ОТ СОВЕТСКОГО, ИНФОРИБЮРО

Окончание. Начало см. на 1-й стр.

i

Haim бойцы пустили в ход гранаты. и
уничтожили почти весь отряд противни-
ка. Только нескольким немцём удалось
убежать обратно.

жжх

ТОго-запалнее города Остроленка на
еторону Красной Армии перешли четыре
солдата 299 немецкой пехотной  диви-
зии — три француза и поляк. Перебеж-
чики французы Рюдитер Мейер, Йозеф
Кеслер a Альберт Зейфрид заявили: «В
299 дивизий служат десятки французов,
поляков и югославов, насильно  загнан-
ных в немецкую армию. У всех у них од-
но заветное желание — вырватьея из
фашистской армии м сбросить ¢ ceba He-
навиетный немецкий мундир. Нри первом
удобном случае каждый старается’ у0е-
жать. Немецкое командование не довёря-
10 нам и приставило шиионов, которые
не отходили от нас ни на шаг. В послед-
нее врёмя солдат не немецкой националь-
ности стали снимать © передовой и пере-
водить в спениальные резервные подраз-

Помог опыт фронта

(Заметки © подготовке летчиков)

Трудно обучать будущего офицера-
летчика, не имея за плечами боевого опы-
та. Что получалось у нас в училище рань-
ше? Мы учили курезнтов бомбометанию,
стрельбе по щитам, по конусу, ходили ©
ними но маршруту и т. д. Казалось, дела-
ти все, что требовал куре летной подго-
товки. Но проходило время, и с Фронта
поступала оценка нашей работы. Оказы-
валось, мы многого недоделывали, выпу-
скники училища не всегда и не во всем
отвечали требованиям, которые пред яв-
ляла война к морским летчикам. ‚Обидно
было слушать такую оценку своей рабо-
ты. Мы пожимали плечами, не понимая,
в чем дело,

Ответ на эти волнующие вопросы мы
получили на фронте, куда были откоман-
дированы многие инструкторы и коман-
диры подразделений №-ското военно-мор-
ского авиационного училища для боевой
стажировки.

Я с группой товарищей в январе это-
то года прибыл в одну из балтийских ча-
стей, действующую Ha Ленинградском
фронте, и там вотретилея 6 недавними
своими учениками. Первое, что мне бро-
еилось в глаза, — обстановка. На учи-
лищном аэродроме курсанты тренирова-
лись в спокойных условиях, привыкали к
свободе лётного поля. На действующем
же аэродроме взлетно-посадочные п0ло-
вы ограничены и пространством и скоро-
течностью вылетов больших групп само-
летов под прикрытием чстребителей.

В хальнейшем, вылетая на выполнение
боевых заданий, я внимательно изучал
жизнь на полевом аэродроме. наблюдал
повеление и боевую работу наших вос-
питанников. И здесь мне многое стало
понятно. -

Умение пользоваться противозенитным
маневрох — олно из важнейших требо-
ваний к лётчику, особенно штурмовику.
He Bee выпускники умели его произво-
дить. Я был свидетелем того, как млад-
ший лейтенант Савченко, бывший  кур-
сант нашего училища, Получил серьёзное
повреждение самолёта именно из-за - He-
умения пользовалься
маневром. Держась точно своего  веду-
щего, Савченко хорошо пикировал, бом-
бил, действовал смело и решительно, но
беспечно. Он видел, как ведущий «Bi
ляет», даже уходя от цели, но не пони-
мал, видимо, его эволюцщий или просто ие
хотел их повторять, доверившиеь «61о-
койствию> над целью. Ho orcyrersne
противодействия противника было ка-
жущиися. В следующий момент #660 по-
Брылоеь шапками разрывов зенитных
снарядов, и Савченко оказался подби.
ТЫМ. а

Выл я свидетелем случая, который по-
казал, как много зависит от ведущего и
ато нельзя изменять режим полета без
крайней нвобходимости. Вел нашу груп-
пу опытный боевой абтчик капитан
А. Шли на высоте 700 метров. Погода
была хорошая. Ещё до вылета мы усло-
вились, что будем бомбить с пикироваз-
ния. Но вдруг, не предупреждая группу,
ведущий на большой скорости стал ени-
жаться и перешел на бреющий полёт. Я,
первый ведомый, следовал за ним. Моло-
дые же лётчики, не понимая маневра ве-
дущего, рассыпалиеь и растанулись до
1—2 километров.

