att

Четверг, 15 ноября 1945 г., № 19 (520)

Битва за Москву
в народном
творчестве

Великие исторические события, проих-
ходившие на нашей земле, всегда находи-
ли глубокое отражение в народном твор-
цестве. В былинах, песнях, сказках, ио-
товорках талантливый русский народ из-
лагал свои думы, чувства и чаяния.

С первых дней великой исторической
битвы за Москву, осенью 1941 года в
народе начали слагатьея песни, частуш-
ки, поговорки. Их авторами были крас-
ноармейцы, офицеры и жители Подмо-
сковья. Нам выпала честь в это время
находиться на одном из дальних южных
подступов вк Москве — в городе Серпу-
хове. Немпы обстреливали его из орудий,
бомбардировати < самолетов,  разруша-
ли дома и промыныенные предприятия.
На кладбищах увеличивалось  чиело
братоких могил, где хоронили пазпеих в
бою воинов и мирных  жителей——жертв
фалиетеких воздушных налетов. Но город
храбро обороняти доблестные полки Rpac-
ной Армии. Бойпам помогали  фабочие,
колхозники, интеллитенция. И в этой тя-
желой обстановке рождались и бодро зву-
чали поговорки, песни, частушки, отра-
жавшие стойкость, мужество и неприми-
римоеть защитников столицы, их  несо-
крушимую веру в победу.

Номцы кричали, что они берут Москву
в клещи. В ответ на это среди красноар-
мейцев распространилиеь потоворюи: «На-
ши клещи будут немецких похлеще»,
«Хотят фашисты в Москве отдыхать, &
прилется им в полях подыхать».

А сколько песен было сложено в дни
подмосковных сражений. От них веяло
хгучей ненавистью к врагам и уверен-
ностью в побеле. На некоторых участках
фронта фашисты близко подошли к Мо-
expe. Немецкие генералы  хвастали,
чт рассматривают столицу в би-
нокль. Но советские артиллеристы в это
время бодро напевали свою любимую
песнь, как «с завода двигалась «Катюша»
по зефальту глалкому на Фронт».

Заканчивалась эта песня  предсказа-
нием той участи, которую разделили не-
мепкне «непобелимые» вояки:

Гады вспомнят русскую «Катющу»,

Мир услышит, как она поет,

Из фашистов выколотит дупти,

А орел их кости разнесет.

Пехотинцы исполняли свою любимую
«тармонь» на мотив популярной песни о
трех танкистах:

Запой, товарищ, нашу боевую!

Пусть сердие задрожит в лад нежным
3 голосам!

Слоем, ребята, песенку такую,

Какой еше не слушали леса!

Длинна дорога наша, но co славой,

А Сталин нам указывает путь.

И в трудный час для дела на забавы

Ты не забудь гармошку растянуть,

Чтоб песни чудодействечная сила

Напомнила в решающем бою

О Родине, что нас благослсевила,

О дезушке, которую люблю.

Любити на южном участке фоонта во
время обороны Москвы песни: «Не птуми
TH, берза». «Дазай закурим», сатириче-

екие тгомансы” про вранье Геббельса.
Bee ози были услышаны нами Ha

отнох лишь участке фронта, в Чаетях ге-
нерал-лейтенанта Захаркина.

В селениях, рабочих поселках, городах
о героических битвах в Подмосковье и
сейчае из уст в уста перелаютея песни,
частушки, поговорки, сказки.

Наши комсомольские  ортанизации,
школы, литературные факультеты инети-
тутов слелают большой вклад в культу-
ру, если ортанизуют работу по ¢compa-
нию произведений народного творчества.

г. Серпухов.

Г. КРЫМОВ.

Дм =д——о

ПРИЕЗД В МОСКВУ
ИЕГУДИ МЕНУХИНА

14 ноября в Москву прибыл знамени-
тый американский скрипач Иегуди Мену-
хин. На Центральном аэродроме И. Мену-
хина встречали зав. американским отде-
лом ВОКС М. В. Урнов, начальник Глав-
ного управления музыкальных учреждений
Комитета по ‚делам искусбв при Сов-
наркоме СССР В. М. Сурин, Давид Ой-
страх, Г. В. Баринова, Г. М. Шнеерсон,
директор филармонии В. А. Власов.

oul

Иван Михайлович Сеченов — великий
русский  ученый-естествоиспытатель. Он
работал в ‹амой трудной области естест-

вознания — изучал процессы сознания,
законы психической деятельности Чело-
века.

