Ной

ного

orsecentshsnaasananntcsesnanctatanunsnneoensntannnanenensininsnnanensinaanenstsnenctitnthnathnrinassensanaacsenomenasonemssneensesnsrenmenanecaamncene ff

ARESRAKOAASROARB RED:

AUAARRRR RRR

nnn RMARBERERRER!

Po-

38°

Среда, 5 декабря 1945 г., № 28 (529).

В честь Дня Сталинской Конституции
Собрания молодых избирателей в театрах, клубах

и дворцах

культуры

МЫТИЩИНСКИЙ РАЙОН
na hee

Мягкий, пушистый снежок кружится в
вечернем воздухе. Притихший по-зимнему
парк и клуб, стоящий в центре рабочего
городка, и сосновый бор — все это зали-
то ярким светом. На фронтоне калинин-
традского клуба — большой портрет
товарища Сталина, окруженный гирлянда-
ми электрических лампочек. $

Шесть часов вечера. Собирается моло-
дежь со всего Мытищинского района. Тут
были стахановцы заводов и фабрик, моло-
дые колхозники и колхозницы, знатные
люди страны, приехавшие к мытищияским
комсомольцам в гости. Среди гостей —
трижды Герой Созетского Союза гвардии
майор тов. Кожелуб, депутат Верховного
Совета РСФСР Зинаида Федорова, поэт
Павел Антокольский, секретарь Мыти-
щинского горкома ВКП(б) тов. Сотников,
председатель Мытищинского исполкома
Совета депутатов трудящихся тов. Бород-
кин и другие.

Секретарь горкома ВЛКСМ тов. Коз-
лов открывает торжественный вечер
‘зомсомольского актива, посвященный Дню

Сталинской Конституции и
Верховный Совет СССР.

— После четырех лет Великой Отече-
ственной войны, — говорит тов. Козлов,
мы впервые сегодня встречаем День
Сталинской Конституции в условиях мир-
ного, созидательного труда. Молодежь на-
шего района приходит к этому празднику
с большими производственными успехами.

Затем выступает председатель Мыти-
щинской окружной избирательной комис-
сии тов. Коршунов. Он призывает моло-
дежь района еще шире развернуть раз’яс-
нительную работу среди населения, умело
использовать все формы и методы агита-
ции.

Бурными аплодисментами встретилн ком-
сомольцы появление на трибуне трижды
Героя Советского Союза гвардии майора
Ивана Кожелуба. Прославленный летчик
нашей страны подробно рассказал о сво-
их боевых делах в дни войны.

До поздней ночи в Каливинградеком
клубе горели огни. После торжественного
заседания состоялся большой  коннерт,

выборам в

epee Ys s

КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН

В клубе завода «Компреесор» состоялея

‘вечер молодых избирателей Калининекого

района города Москвы.  Присутствовало
фольше тысячи юношей и девушек, кото-
рые впервые будут участвовать в выбо-
рах.

С хокладом о Сталинской Конетатуции
перед молодыми избирателями выступила
лектор райкома партии тов. Блинова. Пи-
сатель Богданов, побывавший в Японии,
рассказал © том, как происходят выборы
в японскай парламент. С большим инте-
ресом присутствовавшие прослушаля вы-
ступления знатного  комбайнера ордено-
носпа тов. ськина, Героя Советского (9-
за студента Военного института иност-
ранных языков тов. Ивитко, члена ок-
ружной избирательной комиссии тов. Вла-
сова.

Молодые избиратели послали письмо
другу и учителю молодежи-первому лде-
путату Верховного Совета ОССР товарищу
Сталину.

КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН

Юноши и девушки — молодые рабо-
чие и стуленты, офицеры и курсанты
военных училищ заполнили вчера ‘кра-
сочно оформленный зал Центрального
театра транспорта. Здесь был вечер мо-
лодых избирателей  Ирасногвардейского
района, посвященный Дню  Сталинокой
Конституции.