Понятно, что при таком подходе к
цели каждый лётчик был предоставлен
самому себе, были потеряны внезапность
и сила удара. Противник имел возмож-
ность спокойно привести в, действие все
свои зенитные средства и охотиться за
каждым самолётом в’ отдельности. He-
ожиданные действия ведущего сломали
всё наши расчёты. При втором заходе мы

исправили ошибку и выполнили задание,
  Н-ское авиационное училище.

взорвав эшелон противника.

В прифронт

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 декабря.
(Спец. корр. ТАСС). Иван Тякин до вой-
ны работал слесарем: ремонтировал во
Влалимирекой области тракторы, автомо-
били, сельскохозяйственные машины. По-
ав на фронт, он стал зенитчиком. 060-

роняя Сталинград, Лякин 6бил 10 немец-

ких бомбардировщиков. За короткое вре-
мя его расчет сменил тогда три орудия,
вышедшие из строя под вражеским ог-
нем. Но люди расчета оказались крепче
металла. Противник поливал их мино-
метным и артиллерийским огнем, их 33-
выпало землей, но они продолжали ера-
жаться. Сейчас кавалеру ордена Отече-
ственной войны 1 степени гвардии стар-
шему сержанту Тякину вместе с другими
отличными зенитчиками поручена проти-
вовоздушная оборона одного прифронто-
вого района. Мастера зенитного огня пе-
рехватывают и уничтожают вражеские

противозенитных

‘деления, Охнако оттуда тоже можно бе-

- жать, хотя это небколько и труднее. Мы

трое — французы из Crpaebypra, a чет-
вертый налы товарищ — поляк из Силе-
зии. Познакомились мы совеем недавно,
  HO скоро нашли общий язык и сговори-
  лись о переходе на сторону русских. Мы

все одинаково ненавидим немцев и в ору-
жием в руках хотим бороться против не-

мецких захватчиков».

На другом участке фронта на сторону’

Красной Армии перешел югоелав Ми-
  лорад К., также насильно мобилизованный
гитлеровцами в немецкую армию.
  бежчик сообщил командиру советского
подразделения, что в землянке, у перед-
него края обороны противника, находят-

ся четыре немецких солдата. Он Заявил,
что их можно захватить в плен, и преёдло+

mua евон услуги. Неребежчик, в compo
вождении группы наших бойцов, нодо-

шел в землянке и заявил кемцам, что.
они окружены. Он предупредил их, что
всякий, кто окажет сопротивление, по-

платитея жизнью. Все четыре немца сда-

расположение. !

В этом полёте, как и в последующих,
я убедился ещё в одной нашей недодел-
ке: мы мало учили наших молодых лёт-
чиков хождению строем.
„Побывав на фронте м произведя выё-
сте со многими нашими вынускникамя
двадцать боевых вылетов, я вернулея в
училище. Стало ясно, как и кадих л6т-
чиков-пеГурмовиков нужно готовить ддя
войны.
Боевой опыт морской авиации, опыт
многих наних инструкторов и команди-
ров, побывавших на фронтах, даля воз-
можноеть выработать стройную систему
полготорРки флотского штурмовака.
Получив молодых курсантов. я 6эби-
раю звено и подробно рассказываю, Ka-
кие требования к лётчиву-штурмовику
пред’являет фронт, как нужно летать в
группе, как бомбить, стрелять,  пользо-
ваться противозенитным маневром, Как
находить цель, держать связь в воздухе
е ведущим и стрелком. Шосле такой груп-
повой беседы приступаю к практических
нолётам. i
Ида с курсантом на полигоч, я На всём
пути показываю ему и заставляю вы-
полнять противозенитный маневр. Этот
же маневр курсант применяет и ноеле
того, как научится бомбить с пикирова-
ния. В дальнейшем обучение усложняет-
ся — отрабатываются задачи и упраж-
нения в группе. Вурсанты учатся ходить
строем, бомбить в группе, прикрывать
хвост самолёта своего товарища и всегда
видеть ведущего.
Сбор группы в стороне от цели кур-
ванты вначале делают медленно, но по
вле пяти шести полётов coop проходит
значительно быстрее. занимая не более
2—3 минуты. Посадку на аэродроме прэ-
изводим группой в семь самолётов и с
одного круга. Кроме того, при выполне-
нии таких полётов нае сопровождает ис-
требитель, на котором находится ин-
структор. Этим мы приучаем  вурсан-
тов — лётчика и стрелка — быть оемот-
рительными, видеть истребитель в BO3-
духе. После ударь по цели истребитель
становится нападающей стороной. Здесь
мы применяем оборонительный круг,
змейку или же плотный строй.
Слелав несколько таших  поабтов
(иногда по два в день), курсант при-
учается к массовым вылетам, у него вы-
рабатывается выносливость. Изо дня в
день время налёта увеличивается. Таким
образом, фронтовая нагрузка не будет
новостью для молодого лётчика,