Иван Михайлович поднял на небывалую
высоту учение. о высшей нервной деятель-
ности. Он был страстным борном за на-
учное материалистическое мировоззрение.

Сеченоз не только физиолог, но и фи-
лософ. Его привлекает теория познания, ее
значение для науки и, как он сам гово-
рил, «интересе для всякого мыслящего
человека».

«Не любопытею ли в самом деле знать, —
пишет он в известной статье «Впечат-
ление и действительность», — имеют ли
какое-нибудь сходство, и какое именно,
предметы и явления внешнего мира сами
10 себе с теми впечатлениями, которые
получаются от них человеческим <озна-
нием? Существуют ли, например, в горном
ландшафте очертания, краски, свет и те-
ни в действительности, или все это чув-
ственные ‘миражи, созданные нашей нерв-
но-психической организацией под влияни-
ем непостижимых для нас и, в особенно-
сти, внешних воздействий? Можно ли счи-
тать наше сознание родом зеркала, и В
каких именно пределах, для окружающей
нас действительности?».

Отстаивая свои  материзлистические
убеждения, он везде подчеркизал, что ©к-
ружающие нас предметы обладают об’ек-
тивной реальностью. «Мир действительно
существует помимо человека, — пишет
он, — и живет самобытной жизнью, HO
познание его человеком помимо органов
чувств невозможно, потому что продукты
деятельности сргансе чувств ©УТЬ ИСТочНи-
ки всей психической жизни».

Сеченов вылвинул целый ряд положе-
ний: о материальном единстве мира,
общности процессов в органической и не“
органической природе и, наконец, о BO3-
можности об’ективными методами естест-
венных наук, в частности физиологии,
раскрыть великую тайну сознания.

Отец русско

брошюру с речью товарища
Большом театре.

веркой выпускаемых брошюр.

Oranmuine

Закончилась первая четверть первого
послевоенного учебного года. За время

войны ‹оветская школа проделала бель-
шую работу. Экзамены на аттестат  spe-
лости, проведенные в конце прошлого
учебного года, показали, как возросли тре-
бования к школе и учащимея и повыенл-
ся уровень сознательности советских
школьников. Несомненно, улучитилась ка-
чественная сторона их знаний.

В истекшей четверти учебного года
можно отметить, что знашия’ учащихся
нервых классов, больнтинетво которых по-
ступило в школу в семилетнем возрасте,
соответствуют предх’являехым требованиям.
Полученные навыки чтения, письма и
счета вполне удовлетворительны. В этом
году в программы начальных классов вае-
сены существенные изменония. В треть-
их классах устранена искусственная мно-
гопредметность: упразднены история, ге-
ография и естествознание как  самостоя-
тельные предметы. Сведения по этим дис-
циплинам учащиеся третьих классов при-
обретают на уроках об’яснительного чте-
ния. Это в значительной степени  coBep-
шенствует навыки чтения Школьников.

Серьезнейшие задачи стоят перед шко-
лой в области преодоления формализма в
знаниях школьников и повышения их
грамотности. В этом отношении достигну-
тые результаты нельзя ечитать удовлет-
ворительными. Часто школьники заучи-
вают без достаточного  осмыеливания
грамматические правила, физические и
химические законы.

Школьники мало читают, зачастую
очень плохо понимают смыкл и значение
общеупотребительных слов. Так. в школе
№ 353 учашиеся «читают, что слово
«мгла» означает темноту, слово «меч» 03-
начает древнее оружие, которое теперь
заменили «катюшей», и т. д. Даже уча-
щисея старших клаесов говорят:  «Вла-
димир Мономах написал поучение  моло-
дежи» и т. п. Требуется еще очень боль-
шая и серьезная работа для того, чтобы
добиться повышения культуры речи уча-
щихся.

