ee

ies

чай привет всем

12 декабря 1944 г., вторник. № 292 (1859):

ПЕРЕПИСКА СЕВЕРОМОРСКИХ

H THXOOKEAHCKHX NOJBOUHMKOB

}

Несколько лет назад знатный северо-
морен Григорий Щедрин, удостоенный
недавно звания Героя Советского Сотоза,
служил в Н-ском соединении подводных
лодок Тихоокеанского флота. Здесь его
хорошо знают, помнят и гордятся им.
Прошло уже три года, как капитан 2
ранга Щедрин воюет на Северном флоте.
Однако его переписка со своими старыми
сослуживцами и подчиненными не пре-
вращается. Щедрин регулярно информи-
рует их 0 свойх боевых уснехах, расска-
зывает, Бак он добивался своих побед,
присылает тихобкеанцам много советов
по экоплоатации материальной части.
Особенно оживленно  переписывается
т. Щедрин с флагманским механико» сое-
динения Пузановым и боцманом Н-екой
подводной лодки мичманом Геннадием
Хрящевым. Вот несколько ниеем.
«Спешу  поделитьея своилжи новостя-
ми, — пишет Григорий Шедрин Пузано-
ву. — Дела идут хорошо. На-днях
возвратилея из очередного похода, во
время которого снова отправил на дно
моря немецкий транспорт в четыре -тыся-
чи. тонн и тральщик. Итого за последнее
время потоплено четыре фанеистеких ко-
рабяя! Как видишь, держим высоко
честь подводников-тихоокезнцев. Коман-
да моей лодки получает по четвертому

` ордену. Меня представляют к пятой на-

граде. Постараемея оправдать оказанные
нам доверие и почет новыми победами
на море.

С таким личным еоставом, как мои
боевые орлы, можно творить чудеса. С
каждым днем я все больше ценю боевую
выучку наших подводников, приобретен-
ную еще на Тихом океане. hak oto Bee
пригодилось теперь! Привет от Ивана
Фомича Кучеренко. Он теперь катитан
2 ранга. Прошу передать от меня горя-
моим знакомым и
друзьям. Щедрин».

Перед Октябрьскими праздниками боц-
ман подлодки Геннадий Хрящев получил
от Щедрина такое письмо:

«ЗАравствуй, Геннадий. Письмо твое
получил. Большое спасибо. что не забы-
ваешь. Много норых друзей появилось у
меня за годы войны, но ‘старых я TOMS
никогда не забуду. Хороший был у нас
коалектив, дружный. С’ большой тенхо-
той вспоминаю я о нем. Каждый раз,
когда удается достигнуть новой победы,
хочется поделитьея © вами. Знаю ведь,
что победы экйпажа моей лодки особенно
радуют моих товарищей на Тихом one-
ane. Делюсь с тобой очередной новостью:
недавно возвратилиеь мы из большого
похода, во время которого утопили один
большегрузный транепорт и военный
корабль противника. Нашу лодку пред-
ставили к званию гвардейской. Сейчас
отдыхаем, чтобы с новыми силами выйти
в море на работу. Передай мой гордчий
привет всем знакомым, в том числе боц-
узну Володину, Шабле, Кузьме Дмитрие-
вичу Сычеву и другим. Иду писем, жму
руку. Щедрин».

«Благодарю 3a ваше письмо и при-
вет, — отвечает ему мичман Хрящев.—
Сердечно поздравляю вас и всех бойцов
вашего экипажа со вновь одержанной
победой над немецко-фашиестекими пира-
тами. Несколько слов о нашей жизни.
(-годовыми задачами справились услелт-

но, особенно выделилась БЧ-\. Больших.

