: :

Ss

{

т
Oe
Oi,
C0

Ne
Vay
АИ

BER

LBD
Ora

™ Of

ТБО
Teas

Dade

=
УХ
Oly
И х}

а
PHOTO

pate.
«ly:

вой

[ —
чих,
Ыб

ROK
raTys
HOBS
t pas
Tens

Зна-

- 1
ри.

- 0%
БИ

я
‚ М
HON

neh 7

Вторник, 27 ноября 1945 г., № 24 (525).

Учитель и комсомольская
группа

После тяжелого ранения я находился
5з излечении в г. Владимире. И там впер-
вые прочитал стихотворение Маргариты
Алигер «Выздоровление». Одна строфа его
есобенно ине запомнилаюь: °

«Отоять вот Tak,

не думать ни о чем,

но твердо знать по незабытой боли,

что молодым простреленным плечом

он заслонил детей, бегущих в школе».

Одна лишь строчка звучит здесь невер-
во: «Не думать ни о чем». Нет, в дни
вынужденного покоя я многое передумал и
тогда же решил: если не вернусь <нова
на передовые позиции, — школа станет
для меня тем же фронтом.

В 1944 году я вернулся к любимой ра-
бете, я опять начал воспитывать новое
зюколение советской молодежи.

— Восьмой «Б», 34 ученицы, шеетнад-
цать комеолюлок, класс, что называется,
средний, — так охарактеризовали мой
класс учителя, которые работали < ним
20 моего прихода.

В этой краткой характеристике мое
внимание поивлекло главным образом то.
что в классе довольно большая комсомоль-
ская группа. Какими же` окажутея эти
комсомолки? Действительно ли они OTHO-
еятся к числу передовых, лучших ученик
класса? Еели они станут моими верными
помощницами, мы сможем сделать очень
многое.

Однако ближайшие дни показали, что
положение далеко не из блестящих. Из
знестнадцати комоомолок ‘добрая половина
имеет плохие опенки, не ведет никакой
общественной работы, нарушает лиесципли-
ну. Комсомольская группа не пользовалась
авторитетом, за первое полугодие 1944/45
учебного года в комсомол была принята
всего лишь одна ученица.

В решениях ХШ пленума ЦЕ ВЛЕСМ
четко сформулированы задачи школьной
комсомольской организации, которая долж-
на служить примером в поведении, в уче-
бе, в слаче выпускных экзаменюв и эк-
заменов на аттестат зрелости,  раснти-
рать ‹в0е влияние на всех учащих-
ся, проявлять заботу об организации ра-
зумного и увлекательного досуга,  доби-
зваться улучшения массовой внешкольной
работы.

Живые дела, интересные дружеские бе-
ееды, коллективное посещение музеев и
театров, оживленное обсуждение новинок
советской литературы, регулярно выходя-
шая стенная газета — вот что могло под-
нять и укрепить значение комсомольской
группы, способствовать ее росту.

Я хотел заставить комеомолок на деле
етать передовыми представителями осталь-
ной учащейся молодежи. Собрания были
еткрытыми, в театр приглашались все без
исключения (но приглашались  группор-
том). К участию в выпуске стенгазеты
привлекались многие не комсомолки, но во
лаве очередной бригады выпускающих
стояла комсомолка. Общественные пору-
чения возлагались подчае на весь класс,
но организатором и руководителем всегда

г» были комосомолки.

Мы провели несколько очень интерес-

ных собраний. Приведу примеры.
_ На собрании. посвященном дню Красной
Армии, выстущила молодая артистка Мо-
<ковской филармонии, познакомившая нае
0 своей новой музыкально-литературной
композицией по роману С. Бородина
«Дмитрий Донской». Другое собрание про-
исходило в фойе Центрального детского
театра. где после просмотра спектакля
«Город мастеров» мы ветретились © авто-
pom пьесы Габбе, режиссером-постановщи-
ком Колесаевым и актерами —исполнителя-
ми главных фолей. Третье собрание, <0з3-

ваннов в связи с тревожным положением
в учебе, не свелось лишь к арифметиче-
скому подсчету единиц и двоек и нота-
циям. Мы услышали на нем интересный и
содержательный доклад одного из научных
работников на тему о том, как надо зани-
матьея, в чем состоит значение самостоя-
тельных занятий, как учились Ленин и
Сталин.