Тревожным является и тот факт, что
мы имеем значительное количество школь-
ников, не успевающих по отному и белее
предметам. В школе № 662 Калининеко-
то района (директор школы т. Березин)

ert

e9
<

К 40-летию со дня смерти
И. М. Сеченова

И. М. Сеченов

Сеченов родился в 1823 году и до 14
лет воспитывался в деревне. После окон-
чания инженерного училища в селе Ми-
хайловском Сеченов поступил н4. медиция-
ский факультет Московского ‘университе-
та.

В 60-х годах прошлого века пропаганда
достижений естественных Hayk работы
русских ученых сыграли огромную роль 8
развитии общества. Научной литературой

Первая образцовая типография ОГИЗ’а выпускает

Сталина
рателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 11 декабря 1937 года в

МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

EEO

‚В. дружбе.

двухмиллионным тиражом

на предвыборном собрании изби-

На снимке: стахановка контрольно-сдаточного цеха Вера Антонова за про-

Фото Л. РЕНЬКОВА.

Y VHT be 51

(К итогам первой четверти учебного года в школах столицы)

из каждых 100 учащихся 5—10-х влас-
COB половина неуспевающих.

В мужекой средней школе № 122 Со-
ветекого района (директор т. Полещук) из
434 учащихея 5—7-х классов полностью
успевают только 218 человек.

Обращают на себя внимание также зна-
чительный отсев учащихся без уважи-

тельных причин и фавнодушное отноше-

ние к этому © стороны
школ.

В наступивией второй четверти учеб-
ного года руководителям школ, учителям

руководителей

и работникам народного образования пред-

стоит проделать очень большую работу.

Первейпгим долгом школы должно быть
безоговорочное выполнение закона © все-
обуче. Каждый ребекок пекольного возра-
ста должен сесть за парту и начать ре-
гулярно учиться. Пора  потробовать от
жилищных органов (управдомов) точного
соблюдения закона об учете детей школь-
ного возраста и заботы 00 их направле-
нии в школу.

Осуществление закона о воеобщем обл-
зательном обучении должно быть не толь-
ко предметом постоянных забот школы и

‘органов народного образования, но’ самым

близким делом московской комсомольской
ортанизащии.

Проодоление формализма в знаниях
шЕольников, повышевие их грамотности ий
общей культуры требуют большой разню-
сторонней и напряженной работы со сто-
роны учителей и руководителей школ.

Директофам школ надо всерьез взятьея
за руководетво учебно-воспитательной ра-
ботой, привлечь на помощь  обществен-
ность, родителей, комсомол и именно Te-
перь, когда  матермально-хозяйственное
положение школ остолицы значительно
улучшилось, здания отремонтированы и
обеспечены топливом.

У нае есть все возможности непрерьв-
HO созершенствовать качестео  иикольной
работы, повышать качество знаний уча-
шрихея, улучшать вненкольную и воспи-
тательную работу и привести пиколы CTO-
лицы к концу учебного года с отличны-
ми показателями. Это наша обязанность,
наш долг.

Г. АРНАУТОВ,

заместитель заведующего Мосгороно.

изиологии

увлекалась и зачитывалась вся передовая
молодежь, вся мыслящая Россия.

Сеченова глубоко заинтересовали проб-
лемы физиологии, философии и психоло-
гии. Окончив университет, Иван Михайло-
вич провел три с половиной года в Ha-
учной командировке за границей. Там он
занимался, работал в лабораториях круп-
нейших ученых и, кроме отдельных ис-
следованнй, закончил сзою магистерскую
диссертацию. Эта работа потребовала
очень большого напряжения сил и вре-
мени.

Тогда были очень велики трудности,
стоявшие перед исследователем в области
физиологии. Но Сеченов проявил исклю-
чительную находчивость и инициативу.
Так, например, изучая газы крозн, Изан
Михайлович не удовлетворился существу-
ющими приборами. а сконструировал со-
вершенно новый. Этот прибор стал образ-
цом для многих приборов, построенных
значительно позже различными учеными и
принятых в настоящее время для  изуче-
ния дыхания крови и ткани. ;

Вместе со своим другом знаменитым
врачом Сергеем Петровичем Боткиным
Иван Михайлович организовал целую се-
рию опытов. Они ставили себе целью раз-
решить вопросы практической медицины.
В журналах Сеченов опубликовал Hde-
сколько статей, посвященных физиологии.
Об этом стремлении к опытам новаторов
науки Боткина и Сеченова писал
Чернышевский в романе «Что делать?».

