В Ию КР.

‚По родной
—— стране

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАВОДОВ
БЕЛОРУССИИ

На станкостроительных
руссии ведутся большие восстановитель-
ные работы. Строятся новые

ма и культурно-бытовые учреждения.

На минском заводе им. Кирова восста-

навливаются главный корпус и литейный
цех. Уже закончен капитальный ремонт
ряда производственных об’ектов и отет-
роены 3 тысячи квадратных метров
лой площади. На заводе началась подго-
товка к производству

тельных гидравлических
протяжных 20-тонных станков.

БУДУЩИЕ МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Заканчивается — первый
приём новых аспирантов и докторантов в
12 ленинградских институтов Академии
наук СССР.

В Физико-технический институт
принято 15 человек. Все они окончили
технические вузы, некоторые уже работа-
ли в научно-исследовательских организа-
циях. 6 новых аспирантов и докторантов
будут работать в Ботаническом институ-
те. Среди них — кандидат наук Зален-
ский, руководитель Памирской ботаничес-
кой базы.

АВТОСБОРНЫЙ ЗАВОД ВО ЛЬВОВЕ

Началось строительство большого `ав-
тосборного завода во Львове, который бу-
дет выпускать грузовые автомашины. За-
ложен фундамент ряда цехов. возводятся
стены, заготавливаются блоки, перекры-
тия, прокладываются’ под’ездные пути,
проводится высоковольтная линия.

В конце 1946 года завод вступит в эк-
сплоаташию.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВРУБОВАЯ
МАШИНА

Предприятия горного машиностроения
Донбасса — Горловский завод имени Ки
рова. Рутченковский завод имени Хруще-
ва и Сталинский завод имени 15-летия
комсомола Донбасса. изготовили первые
экземпляры новых’ врубовых ‘машин KOH-
струкции инженера, Е. Т. Абакумова. Сей-
часе одна из этих врубовок проходит про-
изводлственные испытания на шахте «Н»-
во-Моспино» комбината «Сталинуголь».

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
СТУДЕНТОВ ;

Закончилась научная конференция сту-
дентов Средне-Азнатского государственно-
го университета, посвящённая 25-летию
этого вуза.

В течение 5 дней было заслушано и
обсуждено 62 научных доклада. Большой
интерес вызвало сообщение студента 5-го
курса химического факультета Д. Табач-
никова о красителях естественно окра-
шенного хлопчатника. Студентка четвёр-
того курса биологического факультета
Д. Юсупова сделала ‚доклад о результа-
тах изучения ею растительного покрова
низовьев реки Ак-Су в районе курорта
Шахимардан (Ферганская долина).

1.300 НОВЫХ СОРТОВ ПЛОДОВ

Исполнилось 15 лет Самаркандской се-
лекционной плодово-опытной станции. За
это время мичуринским методом отдалён
ной гибридизации выведено 1.300 новых
сортов яблок, груш. персиков, абрикосов.
вишни, черешни, айвы, клубники и других
плодов. Сейчас в садах станции насчиты-
вается более 19 тысяч разных видов ги5-
ридных растений. y

Замечательны. созданные станцией сор-’
та абрикоса с самозавяливающимися пло:
дами. Такой абрикос в течение длитель-
ного времени сохраняет аромат и мясн-
стость свежего плода. Методом отдален-
ной гибридизации выведены сорта яблок,
грун и персиков со сроком <созревания от

июня до октября. Благодаря этому кон-
сервная промышленность Узбекистана
значительно удлинит сезон переработки
плодов.

В этом году колхозы и совхозы респуб-.
лики получили от станции 10 тысяч са-\
женцев новых сортов плодовых деревьев.

заводах Бело-

заводские
корпуса, подсобные помещения, жилые до-

жи-

высокопроизводи-
горизонтально-

послевоенный

будет

‘держали резолюцию.

Заседание
Учредительного собрания
Югославии

Резолюция доверия правительству,
возглавляемому маршалом Тито

БЕЛГРАД, 2 декабря. (ТАСС). Вчера
состоялось совместное заседание обеих
палат Учредительного собрания—Союзной
Скупщины в Скупщины Национальностей.

Заседание открыл председатель ‘Скуп-
щины  Национальностей Иосип Видмар, ко-
торый огласил заявление союзного прави-
тельства, возглавляемого маршалом Тито,
об отставке. i

‚

Встреченный бурными аплодисментами,
маршал Тито заявил, что он считает своей
обязанностью заявить об отставке прави-
тельства, которое носило временный ха-
рактер. Перел правительством стояли та-
кие задачи, как продолжение ведения
войны, мобилизапия всех народных сил с
тем, чтобы расширить базу об’единения на-
родных сил страны для облегчения, победы
нал общим врагом, ведение всех текущих
дел и подготовка к выборам. в Учреди-
тельное собрание. -

«Я пумаю. — сказал ‚Тито,—что  прави-
тельство выполнило свои залачи, и предо-
ставляю вам’ судить об этом Могу лишь
отметить одно—это ‘правительство присяг-
нуло. народу Оно ответственно телько. пе-
pel наролом. и поэтому для меня . боль-
шой честью является то. что я сегодня
злесь перед вами заявил. об отстазке это-
го правительства. Вам предстоит принять
‘такое решение. которое будет самым. це-
лесообразным и самым благоприятным для
интересов. нашей страны».