успехов добился наш общий друг Н!аб-
ая, Много также поработали ваша быв-
шие сослуживцы Гуляков, Спириданов,

Рябой. Номанда у нае сплоченная, друж-

ная. Сейчас усиленно готовимся в зиме.
Механическая часть уже птироко развер-
нула ремонтные работы и показывает
ежедневно высокие показатели.  Гоиго-
рий Иванович, пишите нам сюда чаще,

вашими письмами интересуются все бой-
гы, старшины и офицеры соединения.
Мы всемерно стремнмся применять у ее-
бя ценный опыт, добытый вами в неод-
вократных боевых походах. Привет вам
от Сычева, Гулякова, Ронь, Шабли. Вын
Хрящев».

В своих письмах Герой Советского
Союза Щедрин описывает трудности, с
которыми встречаются подводники —
минные поля, сильные охранения кара-
ванов И т. д. ?

«Были случаи в последних атаках, —-
писал Шедрин Пузанову,—когда два-три
транспорта охранялись восемнадцатью—
двадцатью военными кораблями, которые
после выпуска торпеды сбрасывали на
лодку больше двухеот глубинных бомб».

Щедрин и его подчиненные присыла-
ют -тихоокеанским  подвелникам много
советов, ках ухаживать за материальной
частью зимой, чтобы в любую минуту
механизмы лойствовали, безотказно. Top-
педисты рассказывают 0б уходе о зимой
за торпедами и торпедными апнаратами,
трюмные, рулевые, артиллеристы — за
своими заведываниями,

Регулярную переписку ведут между
собой комсомольцы подводной лодки
Щедрина с комсемольцами-подводниками
ТОФ. Недавно они прислали письмо. в
котором рассказали, как комсомольская
организация помогает своему герою-
командиру добиватьел боевых успехов.

«Ё исторической дате Великого Октяб-
ря мы пришли с новымн победами, — ни-
шут североморцы. — В дни, когда войска
Карельского фронта и корабли Северного
флота вели бои за Неченгу, мы находи-
лись в море на коммуникациях врага. В
этом боевом походе экинаяж нашей лодки
потопил транспорт и тральщак против-.
ника. А всего мы потопили и серьезно
повредили 14 вражеских единиц. Мы
гордимся, что в среде комсомольской ор-
ганизации воспитались такие  замеча-
тельные боевые товарищи, как Игнатьев,
Левченко, Круглов, Новиков и другие.
Несмотря Ha сложность обстановки в
боевых походах, мы находим время для
повеедневной активной комеомельской
работы. Недавно у нас прошло собрание
по вопросу оказания помощи молодым
краснофлотнам в деле изучения слеци-
альноети. Комсомольцы оказали ажтив-
ную помощь командованию в организа-
ции и проведении трех конференций для
молодых краснофлотцев. Bee это позво-
лило молодым Комсомольцам Нущину,
Чаллыгииу, Козину сдать все зачеты по
специальноети. А в последнем походе
торпедисты комсомольцы Козин и Rym-
нир успешно справились со своими зада-
чами по ` приготовлению материальной
Части к бою и получили хороший отзыв
командования.  °

В свободное время в походе или на
стоянке в базе мы проводим занятия по
ЕНИГВ товарища Сталина <0 Великой
Отечественной войне Советского Союза»,
изучаем географию, читаем коллективно
художественную литералуру. Это номога-
ет нам разбираться в международной
обстановке и текущей политике. *За ус-
лешную работу по мобилизации комео-
мольцев на выполнение боевых задач
командования комсорг 0Оборин награж-
ден грамотой ЦЕ ВЛЕСМ, а члены бюро
Новиков и Николаевский — грамотами
Мурманского и Томекого обкомов комсо-
мола. Всё это достигнуто нами благодаря
помощи парторганизации и нашего про-
славленного командира капитана 2 ранга
Щедрина. Успехи не вокружат нам голо-
ву, да было бы и неправильно успокаи-
ваться на доетитнутом». :

Капитан И. НРАВЦОВ.

Тихоокеанский флот.