При обучении курсанта топмачтовому
  Sacomeranee первый провозной полёт
дабтся без б0мб. На полигоне куреанту
показывают заходы для стрельбы и бом-
бометания. Второй полёт курсант делает
самостоятельно, но также без бомб, тре-
нируясь в заходе на цель. В третий пре-
везней полёт он идёт с бомбами. И толь-
во после хорошего усвоения задачи кур-
сант допускается в полёту 60 своим
стрелком. Не забывается, при этом обу-
чение противозенитному маневру. В дан-
ном случае  противозенитный маневр
имеет огромное значение, особенно после
сбрасывания бомб на большой скорости.
Соответственно проходит подготовку и
стрелок, совершенствуя умение метко и
грамотно применять свое оружие.
Заключительная программа  obyye-
ния — зачетные полёты. Они проходят
с известным напряжением. Ho чнетрук-
тор и комиесия, принимающая курсантов,
чувствуют теперь. что молодой лётчик
хорошо владеет своим могучим оруживи,
действует смело и грамотно. Иначе го-
воря, флот получает такого  лётчива-
штурмовика, какой нужен для войны.

- Старший лейтенант Г. ГУЗИН.

=

овой полосе

‚ самолеты при первой их попытке появить-
ся над советской землей.

...Чемецеие , бомбардировщики  пыта-
лись пробиться к одному военному об’ек-
ту. Зенитная батарея, которой командует
гвардии капитан Сегень, только прибыла
на место. Но успев даже расположиться
на новой огневой позиции, зенитчикя
ветупили в бой. Немецкие летчики, гото-
Bich к бомбометанию, сбросили освети-
тельные бомбы. Зенитчики расстреляли
эти бомбы из пулеметов, в затем; создав
плотную огневую завесу, заставили вра-
га ебросить бомбы далеко от цели, Бой-
цы гвардии капитана Сегень 8a время
своей боевой деятельности сбили 18 и
подбили 6 немецких самолетов.

Зорко охраняют военные об’екты гвар-
дейцы-зенитчики. Ни один вражеский
самолет не прорвется сквозь их точный
и плотный огонь,

Старший лейтенант_П. МАТЕЮНАС.

Нере-.

лись в плен и были доставлены в наше’

°
Te Serta penne ite и rrr aire rts ыыы т До те

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Краскозкаменный — Балтийский флот. .
Старший лейтенант Б. Д. Налетов на-

гражден тремя орденами  Краского
Знамени. Командуя торпедным кате-
ром, CH потопил вспомогательный

крейсер врага и активко участвовал
во многих десантных ‘операциях по
освобождению Советской Прибалтики.

Фото Б. Васютинекоге. (TACO).

Снова на Родине

МИНСЕ, 11 декабря. (ТАСС). Трудя-
щиеся Минска, Барановичей, Бреста и
других городов БССР тепло  ветречают
белорусских граждан, насильно угнанных
гитлеровцами и освобожденных Краеной
Армией на территории Польши. Со еле-
зами благодарности говорят люди, выр-
вавттиеея с немецкой каторги, о своей ос-
вободительнице — Красной Армил, 0
том, что Родина не забыла о них.

