_ Командир орудия

Батальон выдвигалел на иехолный ру-
беж. Сырой после недавнего дождя до-
рожный гравий приглушал звук шагов.
Издали доносился сухой треск. етанко-
вых пулеметов. Времевами небо ‘озаря-
‘лось дрожащим светлом ракет. Мерцающий
голубой свет вырывал из мрака расплыв-
чатые очертания  Грузных каменных
строений прусских хуторов.

Иван Жамхамбетов молча шагал возле
своей противотанковой пушки.

Толос комбата нарушил мысля Ивана,

— Пушки вперед, быть наготове, —
скомандовал он.

Теперь Жамхамбетов двигался первым
в колонне. Разведчики ушли вперед и
почти еразу же затерялись BO мраке.
Скоро в стороне раздались автоматные
очереди. Над самым 10сее вопыхнула,
рассыпалась_ ракета. Засада! И как бы в

подтверждение из темноты,  захлебы-
Basch, застрочиля пулеметы.
— В ow!

Не раз’ приходилось расчету гвархии
старшего сержанта Жамхамбетова в ходу
открывать огонь. И сейчас в одно мгно-
вение артиллеристы развернули и отце-
пили орудие от передка.

Снаряд за снарядом полетели туда, где
вепышки пулеметных очередей рассокли
темноту. Немцы замолчали,

..Эта ночь была насыщена события-
ми. Не успел батальон расположиться на
хуторе, как опять в стороне раздались
частые выстрелы, сменившиеея затем
шумом моторов..

— В ружье! послышалась команда.

Орудие Жамхамбетова находилось Ha
небольшой высотке, откуда можно было
держать под оботрелом перекресток до-
рог. Иван слышал, как приближается гул.
«Танки или машины?» — подумал он, В
это время ракета озарила небо, и он уви-
дел, как из-за придорожных деревьев вы-
скочили на открытое место два немецких
бронетранепортера. За ними — три гру-
зовых автомобиля © прицепленными 3u-
ниТохии автоматическими пушками. На-
водчик ударил из орудия по первому
бронетранспортеру. Мимо! Бронетранс-
портеры сразу же рванулись виефед,

— Эх ты! — с досадой бросил навод-
чику Мамхамбетов. .

— Праяцела не видно, товарищ: коман-
дир. Бил наугад.

Момент был упущен. Бронетранспорте-
ры, оставив , машины далеко позади,
скрылись .3a кобогором.  Жамхамбетов
молча отетранил ваводчика. Он восполь-
зовалел вепышкой новой ракеты, поймал
в прицех первую автомашину. Сиаряд
попал прямо в кабину. Малина останэ-
вилась. Ее сразу же охватило пламя, при
свете которого Жамхамбетов видел, ках
из кузова метнулиеь гитлеровцы. Они
бросились к пушке, стали ее разворачя-
вать. Но им не удалось еделать ни одно-
го выстрела. Очерелной снаряд разорвал-
ся рядом, и немцы кинулись Bpaccsri-
ную. Слелующими снарядами Жамхамо»-
тов подбил остальные машины,

— Нужно захватить пушки, — ay
мал он.

Иван схватил автомат и гранаты,

— Пантюхин, за мной! — крикнул.

он заряжающему.

Артиллеристы были уже возле ‘малеи-
ны, когда их вотретила автоматная оче-
оедь. Бил немец, притаившийся в кюве-
те. Взмах руки — и туда полетела гра-
ната. Жамхамбетов увидел поблизости
наших пехотинцев, которые с двух от)-
рон епешили к машинам. Он подекочил
к пушке. Та оказалась в полной исправ-
ности,

Знакомая конетрукция! Баларею ^та-
ких 27-миллиметровых зенитных автома-
тов захватил его полк еще под Караче-
вом. Тогда Жамхамбетов научился из них
стрелять.

—= Умеете  обращальея? — спросил
ето внезапно вынырнувший из темноты
‘гвардии старший лейтенант Харитонов.

— Так точно!

‚— Отцепляйте, пригодятся.

Ночь была нескончаемо длинной. Жам-
хамбетов расставил трофейные пумки на
высоте. Теперь у него была пелая бата-
рея. Забыв про уеталоеть, он ходил от
одной пушки х другой, показывая Пан-
тюхину, каж вести мз нях огонь, требо-

рвал от пехотинцев, чтобы они охорее пе-

ренеети боеприпасы из подбитых немец-
ких машин. И когда на рассвете в серой
пелене тумана показались цепи  гитле-
розвцев, он скомандовал:

— Огонь! — и вам вотал за трофей-
ную нушву. :

Капитан Н. СУХИН.