О стахановских успехах, о праве на
свободный труд, образование и отдых
Рассказала в своем выступлении на ве-
чере бригадир  комсомольско-молодежной
бригады Н-екого завода тов. Полякова—
олна из лучитих стахановок района, вы-
полняющая нормы на 400 процентов. С
большим интересом прослушали собрав-
птиеся речь заместителя начальника
Главсевморпути Героя Советокого Союза
тов. Белоусова. Он рассказал © транди-
озных победах советского народа, о 3а-
воеванных правах и огромных перепек-
тивах на будущее для советокого моло-
лото человека.

Вечер закончился концертом.

ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН

` Оживленно прошел праздничный кар-
навал молодежи Дзержинского района,
посвященный Дню Сталинской Конститу-
ции. В Центральном доме работников ис-
кусств собрались молодые рабочие, ста-

хановцы предприятий, отличники школ,
учащиеся ремесленных училищ, студенты
техникумов и вузов района. Всюду мель-
кали маски, яркие, красочные костюмы,

слышались смех, пение. В фойе были уст-
роены аттракционы, лотерея, почта.

С интересной программой выступили пе-
ред молодежью артисты московских теат-
ров. Коллективы художественной самодея-
тельности района показали свои лучшие
номера.

Карнавал закончился парадом
Обладатели лучших : костюмов
призы.

масок.
получили

Завод «Серп и молот»

Молодые сталевары и формовщики; то-
кари и елесари собрались вчера на Top-
жественный вечер молодых избирателей
дважды ортеноносного  завола «Серп и
молот», посвященный Дню Оталинской
Вонституции.

Заведующая отделом рабочей молодежи
ЦЕ ВЛЕСМ, денутат Верховного Совета
СССР тов. Сахарова рассказала о том, что
дала советская власть молодежи, и поде-
лилась своими впечатлениями 0 положе-
нин молодых рабочих во Франции я Анг-
тии, где она недавно побывала <  еовет-

ской делегацией на Всемирной конферен-
пии молодежи.

Затем выступили молодые избиратели
комсомольпы Филатов и Мухлна. С чув-
ством ралости и гордости они говорили 0
том, что будут впервые Участвовать в
выборах в Верховный Совет СССР. Or
имени заводекой молодежи они обратились
Бо всем рабочим завода © призывом раз-
вернуть ‹оциалистическое ‹оревнование
в честь предетоящих выборов.

На катках Лефортовского парка

На трибунах стадиона Лефортовского
парка культуры и отдыха вывешены ло-
зунги. На стенде, установленном около
большого — катка, портрет товарища
Сталина.

Сегодня с утра на катки устремятся
тысячи физкультурников с предприятий
столицы. В день празднования Сталинской

Конституции здесь устрамвается массовое
катание на коньках. В паэке хорошо под-
готовились к встрече посетителей. В ком-

натах отдыха и раздевалках — образцо-
вый порядок. Вечером катки будут осве-
щаться двенадцатью прожекторами, ре-
продукторы донесут праздничную музыку.

Юные артиллеристы
получают медали

В 3-й Московской — артиллерийской
спенцшколе радостный день. Выцускникам,
сдавиеим отлично экзамены, вручаются 0-
лотые и серебряные медали.

Вот к столу подходит А. Михайлов.
Директор школы тов. Таптыков  позхраз-
ляет выпускника < успешным окончани-
ем школы и вручает ему золотую медаль.
Серебряные медали получают В. Ашахмин
и 1. Севастьянов. Всё они сейчас являют-
ся курсантами 1-го гвардейского  мино-
метно-артиллерийского училища имени
Ерасина.

На торжественном вручении наград ири-
сутствовали: маршал артиллерии М. Чи-
стяков, начальнлк Управления высшими
учебными заведениями артиллерии Врас-
ной Армии генерал-лейтенант А. Курба-
тов, заместитель наркома просвещения
РСФОР генерал-майор А. Борисов, генера-
лы и офицеры артиллерии.

ве

Награды отличникам учебы —
молодым рабочим

В 30 школах рабочей молодежи стоха-
цы состоялось вручение золотых и Cepe-
бряных медалей выпускникам, которые
отлично сдали экзамены на аттестат зре-
лости без отрыва OT производетва.