32 лет Сеченов, получ з профессорскую
кафедру, приступил к чтению цикла лек-
ций, Вскоре он сказался в центре борьбы
за новую культуру. Он выступал нетоль-
ко перед студенческой аудиторией, но и
перед интеллигенцией и широкими круга-
ми слушателей. :

Сеченов ясно и четко рассказывал ©
новой молодой и бурно развивающейся об-
ласти науки — электрофизиологии. Его
лекции в Медико-хирургической академии
стали притягательной силой для студен-
чества.

В своих лекциях он изучал то передо-
вое, что было достигнуто в новейших фи-

хаватель матоматиыи  Дюджила  Михай-
лозна Brstecopa умеют заинтересовать

В вечернюю школу
пришли ^

молодые колхозники

...В классе тишина. Учительница pac-

сказывает о Жакерии (крестьянеком в0с-

стании во Фоанции), ©  женнине-воине
Жанне д’Арк. Учащиеся с захватываю-
щим вниманием следят за расеказом.
Интересно ведутся. уроки в Вурьянов-
<кой вечерней школе сельской молодежи
Ленинского района. Молодые учителя:
преподаватель русекого языка и литера-
туры Евгения Петровна  Будник, препо-
даватель ботавиюи Екатерина Михайлов-
на Ефимова, лироктор школы и прет-

гюмх слушателей живым и образным из-
ложенисм учебного материала. Поэтому и
ответы учащихся на уроках правильны,
обстоятельны, точны.

Волез 90 молодых колхозников из трех
сел— Батюнино, Марьино, Курьяново —
пришли в школу, чтобы получить здесь
образование. После напряженного трудо-
вого лня юноши и девушки <адятся за
парты. Иван Туманов — бригалир  кол-
хозной кузницы, Владимир Козичев, Зи-
наила Королева, Зинаида  Посадкова ©
первых дней занятий учатея на «отлично».

0 мколе заботятея ами колхозники,
районный отдел народного образования,
рзайкох ВЛКСМ. На зиму школа обеспе-
чена дговами, в классы проседено элект-
ричеетво, приобретены учебные и на-
тлялные пособия, тетради,  каралдаши.
Классные комнаты выглядят уютно: на
стенах — портреты вождей, плакаты,
лозунги, гирлянды зеленой хвои. Это все
сделано саботливыми фуками самих уча-
щихся. Фетом они сами отремонтировали
школьное помещение.

В школе занималотея хоровые, музы-
кальные, литературные кружки, в клубе
учителя читают лекции.

Школа сельской молодежи пользуется
большой популярностью в районе. Растет
число заявлений молодых колхозников ©
просьбой зачислить их в эту школу.

З школьной книге отзывов и пожела-
ний немало записей, в которых выражена
блатодарноеть учащихея педагогам за их
заботливое и внималельное отношение к
молодым колхозникам.

В. ВАТИС.
®——

У строителей...
дырявые общежития

Есть в Москве особая строительно-мон-
тажная часть № 35. В ее функции вхо-
дит строительство и ремонт жилых домов,
монтаж оборулорания заводов. С зала-
чей свой она справляется неплохо. Ho
вот отромонтироваль собственное ‹ общежи-
тие, созлать для молодежи нормальные
жилищные условия строители вю могут,
«руки не доходят».

Зима уже наступила. На улилах холод-
HO, а о жилище молодежи никто не вепо-
агиает.

Барак,

№ 18. гю живет 30 молодых
рабочих, нахолитея на ст. Ухтомекая. По-
мешезие это нельзя назвать  жилищем,
полы злесь провалилиеь. потолок обвати-
раелея. Ерьшша баража не защищает ни
от ложля, Ни от енога.

гобая стооительно-монтажная Часть
№ 35 имет свою столяюную  ма-
стерекую, но в общежитии нет ни одного
стола, стула и тумбочки.