‚За тесное взаимодействие кафедр

Принцит взаимодействия различных
родов оружия, получивний уакое широ-
кое и плодотворяюе применение в эту
войну на фронте, может и должен найти
св отражение в учебно-воспитательном
процессе курсантов нашего училища,

Я имею в виду взаимную поддержку и
помощь, которые должны оказывать друг
другу различные кафедры, изучая и пе-
редазая курсантам опыт войны, Речь
идет при этом не только © специальных
военных кафедрах, но и о кафедрах общ?-
научных, и в первую очередь о кафедре
физики. ;

Для того, чтобы курсант усвоил осно-
Bil, #8 которых строятся и, по ввей ве-
роятности, будут строиться новые 96-
разцы, например, минно-ториедного ору-
ия, 06000 важное значение приобретают
разделы, имеющие непосредетвениое от
ношение к современному миностроению.
‚ Я нае, минеров, возникают в связи с
этим совершенно конкретные пожелания
и, если хотите, даже требования к физи-
kay,

Мне кажется, что в Высшем ордена
Теника Краснозваменном  Военно-Мор-
ох училище им. Фрунзе радиотехнику
нужно выделить из курса средств связи и
наблюдения и образовать специальную
кафедру элехтротехники и радиотехники.

Эта кафедра явится опорой не только для
минеров, но и для преподавателей других
специальных дисциплин,

На кафедре физики нужно развить
раздел «Электричество и магнитизм». В
курсе корабельной электротехники необ-
ходимо усилить раздел общей  электро-
техники, добиваясь того, чтобы куреант
тверже знал €6 основные положения,
чтобы она стала для него прикладной
наукой.

Долг платежом красен. Мы, в свою
очередь, доллны оказать помощь препо-
давателям кафедры физики. Им совер-
шенно Необходимо  ознакомитьея ©
принципами устройства современных мин
й их характерных приборов. Этб помо-
жет им сделать изложение курса более
целеустремленным, помня всегда 0 том,
что они закладывают фундамент, на ко-
тором вслед за ними станут возводить
здание преподаватели минно-торпедного
оружия, артиллерии, тактики, корабля-
вождения и т. д.

Все обучение курсантов, от начала и
до конца, будет пронизано тогда совре-
именными научными идеями, современным
военным опытом.

Инженер-капитан 1 ранга
Б, ФЕОДОСЬЕВ.

Веероссиское совещание

Вчера, 11 декабря, в Москве открылось
первое Всероссийское совешание, посвя-
Щенное эксплоатации и транспортному ©с-
воению малых рек.

С докладом о плане работ в 1945 году   работы. Осуществление этого плана поэзо-

‹ ВЫЮТуПил заместитель председателя Гос-
’ плана РСФСР тов. Хромов.
— Протяжение рек, которые пригодны

для целей транспорта, — сообщил доклад-
чик, — достигает 383 тысяч километров,
фактически же для судоходства использу“
ются только 102 тысячи километров  Пв
сравнению с автотранспортом перевозка
трузов по рекам обходится в. 8 раз дешев“
ле. В нынешнем году в Тамбовской, Сверл-
ловской и Горьковской областях, в Красно-
Ярском. крае и Татарии сделано многое для
освоения малых рек. В Тамбовской обла-
сти, например, «Шниистрой» превратился в
народную стройку, в которой участвуют все
колхозы приречных районов. Уже с весны
будущего года Цна станет судоходной на
протяжении 230 километроз. Откроется ре-
Гулярное пассажирское движение, в два
раза, возрастет тоннаж, мы

06 освоении малых рен

На будущий год намечены обширные ра-
боты — предстоят строительство несколь-
ких сот судов самохолного флота и барж об-
щим тоннажем в 40 тысяч тонн, значитель-
ные путевые, изыскательские и береговые

лит уже в ближайшее время освоить на ма“
лых реках несколько десятков тысяч кило-
метров волного пути,

Затем был заслушан доклад старшего
научного сотрудника Центрального научно-
исследовательского института Наркомреч-
флота тов. Матлина о методике освоения
малых рек. По проектам института ведется
шлюзование рек Цна, Ишим и лр. По окон-
пании работ по Ишиму, например,
будет ежегодно вывозить из глубинных
районов миллионы пудов хлеба и других
грузов. Разработаны типовые проекты стро-
ительства газоходов (судов, работающих на
местном топливе) и барж. На это строитель-
ство з 1945 году расходуется около 40 мил-
лионов рублей.