Золотыми медалями награждены 14 че-
ловек, серебряными — 43 человека.

Среди награжденных: А. Селихов, ныне
студент Московского авиационного ин-
ститута имени Орджоникидзе, Б. Маркари-
чан — студент МВТУ их. Баумана,
С. Школьник — студентка медицинского
института и другие отличники учебы. ~

—&—
„ Воздушные корабли „.„
транспортируют газ
\ для аэростатов
В ближайшие дни с летной площадки

Первого отдельного воздухоплавательного
дивизиона отправляются в полет дирижаб-
ли «Победа» и «СССР В-12». Воздушные
корабли доставят в воздухоплавательные
части Красной Армии водород для аэро-
статов. С этих аэростатов советские па-
рашютисты совершают прыжки.

Серебристый воздушный корабль «Побе-
да» об’емом в 5 тысяч кубических метров
имеет в длину 50 метров. В одной сек-
ции дирижабля находится газ, необходи-
мый для полета, а в другой — газ, пред-
назначенный для аэростатов.

Сейчас аэронавты воздухоплавательного
дивизиона готовят к испытательному по-
лету новый дирижабль «Патриот» об’емом
в 8 тысячи кубометров. В элинге закан-
чивается монтаж и сборка нового воз-
душного корабля. Дирижабль «Патриот»
построен по чертежам советского конст-
руктора инженера-майора Б. А. Гарф.

>

Книги в подарок бойцам

Комсомольцы второго ‘курса. экономи-
ческого факультета Московского  госу-
дарственного университета завязали пе-
реписку с комсомольцами одного из под-
разделений Красной Армии, находящего-
ся в Венгрии. Воины попросили студен-
тов прислать им несколько книг худо-
жественной литературы. На другой же
день среди студентов книги были собра-
ны и вскоре отправлены. На-днях вонны
получат подарок московских студентов.

о

Выставка для Америки

КЛИН, 4 декабря. (Наш корр.). Посе-
тивший Дом-музей Чайковского в Клину
директор Национального совета америка-
но-советской дружбы Э. Смит обратился с
просьбой к работникам музея подготовить
выставку о жизни и деятельности велико-
го русского композитора для Америки.

Сейчас заканчивается изготовление этой
выставки. Она будет вскоре отправлена в
„США.

(

Ы спрашизаете обо всем, что было в
моей жизни за последние четыре го-
да. И хорошего было много, и приходи-
10сь тяжеленько... по-реякому. Не знаю.
право, о чем и рассказывать... Четыре т0-
да танки на Урале делал, орлен Ленина за
это получил. Вот и все. А уж если Bac
подробности интересуют, так я бы 06 0д-
HOM только случае вепомнил, © которого.
Можно сказать, мой настоящий трудовой
путь начался... о побеге < завода! Да. да!
И мы услышала любопытный рассказ.
Было это так...

...За окном лил дождь. Темнота раннего
вечера облепила промокигие батзки. Ветер
бестолково металея по <скользким дощатым
мостках, подталкивая и без того торопли-
вых прохожих. А радиорупор, установлен-
ный на коычие одного из зданий поселка,
как ни В Чем не бывало продолжал ‹©вое:

...Ямших, уныло напева-з-ая,

Вачает буйной головой...

П5рыв ветра нодхватил песню, ломчал
ее до мокрых стекол очна и, отирянув,
Увлек мелодию баяна за ‹000й, в сторону.

Паренек, лежавший на койке. рывком
повернулся к стене й еще плотней приль-
нул щекой к подушке.

Волга-Волга... Сталинград... Эх,
бы, ла < автоматом, да по немцам!

Голое певца проникал в <амую душу,
поднимая из глубины ее всю горечь на-
несенной пареньку обиды. Она подступала
Е горлу, застнлала все перед глазами мут-
ной пеленой. Сегодня Ваня Семушжин —
так звали паренька — решил после дэл-
тих раздумий попроситься на фронт. Он
даже выбрал и чуть ли не заучил все ©л0-
ва, нужные лля разговора, — такие неот-
Газимые слова. после которых его обяза-
тельно отпустят. Beth не может же он
сидеть на Урале и слесарить, когда стра-
на в такой опасности и немцы до Волги
дошли!