Иным стал и характер комсомольских
поручений. Подготовка общешкольного ве-
чера, организация тематических выставок
стали живым и увлекательным делом.

Для выставки «Русекие прусеких всег-
да бивали» поналобилась, например, худо-
жественная репродукция картины Коцебу
«Русские в Берлине в 1760 году». До-
стать ее было очень трудно. Комсомолке,
которой это поручили, пришлось побывать
в редакции одной из московских. газет,
в Историческом музее и в других куль-
турных учреждениях. Она хотела было
уже отказаться от возложенной на нее
задачи, но ия и группрг настояли на
том, чтобы комсомольское поручение было:
выполнено.

После долгих усилий нужная нам ре-
продукция была получена на время из
фондов Третьяковской галлереи.

Большое воспитательное значение имел
и другой случай. Двум комсомолкам был
поручен уход за больным ‹тариком-пен-
‹ионером. Однажды необходимо было схо-
дить за лекарством для нею. OrHa из
KOMCOMOJOR действительно не могла пойти,
а другой было «скучно» итти без подру-
ги. Не желая оставить без последет-
вий это нарупение дисциплины, мы проч-
ли на собрании сходный с данным ‹луча-
ем отрывок из киносценария «Они жили
в Ленинграде». Здесь я напомнил также 06
одном из самых замечательных стендов
выставки «Комсомол и мололежь в Отече-
ственной войне»— стенде «комсомольское
сердце». Й простое, ‘казалось бы, легко-
мыслие в глазах всех собравшихея пере-
росло в нечто принципиальное. зазвучало
по-новому.

Некоторые дела комсомольской группы
могут и должны выходить за обычные
школьные рамки. Расскажу 06 одном заду-
манном, во еще не осуществленном деле,
имеющем болышое общественное значение.

В дваднати километрах от Ярославля,
в деревне Карабиха, находится дом, rie
жил и творил великий русский поэт-де-
мократ Николай Алексеевич Некрасов.
Здесь он <оздал поэму «Русские женщи-
ны», здесь работал над поэмой «Кому на
Руси жить хороню». К сожалению, дом
поэта превращен жильцами в хранилище
всякой домапеней утвари.

Мои ученипы в этом году по програм-
ме будут изучать творчество Некрасова
й создадут небольнгую передвижную вы-
ставку. А во время мартовских каникул
лучшие из них вместе со мной поедут в

биху и приведут в порядок. оформят
некрасовский кабинет, а так же побесе-
дуют с учашимиея местной школы, пору-
чат им охрану и заботу о выставке в
дальнейшем.
ых

Напа комсомольская группа продолжа-
ет расти. За весь прошлый учебный год
в комсомол вступили только четыре уче-
ницы. В этом году уже в первой четвер-
ти были поданы три новых заявления.

Хочетея думать. что. в переходу в де-
сятый класс, на пороге своей зрелости,
все мои ученицы станут членами ВАЁСМ,
ий на дверях нашего класса появится ма-
кет комсомольского значка и надпись —
«Десятый —= комвомольский».

И. ЭТКИН,

классный руководитель 9-го класса «Б»

644-й школы Куйбышевского района,

—_ 3—-

Конкурс на пьесу

для Театра юного зрителя

Год тому назад Комитет по делам ис-
кусств при СНК СССР об’явил закрытый
конкурс на пьесу для Театра юного зри-
теля. В нем участвовали ведущие драма-
турги.