(оглаюно правилам внутреннего раело-
рядка общежитий полагается менять белье
поло поссшения жзильцадии санитротуся-
ника. Санпропуежнию находится в. Любер-

пах. Лнем рабочие не могут поехать ту-
ла, после работы —— поздно, в выходной
лень пропусвтик закрыт.
Секретаюь комсомольской
Валя Волякоза по ее словам

ортанизамии
«нивето

не в силах сделать, так как вее зависит

от начальников, а начальнякам некогда
залиматьея тажими мелочами».
Пора  руковолителям ocodoit — етрои-

тельно-монтажной части № 35 и комсо-

мольекой организащии ‹ерьезно заняться
улучшением бытовых условий молодых
рабочих.

В. ВОЛОДИНА.

зиологпических исследованиях. Его лекции

сопровождались яркими и убедительными
экспериментами. Сеченов превратил свою
кафедру в трибуну пропаганды могущест-
ва знания. ;

Педагогическая деятельность Сеченова
получила высокую оценку за лекции
ему была присуждена золотая медаль
Российской академии чаук.

Одновремсечо Сеченов se прекращал и
своей научной работы. Он обнаружил в
головном мозгу лягушки существование
особых механизмов, тормозящих или угние-
тающих рефлексы. Это открытие получило
название центрального торможения, а сам
центр торможения был назван «сеченовым
центром». }

В 1863 году в журнале «Медицинский
вестник» появился гениальный труд Ивана
Михайлозича под названием «Рефлексы
головного мозга». Эта работа ‹ыграла
болыную роль в истории русской культу-
ры. :

В основу трактата о рефлексах головно-
го мозга легли многочисленные факты фи-
зиологии нервной системы. Их в значи-
тельной степени накопил сам Сеченов.

В своем труде, как и в вышедшей не-
сколько позже книге «Физиология нерв-
ной системы», Сеченов высказал мысль,
что «все акты сознательной и бессозна-
тельной жизни по способу происхождения
суть рефлексы».

Сеченов выдвинул передовую идею, что
вся психическая жизнь со всеми ее мно-
гообразными проявлениями поддеоживается
и стимулируется теми воздействиями, ко-
торые органы чувств получают извне, и
теми раздражениями нервисй системы, ко-
торые возникают внутри организма. Сече-
нов убедительно доказывал, что без раз-
дражений органов чувстз или с потерей
всех чувствований психическая жизнь
невозможна. На многих ярких примерах
он показал формирующее влияние факто-
ров среды на нервные процессы.

Применив тончайшие методы, он изучил
явления, протекающие в нервных волок-
нах, а также в различных участках цент-
ральной нервной системы. Он дал оснон-
ные экспериментальные методы решения
проблемы о природе центрального тормо
жения.

собрались недавно
орги школ района.

иколы Дюдмила
ляются первыми помощниками учителей.

Комсомольские группорги
обсуждают статью Марины Щегол

В Краесногвардейском райкоме BARCM
комсомельские групшп-
Они пришли 006у-
дить статью Марины Шеголевой «Первые
помощники учителей»,  напечатанную в
№12(513) газеты «Московекий. комеемо-
Лец». ;
— Комсомольцы нашей группы, —
сказала группорг 9-го класса «В» 329-й
Бобкова. — также яв-

Всю свою работу мы проводим в дружбе
с классных руководителем Алексеем Дми-

триевичем Соловъевым. Он помогает нам
составлять план

работы, дает
принимают активное участие в
комеомольском собрании группы.

Мы будем помогать Алексею Дмитрие-
вичу раз’яснять «Положение о выборах в
Верховный Совет СОСР» и Сталинскую
Конституцию на избирательном участке,
К которому его прикренили. Сейчае наши
комеомолки усиленно готовятся к этой ра-
боте: ведь от того. как они справятся <
такой важной задачей, завиеит правиль-
ное понимание избирателями  советекого
избирательного закона.

У нае в пруппе стало правилом вы-
полнять точно и в срок даже самое ма-
ленькое комеомольское поручение. Алек-
сей Дмитриевич попросил нас однажды
проверить в одном домоуправлении епис-
ки детей школьного возраста, не посе-
шающих школу. . Мы быстро выполнили
эту работу. Оказалось, что домоуправле-
ние дало не во всех случаях точные све-
дения. По заданию райисполкома десять
девочек проверили, как устроены демо-
билизованные воины. Школьницы обошли
MHOTO WRATH, выяснили неполадки и <о-
общили 06-этом в тайнеполком. Фронто-
викам была оказана необходимая помощь.