Но начальник цеха выслушал Ваню и,
смеясь, приставил свой палеп к черному
маесляному пятнышку на ванином носу.

— Сми уж, курновый! Й так ное ©
пятачок, а там, глядишь, и этот осколком
оторвет. И прибавил уже <ерьезно:— Сей-
час для таких, как ты, Урал — самое ме-
сто. Работать надо! Иди!

Ваня вспомнил эти слова, стротое и
сердито лицо начальника в конце фазго-
вора и вскочид с койки.

туда

Сын Родины

— АЯ возьму и не приду завтра в
цех, —прошептал он. — Ha 340 Ha фронт
убегу! А через два года приеду ¢ op-
денами, < оружием, попробуй тогда,
ТЕНИ меня пальцем: «Курно-00-сый!».

Ваня схватил фуражку. рывком натя-
нул старенькую ученическую шинель, 06-
тавшуюся после ремесленного училища,
завернул в обрывок газеты полбуханки
хлеба и, хлопнув дверью, выбежал на
крылу по.

На улице все так же бестолково суетил-
ся ветер, и вместе с дождем падали лип-
кие снежные хлопья.

— В Сталинград! — уже спокойно ска-
зал себе Ваня.

Он поднял воротник, <‘ежившись вошел
в холодную, сырую муть и зашагал к вок-
залу.

Поездов на запад не было. Только ма-
невровый паровоз, коротко и сердито пос-
вистывая. бегал ©рфеди большого косяка
товарных вагонов. Нужно было ждать. Ва-
ня зашел в вокзальное помещение, напол-
ненное до самого верха ровным гулом и
теплотой испарений. Цепляясь за тюки,
чемоданы и мешки, залевая спящих на
полу людей. протиенулея он в дальний
уголок, присел там и задремал.

Пробудил Ваню толчок. От резкого дви-
жения соседа, пожилого железнодорожпи-
ка, деревянный сундучок < большим двер-
ным замком опрокинулся на ванины ноги.
А железнолорожник даже не заметил это-
го. Воздужденно тряе он руку бородатого
дядьки в зеленой телогрейке и промко го-
верил:

— Понятно?! Свернуть Гитлеру голову
можно и должно! Сталин так сказал!

Ваня <онными еще глазами не отрыва-
ясь емотрел на железнодорожника.

— Лонятно-то оно, конечно, понятно,
— задумчиво протянул бородатый. —
Только вот...

— Чего «вот»? — насторожилея же-
лезнодорожник.

— Я говорю: тяжко все же... Сила-то
за немнем немалая...

— А ты думаешь Сталин не знает,
что нелегко победа лостанется? — мед-
ленно и веско ответил собеседнику же-
лезнодорожник. — Знает! Й всем нам так
прямо и говорит. Только есть у него ог-
фомная вера в наших людей... И желез-

нодорожник, обернувшись,
взял Ваню за рукав старенькой учениче-
ской пвинели. — Вот, к примеру, возьми
его. Ты в ремесленном чему обучаешься?

— Я уже выучился, — ответил Ваня.
— На слесаря. А теперь я ...я на заводе
работаю...

— Еще лучше! — подхватил желез-
нохорожник и, обращаясь в окружающим,
продолжал: — Вот этот пафень — сле-
сарь! Спросят, скажем, Сталина: так мол
и так, товарищ народный комиссаю 0боро-
ны, нужно выполнить срочный заказ для
фронта... И думаем мы поручить изгото-
вить тот заказ вот этому самому парню.
Только маленько сомневаемся: выполнит
ли? Молод уж очень, да и © нормой надо
прыгнуть процентов эдак на пятьеот —
шестьсот, чтобы заказ-то горяченьким к
самой атаке поспел...

Ваня слушал ¢ широко раскрытыми
глазами.