Сегодня совещание продолжается.

и

можно.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Действующий флот. На рейде.
Фото А. Межуева

Лекции о литературе

‘Рабочий день окончен. Со всех подраз-
делений к клубу части майора Карлинского
идут свободные ют вахты краснофлотцы,
старшины и офицеры. К 20 часам зал уже
полон. Лектор лейтенант оз развер-
тывает перед слушателями ка напря-
женной и яркой жизни верного сына Ро-
дины, — пихателя-бойца Николая  Oct-
ровского. Учитывая состав слушателей, в
основном молодежь, лейтенант Смирнов по-
дробно рассказывает о жизни Павла Кор-
чагина, о борьбе его могучего духа © тяже-
лым недугом, о поддержке, которую оказы-
вали ему комсомольцы, друзья и товарищи
по боям и работе в тылу.

Зная быт части, поведение многих из
сидящих в зале краснофлотцев и команди-
ров, лектор цитирует те места из книги

ровского, которые относятся к взаимо-
отношениям молодых советских людей меж-
ду собой, показывает нежную, трогатель-
ную дружбу Николая Островского с близ-
кой ему девушкой..

Двухчасовая лекция о жизни и творче-
слве Николая Островского была выслу-
шана с напряженным вниманием. Присутст-
вующие единодушно одобрили инйщиативу
комсомольской организации, проснли про-
‘водить такие лекции систематически. Идя
навстречу этим пожеланиям. партийная и
комсомольская организации через некоторое
время провели вторую лекцию--о жизни и
творчестве Горького. Послушать ее приш-
ло еще больше моряков. Многие красно-
флотцы, старшины и офицеры перед лекци-
ей еще раз познакомились с творчеством
великого писателя. Этим, видимо, и об’яс-

няется особенно. большая активность слу-  .
шателей, задавших многочисленные вопро-

сы об особенностях стиля Горького, его об-
\цественно-политической и литературной
деятельности.

Лекции о творчестве советских писате-
лей становятся в этой части одним из са-
мых популярных вдов проведения куль-
турного досуга личного состава.

П. СЕМЕНОВ. .

Действующий флот. ;

Новые зиспонаты Белорусского
музея Отечественной войны

МИНСК, И декабря; (ТАСС). В Бело-

русский государственный музей истории
Отечественной войны ирибыли новые экс-
понаты, отображающие злодеяния немецко-
фашистских захватчиков во время оккупа-
ции территории республики. Из деревни
Малый Тростенец. Минской области; где
находился гитлеровский лагерь, доставле-
на Печь, в которой немецкие палачи ежи-
гали трупы советских людей, бочка со <мо-
лой и зажигательные бомбы, служившие
немцам для растапливания кремационных
печей. ;

Из камеры-одиночки фашистской тюоь-
мы, размешавшейся в подвальном помеще-
нии Минского инктитута наролного хозяй-
ства, доставлены в музей ручные и ножные
кандалы, железные браслеты, в которые
были закованы заключенные. Нельзя без
волнения смотреть на дверь этой тюрьмы,
всю испешренную надписями  приговорен-
ных к смерти советских граждан. Каждая
из этих надписей — пламенный призыв к
борьбе с немецкими варварами,

По страницам
краснофлотских газет

** Старшина 1 статьи Сымпилов всегда был
страстным охотником. На войне он наузил-
ся стрелять без промаха и отлично приме-
вяет свое умепие на практике, причем
специализируется Сымпилов на истребле“
нии немецких снайперов. Недавно, выпол-
няя боевое задание, Сымпилов после дол-
гого и упорпого выслеживания подстерег
и одним. выстрелом убил фашистского
снайпера. Два других тотчас же открыла
огонь По моряку, еткими выстрелами
Сымпилов уничтожил и этих двух немецких
снайнероз («Вымпел»). .

