oi
hs
S

Roads
BRK
та
OB,

le

МА,
ра

тор
Я Mk

ay af

Суббота, 1 декабря 1945 г., № 26 (527).

МОСКОВСКИЙ

КОМСОМОЛЕЦ

УБЕ ЕТЕКО ТЕТЕ ИИ РСТ ЕЕ ЕЦ ЧО ИЗ ИУЧ ВЕЧНО ЧЕ ЧЕ ЕОЧЕСТ Е ЧУН ОСТ ТУ ВОСТОЧНЕЕ СУ ОС УЕ ЕНОТ

Институту физкультуры имени Сталина
25 лот

Это здание — cTpo-

‚ стильное,  удиви-
р тельно светлов построил
р внаменитый русский
i зодчий Казаков.  Моло-
: достью веет от него. С
г 1920 года в многочис-
ленных аудиториях вос-
Ё питываются здесь  во-
: жаки советской  физ-
: культуры: преподазате-
i IH, тренеры, - мастера
: спорта.

Ирасочна и много-
транна история старей-
: шего и первого среди
= институтов  физкульту-

: ры «траны. Свыше 8
Ё тысяч специалистов
ф выснюй квалификации

: воспитал он. В инсти-
i туте вырое и окреп та-
Ё лант таких блестящих
: мастеров спорта, kak
: абсолютный чемпион
: СССР по бокеу Николай
> Боролев, рекордемен Es-
ропы по прыжкам ©
шестом Николай 030-
лин, мировая  рекорд-
еменка по толканию яд-
фа Татьяна Севрюкова,
рекордсмен страны знаменитый бегун
Александр Пугачевский,  прославлен-
ный метатель Сергей Ляхов, чемпион
по десятиборью Сергей Кузнецов, из-
вестнейший легкоатлет Владимир Дьяч-
вов и десятки других прославленных
рекордеменов, мастеров спорта.

Славны дела института в дни Ве-
ликой Отечественной войны. В шеети-
десяти городах Советского Союза —в
Сибири, на Урале, на Дальнем Восто-
ке инфизкультовцы обучили технике
лыжного спорта 340 тысяч бойцов и
командиров Красной Армни, организа-
ций всевобуча и милиции.

Около 400 новых студентов принял
институт в этом году. Среди них не-
мало фронтовиков, чьи подвиги отуе-
чены высокими  правительственными
наградами.

Живо и увлекательно проходят ча-
CH занятий на всех десяти кафедрах.
Институт располагает замечательными
кадрами преподавателей и педагогов.

DONDE FAORSARDRNNEEADAMONANOAROANHAADOHRAADOAAROREABRENRARABAARARBANARSAARAAUAARARERRERORARAAGROAAEAROAAAEDERGARSRARABAUSKNMANRAEMAARABSREREE,

дик. Заслуженные мастера спорта,
видные спортивные деятели — Градо-
полов, Озолин и ‘Марков возглавляют
спортивные кафедры. Все они имеют
научные труды, являются авторами
учебников, программ, наставлений.

При кафедрах созданы  своеобраз-
ные музеи, помогающие студентам лег-
че освоить предмет и лучше узнать
историю развития данного вида спорта.

В инетитуте
спортивная библиотека, в которой
имеется значительное количество ино-
странной литературы, свыше 12 ты-
<яч томов художественной  литерату-
ры. При библиотеке организован ли-
тературный кружок.

Таков сегодня Государственный
пентральный ордена Ленина институт
физической культуры имени Сталина.

В. ДУРОВ.

х

На студенты 2-го

i
i
i
i
i
огромная, редчайшая {
:
i
:
:

снимке: курса

Кафедрой лечебной физкультуры руко-   Московского государственного ордена
водит доктор медицинских наук про- ии Lag oa eee

и e Sa талина слева направо):
фессор Саркизов-Серазини.  Кафелру Г. Богданов, Е. Шинов, Н. рой,

анатомии возглавляет доктор медицин-
ских наук профессор Иванинкий, кз-
фелру педагогики — профессор Py- Фото В. Козлова.

