Te.

ко
ва-
бы
ет
Ц

be
ex

bt
i
ca
at
ui
i

BS

ses

= SS

Суббота, 24 ноября 1945 г., № 23 (

В дружбе

‘рождается инициатива

Мне очень памятен тот день, когда я
узнала, что булу работать старшей пио-
нерской вожатой в мужекой шкоде № 57$.

— Мальчики — народ ненослушный.
шумливый, < ними трудно будет, — ду-
мала я. — Вак они меня встретят, как
пройдет первое знакомство?

Встреча произошла за несколько тнёй
ло начала учебного года. В школе закан-
чивалея ремонт. о

В пионерской комнате, где еще пахло
свежей краской, стоял всего олин стол и
несколько стульев. Я задержалась здесь
на несколько минут и не заметила. когла
в комнату вошла группа школьников.

— Вот это наша вожалая. — тихо по-
яенил своим товарищам один из учеников
и уже громко обратился ко мне:

— Злжь будет пионерокая комната?

— Во-первых, надо поздороваться. раз
уж вы знаете, что я пионервожатая. a Bui
вторых, вы угадали: здесь действительно
будет пионерская комната.

— Какая же она пионерская. если в
ней так пусто? — не унималея Bee тот
де ученик, вилимю «вожак» этой грунпы.

— Вот ученики-пионеры и должны
сделать так, чтобы в этой комнате че
было пусто, а было уютно, красиво. Сей-
час У меня есть несколько портретов, да-
вайте их повесим, — предложила я.

Мальчики были скорее ‘расположены
подшутить надо мной. Олнако согласились
помочь, быстро достали где-то гвозди, -мо-
лоток, принесли красную материю. Через
некоторое время на стенах уже висели
портреты. В одном из углов етоял
бюст товарища Сталина, несколько столов
были поставлены в ряд и покрыты крас-
ной материей. 1

Потом мы долго беседовали о том, как
должен вести себя пионер, что означает
пионерский галетук. Мальчики вниматель-
но слушати меня, a после начали ©прз-
шивать, будет ли у нас шахматный воу-°
жок, пойдем ли мы в театр, и т. д.

Так завязалась наша дружба.

Помню первый день занятий. Шум, бе-
тотня в коридорах... Больше всего меня
удивило и огорчило то, что лишь два —
три школьника были в пионерских гал-
стуках.

В этот же лень я обошла вее классы,
познакомилась © преподавателями, бесе-
ховала е учашимися. Вечером на собра-
нии пелатогического совета я обратилазь
ко веем учителям © просьбой помочь мне
воздать дружину, отряды. поднять диспи-
плину среди пионеров и т, д.

Через неделю была создана пионерская

дружина в составе 330 человек. Ha-
чальником штаба был выбран ученик

7-го класса Алексей Наумов.

Мне казалось. что < первых же дней
надо сплотить коллектив. положить начз-
ло хорошей лружбе. Мы начали вместе
ходить в кино ин театры, всей дружиной
посёшали статионы. устраивали ‘товари-
шеские футбольные ветречи. Каждый лень
бесеховала я < пионерами, лдопуетивиими
тот или иной поостунок. раз’яесняла, как
должен вести себя пионер.

Пночетская фабота захватила учаших-
ся. По инициативе отояла 6-го класез
«Б» в школе ввели лежуретво пионеров
во время перемен и лю начала уроков. И
стылно были тому школьнику. который
приходил на занятия © оторванной пуге-

—_
Обсуждение книги «Два капитана»

На-днях в Городском Доме пионеров <о-
стоялась литературная конференния. Она
была посвящена обсуждению второй ча-
сти книги В. А. Каверина «Два капитана».

Слово на конференции принадлежало
комсомольцам и молодежи предприятий
местной промышленности, фабрик и заводов
Куйбышевского района. На обсуждении
присутствовал автор. `

Выступления резко отличались одно от
другого. Читатели говорили об отдельных
героях книги, анализировали главы, и го-
рячо разбирали сюжет и идеи книги.

Конференция прошла живо, интересно.

gpesssnenssnmneasanunsnsosaneyannmnnnssnennnsesnesreerconseremneceevenanseennecenenesteneureees

Вечер водевилей

В театральном самодеятельном коллективе
Московского государственного университета

Мо-

ЕАТРАЛЬНЬ!М коллектив
сковского государственного уни-
верситета вечером водевилей на-днях
-начал 10-й год своего существования.

Водевиль Грибоедова «Молодые суп-
руги» был разыгран студентами-комсо-
мольцами тт. Миниович, Калининым и
Шатенштейном. Водевили «Глухой те-
терев» и «Спичка между двух огней»
прошли весело, изящно.