Местные советские органы окружили
прибывающих теплой заботой и внима-
нием. В их распоряжение предоставлены
дома, выделен земельный фонд. Нуждаю-
щимея выдаются денежные пособия,
одежда и предметы первой необхолимо-
сти.

СВЕРХПЛАНОВЫЕ ТАНКИ—
ФРОНТУ

ГОРОД Н. на УРАЛЕ, 11 декабря.
(ТАСС). Мкоготысячный коллектив заводе,
где директоэюм Герой Социалистического
Труда тов. Максарев, увеоенно. борется -а
досрочное окончание годового плана. Чет-
кая, ритмичная работа всех’ цехов и отде-
лов позволила сдатчикам В первой декаде
декабря отправить фронту много свзрх-
плановых танков.

В декабре танкостроители добились ре-
кордной производительности труда. Брига-
ды сборочного цеха все время идут с опё-
режением графика. Вчера выдающийся ре-
корд на обработке ведущих колес’ танка
установил участник Отечественной войны
Богданов. За смену он обработал 38 колес
вместо 13 по заданию. В три раза нерекры-
ли сменные нормы слесарь Громыко и шли-
фовщик Родин.

НОВОЕ УГОЛЬНОЕ
МЕСТОРОЖДЕНИЕ

ТУЛА, 11 декабря. (ТАСС). Коллектив
треста «Мосбассуглеразведка» открыл но-
вое месторождение угля, находящееся в
40 километрах от Тулы. Запасы этого ме-
сторождения исчисляются десятками мил-
лионоБ тонн угля.

Геологические условия нового угольного
месторождения весьма благоприятны для
его освоения. Глубина залегания пласта не
превышает 40—45 метров, толщина пла-
ста — 2—2,5 метра, обводненность незна-
чительная. Качество угля выше среднего.

Завершена арктическая
навигация

АРХАНГЕЛЬСК, И декабря.
Успешно завершена арктяческая павига-
ция, проходившая в Тяжелой ледовой о5-
становке. Начальник  Главсевморпути в
своем приказе поздравил моряков и пре-
мировал капитанов и их заместителей.
числе капитанов — известные полярникн:
Румке, Воронин, Марышев, Ветров и дру-
гие. Премированы также лучшие судовые
команды. Моряки заполярных широт нача-
пи подготовку к предстоящей навигацин.

СМОТР ФРОНТОВЫХ
ТЕАТРОВ :

Buepa, 11 декабря, в Доме актера от-

рама смотр лучших фронтовых театров.

те почтн с первых дней войны.

Вчера была показана работа фровтового
филиала театра имени Вахтангова. Москви-
Чи ознакомились с постановкой «Где-то в
Мсскве», пользующейся в частях Действу-
ющей армии особой популярностью. В
смотре среди других участвует фронтовой
тватр Таджикской ССР, который покажет
обозрение <«Салом, друзья! в постановке
лаурезта Сталинёкой премии кинорежиссе-
ра С.`Юткевича.

В фойе развернута большая выставка
Фотодокументов и других матерналов, да-
ющих представление о масштабах и харак-
тере работ каждого из тгзтров—участников

смотра.
(ТАСС).

Началась эвакуация поляков
из Белоруссии

БАРАНОВИЧИ, 11 декабря. (ТАСС).
Сюда, кар и в другие города Белоруевии,
присыли представители Польского Кози-
тета Национального Освобождения для
эвакуации на родину польских граждан.
Йз Барановичей, Гродно, Стотбцов и Вол-
вовыска уже отправлены первые эше-
лоны. .

Много молодых патриотов. возвращаю-
щихся на родину, просит принять их в
ряды Польского Войска.

— Мы хотим, — говорят они, — пле-
чом к плечу с Краеной Армией бороться
за полное освобождение родной земти. за
окончательную победу над ненавиетной
гитлеровской Германией,

ских коммуникациях. Немцы еще

В

смотре принимают участие 9 коллективов,
большяя часть которых выступает на фрон-

залп по враже-
я сделал. 11 сентября
1941 года. Этот день навсегда врезалел
в мою памать, стал отправным пунктом
  всего дальнейшего боевого пути.