ЧЕ ОТЕЕ ТВИТЕР ЧО ВИС У Отче Че ОТНЕС ОЧЯт ВЕНЕ ЧН Е УЧ 9 ЕЕ Н ООО Е ТВЕН Е НЕ ЕН О К ЕО ЗЕЕ ЕТ ами ев очи ея вах и хе какая чоннаЕ

Золотые руки

(К открытию Всесоюзной строительной выставки)

№ тели воздвигали новые корпуса. Бетону
Мы с детства запомнили чулесный сказ   Находили местные заменители, применяли
о тульских умельцах, сработавших по высокопрочный гипс, использовали ‘отходы
парскому указу стальную блоху. Это бы-  УГля и нефти, добывали местный камень,
лю везой в нашем сознании. Тогда  от  И велел за тем собирали корпуса. И когда
кубиков и раскладных картинок мы пе- эти корпуса еше не были одеты крыша-
реходили к игрушечным балкам и рель-  МИ, из труд уже вилея дымок, в цехах
сам, и неясные детские фантазии уступали работали станки, автоматы, моторы.
место первым конструкторским искани- Прославленная русская сноровка, BEI-
ям. Тогда возникало пылкое желание   думка и находчивость много раз выручали
построить BOHM руками летающую м9-  строителей. Так, в одном месте они оты-
дель. всамлелишный локомобиль и малень-   екали глину, по крепости не уступаю-
хую железную дорогу. Тогда впервые во-  шую бетону, в доугом — краски, в треть-

Н. Бабашкин и И. Коротков у здания
института.

ббражение устремлялось в будущее, и нае   ем открыли торф, заменивший привозное

охватывало тзорческое вдохновение. топливо. Так строили в первые годы вой-

Да И Tak JH умного преувеличений В  ны, когда перебазировали тяжелую mpo-
сказках о прославленных русских Умель-  мышленность.
max! Bes Halla история полна уливитель-
ными примерами находчивости. выдумки,   же дни строили новые заводы, осваивали
изобретений, дерзости и волшебного ма2- новые энергетические базы. Так был с93-
терства русских людей. дан мощный автомобильный завод в

Е этой увлекательной теме есть много   Циасе, так был заложен комбинат Амур-
великолепных иллюстраций и примеров На   стали, первенец металлургии на Дальнем
открывающейся сегодня в Москве Beeco-  Востоке, так был выстроен в рекордные
НОЕ, CLONER TERI SETORSS, сроки Челябинский трубопрокатный завод.

Очень трудно в беглых заметках пере-  Тут еще фаз и непременно следует ска-
дать величие картины, предстающей 1пе-  зать не только 0 reponse, HO ино ма-
рех нами в залах и павильонах выставки.   стерстве строителей. В самом деле, сколь-

Великолепный интерьер ВВОДНОГО 3818 55 превосходной выдумки и искусства
а ae eae темой   было вложено ими в каждую мелочь,
выставки: великий русский нарэл, 04ер- чтобы строить быстро, хорошо и прочно.
жавший историческую победу над врагом   —
я спасший цивилизацию от фашистских
варваров, восстанавливает свое хозяйство
и развертывает грандиозное новое строи-
тельство. Этой теме, раскрывающей исто-
рическое значение напего времени, под-
чинены и все другие залы выетавки.

Вспоминается первый год войны, эва-
куапия на Восток. заволы на колесах,
сибирская стужа и первая закладка но-
вых корпуеов. Как нало было спешить,
торопиться, не спать ночей, терпеть хо-
Лод, чтобы все это наладить, пустить в
ход, работать для фронта и грядущей по-
беды. За четыре года войны строители
передали промьипленности около 8 мил-
лионов квадратных метров производствен-
ных площадей.

4 32.000 изобретений и фапионализа-
торских предложений строителей, давпгих
более 400 митлионов рублей экономии!
А ‘шестьдесят вновь построенных огром-
ных заводов, сорок пять мартеновских пе-
чей, лвалпать лвз прокатных стана, че-
тырнадиать коксовых батарей и более
двух миллионов квалратных метров жи-
лой площади!

Ш.

Мы строим новое м восстанавливаем
разрушенное. И эта тема восстановле-
ния, занимающая в общем плане выстав-
кн достойное место, так наглядно и впе-
чатлительно выражена, что посетитель
обязательно запомнит посвященные ей
экспонаты.

Интересен зал восстановления. Он, по-
жалуй, — лучший на выставке. Замеча-
тельные стенды с выразительными дид-
граммами и множеством фотояллюстраций
ярко’ показывают фазмах восстановитель-
ных фабот.