Депутат Влалимио ° Назор
следующую резолюцию:

«Выражая союзному правительству под
председательством маршала Югославии
Иосипа Броз-Тито признание за достиже-

предложил

ния ‘в народно-освободительной борьбе,
имеющие огромное значение для строи-
тельства‘ и организации. государственной

жизни, Учрецительное собрание’ ‘на сов-
местном заседании обеих` палат постанов-

‚ляет:
Учредительное собрание Федеративной.
Вародной Республики Югославии не при-

нимает отставку союзного правительства и
выражает ему доверие для продолжения
его. работы».

Все депутаты Учредительного. собрания,
стоя, продолжительными `аплолисментами
полтверждают свою солидарность с прел-
ложением Владимира Назора:

Выступившие затем депутаты от Маке-
донии, Боснии 4 Герцеговины, Сербии,
Хорватии и Словенви единодушно под-
предложенную Вл.
Назором.

Обе Скупщины
предложение не
юзного правительства, возглавляемого мар-
шалом Тито, и выразить ему полное дове-
рие для продолжения его работы.

Затем слово получил заместитель пред-
седателя Временной Народной Скупщины
Моше Пьяде. Он доложил о работе пре-
зидиума Антифашистского Веча Народно-
го Освобождения Югославии и Временной
Народной Скупщины и огласил веречень
законов и решений. принятых до настоя-
щего времени. .

После прений по докладу Моше: Пьяде
Учредительное собрание единогласно при-
няло предложение выразить одобрение ра-
боте президиума Временной Народной
Скупщины и утвердить все решения. при-
нятые им.

Учредительное собрание приняло прел-
ложенный министром по делам  Учрели-
тельного собрания Карделем закон о пре-
зидиуме Учредительного собрания.

Затем состоялись выборы — президиума
Учредительного собрания. По предложе-
нию Нешковича председателем президиума
Учредительного собоания ‘единогласно из-
бирается д-р И. Рибар; заместителями
председателя — Пьяле Лакуш Рус. Пу-
чар. Влахов и Вуячич: секретарем—Перу-
ничич. Также единогласно избираются 25
членов президиума, в том Числе маршал
Тито, Андреев. Бакарич, Вилмар. Джилас,
Жуйюович. Владимир Зечевич, Блажо Ho-
ванович. Лраголюб Иованович, Каодель.
Кидрич. Косанович, Кулишевский, Нешко-
вич, Проланович, Ранкович. `Сремец. Фрол.
Хебранг. Чолакович и пр.

‹ Д-р Иван Рибар благодарит’ депутатов
от имечи членов презилиума за ‘оказанное
им доверие. - i

единогласно приняли

Фильму—50 лег

В хранилище кинокартин

Помещение, в котором мы ваходимся,
больше зсего похоже ва зал библиотеч-
ного фонда: те же длинные полки с уз-
кими проходами между ними, те же «мно-
гоэтажные» конструкции, поднимающиеся
чуть ли не до самого потолка. Есть, как
в библиотеке, и передвижная лесенка, что-
бы работник мог достать требуемое : ‹а-
мого верха. Только вместо кнчг на пол-
ках лежит целое собрание самых разно-
образных коробок с кинопленкой.

Так выглядит зал единственной в Совет-

ском Союзе своеобразной библиотеки ки-
нокартин — фильмотеки при Всесоюзном
государственном институте  кинематогра-
фии. Хранилище фильмов располагает сей-
час более чем тремя тысячами названий.
На его полках лежит до 18 тысяч коро-
бок, которые содержат около четырех мил-
лионов метров пленки — количество, 10-
статочное для того, чтобы 130 раз обер-
нуть эту кинопленку вокруг земного чна-
а.
Г По содержимому хранилища `фильмов
можно проследить весь пятидесятилетний
путь кино, начиная от первых сюжетов,
умещавитихся в 12—15 метрах пленки, до
педевров, созданных советскими кинема-
тографистами и признанных всем миром.

Рождение кино

В руках у нас маленькая жестяная ко-
робочка, в которой бережно хранится
пленка с первыми в мире кадрами, засня-
тыми одним из изобретателей кино Луи
Люмьером. Пятьлесят лет назад — 10 чо-
ября 1895 года изобретатель, прибыв из
Франции в Брюссель, демонстрировал ‘эти
кадры перед публикой А немного позднее
— 28 декабря 1895 года Люмьер открыл в
Париже первый в мире кинотеатр.