Действующая армия, 16 декабря, (Саец.
корр. ТАСС),

Стойкость артиплеристоз

Вражеская оборона была взломана.
`Эскадрон конников, нользуяеь тем; что
боевые порядки противника  смешатись,
по болоту проскочил в тыл неприятеля и
завязал бой. На помощь эскадрону поепе-
шилз батарея противотанковых пушек ка-
питана Засадкина.

Батерея была еще в пути; когда раз-
ведчики сообщили, что обнаружено екоп-
ление немецких танков и пехоты. Одно-
временно с трех направлений немцы бфо-
сили в контратаку пехотный полк и 12
танков. Кавалеристы завязали бой на од-
HOM направлении, парируя вражеские
удары © запада, Четырем противотанко-
вым пушкам, не успевшим подойти к по-
зициям конников. пришлось без всякого

тактику. Вначале они пускали вперед
танки, за которыми шла пехота. Теперь
танки были укрыты в засадах, & пехота
пошаа в атаку.

Командир батареи капитан Засадкин
распорядился оставить в раечетах по два
номера — наводчика и заряжающего.
Bee остальные взялись зь автоматы, во-
оружились гранатами, артиллериеты ва-
егли на земле. }

— Muoro ли танков у немцев? — за-
прашивал по радио командир полка,

— Осталось девять, но и те в кустах.
А пехота идет вперед. \

— Держуитесь еще полчаса, — отету-
кивал радист.

Батарейцы стреляли. из пушек, из ав-

Восстановительные работы в

КРАСНЫЙ ФЛО

Фото Б. Щейнива.

Севастополе.

78 ЛЕГ СОЗЕТСНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ

Торжественное заседание в Нолонном sane
Дома Союзов

Вчера, 16 декабря, в Колонном зале
Дома Союзов состоялось торжественное
заседание, посвященное 20-летию радио-
вещания в СССР. В заседании приняля
участие многочисленные  предотавители
общественности ‚ столицы,  стахановцы
московских предприятий, мастера ие-
вусств, работники науки и литературы,
офицеры и генералы Ерасной Армии. _

С докладом, посвященным 20-летию
советского радиовещания, выступил пред-
седатель Комитета по радиофикации и ра-
диовещанию при Совнаркоме СССР тов.
А. А. Пузин.

— Рождение советекого радиовещания

и его первые шагая, — подчеркнул тов.
Пузин, — оваязаны с именем Ленина. Но
инициативе Ленина, за его подписью был
принят ряд постановлений правительства
по вопросам радпюстроительетва.

Докладчик отметил большое значение
радио, особенно возросшее во время Оте-
чественной войны. Радио являлось почти
единственным  средетвом связи  населе-
ния оккупированных районов с Советекой
Родиной. В тылу врага сообщения
московских радиостанций переписыва-
лись от руки или печатались oT-
дельными листовками и широко распро-
странялиеь среди населения. р

Красноречивые цифры характеризуют
размах советекого радиовещания. Оно ве-
дется ежедневно более чем на 70 язывах
народов СССР и на 28 иностранных язы-
ках. Широко развернуто местное вещание.
Им охвачены 126 республиканских, крае-
вых и областных центров, более 2.000
районов. ;

Докладчик приводит данные, свидетель-
ствующие об огромной популярности 6©0-.
ветекого радио среди всех свободолюби-
вых народов мира. Во Франции в период
немецкой оккупации многие. подпольные
патриотические газеты ’пубтиковали в
каждом номере расписание советских ра-
диопередач. В Бельгии патриоты издава-
  ти ежедневную подпольную газету под.
  названием «Радио-Моеква», в которой