В первом секторе зала расположена
огромная модель восстановления четвертой
домны Азоветали. Эта домна весила около
80 тысяч пудов. Немцы взорвали ее. Дом-
на осела на 4 метра. Наши строители
подняли и передвинули ее на место по
плану инженера Каминского 9ез особой
разборки и расчленения.

В глубине зала помещена <имволиче-
ская’ панорама «Росстановление Сталин-
града» работы художника А. А. Лабаса.
Это — лучшее из художественных про-

И. изведений, украшающих залы выставки.

Первый год войны — эпическая по-  Картины Соколова-Скаля, Шухмина, Пи-
весть русского. нарола. менова, Адливанкина, Рабиновича и дру-

Люди приезжали на голое заснеженное тих художников превосходно дополняют
поле, Они разгружали эшелоны станков   фактуру выставки.

и оборудования и сразу же принимались Очень хорош зал строительных _мате-
3a дело. Тут же, немедля ни минуты, 0ез   риалов. Злесь впервые широко и богато
отерочек нало было и строить и работать,   показано использование местных pecyp-
чтобы отвоевать право на волю, жизнь и   сов. Замечательный кирпич, камень, пе-
10бзду. А вокруг бущевали метели, с за-   сок, асбест, гипс, шлак и железо нахо-
пада пати горькие вести, и тусклое сизое   дили и использовали строители Ha новых
пебо не обещало лоброй погоды. местах.

Хорошо и радостно строить, когда вдо- Еще раз повторяем, что веего о выстав-
сталь бетона. железа, кранов и машин. И  ке не расскажешь. Она бесспорно много
очень трудно, невыразимо трудно, когда   лучше и ярче прежней довоенной BBI-
нет ничего. Но зато есть жажда победить,   ставки. Тут все так интересно и рало-
русское. вековое упорство п непреклонная,  стно, что у посетителей невольно возни-
выкованная в столетиях, железная воля.   кает чувство гордости за Родину, ее лю-
Пока мастера собирали и налаживали под   дей и © будущее.
открытым нсдбом станки и мапгины. стплой- Ал. ГЛЕБОВ.

Но и Этого было недостаточно. В те

ЗА ДВА ДНЯ —
ПОЛУТОРАМЕСЯЧНОЕ ЗАДАНИЕ

Новый рекорд Луки Голоколосова
Знатный шахтер Донбасса Лука Тихо-
нович Голоколосов установил новый  вы-
дающийся производственный рекорд. По-
лучив задание подготовить на шахте № 28
«Венгеровка» треста «Фрунзеуголь» вовую
лаву, мастер горного дела применил <ко-
ростной метод. Нарезку лавы он произ-
вел за два дня вместо полутора месяцев
по норме.
Свой новый рекорд знатный шахтер по-
святил Дню Сталинской Конституции.
—о—

50 ТЫСЯЧ ПЛАВОК

Исполнилось 70 лет со дня пуска пер-
вой мартеновской печи на Нижне-Тагиль-

ском заводе имени Куйбышева. За это
время сталевары предприятия провели
около 50 тысяч плавок.

—oO—

В ЗАЛАХ РУССКОГО МУЗЕЯ

В Ленинграде вслед за Эрмитажем  го-
товится к открытию Русский музей.

Все экспонаты, вывезенные во время
войны в тыл, доставлены в Ленинград. В
залах появится много новых экспонатов,
приобретенных за последние годы.

Первыми намечены к открытию залы, по-

свящённые русскому искусству ХХ века.
а

НОВОСТРОЙКИ КАЛУГИ el

Еще недавно на окраине Калуги, за
Комсомольской рошей, простиралось чи-
стое поле. Сейчас здесь зарождается но-
вый промышленный район. Возобновилось
строительство крупного комбината Глав-
парфюмера Наркомпищепрома СССР, на-
чатое еще до войны. Вдоль старой Ка-
лужской дороги уже высится более де-
сятка производственных корпусов. Coopy-
жается ТЭЦ. На под’ездных железнодо-
рожных путях — горы ящиков < обору-
дованием. В одном из цехов начался мон-
таж машин.

SES

ФАБРИКИ ИЗЯЩНЫХ ТКАНЕЙ

Во Владимире после четырехлетнего
перерыва, вызванного войной, отделочная
фабрика Карабановского комбината всту-
пила в строй действующих предприятий.
Выпущены первые сотни тысяч метров
изящных набивных тканей. В рисовальной
мастерской художники готовят’ новые об-
разцы текстильных рисунков.