Бессменными руководителями и ре-
жиссерами этого коллектива являются
артисты МХАТ Бабанин и Титушин.

В 1936 году при содействии народ-
ного артиста СССР В. И. Качалова
кружок начал свою работу. Уже в 1937
году была осуществлена первая боль-
шая постанозка -- «Чайка» Чехова, С
1937 года группа’ артистов МХАТ —
засл. арт. Чабан, засл. деятели искусств
Гремиславский и Марков—взяли шефст-

во над коллективом. В этом же году

ИНН инки чая ЧИНА НИКИ Н и и НИЧ Я НИИ ниче омичи нана вии мячи мнимые коим ну куиче нами ч чи учиним

Map aranreaer ЗАЯВИВ АВЕ ВЕНАЕ SOASEREDSEOSEDDSASARERUREREAREARSSERSESSERAESSSERRERS ES!

524).

18 МИНУТ НА РИНГЕ

&

опыт
ПИОНЕРСКОЙ

РАБОТЫ

СЕГОДНЯ НАЧИНАЮТСЯ МАТЧИ _
НА ЗВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО ‘
ЧЕМПИОНА СТРАНЫ ПО БОКСУ

22 октября 1936 года в Московском цир-

вицей на рубашке или с грязными рука-

Ми. ке впервые было разыграно звание абсо-
Нашлось много желающих сотрудничать   МТНОго чемпиона СССР по боксу.

в стенной газете «Школьная правда», 2 Любители спорта наблюдали упорную

борьбу двух лучших мастеров кожаной

также в стенных газетах отрядов. Маль-
чики сами доставали бумагу, краски, клей.
рисовали каррикатуры, писали стихи, в
которых крепко доставалось  лентяям
и нарушителям порядка в школе.
Однажды мы вместе с заведующей
школьной библиотекой тов. Загуетиней ре-
пили устроить чтение книги В. Катаева

перчатки — Николая Королева и Виктора
Михайлова. Шесть раз звуки гонга начи-
нали их трехминутные схзаткн. Рауилы
такой продолжительности в то время про-
водились в Советском Союзе впервые. и
очень близко подходили к условиям  про-
фессиональных боев за рубежом. в

Сегодня вновь состоятся ‘шестираунло-

«Сын полка». Чтение проводилось По  вые бои на звание абсолютного чемпиона
классам в теченче нескольких дней. Sepaur. 2 а :
Теперь почти все пионеры 578-й шко- Боксеры провели послелние легкие тре-

нировки. Тяжелая полуторамесячная’ под-
готозка позали.

Для 6 раундов нужны сила и выносли-
вость: боксеры каждое утро за горолом
бегали кроссы по 7—10 километров, еже-
дневно занимались специальной гимнасти-
кой, тренировались со штангой.

Для шести раундов нужны крепкие нер-
вы и хорошая техника боя: . боксеры со-
блюдали строгий режим. Через день
Н. Королев с тренером Я. Брауном. А. На-

лы Готовятся к конференции, Ha кото-
рой будут обеуждать эту книгу.

Как занять учеников? Что слелать, что-
бы не было скучно на сборе, чтобы х000-
шо организовать досуг детей? Нал этими
вопросами приходится много думать.

Иногда их разрелают ‹ами ребята. Не-
давно был такой случай.

В 5-м классе «А» заболел учитель немец.
KOTO языка: и один из уроков  оказалея

свободным. Я прелложила нойти в ционер- васардов с А. Гольдштейном, Л. Гуду-.
кую комнату. Мы прочли в гавете «Пяо-   шаури с А. Тимошиным ‘и М. Линнамяги
нерская правда» статью «Кто твои това- с Максовым проводили тренировочные

схватки.
Для того, чтобы победить, нужно 06-
ладать сильным ударом и стойко перено-
сить атаки противника. На кожаных меш-.
ках боксеры оттачивали свою технику,

В первом кругу встретятся две пары:,
чемпион СССР в тяжелом весе 1944 года:
Андро Навасардов (Тбилиси, «Динамо») с.
чемпноном Эстонии Мартином Линнамяги
(Таллин, «Динамо») и абсолютный чемпион
СССР 1944 года и чемпион СССР тяжело-
го веса 1945 года Николай Королев (Мос-
ква, «Пищевик») с чемпионом СССР в по-
лутяжелом весе 1945 года Леоном Гуду-“
шаури (Тбилиси, «Динамо»).