— А Сталин, — многозначительно под-
нял палец железнодорожнихк, — хоть и не
знаком < этим парнем, и в глаза-то его
никогда не вядал, а поразмыелит, при-
кинет и скажет: «Я вег-таки думаю, что
выполнит». Вот оно вера-то какая! Без
такой веры не то что воевать, — шагу
ступить нельзя!

Подошел поезд. Веё вокруг задвигалось,
зашумело, заволновалось. Ваню задевали
вещами, толкали сразу < нескольких сто-
рон, а он <тоял растерянный и не знал,
на что ему решиться.

«Что же получается?» — coodpaman
Ваня. — «Сталин на меня так надеет-
ся... Может и вправду срочный заказ за-
воду пришлет, а я...».

I, расталкивая руками суетящихся лю-
дей, Ваня стал пробираться к выходу на
привокзальную площадь. Уже шагая 0б-
ратно к заводу, он услышал протяжный
свисток. Это отправился в дальний путь
ноезд. Отправилея без него, без Вани Ce-
мушкина.

Простой это был рассказ и трогатель-
ный. И хочется мне закончить его про-
стыми словами самого Семушкина:

— Четыре года на Урале работал.
Вступил в комсомол, бригадиром стал.
Танки для Фронта делал. Орден Ленина за
это получил... Вот и все,

Юрий ВОЛГИН.

‚в страхе и
`фрицев уныло бредут под конвоем крас-

неожиданно

МОСКВА НОЧЬЮ. Внд на Музей Ленина и Красную площадь,

*   +

Фото Л. Петрова.  :

Москва, Москнва!

6 декабря 1941 года. Суровый мороз,
снежная метель. Неумолчно бьют сотни,
десятки сотен орудий. В небе непостижи-
мый рев сотен самолетов. Взвихривая сне-
жную пыль, мчатся танки. Цепь за цепью
поднимаются бойцы пехоты. Всзгласы:
«Да здравствует Сталин!>, «За Родину!».

И лавина Красной Армии мчится sa He-
мецкие укрепления. Взлетают в воздух
доты и дзоты, тысячи гитлеровцев оста-
ются в траншеях, на снегу. Тысячи бегут
панике. Вереницы пленных

ноармейцев.

Мы рванулись вперед по приказу
Сталина, мы начали разгром немецкой ар-
мии. И в минуты радости, в часы неверо-
ятных трудностей одно горячее, вдохновен-
ное слово согревало нас, воодушевляло.

Москва моя... Сколько раз повторяли мы
эти слова, скитаясь по фронтовым дорогам
страны своей, странствуя в чужих краях
и государствах! Живя в Москве, изо дня

‚  в день шагая по знакомым улицам, не за-

мечаешь порой всей ее красоты и очаро-
вания. Но стонт только расстаться © ней,

„стоит только отдалиться от одной из ее

застав, как необычайная, какая-то почти
волшебная сила и томящая ‚сердце тоска
влекут тебя обратно к ней. И в какие бы
чужие и далекие. земли не увел нас лолг,
перед боем каждый боец со своей затаен-
ной мечтой глядел на восток, где над ле-
сом занимается заря, предвестница нового
зарождающегося дня, нового сражения.
Каждому радостно знать, что в той сторо-
не, откуда восходит солнце, лежит Моск-
ва, оттуда мы ринулись в гущу событий.

Закроешь глаза, и всплывает она перед
глазами, необыкновенно прекрасная, почти
сказочная. Четко вырисовываются зубцы
вековечного седого Кремля и выгнуты,
точно небрежно брошенные рукой строи-
теля, мосты кад Москвой-рекой, и кажет-
ся милым наше московское несоответствие
—немудреный лабиринт древних закоулков
и широкие, полные русского простора и ве-
сенней хрустальной синевы, площади и
улицы.