—O—

В КАТАНГСКОЙ ТАЙГЕ

Катанга самый отдаленный нацио-
нальный район Иркутской области, распо-
ложенный в глубокой тайге на берегу ре-
ки Нижней Тунгуски. Сейчас здесь, как
и во всей стране, началась подготовка к
выборам в Верховный Совет СССР. 200
агитаторов ведут массово-раз яснительную
работу среди населения, широко исполь-
зуя для иллюстрации факты местной
жизни. °

Восемь лет назад, когда проходили вы-
боры в Верховный Совет СССР первого
созыва, здесь еще не было поселков,
Эвенки ютились в лесах, по берегам таеж-
ных речек. За эти годы Катанга измени-
ла свой облик. Выросли новые поселки.
Сооружен рыбный завод, созданы три
крупных зверофермы. На базе ‘перера-
ботки шкурок диких животных организо-
вано кожевенное производство.

В тайге построены Дом культуры, сред-
няя школа-интернат, восемь изб-читален,
больница.

—-

СТЕКЛЯННАЯ ПОСУДА
ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

`Преднриятия стекольной  промышлен-
ности Наркомлегнрома РСФСР увеличи-
вают производство посуды — стаканов,

блюдцев, графинов и других изделий. За-
воды должны дать в этом году 6,7 мил-

лиона стаканов вместо 5 миллионов в
прошлом году. Выпускаются изделия из
обесцвеченного стекла, с алмазной rpa-

НЬЮ.
Завод им. Свердлова (Владимирская об-
ласть) приступил к выработке бокалов,
рюмок, салатников и сахарниц из цветно-
го стекла,
———

Накануне второго тура

Всесоюзный конкурс
музыкантов-исполнителей

В Москве закончился продолжавшийся
10 дней первый тур Всесоюзного конкур-
са музыкантов-исполнителей, В первом
туре приняли участие солисты московских
музыкальных театров, филармонии, Все-
союзного радиокомитета, ряда ансамблей
и студенты Московской консерватории.

Жюри конкурса вокалистов (председа-
тель — народная аотистка СССР Е. Сте-
панова) и жюри конкурса по секции ин-
струменталистов (председатель — компо-
зитоь С. Василенко) прослушали 156 че-
ловек.

Лучшие из них примут участие во BTO-
ром туре конкурса, который начнется 6
декабря в двух концертных залах столи-
цы.

По мастерским московских скульпторов.

Скульптор 3. М. Виленский заканчи-
вает работу над бюстом конструктора
авиамоторов Героя Соцналистического
Труда, лауреата Сталинской премии

А. Д. Швецова.
Фото Э. Евзерихина.

ман. Легкие облачка то неожиданно рас-
ступались, пропуская на землю солнце, то

ба b

Над землей стлался мягкий, сизый ту-

собнрались вновь и образовывали при- (Из цикла

чудливые, фантастические пейзажи. Ho

Лагунов шел, не замечая ни утренней <сы- «Невыдуманные рассказы»)
рости, ни усталости. Он шел без отдыха >

и останавливался лишь на несколько се-
кунд, чтобы точнее определить дорогу. И
хотя все вокруг затянуло туманом и в
пяти шагах ничего нельзя было разо-
брать он чутьем угадывал линию шос-
се, перелески, овраги. Здесь все до боли
было знакомым, родным. Даже запахи до-
зревающих хлебов были какими-то близ-
кими, совсем отличными OT тех, которые
он вдыхал в других краях, на других зем-
лях. Эти запахи были мягче, дущистее.

Недалеко от села Лагунов остановился
у березы со срубленной верхушкой. Ou
прислонился щекой к мокрой корё, за-
крыл глаза, и острое чувство обиды обо-
жгло сердце.

Четыре долгих года бросала его во
по фронтовым дорогам.

Он по-солдатски терпеливо ждал и
верил, что придет час, когда можно
будег лечь на землю, подложить под
голову сухие,  обветренные тысячами

ветров ладони и долго глядеть в синее
небо родного края, думать и вспоминать.
Еще неделю назад ему казалось, что это
время не пришло и прийдет не скоро. Но
вошел в палату доктор, сел на край кро-
вати и сказал:

— Что ж, батенька родной, пора и
честь знать. Думается, что вам и домой
можно.