Сюжеты, снятые Луи Люмьером, еше
очень просты: к станции подходит поезл,
завтракает ребенок, рабочие выходят из
ворот фабрики...

С волнением смотрят сейчас люмьеров-

АДРЕ(

стьянской молодежв доб. по коммут.

ские кадры студенты Государственного
института кинематографии, изучающие ис-.
торию кино. Улыбаясь, вспоминают они
рассказ профессора о том. как пятьдесят
лет назад появлявшийся на экране и цви-
гавшийся на зрителей паровоз вызывал
смятение и панику в зале.

/1ервые русские

картичы

Около двух тысяч  художествен-
ных фильмов было поставлено B
дореволюционной России за 10 лет—
< 1907 по 1917 год. Значительная часть
этих о фильмов хранится в фильмоте-

Ke. He стоит, конечно, сравнивать доре-
волюционные русские картины с произве-
дениями современной советской кинемато-
графии. Первые дазно уже’ улеглись на
полках хранилища и стали историей. Боль-\
шинство из них короткометражные — од-
на-три части, много  мелодраматических,
наивных сюжетов. Снимались в этих филь-
мах известные в то время киноактеры Ве-
ра Холодная, Мозжухин, Полонский. На-
ряду с ними начинал свою работу в кино
‘крупнейший впоследствии советский кино-
режиссер Я. Протазанов.

.Проходим между полками. Вот младен-
ческие шаги русской кинематографии—пер-
вые фильмы, снятые в России: «Драма в.
таборе подмосковных цыган», «Песня про
купца Калашникова», «Разгул Стеньки Ра-
зина на Волге». Постановка их относится
к 1907—1908 годам.

Неоднократно дореволюционные кинема-
тографисты  обоащались к пушкинским
сюжетам. В 1910 году были сняты: био-
графический фильм «Жизнь и смерть Пуш-
кина», «Пиковая Дама», в 1914 году —
«Барышня-крестьянка», «Дюмик в Колом-
не».

Режиссер Я. Протазанов поставил в 1919
году фильм о великом русском писателе
Льве Николаевиче Толстом. Кинокартнна

РЕЛАКИИЙ: Потаповекий пер.. 8 (‹0 сторогы ул. Чернышевского, ул. Кирова в
155, Отдел пропаганды К 8-13-45 и доб. по коммут.
К 3-13-45 и доб. по коммут.

-казы Кейтеля,

‘заверил Мастного в том.

принимать отставку со-

гочисленные фильмы,

M

НЮРНБЕРГ, 3 декабря. -(TACC). Yr-
реннее заседание 3 декабря открылось вы-

ступлением представителя американского
обвинения Олдермена. который сообщил
предполагаемый порядок выступлений

представителей обвинения четырех стран
на ближайшие 10 дней, Сегодняшний день
посвящен германскому- нападению на Че-
хословакию. Во вторник, 4 декабря, высту-
пит английский обвинитель Шоукросе, ко-
Topp проанализирует обстоятельства ‘гер-
манского нападения на Польшу, Югосла-
вию, Грецию. Голландию, Данию, Бель-
гию, Норвегию и Францию. Затем высту-
пит французский обвинитель, который ос-
тановится на преступлениях’ германских
фашистов против международного права и
человечности. Советский обвинитель. по-
святит свою речь преступлениям фашистов
на Востоке Европы.

Начиная свою речь, Олдермен говорит,
что © момента прихола к власти в 1933
году и вплоть до 1936 года гитлеровцы
осуществляли большую программу воору-
жений. После 1936 года эта программа бы-
ла расширена еще больше. В марте 1938
года Германия захватила Австрию и сра-
зу же начала подготовку агрессии ‘против
Чехословакии. Уже 21 апреля 1938 ‘года
состоялась встреча Гитлера с подсудимым
Кейтелем, во время которой они, как из-
вестно. обсуждали вопрос о создании. поз
вода Ana нападения на Чехословакию.
Именно во время этой беседы обсуждалась
возможность убийства германского послан-
ника в Праге, как предлог для нападения
на Чехословакию. Запись этой беседы сде-

лана ад’ютантом Гитлера — Шмундтом.

Немедленно после захвата Австрии ‘был
выработан так называемый «Зеленый план»
— план нападения на Чехословакию. `Об-
винитель пред’являет суду «книгу доку-.
ментов, № 2». в которой содержатся при-
Иодля, Геринга, записи
Шмундта о совешаниях у Гитлера и дру-
гие документы. Эти документы были най-

1 дены американскими воинскими частями в

Обер-Зальцбурге (близ Берхтесгадена).
Готовясь к нападению на Чехословакию;
Германия всячески маскировала свои при-
готовления, стремясь предотвратить моби-
лизанию ‘Чехословацкой армии. 12 марта
1938 года. в день захвата Австрии, Геринг
заверил’ чехословацкого посланника в Бер-
лине Мастного, что события в Австрии

‚не повлияют на германо-чехословацкие от-

ношения. «Я даю вам в’этом своё честное
слово», — заявил Геринг. Нейрат также
‹ что ° Германия
чувствует себя связанной договором от
1925 roma, по которому она обязалась
уважать независимость Чехословакии.