Но никогда человек не испытывал такой
жгучей, необ’ятной тоски по Москве, как в
те дни, когда он бывал заброшен в глубо-
кий тыл врага. Она казалась тогда недо-
сягаемой, потому что путь к ней преграж-
дали немецкие кордоны, танки, пушки, ав-
томаты немецких солдат. И тогда вспо-
миналась каждая деталь, которую не за-
мечал раньше. Каменный старенький лев
на крыльце соседнего дома; * фонарь по-
средине улицы, который раскачивает-
ся, как маятник, и по мостовой от тро-
туара до тротуара скользит желтый круг
света; девичий профиль в окне; старая
мать < кошолкой на руке, идущая по ут-
рам за хлебом в булочную на Таганской
площади; и раскрывающийся занавес сце-
ны, где колышутся легкие шелковые пла-
щи, звенят, скрещиваясь, рапиры, и нетер-
пеливый Ромео произносит пылкие слова
любви своей Лжульетте.

Москва, Москва! Уйдя в бой от тебя,
мы не боялись ничего — ни огня, ни смер-
ти, ни злобы врагов, ни бесконечных до-
рог. Мы жили завтрашним днем, потому
что завтра всегда было ближе к победе,
к Москве, чем сегодня. И возвратившись
в нее после долгих странствий, как упои-
тельно хорошо бывает в предвечерние ‹у-
мерки пройтись по ее улицам медленным
шагом одному или вместе < друзьями. Все
здесь до боли знакомо и дорого сердцу
каждый угол, каждая колонна.

Улица Горького. Спускаясь вниз, мчатся
по ней лакированные автомобили, на ми-
нуту задерживаются у светофоров, потом
срываются с места и стаей несутся даль-

ше. Вот Пушкин, удобно и привычно стоя-
щий на пъедестале. При встрече с ним
хочется крикнуть, как ‘старому знакомому:
«Здравствуйте, Александр Сергеевич, вот
вернулся с фронта». У его подножья всег-
неугомонные ребятишки.
Пройдешь немного дальше, увидишь крас-

да копошатся

ное с белыми колоннами здание Моссове-

та. Потом ниже — гостиница Москва и

большая, просторная Манежная площадь;
затем Красная площадь, рубиновые звез-

ды на фоне чернеющего бархатного неба,

аккуратные елки вдоль кремлевской сте-

ны, мраморный мавзолей Ленина. Спасская

башня с часами, звон которых радио раз-
носит во все уголки просторной нашей
державы.

Немцы, подступив к Москве, в бинокль

разглядывали главы
Кремлевские — башни,
вкушали удовольствие,
шировать по Красной
это время Ha
Ленина поднялся

Ивана Великого,
злорадно
намереваясь мар-
площади.
трибуну

Сталин и на

мии, всему немецко-фашистскому государ-

ству: немцы умостили своими телами до-

рогу от Москвы до самого Берлина.
С Красной площади можно ‘спуститься
на ‚набережную, сесть на пароход и прое-

хать по Москве-реке под Крымским мос-
том, мимо Парка культуры и отдыха име-
горам. На
этих горах, на виду у всей Москвы, встав

ни Горького, к Воробьевым

на колени, поклялись пожертвовать жиз-

нью в борьбе против мрака и деспотизма

юные Герцен и Огарев. Сюда приводил
спорить и веселиться своих героев, рус-
ских студентов, писатель Леонид Андреев.
Здесь часто гуляли мы и, держа в ладони
руку любимой, вырезали на одинокой бе-
резе свои имена. Внизу под горой рассти-
лался город, переливался золотой рос-
сыпью огней.

Перед нами внизу лежала Москва, ве-
селая, работящая, ‘ гостеприимная, умная
русская Москва.

Вспомним: орды монголов когда-то не-
слись на полудиких лошадях < длинными
гривами по степям нашей Родины, сея
гибель городам и селам. Казалось, ничем
не остановить эту озлобленную лави-
ну, опустошавшую русскую землю. Мо-
CKBa возглавила борьбу.
Донского, поклонившись родной земле,
вышли навстречу татарам и в гневном
единоборстве разгромили их наголову.