И он протянул Лагунову решение ко-
миссйи о демобилизащии его из рядов
Красной Армии. В этот же день ‹сержант
Лагунов покинул госпиталь. Три дня он
ехал, думая, что на какой-нибудь станции
поезд неожиданно повернет на запад, и
все будет так, как было в эти четыре го-
да. И только когда он сошел < поезда,
когда пахнуло на него терпкими запаха-
ми родной земли, все, что так долго ина-
сильно им было упрятано в тайники памя-
ти; теперь разом нахлынуло, захватило,
сжало сердце щемящей болью.

Здесь, у этой березы со <рубленной вер-
хушкой, он часами стоял, обняв Наташу.
Здесь они сказали друг другу простое и
вместе с тем бесценно дорогое слово
«люблю». Здесь они мечтали о будущем,
о белокурой девочке, которую обязатель-
но назовут Любовью в знак вечной их
верности друг. другу. Тогда эта береза —
хранитель всех тайн их молодости — бы-
ла пышной, зеленой,
она стояла искалеченной, без своего на-
рядного головного убора, как памятник
жестоким дням войны.

Приходили минуты, когда Лагунов вдруг
решал, что ему лучше пройти мимо де-
ревни, не заходить к Наташе... Кто знает,
что произошло там за четыре года, Он
не имел ни одной весточки от Наташи.
Они расстались в первый же день войны,
когда Любе было всего семь месяцев. Он
знал, что немцы пришли в село в начале
июля, многих угнали в Германию, многих
убили. Когда же село. освободили, Ла-
гунов лежал в госпитале и много раз.при-
нимался за письма, но каждый раз рвал
их, боясь получить ответ, который cpa-
зу уничтожил бы все его хорошие воспо-
‚минания и надежды. Он укорял себя за
молчание и оправдывал. Но теперь и уко-
ры и оправдания были ни к чему. Неиз-
вестность томила душу. И чем чаще при-
ходило решение не заходить в село, тем
острее было желание видеть Наташу,
Любаньку.

Пока Лагунов стоял y дерева, туман
рассеялся и жаркое солнце щедро залило
землю. Лагунов услышал позади себя
дробный стук быстро мчащейся деревенской
телеги. Вспомнился дедушка Ефим Ивано-
вич, колхозный сторож, со ‹своей причу-
дой гнать лошадь галопом, если на теле-
ге кет поклажи. Телега быстро приближа-
лась. Когда она поравнялась < Лагуно-
вым, дед Ефим, а это был действительно
он, на полном скаку остановил коня,
зычно протянув «тир-ру».

— Здорово, солдат. Откуда и куда судь-
ба несет?

— Здравия желаю, дедушка Ефим,
приветливо ответил Лагунов, глядя на не-
стареющее лицо земляка. Ефим. Иванович
сощурил глаза. откинул ладонью картуз
на затылок, соскочил с телеги, схватил
Лагунова за плечи, и припал седой голо-
вой к груди солдата. Старик не мог го-
ворить, потому что слова застревали в
горле, сведенном от подступивших  <лез.

— Что ты, дедушка Ефим? Что ты?!
Солдат. можно сказать, < войны‘ домой
возвращается, а ты плакать... Ты же, де-
душка, тоже солдатом бывал.

— Бывал, бывал, — Утирая слезы,
вечал Ефим Иванович.

Волнение старика передалось Лагунову,
но он, не желая подать вида, пригласил
Ефима Ивановича присесть у дерева, за-
курить солдатской махорки. Ефим Ивано-
вич, свертывая цыгарку, разглядывал Ла-
гунова так, как будто впервые его видел.

— Ну, эта медаль понятная — «За от-
вагу». Так тут и сказано. А ордена за ка-
‘кие заслуги?

— Долго рассказывать, Ефим Иванович.
Как-нибудь потом. Ты лучше про моих
скажи, как там они?

Старик заметил на себе тревожный
взгляд собеседника и сделал вид, что не
расслышал вопроса.

— Так, так.. Ну. а эти золотые? Я про
ленточки. это что же, столько разов ра-
вен был?

— Дедушка, Наташа,  Любанька
как? — настойчиво повторил Лагунов.

Старик, чтобы скрыть свое волнение,

от-

MOK

Как передают из Лондона, туда возвра-
тилась московская футбольная команда
«Динамо», проведшая в Глазго матч ¢
футболистами «Глазго-Рейнджерс».