риши?». поговорили о ней, и у нас оста-
лось еще свободное время. то-то предло-
ЖИЛ: -

— Давайте споем пееню про «Варята».
Предложение было дружно поддержано, и
все хором залели.

Тегда же мне пришла мысль — ©га-
низовать в школе хоровой кружок. Ребята
охотно согласились. Кружок был op-
ганизован, и сейчас он готовится к вы-
стунлению на вечере хуложественной ‹а-
молеятельнасти.

Очень важно поддержать во-время  хо-
рошую ининиативу пионеров, дать им воз-
можность осуществить свои замыслы.

На-днях. когда мы выпускали очерел-
ной номер стенной газеты. ответственный

пассажиры,

pezasrop Игорь Мухортов предложил co-
здать в школе свой радиоузел. Torta
можно Oyler перелазать по ралио школь-
ную информацию. транелировать концер-
TH самодеятельности во время большой
перемены.

Мы тут же подробно продумали, как
можно осуществить эту затею. Решили
обтатиться за помощью к шефам, к пое-

подазателю физики А. И. Русак. Создали  .

кружок радиолюбителей, наметили ликто-
фов. Теперь каждый пионер занят этим
увлекательным делем.

состонтся 8 декабря.

Выигравший выходит в финал,. который

Виктор СТЕПАНОВ,
мастер спорта СССР.

—®
Чайные и заезжие дворы
для колхозников

Совещание работников торговли
и общественного питания
Московской области

‚Гливыми долинами,

АВВ рьь вони ЕВРЕЕВ ЕЕ А ЗЕЕ ВВЕЛ Б АИ ИВА qrnehecesusntanDecanBaxansxeainsuseAROQUSRERRAASOSNOSESSEAEADEAESODEAEASRASELSURASEORRERSESSNEOERESSASANEEOSEDSDESEESESSRASSEED:

Управление местными торгами Москов-
ской области созвало совещание работни-
ков торговли и общественного питания,
обсудившее вопрос об улучшении обслу-
живания прибывающих на рынки колхознн-
ков. Начальник управления тов. Глинкин
сообщил, что в течение ‘ближайших. ме-
сяцев в городах, посёлках и на проезжих
‘дорогах области’ будут открыты с благо-

За три месяца учебы пионеры 578-й
школы Москвотенкого района  подоужя-
лись друг с другом. В школе заметно
улучшилась лиспиплина, повысилось Ka-
чество учебы. Преподаватель истории
9. И. Яковлева отмечает как положителе-
ное явление тот факт. что многие учащи-
я из’являют желание выетунать © ло-
клалами во истории или Конституции
CCCP. тогда как раньше не всегла толко-
BO отвечали лаже на простые вопоосы.

Нионерекий актив имеет большое зна+
чение в школьной работе. От сплоченно-
сти пионеров, их инипиатизы зазисят ук-
репление дружбы межлу всеми учащими-
ся. улучшение лиспиплины. качества уче-
бы и мяогое другое.

ных ‘районных центрах === заезжие. дворы:
Колхозники; направляющиеся  на рынки;
получат здесь в любое времядня чай, го-
рячие и холодные закуски. При чайных
и заезжих дворах организуются библио-
течки и читальни, оборудуются радиоуста-
HOBKH.

Выступавшие на совещании директора
торгов и руководители общественного пи:
тания Подольского, Дмитровского, Воло-
коламского и других районсв сообщили,
что ремонт помещений уже начался, на-
лажено  производство инвентаря. “Первые
15 чайных открываются в декабре, ещё
 35 — в первом квартале будущего года.

(ТАСС).
о
Вечер памяти Багрицкого

В Московском клубе писателей состоял-
ся вечер, посвященный пятидесятилетию со.
дня рождения талантливого советского
поэта Эдуарда Багрицкого. После доклала
Корнелия Зелинского с воспоминаниями о
Багрицком выступили поэты, писатели, ак-
теры, журналисты, лично знавшие поэта.

Стихи, посвященные Эдуарду Багрицко-
му, прочитали Вс. Азаров, А. Коваленков
и С. Гудзенко.

В заключение были исполнены песни и
арии из оперы «Дума про Опанаса».

НЕВЕ ВЕКОВ ЗЕ ЗЕ ВЕНЕ ЧЕ НУ ОЧН ВЕБЕ СЩ ЕВЕ ИЕН ООО ЕЕ ВНЕ ВОУВ Ча Ч Оо назва азот

Л. АТТЕТКОВА,

старшая пионервожатая 578-й школы
Москверецкого района.