Той осенью наши торпедные
только начинали действовать на враже-

Первый торпедный
скому транспорту

катер

вох-
раняли свою самоуверенность. Распола-
гая такими надежными портами, как
Варде, Вадеэ, Киркенес и Петсамо, хо-
рошо оборудованными и защищенными
е моря, а также не ощутив еще всей си-
лы ударов Северного флота, гитлеровцы
He особенно заботились о безопасности
своих коммуникаций и 06 охране кара-
ванов. Североморцам—пионерам исноль-
зования ‘торпедных катеров в Баренцо-
вом море — вместе с нашиуи славными
полводниками довелось сбить спесь с
дагхого противника.

” Экийажи катеров с нетерпением. ожи-
дали каждого случая атаковать врага.
Чаконец такой случай выпал и на мою
долю. С вечера наша воздушная развед-
ка донеесла о движении немецкого кара-
вана из Киркенеса в Иётевамо. Тогда
еще не нрименялея метод  массирован-
вых и комбинированных ударов пб
врагу. На перехват конвоя была выела-
ва пара катеров. Мой катер шел вто-
рым, в кильватер головному.

Неемотря на сповойную погоду и хо-
polly видимоеть, мы незамеченными
‘подошли примерно на полкабельтова к
вражескому берегу в районе Цетеамо-фи-
орда, з потом повернули на вест и, дви-
гаясь влоль берега, начали поиск, Искать
пришлось недолго. Векоре мористее на
носовых курсовых углах` был обнаружен
вражеский караван в составе минонос-
ца, круцного транспорта и трех мор-
ских охотников. Мы застопорили мото-
ры, выжидая, пока караван выйдет на
курсовой угол, подходящий для атаки.

Первым в атажу на миноносец вышел
головной катер: Дав залп, он выпустил
ракету, стремясь (вероятно. по привыч-
ке мирното времени) предупредить меня
9 том, что торпеды вБиили, Однако этим
мы только обнаружили себя. Немцы за-
метили катера, ий мне пришлось выхо-
дить в атаку уже под огнем. 05’ектом

лля торпедирования я выбрал траяспорт

волоизмещением около 8.000 тонн.
Сблизившиеь с ним на дистанцию при-
мерно в два кабельтова, я дал залп и на-
чал отворачиваль. Уже на отходе я,
обернувшись, увидел на том месте, где
был немецкий — транспорт, большой
столб Черного дыма и пламени.
‚ Немецкие морские охотники еёмь ми-
нут преследовали мой катер, но безрезуль.
тално. Нопадание малокалиберного ена-
ряда в моторный отсек не помешало нам
благополучно вернуться в базу. г.
На первый взгляд атака прошла весь-

ма успешно: два катера потопили мино-^

носец и транспорт противника. не поне-
ся никаких потерь. Однако более глубо-
кий тактический разбор этой операции
BCKPHA ряд недостатков. характерных.
впрочем, почти для кажлой торнедной
атаки того. времени.

В чем же состояли эти недостатки?
Главный из них — неодновременный вы-
ход катеров в атаку. Веледствие этого
второй катер, как правило, терял основ-
нае преимущество торпедной атакя— внё-
запность и был вынужден прорываться к
цели сквозь огневую завесу вражеских
кораблей. Сильно мешало таже отсут
ствис связи. Правда, рации на вооруже-

нии катеров имелись, но мы использовали

их явно недостаточно. Это приводило к
тему, что цели перед атакой не расиреде-

лялись, корабли теряли друг друга при

возвращении в базу, и. наконец, это вы-
зывало даже такие нелепые действия, ках
применение ракет для сигнализации во
время атаки.

Современная атака торпедного катера
принципиально ничем не отличается от
наших первых атак в начале войны. Бак

и тогда, сейчас требуются решительное и

скрытное сближение с врагом, правильное

и быстрое — в считанные секунды —
(ТАСС).