Игра ‘была резкой и очень напряженной.
Шотландские футболисты едва ушли от
поражения, закончив матч со счетом 2:2.
Динамовцы показали высокую технику и
великолепную комбинационную тактику.
Об этом сейчас пишут почти все англий-
ские газеты. «Дейли мирор» указывает:
«Московская команда «Динамо»  возвра-
щается на родину непобежденной»,

Постановки Большого

В 1946 году Большой театр ‹ пюкажет
на основной сцене и в филиале шесть
новых постановок. На основной сцене в
апреле пойдет «Борис Годунов» в поста-
новке режиссёра Л. Баратова. Дирижер —
А. Пазовский. В июне должен быть по-
ставлен балет «Ромеб и Джульетта». Ба-

шумливой. Теперь

подошел к лошади, оправил шлею и, не
оборачиваясь к Лагунову, сказал:

— Вот что, солдат. Наград
гляжу, немало.
тоже, видать, много. Значит воля долж-
на быть солдатская, значит правде в гла-
за заглянуть смело можешь...

правду сказать тебе должен. Потому, как
первый тебя встретил на дороге. Так вот,

вых, нет ее. Немцы запороли. Говорю же,
не перебивай! — крикнул еще раз
Иванович, хотя Лагунов
слова.

Она, значит, в<писках партизан-

Наташка смолчала. Её, значит, и повесили.

Старик повернулся к Лагунову.
стоял молчаливый, будто окаменел. Толь-
ко где-то в уголках глаз горели злые
огоньки. Прошла мннута, никто из них
не проронил ни звука. Потом Лагунов

меня! —

— Не перебивай
Ефим Иванович. — Не перебивай!

крикнул

Рис. С. Солосина.
поднял свой мешок, закинул
плечо, сделал шаг вперед, но остановился.

— А Любанька? Любанька тоже?

— Твою Любаньку забрала Анна Ника-
норова, — быстро заговорил
нович, как бы оправдываясь за ту боль,
которую он причинил Лагунову — Знать,
не забыл ты ее, Анну, вдовушку, что на
выселках жила? У нее еще Галька доч-
ка. Она как раз за Любанькой и ходит.

Лагунов быстро зашагал к селу.

Ефим Иванович побежал за ним,

‘минуту догнал Лагунова. Он слез с теле-
ги И зашагал рядом © ним,
подробно рассказывая про Любаньку, про
то, как она выросла, как Никанорову доч-
ку Галю называет матерью, про то, как
мир. постановил Любаньку обязательно в
люди вывести, и про многое, многое дру-
гое. :

Так незаметно дошли до села. И едва
они поравнялись < крайним домом, как
Ефим Иванович, гордый тем, что первый
встретил. земляка, крикнул бабе, возив-
шейся у корыта с поросятами:

— Эй ты, старая да слепая. Не ви-
дишь, кого веду! й

— Батюшки! — всплеснув руками, вос-
кликнула женщина. — Отцы святые! Пет-
ро Лагунов! Живехонек! — Она утерла
подолом юбки руки и выбежала навстре-
чу Лагунову. Она целовала его так, как
целует мать, встретившая сына после дол-
гой, долгой разлуки.

Из дворов выбегали, женщины, старики.
И кто с радостными возгласами, кто
сквозь слезы приветствовал солдата. А
ребятишки беззастенчиво  забегали напе-
ред, < завистью рассматривая ‹ ордена и
медали Лагунова.

Так, сопровождаемый толпой односель-
чан, задававших бесчисленные вопросы, на
которые Лагунов не успевал отвечать, он
дошел до дома Никаноровых. У ворот
стояла Анна Никанорова, рядом дочь Га-
ля с Любанькой на руках. Лагунов по-
дошел к женшинам и низко поклонился.
— Век мне не забыть твоей заботы, Ан-
на Тимофеевна. — И, еще раз поклонив-
шись Гале, добавил — И тебя в жизни
не забуду.

Он взял из рук Гали дочку, прижался
к ней своей жесткой щекой. Любанька,
сначала оторопела, хотела было запла-
кать, но, увидев на голове Лагунова пи-
лотку, схватила ее своими ручонками и
засмеялась.

— Лодочка, лодочка, мама, а она не
потонет?
От этого наивного детского вопроса

как-то ‘сразу отлегло от ‹ердца, и Лагу-
нов, высоко подняв Любаньку, сказал:

— Не пютонет, дочка, не потонет.

