РА

. ahead

НИИ

терь
Зои

30H,
nods
хи
свя.
спе.

ера-
лен*

}0Bb
Зои.
‚алла
1ach

CBAs

PCT
еж-
[Bas

LOM
ATH
он

дом

ет-
ств
ВЫ
рых
oux
py:
ма-
3bI-
й»,

Koa
THX
yee
AKO
НТЫ,
АЛЫ,

‚аук
06+

wa

мас
50H
if
yer!
p68
ope

тии

yo

Четверг, 29 ноября 1945 г., № 25

YE EBBPT

(526).

b BEHA

Юбилей. школы. ФЗУ комбината
„ Грехгорная мануфактура“

ЕЕ ОЗ ОВ Ее чез венчание

* 3a 25 лет школа ФЗУ ордена
Трудового Красного Знамени комби-
ната «Трехгорная мануфактура» име-
ни Ф. Э. Дзержинского подготовила
4.883 рабочих. Школа выпускает ра-
бочих 22 профессий, производствен-
ное обучение ведется в 20 цехах
комбината.

% 3a первое полугодие 1945 г.
учащимися изготовлено сверх плана
шесть тонн пряжи и 17.800 метров
суровых тканей.

К 78 бывших воспитанников шко-
лы работают начальниками цехов и

ззеачкя ‹

fener nsunetsen RRNA

susvucetascesasexer®

В помжий морозный лень 26 ноября
9920 года лвухэтажный лом по ВБольшо-
уу Трехгорному переулку  гостетригимно
раскрыл двери для молодежи. Шумливые
девчата и юноши ‘заполнили комнаты.
С нескрываемым любопытством разтляды-
вали они учебные комнаты, лаборатопии,
модели машин. Это были первые ученики

школы фабрично-заводокого ученичества.
булущие ткачихи, банкаброшницы, пря-

дильшщиЕи «Трехгорки».
С того дня прошло двадпать пять лет.

За эти годы школа подготовила  0ко-
zo 5.000 квалифицированных  рабочих-
текстильщиков лля комбината  «Трехгор-

ная мануфактура»
ского.

Оглялываясь на пройденный путь, мж-
но уверенно сказать, что воспитанники
школы своим творческим, самоотвержен-
вым трудом вписали немало <лавных
страниц в историю «Трехгорной мануфак-
туры». И орден Трудового Красного Знаме-
ни, который советское правительство вру-
чило коллективу трехгорцев, заслужили
вместе © кадровыми рабочими и бывшие
фабзавучники.

Покидая школу и становясь полнопраз-
ныни членами коллектива «Трехгорки»,
наши воспитанники быстро  выдвига-
лись в ряды передовиков. Зачина-
тельницей стахановского движения на
фабрике явилась юная ткачиха Лидия
Иванова. Она перешла на обслуживание
16 станков «Платт». Ее почин подхвати-
ли другие выпускницы школы, & затем и
старые фаботницы.

Bee новые отряды молодых текстиль-

шип выпуекала школа ФЗУ. Росло число
профессий: к ткачихам, прядильщицам,
банкаброшнииам прибавились граверы,
раклисты, токари, елесари и даже строи-
тельные рабочие.
о Великая Отечественная война внесла
большие перемены в школьную жизнь.
Срок обучения сократился до шести. меся-
Tes. Этого требовали насущные интересы
произволетва. Многие кадровые грабочпе
ушли на фронт, и Halo было подготовить
им замену. С этой задачей школа справи-
лась, хотя и работала в трулных услови-
ях. Достатосно схазать, что почти полови-
Ha рабочих, выпущенных школой 3a
Bee, BMA co существования, обучена в
тоды войны. . ‘

им. Ф. 9. Дзержин-

*

мастерами. В их числе: т. Баташев—
начальник приготовительного цеха
прядильной фабрики, т. Иванеев —
начальник механической мастерской,
т. Савина—мастер крутильного отде-
ления прядильной фабрики и другие.

К 50 питомцев школы награждены
правительством орденами и медаля-
ми Советского Союза.

* C supapa 1945 года школа ФЗУ
держит переходящее Красное знамя
Наркомата текстильной промышлен-
ности и Центрального Комитета
ВЛКСМ.

S aonunqunansunnaenneeeennennsenanennaneananscensaennnnnOneneannnannnn

NURGGURUOUSEE EU ane Eee ceeEEreecueEeEtecereseecencerrecuecere

Мы отнюдь не готовили «екороспелок».
Изменению подверглась не столько учеб-
ная программа, сколько методика препо-
давания.