Однако уже в это время генералу Кей-
телю и генералу Браухичу были. переда-
ны через Шмундта инструкции, в кото-
рых говорилось, “что Гитлер начинает
подробно изучать’ «Зеленый план». Основ-
ная илея этого плана не меняется. В еще
большей мере подчеркивается элемент
внезапности. Гитлер считает необходимым
провести маневры войск для того, чтобы
натренировать их в овладении укрепле-
ниями путем внезапной атаки. Главно-

‘командующий армией запланировал эти Ma-
что

невры на сентябрь. «фюоер» ‘думает,
это слишком поздно. On сам обсулит
этот вопросе © главнокомандующим ар-
мией. Гитлер подчеркивает необходимость
ускорения постройки укреплений на за-
пале.

Уже 30 мая 1938 года Гитлер подпи-
сал директиву, отпечатанную всего в 4-х
экземплярах. о нападении на Чехослова-
кию. Эта директива была подписана од-
новременно Цейцлером, бывшим тогда
подполковником генерального штаба.

В документах. привеленных Олдерменом
имеется краткий обзор вооружений чехо-
словацкой аомии. датированный 9 июня
1938 гола и подписанный Цейцлером.
Этот обзор был составлен по требованию
Гитлера и содержит подробнейшие лан-
ные о танковом. артиллерийском и стрел-
ковом ‘вооружении чехословацкой армии.
Гитлер спрашивал в это воемя своих со-
трудников. не уменьшилось ли количество
чехословацких войск на линии укрепле-
ний. На этот вопрос Шейцлер дает сле-
дующий ответ: часть войск отозвана ©
линии укреплений и размещена в ближай-
ших районах, фортификации охраняются.

проходы через границу открыты. Обвини-.

тель ‘цитирует далее директиву от 18 ию-
ня 1938 года; подписанную инициалами

называлась «Уход великого старца». Три

части ее лежат сейчас на одной из полок.

фильмотеки.

На полках, относящихся к 1916 году,
находятся картины «золотой серии» —
«Молчи, грусть, молчи», «У камина»...

Конечно, даже названия некоторых
фильмов, не говоря уже о их техниче-
ских и художественных качествах, вызы-
вают сейчас только. улыбку. Но здесь, в
фильмотеке, они прежле всего — история.

От „Броненосца
Потемкина“ до „Нашествия“

„Идем далыше; Вот агитационно-пропа-
гандистокие картины первых лет Октября:
«Время царей миновало», «Серп и молот».
Рядом первые
ветской кинематографии и здесь, ко-
нечно, «Броненосец Потемкин». А дальше
— «Чапаев», «Депутат Балтики», трилогия
о Максиме, фильмы о В. И. Ленине.и
А. М. Горьком.

Как правило, новые советские кинокар-.
тины в первую очередь
фильмотеку. «Читатели» этойединственной
библиотеки кинопроизведений — режиссе-
ры, актеры, сценаристы, онераторы, сту-
денты Государственного института кинема-
тографии—звакомятся по новым фильмам
< достижениями мастеров советского кино.

Ценности хранилища — не мертвый ка-
питал. В маленьком просмотровом зале
при фильмотеке есть всегда посетители.
Одни находят здесь богатый учебный ма-
териал, другие — историческую справку,
третьи—блестящие художественные образ-
цы. В дни фестиваля научно-популярного
фильма на экранах московских кинотеат-
Ров и клубов демонстрировались  состав-
ленные из материалов фильмотеки кино-
монтажи «25 лет советской кинематогра-
фии» и «Основные этапы развития киноис-
кусства».

Все новые и новые коробки < пленкой
ложатся на полки хранилища. За гоцы
Отечественной войны сюда поступили мно-
рассказывающие о
героической борьбе советского народа и
его победе над немецко-фашистскими за-
хватчиками. Недавно в фильмотеку посту-

Чистых прудов). ТЕЛЕФОНЫ: коммутатор К 0-15-80 mo K 0-15-88 Дежурный технический се
‚80. Отдел комсомольской жизни доб. по коммут,. 99.
80. Отдел культуры К 4-58-56 и доб. по коммут. 79. Отдел

‚в пользу Чехословакии. В нем,

крупные произведения co:

поступают ‘в

ОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

Утреннее заседание 3 декабря

«К» (означает Кейтель) и «Ц» (означает
Цейцлер). В первой части этой директи-
вы, носящей заголовок «Общие руководя:
щие принципы», говорится, что опасности
превентивной войны иностранных госу-
Ддарств против Германии не существует.
Далее в директиве сказано: «Моей непо-
средственной целью является разрешение
чехословацкой проблемы. Я решил исполь-
зовать любую благоприятную политиче-
скую возможность для осуществления
этой цели, Однако я решил предпринять
военные действия против Чехословакии
только в случае. если я буду твердо убе-
жден в том, что Франция не выступит
против нас, и вследствие этого Англия

‘также не вмешается, как это уже имело

место в случае с оккупацией Рейнской
зоны й с занятием Австрии».