В этом немалая заслуга Куйбышевского,
райкома комсомола и районной библиоте-
ки № 94, проделавших перед проведением
конференции большую подготовительную
работу. В течение последних трех месяцев
на предприятиях района проходили кол-
лективные молодежные читки, литератур-
ные обзоры, общие собрания обсуждали
книгу. Одновременно при библиотеке рабо-
тал библиотечный актив из числа комсо-
мольцев и сотрудников библиотеки. Они
готовили доклады, викторины, специальные
бюллетени.

состоит
поль-
зуется. большим вниманием и поддерж-

Большая часть коллектива

были поставлены «Мещане» Горького,
комсомольцев. Коллектив

а в следующие годы пьесы Островско-
го: «На всякого мудреца довольно
простоты» и «Волки `и овцы»,

Многие из студентов, окончив уни-
верситет, теперь руководят” самодея-
тельными драматическими кружками.

Коллектив обслужил спектаклями и
концертами свыше 75 тысяч зрителей.

В годы Отечественной войны студен-
ты выступали в воинских частях, гос-
питалях и на военных ‹ заводах.

из

кой — университетских студенческих
организаций — профсоюзной и  KOM-
сомольской. Все главные вопросы
жизни коллектива решаются при уча-
стии членов комсомольского комитета
университета.
Г Л. ФИЛАТОВ.
xe #

‚На снимках: справа-сцена из воде-

В настоящее. время основная ГРУППА   ля Соллогуба «Беда от нежного
репетирует «Чайку» Чехова. ’ Одно- сердца». Роли исполняют члены теат-
временно идут занятия © Младшей ного коллектива’ МГУ: Корольчук
группой приема 1944—45 ее ат (Настенька) и Калинин (Александр);
под руководством _ артиста слева — сцена из старинного француз-
Остроухова. ского ‘водевиля «Глухой тетерев» в ис-

Всего коллектив об’единяет сейчас до
80 человек. Недавно в него вернулись
студенты — участники“ Отечественной
войны тт. Шиманович и Смагин. .

полнении студентов Шатенштейна (гос-
подин Демуазо) и Дубасова (Пласит).

Фото А. Чацкиной.

ИОСИФУ ЧАН ЩИ М4 99 НЧЧК НЧ ОЧНО ООО Ч ока ИИС ЗЕВС ИИ ИОВА Иа и оо оон аани чаев она ничемиен*

ь

‘устроенные колхозные ‘чайные, а’ в*круп“  .

МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

Сейчас, когда я пишу эти строки, при-
поминаю детали нашей встречи. Капитан
Бараш ‘мне кажется совсем необычным и
даже непонятным. Но это теперь. Время и

расстояние как бы покрыли ясность и
простоту этого человека пеленою  таин-
ственности и необычайности. И сама

встреча кажется сновидением.
Но все это было точно так...

вошел в купе. шурша плашом, и на-
ше тесное жилище сразу стало вдруг об-
житым. Его сопровождал сержант, кото-
рый, не теряя времени, приступил к ук-
ладке вещей. Новый пассажир повернул-
ся к нам и, указательными пальцами рук
приподняв коричневые веки, ‘внимательно
разглядывал нас. :

— Ну. будем знакомиться, —. произнес
on.—Kanntan Бараш, Петр Николаевич.—
Он ‘улыбнулся, и шрам пересекавший всю
правую щеку от подбородка до виска. вы-
рисовался еше яснее. Капитан несколько
секунд придерживал веки’ но; видимо, это
доставляло ему немалую боль. и он вско-
ре отнял руки от глаз:—Вы ‘все до Моск-
ВЫ? Вот и отлично. Надеюсь, нам будет
весело.

`Мы с нескрываемым любопытством раз-
тлядывали нашего нечаянного и не совсем
обычного попутчика,

Сержант, провожавший капитана,  уло-
жил чемоданы, оправил постель и, прики-
‘нув в уме, все ‘ли сделал, ‘обратился к
Петру Николаевичу:

— Все, товариш гвардии капитан, поря-
док наведен. Разрешите быть свободным?
‚ В приоткрытое окно донеслись два. гул-
ких удара об рельсу. По перрону забегали
железнодорожники. провожаю-
шие. Сержант направился к выходу. Ба-
раш, торопливо снимая плащ, сказал нам:

— Я очень люблю наблюдать последние
минуты перед отходом поезда. Любопыт-
но. Все спешат, волнуются и обязательно
вспоминают, что забыли  какую-нибуль.
‘чепуху. Смешно. А как прощаются? Гото-
вились к этой минуте, наверное, неделю, а
‘успевают едва друг друга поцеловать. За-
бавно. Пойдемете к окну.