О результатах лучше скажут пифры. За
годы Отечественной войны учашиеся шко-
ды дали 33“ тонн пряжи и .2.600.000
метров суровой ткани.

Переход на работу в мирных условиях
учащиеся отметили новыми  производ-
ственными достижениями. Освоечы новые
сорта тканей: «спорт», миткаль и сажа.
Прядильщики выпускают более высокие
номера пряжи и фовнипы. Внеели  евою
лепту и будущие граверы. Они подготе-
вили новые рисунки тканей для пгирокого
потребления.

Внесено новое и в план обучения. Ес-
ли раньше на занятиях ученикам расека-
зывали только 0б одной мапине или про-
цессе, с которыми им придется иметь де-
ло на производстве, то сейчас мы ввели
общую технологию. Будущие текетильщи-
KH должны знать весь пропеее превраще-
ния хлопка в пряжу, а затем в ткань.

_ Разработана шкала норм выработки для
Учеников в зависимости от стадии обуче-
ния, © таким фасчетом, чтобы к оконча-
нию Школы молодой рабочий мог выпол-
нять производственную норму. Соревнова-
ние, которым прюнизана вся жбзнь пЕкояы,
дает себя чувствовать во всем. Ученипы-
ватерщины Клава Галытина и Шура №9-
жевникова. бригада ткачей Шуры Елисее-
вой и многие другие уже сейчас дают вы-
работку, превосходящую нормы, установ-
ленные для кадровых рабочих.

За 25 лет существования школы 950
ее воспитанников вступили в ВААСМ. В
числе бывитих учашщихея налей иколы:
В. А. Колосова, ныне сектотарь Краюно-
пресненокого райкома ВКП{5), прославлен-
ный летчик, дважды Герой Советекого (о-
юза Зайцев, киноартиет отленоносец Н.
Крючков, начальник ткацкого цеха М. А.
Потапов и многие другие.

Четверть века плодотвомной работы ос-
талась позади. Впероди непочатый край
работы по подготовке новых отрядов тек-
стильщиков, которые помогут орденоноено-
му коллективу «Трехгорной мануфактуры»
репить задачи дальнейшего развития тек-

МОСКОВСКИЙ

КОМСОМОЛЕЦ

[Поиесс главных медлешких военных `преступиинов в’ Нюрнберге

НЮРНБЕРГ, 26 ноября. (ТАСС). На ут-
Реннем судебном заседании 26 ноября за-
щитник Риббентропа обратился к трибуна-
лу с рядом просьб: Риббентроп желает,
чтобы в его распоряжение была предо:
ставлена его бывшая стенографистка. без
которой OH не может подготовиться к
своему обширному выступлению перед
трибуналом. Риббентроп просит, чтобы ему
на помощь была вызвана целая группа
его бывших сотрудников, в том числе не-
сколько послов и посланников и даже
статс-секретарь Хенке; Риббентроп . apo-
сит также пригласить этих бывших по-
сланников и статс-секретаря в качестве
свидетелей. Дело в том, заявляет защит-
ник, что без помощи этих сотрудников
Риббентроп He сможет сейчас разобраться
в вопросах внешней политики последних
7—8 лет, как он не сможет без их уча-
стия и привлечения необходимых докумен-
тов восстановить в своей памяти события
последних лет.

Защитник ‘подкрепляет последнюю прось-
бу своего подзащитного жалобой на ‘ос-
лабление памяти Риббентропа в. результа-
ге неумеренного употребления брома и
других усыпляющих средств, пагубно от-
разившегося на его умственных способно-
стях.

В соответствии с установленным поряд-”
ком председательствующий предложил за-
щитнику представить трибуналу  заявле-
ние обвиняемого Риббентропа в письменном”
виде. Заодно председатель уточнил поря-
док ознакомления ‘защитников с ‘материа-
лами обвинения, а также сообщил защите
о поедоставлении ей трибуналом  стено-
грамм судебных заселаний. Этог порядок’
обеспечивает защитникам своевременное
ознакомление с документами обвинения на
немецком языке. ‹

После этого трибунал переходит к слу
шанию обвинительных материалов, пред-
ставляемых обвинением Соединенных Шта-
тов Америки в лине Олдермена. Олдер-
мен сообщает, что документы, которые он
предлагает вниманию трибунала, были за-
хвачены во Фленсбурге в папке верховно-
го командования немецких вооруженных
сил и характеризуют подготовку гитле-
ровских заговорщиков и агрессоров к
войне. ;

В первую очередь обвинитель пред’яв-
ляет трибуналу запись речи Гитлера на
секретном совещании, состоявшемся 23
ноября 1939 года. В совещании ‘принимали
участие главнокомандующие сухопутными,
морскими и воздушными силами Германии,
В рези на этом совешании Гитлер сооб-
щил о насильственном присоединении. Ав-
стрии, о коварном нападении на Чехосло-
вакию. а затем и. Польшу. «Мне было
заранее ясно, — заявил Гитлер, — что я
He могу удовлетвориться присоединением
Судетской области. Мною было решено
вступить в `Богемию, после этого назначе-
но было вступление в Польшу».