— Я мамина дочка, — озорно улыбнув-
mich, ответила Любанька и потянулась к
Гале.

Лагунов вошел в дом Никаноровых,
вежливо отказавшись от многочисленных
приглашений соседей. Вслед за ним вошли
еще человек десять и расселись на лав-

«Московская команда «Динамо»
возвращается на родину непобежденной»,

В матче с шотландцами получили по-
вреждения В. Бобров, В. Карцев, К. Бес-
ков, А. Хомич и М. Семичастный. Это
еще раз свидетельствует о резкости иг-
ры. Сейчас они поправляются и, по заяв-
лению врача, чувствуют себя неплохо.

Сегодня динамовцы будут присутство-
вать на футбольном матче двух англий-
ских команд. В первых числах декабря,
закончив свое триумфальное шествие по
стадионам Англии, московские футболисты
вернутся на родину.

театра в 1946 году

летмейстер — Л. МЛавровский. В конце
года москвичи увидят спектакль «Садко»
в постановке В. Лосского.

На сцене филиала пойдут новые бале-
ты Б. Асафьева «Барышня-крестьянка» и
«Домик в Коломне», опера «Бэла» Алек-
сандрова и «Майская ночь» Римского-Кор-
‹сакова.

на тебе,
Крови ты своей пролил

слушай, солдат. Нет твоей Наташки в жи-

Ефим

не произнес ни

ских значилась, потому ее и пытали. Пе-
ред. всем народом ей пытку устроили. Но

Тот

его через

Ефим Ива-

HO,
вспомнив про лошадь, вернулся и через

долго и

`ского Союза на красном фоне будет на-

тов с художественными рисунками,

Kt @

ках вдоль стен. Никто не говорил о Ная
таше, а все больше о Любаньке. Не по-
тому, конечно, что забыли  замученную
немцами партизанку, а потому, что не хо-
тели растравлять солдатские раны.

На столе появились водка, закуска. Выз
пили за здоровье солдата, за его награды
и шрамы. И пошла беседа про войну, пре
немцев, про жизнь солдатскую. Лагунов
заметил, что Галя с тех пор, как встрети-
ла его у ворот, больше не показывалась.
Сначала ее отсутствию он не придал зна-
чения. Но когда она не появилась и. че-
рез час после того. как разошлись гости,
Лагунов невольно задал себе вопросе —

— Дедушка... что бы это могло значить?..

— Не перебивай меня! — крикнул Ефим   МЛагунов вышел на улищу и пошел &
Иванович. — Не перебивай! — и, понизи®   синеющему вдали лесу, к могиле Наташи.
голос, продолжал. — Тянуть не хочу и Он нашел могилу, положил у изголовья

букет полевых цветов, посидел немного и
направился обратно в село. Когда он вы-
ходил из леса, неожиданно перед ним
предстала Галя. Глаза ее, опухншие от
слез, вопрошающе глядели на него.

— Ты заберешь Любаньку? — © дро-
жью в голосе спросила она.

— Заберу, — твердо ответил Лагунов.
Он знал, что рано или поздно этот BO-
прос ему будет задан, и потому ответ
приготовил категорический, чтобы самому
себе потом отрезать пути отступления. В
нем боролось чувство жалости к Гале, к
ее матери, великая благодарность к ним.
Но он понимал и другое. Любанька нуж-
на была ему, как дочь, ради которой он
четыре года сражался, о которой он меч-
тал, когда поженился с Наташей. Лю-
банька нужна была ему, как самая доро-
гая память о жене.

— Я так и знала, — сказала Галя. —
Конечно, ты имеешь на это все права, ты
отец. Но ведь я... я тоже что-то... что-
то... — Она заплакала и убежала.

Лагунов долго смотрел Гале вслед, но
перед его глазами было обиженное ее -лиз
цо. Снова проснулось чувство благодарно+
сти к ней, жалость, и даже будто в нем
родилась любовь к ней. Но при одном
воспоминании о Наташе, о ее мучениче-
ской смерти, все эти чувства показались
ему оскорбительными. 5

Весь вечер Галя избегала встречи © Ла-
гуновым. Она появилась только ночью,
прошла в свою комнатку, не удостоив Ла-
гунова даже взглядом. Стало ясно, что
каждый прожитый здесь день будет тя-
желым испытанием, и Лагунов твердо ре-
шил утром же уехать в город и забрать
с собой Любаньку. Он понимал, что при-
чинит тяжелую боль Гале, но другого вы-

Тимофеевне. Та молча его выслушала и,
ничего не ответив ему, закрыв передником
глаза, пошла в комнату к Гале.