Жюри конкурса, подведя итоги, решило
вервые премии не присуждать никому.
Вторые премии в размере 20 тысяч рублей
присуждены авторам пьес: «Сын полка»
В. Катаеву, «Кошкин дом» С. Маршаку,
«Веселое сновидение» («Смех и слезы»)
С. Михалкову.

Владимир ПАВЛОВ,

Герой Советского Союза

Цикл лекций для учащейся

молодежи Москвы

Вчера в лекционном зале Политехниче-
ского музея состоялась очередная лекция
из цикла «Ломоносовских чтений», органи-
зованных ЦК ВЛКСМ и Академией наук
СССР.

Около 1000 учащихся средних школ Мо-
сквы с болыним интересом прослушали
выступление члена-корреспондента Акаде-
мии наук СССР Я. К. Сыркина на тему
«Периодическая система Менделеева».

Среди прузей*

В каждой области Югославии своя при-
рода, свой пейзаж и своя неповторимая
прелесть. В Словении все нам показалось
новым и своеобразным. Небольшая no
величине Словения в то же время
является самой важной промышлен-
HoH частью Югославии. Здесь  рас-
положились крупнейшие промышленные
предприятия. ‘Мы, например, — осма-
тривали большой металлургический завод,
< хорошими квалифицированными рабочи-
MH, беседовали с 14-летним учеником
технического училища, потомственным ра-
бочим, увлеченным своим ремеслом и уже
сейчас отличным слесарем.

Во время немецкой оккупации много
словенцев было вывезено на работы
в Германию и Италию. Большая часть Сло-
вении была присоединена к Германии, а
остальная — к Италии. Были сожжены
словенские книги, уничтожены школы, а
словенский Народ об’явлен несуществую-
шим. Но словенцы, возглавляемые пере-
довыми рабочими, ожесточенно боролись.
уничтожая оккупантов, не давая  онеме-
чить древнюю словенскую землю, и вместе
со всеми народами Югославии завоевали
свою свободу.

Любляны, коупнейший город Словении,
встретил нас бурным митингом: где тыся-
чи наших друзей заполнили плошадь 4H
громко выражали свои восторги по случаю
приезла посланцев Советского Союза. Пос-
‚ле митинга нас засыпали вопросами. Каж-
дый находил среди нас «своего» делега-
та. Ко мне подходили партизаны, и мче

приходилось в который раз рассказывать
© партизанах Украины, о наших рейдах и
операциях.

= Продолжение. Начало см. в № 20 от

17/XI—45 г,

В честь нашего приезда в Люблянах бы-
ла организована эстафета. Ее принесли к
нам прямо в гостиницу и просили доста-
вить в Москву и передать советской моло-
дежи. Эта эстафета дружбы была вручена
нам < массой живых цветов — роз, гвоз-
дик, которые мы буквально не знали ку-
да класть.

Мы видели в Словении и в Словенском
приморье многочисленные санатории, рас-
положенные у отрогов Альп и на побе-
режье Адриатического моря. В них отды-
хают десятки тысяч югославских детей.
Правительство проявляет большую заботу
о детях, оставшихся без‘ родителей. Мы
побывали в детском доме в городе Церк-
венице. Я видел, как одна воспитательни-
ца сидела за роялем, окруженная. группой
ребят и пела «По долинам и по взгорь-
ям». Это было радостно, и я еще раз убе-
дился. как глубока и повсеместна любовь
к Советскому Союзу в Югославии,

Из Словении мы торопились в Белград,
чтобы попасть на большой всенародный
праздник — годовщину освобождения Бел-
града от немецких захватчиков. В городе
был грандиозный парад войск. Когда наш
самолет летел над Белградом, мы уже ви-
дели на его улицах толпы ликующих лю-
дей.

Из Белграда мы отправились в Сараево,
древний город, центр Боснии. Город Сараево
очень своеобразен и необычен. Он распо-
ложен`на &клонах двух’ гор, сходящихся в
ущелье. Центр города находится на самом
дне ущелья. В —Сараеве я  позна-
комился с партизаном Мичо Ракичем. Он
подарил мне интересный сборник народных
песен. Я храню эту небольшую красную
книжицу. В песнях югославы от всего
сердца говорят о любзи к маршалу Тито,
к Советскому Союзу и великому Сталину.

МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

физики Академии наук СССР.

выполнено.

Nl. ПОЛОСУХИН,
Л. ГРОШЕВ.

пилот

ния ни ничо ичи кинка ии УС НИК КУ КУЧЕ МЕНЕ ККИ ини нии кани вин кибуни них куни ен имен уо и бучин ион ви оу ии ВУИ НЕНИЯ НИНУ омичи ниче вики

Медленно движется стальная лента
транспортера. Черные груды угля, добрав-
пгись до поворотного барабана, © грохотом
падают в железный кузов вагонетки.

Маленький плоский электровоз, за-
цепив  ватонетки, стремительно ные
ряет в темноту штрека. Гулко стучат ко-
леса. Мелькают по сторонам полуоевещен-
ные -лица пгахтеров. Через несколько ми-
нут машинист электровоза Мария Pair
жих плавно нажимает тормоз. Состав до-
ставлен к стволу под`емной клети.

Марию Рыжих знают все шахтеры
Мосбаюса.

Когда-то она мечтала стать  учитель-
ницей. Окончив 7 классов, Мария посту-
пила в Отаниславокое педагогическое учи-
лище. Но началась война, учебу приш-
лось заменить работой на шахтах.

Трудно было вначале привыкнуть к тя-

желому горняцкому делу. Но желание по-.
мочь любимой Родине дало возможность.

Рыжих быстрое освоиться © работой. Ма-
рия в короткий ерок овладела профессией
машиниста и стала водить электровоз.

Примеру Рыжих последовали девушки,
комсомолки Галя Ткаченко. Валя Меньиги-
кова и другие. Они об’единилиеь. в комео-
мольско-молодежную бригаду электровоз-
ных маптинистов. Мария была назначена
бригадиром.

Решительная, живая, всегда веселая,
Мария горячо взялась за новую работу.
Подруги полюбили её, а старые. бывалые
мастера часто с уважением говорили: «Не
девушка — отонь!».

Благоларя дружной работе бригада ста-
ла выполнять до двух норм. Только за
последние 7 месяцев она перевезла сверх
нормы 18.300 тонн угля.

Перед ХХУШ годовщиной Великой 0к-
тябрьской революции широко развернулось
социалистическое соревнование. Девушки
ежелневно перевозили по 140—150
тонн угля вместо 77 тонн по норме.

Полет продолжался

Как уже сообщалось в «Московском комсомольце», 22 ноября с возду-
хоплавательной площадки Центральной аэрологической обсерватории Глав-
ного управления гидрометеорологической службы Нрасной Армии стартовал
субстратостат «ВР-77». Полет был организован с научной целью Физиче-
CHUM институтом Московского государственного университета и Институтом

К вечеру следующего дня от номандира экипажа подполковника Поло-
сухина была получена телеграмма, в которой сообщалось, что субстратостат
благополучно приземлился в Борисполе, Киевской области. Он пробыл в воз-
духе 17 часов 40 минут. Все члены зкипажа здоровы. Поставленное задание

НА СНИМКЕ: экипаж субстратостата «ВР-77» (справа налево): науч-
ный сотрудник обсерватории А. БОРОВИКОВ, командир экипажа подполковник
майор С. ПОПОВ и радист младший

ГЕТЕ ИЕ ЗЧ ИО НИ ИЕ ЗН ОИЕ ЧЕ О ВЕН ин нате о ина нете ан на

Мастера подземной тяги

уриальной ^

еек

17 часов 40 минут

лейтенант

Фото Г. Широкова. (ТАСС).