‘своем выступлении о том, ках растет и со-

публиковались материалы созетских ра-
диопередач.
Товоря о задачах советского радиове-
щания, тов. Пузин подчеркивает глав-
ное — улучшение качества вещания. ©
начала будущего года оно будет проходить
по двум программам одновременно. Зна-
чительно увеличивается 00’ем музыкаль-
ных, литературно-драмалических, научно-
популярных и других радиопередач. Серь-
езную работу предетоит, провести по ра-
диофикации колхозов, совхозов и МТС.
Недавно правительство приняло поста-
новаение о развитии проволочной радио-
фикации, воторое предусматривает увели-
чение до октября 1945 года радиослуша-
тельской сети на 1 миллион репродувто-
в;
Pe Партия и правительство, товарищ
Сталин уделяют большое внимание воп-
росам радиовещания. Уже во время вой-
ны принят ряд постановлений об укрепле-
нии малериально-технической базы радио-
вещания, о восстановлении вещания в 0с-
вобожденных OT немецких оккупантов
районах. Задача работников радиовеща-
BHA состоит в том, — подчеркивает тов.
Пузин\-чтобы использовать все возмож-
ности, предоставляемые государством,
для того чтобы сделать советское радио-
вещание еще более мощным средством
политического воспитания и веесторон-
ne культурного развития трудящихея.
аместитель народного комиссара свя-
зи СССР тов. Фортушенко рассказал в

вершенствуется советская радиотехника,

способствующая‘ успехам радиовещания.
Участники торжественного заседания с

большим воодушевлением, под горячие

долго не смолкаемые аплодисменты при-

няли приветствие товарищу Сталину.

у хх

. Поеле торжественного заседания 600-
стоялся большой концерт, в котором при-
няли участие концертные коллективы —
солисты Всесоюзного радиокомитета, ма-
etepa искубств-—артисты театров Москвы.

17 декабр

ела ЕО

1944 г., воскресенье. № 297 (1864)

Песант на остров

После изгнания немецеих захвалчи-
ков с южного @ cenepHore побережья

Финского залива перед .Частями ЛЧенин-

градекого

фронта и Браснознаменным
Балтийским флотом была поставлена за-
дача очистить о от врага / острова Мооя-
зундекого архипелага, остававшиеся еще
в его руках.

Для участия в операции по очищению
островов были использованы корабли,
которые должны были поддержать  вы-
садку десантов своей артиллерией, и вию-
уогательные суда; На последние -возла-
галась задача перебросить на острова су-
хопутные войска и, ‚непрерывно  попол-
няя высаливииеся части, ‚ бесперебойно
снабжать их ‘босприпаами и продо-
вольствием, помочь тем самым захренле-
нию досанта на берегу.

Преодоление сильной ‘обороны, ¢03-
данной противником на островах, 0C0-
бенно на Сарема, требовало точно расечи-
танных влозалных ударов. Этому 0-
ванию подчинялась вся организация под-
готовки сил к операции, Именно скрыт-,

чаеть задачи, постозлениая Wepex yop.
оким командованием, была выподнена пои.
HOCTBIO.

И orkarsrBaach 04 yrapar
пазших войск, укрылея за заранее прит.
товленные на полуострове Сырве рубежи,
густо заминировал подходы в трудноти.
ходимому узкому перешейку, стянул т.
да все огневые средств и мизую сил,
Чтобы выбить противника © такого сит,
но укрепленного рубежа, необходимо бы.
ло высадкой десанта в глубине ero ofepo.
ны дезортанизовать врага.

Наше командование стявуло в район
порта Роомасаари десантные  средети,
ередства прикрытия и десантные части,
Раз’яснив участникам операции задачу,
командование распределило стрелковые 1
артиллерийско-минометные подразделения
по кораблям. Ночью отряд под общих
командованием капитана 1 ‘ранга 01,
ника, имея ведущую группу, пох руковод-
ством офицеров. Алексеева и Костылева,
направился в район деревни Винтри (см,
схему), Сплошной туман и ветер силою

ность сосрехоточения, смелые и дерзкие

действия десантных частей позволили в
короткие сроки очистить от противника

острова Осмусаар, Bopucucaap ma Муху.
Через несколько дней наши части 0CBO-
бодили Даго. Оставалось очистить 06-
новной остров архипелага — Сарема.
Эта операция была наиболее  труд-
вой, На остров были стануты  значи-
тельные силы врага.  Германекое
командование, как показали пленные,
приказало любой ценой удержаль Сарема,
контролирующий выход из Рижекого 3а-

‚ лива, с побережья которого через Ирбен-

РР Е

‚ ский пролив немцы проводили

эвакуа-
цию войск и ценных материалов. :

Таким образом, для обеих сторон остров
приобретал важнейшее значение. Именно
этим и об’яеняютея те упорные, ожесто-
ченные бои, которые разгорелиеь здесь.
Разберем ход десантной операции по за-
хвату острова Capema,