Он вышел в коридор, стал у окна, при-
поднял пальцами веки и с улыбкой стал
разглядывать людей на перроне.

Поезд прогромыхал через все стрелки и,
вымчав за границу станции, понесся мимо
в беспорядке разбросанных домиков. Кон-
чились пригороды, стесненные лесистыми
сопками, уже принявшими пестрый, осен-

ний наряд. Потянулась олнообразная по-

` лоса горных хребтов, изрезанных причуд-
высохшими руслами
горных речушек, небольшими полянками,
на которых паслись козы. Бараш то опу-
скал руки, и тогда веки плотно прикры-
вали глаза, то снова поднимал их паль-
‘WaMu. Е

Солнце уходило на закат, обагряя  вер-
шины сопок. Опадающие листья медленно
носились в воздухе, будто не желая опу-
скаться на землю. В море вечно зеленых
хвойных лесов, как костры при дневном
свете, бледным пламенем горели неболь-
шие желто-оранжевые кроны берез. В уз-
ких долинах, отделявиших хребты сопок от
полотна дороги, как часовые,-<тояли коп-
ны скошенного сена.

Минут `через” сорок `мы вернулись в ку-
“пе. ‘Капитан предложил партию шахмат. И
наш сосед инженер с снисходительной
улыбкой сел за ‘доску;

Капитану тяжело было играть. Держать
все время приоткрытыми веки больно, и в
то короткое время, когда глаза глядели
на доску, его память должна была фикси-
ровать все поле сражения, расположение
фигур и учитывать. возможные — маневры
противника. Пока партнер обдумывал свой
хол, в голове Бараша, повидимому, успеза-
ли рождаться несколько ответных вариан-
тов, так как, едва инженер  переставлял
фигуру, капитан, левой рукой приподняв
веко и мигом оглядев доску, правой ру-
кой, не задерживаясь, делал свой очеред-
ной хол.

После полуторачасового сражения пар-
тия была отложена с шансами на выигрыш
у инженера. Сели ужинать. Бараш ни ра-
зу не напомнил об игре. Мы, гренным де-
лом, подумали, что он даже забыл о ней.
Но едва мы успели отужинать, капитан
предложил ‘закончить партию.

— Стоит ли, Петр Николаевич, — чуз-
ствуя свое превосходство, снисходительно
произнес инженер. — В безвыходном по-
ложении лучше всего покориться судьбе
и сохранить силы для дальнейшей борьбы.

— Вы думаете? — с иронией заметвл
капитан. — Должно быть, вам никогда
по-настоящему не приходилось сражаться.

— Позвольте, — перебил инженер.

— Ваше возмущение подтверждает это, —
— совершенно спокойно продолжал капи-

тан. —  Военачальник, которому уда-
лось поставить противника в затрудни-
лельное положение, думающий, что его

враг не сможет ничего предпринять для
своего спасения, такой военачальник не
способен вести ‹ерьезное сражение, а
победа, одержанная им, случайна и пото-
му недолгосрочна.

— Hs уважения к вам я не
корбиться, — ответил инженер,
сохранить свое достоинство.
ae я и не думал вас оскорблять, —
‘спокойно продолжал Бараш, —я высказал
1 самую простую, если хотите,  прописную
истину, которая в народе сформулирована
очень мудро: «Не кричи гоп, пока не пере-
скочишь». Ну, что же, продолжим -пар-
THO, — < твердостью закончил Бараш,
подвигая инженеру доску.

Борьба продолжалась еще сорок минут.
На сорок первой инженер развел руками
и сказал нарочито спокойно:

— Что ж, Петр Николаевич, как гово-
рится, поменялись ролями, Вы действи-
тельно вышли в победители, я же в 6ез-
выходном положении.

— Ну и что же? — испытующе
росил капитан.

— Как ну и что же? Несмотря на ва-
ши увешевания, я остаюсь при своем мне-
нии. В безвыходном положении лучше
всего принять рок судьбы, сохранив силы
для реванша,— ответил инженер.

— Я тоже остаюсь при своем. мнении, —
невозмутимо спокойно ответил Бараш. —
И чтобы окончательно убедить вас в
этом, я готов уступить вам свои позиции,
взять ваши себе и все-таки выиграть.

— Ну. знаете, это уж слишком. Впро-
чем, ваша дерзость меня не столько воз-
мущает, сколько поражает. Я готов ме-
няться позициями. .