Представитель американского  обвине-
ния пред’явил суду письмо Бломберга от
24 июня 1935 года к главнокомандующим.
содержанче которого служит еще одним
веским и несомненным ^ доказательством
подготовки гитлеровской Германии к аг-
рессивной войне. В этом документе: сказа-

стильной промышленности нашей Родины.   но: «Передаем вам оттиск закона об `обо-
М. И. ВОЛНУШКИНА,
зам. директора школы по  политчасти,

¥.

Школа ФЗУ при комбинате «Трехгорная
На снимке (справа налево}:

отличница

мануфактура» имени Ф. Э. Дзержинского.
производственного обучения Шура

Елисеева и преподаватель школы Нина Сергеевна Быстрова.

Фото И. Абакумова.

роне империи от 21 мая 1935 года. а, лак-
же резолюцию. кабинета ‚относительно! со-
вета об обороне империи сначала не для
опубликования. Доктор Шахт. об’явлен ге-
неральным уполномоченным по военной ин-
дустрии. Нужные экземпляры закона мож-
но получить в военном учреждении, ‘но не
распространять дальше штаба ` корпуса.
Строжайшая секретность необходима».

Под документом имвется ‘также подпись
Иодля. Под законом об обороне империи
имеются подписи Гитлера, Бломберга и
Фрича. 3

Обвинитель` подчеркивает, что этот .за-
кон был краеугольным камнем подготовки
к войне.

Следующей фазой подготовки агрессии
обвинитель считает нападение на Австрию
и Чехословакию. Он приводит записи Гос-
баха от 5 ноября 1937 г. В этот день Гит-
лер провел совещание особо доверенных
ему людей, в числе которых, кроме его
ад’ютанта Госбаха, были ныне сидящие
на скамье подсудимых Редер, Нейрат и
Геринг.

Заявление, сделанное Гитлером на этом
совещании, было им отмечено как 05060
важное и носило характер завещания на
случай его смерти. Кроме вышеназванных
лиц, на этом заседании присутствовали
Бломберг и Фрич. В заявлении, сделаниом
на этом совещании, как явствует из доку-
мента, пред’явленного трибуналу, Гитлер
развил план укрепления экономической мо-
щи Германии < целью осуществления аг-
рессивной войны. :

Утреннее и вечернее

` В ‘заключение на утреннем заседании
трибунала американский представитель
обвинения пред’явил суду документы OT-
носительно немецкого плана нападения на
ехословакию. Этот план носил  шифро-
ванное наименование «Зеленый план».

НЮРНБЕРГ, 26 ноября: (TACC). На

представителя амери-
канского обвинёния Олдермен, который
‚зачитал документы, полностью доказыва-
ющие преднамеренность германской агрес-
‘сни против Польши, СССР и США. В
частности, Олдермен привел  протоколь-
‘ную „запись совещания, состоявшегося 23
мая 1939 года в кабинете Гитлера в но-
вой рейхсканцелярии. На этом совещании

‘лось выступление

присутствовали Гитлер, Геринг, Редер,
Браухич, Кейтель, Мильх, Гальдер, Бо-
деншатц. Документ представляет собой

написанные от руки заметки подполковни-
ка генерального штаба ад’ютанта Гитлера
Шмундта. На этом совещании Гитлер зая-
вил ‘следующее: «Мы должны  рассмо-
‘треть положение <’ двух точек зрения.
Первая: фактическое развитие, проделан-
ное Германией с 1933 по 1939 год; вто-
‚рая: вечно остающееся для Германии по-
ложение, когда она не имеет жизненного
пространства. Без нападения на другие
государства эту проблему невозможно. 5аз-
решить. Для того, чтобы разрешить про-
блему жизненного ‘пространства. нужно
пролить кровь. Границы государства мо-
гут раздвинуть только вооруженные си-
‘лы. Польша’ всегда стояла ‹на стороне на-
ших врагов. Она использует всякую воз-
‘‚можность против нас. Не Данциг являет-
‘ся нашей целью, речь’ идет о завоевании
жизненного пространства на востоке и ‘об
обеспечении питанием’ германского. народа.
 Нужяо захватить балтийское побережье.
Продвигаться можно только в те земли,