Накануне операжии перед группой ва-
серов, дёсантных средств и вопомогатель-
ных судов соединения ‘была поставлена
задача выбросить на северную -оконеч--
ность острова в район гавани Талику де-

до 5 баллов чрезвычайно устожнили пер,
ход кораблей морем. Трудность увеличи-
валась еще и тем, что подходы к беру
прегражхалиеь каменными грядами, не
указанными на карте. Проход между эти.
ми камнями кораблям пришлось искать,
уже находясь в непосредственной бл.
сти от противника. Несмотря нё такие ти.
желые условия, корабли благополучно
прорвались к намеченному району и вы.
сахжили десант точно в намеченном месть,

Действуя емело и находчиво, моряк
сломили огневое сопротивление протизни-
ка, облегчили десантным частям выпол.
нение их задачи. Поддерживая десзитни-
ков, двигающихся на соединение с основ.
ной груштировкой войск, наступающей з
северной части полуострова,  корэбли
энергично вели огневую дуэль е. артилае-
рией и минометами противника. Когда 34.
дача была уже выполнена и наш ropat.
ли после высадьм десанта уже вы.
ходили из зоны артиллерийского or.
ня А батарей, немцы бро.
ли в бой свои морские силы, В частности,
нашей группе пришлось  ветретиться ‹
большим отрядом — до 15 вымпелов —

сант с таким расчетом, чтобы высадка на-   быстроходных десантных барж, Несмотря

чатась на рассвете.
этой задачей строились и все

В соответствии - с на большое численное превосходство про-
оператив-   тивника, наши калера вступили в бойв

ные и тактические расчеты, разрабатыва-   потопили одну десантную баржу, & неко-

{

прикрытия самостоятельно as на   томатов и винтовок, отбивались deg pal Ee:
двух других направлениях. Две пушки   ми. Трудно сказать, кто проявлял боль-
повернули дула на ют, две — на север.   ший героизм. Назодчак младший cep- : колхозники ЧТУТ ПАМЯТЬ ЗЕМЛЯКА-ГЕРОЯ

Артиллеристы вели бесперебойный   тант Григорий Серба перевязывал себе ЧИМКЕНТ. 18 декабря, (ТАСС). В 5оях   Молдабай, предложил построить самолет   Ч&6ь схема связи на переход. До каждого   торым другим нанесли повреждения. Вез

смертью храбрых   для Красной Армии. Тут же было собрано   командира корабля и группы заранее бы-   налти корабли благополучно возвратились

огень, то и дело меняли позиции, с®зда-
вая видимость насыщенности рубежа по
крайней мере добрым десятком пушек.
Батарея заняла позиции на выгодной
высоте, позволявшей просматривать ок-
ружающую местноеть. Ее огонь был ме-
ток. Пять немецких танков попытались
двинуться напролом. но один был по-

уже шестую рану, но от пушки не ото-
тел. Ему помогал рядовой Иващенко.
Пушка продолжала жить. ибо Иващенко
работал за весь расчет. Так сражались
BCE.

Враг был отброшен.
В. ШИЛНИН.

Действующая армия, 16 декабря. (Спец.

под городом Сандомир
  пал верный сын казахского народа Герой
Советского Союза Ерансабай Молдабаев.
Недавно на‘роличу героя, в сельхозартель
имени Тельмана. Чимкентского района, при-
шло письмо. Бобвые товарищи Ерансабая
рассказывают о его героизме и призывают
колхозников усилить помошь фронту. Кол-
хозники  горячо откликнулись на этот

10 тысяч рублей. Примеру земляков героя
последовали все колхозники района. За ко-
роткий срок на строительство истребителя
имени Ерансабая . Молдабаева . поступило
134 тысячи рублей

Колхозники окружили заботой семью ге-
роя. Правление артели выделило ей хо-
рошую квартиру, дало корову, снабдило
продуктами.

ла доведена его задача, рассказано,

kak

действовать в той или иной обетановке.

Ночью отряд кораблей, имея на борту

пехотные части, двумя группами двинул-
ся к месту высадки. В первый бросок вхо-
дили быстроходные ватера, имеющие на
борту группу разграждения, во второй —

в базу.

Накопив уже значительный опыт в пре-
хыдущих дебантных операциях, красно-
флотцы, отаршины и офицеры катеров
проявили в борьбе ва освобождение Саре-
ма немало отваги, находчивости и боевой
инициативы. Своими дерзкими и стреми-

корр. ТАСС). -

ТЕ Е Ее

призыв. Отец Ерансабая, б0-летвий  чабач тихоходные корабли более крупные по, во-

SSUES OT доизмещению, на которых разместились
основные силы десанта с вооружением и
снаряжением.