Схема № 1.
решение торпедного треугольника,
и последующий отрыв от противника с
помощью различных методов поелезално-
вого мавеврирования. Однако самые тэх-
ника и тактика боя торпедных катеров 2
кораолями противника претерпели в ходе

зали

войны коренные изменения. То ново,

что внесли наши офицеры в тактику дей.

ствий этого класса кораблей, сделало со-
м е териедные катера грозной боевой
силой, способной в самой различной об-
становке обрушивать удары на вражеские
соединения и караваны, какие бы кораб-
ли ни входили в их состав.

Для того чтобы понять всю глубину
этих изменений, следует остановитьея на
некоторых особенностях северного теат-
ра. Баренцово море — бурное море. Его

метеорологическое состояние очень непо-
стоянно. Наиболее характерные проявале-

НИЯ заполярной погоды — туманы, снеж-
ные заряды, жестокие штормы, северное
сияние, полярный день и полярная ночь.
Ki этому следует добавить, что характер
побережья полуостровов Среднего и Ры-
бачьего не подходит лля базирования ко-
раблей. Отсутетвие бухт, удобных для
отстаивания от зимних норд-вестовых и
нордовых штормов и летних зюйд-весто-
вых и вестовых ветров, крутые скалистые
берега с многочисленными подводными
опасностями на подходах к ним делали
эти олижайитие к фроиту ик морским
коммуникациям врага территории почти
непригодными для использования в ин-

12 декабря 19447 г., вторник. № 292 (1859)

рпедные

<-
Дважды Герой Советского Союза
капитан-лейтенант
А. ЧАБАЛИН

©

тересах флота. Из-за резких метеорологи-
ческих изменений на тейтре наши катера
нередко попадали в такие положения, из
которых трудно выбраться даже большо-
ху мореходному кораблю. О о

В первый период боевых действий все
эти факторы отрицательно влияли на аг-
тивность ториедных катеров. В начале
войны мы, как правило, не выходили на
коммуникации противника в светлое вре-
мя и при наличии волнения на море. Но
так было только вначале. Боевая практи-
ка и требования войны повеля нас по дру.
гому пути, заставили пересмотреть старые
представления, найти новые приемы и ме-
толы, соответствующие сложившейся 0б-
становке. Вот несколько харохтерных
примеров тото, как протекал этот процесс.

Олнажды я вышел на перехват враже-
ского конвоя при состоянии моря 3 бал-
ла. Не успели мы дойти Xo берегов иро-
тивника, как ветер зюйд-вестового нан-
равления усилилея до 5—6 баллов, при-
чем сила его продолжала возрастать.
Прежде обычно при таком состоянии мо-
ря катера возвращались в базу. На этот
раз было решено продолжать поиск.
Векоре удалось обнаружить претивника.
Сильное волнение мешало развить обыч-
ную для атаки скорость. Пришлось выхо-
хить в атаку на малых холах. Я атаковал
и потопил два немец =
ких сторожевых ко?
рабля, после чего
направился в’.базу.
Обратный переход
происходил в Усло-

виях еще 60.256 °
CHIBHOTO шторма. -
Команде калера
пришлось проявить

всю свою морскую
выучку, етойкость ‘и
умение, чтобы 6xa-
тополучно ‘привести
корабль”. в пирсу.
Однако успех этой
атаки показал, что
штормовые условия
не являются непрео-
долимым ‹ препятет-
вием, & иногда, наоборот, могут содейст-
вовать успеху торпедной атаки.

_ Много неприятностей доставляли нам
туманы и снежные заряды. Трудность
обсервации, обледеневкие кораблей. ‘пло-
хая видимость — все это опаеноети, из-
вестные каждому опытному .североморцу.

В жестоких боях с врагом, обобщая и
изучая накопленный опыт, мы не только
научились преодолевать все эти трудно-
сти, но и часто использовали их для на-
несения мощных ударов по немецким Ko-
раблям. Баренцово море, бурнов и’ неук-
ротимое, было нередко нашим союзником
в борьбе с врагом.