каких других возможностей. Мы. не мо-
жем рассчитывать на военное счастье на
Западе, если в тылу у нас находится
Полыша. Нам остается только одно — ‘при
первой возможности атаковать Польшу.
Нельзя ожидать повторения случая <
Чехословакией. Польша будет сражать-
ся. Ее надо изолировать. Если’ Анг-
лия и ‘Франция выступят на помощь Поль-
ше,`тогда надо атаковать Запад, а Поль-
шу быстро’. прикончить. „Надо. подготовить-
сяк нападению на Англию. Англия ви-
‚дит в Германии соперника в борьбе за
‹ гегемонию. В случае войны. < нами Анг-
лия попытается захватить Рур. Для этого
она не пожалеет французской крови. Гол-
ландию и Бельгию необходимо занять.
Война будет итти не на жизнь, а на смерть...
‹Надо поставить Англию на колени. Вне-
‚запное нападение может обеспечить успех,
если не будет предательства в’ кругу во-
енных или He произойдет какой-либо слу-
чайности. Договоры и. право — ерунда.
‚ Мы: должны подготовиться к длительной
войне и одновременно подготовить внезап-
  ное; нападение. (Мы . ‘должны захватить
Голландию и Бельгию и разбить Фран-
unto. Тогда мы получим базы для нашей
авиации и подводного флота и осущест-
‘Bum блокаду Англии. Англия не может
долго бороться. Время — против Англии.
Надо: беспощадно применить все средства
против Англии. Любое оружие имеет ре-
шающее значение только тогла, когда его
Не имеет-враг.- Это’ отноёится  & Газу; пол-
водному флоту и: авиации. О ‘наших пла-
нах в отношении” Мольший” никто. не.‘дол-
жен знать, кроме тех, кому это действи-
тельно нужно знагь. Нужно обеспечить ве-
личайшую секретность».

‚Зачитав этот документ, представитель
обвинения Олдермен говорит: «Этот поку-
мент имеет ‘огромное историческое значе-
ние, поскольку он полностью’. доказывает
‘соответствующие пункты обвинительного
заключения. в которых говорится о том,
что Германия заранее хладнокровно за-
планировала свое коварное нападение на
Польшу и другие страны». ;

O6SuHUTeNb просит приобщить STOT -HO-
KymMent k geamy. Hasee ow 3auuTEBaeT до-
кумент, представляющий собой запись
двух речей Гитлера в Обер-Зальцбурге
22 августа 1939. года. ;

Во второй своей речи Гитлер заявил:
«Надо прежде всего устранить Польшу.
Я дам сигнал, когда открыть mpomaraH-
дистскую кампанию. и дам повод к вой-
не, Справедливость или несправедливость
не имеют при этом никакого. значения.
Победителя не судят. 80 миллионов нем-
цев должны получить своп права. Мы
должны продвинуться до Вислы и Наре-
ва, При нападении зажно разорвать поль-
ские жизненные нервы. Необходимо пол-
ностью уничтожить Польшу. После мы
решим, сделаем ли мы из Польши про-
текторат или что-либо другое. Я полагаю,
что нападение состоится в субботу утром,
1 сентября».

‚В .этом месте обвинитель был прерван

вечернем заседании 26 ноября продолжа-

которые мало заселены. В Европе нет ни:

защитником Геринга Штамером, которому

заседания 26 ноября

Геринг до этого передал какую-то’ затис-
ку. Защитник заявил, что защита не может
признать оба- прочитанных обвинительных
документа в качестве доказательств. об-
винения, поскольку они не имеют подписи
и на документах не указано время и мес-
то описываемых совещаний.

Обвинитель, отвечая защитнику  Шта-
меру, заявил, что эти документы найдены
в архиве штаба верховного комавдования
германских вооруженных сил. Что касает-
ся документа о совещании у Гитлера 23
мая 1939 года, то Кейтель сам признал
при допросе подлинность этого докумеата.