Обвийитель. цитирует также германский
секретный документ, датированный 25 as-
густа 1938 года, изданный 5-м отделом
генерального штаба германских воздуш-
ных сил. Этот документ, в котором пере-

‚ числяются задачи германской авиации при

осуществлении «Зеленого плана», содер-
жит на первой странице краткий анализ
политической: обстановки. В нем говорит-
ся: «Предполагается, что Франция об’явит
войну только в том <лучае, если она по-
лучит от. Великобритании определенные
обешания об оказании активной военной
помощи. Также предполагается, что Со-
ветский Союз немедленно выступит на
стороне западных держав. США поддер-
жат западные державы идейно и эконо-
мически. Италия, Испания, Венгрия и
Япония будут сохранять благоприятный
нейтралитет».

Одновременно германское командование
составило так называемый «Красный
план». Этот план был выработан в июне
1938 года и отпечатан всего в 38 экзем-
плярах. Обвинитель пред’являет суду фо-
токопию с 16-го экземпляра. Документ
предусматривает ответные меры Германии
на случай выступления западных держав
в Част-
ности, говорится, что вне зависимости от
того, выступит ли Франция в защиту Че-
хословакии или нет, германские боевые
соединения авиации должны первыми на-

`нести решающий удар по Чехословакии.

В записке майора генерального штаба
Мерике, бывшего авиационным атташе при
германской миссии в Праге, от 4 августа
1938 года говорится, что он получил от
генерального штаба воздушных сил зада-
ние произвести разведку района Фрейден-
таль в Чехословакии для изучения воз-
можности высалки там воздушных десан-
тов. Для этой цели, говорится в письме
Мерике, он связался со своим доверен-
ным агентом фабрикантом Мазхольлтом и
совершил поездку во Фрейденталь. Маз-
хольдт был главой организации судето-

‚немецких пилотов. Мерике подробно до-

носит министру авиации Герингу о резуль-
татах своей разведки.

Готовясь к нападению на Чехослова-
кию, Германия старалась заручиться под-

‚Держкой Венгрии. Обвиняемый Иодль в

своем дневнике, пред’явленном обвинени-

‘ем Трибуналу в качестве вещественного

доказательства, пишет 21—26 августа:
«Визит в Германию венгерского регента в
сопровождении премьер-министра, минист-
ра’ иностранных дел и военного министра;
они приехали, чтобы высказать ту идею,
что в ходе мировой войчы, через несколь-
ко лет, с помощью германских войск пол-
ностью будет восстановлена Великая Вен-
грия в своих старых гранинах. Им было
дано понять, что мы не имеем никаких
требований, никаких претензий к ним. Олд-
нако в случае чехословацких провокаций,
даже если они произойдут завтра, Герма-
ния немедленно выступит. Если они хо-
тят участвовать в войне против Чехосло-
вакии TO возможности для них открыты.
Однако Германия не булет играть роль
арбитра между Венгрией и Польшей». 23
августа 1938 гола один из заместителей
министра иностранных дел Германии Вер-
ман следующим образом записал перего-
воры венгерских министров Имредн и
Канья с Риббентропом и Вейцзеке-
ром: «Канья поставил два вопроса:  пер-
вый — отношения между Венгрией и Ма-
лой Антантой и второй — Чехословацкая
проблема». Риббентроп спросил, записы-
вает Верман, какова будет позиция‘ Венг-
рии, если Гитлер решит применить силу
в отношении Чехословакии. Венгры указа-
ли на две трудности. Они хотели бы,
чтобы их. заверили в нейтралитете Югосла-
вии, если Венгрия выступит со своей ар-

пил экземпляр выпущенного на
фильма «Нашествие».

‚Самая маленькая роль
Чарли Чаплина

В фильмотеке есть много произведений
Голливуда, английских, французских, поль-
ских и многих других киностудий мира.
Хранилище имеет экземпляр первого аме-
риканского ковбойского фильма «Большое
ограбление поезда» (1903 год), картины
«Король Лир», «Драма на балу» и другие,
выпущенные в 1908-1909 годах Общест-
вом художественных фильмов во Фран-
ции. До Отечественной войны было полу-
чено много фильмов в порядке обмена от
американской фильмотеки. Сейчас обмен
снова налаживается.