** Во время боев за город Н. впереди на-
ступающих вместе с разведчикамя шли
моряки-саперы. Многие из них обнаружя:-
ли большую сноровку и высокое мастер

ство. Салдер-= старший краснофлотец Кра

Убнер обезврёлил более тысячи вражеских
мин и фугасов. Только за один день стар
ший краснофлотец Масляков. снял . более
четырехсот противопехотных мин  нажим-
ного действИя. В настоящее время саперам
поручена наводка мостоз и починка дофог.
На-днях бойцы лейтенанта Бахвалова ус
тавовили в одном месте, пловучий причал
(«Североморец»)..

** В части, где командиром т. Попов, по
инициативе коммунистов, регулярно про-
водятся технические конференции. При
участии офицера Волкова недавно прове
дены две такие конференции. На одной из
них с телефонистами разобрана тема
об источниках питания аппарата, на дру-
гой — радисты обсудили принципы работы
регенератизных приемников («Зенитчик»).

*» Катер, находившийся далеко.от жедез-
ной дороги, надо было во что бы то ни
стало за 10 суток доставить в порт. Коман-
дование поручило эту задачу главному
старшине Волошину и его помощникам Пе-
ревалову, Бронштейну и Власову. За 4 дня
катер был волоком на салазках прибукси-
рован к железной дороге. Затем моряки по-
грузили его Ha платфоому и досрочно до-

„ставила в порт. («На страже рубежей»).

на крохотной палубе, у самого

Катера поднималютея по Дунаю. Свет-
лый легкий осенний лень сменяется хма-
рью, туман обгрызает горизонт, на рав-
нины наетунают крутосклонные горы, по-
том снов» простираются ‘равнины, дни
лакапливаются в недели, & река беско-
нечна и даже до среднего течения еще да-
леко.

Нас не удивить ни шириной, ни дли-
ной рек. Царица всех европейских рек,
первенствующая, первоглавенетвующахя—
Волга. Но Волга — одна, единая от нача-
па до конца, от истоков до устья. Вол-
га — русская река..

Дунай начинается скромно, где-то сре-
ди склонов Шварнвальда, потом, крепчая
и набирая силы, он пререзает Баварию,
пересекает Аветрию, захватывает  кубо-
чек Чехословакии, врывается в Benr-
рию, течет по Югославии, делит Болга-
рию и Румынию; он проходит сквозь
горные стремнины, перескакивает поро-
ги, прорывается сквозь Железные Воро-
‘Ta, чтобы затем, после бега в две ‘с ноло-
виной тысячи километров,  примчатьея
в границе Советского Союза и покорно
отдаться Черному морю.

Через восемь стран проходит Дунай,
три столицы — Белград, Будапешт, Ве-
на —— гнездятся на его берегах. Дей-
ствительно, — необыкновенная pera,

Дожль и-векущий по- лицу ветер не
могут’ загнать Державина Павла Ивано-
вича в каюту. Да и то сказать — каюты
на бронекатере не таковы, чтобы там
можно было расположиться с чрезмер-
ным комфортом. Вапитан 2 ранга засте-
гивает верхнюю пуговицу реглана и раз-
мещает поудобнее свое довольно грузное
тело на походном стуле, что поставлен
ствола
орудия.