После 10-минутного перерыва  обвини-
тель Олдермен переходит к вопросу о
германском нападении на Советский Союз. `
Обвинитель зачитывает два документа: во-
первых, так называемый «план Барбарос-
са» и, во-вторых, запись, найденную в ар-
хиве штаба верховного команлования. и
подписанную майором Кузовиусом. Это —
записи о совещании статс-секретарей гер-
манского правительства, проводившемся
Гитлером, и озаглавленные «Записи по де-
лу Барбаросса». В них говорится, что для
того, чтобы вести войну против Запада,
необходимо напасть на Россию и захва-
тить ее ресурсы, не считаясь с возможной
смертью миллионов людей в этой стране.
«Надо взять у России все, что нам нужно.
Пусть гибнут миллионы».

Утреннее заседание 27 ноября

В этом месте обвинитель восклицает:
«Результат известен` нам всем».

Переходя к вопросу’ © японской агрес-
сии против США, Олдермен цитирует за-
пись переговоров Гитлера`\е японским ми-
нистром иностранных дел Мацуока, сде-
ланную Шмидтом, постоянным`. переводчи-
ком Гитлера. Мацуока в поедвидении
войны Японии с США просил Гитлера
Дать указания германским военным` влас-
тям.о передаче японцам целого ряда`тех-
нических изобретений и средств, отновя-
шихся к подводному флоту. Гитлер обе
щшал выполнить просьбу Мануока и, кроме.
того. заверил его, что в случае войны

Японии с Америкой Германия непременно -

об‘явит войну США.

Обвинитель основываясь на этом доку-. -

менте, полностью доказывает  поошрение
Германией японской агрессии на Дальнем
Востоке. Таким образом, заявляет .обви-
нитель, нацистские заговорщики на Запзде
и Востоке выработали свой преступный
план заговора против мира и человечнос-.
TH. ;
Опубликование на утреннем заседании
представителем америкачского обвинения
записи беседы Гитлера с Кейтелем 21 ап-
реля 1938 года, в которой они предусмат-
ривали убийство германского посланника
в Праге с целью создания повода для На-
падения на Чехословакию, вызвало боль-
шую сенсацию.

НЮРНБЕРГ, 97 ноября. (ТАСС}. На ут-гналу четыре карты под названием «Агрес-

реннем заседании 27 ноября продолжалось
выступление представителя американского
обвинения Олдермена, развернувшего перед
глазами трибунала полную картину подго-
товки ‘Германии к агрессивной войне про-
тив всего мира. Обвинитель делит весь
этот период на 7 стадий.

Первая стадия — 1933—1936 гг. — про-
шла под знаком внутренней подготовки аг-
рессора для ведения агрессивных войн. В
этот период Германия произзела. перевоо-
ружение своей армии, построила мощную
военную. промышленность и устранила те
части Версальского договора, которые, ог-
раничивая ‚ее вооруженные силы, мешали
ей открыто выйти на дорогу войны. План
агрессивной ` войны, по словам обвинителя,
возник у нацистов немедленно после окон-
чания первой мировой войны. Однако они
могли приступить к его выполнению толь-
ко после захвата власти. Нацисты уни-
чтожили все’ дипломатические препятствия,
стоявшие на пути подготовки агрессивной
войны, ‚уничтожили военные статьи Вер-
сальского договора, ликвидировали не-
мецкие обязательства по Локарнскому пак-
ту, подписанному Германией добровольно.
В этот же период Германия ушла с кон-
ференции ‘по разоружению и покинула Ли-
гу ‘наций, поскольку гитлеровцы видели в
международном сотрудничестве и сохране-
нии принципов международного права пре-
пятствие их агрессивным намерениям.

Все шаги гитлеровского ‘правительства в
период 1933—1939 гг. как внутри страны.
так и на мировой арене вели к одной це-
ли — к подготовке мировой войны. Разо-
блачая германские приготовления: в. этот
периол, обвинитель приводит меморандум
обвиняемого ПТахта, посланный им Гитле-
ру 3 мая 1935 года. В этом меморандуме
Шахт предлагает Гитлеру замаскировать
финансй® ание колоссальных  Вборужений
путем смелого использования’ печатного
станка, утверждая, что некоторая ийфля-
ция может лишь ‘облегчить финансирова-
ние военной промышленности. Обвинитель,
ссылаясь на документы министерства фи-
нансов, показывает. огромный рост терман-
ских ассигнований на вооружения. К кон-
цу этого периода Германия истратила на
вооружения, говогит обвинитель, цитируя
самого Гитлера, 90 миллиардов рейхсма-
рок.