В фильмотеке много картин Чарли Чап-
лина, от его первых актерских работ 1912
года до крупнейших произведений послел-
них лет.

«Mp B просмотровом зале. Мелькают
кадры фильма: по стене вокзала движутся
тени вагонов отходящего поезда, проплы-
вают светящиеся кзадраты окон. Поезд
ушел. В кадре появляется фигура носиль-
щика < большим тюком на спине. Чело-
 век сбрасывает поклажу и медленно уда-
ляется...
`Даже. те, кто двадцать © лишним лет
назад смотрели в кинотеатрах «Парижан-
Ky> — филь, поставленный Чарли Чап-
линым в 1923 году, вряд ли знают, что в

экраны

‚нем знаменитый актер и режиссер сыграл

свою самую маленькую роль, которую мы
от ‘начала до конца описали в предыду-
пцих строках, — роль носильщика.

В несколько минут мы переносимся поч-
ти на ‘двадцать лет вперед, и вот уже с
экрана летят звуки вальса из фильма «Ог-
ни большого города» — одного из лучших
произведений Чаплина. :

ee
*

Незаметен на первый взгляд tpym Kon-
 лектива фильмотеки. Но он ‘исключитель-
но важен. Работнихи хранилища сохраня-
ют для будущих поколений великолепные
произведения мастеров советской и миро-
вой кинематографии, ценнейшие историче-
ские киноматериалы и документы.

Юрий ВОЛГИН.

Отдел учаптейся молодежи доб. по коммут.
художественной иллюстрации доб. по коммут. 97. Отдел об’явлений К 4-18-45 и д.

Вторник, 4 декабря 1945 г., № 27 (528)
=

[pouece главных иомеиних вовиных преступиинов` в Нюрнберге

10 сентября генерал  Иодль записал: «Fes
нерал Гальдер возвратился из Нюрнбер-
га. Он сообщил, что фюрер подписал. де-
крет о подчинении, начиная © 15 сентяб-
ря, верховному командованию армии отде-
лов трудовой повинности. Было также ре-
шено, что 13-я и 2-я моторизованные ди“
визии будут включены в армию Рейхенау,
а их место ‘будет замещено двумя други-
ми дивизиями». 11 сентября 1938 года
Иодль делает следующую запись: «Сегод-
HA имел переговоры со статс-секретарем
Янке из министерства пропаганды на тот
случай. если мы должны будем нарушить
междунаролное право, а также по вопро-
су о том. как использовать нарушение
этого права врагом».

В этом месте обвинитель цитирует сек-
ретнейший германский документ. изготов-
ленный всего лишь в 7 экземплярах ира-
зосланный штабу верховного  команлова-
ния германских вооруженных сил, гене-
ральному штабу сухопутной армии, мини-
стерству иностранных дел, морскому шта-
бу и министру ‘авиации. Этот локумент
датирован   октября 1938 года и исходит
от верховного команлования вооруженных
сил. По поручению Кейтеля документ пол-
писан некиим Бюркнером. В препроволи-
тельном письме к этому документу Бюрк-
нер пишет: «При сем прилагается список
нарушений международного права KOTO
рые ожилаются co стороны  лействую-
ших войск. Просьба ‘заполнить некоторые
графы этого документа». Сам документ
озаглавлен: «О пропаганле в связи с Ha-
рушениями международного права» В л0-
кументе содержатся следуюшие графы:
а) инциденты. в) примеры. с) отношение к
этому международного права, 1) оправда-
ние со ссылкой на законы войны. e) ли-
ния министерства пропаганды. В локумен-
те прелусмотрены различные примеры на-
рушения междунаролного права и заго-
товлены пропагандистские оправдания этих
нарушений.

Из этого- документа явствует, что. гер-
манские фашисты заранее предусмотрели
зверские способы ведения войны и соот-
ветствующим образом проинструктировали
свои войска и органы пропаганлы: Так,
например, ‘в’ графе «Примеры» говорится:
«Во время воздушного налета на Прагу
разрушается британское посольство 8B
Праге». В графе «Оправдание со. ссылкой
на законы войны» говорится: «Публично
такой случай лучше всего раз’яснить с
‘помощью ссылки на то, что британское
посольство находится в непосредственной
близости от военных  ‘об’ектов. бомбарди-
ровка которых была совершенно необходи-
ма. Можно изобразить это также. как: ло-
садное происшествие». Другой пример:
«На основании сообщения о том. что чехи
применили газ, мы дали приказ ‘войскам
применить газовые снаряды». В графе
«Отношение междунаролного права» го-
ворится: «Согласно декларации, поинятой
в июне 1925 гола 40 государствами, в том
числе и Чехословакией. строжайше запре-
щено применение отравляющих газов. `хи-
мических веществ и бактерий в войне.
Некоторые государства сделали оговорки
к этой декларации, в которых они указа-
ли, что они не будут считать себя свя-
занными этой декларацией, если противник
применит газ». В графе: «Оправлание со
ссылкой на военные законы» сказано:
«Если утверждение о том. что противник;
в данном случае чехи, применил газ бу-
дет встречено мировым общественным мне-
нием с доверием. то по возможности вало
доказать это. Если возможно. то надо ло-
казать, что стрельба газовыми снарядами
оправдывается тем. что противник первым
нарушил запре‘пение. Если же это утвер-
ждение не встретит доверия. то газовую
войну необхопимо представить. как про-
ведение обоснованных репрессий так же,
как это делали итальянцы во время абис-
синской войны. В этом случае вало найти
доказательство». Следующий пример:
«Чешское населениё выселяется по воен-
ным соображениям в тыловые районы»,
Графа «Оправлание со ссылкой на законы
войны» гласит: «Лучше всего об’яснить
это тем. что мы хотим защитить жителей
от бомбардировок». Пример: «Выполняя
свов обязанности. германская авиация пе-