Партнеры поменялись местами. Мы с. не-
терпением следили за игрой, и Когда че-
рез двадцать минут инженер снова развел
руками, признавая себя побежденным,

могу ос-
стараясь

воп-

взрыв смеха прокатился по вагону.
За четыре дня пути Бараш стал любим-
цем вагона, Наше тесное купе скорее
стало походить на клуб, на собрание, чем
на вагонное жилье.
^ В Канске к нам в вагон села девушка-
лейтенант медицинской службы. а с нзю
три красноармейца. Один из них был 60-
лен, двое других сопровождали его.

<

(Из цикла
«Невыдуманные рассказы»)

<>

Больной без умолку говорил, пел, сме-
ялся, плакал, снова говорил и снова пел.
Сопревсждавшие бойцы старались успоко-
ить его, но тот не обрашал на них ни-
какого внимания. Его еле усадили на 60-
ковое сидение у окна. Девушка стала ря-
дом. облокотившись на раму. По лицу ее,
по замедленным движениям легко было
догадаться о том, как она устала. Глаза
с трудом глядели, а когда больной начи-
нал не в меру шуметь. девушка, через
силу произнося слова, старалась успоко-
ить его. Новые пассажиры невольно при-
влекли наше внимание. Бараш подошел к
бойну и, указывая на больного, спросил:

— Лавно так?

— Да вот семь дней. У него двух брать-
ев и отна убили. Три лня с ним маемся, ни-
как на поезд не посадим,

— А далеко ехать?

— До Красноярска.

— Устали?

— Еше бы... — ответил боец, но тут
же, устыдившись ‹воей слабости, попра-
вился. — Мы-то что. а она. — он указал

на левушку. — совсем измаялась.
Бараш поднял веки и посмотрел на лей-
тенанта. Тонкие линии профиля, высвечен-

Бараш сделал паузу. Девушка-лейтенант
повернулась, открыла глаза. но тут же
снова закрыла их.

— Я лежал час, а может быть. и боль-
ше, как вдруг услышал пюрох, — кто-то
ко мне полз. Я приготовился оборонять-
ся. но. когда был готов выпустить очередь,
услышал Тосин голос: «Я ue уйлу OT
вас». Может быть, это малодушие, но я
не могу вам передать. как счастлив был
я в эту минуту, ‘счастлив оттого, что я
не одинок. оттого, что сейчас было боль-
ше шансов на жизнь. А вы знаете, как
раненому солдату хочется жить?! Ведь чу-
десная это штука жизнь! Я забыл, что
из-за себя подвергаю опасности жизнь
Тоси. Забыл: Когда я посмотрел ей в
глаза, они были в этот миг красивее все-
го красивого. Родной, любимой, самой до-
рогой на земле стала пля меня эта про
стая и, если хотите. неземная девушка. Да.
ла, неземная. Вы говорите. Дмитрий Сте-
панович, влюбленные— дураки? Пусть 6y-
дет по-вашему. Я хочу сохранить это
«дурацкое» чувство на всю жизнь.

— Вольному воля заметил инженер,
не столько лля того, чтобы возразить ка-
питану, сколько показать твердость своего
взгляда. _

— Это верно вольному воля. — отве-
тил Бараш. И. не прерывая _рассказз,.
продолжал. — Я тогда поцеловал Тосю в

глаза и в лоб. Не знаю, что она полума-
ла обо мне. но для меня это было сове?-
шенно безразлично. Она взяла мою голо-
ву к себе на колени, и я, забыв о боли,
уснул.

— Сколько я спал, — не знаю, а ког-
да проснулся, то увидел приготовленную
новую постель, в новом жилише, Это бы-
ла небольшая яма, вырытая в снегу и 33-
деланная снежными комьями. А кругом
шла стрельба—и справа и слева. сзади и
спереди. По звукам я догадался. что стре-
ляли немцы. и понял, чтомы окружены. Я
сказал об этом Тосе, но она даже не
вздрогнула.

На одиннадцатый день я решил, что
могу двигаться; и мы начали пробираться
к своим. Мы вышли под вечер. Шли по
целине, проваливаясь пс пояс в снег.

Мы встретили немецкий патруль. Этот
бой я никогда не забулу. Тося была ра-
HeHa, HO у нее хватило сил повалить ме`
ня, лечь мне на спину и отстреливаться.

Перестрелка продолжалась минут Re
сять. Два убитых немца лежали непода-
леку от нас. а гретчй. заверное раненый,
уполз, оставив за собой полосу крови.