Посадка войск и погрузка техники на-
чалась за несколько часов до выхода з опе-
рацию. Закончив Погрузку, тихоходные ко-
рабли в соответствии с плановой таблицей
двинулись в.месту высадки с таким рас-

тельными. . действиями OHM оказали
существенную помощь частям, срыкаю-
щимся на суше, обеспечивая и облегчая
ах продвижение вперед. Катер» в любую
погоду перевозили для войск все необхо.
димое, буксировали тяжелые понтоны с
орудиями и мантинами, подкреплением и
припасами. Несмотря на осеннюю штр-
мовую погоду, ожесточенное сопротивле-

дожжен, два подбиты, и немцы изменили

See

SES Paes SESS fe en ee

низовать на каждом корабле при прове-
лении отрядного учения, то этим вамым
будут созданы уеловия для тренировки
зфицерского состава 10 совместному
плаванию в сложной обстановке.
_Чичный состав сталкивастся: в бою с

изучать повседневно и не считать их не-
зыблемыми. ;

Ворабль меняет показатели скорости,
например, в результате рбрастания кор-
пуса, изменения водоизмещения и других.

’ причин. Непостоянной величиной яв-

Некоторые выводы из опыта
о боевой подготовки

Большинство флотеких офицеров уме-
о руБоводит учебой, боевой подготовкой
подчиненных. Однако чаходятел отдель-
ные офицеры, которые считают, что раз
успетино проходят боевые операции, то
все возможности боевой подготовки ис-
черпаны, что личный состав учить уже
больше нечему. Так, офицер М. на одном
из совещаний высказал мнение, что б0е-
вая подготовка должна  свертыватьсл.
Свое заявление он мотивировал тем, что
личный <остав три года участвует в бое-
вых операциях, что предложенная про-
грамма боевой подготовки пройдена, что
офицерекий состав «обстрелян» и т. д.

Мотивы совершенно неосновалельные и
мнение вредное.
Люди, предпочитающие  ховольство-

ваться достигнутыми результатами бое-
вой подготовки, становятся на очень
опасный путь. Нельзя не замечать у60-
вершенствования техники, новых средств
борьбы на море, изменений в тактике,
уеложнившихея условий проведения опе-
раций, т. в. не замечать всего нового, что
дает опыт боевых действий. Война тре-
бут постоянной тренировки всего  лич-
ного состава корабля, непрерывного со-
вершенетвования его навыков и знаний.
Задача состоит в том, чтобы боевую под-
готовку организовать умело и правильно,
в соответствии с опытом боевых дейст-
ВИЙ. К

В программах и в формах боевой под-
готовки должен отражатьел диференци-
рованный подход к экипажам кораблей.
Подразделения, вновь формируемые или
имевшие большой перерыв в боевой под-
готовке, получают один 0б’ем задач, од-
ну форму проведения занятий м учений;
подразделения же с хорошо слаженной
организацией, освоившие технику. yc-
пешно участвующие в боях, должны,
естественно, по-иному проходить курс
боевой подготовки и применять иные
формы. В первом случае обычно пользу-
ются существующими программами и pe-
хоменхованными формами боевой подго-
товки; во второе случае преимуществен-

но используют  оперативно-тавтические
темы, ‹ поставленные  командованиех.
Здесь полезна широкая инициатива руко-
водителя боевой подготовки: какие 3a-
дачи ‘следует отработать, в какой после-
довательности и Kak методически их
преподать. i

В подразделение офицера Николь-
ското пришел новый личный состав, по-
ступила новая техника. Командование
поставиле задачу — в течение двух не-
дель освоить ее. Никольский чэбрал ме-
тод коллективной подготовки, организо-
вал двухнедельные курсы по изучению
техники и ее использованию. Были выде-
лены наиболее подготовленные руковохи-
тели, организовано несколько групп. Teo-
ретическая учеба на сборах и практиче-
ская подготовка на катерах закончились
в вроку. Люди хорошо освоили мате-
риальную часть, корабли одновременно
вступили в число действующих. Ни-
кольский правильно учел, что в данной
обетановке метод групповых занятий со-
кратит количество нужной для трениров-
ки техники, а обмен коллективным опы-

том будет  способетзевать ускоренному
освоению эксплоатация самых сложных
механизмов.