мией в сторону Севера и возможно Восто-
ка. Венгерские вооружения только что
начали _ создаваться. и необходимы еше
  или 2 roma для подготовки. Риб-
бентроп ответил на это, что Югосла-
вия не осмелится выступить, поскольку
она зажата в клещи державами оси. Ру-
мыния даже не пошевелится. Англия И
Франция также останутся спокойными.
Англия не будет рисковать своей импе-
рией. Риббентроп снова повторил им, что
тот, кто хочет ревизии. тот должен ис-
пользовать хорошие возможности и при-
нять участие в акции.

В этом же документе содержится за-
пись переговоров между Хорти и Гитле-
ром. «Хорти, — говорится в документе, —
не хотел скрывать своих опасений по по-
воду позиций Англии. Однако он выра-
зил намерение Венгрии участвовать в вой-
не против Чехословакии. Когда после
обела господия Имрели говорил с фюре-
ром, то он.  вилимо, почувствовал облег-
чение, когда фюрер об’яснил ему, что он
ничего не требует от Венгрии. ’ Фюрер
заявил, что еще не знает времени напа-
дения на Чехословакию Вместе с тем он
подчеркнул, что всякий. кто хочет уча-
ствовать в обеде. ролжен принять участие
и в подготовке к нему. Если Венгрия хо-
чет начать переговоры генеральных шта-
бов, то фюрер не возражает против это-
го». Сказанная венграм Гитлером цинич-
ная фраза с том, что они должны уча-
ствовать в подготовке обеда, если хотят
обелать, произвела на них, судя по’ доку-
ментам нужное впечатление. Обвинитель
процитировал запись Вейцзекера (один из
заместителей Риббентропа) о переговорах
Риббентропа с венгерским министром ино-
странных. дел Канья, состоявшихся 25 ав-
густа 1938 года. В этой записи говорится:
«Касаясь венгерских военных приготовле-
ний на случай германо-чехословацкой вой-
ны, Канья упомянул несколько дней тому
назад, что его страна нуждается в сроке
от одного до двух лет. чтобы усилить
вооруженную мощь Венгрии. Однако во
время сегодняшних переговоров Канья ис-
правил свое замечание и сказал, что воен-
ное положение Венгрии вполне удовлет-
ворительно. Его ‘страна будет готова, —
заявил он, — принять участие в герма-
но-чехословацком конфликте 1 октября
этого года»

Далее обвинитель характеризует пози-
цию Италии в отношении германо-чехосло-
ванкого конфликта. Из документов, про-
цитированных обвинителем, явствует, что
Муссолини полностью одобрял заплани-
рованное Германией нападение на. Чехо-
словакию и даже обещал предпринять не-
которые меры на французской границе с
тем, чтобы связать Францию на случай,
если бы она захотела выступить на сто-
роне Чехословакии. 18 июля 1938 года
Риббентроп имел беседу < итальянским
послом Аттолико. Риббентроп не оставил
никаких сомнений у итальянцев по поводу
намерений Германии в отношении Чехо-
словакии. Аттолико также знает, записы-
вает Риббентроп, что по дня нападения
осталось достаточно времени, чтобы он
мог взять себе двухмесячный отпуск. Ол-
нако 27 августа Аттолико снова наносит
визит Риббентропу, во время которого он,
согласно инструкциям от Муссолини.” за-
прашивает Риббентропа © сроке нападе-
ния va Чехословакию. Муссолини. заяв-
ляет Аттолико, просит сообщить ему эту
дату для того, чтобы он мог принять не-
обходимые меры на французской границе.
«Я ответил, — записывает Риббентроп.—
послу Аттолико так же, как и на его
первый демарш. что я не мору пока сооб-
щить какую-либо пату, олнако могу его
заверить в том. что Муссолини будет
первым. кто будет информирован о нашем
решении».