Рост воинского мастерства катерников-
североморцев выразился не только в уме-
нии преодолевать природные трудноети.
Б копце концов этот рост привел нас к
новым тактическим приемам, к новым
методам борьбы. Торпедные катера стали
выходить наветречу немецким конвоям в
шторм и в туман, стали атаковывать ко-
рабли противника и в солнечные летние
дни и в темные полярные ночи. Ни. уси-
ленные эспорты, ни береговые батареи
немцев не останавливали’ нас на пути к
цели. Как правило, удары по пражеским
караванам стали массированными и ком-
синпрованными, Корабли выходили в ата:
ву волнами по нескольку катеров под
прикрытием дымовых завес. Их лействия
поддерживались и подкренлялись нашими
самолетами. Усовершенствовалась связь,

штаб начал управлять катерами, находя-

щимиея в море.

Был дан шировий простор илициативе
каждого офицера. Выросло умение ко-
мандиров управлять хатералеи, взаимо-
действовать с дру-
TUM силами, учает-
вующими в бою, по-
высилась точность
торпедных — залпов.
Из новой  боеной
техники  выжимали
все, что она могла
дать. Пулеметы и
‚пушки,  установлен-
ные на катере, ис-
пользовалиеь в нуж-
ных случаях и не-
мало содействовали
достижению общего
успеха,

Таковы были ус-

товия, в которых
протекала боевая
деятельность  офи-

церов-катернихов на Северном флоте

Из вевх приведенных мною торпедных
атак наиболее интересными и поучитель-
ными я считаю две, которые и постараюсь
cere подробнее.

одной из них (схема № 1) 6

развивались следующим tees. Meee
поступили сведения о движений Bpasmec-
кого конвоя вдоль северного побережья

арангер-фиорда. На перехват ого высла-
ли пару торпедных катеров. Мой катер
шел головным. Спокойная погода (ве-
ae Я 1 балл) и хорошая видимость (до
20 кабельтовых). значительно ускорили
ход операции. Выйля из базы, мы сразу
взали куре к вражескому берету, в точку
предполагаемой встречи: е кораблями npo-
ливника, Наши ожидания оправдализь
как нельзя лучше. На подходе к мысу
прямо по носу на дистанции примэрло 15
кабельтовых, мы обнаружили немецкий
караван в составе транспорта, танкера
сторожевого корабля и двух охотников

емцы также заметили нас, но приняли.
зероятно, за своих, так как огня не от.
крывали, а стали запрашивать позывные.
Я приказал боцману хублировать ратьв-
ром вс8, что будут передавать немцы.
Хитрость удалась. Пона`противняк раз-
оиралея в обстановке, мы развернулиеь в
строй уступа, сблизилиеь ©  караваном
п начали выходить в атаку. Только после
этого немцы зажгли прожекторы и откры-
ли по катерам беспорядочный огонь. _
‚ Своей целью-я выбрал-танкер, мой ве-

QiTIQAre vz

домый устремилея к транспорту, Па под:
ходе мы вели сосредоточенный огонь из
пулеметов по прожекторам, по палуба
зтакуемых кораблей. С короткой ди
станции я дал залп и стал OrBopas
чивать вправо, протягивая 38 ©000И ды
мовую завесу. Не прошло и полуминуты,
как танкер взлетел на воздух. Такая хо
участь постигла и транспорт. Поставив
дымовую завесу вдоль всего каравана, мы
скрылись за ней от преследования враяе-
ских охотников и благополучно вернулись
в базу. Весь бой, который привел к по-
топлению транспорта водоизмещением
4.000 тонн и танкера — 3.000 тона, про-
должался не более 5 минут.

Выволы из этой операции очевидны,
Усшех был достигнут благодаря тому, что
враг был застигнут враеплох и введея в
заблуждение световыми сигналами с кал
repos, Советские корабли удачно испол
зовали этот момент для сокращения диз
станции залпа и нанесения более точного
удара. Это же ‘обстоятельство привело к
тому, Что береговые батареи немцев con:
вем не открывали огня, беясь попасть в
свои корабли. Решительноеть, с которой
действовали наши , катера,  ошеломила
противника и обеспечила быстрое и удач:
ное завершение атаки. 134

Другая атака (схема 2 2) mpexoran.
ляет собой типичное завершение мяогих
поисковых операций. На этот раз мы па
имели никаких данных о движений вра4
жеских гараванов. С вечера катера выша
ли на коммуникации противника и нала
поиск. Двигалиеь вдоль берега по курсу
Петезмо-—_Кирненее-—Варде. Погода бл-

Схема № 2.