Знает Павел Иванович Черное море,
знает просторы Тихого океана, знает,
можно сказать, не только по горизонтали,
но и по вертикали (послужил в свое вре-
мя даже водолазом), а вот попал на реку,
на Дунай — и опять, гаяди, сколько но-
зого, интересного, неожиданного. А он,
видать, любепытен, товарищ Державин,
любознателен к жизни вообще, к жизни на
воде в особенности. Его веселые глаза
устремлены то на волну, то на горизонт,
то на один берег и другой, и кажетея, что
пи одна соломинка ие ускользнет от этих
острых глаз. —

Да и ухо нахо держать в этих местах
востро. Недавно Герой Советекого Cowsa
Державин прошел здесь в боем, прорыва-
яеь на своих катерах в тыл немцев, гро-
мя их и изгоняя. Но даже. еели враг нро-
тнан, осталиеь его мины. Немцы опускают
вниз по течению реки пловучие мины, ‘и
вообще на войне, как на войне.

`Горы с обеих сторон подетупают бли-
же и зажимают реку в тиски. Мы подхо-
дим к Железным Воротам.

— Гляди, что деластся!. — кричит
Державин, стараясь перекричать рев мо-
торов.

Даже тот, кто заранее осведомлен о 1е-
лезных Воротах, о быстроте течения В
этих местах, не может не удивиться. Один
водоворот за другим. Глубина здесь — до
75 метров. Вода кипит, как в котле. Из-
вестно, что для прохода судов через Hie-
лезные Ворота уже давно был сооружен
канал, отделенный от основного русла Ду-
ная высокой дамбой. По правому берегу
протянута железнодорожная колея, и в
конце ее мы видим паровоз. Вид у этого
паровоза уныло-безработный, но в мир-
ные времена он выполнял очень почетные
функции. О нем можно сказать, что это
настоящий речной паровоз. Даже в кана-
зе течение Такое сильное, что суда He
могли его благополучно преодолеть. И
вот паровоз впрягалея, как репинекие
бурлахи, в хямку и, продвигаясь по бере-
гу, тащил на буксире судно.

Наш катер, привыкитий к черпоморевой

волне, напрягает. все свой лошадиные си-
зы п одолевает метр за метром. Его трясет
й качает и сносит в сторону, но совет-
екий катер упорно идет вперед.

— Ну, и крутит, ну и крутит!.. — кри-
чит мне Державин таким веселым голо-
сом и с таким блеском глаз, будто ему
доставляет огромное удовольствие то, что,
несмотря на все людекие хитрости, сти-
хия остается такой мощной и опасной, п
то, что его маленький катер все же идет
и проходит.

ерез некоторое время, на самом пол-
хоте к Белграду, голубой Дунай, который,
котати сказать, желт в этих местах, как

:

_* Продолжение. См. «Красный Флот» ‘за
3 декабря.

Ги верой, которые сделали старое искон-

_М. ЧАРНЫЙ

ке

глина, угостил нас такой бурей, что иття
стало невозможно. С любопытетвом и неж-
ностью глядел Державин на свирепую ду-
найскую волну, на водяную пыль, поды-
мавнгуюся стеной в несколько метров вы-
соты, но, учитывая все и всякие обетоя-
тельства, приказал подойти к берегу ий
закрепиться понадежнее.

А берега здесь, пожалуй, еще интерес-
#ее, чем самый Дунай. На некотором про-
тяжении правый берег — югославский, ле-
вый — румынекий. Не всегда, легко про-
вести границу между государствами, еще
труднее — между народами. Здесь Ha ле-
вом дунайском берегу — настоящий пере-
крестов народов. Мне пришлось заноче-
вать однажды в одной румынской  дере-
вушке, недалено от Орсовы. Непрамотная
крестьянка, у которой мы остановились,
оказалось, говорит на четырех языках.
Сама она румынка, но напротив, через
Дунай, живут сербы, да и в самой деревне
немало сербов, поэтому естественно, что
она об’яеняетея по-сербоки. Но область
эта до первой мировой войны принадле-
жала Венгрии, & венгерские чиновники 3за-
ставляли румынских и славянских вре-
стьян говорить по-венгерски. Венгрия же,
как известно, входила в Австро-Венгрию,
и немецкий ‘язык был госуларетвенным,
официальным. Беда нриучила крестьянку
и к немецким вловам.