НВ ИИ ИНП А НИ ВОЕВИОНВЫИ БАКИ НАК ЧИ АЯ ВЕН ИЕН НИ НЕ ИИА АВ И ВИНА ОАК ВИЙ АВА ВИ ИЛИ КИВИ ИИА НАРНИИ ИКИ Б РЯ ОВК И АВИА ХАНА ИИИ в АРА ААА КАИ ВИВ АНА ВОК ВОЛОДЯ ИА ВИП ПАНА Иом ро лар воин вавирланадааяниии!

1 ноября Мария Рыжих  доерочно вы-
полнила годовой план.

После смены Марию вызвали в комитет
комсомола.

— Молодец, — сказал комсорг шахты
тов. Костюков, крепко пожимая руку гор-
нячки. — Ты сделала замечательный
подарок Родине.

Волыное внимание в бригаде уделяли
полному техническому чоучених электро-
воза. Для стахановекой работы недоста-
сточно уметь хорошю водить электровоз.
Бывают поломки: испортится мотор, ун-
равление. Нужно уметь быстро ликБиди-
ровать неполадки. А без глубокого знания
электровоза этого слелать нельзя.

Девушки обратились за советами и кон-
сультациями в опытным мастерам. Чита-
ли специальную литературу. Они изучили
мотор, условия  эксплоатации,  познако-
мились < техникой’ безопасности. B
контрольной книге ‹дачи и приема мате-
части = электровоза рулевые
стали отмечать выявленные недочеты и
‘своевременно устранять их.

Упорным трудом и учебой девушки
бригады Марии Рыжих добились cokpa-
щения простоев и увеличения количества
перевозимого угля.

Девушки упорно соревнуются © лучши-
ми запальщиками шахты — комсомольца-
ми Вюлодиным, Кормильцевым и Cepre-
евым. На участки, тде отстает добыча
угля, выполнив свой валания, приходят
молодые патриюты, берут забойные молот-”
ки и нарубают до 25 тонн угля каждый.

Чтобы получить почетное право учает-
вовать в слете молодых передовиков Мо-
сковского угольного бассейна, девушки
Opurain Марии Рыжих решили выдавать
на-гора по 170 тонн угля в смену.

Обещание свое они выполнити. Брига-
да Рыжих одна из первых прибыль Ha

слет.
Л. ПОЧИВАЛОВ.

ыы ———

ПО СЛЕДАМ НАШИХ МАТЕРИАЛОВ

«Сводки и действительность»

23 октября в № 10 (511) газеты «Мос-
ковский комсомолец» была помещена‘ ста-
тья «Сводин и действительность». В’ ней
говорилось о недостатках в руководстве
комсомольско-молодежными бригадами на
заводе «Фрезер». >

Комитет ВЛКСМ- завода обсудил ста-
тью и признал факты, приведенные в ней,
правильными. Комитет принял решения и

В честь нашего приезда в Сараеве была
созвана «академия»—собрание городских
представителей, на котором нас попросили
рассказать о Советском Союзе, о нащей
молодежи, о восстановлении. Собрание
происходило в огромном, к тому же доот-
каза переполненном’ помещении. ‘От обще-
ственности города выступил председатель
скупщины. Боснии и Герцоговины Кецмано-
вич, а от нашей делегации — тт. Пегов,
Ситников, Ильина и я.

В городе Мостаре нас встретили летчи-
ки. Они выставили почетный караул и при-
нимали нас очень торжественно и радуш-
но. Несмотря-на небольшой стаж, они пре-
красно летают. Когда мы покидали город,
нас сопровождали четыое истребителя, на
которых югославские летчики с большим

На снимке: члены делегации советской

обсудил их на совещаниях комсофгов И
оруппоргов цехов.

В начале декабря возобновится учеба
бригадиров. Для внедрения опыта перело-
рых молодежных коллективов намечено
ежемесячно проводить общезаводекие со-
брания бригадиров и широко освещать ме-
тоды их работы в заводской многотиражке
и по радио.