Многие — немцы, поляки, французы —
пытались пробраться в Москву и утвер-
дить свою власть над Россией. Но. всегда
они с треском вылетали из московских
ворот. Пуще всего стремились в Москву

немцы, Генерал Брусилов замечает, как
перед первой мировой войной в городе
Киссингене по какому-то случаю или
празднеству устраивался фейерверк. На

центральной площади была построена де-
корация Московского Кремля ¢ башнями
н с главами’ церквей, с воротами. Когда
же начался фейерверк, на глазах у гуля-
ющих немцев неожиданно загорелось это
огромное сооружение. Оно трещало и ру-
шилось, а в это время духовой оркестр
исполнял увертюру Чайковского «1812
год». Немцы вопили, визжали, хохотали,
аплодировали, а через некоторое время
они уже шли завоевательным походом в
Россию.

С тех пор прошло 30 лет. За это время
Москва пережила две резолюции. Многое
изменилось в ней. Великий Ленин пред-
начертал свой особый путь России и Мо-
сквы. Великий Сталин преобразил совет-
скую столицу. Москву. старую, фаму-
совскую, купеческую, не узнать сейчас.
Она изменилась по смелому плану боль-
шевиков и сверкала своей ослепительной
красотой, когда началась Великая Отече-

пред-

Но в
мавзолея
весь
мир продиктозал приговор германской ар-

Воины Дмитрия

ственная война. В тот памятный выходной
день она как бы замерла, прислушиваясь
к словам товарища Молотова, еще не осо-
знав и не постигнув свершившегося и по-
ражаясь неслыханному вероломству вра-
гов.

Москва разослала эту трагическую
весть по всей стране. Затем мы, москви-
чи, расстались с ней и надолго ушли
в поход, в огонь, чтобы встретиться ли-
пом к лицу с врагом.

Сердце наше выдержало всю тяжесть
утрат и разлуки. Прошло 4 лета, пыльных,
знойных, изнуряющих, мучила жажда, ло-
пались пересохшие губы, душила пыль, на
лопатках выступала горькая соль. Но мы
жили, боролись!

Прошли четыре осени, наполненные уны-
лыми дождями, какой-то необычайно плот-
ной, концентрированной теменью, вязкой
грязью троп и мокрыми ветрами. Но мы
жили, боролись, воевали!

Четыре лютых зимы промелькнуло. В
жесточайшие морозы мы спали на снегу, во
сне смерзались ресницы так. что трудно
было их разлепить, рубили топором бухан-
ки хлеба, клали в рот хлебные жгучие
осколки, отогрезвали их языком и прогла-
тывали. Но урывали для души кусочек
тепла в тесной землянке. Мысль о Москве
согревала сердце. и в пургу под завыва-
ние ветра, вихря снега шли в атаку. Мы
жили, боролись, воевали и побеждали!

вёсны проходили по фронтовым око-
пам, как долгожданные гостьи во всей
своей неповторимой красоте. На наших
глазах начиналось половодье рек. отцве-
тали багряные розы, пенистая сирень, яр-
кие, как кровь, маки и рыжие подсолну-
хи. Вёсны как-то быстро оставались по-
зади. И только воспоминания о них 0
пустынных предрассветных московских
бульварах, о письме, написанном под ше-
лест листьев, как отзвук, хранятся в ка-
шем сердце.

Бои еще шли в Смоленске, в Вязьме.
Бойцы отстаивали каждый шаг, а по ве-
ликому плану и приказу человека, который
был в те страшные дни надеждой, пору-
кой, душой и волей Москвы и страны,
мчались к столице один за пругим эше-
лоны < бойцами, с техникой, с боеприпа-
сами. И Москва уже была одета в бро-
ню, в железо, опоясана металлическими
ежами и противотанковыми рвами. Суровая,
молчаливая и решительная. она готова бы-
ла к любому ‹<ражению. М грянул под
Москвой решительный бой. Солдаты по
12 раз в день ходилв в контратаки, ра-
неные. истекающие кровью хватали за
горло врага последней мертвой хваткой. И
мы выжили, победили!

