2:

С локладом «20 лет Туркменской со-
ветской республики» выступил предое-

датель Совнаркома тов. Худайбергенов.
Он обрисовал, победный путь, пройден-
ный туркменским народом за 20 лет су-
‘ществования республики.

С воодушевлением приняла сессия
текст письма вождю народов СССР

Иосифу Виссарионовичу Сталину. Сессил

приняла текст телеграммы Председателю
Президиума Верховного Совета СССР
ros, М. И. Калинину.

Туркменский народ в лице его избран-
ников — депутатов Верховного Совета
привететвовали делегации бралових рес-
`публив и Красной Армии,

ххх

В Венгрии,  совернее и  северо-
западнее города’ Мишколц, наши вой-
ска с боями заняли несколько насе-
ленных пунктов, Бойцы Ц-екой  ча-
сти разгромили вражеский гарнизон
и овладели железнодорожной  стан-
цией Болдва, находящейся в 12 кило-
метрах севернее Мишколца. Другие наши
части, действующие в гористой местно-
сти. в течение дня уничтожили свыше
200 солдат и офицеров противника. зах-
вачено у немцев 4 зенитных орудия, 9
пулеметов и склад боеприпасов.

. wee

Северо-восточнее. и севернее Будалет-
та наши войска продолжали наступление.
Части Н-ского соединения овладели Ha-
соленными пунктами Ерхалом и Гонт, на-
ходящимися на левом берегу реки Ипель,
раз

Немцы несколько переходили в

ee

контратаку, но были отброшены: Совет-
вкие вавалеристы разгромили до двух Oa-
тальонов немецкой пехоты. Озжесточен-
ные бои продолжались на подступах Е
Бухапешту. Противник, опираясь на дол-
говременные оборонительные  сооруже-
ния, оказывал упорное сопротивление.
Наши пехотинцы и танкисты, полдержан-
ные артиллерией, выбили гитлеровцев из
крупных опорных пунктов Bepamerzpxas
и Сала (в 17 километрах сезеро-восточ-
нее венгерской столицы). На поле боя
остались сотни вражеских трупов. Сож-
жено и подбито 22 немецких танка. Взя-
то в плен 800 немецких и венгерских
солдат и офицеров.

жж

В Восточной Пруссии происходила
редкая артиллерийская и ружейно-пуле-
метная перестрелка с противником, Нашя

походе.

фроита

летчики, несмотря на дождь и низкую
облачность, совершали полеты над вразже-
  ской территорией. В результате действий
`авиации на железнодорожных станциях
  Тройбург и Тикк уничтожено 6 парово
‘зов, 25 железнодорожных вагонов и по-
дожжен воинский эшелон противника. На
прифронтовых дорогах советские летчики.
разбили 20 немецких автомашин.
Снайпер младший сержант Ефименко
за две недели истребил 8 немцев. Млал-
Г ший сержант Вуценко за последнее вре-
ня убил 10 гитлеровцев. Младший сер-
жант Агафонов, находясь в боевом охра-
нении, уничтожил трех солдат  против-
НИБа. { :
жкя
- Юго-западнее города Остроленка наши
наблюдатели заметили, что вдоль линий
передвигаетея пехота немцев. _
Артиллерясты Н-екого соединения откры-
ли отень и рассеяли ло батальона гитле-
ровцев. На дороге осталось много убятых
и раненых немцев. На другом участке
нанги разведчики ночью ворвались в рас-
положение противника. Советекие бойцы
уничтожили 26 немцев, захватили плен-
ных и без потерь вернулись в свою часть.
: ххх
На 1-м Украинском ‘фронте на одном
участке отряд немцев напал на наше 602-
вое охранение. В охранении находились
одиннаддать бойцов во главе с сержантом
Белозым. Они открыли огонь из пулемета
и автоматов. Пьяные гитлеровцы, несмотря
на потери, пытались прорваться вперед.

‚ Окончание см. на 2-й стр,

Фото Б. Шейнина и В. Мивоша

и о