Одновременно шла подготовка людских
резервов для армии. воздушных сил и мор-
ского флота. Рядом документов обвини-
тель показывает, что задолго до войны
гитлеровское правительство лавало указа-
ние готовить людские резервы для воору-
женных сил, особенно для авиации и во-
енно-морского флота. В одной из дигектиз
предлагается все летно-спортивные органи-
зации превратить в военно-летные, переве-
дя тренировку летных кадров в условия,
близкие к военным. Подготовка военно-
морского флота отображена в специаль-
ном документе, составленном одним 43
офицеров морского штаба Шусслером. Этот
документ, в котором. показаны пути и ме-
тоды подготовки военно-морского флота к
войне, называется «Борьба военно-морского
флота против Версаля». 1

После завершения первой стадии начи-
нается второй период — период активной
агрессии. Обвинитель показывает трибу-

сивные акции 1938—1939 гг.». Первая кар-
та иллюстрирует захват Австрии — 12
марта 1938 года, приведший к окружению
Чехословакии. Вторая карта показывает
захват немцами Судетов и ослабление обо-
роны Чехословакии. Третья карта — за-
Хват Чехословакии 15 марта 1939 года.
давший Германии новые базы для агрессии
и значительно ухудшивший стратегическое
положение западных держав. Захват Че-
хословакии одновременно создал  благо-
приятные исходные позиции для выступле-
ния Германии ‘против Полыши. Четвертая
карта иллюстрирует нападение на Польшу,
что дало Германии базы для нападения на
СВБЕР:

Обвинитель относит захват Австрии ко
второй стадии развития германской агрес-
сии, захват Чехословакии — x третьей
стадии, нападение на Польшу — к чет:
вертой. Четвертая стадия знаменует собой
начало мировой войны. Пятая стадия вклю-
чает расширение агрессивной войны Ha
Скандинавию, Бельгию, Голландию и Бал-
каны. Шестая стадия нападение на
СССР. Седьмая стадия нападение на
США в сотрудничестве с Италией и Япо-
НИЭЙ.. f

Обвивитель приводит . доклад генерала
Иодля ва конференции имперских и обла-
стных руководителей  итлеровской партии
{рейхс- и гаулейтеров) 7 ноября 1943 года в
Мюнхене. Этот доклад был сделан им по
просьбе Бормана, чтобы дать рейхс- и
гаулейтерам материал для борьбы про-
‚тив пораженческой - поопаганды. Свою
речь Иодль начал заявлением, что
трусы пытаются искать выхода из войны,
т. е. политического ‘решения мирового
конфликта. Он утверждал. что капитуля-
  нияз Рермании_ была_бы концом немецкого
 нарсда. В; слоем ‚докладе, именуемом «стра-
`тегические позиции к началу пятого года
войны». Иодль разбивает войны Германии
на несколько периодов. которые в значи-
тельной части совпадают с делением, при-
‚нятым обвинителем. Иодль признает. что
захват Австрии  прежле всего служил
стратегическим целям, поскольку он с03-
давал прекрасные позиции для нападения
на Чехословакию. Бескровное решение че-
хослованкой проблемы в Мюнхене в 1938
году поставило на повестку дня польский
вспрос, лля решения которого возникли
благоприятные условия. Иодль отмечает.
что быстрое крушение Польши было не-
ожиданностью. Гитлеровская Германия
оказалась в благоприятных условиях, ко-
торые позволили ей вести операции на ог-
ромном фронте от Скандинавии до Среди-
земного моря. С пренебрежением и зло-
стью ИМодль говорит о немцах. которые
стазу сменили свой восторг на уныние при
повороте военных событий не в пользу
Гермавии.

Пссле выступления Олдермена в конце
утреннего заседания защита выступила ¢
протестом против того, что обвинение ис-
пользует протоколы допросов, которыми
зашита не располагает. Представитель за-
щиты потребовал предоставления им права
дограшивать свидетелей или присутство“
вать при их допросе. Председатель трибу-
нала Лоуренс об’являет, что защите дано
право вызывать свидетелей в зал суда
допрашивать их через посредство трибуна-
ла.

На этом утреннее заседание закрывается.

Беседы с молодыми избирателями

Права и обязанности
граждан СССР

Гражнанин СССР имеет права во всех
областях жизни — в экономической, го-
сударственной и` общественно-политиче-
ской и культурной жизни. Fro — завое-
вание Великой Октябрьской  «социалисти-
ческой революции и результат победы о-
пизлизма в СССР.