топриятствовала поиску: состояние м:
pa — до 8 баллов, видимость-—©коло 15
кабельтовых.

К середине ночи мы достигли устья
Бьек-фиорда и, ничего здесь`не обнару
жив, начали пересекать Варангер- фиорд,
направляясь к его северному побережью.
Встреча с противником произошла щие
мерно в центре Варангер-фиорда. Вначале
были обнаружены кание-то черные точая
на курсовых углах 30—40. Мы повер:
нули на эти точки, и векоре на расотояний
8 кабельтовых вырисовался немецкий ка:

раван в составе двух транспортов и двх )

сторожевых кораблей. Немедленно было
принято решение атаковать врага, и кач
fepa пошли на сближение с ним.

Но отношению к каравану мы находич
лись внутри фиорда. Немцы не ожидаля
нае © этой стороны, которую, естествеи
но, считали своим тылом (06 этом можно
судить по расположению эскортных 50+
раблей). Поэтому никакого огневого проч
тиводействия при выходе в атаку мы на
встретили, Я беспрепятственно подвел
свой катер к атакубмому транспорту на
короткую дистанцию и выпустил то
педы. Через несколько секунд сильный
взрыв потряс воздух. Вероятно, попада
ние было очень удачным, транспорт бук:
вально взлетел на воздух. так как после
взрыва на поверхности воды от него оста
тись только мелкие обломки. Лишь теперь
немецкие сторожевые корабли обнаружич
ли нае и открыли интенсивный огонь. Но
было уже поздно. Мы быстро поставлаи
дымовую завесу й скрылись за ней.

Главное положительное качество этой
атаки — неожиданность и опять-таки рез
пительность, с которой катера шли Ha
сближение с врагом. № недостаткам 6л6з
дует отнести срыв атаки второго катеря,
Ториедные аппараты на нем оказались
неибправными, и при залие торпеды ла
вышли из труб. С тем он и вернулся 004
ратно. Этот эпизод лишний раз подчерки“
вает, кзк важно всегда иметь свое оружие
в полной боевой готовности.
неисправность и недосмотр могут привез
сти к напрасному риску, а иногда ик
бесцельным жертвам.

Можно было бы привести еще несколь:
ко характерных эпизодов из практики
торпедных атак, но и сказанного доста“
точно для того, чтобы сделать иекоторыв
выводы ‘и дать несколько советов моло+
дым офицерам торпедных катеров.

Задача каждого командира катера 104
сле выхода на коммуникации противника
состоит в том, чтобы найти врага. 0бна
ружил конвой — узнай его состав, & 10+
том решительно иди на сближение и на
ходу ренай, какой об’ект следует атаки
вать, под каким куреовым углом подой-
ти к цели и с какой дистанции выпустить
торпеды. Подходить к цели старайся
скрытно, не торопись и не риекуй натрас+
но, но всегда помни, что основное преиз
мущество торпедной атаки — неожидан-
ность. Поэтому не теряй ни секунды и
никогла не отетупай от принятого реше
пия. ели есть возможность, при встрече
с противником прижмись к берегу и вы;
ходи в атаку с0 стороны берега, Таклх
способом легче добитьея внезапности и
проще прорваться к главным об’ектах
атаки. При необходимости максимально
используй огневую мощь своего катера,
но никогда не стреляй впустую, «для шу-
ма», или на больших хистанциях. Отходи
екрытно, в случае преследования манев-
рируи, ебивай противника с толку, им
райся быстрее оторваться от него, We
пользуй дымы.

самое главное в торпедной атаке —
это, конечно, творческая инициатива
командира, его умение быстро оценить
обстановку и принять правильнов peme-
ние. Невозможно дать рецетг на катлый
копкретный случай. В каждом бою па по:
мощь команлиру должны притти его опыт,
знанис своей боевой техники. его воин-
ское мастерство. Офицер, облалающий
такими качествами, всегда победит,

Северный флот:    ЗИ

Малейшая \