Этот пример подтверждает, что в б06-
вой подготовке He следует придержи-
аться какого-либо шаблона Рекомен-
дуемые разнообразные способы учебы
следует применять в зависимости от 0б-
становки. Чем выше выучка личного с0-
состава, тем более сложные боевые задачи
ему даются. Следовательно, для их ye-
пенного выполнения опять-таки долж-
на проводиться подготовка.

При раючете использования, кораблей в
операции были приняты цифровые дан-
ные из практического формуляра, при-
мерно, трехлетней давности. Раечет дал
положительные результаты. но учение
выявило несостоятельноеть выбранных и
неоткорректированных цифр. Этот  cxy-
чай натолкнул на ‘мысль, UFO тактеко-
технические свойства кораблей следует

ляется и расход топлива, зависящий от
многих. обстоятельств — от состояния
техники, от умения личного состава ис-
пользовать эту технику, от нагрузок Ha
корабль ит. д. ит. п. Следовательно, не-
постоянной является и дальность  ила-
вания корабля. Такие важные характери-
стики корабля, ках остойчивость и залас
пловучести, также колеблются из-за из-
менений водоизмещения и нагрузки ко-
рабля. Меняется ‘также характеристика
  работы отдельных механизмов.

Веё это лишний раз подтверждает яе-
обходимость глубокого, повеедневного из-
учения тактико-технических свойств кд-
рабля. Изучая их, не следует отраничи-
ваться фиксацией полученных данных.
Необходимо эти данные проанализиро-
вать, найти причины их изменений и ме-
ры к повышению  тактико-технических
свойств, или хотя бы к восстановлению
тех, что были получены на слаточных иб-
пытаниях после постройки или последне-
го капитального ремонта корабля. Такие
проверки рекомендуется проводить
один-два раза в год. К ним должны быть
подготовлены материальная часть и лич-
ный состав, расставлены измерительные
приборы ит. д.

Подготавливаясь к операции, коман-
дир крейсера Н. условия тренировочных
учений максимально приблизил к боевой
действительности. В учении участвовали
Bee боевые части, обстановка на корабле
усложнялась имитированием отдельных
эпизодов боя. Люди учились эффективно
использоваль технику и оружие в елож-
ных условиях. Нрактика показала; что
легко можно имитировать разрушения
корпуса, повреждения технических
средетв, пожары, затопление помещений
ит. д.

Проведенное таким образом учение
позволило изучить тактико-технические
свойства дорабля в несколько. необычной
обстановке. Люди выяенили, как рабо-
тают механизмы при кроле, уточнили
время, необходимое для экстренного при-
готовления к походу, приобрели ря щен-

ных знаний, Если подобное учение орга-

различпыми неожиханностяма: звнезалное
повреждение механизмов и устройетв, по-
ступление воды в отсеки, утечха масла из.
подшипников, пожар, появление дыма и
т. д. ЛЮюэтому целесообразно организо-
вать такие занятия, на которых решались
бы неизвестные заранее по времени, мее-
туи 06’6му задачи. Такой метод обучения
воспитывает в личяом составе ` епособ-
ность не теряться ни при каких условиях.

Эти учения требуют ет руководителей

специальной подготовки. В плане следует
предусмотреть обеспечение  безопаености
имитации. Надо поручить опытным епе-
циалистам наблюлевие за действиями ис-
полнителей. Эти же специалисты обяза-
ны, в случае надобности, подправлять дей.
ствия исполнителей, Натример, на эсмин-
це Н., проводя весьма несложные aBa-
рийные ученил, не предусмотрели воз-
можных упущений и при имитации по-
ступления воды в отсек фактически зало-
пили ето.
/ Важный участок боевой подготовки —
умение использовать технику в различ-
ных сложных условиях. Сюда относятся
изучение запасов пловучести, элементов
остойчивости, возможности работы меха-
низмов при наличии местных поврежде-
HUM, управление кораблем при выходе из
строя рулевого устройства и заклинении
руля, при выходе из етроя главных меха-
низмов и т. д, Эту кропотливую, но нуж-
ную работу полезно проводить повседнев-
HO,

Война показала, что кораблю прихо-
дител иногда решать неевойственные ему
задачи. * Командир корабля должен знать
и эти возможности,

Мы привели здесь неполный перечень
задач, которые следует отрабатывать до-
полнительно к программным темам. И
вели руководитель боевой подготовки по-
смотрит на свой корабль или подразделе-
ние с этой точки зрения, то никогда ве
сделает вывода, что вся тематика занятий
исчерпана и учить и учиться уже нечему.