искусством показали фигуры высшего пи-
лотажа, а ведь некоторые из них были не-

давно простыми пастухами. В Мостаре нас.
также встретил многотысячный митинг. Он   ногорские мальчишки, и скоро

происходил на городской площади. Люди
забрались даже на’ минарет.

Может быть, когда перечисляешь беско-
вечные митинги, это кажется однообраз-
ным, но я на каждом митинге  чув-
ствовал себя по-новому. Нельзя, невозмож-
но привыкнуть к таким встречам, к такой
буре радости и восторга, к такому раду-
шию и гостепоиимству. Такие же митинги
были в Подгорице. в главном городе Чер-
ногорни—Цетинье и во всех городах, куда
мы приезжали. Исключительное единоду-
шие народа, прошедшего < честью через
тяжелейшие испытания и сплоченного об-

молодежи— полковник Пегов, Герой Совет-
ского Союза Павлов, Герой Социалистического Труда Яцков и другие среди на-
селения столицы Черногории города Цетинье.

Адам Мицкевич

_(К 90-летию со дня смерти)

В 1837 году в одном из французских
журналов появилась статья, посвященная
памяти Пушкина. Ее написал великий
польский поэт Адам Мицкевич. В ней он
говорил о Пушкине с чувством глубокого
преклонения и неподдельной любви.

Пушкин в Мицкевич встретились впер-
вые в годы пребывания польского поэта
в России. Эта встреча оставила глубокий
след в сочинениях Мицкевича и Нушки-
на. Она была первым проявлением живо-
творной связи русской и польской куль-
тур.

Приезд Мицкевича в Россию раскрыл
перед ним широкие горизонты. Развитие,
демократических идей в русской литера-
туре, отважная борьба русских писателей
с самодержавием, изумительное совершен-
ство и смелость художественной манеры
поэтов России не могли не увлечь Миц-
кевича. Дружба с выдающимися поэтами
и дворянскими революционерами сблизила
Мицкевича с самыми передовыми идеями
эпохи. С восхищением он писал,
что, «словно по данному знаку вся
русская литература стала на сторону оп-
позиции. Даже те. кто не осмеливался за-
девать правительство в своих сочинениях,
замкнулись в грозном молчании. В этом
сказалась такая мощь души и неподкуп-
ность, примеров которой я не видел да-
же в странах более свободных и прогрес-
<ивных».

На всю жизнь сохранил Адам Мицке-
вич уважение к русскому народу и лю-
бовь к его писателям. Он знал, что есть
две России, так же, как две Польши:
Россия угнетателей и Россия угнетенных.
Он так и назвал свою пьесу, над которой
работал в последние годы своей жизни,
— «Якоб Яссинский, или две Польши». В
этой пьесе он говорил о неминуемости
союза России и Польши. В знаменитой
поэме «Дзяды» он обрушивалея на рус-
ское самодержавие. Одно из стихотворе-
ний третьей части поэмы он закончил
словами глубокого сочувствия к угнетен-
ному русскому народу. С особой силой его
отнопение к революционным русским пи-
сателям сказалось в стихотворении «Прия-
телям — москалям». Это — поэтическое
завещание Мицкевича, в котором гениаль-
ный польский поэт оплакивает трагиче-
скую судьбу декабристов. :

Пример русских писателей помог Миц-
кевичу увидеть в польском обществе наи-
более демократические круги. Величай-
ая заслуга его в том, что он смог стать
поэтом не столько шляхты, сколько поль-
ского народа. Уже будучи за границей он
безбоязненно выступил в защиту галиций-
ских крестьян, поднявших восстание про-
тив польских помещиков.

Первые сборники стихотворений Мицке-
вича были основаны на тщательном  изу-
чении литовской и польской старины и
народной поэзии. Мицкевич, как и Пуш-
кин, был тонким знатоком и ценителем
‘народного творчества. И это нашло отра-
жение уже в его ранних стихотворениях.

i i рва ночи на вина ниви па веанниниу

щей борьбой, проявлялось и в этом. В Под-

горице мы, например, приехали неожидан-’

но. Весть © нашем приезде разнесли чер-
несколь-
ко тысяч Человек сопровождали нас.