Первым и важнейшим правом советско-
то гражданина является право на TPYA,
право на получение гарантированной фа-
боты © оплатой труда по его количеству
и качеству. Оно появляется вместе € €03-
данием социалистического общества и име-
ет свою экономическую основу в’ социа-
хистической системе хозяйства. Это ира-
во обеспечено неуклонным ростом произ-
волительных сил советского общества,
устранением возможности хозяйственных
кризиссв и ликвидацией безработицы.

Право на труд — право каждото совет-
ского гражданина. Оно раюпространяется
не только на работников промышленности
и транспорта, но и на всех служащих го-
сударственных и общественных учрежде-
НИЙ, & также на всех работников сельско-
то хозяйства. В частности, каждый колхоз-
ник имеет право Ha получение работы в
своем колхозе. Это вытекает из того, что
«все работы в хозяйстве артели произво-
дятея личным трудом ее членов» (Устав
сельхозалугели).

Гражданин ОСОР имеет правз на отдых.
Это право гарантировано законодалельным

отраничением  Фабочего дня трудящихся,
периодическими отпусками рабочих и слу-
жащих с сохранением заработной платы,
обслуживанием трудящихся широкой
сетью санаториев, домов отдыха, клубов.

Рабочий лень, ограниченный обычно
8 часами, является крупным завоеванием
Советского государства. Восьмичасовой ра-
бочий_ день играет роль важнейшей пред-
посылки для поднятия культурного уров-
ня трудящихся и для усиления участия
масе в управлении государством. Свобод-
ое от таботы время трудящиеся исполь-
зуют для отдыха, для повышения ювоего
общего образования и <воей производет-
венной квалификации, для участия в 05-
шественной и государственной жизни. ©0-
ветекое общество и государство гаранти-
руют гражданам время, необходимое для
FX умственного и физического тТазвития,
для выполнения ими их офщественных
функций. Это дает возможность пироким
народным массам, занятым производитель-
ным. трудом, приобщиться к политике,
науке, искусству.

Крупным завоеванием Советского rocy-
дарства являются также ежетодные отпу-
ска рабочих и служащих на две недели и
более © сохранением заюаботной платы.

Советское государство Предоставляет в
распоряжение трудящихся широкую сеть
учреждений отдыха.

В обществе, основанном на эколлоата--
ции человека человеком, У трудящихся

преждевременно истощается способность к
труду. Потеряв свою рабочую силу, тру-
дящийся человек становится «лишним»;

эксплоататоры выбрасывают ero ga борт,

освоболив себя от всех материальных за-
бот о нем.

Совершенно иначе обстоит дело в
стране социализма. Социалистическая рево-
люция дала народу не только свободу, но
и материальные условия для зажиточной
жизни. Яркой иллюстрацией к этому яв-
ляется право граждан на материальное
обеспечение.

Право на материальное обеспечение в
старости, а также в случае болезни и по-
тери трудоспособноети гарантировано пти-
роким размахом сониального страхования

рабочих и служащих за счет государства. _

Аюситнования на нужды социального стра-
хования составили за первую пятплетку
10,4 миллиарда рублей, за вторую пяти-

летку 32.5 миллиарда, за первые четыре.
года третьей пятилетки свыше 30 милли-.
ардов рублей. Раюхолы по тосударственно-.

му социальному ‘страхованию составили
в 1944 г. свыше 4 миллиардов и <оста-
вят в 1945 г. более 5 миллиардов рублей.
Право на материальное обеспечение га-
рантировано бесплатной медицинской по-
мощью трудящимся. Аксигнования по го-
сударственному бюджету на злравоохране-
ние составили в 1944 г. 10,2 миллиарда
и составят в 1945 г. не менее 13 милли-
ардов рублей.
Налие государство расходует огромные
суммы на выплату пенсий и пособий. Так,
расходы по государственному бюджету ни
социальное обеспечение составили в
1944 г. 15,7 миллиарда и намечены нь
1945 г. в сумме 17,7 миллиарда рублей.
Граждане СССР имеют право на образе-
вание. Что оно. означает? Всеобщиость на-
чального образования. Ни социальные, ни

напиональные и расовые и никакие Ipy-
тие различия не играют никакой роли в
деле. всеобщего обучения в ССОР. Оно 03-
начает обязательность для всех граждан
СССР начального обучения. бесплатность
обучения в сочетатии < системой госудал-
ственных стипендий, право на ученье на
родном языке, пгирокое бесплатное произ-
водственное, техническое и: агрономическое
образование.