—На югославскую сторону меня доставил
маленький пароходик «<Наскаль». «Пас-
каль», который ничего общего не имеет
ни с наукой вообще, ни с математикой в
частности, приналлежит французскому об-
ществу и плавает под французским фла-
гом. Капитаном на нем низенький  тол-
стый добродушный человек по имени Нро-
коньевич Роман. Но происхождению он
украинец, гражданином является грече-
ским, живет в Румынии и плавает Ha
французском судне. Теперь он, выкапы-
вая из глубин памяти русские слова,
усиленно оперирует такими оборотами,
как <тамочка есть», «еблни  почал» и
демонстрирует беспредельное усердие.

Может ли советский человек без вол-
нения ступить на югославекую землю?
От Державина я слышал о первых мину-
тах наних воинов в освобожденном Бел-
граде, о палетических сценах, полных
глубокого значения, 0 людях, бро-
савшихся обнимать наших моряков, едва
они вышли из боя.

‚ Но сейчас я иду не в столицу, He B
город, овеянный славой страданий и борь-
бы, а в тихий югославский городок, ко-
торый и на карте-то кружком  ознален
не всегда, — в Владлово.

Когда-то у Еладово  пероправлялись
через Дунай русские войска, и было это
чуть ли не полтораста лететому назад, в
1809 году. Отряд Исаева. А еще раньше,
в 1773 году, у Ореовы  переправлялся
полковник Уваров. А суворовекие места
на Дунае... И, кажется, нет на веем ты-
сячеввретном Дунае места, не отмеченно-
го подвигом русского человека. Восто-
минание 00 этих подвигах жило в серд-
цах славянских людей Балкан и слива-
лось в интимнейшим чувством ‹родетва
и признательности в старшему русскому
брату, который с Волги и Днепра при-
ходил на Дунай, чтобы бороться © веко-
вым угнетателем славян.

Но прошлое затмили последние четыре
года неимоверных страданий югославско-
го народа, еще более неимоверной герой-
ческой борьбы, которая столь тееным об-
разом переплелась в борьбой советских
народов. Через тысячекилометровые про-
странства, через фронты и границы, че-
рез горы фаистекой лжи приходили в
Югославию  свёдения о боях под Mo-
сквой, в Севастополе ив Сталинграде. И
сердца партизан Тито воспламенялись
такой надеждой, такой благодарностью

ное чувство дружбы и родства с. Россией
основным чувством жизни югославского
народа. -

Первое, что мы видим, ветупив в улоч-
ку белых домиков Бладово, огромные
буквы, чуть ли не в половину дома: «Жи-
вио маршал Сталин! @ивио маршал Ти-
Tol»,

Потом встречаем грузовик, полный мо-
лолых людей, Они узнают в нас совет-
ских, мигом  соскакивают, окружают,
жмут руки, осыпают таким количеством
улыбок, дружеских воесклинаний, вепро-
вов, что теряешься в первый миг от не-
возможности ответить всем сразу. Это

HEI
’жими следами осколков, по узеньким тро-

От специального
Я. корреспондента
«Красного Флота»

летчики Народно-освободительной армии,
но воевали они до сих пор больше вив-.
товкой и штыком, летать им было не на
чем. Одеты в полувоенную форму, кому _
во что удалось, только красные звездьк

алеют на пилотках и шанках ночти у
всех и глаза горят ярче звезд.