Мне кажется, что регулярное выполне-
ние комсомольских поручений воспитыва-
ет у комсомольцев лисциплинированность.
чувство ответственности, сознание того,
YTO оны члены  перелового отряда мо-
лодежи, которому доверяют работу rocy-
дарственной важности. С другой стороны,
это поднимает авторитет комсомола в
школе.

Группорг 10-го класса «А» 328-й шко-
лы Тамара Марголина фассказала 0 том,
какую большую помощь в изучении про-
изведений Чехова и Горького дают школь-
ницам колаективные просмотры bec,
устраиваемые комсомольской группой:

советы.
каждом

— Девочки несколько дней обменива-
лись впечатлениями от посещения Худо-
жоственного театра, где они смотрели
«Ришневый сад» Чехова. (Образы героев
пьесы надолго запомнилиеь им.

Но, сказав о пользе посещения театра,
Тамара сейчае же добавила:

с учителем

Красногвардейского района
евой «Первые помощники учителей»

— Мы все же не можем уделять мно-
го врежеви другим делам. кроме школь-
ных занятий. В десятом классе приходится
очень много занаматься. Мы даже не все-
гда успеваем готовить уроки. У некото-
рых комеомольцев есть нлохие отметки.
Рот мы пошли в театр. а на следующий
день многие девочки получили двойки.
Они сказали, Что не успели выучить
уроки.

Участники совещания об’яснили Тама-
фе Марголиной. что комеомольны её пруп-
пы не успевают учить уроки He 4H3-3a
того. что раз или лва в месяш пойдут в
театр или посетят  лекторий. а потому,
что комсомольская группа и она. как ру-
ководитель ее. уделяют мало внимания
организации систематических домашних
занятий учении. не являются в этом важ-
ном деле первыми помощниками учителей.

Что сделал групперг. столкнувшись ©
таким  возмутительным фактом. korda
чуть ли не половина учениц класса oOT-
казалась отвечать урок. ссылаясь на т0,
что накануне все были в театре? Ниче-
го. А пруппоргу нало было  немедленво,
приглаеив классного руководителя. <©9-
звать открытое комсомольское собрание и
раз‘`яснить девочкам, как нехорошо вы-
глядит их поступок В доказательство то-
го, что можно и хорошо  учитья и
успевать в лругих делах. группоргу нуж-
но было рассказать о мололых рабочих,
успептно совмешаютщих ©тахановскую ра-
боту с отличной учебой в школах рабо-
чей молодежи. рассказать. наконеп. о та-

ких жо школьницах. окончивших  деся-
TH класс с золотой медалью.
Форм работы комсомольской группы в

школе очень’ много. 0 некоторых из них
рассказала Марина Шеголева в своей ста-
тье. Группоргам нужно крепко усвопть:
ony — первые помощники учителей и
вместе с учителями отвечают за воепита-
ние молодежи своей группы.

Работа групиюрта во многом зависит от
того. как руководит им комитет комеомо-
ла. Нельзя забывать, что школьные
прупнорги — это юноши или девушки
15—17 лет, которые еще многого не до-
понимают в силу своей молотоети и не-
достатка жизненного опыта. Часто секре-
тари комитетов ВЛЕСМ школ забывают об
atom. Совешание в  Красногвардейеком
райкоме ВАЕСМ показало. что многие
труштюрги работают ее вслепую. Некото-
ртыю из присутствовавтих на соРещании да-
же не могли рассказать о планах работы
своей группы.

Надо надеяться, что обсуждение статья
Марины ШЩеголевой «Первые помощники
учителей» послужит дальнейшему укре-
плению школьных комсомольских груп
Краснотваюдейского района.

иди ии 666

Весело и дружно живут
№ 6 Куйбышевского района. Они играют, занимаются, разучивают песни и пляски. i
На снимке: дети танцуют в костюмах различных национальностей СССР.
Фото И. АБАКУМОВА.

Работы Сеченова явились отправным
пунктом для одного из самых крупных до-
стижений физиологии нервной системы —
учения об условных рефлексах.