Черногорцы — воинственный и храбрый
народ. Сама природа закалила их — кру-
гом горы, скалы, 85 тысяч человек поте-
рял этот небольшой народ в борьбе < нем.

цами. И ‹ейчас из-за тяжелых  при-
родных — условий черногорцы = испы-
тывают ‘немалые трудности, но нигде

не видно уныния. Народ Черногории с на-
деждой смотрит на свое будущее, кото-
рое он сам завоевал в тяжелых боях и
которое будет теперь сам строить. Когда
мы покидали Черногорию, на прощальном
банкете председатель верховного суда
Черногории Сава Фатич сказал:

`-— Дорогие наши друзья, молодые това-
рищи из советской страны! Вы покидаете
нашу землю, и если бы камни и горы уме-
ли говорить, они бы тоже сказали вам о

любви к вашей стране, к великому
Сталину.
Прекрасно. иллюстрируют единодушие

черногорцев результаты прошедиих выбо-
ров. Более 90 процентов участвовавшего
в выборах населения Черногории голосова-
ло за Народный фронт.

Вот мы и снова в Белграде. Наша поезд-
ка подходит к Концщу. Перед от’ездом нас.
принял маршал Иосип Броз-Тито. Об этой
встрече мы давно мечтали. Мы приехали
в строгий и величественный дворец и по
мраморной ‘лестнице поднялись в прием-
ную. Маршал не заставил нас жлать- Не-
ожиданно легкой походкой он вышел в
приемную и приветливо поздоровался ©
нами.

В каждом движении Иосипа Броз-Тито
была видна хорошая военная выправка, та
неуловимая четкость и легкость, свойст-

‚  венная настоящим старым военным. Глаза

маршала, очень живые и прочицательные,
смотрели открыто и дружелюбно, и вего
лице мудрость сочеталась с простотой.

Обаятельный челозек, интересный собе-
седник, Тито рассказал нам о восстанови-

тельных работах, которые ведутся в Юго-

Первый матч на

товарищеский матч по хоккею. Вторая
с командой общества «Строитель». Матч закончился победой «Динамо».
На снимке: один из моментов игры.

Настоящая слава пришла к Мицкевичу в
России. Здесь он выпускает «Крымские
сонеты», в которых запечатлены в необы-
чайно сильных образах яркая природа
Крыма н широкое раздолье украинских
степей.

В 1828 году в Петербурге вышла зна-
менитая поэма Мицкевича «Конрад Вал-
ленрод». В ней Мицкевич воссоздает
жизнь стародавней Литвы. Основу поэмы
составляет борьба славянских народов
против немецких псов-рыцарей, мечом и
огнем стремившихся покорить народы
Литвы и Полыини.

Чувство любви к родине обострилось У
Мицкевича в годы его странствований по
Западной Европе. Это были вместе с тем
годы невероятных страданий поэта. На эти
голы падает создание лучшей части его
давно задуманной поэмы «Дзяды». В ней
он выступает поэтом-реалистом. дает по-
разительной яркости картины жизни и ри-
сует глубоко правдивые типы польского
национального движения.

Вершину творчества Мицкевича  пред-
ставляет поэма «Пан Тадеуш»  (1832—
1834 гг.) Эта зпопея занимает в польской
литературе такое же место. какое в рус-
ской «Евгений Онегин». Поэт, современник
Минкевича, Немцевич говорил. что в поэме
никогда не умрет польская народность.
Эта поэма — эпический рассказ о патри-
архальной Польше с ее уже устаревшими
обычаями и нравами. с ее широким и ра-
душным  хлебосольством, со знаменитой
шляхетской вольницей и с грустной и
скромной природой Литвы. Глубоко реа-
листические типы польских помещиков,
ксендзов. юристов, мелкой шляхты сдела-
ли эту поэму своеобразной энциклопедией
польской жизни:

С 1834 года творческая сила Миицкеви-
ча почти угасает. Увлеченный различными
мистическими учениями, он ради них за-
бывает о ‹воем поэтическом творчестве.
Но за 15 предыдущих лет (1819—1834),
Мицкевич создал все основные фо}мы я
темы польской литературы ХХ века.