в
Nt

Hy Ey \ ЕК Глядя. как Тося перевязывает себе рану.
td We я прелложил ей где-нибуль  отсидеться
ИИ 1 еще пару дней. но она ответила «Если Я

столько выстралала. то теперь мне ниче-
го не страшно». М я поверил ей.
Мы шли три дня. На четвертый я со-

— Hy, что же, продолжим партию, —
с твердостью закончил Бараш, подви-

гая инженеру доску...
Рис. художника С. Солосина

ные боковым отсветом, делали лицо де-
вушки прозрачным и еще больше оттеня-
ли печать усталости. Ресницы то
опускались, то с невероятным напряжени-
ем приподнимались. Сон тяжелил голову.

— Лейтенант, — обратился Бараш к де-
вушке; Z

Ova вздрогнула и повернулась к нему.

Некоторое время она недоуменно смотре-
ла на капитана, не понимая выражения
его лиНа: а когда чуть освоилась. то прэ-
изнесла извиняющимся голосом:

— Больной вам мешает? Я постараюсь

его успокоить.
— Не стоит, — остановил ее Бараш. —
Идите и ложитесь на мою койку.
Красноярска успеете отдохнуть.
И, не дожидаясь согласия, капитан взял

девушку под локоть и ‘повел в купе. Она

покорно повинова лась. Бараш  опра-
вил постель. предложил лейтенанту
чувствовать себя свободно, снять сапоги
и располагаться. Девушка безотчетно по-
виновалась. Снимая сапоги, она по-женски
стыдливо, прятала рукой портянки, не вы-
яимая их из голенища. Она. легла. не снияз
гимнастерки, и прошло не более минуты

как послышалось мерное сонное ее дыха-

ние.

Поезд неутомимо шел на запад. Попреж-
нему мелькали поля, сопки, тайга, по-
селки, станционные будки. Два моих
соседа по купе безучастно  смотре-
ли в окно, а Бараш, облокотившись
на столик, о чем-то думал.
его то сжимались, то неожиданно озаря-
лись легкой усмешкой. Видимо. хорошие
воспоминания приходили к нему в эту мя-
нуту. Но, когда улыбка исчезала, лицо
мрачнело, отчего шрам на щеке багровел

или даже, скорее, чернел. Несколько раз

Бараш поднимал веки и смотрел на спя-
щего лейтенанта. Поймав однажды такой
взгляд капитана, инженер многозначитель-
но подмигнул и, наклонившись к капита-
ну, прошептал:
_ — Хороша! Должно быть,
офицера с ума свела.

— Возможно. На фронте такие не толь-
ко красотой своей сводят с ума, но и от-

не одного

вагой и преданностью, это настояшие лю-

ди. }

— Конечно, настоящие! — подтвердил
инженер, совсем иначе поняв капитана.—
Только влюбленные дураки превращают

своих возлюбленных в неземные сущест-

ва, так «сказать, в эфирные создания, амы
< вами люди реальных взглядов...
Кто знает, — перебил
возможно, и я влюбленный дурак.

Капитан помолчал несколько секунд, а
затем, видимо. решившись, продолжал:

— Пожалуй, дураки не влюбленные. а
те. которые никогда не любили. Что ка-
сается влюбленных, я на их сторове и
потому решаюсь вам открыть одну из не-
многих моих тайн.

Бараш провел рукой по волосам и на-
чал свой рассказ:

— Вы помните февраль сорок второго
года? Это был страшный февраль, метель-
ный. морозы жгучие. Тогда я был млад-
шим лейтенантом и команловал взводом
разведки. Бывало, илешь лесом, дух захва-
тывает, а снег даже звенит. А вы слышали,
как звенит снег в лесу? Шаг сделаешь,
на километр слышно. Вот в такую ночь,
в канун ваступления, я ушел в тыл к
немцам. Надо было итти двенадцать кило-
метров. Со мной были 23 бойца и сани-
тарка Тося.

Вышли мы на рассвете, а часов в во-
семь приняли бой. Два часа бились. Меня
ранило, но я оставался в строю. Взвод
мой релел, а так как мои люди уже взя-
ли двух немцев, я приказал тащить их
в тыл. В это время пуля прожгла мне по-
гу, и итти я уже не мог. Меня потащили,
Нас всего оставалось семь человек. и все,
кроме’ меня. могли итти; а это значит, что
они могли доставить «языков» в штаб. Я
приказал положить меня в кусты. оста-
вить продукты и патроны и всем уходить.

Бойцы уложили меня в кусты, сделали
удобные подстилки, укрыли своими шиче-
лями и ушли. Они долго оглядывались.
`И, признаюсь я еле сдержался, чтобы не
  позвать их обратно.