Иван Петрогич. Павлов, создатель этого
учения, подчеркивал то влияние, которое
оказали на него исследования Сеченова.

И для Сеченова и для Павлова харак-
терно внедрение об’ективмого физиологи-
ческого методя в изучение сложных пси-
хических явлений.

Сеченов и Павлов дали наиболее убеди-
тельные доказательства единства и взаим-
ной зависимости психических и телесных
явлений. Именно это позволило Павлову
десять лет назад гордо и смело написать:
«Да, я рад, что вместе с Иваном Михай-
ловичем и полком моих дорогих сотрудни-
ков мы приобрели для могучей власти фи-
зиологического исследования вместо поло-
винчатого весь нераздельно животный ор-
ганизм.

И это — целиком наша русская неоспо-
римая заслуга в мировой науке, в общей
человеческой мысли».

Трудами великих русских физиологов
Сеченова и Павлова научная психология
развивалась и развивается в строго об’ек-
тивном, физиологическом направлении.

Сеченов стремился изучить нервые ак-
ты в целом так, как они протекают в ор-
ганизмах. Это получило свое высшее раз-
витие в’ труде «Очерк рабочих движений
человека». Сеченов — родоначальник фи-
зиологии труда.

Сеченов сделал также крупный вклад в
область изучения газов крови животных.

50 лет назад в Москве был созван с’езд
естествоиспытателей и врачей. Вся мыс-
лящая Россия с огромным интересом чита-
ла речь Сеченова на этом <’езде.

В течение всей своей научной деятель-
ности Иван Михайлозич был страстным
пропагандистом науки. Он считал своей
священной обязанностью нести знания
родному народу.

Сеченов блестящий, неподражаемый по-
пуляризатор естественных наук. Он опуб-
ликовал большое число научно-популяр-
ных работ, прочитал ряд лекций.

«Будущая история признает, что ни один
русский ученый не имел такого широкого
и благотворного влияния на русскую нау-
ку и развитие научного духа в нашем

маленькие москвичи воспитанники детского

сада

обществе, как Сеченов»,— писал Тимиря-
зев. j
Последний год своей жизни Сеченов
целиком отдал великому делу просвеще-
ния. В преклонном возрасте прославлен-
ный физиолог мира читал в Москве лек-
ции по физиологии перед рабочей аудато-
рией.

С энтузиазмом взялся Иван Михайлович
за преподавание на рабочих курсах. Лек-
ции сопровождались опытами. Были про-
читаны главы: устройство и подзижность
скелетов, физиология внешних покровов,
пищеварение, дыхание и кровообращение.

«Моя аудитория производила на меня.
очёнь отрадное впечатление своим внима-
нием и явным пониманием читаемого,
пишет Сеченов в своих «Автобиографиче-
ских записках».— Еще большим  уваже-
нием я проникся к этой аудитории, когда
узнал, что некоторые ‘рабочие бегут Ha
эти лекции по окончании вечерних работ
на фабрике из-за Бутыоской заставы».

Творческий неустанный труд, верчая
служба народу были. девизом Сеченова до

Сорок лет назад, 15 ноября 1905 года,
великий ученый скончался. Среди славных
имен, которыми гордится русскиЯ нарол, —
имен, которые были названы в незабывае-
мой речи Иосифа Виссарионовича Сталина
в суровый день 7 ноября 1941 года, про-.
звучало и имя Ивана Михайловича Сече-
нова — основоположника русской физио-
логической науки.

}
i

Сеченов — великий патриот нашей ро-
дины. Он отдал все свои силы и знания

цветанию.

Он непоколебимо верил в силы своего
народа, в его великое будущее. Он был
убежден, что народы России гордо про-
несут через века прекрасное знамя куль- it
туры и свободы.

Своей научной и пропагандистской ра-
ботой Сеченов положил краеугольный ка-
мень в естественно-научный Фундамент, на р
котором утвердились великие принципы
философии диалектического  матерназжз-
ма.

entre ne ee ee ‘
— ee rea aa eee

Член-корреспондент Академии наук
СССР профессор Х. С. КОШТОЯНЦ.

самого дня его смерти. «Работать, рабо-  ,
тать, работать», —вот его любимые слова.

делу служения родине, ее науччому про-