мать и дочь Никаноровы всю ночь гово-
рили о предстоящей разлуке и, не в си-
лах противостоять желаниям отца,
вили Любаньку в дорогу. :
Утром, когда под’ехал старый Ефимыч
на телеге и наступила
ния, Галя незаметно скрылась и на все
оклики не отвечала. Так и уехал Лагу-
нов, не простивиьись с той, которая заме-
нила мать его дочери.
День прошел незаметно. В ожидании
поезда отец и дочь окончательно подру-
жились. Они бегали в перегонки, играли
в пятнашки, и обоим было хорошю и ве-
село. Но поезд запаздывал. И когда сгу-
стились сумерки, Любанька
спать.
°И тут произошло то, чего так боялся
Лагунов. Любанька расплакалась, звала
маму и никак не принимала отцовских
ласк. Все усилия отца успокоить девочку
были тщетны. И только пообещав Лю-
баньке, что, пока она будет спать, он при-
везет маму, ему удалось успокоить де-
вочку. Он долго смотрел на спящую
дочь, и невольно мысли его обращались к
родному селу. к Гале. Он пытался разо-
браться в своих чувствах к ней, но не
мог. Одно было ясно, что с Галей связа-
на какая-то частица его души, и от этой
связи ему невозможно отделаться. Думая
о Гале. он сам. не замечая того, пытался

черты и находил их. Когда же совесть
подсказывала, что он оскорбляет память
Наташи, он помимо сознания к воли пов-
торял про себя «Любанька, Любанька, до-
ченька, доченька».

От путаницы мыслей голова тяжелела,
и Лагунов вскоре уснул. положив голову
‚на край скамейки, на которой спала Лю-
банька.

Проснулся он от ласкового прикоснове-
ния прохладной женской ладони. Он от-
крыл глаза и не поверил тому, ято про-
исходит. Перед ним стояла Галя — рос-
лая, с длинными каштановыми косами, по-
крытыми белой легкой косынкой. Она дер-
жала свою руку на плече Лагунова, лас-
ково и безобидно глядела на него.

— Поезд пришел, Петя, мы опозлаем...
— произнесла Галя так легко и <вобод-
но. как будто бы между ними ничего не
произошло. И от этой простоты и ис-
кренности появление Гали показалось Ла-
гунову совершенно естественным и даже
обязательным. Сейчас он не мог себе
представить, как бы все могло быть ина-
че. И не о чем не расспрашивая ее, он
вскочил и начал собирать вещи. Галя взя-
ла Любаньку на руки и направилась к
поезду. У самого вагона проводник оста-
новил ее.

— Гражданка, сюда нельзя. Это вагон
для военных.

Галя обернулась к Лагунову. Он отве-
тил ей улыбкой и властно сказал провод-
нику:

— Пропускай, пропускай, разве не виз
дишь, что это моя жена.

И проводник уступил Гале дорогу.
Р. ИЮЛЬСКИЙ.

Новые журналы

С января 1946 года в Москве начнут
выходить два журнала: «Искусство» и
«Творчество» — органы Комитета по де-
лам искусств при СНК СССР и оргкоми-
тета Союза советских художников. Пер-
вый будет выпускаться 6 раз в год, вто-

найти в ней какие-то сходные с Наташей

хода не видел. Он сказал об этом Анне

Лагунов не мог уснуть. Он слышал, как
гото-

минута расстава-

попросилась

рой — ежемесячно.

В ближайшее время начинает выходить
ежемесячный журнал «Советская музыка»
— орган Комитета по делам искусств #
оргкомитета Союза композиторов.

Марки в честь выборов

Народный комиссариат связи СССР го-
товит сейчас к выпуску новую серию ма-
рок. Она будет посвящена выборам в Вер-
ховный Совет СССР. На марке < изобра-
жением государственного герба Совет-

писано: «Все на выборы в Верховный Со-
вет СССР». i

Кроме того, ко дню выборов Народный
комиссарнат связи СССР выпускает серию
специальных почтовых открыток и конвер-

4)