Характеоизуя прелнамеренность герман-
ской агоессии в отношении Чехословакии.
обвинитель Олдермен цитирует цневник
Иодля. 6 сентября 1938 года Иодль запи-
сывает «Начальник генерального штаба
генерал арталлерии Гальдер имел беседу
с начальником вечгерского генерального
штаба Фишером. До этой беседы он был
информирован мною о том. что фюрер не
желает, чтобы венграм был дан какой-ли-
бо намек на дату нападения». 8 сентября
Иолль записывает: «Генерал Штюльпна-
гель поосит. письменных заверений в том.

что верховное командование армии за
5 дней будет информировано о лате осу-  Релетает польскую территорию». В графе
ществления плана. Я согласился и доба-  “Оправдание» говорится: «Прежде всего

надо сделать попытку отрицать этот факт.
Если же она булет неудачной, то’ необхо-
димо попросить извинения (в зависимости
от позиции польского правительства)».

На этом утреннее заседание  заканчи-
вается.

вил, что прогноз погоды может быть сде-
лан не больше. чем за пва дня вперел.
и поэтому планы могут быть изменены.
Несомненно. другие напии попытаются
оказать давление на нас. Мы должны бу-
дем выдержать это испытание нервов».

Вечернее заседание 3 декабря.

НЮРНБЕРГ, 3 декабря. (ТАСС). Се-  ровских  заговоршиков к нападению ‚ ка
годня на вечернем засэдании Междуна-  Чехословакию.
родного Военного Трибунала  прелстави- 4 декабря на суде выступи в
тель американского обвичения Олдермен у Ури, представ

продолжал изложение обвинительных ма- тель английского обвинения лорд Шоук:

териалов, касающихся подготовки гитле-

——®

Опубликование закона о национализации банков во Франции

ПАРИЖ. 3 декабря. (По телефону от
корр. ТАСС). Сегодня в «Журналь офиси-
ель» опубликован одобренный учоелитель-
ным собранием текст  правительственного
закона о национализации банков $ поправ-
ками. внесенными учрелительным собрани-
ем. Проект получил таким образом силу
закона. Сеголня с утра в вационализиро-
ванные банки назначены  правительствен-
ные комиссары. Закон о национализации
банков в его окончательном виде опреле-
ляется компромиссом межлу учоелитель-
зым собранием и плавительством. Собра-
ние согласилось ограничить пятью число
национализируемых в первую очередь бан-
ков пля того. чтобы не осложнять отно-
шений с правительством и не залерживать
проведения национализации банков. Вме-

сте с тем. правительство согласилось при
нять следующие существенные поправки
учредительного собрания: 1) акционеры
национализируемых банков получат мень
шее возмешение, чем намечалось в пра
вительственном проекте; 2) учредительное
собрание оставило за собой право в булду-
щем решить вопрос о национализации ря*
ла пругих банков; 3) председателем #2
ционального кредитного совета, создавае
мого пля контроля над всем  крелитным
делом во Франции. бупет министр ‘эконо
мики. а не министр Финансов, как это пре*
пусматривалось правительственным проек*
том. Ожидают, что завтра совет минист*
ров приступит к обсуждению вопроса ©

национализации производства  электро-
энергии.

Приезд в Моснву президента
Всеславянского нонгресса США
Лео Нржицкого

Вчера, 3 декабря, в Москву по поптла-
шению Всеславянского комитета прибыл
из Варшавы президент Всеславянского
конгресса США г-н Лео Кржицкий, круп-
нейший деятель профсоюзного движения в
Америке. На Центральном аэродроме г-на
Вржипкого встречали председатель Bre-
славянского‘ комитета  генерал-лейтонант
А. С. Гундоров, В. В. Мочалов. А. В. Ка-
раганов, работники ВЦСПС, предетавитети
Польского посольства и Союза польских
патриотов в СОСР`и другие.

АНГЛИЙСКАЯ ГАЗЕТА
О КОМАНДЕ «ДИНАМО»

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Газета
«Дейли экспресс» в редакционной статье,
посвященной пребыванию команды MOC:
ковского «Динамо» в Англии, пишет:

«Каждый английский спортемен шлет
команде самые лучшие пожелания. Эти
быстрые и умные игроки перевернули все
наши представления. Они заставили‘ нас
обращать болыше внимания на скорость И
на многие наиболее тонкие моменты игры.
Они вдохнули жизнь в футбол в стране,
где он зародился и развился»,

рые ак: абон озноб
СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР
ВЕ ХОДИТ 5 ДЕКАБРЯ
ааа
Ответственный редактор

(ТАСС). К. А. МИНИН
кретарь доб. по коммут. 471. Отдел ин
29. Вэенно-физкультурный отдел bee sh

К + 68.56 и лоб.
ком мут, 79.

06. по коммут, 162. Отдел рабочей молодежи
Типография изд-ва «Московский большевик», Чистые пруды, 8, one =

по коммут, 79. Отлел кре

<