легко

До

Губы

Бараш, —

вершекно обессиленный, упал и потерял
сознание. Очнулся я в госпитале, совер:
шенно не зная. как туда лопал. Но не 926
этом я думал. Первый мой вопрос был:
гле Тося? Сестра мне ответила что Тося
молодец что она дотащила меня ло пере-
довой и сейчас лежит в женском корпу-
се. Тося была жива. Вам это — понятно,
Дмитрий Степанович?

— Ну я... Я надеюсь. вы женились на
 Тосе... Ведь вы гак сказать, были безот-
четно влюблены...
`` Увы, не суждено было. Тосю увезли
в тыл У нее было серьезное ранение. а
я после госпиталя на четырех фронтах по-
бывал и еше пва раза был ‘ранен. В пос-
ледвий раз пол Кенигсбергом. Ослепв. да
вот этот шрам заработал. А о Тосе так
ничего больше не знаю.

— Да-с. — процедил инженер.

— Па-с. Дмитрий Степанович. теперь бы
она вряд ли призналась. Ведь она ни р3-
зу не сказала. что любит.

„Поезд подходил к Красноярску. Дз-

вушка поспешно надевала сапоги. но ©
двяжения были нервными, MaKe суло-
рожными.  Наскоро  распростившись <
нами, поблагодарив за внимание.  девуш-
ка поспешила к больному и вместе с
бойцами вышла из вагона. Мы остались с
капитаном вдвоем. Минуту я молчал, =е
решаясь помешать моему спутнику. но лю-
бопытство томило меня. ия наконец, спро-
сил, как велико его желание найти Тосю
Капитан приполнял веко и как-то стоанно
спокойно ответил: ;
А я нашел ее. Она три часа спала
на этой койке в этом купе. Она He пр?и-
зналась. значит. мне незачем ее больше
искать. Но вы не подумайте. что я сер-
жусь на ‘нее. Ведь она ничем мне не обЯ-
зана... А я хочу сохранить ее образ не-
тронутым.

Прошло минут сорок. и, когда поезл тро-
нулся, к капитану подошла проводнина и
подала вчетверо сложенный лист бумя-
ги. Бараш, приподняв веки, с изумлением
смотрел на письмо. Он развернул листок
и начал читать про себя. Лино его покры-
лось багровыми пятнами губы  прожа-
ли. а веки TO и дело выскальзьва-
ли из-под трясушихся пальцев. Он прочи-
тал письмо и протянул его инженеру:

— Нате, читайте. читайте вслух.

«Дорогой мой. — читал Дмитрий Сте-
павович.— Прости меня. что я стала неча-
янной ‘слушательницей твоего  оассказа.
Когла я впервые услышала твой голое, я
подумала что узнала, но боялась  оши-
биться. И только по твоему рассказу 4
узнала тебя. Ты так изменился! Рассказ о
том, как я тебя притащила к передовой,
занял бы очень много времени. а  поезл
стоит всего сорок минут. Я очень волну-
юсь и не могу писать. Эти годы я Bee
время искала тебя. Но обазве легко оты-
скать человека ча войне!

Я никогда не говорила. что люблю те-
бя, но надо ли ©б этом мне говорить. Как
мае хотелось обнять тебя и расцеловать!
Ты не узнал меня — это обидно и боль-
но. Но меня действительно тоудноа узнать
Ведь я была еше раз ранена, постарела 4
в жизни я куда хуже, чем та, которую ты
любишь. чем та. которую ты боготворишь.

такой какой ты меня
не решилась признаться тебе. Это очень
тяжело. и понять можешь только ты... Я
знаю, что. встретив меня, ты разочаровалея
бы и разрунзил свой идеал. свою мечту. А
как они красивы! Cepaue разрывается на
части от боли, от того, что я не достой-
на твоего ‚идеала. Но я счастлива, что
увидела тебя. Это счастье эгоистки, Но
ведь в любви каждый немножечко эгоист.
Любимый мсй, обнимаю тебя. целую мно-
го, много раз. Тося. Вспомни чейтенанта
мелипинской службы. Р. $. Если очень
хочешь, приезжай в Канск. Счастью мое-
му не будет границ».

Дмитрий Степанович осмотрел письмо сс
всех сторон и протянул его капитану.

Бараш спрятал письмо и начал Topon-
ливо, одной рукой. укладывать веши. На
следующей станции он. сошел, тепло
распрощавшись с нами. Когда поезл уже
уходил. он крикнул нам вслед:

— Теперь-то я найду ее. обязательно

найду.
* Р. ИЮЛЬСКИЙ.

представляешь, я

Для того. чтобы в твоей памяти остаться

SAR NE
as = мешетьчьмоззтзнононииоициь

а,