Он умер вдалеке от родины 96 ноября
1855 года. К тому времени уже не было в
живых многих его русских друзей и по-
читателей. Для величайших русских писа-
телей и критиков Мицкевич находился в
первом ряду европейских лириков. Пут-
кин, Рылеев, Гоголь, Бестужев, Белин-
ский, Толстой. Горький всегда с глубо-
ким уважением отзывались о величайшем
певце польской демократии. г

Мицкевич мечтал о единении славян, ©
тех временах, когда народы России и
Польши соединятся в нерушимой дружбе.
Завет его восприняли воины польского вой.
ска, сражавшиеся против немецких  за-
хватчиков плечом к плечу с Красной Ар-

мией.
М. ПОЛЯКОВ.

кандидат филологических наук.

ЗБ ВНЕ ВЕНЕ ЗЕНОН ВОЛИН В ЕВЕ БОЕВОЕ ВОВ ВЫ ЯВ 5 В ЕЕ БУМ ЕЛИ ЗЕЕ ВВ ИН Е НЧ Нана вины ни вин ини хих оз з ищи ну ии знании чи он анихияянихиничинихиначчы,

i

‘ледяном поле

Зима. Наступает пора горячих спортивных схваток. На’ пер-
вый, еще не окрепший лед вышли конькобежны и хоккеисты, по снежной
целине проложили лыжню энтузиасты лыжного спорта.

В воскресенье на малом поле стадиона «Динамо» состоялся

первый

команда «Динамо» встретилась

Фото Ю. Корабельникова.

: oa = ^ м: — х ) Fast м ” ,

славии, об исключительном трудовом под’
еме, а также‘о боевых делах югославских
партизан. Затем маршал с уничтожаюнтим
остроумием говорил о сторонниках реак-
ции и в каждом его слове чувствовалась
уверенность талантливого, большого руко-
водителя, который крепко опирается на
широкие народные массы и пользуется
больнюй любовью и авторитетом в стра-
не.

Беседа шла очень живо и непринужден-
но. Когда мы рассказали маршалу, что
побывали на его родине, он вспомнил свои
детские годы, родное село на берегу ре-
ки, за которой раскинулась Босния.

Мы подарили маршалу ружье, специаль-
HO сделанное тульскими оружейниками.
Маршал сердечно ‘благодарил нас за по-
дарок.

Представители молодежи Югославии, ру*
ководители Об’единенного союза югослав-
ской молодежи устроили нам трогатель-
ные проводы. Подаокам не было числа.
Нам передавали подарки для товарища
Сталина, для маршала Толбухина, войска
которого Участвовали в освобождении
Югославии, для молодежи героического
Сталинтрада, для молодежи города Ленина,
для москвичей...

Среди молодежи Югославии широко по-
пулярны наши герои: Зоя Космодемьян-
ская, Лиза Чайкина, краснодонцы. Моло-
дые югославы выражали восхищение их
бессмертными подвигами, говорили. что
учатся у них их честности, самоотвержен-
ности в служении родине. - В Югославии
знают ‘и поют наши советские песни. Пред.
ставители Об’единенного союза ачтифаши-
стской молодежи Югославии передавали
горячий привет москвичам, желали боль-
ших успехов. Прощание было очень теп-
лым и дружеским.

4 ноября наш самолет оторвался от
гостеприимной югославской земли, где. мы
провели несколько недель среди искоен-
них и горячих друзей нашей родины. Мож-
НО с уверенностью сказать, что поездка
советской делегации еще более укрепила
нашу дружбу с югославской молодежью,

отчизне питон

оттого же ск