Нас познакомили с офицером Милютин
Перишия. Большой, крупноголовый, ©
приветливым лицом и широкими жесталги
добродушного человека, он сразу же про-
изводит впечатление огромной внутренней
силы и какой-то светлой целеустремлен-
ноети. Неришич был офицером тюгослав=
ского королевекого флота и командовах
на Дунае монитором «Морава», когда нем=
цы совершили нападение на Югославию.
Силы были слишком неравны. Иечерпав
все средетва боя, Неришич взорвал мо-
нитор, а сам с верными людьми сошел.
на берег и стал пробираться через всю
охваченную огнем Югославию в Адриати-
ке. Там, в одном из югославских портов,
ему удалось попасть на подводную лод-
ку, оказавшуюся в руках патриотов. Цоя
носом у немцев лодка вышла в море, до-
бралась до Крита и Егинта. Из Вгипта
Милютин Периптич, проявив неугасимую
энергию и волю, через несколько экзоти-
ческих стран, не без приключений, сумех
достигнуть Москвы.

Вы читали в свое время © создании в
Советском Союзе югославской боевой ©
бригады. Одним из ее офицеров был Ми-
лютин Перишич. Он выступал по московы
скому радио, и его голос доходил до юго-
славских сел, до тайных приемников, в
которым, риекуя головой, прильнули дру-
зья, знакомые и незнакомые.

Я встретился © Перишичем через не-
сколько дней после того, как он вернул-
ся на родную землю Югославии. Человек,
прошедший через десятки смертельных
испытаний, выковавший свой характер и
спокойствие в годы жесточайших боев,
он, приближаясь к этим белым домикам
на родной земле, волновалея, как девупе-
ка.

— А вот; как попал сюда, — говорит
он мне удивленно, — так прошло... Не
знаю почему; и подумаль, правда, некогч
да... :

Вероятно, потому и прошло, что неч
когда. В настоящем воине чувство бит
вы, потребность битвы заглушает в ре-
шающий момент вее остальное. А Нериз
WHE Halle свою страну в разгаре 6053
родная благородная страна — в дымах и
руинах, в бесчисленных ранах. HN он
взяяея за работу с тем самоотверже-
нием, которое поглощает. человека We
ликем, бодрый, красивый,  окрылен
победой, теперь уже несомненной.

Где-то в деревне под Белградом он 9е=
тавил четыре года тому назад своих роч
дителей. И деревня эта уже освобожде-
на, & узнать, что еб стариками — живы
или нет, — не успел.

Мы идем по городу, мимо стен со све-

туарам, не епасающим от осенней грязи,
и не можем отделаться от впечатления,
что в широте этих улиц и виде этих бе-
лых домиков, и во всем облике городка и
его людей есть что-то очень знакомое,
близкое, нечто от бывигих уездных город-
ков где-нибудь на границе русских и у5-
раинеких губерний.

Центральная площадь. Большая, еще
не полностью оформленная постройками,
Слева — собор, справа весь угол площа-
ди занят большой оживленной, ` что-то
кричащей, что-то горячо обсуждающей
телпой. Это, оказывается, городское 605-
рание. Избирают члена окружного муни-
ципального органа. На балконе двухэтаж-
ного здания с большой вывеской «Апте-
ка».мы замечаем нескольких человек В
хаки, с нарукавными повязками. Это бой-
цы армии Тито, это президиум. Сначала
в общем шуме, в сбивающих один дру-
гой выкриках трудно проследить основ-
ное течение собрания. И  сопровождаю-
щий нас югославекий офицер с легкой
улыбкой извинения говорит о том, что
только на-днях освобожденные граждане
Владово еше не научилиеь проводить соб-
рания достаточно организованно. Но мы
понимаем их. Мы можем оценить нето-
средственность чувства этих людей и чи-
стоту их гражданской страсти.

Предложены две кандидатуры: одного
местного интеллигента, о котором гово-
рят, что он неплохой человек, но работал
и при немцах. Городская беднота выдви-
гает муниципального служащего Яковле-
вича, коммуниста, который при немцах

Окончание см. на 4-й стр.