Инженер-капитан 1 ранга
Б. КРАСИКОВ.

стелях. Таким образом, когда

четом, чтобы за темное время еуток по-
врыть все рахетояние, отделявшее бухту
отхода от точки высадки. Быстроходные
калера вышли позднее,

нтобы в пути
оботнать тихоходные корабли и на 30 ми-
нут раньше подойти к острову.

Точно в пазизчениое время отряд бы-

строходных катеров под командованием
Героя Советокого Союза гвардии капитана
3 ранга Гуманенко и гвардии капитан-
лейтенанта Ярошевевого высадил группу

разграждения, которая быетро очистила и

закрепила” плацдарм. Через тридцать ми-

нут подошли 8 ut которыми командо-
вал. капитан 3 ранга Резниченко. и
основные силы десанта. Иеххэд Kopad-
лей к месту высадки был совершен екрыт-
но. Этим и об’яеняется то, что первый
бросок десанта вотретил вначале слабое
сопротивление противника. 0 внезанао-
сти можно судить хотя бы по тому, что.

наши десантники захватили часть при-

слуги немецких огневых средств еще в по-
основные
силы подошли к обтрову, плацдарм был
уже подготовлен, на нем было сосредо-

точено достаточно сил для решительного

наступления.

Личный состав всех  высадочных
средетв и кораблей поддержки вел себя
мужественно, действовал энергично и
инициативно, личным примером  вооду-
шезвлял десантников на решительный
штурм вражеских укреплений. Несмотря
на очень неблагоприятные навигацион.
пые условия и сильные штормы, корабля
первого и второго эшелонов ни на мину-

ту не прекралцали своей работы, беепере-

бойно снабжали десантников техникой,
снаряжением, перевозили подкрепления,
быстро эвакуировали раненых. Имея все
необходимое, десантные части ломали ук-
репления врага, настойчиво продвигались
в глубину острова. . *

Через два дня-после высадки первого
броска наши части освободили от немец-
ких захватчиков основной город и порт
острова Куресаре. Фронт подошел к полу-
9строву Сырве. Таким образом первая

ние противника, подвергавшего корабли
яростному обетрелу е берега и специаль-
но подтянутых кораблей, личный состав
катеров соединения контр-эдмиралов Сзя-
това, Кулешова, Юрковекого, капитанов
1 ранга Гуськова и Олейника отлично вы-
полнил свои задачи,
В этдх операциях особенно  отличи.
лись экипажи катеров, которыми командо-
вал лейтенант Алексеев. Катерь глазного
старшины Панфилова, старшин 1 статы
Замашизна и Темникова больше других
совершили рейсов с войсками. В иные
дни они по четыре— пять часов находи-
лись в районе обстрела. На катере Темнт-
вова после высадки десанта взрывной
волной вывело из строя руль, корабль по-
терял управление. Фбетановка cost
лась для корабля почти  безвыхох.
чая. Немецкие снаряды густо 29.
жились вокруг катера. Кроме того,
к мосту аварии подходили вражеские бы-
строходные десантные баржи. Чтобы спа-
сти свой корабль, моторист Туницын 670-
сился в воду и, ухватившись за поломан-
ный руль, своим телом заменил его пер,
В течение пяти минут командир катера
управлялся с помощью такого живого
«руля», но все же сумел выйти из района
обстрела. Когда опасность ‘уменьшилась
моряки, оторвав паелу. изготовали UMIp0-
визированный руль и благополучно вёр-
нулись в базу. В этой операции кар
Темникова получил 28 пробоин, но на сле-
дующий же день снова вышел в море.
Опыт боев, проведенных за остров Са1е-
\а, позволяет сделать следующие выводы:
при планировании десантной операция
необходимо предварительно производить
тщательную разведку обороны противнига
и особенно подходов к району высадки,
Огромное значение в таких операциях
имеет организация взаимодействия Beer
родов войск, участвующих в бою. Имени
это — четкое взаимодействие — позволи-
ло добиться успеха сравнительно малыми
силами и в минимальными потерями.

Калитан 3 ранга В. БОЛЬШАКОВ.
Краснознаменный Балтийский флот.