В парекой России трудящиеся не име-
ли никакого права на образование. Поме-
щики и капиталисты не были заинтересо-
ваны в просвещении масс, так как им
легче было экеплоатировать темный и за-
битый народ. Отрицательное отношение
парекого правительства к народному обра-
зованию наиболее ярко высказал Алек-
хандр Ш. Ма докладной записке `Тоболь-
ского губернатора, в которой выражалось
сожаление по поводу слабого распростра-
нения грамотности спеди населения губер-
нии, он надписал: «И слава богу».

До первой мировой войны средняя гра-
мотность в России не превышала 33 про-
центов населения. «Такой дикой страны,
— писал Ленин в 1913 г., — в которой
бы массы народа настолько были ограбле-
ны в смысле образования, света и знания,
— такой страны в Европе яе осталось
ни одной, кроме России».

Теперь наша страна стала страной
сплошной грамотности, превратилась в
страну передовой и подлинной народной
культуры. В ней ликвидирована неграмот-
ность десятков миллионов рабочих и кре-
стьян и на деле осуществлено всеобщее
начальное обучение.

В целях обеспечения промытиленноети и
транспорта мощными труловыши резервами
указом Президиума Верховного Совета
] СОСР «0’ государственных трудовых резер-

\ м

вах ОССР» от 2 октября 1940 г. учреж-
‘лена новая Форма плановой государетвен-
ной подготорчи кадров рабочего класса.
Создана новая ветвь советского народного
образования < соответствующей системой
ремеслешных и железнодорожных училищ
и школ фабрично-заводекого обучения.

Государство отпускает на дело образо-
вания огромные средства. Расходы на 1п00-
свещение составили р 1941 г. более 20
миллиардов рублей и составят в 1945 г.
более 28,5 миллиарда рублей.

Женщины в нашей стране пользуютея
равными правами < мужчинами во всех
областях жизни; советская женщина, име-
ет равные © мужчиной права на труд, оп-
лату труда, отдых, социальное «страхова-
ние и образование. Наше государство ох-
раняет интересы матери и ребенка, пре-
доставляет женщине при беременности
отпуюк © сохранением содержания, создает
широкую сеть родильных домов, детск
яелей и садов. :

Непреложньм ‘законом является у. нас
равноправие граждан. независимо OT AX
национальности и расы.

Граждане СООР имеют широкие полити-
ческие права. этим правам относятся:
право избирать и быть избранным в Сове-
ты депутатов трудящихся, свобода сове-
сти. свобода слова, печати, собраний и ми-
тингов, право ‘на об’единение в общест-
венные организации и общества  трудя-
шихся, неприкосновенность личности и
жилища, тайна почтовой переписки.

Ляля Советского государства характерно
то, что оно не ограничивается формальным
признанием политической. свободы, а дает
веем трудящимся гражданам широкие ве3-
можности на практике осуществить эту
свободу; государютво предоставляет поли-
тическую свободу каждому гражданину.
использующему ее в интересах народа и

в целях укрепления и развития сопиали-
етического строя.

«Настоящая <вобода,— говорит товарищ
Сталин. — имеется только там, где унич-
тожена экоплоатация, где нет угнетения
олних людей друтими. где нет безработи-
цы и нищенства, где человек He дрожит
за то, что завтра межет потерять работу,
жилище, хлеб. Только в таком обществе
возможна настоящая, а не бумажная, лич-
ная и всякая друтая свобода».

Граждане СОСР свободны в делах обше-
ственных. государственных и личных.
СССР вся власть принадлежит трудянямея

в лице Советов. А что тажое Советы? «Со-.

веты, — говорил Ленин, — это органи-
запия полной свободы народа».

Политическая свобода означает прежле
всего участие граждан в формировании ор-
ганов государственной власти и в ушрав-
лении государством. В СССР с определен-
ного возраста все гражлане, за исключе-
нием умалишенных и лиц, по суду лишен-
ных избирательных прав, имеют право
избирать депутатов и быть избранными. во
все местные и Верховные Советы. Фоомы
участия граждан в управлении государет-
вом чрезвычайно гибки и разнообразны.
Граждане СССР управляют государством
через своих представителей  (лепутатов),
через свои массовые общественные opra-
низации (профсоюзы, кооперация, комсо-
мол ит. п.), через свою большевистскую
партию,  осуществляющую руководство
всеми организациями трудящихся.

И, наконеп, говоря 06 основных правах
праждан СОСР. следует отметить. что все
советские гражлане равны в CBOHX пра-
вах. Положение гражданина в сопиалисти-
ческом обществе опоелеляется личными

способностями и личным трулом.
Профессор А. ДЕНИСОВ.

(Окончание следует)