От Москвы проложили бессмертный путь
на Берлин. Вместе с армией я шел в Гер-
манию и наблюдал, как трещала и руши-
лась немецкая военная машина, под кочец
не выдержав нашего натиска.

Я об’ездил много стран, видел много
городов. Проехав по этим городам и вер-
нувшись домой, я еще больше полюбил Мо-
скву иеще глубже убедился, что русскому
человеку нет нигде земли, более близкой,
более дорогой и неповторимой, чем Мо-
сква. Стоит только заглянуть немного впе-
ред — и во всем великолепии увидим
контуры нашей будущей столицы. Прямые
улицы, дворцы, уносящиеся в высь к
звездам, цветущие скверы, прекрасные
подземные ‘магистрали, новые мрамооные
станции метро и музыка Чайковского на
площадях. Пройдет время, и юношество
всех стран и народов еще болыше потя-
нется к ней на поклон, за примерами
жизни и мужества, за знаниями и творче-
ством. Для этой цели стоит жить и рабо-
тать не покладая рук.

Капитан Д. РАКИТИН.

_Морокие волны служат человеку

АВТОСТРАДА проходила вблизи воды,

вдоль берега Калифорнии. Ее экспло-
атировали многие годы. Она была недо-
ступна морским волнам. Но однажды, ко-
гда по автостраде, как обычно, мчались
автомашины, море внезапно ринулось на
берег. Яростные волны размывали его,
унося с собой в откоытое море частицы
породы и ила. В короткий срок волны
разрушили часть берега и начали атако-
вать автостраду.

Американские инженеры, безуспешно бо-
ровшиеся с натиском волн, наконец Ha-
шли остроумное решение задачи. В 100
метрах от берега затонуло судно. Прошло
всего три дня, и берег протянулся в море
широкой песчаной перемычкой. До судна
можно было дойти по суше. Инженеры
взорвали корабль, и мгновенно разруши-
тельная работа волн прекратилась.

Ученые всего мира изучали динамику
морских берегов, пытались выяснить при-
чины возникновения песчаных кос. отме-
лей, пересыпей и т. д. Многие из этих во-
просов оставались загадкой.

В течение десятка лет возникновением

se

Ценные открытия
советского ученого
©

прибрежных образований занимался совет-
ский ученый, доктор географических наук
профессор В. П. Зенкович. В результате
долголетних наблюдений им раскрыт ряд
законов действия волн, передвигающих
гальку и песок по дну моря. С каким бы
препятствием не встречались волны, будь
то выступающий берег, неудачно постав-
ленный мол, затонувшее судно и т. д., они
уже не могли дотянуть песок и распреде-
лить его вдоль берега. Оставив свою но-
шу, волны вновь кидались на соседние
участки берега, разрушая их. Так, нара-
щивая берег в одном месте, образуя ко-
сы, перемычки пересыпи и т. д., они ` в
другом месте разрушали берег, угрожая

портовым сооружениям, молам, прибреж-
ным селениям и т. д,
Изучив механизм действия морских

волн, профессор Зенкович пришел к ин-
тересным выводам. Им найден тип неболь-

шого сооружения, с помощью которого без
больших затрат и трудоемких процессов
можно строить молы, соединять острова с
материками, двигать берег в глубь моря,
менять его очертания. Стоит поставить та-
кое сооружение вблизи берега, как море
и время закончат работу, начатую челове-
ком. После того, как песчаная перемычка
соединит землю с сооружением, берег мо-
жно подвинуть вперед.

Профессором Зенковичем решен также

вопрос о причинах возникновения песчаных
мелей.

Недавно в Москву возвратилась экспа-
диция лаборатории океанологии Академии
наук СССР. Геологи, географы, биологи и
другие научные сотрудники, надев водо-
лазные костюмы, обследовали западное
побережье Крыма, проследили движение
песчаных наносов от места их возникнове-
ния до места образования прибрежных
песчаных отложений. Работа экспедиции
полностью подтвердила правильность тео-
ретических выводов проф. Зенковича, кото-
рый сделал своей работой ценный вклгд
в мировую науку.